М пришвин ребята и утята 2 класс школа россии технологическая карта
Обновлено: 05.07.2024
– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский: (слайд2)
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”
– На долю кого выпала бы эта благодарность?
– М.Пришвин. (слайд3)
2. Викторина по творчеству М.Пришвина.
1) “Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.”
– “Журка” (слайд 5)
2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.”
– “Лисичкин хлеб” (слайд 6)
– Какие еще произведения М.Пришвина вы читали? (слайд 7)
– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?
– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. (слайд 8)
IV. Изучение нового материала
– Прочитайте заглавие рассказа.
– “Ребята и утята”
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
1) Словарная работа.
- Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 10)
- Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 11)
- Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
- Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 12)
- Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 13)
- Кузница – помещение, где работают кузнецы. (слайд 14)
2) Физминутка.
3) Чтение рассказа.
– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
(Чтение рассказа учителем)
4) Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
– Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко?
– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Какие пословицы о маме вы знаете?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.
5) Работа над иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?
6) Работа с пословицами.
– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 15)
– Прочитайте их про себя.
– Вслух прочитает первую пословицу …
(Умел ошибиться – умей и …)
(Сей добро, посылай …, оделяй …)
– Продолжите пословицу.
– Сей добро, посылай добро, оделяй добром.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
7) Определение главной мысли рассказа.
– Как автор назвал свой рассказ? (слайд16)
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (слайд 17)
– Докажите, что М.Пришвин – человек
8) Заключительное слово.
– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс. М.Пришвин. Ребята и утята.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnoe_chtenie_2_klass._m.prishvin._rebyata_i_utyata_.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тип урока : урок освоения новых знаний и способов действий
2) Развивать у детей общеучебные регулятивные УУД (анализировать содержание произведения ); коммуникативные УУД в процессе работы в группах (в паре): умение взаимодействовать, сотрудничать, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать свою точку зрения; познавательные УУД ( извлекать информацию из текстов произведения , анализировать лирические произведения ,выразительное чтение ,нахождения в нём главного содержания); личностные УУД (формировать нравственно-этическая ориентацию, эмпатию)
3) Воспитывать интерес к чтению произведений детской литературы , к личности М.М. Пришвина , бережное отношение к природе и животным
2) Обучающиеся проявят умение анализировать содержание произведения , оценивать свою работу на уроке, умение взаимодействовать, сотрудничать, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать свою точку зрения, извлекать информацию из произведения , ориентироваться в ним , нахождения в нём главного содержания
3) Обучающиеся продемонстрируют интерес к теме урока, к личности М. Пришвина , бережное отношение к природе и животным
Оборудование: проектор, ноутбук
2.Карточки для самостоятельной работы
3. Слайд- презентация
Мотивация к учебной деятельности
мобилизации сил и
деятельностью и ее
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.
Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.
- Огорчаетесь смене погоды.
- Радостно сообщаете друзьям — !
Мы пойдем в зоопарк.
- Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы — ?
- Уточняете, кто пойдет в зоопарк — ?
- Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк — ?
- Меняется ли смысл предложения в зависимости от интонации ?
- Какой вывод можно сделать ?
В зависимости от интонации меняется смысл предложения
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Регулятивные УУД : коррекция, прогнозирование
Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатом деятельности, анализ, синтез поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли
- Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
- Как называется раздел, который сейчас познаем?
- Произведения, каких авторов мы уже узнали?
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.
- Кто запомнил , в каком городе родился писатель?
-По какой специальности Пришвин закончил университет ?
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А кто будут главные герои мы узнаем, отгадав загадку
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
- Как думаете , какая тема урока ?
- Какие цели поставим перед собой ?
О братьях наших меньших
Б. Заходер, , И. Пивоварова
Человек , которой поможет тебе советом или делом , может совершить не задумываясь подвиг , не может пройти мимо беды
Данная технологическая карта расчитана на 2 класс. Материал поможет вам организовать урок литературного чтения по заданной теме.
Предмет: Литературное чтение.
Цель: познакомиться с жизнью и творчеством М.Пришвина.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Воспитывать особое отношение к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире(Л1);
Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других (Л2);
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (РУУД);
Развивать навыки читать в соответствии с целью чтения (РУУД);
Формировать умение отвечать на вопросы учителя и учебника (ПУУД);
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою точку зрения (КУУД);
Развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (КУУД).
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Формировать умение выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам;
2. Формировать умение соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком;
3. Формирование умение ориентироваться в учебной книге, её элементах.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(формируемые
на данном этапе урока)
Методы обучения, КРР
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Петровна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других (Л2);
Формирование готовности к восприятию учебного материала.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Урок наш начнем с речевой разминки: Ребята, у нас на улице так холодно, что замерзли руки.
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дикции
Приложение 1
- Прочитайте про себя
- Начинайте читать в медленном темпе с переходом на быстрый.
Проверка д/з.
-Напомните, что было задано на дом?
Вместе с учителем выполняют речевую разминку.
Проверяют домашнее задание.
Воспитывать особое отношение к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире (Л1);
Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других (Л2).
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: освоение нового знания, способа действий
3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания.
3.3.Первичное закрепление
3.4. Повторение и включение в систему знаний
-Ребята, я написала вам фамилию автора, но буквы рассыпались. Определите, фамилия какого автора спрятана здесь.
-Да, как вы умаете, какова тема урока?
- Какие цели мы перед собой поставим?
Биография писателя
Приложение 2
–Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
-Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А с каким именно, вы узнаете сами. Предположите название рассказа, глядя на картинки.
-Как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе?
- Теперь посмотрите на доску, я выписала слова из рассказа, так как они могут вызвать у вас затруднения, давайте поработаем с ними.
Приложение 3
Учитель читает рассказ.
-Ребята, какие слова были непонятны?
- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлённые? Почему?
-А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому?
- Как называет писатель утят?
-Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?
-С чего начинается рассказ? Прочитайте.
-Опишите встречу утят с ребятами.
-Кто помешал мальчишкам? Докажите словами из текста.
-Какое приказание дал им взрослый?
-Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
-Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
Работа с пословицами.
-Прочитайте пословицы на странице 134, найдите из них ту, которая подходит больше всего к рассказу М.Пришвина.
-Обратит внимание на слайд. Попробуйте пересказать рассказ с помощью плана.
-Изучить творчество М.Пришвина.
Делятся своим мнением.
Словарная работа.
Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
– Знак уважения.
Работа с пословицами.
Пересказывают текст при помощи плана.
Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (Р);
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою точку зрения (К);
Формировать логические действия сравнения, анализа, обобщения стихотворений (П);
Развивать навыки смыслового чтения стихотворений в соответствии с целями и задачами (Р).
Воспитывать особое отношение к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире(Л1);
Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других (Л2);
Развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (К).
Беседа, демонстрация, выразительное чтение
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Что нового узнали на уроке?
-Что у вас особенно получилось?
Выберите уточку, если
- Я хорошо работал на уроке и я всё понял и смогу помочь другим.
-Я не всё понял, и мне нужно ещё раз вернуться.
-Как называется рассказ, изученный на уроке?
Что вы сможете сказать об авторе?
Чему он учит нас?
-Спасибо за работу, урок окочен, можете убирать свои рабочие места.
Дети делятся своими впечатлениями.
Оценивают свою деятельность.
Делятся своим мнением.
Дети убирают свои рабочие места.
Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других (Л2);
Развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (К).
Приложение 1
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Приложение 2
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
Приложение 3
Верста - (русская мера длины, равная 1, 06 км)
Паровое поле – (невспаханное поле с осени, пары)
Овсяное поле - засеянный овсом
Чирок – свистунок - это очень маленькая уточка, которая живет в наших водоёмах.
-учить анализировать произведение;
- учиться осознанно воспринимать содержание художественного текста;
- Воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
- Научить планировать урок, развивать у детей логические мышления.
Задачи урока:
Личностные умения.
Оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Познавательные умения:
Умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.
Регулятивные умения:
- Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные умения:
Умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе в парах. Оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка
Предметные умения:
Умение выразительно читать произведение, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста;
Находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Дети приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку.
2.Речевая разминка.
-Прочитайте стихотворение скороговоркой.
Стала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
- Прочитайте скороговорку медленно, с ускорением, сердито, весело.
Дети выполняют задания учителя.
3.Постановка цели урока.
- Ребята, отгадайте загадку.
По реке плывёт корабль
Громко крякает корабль
- Посмотрите на экран.Вы узнаете этого человека?
-Что вы о нем знаете? Кто он?
- Ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, о чём мы будем говорить, над чем работать?
4.Работа по теме урока.
1.Работа с текстом (фронтальный опрос, выборочное чтение).
2. Что такое верста?
3. Сколько в 1 версте километров?
5. Куда вела дикая уточка своих утят?
6. Что сделали ребята, когда увидели утку с утятами?
7. Что автор приказал ребятам сделать, когда увидел, чем они заняты?
8. Сколько утят было у мамы-утки?
9. Что крикнул автор уточке и предложил ребятам сделать то же самое?
10. Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят?
-Верста – это русская мера длины.
-В 1 версте 1 километр.
-Кузница – это место для работы кузнеца.
-Дикая уточка вела своих утят к озеру.
-Когда ребята увидели утку с утятами, они закидали ее шапками.
-Автор приказал ребятам вернуть утят маме.
-У мамы-утки было пять утят.
5. Физминутка.
Вышли уточки на луг
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют . (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
И опять настала тишь. (Сели)
Повторяют движения за учителем
5.Продолжение работы по теме урока.
1. Работа в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
2. Перечитайте рассказ М. Пришвина, разделите его на части. (Самостоятельная работа учащихся.)
-Прочитайте первую часть. Как вы ее озаглавили? (Так же определяются следующие части.)
- Сравните полученный план с тем, что дан в учебнике на с. 135.
- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлённые? Докажите.
-А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому?
-Смогли ли ребята понять свой поступок?
-Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?
- Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга.)
Дети работают в парах.
Дети читают, говорят названия частей.
Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
6.Закрепление изученного материала.
1. Пересказ текста.
-Подготовьте пересказ текста по полученному плану. (Через определенное время — пересказ. Могут ответить несколько учеников.)
2.Работа с пословицами. Учебник стр.134.
- Прочтите пословицы. Подумайте, которые из них подходят к тексту?
3. Работа с иллюстрацией к рассказу.
- Найдите то место в рассказе в котором описывается отрывок изображённый на иллюстрации к рассказу.
2-3 учащихся пересказывают текст.
Дети читают пословицы, называют те которые подходят к тексту, объясняют их смысл.
7. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
На экране написаны предложения. Дополните их.
Желающие дети отвечают на вопросы.
8. Итог урока.
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто его написал?
- Чему учит это произведение?
- М.Пришвин писал рассказы простые и мудрые как сама жизнь. Они согревают нас своей добротой, делая мудрее.
- Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин:
“ Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
- Давайте хором прочитаем последнее предложение.
- Как вы его понимаете?
- Чему вас научил урок?
- Кто доволен своей работой?
- Кому захотелось нарисовать иллюстрацию?
-Учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков.
9. Домашнее задание.
Тип урока : изучение нового материала.
о характере и поступках героев;
3) развить литературные способности:
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
- определять идею произведения путём выбора пословицы,
которая наиболее точно выражает главную мысль;
- характеристика персонажей, определение детьми собственного
отношения к их поступкам. - подбор эпизода из текста к иллюстрации.
Метапредметные: развитие ценностно- смысловой сферы личности.
1) формирование у учащихся позитивного отношения к действительности;
2) совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
Этап урока Содержание Деятельность педагога Деятельность детей, планируемые результаты (личностные – Л, регулятивные – Р, познавательные –П, коммуникативные – К, предметные – ПР)
1. Организационный момент. Подготовка обучающихся к уроку. Контроль подготовки. Реакция на замечания учителя.
2. Постановка цели и задачи урока.
1 Какой раздел учебника мы сейчас изучаем?
2 Работа над пословицами. Всякий человек в деле познаётся.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
За правое дело стой смело!
Любить природу – это наблюдать и помогать ей.
Какова тема этих пословиц? 1 Показывает пословицы.
2 Показывает выставку книг М. Пришвина.
3 Просит назвать тему предстоящего урока.
2 Л – проявляют интерес к книгам М. Пришвина.
3 П – выдвигать гипотезу и обосновывать её.
4 Р – принимают учебную задачу; понимают важность планирования своей деятельности.
3 Ознакомьтесь с книгами на нашей выставке.
Назовите тему выставки:
- о любви к природе;
- о любви к животным;
Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке?
5 Портрет Пришвина. Биография писателя.
5 Подводит итог беседы.
6 Ставит цель работы над текстом. 5 П – отвечают на вопросы учителя, используя личный жизненный опыт.
6 Р – дополнять и уточнять высказанные мнения по заданию.
6 Что такое доброта? (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление сделать добро).
7 Кого можно назвать добрым человеком? 7 Ставит задачу: можно ли это произведение присоединить к нашей выставке? К – слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
9 Подумайте, почему произведение так называется? Кто герои произведения? К какому жанру относится произведение? Хотите ли вы быть похожими на этих ребят? 8 Читает произведение. Л – нравственно – этическая ориентация.
Иметь первоначальные представления о нравственных понятиях, отражённых в рассказе.
К – понимать на слух смысл рассказа.
Р – принимать и сохранять учебную цель и задачу.
2 Какие ребята, которые ловили утят? (весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные)
3 А как бы поступил ты на месте рассказчика?
4 Как называет писатель утят?
5 Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? 9 Ставит цель на выявление черт характеров героев с подтверждением из текста произведения. П – доказывать, аргументировать свою точку зрения.
П – осуществлять анализ эпизодов произведения.
К – выразительно читать.
Понимать на слух ответы обучающихся.
Р – самоконтроль и контроль развития сюжета текста.
ПР – оценивают героев по их поступкам.
6. Пересказ рассказа с помощью плана Составляют свой план пересказа. Записывают его в рабочую тетрадь. 10 Организует обсуждение составленных планов. П – участвуют в пересказе рассказа. Выделяют события, видят их последовательность в произведении.
ПР – умение пересказывать текст по плану.
Аргументировать свою точку зрения.
Р – понимают цель и смысл выполняемых заданий.
7. Этап обобщения. Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.
11 Предлагает обсудить с другом, что пытался объяснить писатель ребятам и читателям. Р – высказывают своё отношение к героям произведения.
К – принимают участие в обсуждении прочитанного произведения.
П – понимают содержание текста, выделяют в тексте основные части.
Пр – эмоционально реагируют на события произведения при слушании и чтении.
8. Рефлексия учебной деятельности. - Что нового и важного узнали на сегодняшнем уроке?
- Какие цели ставили? Каких достигли?
- Оцените свои достижения на уроке. 12 Подводит итоги работы на уроке. Л – оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Р – адекватно воспринимать оценку учителя.
К – уметь формулировать собственное мнение и позицию.
- пересказать рассказ по плану, данному в учебнике;
- нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Л – эмоциональное принятие домашнего задания.
Технологическая карта методической работы в ДОУ Сентябрь Работа с кадрами: -консультации для педагогов (по плану); -планирование работы с педагогами и родителями совместно с психологом;.
Технологическая карта НОД по дорожной безопасности Тема (проект. событие): Дорожная безопасность. Возрастная группа: 6 -7 лет Форма работы с детьми: познавательная - продуктивная деятельность.
Читайте также: