Свитязь мицкевич краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

В Новогрудской стране лежит огромная равнина озера Свитязь в чёрной оправе лесов. Ночью в нем отражаются два месяца. Оно сливается с небом, и не видно его берегов. Только смелый человек может подъехать к нему ночью: иногда там пируют или дерутся черти. Оттуда слышится "гром битвы, стон женский, тревога, набат, стук, грохот". А когда всё стихнет, то слышится звук женской молитвы. Владелец озера заинтересовался, что же это могло быть Он заказал огромный невод, и с благословения ксендза его закинули в озеро. Вытащили невод с живой женщиной, очень красивой. Она рассказала,что когда-то на месте озера был город, который назывался Свитязь. По просьбе соседнего правителя, владелец города послал своё войско на помощь соседу, а город Свитязь остался без защиты. Враги захватили его и расправились с его жителями. Оставшиеся в живых женщины и дети превратились в цветы и травы. Рассказав это старинное предание, женщина скрылась в водах озера и никто её больше не видел.

адам мицкевич свитязь краткое содержание

7 класс

События происходят на озере Свитязь возле Новогрудка в Беларуси. Озеро Свитязь находится среди лесов. Оно сливается с небом, его берегов не видно. Озеро — как льдина; водная дикая пустыня; его берега, покрытые серебряным сиянием.

Озеро пугает людей ночью, только смелый человек может подъехать к нему. Говорят, там гуляет нечистая сила, из-под воды слышен женский стон, звон оружия, крики боя. А когда все стихнет, то слышится звук женской молитвы.

Владелец озера заинтересовался, что же это могло быть? Он был богатым господином, славным потомком своего рода. Господин велел построить лодки и сплести невод длиной 200 аршин (200 х 0,7 = 140м). Получив благословение священника (ксендза) невод забросили в озеро. Вытащили его с женщиной, очень красивой. Кудри ее были белые; уста, как кораллы; глаза большие и синие.

Девушка рассказала, что любой смельчак, который пытался раскрыть тайны озера был обречен. Однако она отметила, что на этот раз этого не произошло по двум причинам. Во-первых, собственник имущества в Плужином, как наследник бывших жителей местной резиденции, имел моральное право интересоваться озером, а во-вторых, благодаря священнику, он мог рассчитывать на Божью благодать.

Далее нимфа рассказывает, что когда-то здесь был город Свитязь, который принадлежал славной стране Туган. Древней столицей литовского княжества был город Новогрудок, которым правил князь Миндовг. Однажды могучая русская рать осадила Миндовга, а князь не имея возможности защитить свое княжество, позвал на помощь князя Туган.

Правитель города Свитязь собрал своих воинов и подготовил их к походу на Новогрудок. Но потом его одолели сомнения. Он понял, что когда пойдет на помощь князю, то покинет свой город, вместе с женщинами и детьми, без защиты. Тогда его дочь (это и была девушка, которую достали из озера) успокоила его, сказав, что ей снился сон, что ангел защитит женщин и детей, когда мужчины уйдут на войну. После этих слов Тухан отправился в путь со своим отрядом.

К сожалению, вскоре на город напали вражеские солдаты. Отчаянные женщины готовы были покончить с собой, но не сдаться врагу: «Ах, лучше мы сами себя умертвим: Избавит нас смерть от позора“.

Увидев, что люди готовы совершить самоубийство, дочь князя, чтобы избежать греха, попросила Бога спасти жителей города.

«Когда мы не можем бороться с врагом,
‎С мольбою одно Тебе скажем:
Пусть лучше убьёт нас небесный твой гром,
‎Иль в землю живые мы ляжем“.

Рассказав эту историю, женщина исчезла в водах озера и никто ее больше не видел.

В Новогрудской стране лежит огромная равнина озера Свитязь в чёрной оправе лесов. Ночью в нем отражаются два месяца. Оно сливается с небом, и не видно его берегов. Только смелый человек может подъехать к нему ночью: иногда там пируют или дерутся черти. Оттуда слышится "гром битвы, стон женский, тревога, набат, стук, грохот". А когда всё стихнет, то слышится звук женской молитвы. Владелец озера заинтересовался, что же это могло быть? Он заказал огромный невод, и с благословения ксендза его закинули в озеро. Вытащили невод с живой женщиной, очень красивой. Она рассказала,что когда-то на месте озера был город, который назывался Свитязь. По просьбе соседнего правителя, владелец города послал своё войско на помощь соседу, а город Свитязь остался без защиты. Враги захватили его и расправились с его жителями. Оставшиеся в живых женщины и дети превратились в цветы и травы. Рассказав это старинное предание, женщина скрылась в водах озера и никто её больше не видел.

Ну не знаю пойдет или нет. Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.

Литература является неотъемлемой частью школьного образования.

С малых лет, придя в школу мы читаем учебник и хрестоматию. Также, учителя нам задают читать вслух произведения и наизусть учить стихотворения. Но для чего же это?

Как мы знаем, литература играет важную роль в познании мира. У каждого произведения есть свои герои и образы, через которые передаётся нравственные проблемы и моральные принципы. Мы анализируем поведение, тем самым придавая смысл своим поступкам (добро-зло, что лучше сделать и как).

Также, хорошие качества чтения литературы отвлекают нас от внешних проблем. Нас завлекают красивые рассказы о жизни того времени, путешествиях, исторических конфликтах. Это тоже своего рода "отдых для души".

Есть много людей, которые совсем не любят читать. Школа прививает нам любовь к чтению, также как и ко всем предметам.

Поиски счастья — основная тема многих произведений русских писателей Весьма своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, лицемерную и агрессивную политику византийских "святош". Их языческие поклонения были гораздо ближе простому народу. Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь". Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней. Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей. Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила". Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье. Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень!" Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка. Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись". Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее". Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места. Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. "Стреляли, конечно, в Дуняху не один раз, да она, видно, на это счастливая уродилась, а в народе еще сказывали, будто перед стрелком кошачьи уши огнями замелькают, и Дуняхи не видно станет". Но та же волшебная кошка губит незадачливого добытчика, барского прихвостня Ваньку Сочня. Посмеялась над ним и Хозяйка Медной горы, пообещав, что он "на всю жизнь будет доволен" ее подарком. "Наградил" его приказчик из своих рук зуботычиной, а "от казны" прибавили розгами, после того как зеленые камешки обратились в прах в руках барина. Не помогают чудесные помощники ни Яшке Зорко, ни Кузьке Двоерылко, жадным и корыстным людям. Все их усилия овладеть секретами добычи горных богатств, найти "ходок" или "травяную западенку" тщетны. Неспроста, видно, сказы-то были "тайными"! Их хранили в тайне от барских прислужников, передавали из поколения в поколение только в семьях потомственных рабочих.

Сначала попробуй разделить текст на части потом Выдели все эти части в книге а уже попозже напиши план Если уверен что все правильно

В Новогрудской стране лежит огромная равнина озера Свитязь в чёрной оправе лесов. Ночкой в нем отражаются два месяца. Оно сливается с небом, и не видно его берегов. Только отважный человек может подъехать к нему ночкой: время от времени там пиршествуют либо дерутся черти. Оттуда слышится "гром битвы, стон дамский, тревога, набат, стук, грохот". А когда всё затихнет, то слышится звук женской мольбы. Обладатель озера заинтересовался, что же это могло быть? Он заказал громадный невод, и с благословения ксендза его закинули в озеро. Вытащили невод с живой женщиной, очень благовидной. Она рассказала,что когда-то на месте озера был город, который назывался Свитязь. По просьбе примыкающего правителя, обладатель городка послал своё войско на помощь соседу, а город Свитязь остался без охраны. Недруги пленили его и расправились с его жильцами. Оставшиеся в живых дамы и дети превратились в цветы и травки. Рассказав это старинное предание, дама скрылась в водах озера и никто её больше не видел.

72838874 (525x700, 278Kb)


Озеро Свитязь - одно из сакральных мест Беларуси. Наверное, даже если бы случилось страшное и его - о, ужас! - не стало, все равно оно уже навсегда обогатило нашу землю и народ своим завораживающим романтическим наследием. И теперь понятия Свитязь и легенда неразделимы.

Когда-то на месте озера Свитязь, по соседству с Новогрудком, располагался могучий и красивый город Свитязь, основанный благородным князем Туганом. Однажды на Новогрудок напали враги, и Туган со всей своей дружиной отправились на подмогу другу Миндовгу, оставив дома женщин - среди них красавицу дочь, детей и стариков. Князь опасался за судьбу близких, но не мог отказать Миндовгу в поддержке, да и дочь настояла на том, чтобы отец вел войско к Новогрудку, уповая на помощь Бога. Только воины покинули родные дома, как на город напал царь Руси. Стены Свитязи должны были уже вот-вот рухнуть. Видя это, горожане предпочли смерть плену, стали жечь свое добро, чтобы не досталось захватчикам. Дочь князя не знала, как быть. Принять смерть? И попросила у неба забрать людей живыми. Тогда разверзся дол, и исчез город вместе с жителями, а на его месте образовалось чарующее озеро, вокруг которого выросли белые цветы, которые в народе прозвали "царями".

Красивая, трогательная и трагическая история. Она запала в душу Адама Мицкевича. Так родилась его прекрасная баллада "Свитязь". Поэт живописует озеро столь ярко и точно, что, прочитав его строки, уже кажется, что и сам там побывал, увидел окружающие красоты и даже послушал грустный рассказ дочери князя Тугана.

Вторая замечательная баллада А.Мицкевича, "Свитязянка", - прекрасная и грустная история о несостоявшейся любви озерной девы-красавицы и молодого охотника, не выдержавшего испытания на верность любимой и жестоко за это поплатившегося:

"Клятву забыў ты, забыў i параду,
Помнiш, казала я - мiлы,
Тут пакаранне чакае за здраду
i там, дзе холад магiлы.

(А.Мицкевич. "Свитязянка". Перевод А.Зарицкого.)

свитязь (700x330, 226Kb)

Необычное озеро

Места вокруг Свитязи - это граница Новогрудского и Кореличского районов - по праву называют мицкевичскими. Поэт провел здесь много дней и писал свои прекрасные произведения под сенью свитязянских, новогрудских вековых дубов.

Свитязь - озеро во многих смыслах необычное. В него не впадает ни одна речка, а вытекает лишь Своротва, приток Молчади. Удивительное явление - уровень воды в Свитязи всегда одинаковый, независимо от таяния снега, больших дождей или засух. Такому постоянству издавна удивляются местные люди. О чем и рассказывает очередное предание.

Когда-то тамошний пан приказал крестьянам прорыть два канала, чтобы спустить из озера воду и посмотреть, что же там на дне. Вода так стремительно пошла по каналам, что затопила несколько домов в деревне. А пану после этого явилась во сне дева по имени Свитязь и строго предупредила: если не оставит своей затеи, озеро разольется так, что затопит все вокруг на семь миль. Пан испугался, и каналы засыпали, но следы их, говорят, сохранились по сей день. И все же пану не терпелось знать: откуда поступает вода в озеро и куда уходит? Тогда по его приказу поймали трех щук, окольцевали и пустили в озеро. Прошло некоторое время, и двух щук выловили: одну в Озеранах, возле Новоельни, другую - в Колдычевском озере под Барановичами. Так пан узнал о подземных источниках, которые связывают озеро Свитязь с другими озерами.

Откуда все же взялось озеро Свитязь?

Его котловина образовалась более 12 тысяч лет назад. Озеро относится к бассейну Немана. Максимальная глубина - более 15 м, средняя - 3,5 м. Свитязь - центр современного государственного ландшафтного заказника "Свитязянский". Расположено озеро на высоте 258 метров над уровнем моря. Его площадь - 2,24 кв. километра. Длина - 1,65, ширина - 1,48 километра. У берегов дно песчаное, дальше выстлано черным илом. Озеро медленно зарастает. И в воде, и вокруг сохранились редкие виды флоры и фауны, занесенные в Красную книгу Беларуси. Некоторые относятся к доледниковому периоду: например, тетрадиниум яваникум - редчайший вид, впервые описанный на острове Ява. Сохранились реликты высшей водной растительности, среди которых лобелия Дортманна. Само озеро занимает 177 гектаров, почти вся остальная площадь заказника - леса. Около восьмидесяти процентов их естественного происхождения, немного больше двадцати - лесные культуры, главным образом хвойные породы. Есть и смешанные дубовые, еловые, березовые массивы.

Человек начал селиться на берегах Свитязи в очень давние времена. Подтверждение тому - найденная стоянка позднего палеолита возле деревни Валевка. Выходит, история Свитязи по-настоящему седая. А иначе и быть не может, откуда бы тогда взялись все прекрасные свитязянские легенды? Такие предания доходят только из старины глубокой. Глубокой, как само озеро Свитязь.

Читайте также: