Платон является представителем школы

Обновлено: 01.07.2024

(Ἀκαδήμεια) – филос. школа Платона, основанная им ок. 387 до н.э. в парке в окрестностях Афин и названная Академией по имени мифич. героя Академа (Ἀκάδημος). А. п. представляла собой филос. общество почитания муз, возглавляемое схолархом – лицом, выбираемым из среды представителей школы. Почти тысячелетняя история A. п. была историей борьбы антич. идеализма с материализмом. Исходя из объективного идеализма Платона, А. п. на разных этапах своей истории подпадала под влияние других идеалистич. школ и противостояла антич. материализму.

Т. н. Древняя (1-я) академия, возглавлявшаяся сначала самим Платоном, а затем последовательно его учениками Спевсиппом(ок. 348 – ок. 339 до н.э.), Ксенократом из Халкедона (ок. 339 – ок. 315 до н.э.), Полемоном (ок. 315 – ок. 270 до н.э.) и Кратетом (ок. 270 – ок. 265 до н.э.), находилась под влиянием пифагореизма, занимаясь гл. обр. мистич. математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой и натурфилософией с соответств. выводами для этики. Идеалистическая в основах своего учения, Древняя академия сыграла определенную роль в развитии и распространении математики и астрономии (Гераклид Понтийский, Евдокс Книдский, Филипп Опунтский). С Аркесилая (265–241 до н.э.) А. п. выходит на путь скептицизма. Этот период ее истории получил название С р е д н е й (2-й) а к а д е м и и. Представителями ее были Лакид Киренский (241 или 240–224 или 222), Телекл, Эвандр, Гегесин. Карнеад Киренский является основателем т.н. Н о в о й (3-й) а к а д е м и и, к-рая углубила скепсис Средней академии и ожесточенно нападала на догматизм стоиков. Академич. скептицизм явился возвратом к сократовским методам философии. За Карнеадом в качестве руководителя Академии выступил его родственник с тем же именем, после него – Кратет из Тарса и затем Клитомах Карфагенский (ок. 129 – ок. 110 до н.э.). Преемниками Клитомаха явились Филон из Ларисы (учитель Цицерона) (4-я а к а д е м и я) и Антиох из Аскалона (5-я а к а д е м и я). При этих руководителях Академия стала заметно отходить от скептицизма и переходить на путь эклектизма, стараясь объединить философию Платона и современные ей школы стоицизма, пифагореизма и перипатетическую школу. С 4–5 вв. (Плутарх Афинский) Академия прочно связывается с неоплатонизмом. В 529 имп. Юстиниан в целях борьбы с языч. идеологией закрыл Академию, конфисковал ее имущество и распустил академиков, которые с тех пор стали искать себе прибежище за пределами Греции. В эпоху Возрождения под назв. "платоновской" существовала во Флоренции (1459–1521) академия, осн. Козимо Медичи. Гл. представителем ее был Марсилио Фичино. Академия успешно боролась со схоластизированным Аристотелем переводила и комментировала сочинения Платона. Она стремилась придать своему платонизму светский характер.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 249–58, 306–309; Рихтер Р., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910, с. 45–84; И. К. [Коpсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей. Харьков, 1887 (см. разд. 29, 30, 47, 48); Zeller E., Die Philosophie der Griechen, Tl 2–3, Abtl. l, 5 Aufl., Lpz., 1922–23; Sсhmekel A., Die Philosophie der mittleren Stoa, B., 1892; Sееl O., Die Platonische Akademie, Stuttgart, 1953.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Полезное

Смотреть что такое "АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ" в других словарях:

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ — АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ, древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 до нашей эры в Афинах; существовала до 1 в. до нашей эры. Традиция платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (середина 1 2 вв.) и … Современная энциклопедия

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ — древнегреческая философская школа, основана Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах; существовала до 1 в. до н. э. Традиция Платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (сер. 1 2 вв.) и неоплатонизма (4 сер. 6 вв.). В эпоху … Большой Энциклопедический словарь

Академия платоновская — АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ, древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 до нашей эры в Афинах; существовала до 1 в. до нашей эры. Традиция платоновской академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (середина 1 2 вв.) и … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Академия платоновская — древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 до н. э. в Афинах; существовала до I в. до н. э. Традиция платоновской Академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (середина I II вв.) и неоплатонизма (IV середина… … Энциклопедический словарь

Академия Платоновская — древнегреческая философская школа основанная Платоном около 387 до н. э. в Афинах; названа по имени мифического героя Академа (Akademos). В истории А. п., сыгравшей видную роль в развитии античного идеализма, выделяются: т. н. Древняя (1… … Большая советская энциклопедия

АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ — [греч. ̓Ακαδήμεια, ̓Ακαδημία], школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. VI в. до Р. Х.) в сев. зап. пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. После… … Православная энциклопедия

АКАДЕМИЯ — платоновская школа Платона, основана ок. 387 до н.э. А. от названия общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. 6 в. до н.э.) в сев. зап. пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. Недалеко от… … Философская энциклопедия

АКАДЕМИЯ (научное учреждение) — АКАДЕМИЯ, название некоторых научных учреждений и учебных заведений. Происходит от наименования местности близ Афин, где возникла Академия платоновская (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ) (ок. 387 до н. э.). Термин часто применяют к некоторым научным… … Энциклопедический словарь

Платоновская Академия — У этого термина существуют и другие значения, см. Академия (значения). Академия на карте древних Афин Платоновская Академия религиозно философский союз, основа … Википедия

ПЛАТОН (427-347), древнегреческий мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом — родоначальник европейской философии, глава философской школы Академия.

Биографические данные

Платон — представитель аристократического семейства, принимавшего активное участие в политической жизни Афин (род отца Аристона по преданию восходил к мифическому царю Кодру; среди предков матери Периктионы — законодатель Солон; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне дядя Платона Хармид — один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий — один из Тридцати тираннов в Афинах). Платон получил традиционное для аристократического юноши хорошее воспитание (физическое и мусическое). В юности Платон слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет знакомится с Сократом, начинает начинает регулярно посещать его беседы и отказывается от реальной политической карьеры (хотя как философ всю жизнь занимался проблемами государства и законодательства). Его нрав отличается крайней застенчивостью и замкнутостью. После смерти Сократа (399) Платон уезжает в Мегары. Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395), и Коринф (394). В 387 посещает Южную Италию (Локры Эпизефирские — родину древнейших записанных законов Залевка, хранившие аристократическую ориентацию, имевшие политическое влияние в Южной Италии и тесно связанные с Сицилией; из Локров происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог Платона, и вообще все путешествие задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами) и Сицилию (Сиракузы), где знакомится с Лионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия I. Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа мыслей, предопределило впоследствии еще две поездки Платона в Сицилию (в 367-366 и в 361), — что представляло собой своеобразный эрзац политической деятельности, но приносило самые настоящие опасности, заботы и огорчения. Дион, занимавшийся политикой реально, был убит своими политическими соперниками в 354 году. Возможно (хотя и менее вероятно), Платон в побывал и в Кирене (сев. Африка), где жил геометр Феодор.

Школа Платона

Сочинения

Схема Теслефа носит гипотетический характер, однако удобную модель, позволяющую исторически достоверно представить эволюцию платоновского творчества в тесной связи со школьным бытом Академии. Исключительность места П. в истории философии определяется тем, что он — уже профессиональный философ, но все еще и мудрец, не связанный ограничениями, накладываемыми на специалиста техникой отдельной дисциплины, и склонный рассматривать даже самые отвлеченные умозрительные проблемы с точки зрения их непосредственной жизненной значимости.

Основные проблемы платоновской философии

Учение о душе и государстве

Иерархия бытия

Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в этом мире объективных чувственных данностей, П. задолго до Канта формулирует так:

Вызывает затруднение и само понимание идеи как образца: вещи не могут уподобиться ей в главном, то есть в том, что она — идея. Идеи соотносятся с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь в качестве вещи будет подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому обладая опытом вещей мы ничего не сможем екать об идеях, а от идей никак не перейдем к вещам.

Издания:

лучший греч. текст в серии Collection Budé (Paris, Les Belles Lettres, 1921–).

Издание Трасилла воспроизведено в Оксфордской университетской серии (ed. I. Burnet, t. 1-5, 1956-1962).

См. также в серии Loeb Classical Library: v. 1-12, Cambridge (Mass.), 1921-1966.

Общие работы:

Соловьев Вл., Платон / БЕ, т. 46, с. 837-851; Leisegang H., Platon / PWRE 20, 1950;

Guthrie W.K.C., A history of Greek philosophy, IV-V. Cambridge, 1975-1978;

Лосев А.Ф., История античной эстетики. Т. II-III. М., 1969-1974.

Анализ античных источников о жизни Платона:

Riginos A.S., Platonica: the anecdotes concerning the life and writings of Plato. Leiden 1976.

Сводка материалов об Академии:

Billot M.-Fr., Académic (topographic et archéologie) помещена в качестве приложения к I тому Dictionnaire des philosophes antiques.
P.: Editions du CNRS, 1989, p. 693-789 (с. 780-787 специально посвящены Платону и его школе в Академии).

рассмотрена в книге: Tigerstedt E.N., Interpreting Plato. Uppsala, 1977 (Stockholm Studies in History of Literature, 17).

Хронология:

Thesleff H., Studies in Plato chronology. Helsinki, 1982 (Commentationes Humanarum litterarum, 70);

Idem, Platonic Chronology // Phronesis 34, 1989, p. 1-26.

Словари:

Ast F., Lexicon Platonicum. В., 1835-38 (repr. Bonn, 1956); Brandwood L., A word index to Plato. Leeds, 1976.

Библиография:

Brisson L., Ioannidi H. Platon 1975–1980 // Lustrum 25, 1983.

Brisson L., Ioannidi H. Corrigenda // Lustrum 26, 1984, p. 205–296.

Brisson L., Ioannidi H. Platon 1980–1985 // Lustrum 30, 1988.

Platon 1985–1990 // Lustrum 34, 1992 (с добавлениями к предыдущим выпускам).

Platon 1990–1995 // Lustrum 40, 1998. Начиная с августа 1992 года библиографические
бюллетени выпускает International Plato Society.

1. Общая характеристика личности и творчества Платона.

2. Платон – основоположник идеалистического направления философии.

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

- любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

- весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

- является основой всякого бытия;

- не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

- выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

- является сущностью всех вещей;

- есть обобщение всего живого на земле.

- также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

- душа человека (вещи) есть часть мировой души;

- при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

- постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

4. Гносеология (учение о познании) Платона.

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

5. Проблема государства в философии Платона.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия – справедливая власть одного человека;

тирания – несправедливая власть одного человека;

аристократия – справедливая власть меньшинства;

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

демократия – справедливая власть большинства;

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Платоновский проект государства.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

- все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

- воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

- философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

- философы и воины не должны иметь частной собственности;

- жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

- не существует брака, все жены и дети общие;

- допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

7. Значение философии Платона.

- историческое значение философии Платона в том, что впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

- впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;

- были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

- была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона.

Плато́н (др.-греч. Πλάτων ; 428/427 или 424/423 – 348/347 до н. э.) — афинский философ классического периода Древней Греции, основатель платонической школы мысли и Академии, первого высшего учебного заведения в западном мире.

Платон был новатором письменного диалога и диалектических форм в философии. Платон также считается основателем западной политической философии. Его самый известный вклад – теория идей, познаваемых умозрением, в которой Платон представляет решение проблемы универсалий, известное как платонизм (также неоднозначно называемый либо платоновским реализмом, либо платоновским идеализмом). Он также является эпонимом платонической любви и платоновых тел.

Обычно считается, что наиболее решающее философское влияние на него оказали, наряду с Сократом, досократики Пифагор, Гераклит и Парменид, хотя до наших дней сохранилось мало работ его предшественников, и многое из того, что мы знаем об этих фигурах сегодня, получено от самого Платона [~ 2] . В отличие от работ почти всех его современников, все работы Платона, как полагают, сохранились нетронутыми более 2400 лет [6] . Хотя их популярность колеблется, произведения Платона постоянно читаются и изучаются [7] .

Читайте также: