Письмо 1 класс коррекционная школа

Обновлено: 04.07.2024

Конспект урока русского языка для 1 класса школы VIII вида по теме: Упражнения в написании букв, слогов, слов и предложений.

Цель: Учащиеся получат возможность, закрепить навык написания пройденных букв, слогов, слов и предложений.
Задачи урока:
Образовательные: формировать навык правильного и осознанного написания слогов, слов и предложений.
Коррекционно-развивающие: корригировать внимание, образное восприятие, логическое мышление, долговременную память, мелкую моторику рук, звукопроизношение
Воспитательные: воспитывать аккуратность при письме, дисциплинированность, взаимоуважение, прилежание.
Тип урока: закрепление
Оборудование: Прописи, карточки, наборное полотно, касса букв, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Мы сюда пришли учиться не лениться, а трудиться.
На уроках я сижу не кричу и не шумлю.
Руку тихо поднимаю, если спросят отвечаю.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, ведь аккуратность и чистота залог успеха.(дети проверяют внешний вид и готовность к уроку)
Вопросы:
- Как называется урок? (правильно, русский язык)
- какой по счету урок? (второй)

2. Актуализация знаний.
Какая буква лишняя и почему?
П, Г, З, Д, A
К, С, Н, Д, Т
(Лишняя буква А, она гласная, а все остальные согласные.
Лишняя буква К, она прописная)
Какой слог лишний?
ма, по ду, ак, ры (Слог ак лишний, потому что, он обратный)

2)Минутка чистописания
Прописывание слогов: Ны, зу. (Прописывание слогов в тетради)

4) Вставь пропущенную букву, запиши слово.
- Какая буква потерялась? слова: Ро..а, Л..на, кара..даш.

5)Танцевальная физ. минутка

6) Соедини каждое слово, написанное печатными буквами, с таким же словом, написанными прописными буквами.
(2-3 слова).

7) Работа над предложением.
- Ребята рассмотрите картинку.
- Кто нарисован на картинке?
- Эту девочку зовут Маша.
- Давайте придумаем предложение.
Кот Мурзик спит.
- сколько слов в предложении?
- давайте начертим схему предложения.
|_________ |________ _______.
Почему мы поставили палочку в начале предложения? Почему второе слово написано с большой буквы?
Сколько слогов в первом слове, во втором, в третьем?
Давайте запишем предложение. Я пишу на доске, вы пишите в тетради.

8) Самостоятельная работа.
- Слоги в словах перепутались. Напиши правильно. (у детей слоги: лат,сат; ло,ко,мо; рок,у)
Подведение итогов.

5. Итог урока
-Вспомните какие задания мы выполняли сегодня на уроке?
-какие больше всего понравились?
Домашнее задание:
Прописать предложения в прописях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Структура рабочей программы по обучению письму предусматривает следующие разделы:

Основное содержание предмета, практические работы

Требования к уровню подготовки обучающихся

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Обучение письму в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется основным аналитико-синтетическим методом.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора – двух месяцев(соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2ом классе).

Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучении грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и т. др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т.д. дети, у которых обнаруживается глубокое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуковой речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т.д. учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова(слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, упражняться в составлении комбинаций из полосок, геометрических фигур, расположения их в определенной последовательности и заданном направлении(слева направо, сверху вниз). Упражнение осуществляется по предложенному учителем образу, по памяти, по словесной инструкции.

На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навыки пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с массовой школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучения состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги – слова (АУ,УА), затем обратные слоги (АМ,УМ), после этого прямы слоги (МА,МУ), требующие особого внимания при обучении слитного их чтению, и после них слоги со стечением согласных.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.

Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Учебный план СКО школы-интерната VIII вида на 2010-2011 учебный год;

Цель уроков письма и развития речи в 1 классе МСКОУ VIII вида направлено на развитие и координацию движений кисти руки и пальцев. Привитие навыков правильной посадки во время письма и рисования, правильного расположения на парте тетради и пользование карандашом.

Рабочая программа по письму и развитию речи в соответствии ОБУП и Учебным планом МСКОУ в 1 классе рассчитана на 33 учебных недели (132 часа, по 4 часа в неделю)

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Букварный период (2 этап: изучение звуков и букв: ш, л, н, ы, р.)

Букварный период (3 этап: изучение звуков и букв: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.)

Букварный период (4 этап: изучение звуков и букв: е, я, ю , ц, ч, щ, ф, э.)

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

Дидактические пособия для учащихся:

Презентации, раздаточный материал, наглядно – демонстрационный материал

Дидактические и методические пособия для учителя:

В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания географического образования отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.

Распределение НРК по крупным темам:

Букварный период (2 этап: изучение звуков и букв: ш, л, н, ы, р.)

Букварный период (3 этап: изучение звуков и букв: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.)

Букварный период (4 этап: изучение звуков и букв: е, я, ю , ц, ч, щ, ф, э.)

Планирование коррекционной работы

по письму и развитию речи в 1 классе.

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Букварный период (1 этап: изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. )

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Букварный период (2 этап: изучение звуков и букв: ш, л, н, ы, р.)

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Развитие пространственного восприятия.

Букварный период (3 этап: изучение звуков и букв: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.)

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Коррекция восприятия времени.

Букварный период (4 этап: изучение звуков и букв: е, я, ю , ц, ч, щ, ф, э.)

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА,

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Письмо по слуху изученных букв.

Составление и письмо слогов и слов с изученными буквами.

Письмо по слуху изученных букв. Составление разрезной азбуки слогов и самостоятельное письмо этих слогов в тетради

Закрепление написания пройденных букв, слогов, слов, предложений с этими буквами.

Письмо букв, слогов по слуху.

Закрепление написания пройденных букв, слогов, слов, предложений с этими буквами.

Списывание с печатного текста.

Строчная буква д. Слоги и слова с буквой д в твёрдом и мягком вариантах. Прописная буква Д . Составление и написание предложений.

Дифференциация д-т, сравнительный звукобуквенный анализ и их написание.

Списывание с печатного текста.

Строчная и прописная буква Юю. Составление и написание слов с буквой ю в начале слова и в конце после гласной. Звукобуквенный анализ.

Составление и написание предложений.

Письмо под диктовку

Различение и написание слов со слогами ча-ща, чу-щу. Составление предложений и их написание.

Списывание с печатного текста.

Повторение пройденного. Письмо букв строчных и прописных, слогов разной сложности, слов с этими слогами. Составление и написание предложений. Письмо под диктовку. Списывание с классной доски и букваря слов и предложений. Письмо под диктовку с предварительным звукобуквенным анализом слов, предложений. Прописная буква в начале предложения и постановка точки в конце предложения.

Письмо под диктовку.

Национально – региональный компонент по предмету обучение письму.

Всего: 132 ч. НРК: 13ч

Прямые слоги: ма, му. Звукобуквенный анализ и письмо данных слогов.

Домашние животные Южного. Урала

Строчная буква н. Обратные и прямые слоги с буквой н. Слова, состоящие из одного закрытого слога. Упражнение в написании слов, состоящих из удвоенных слоговых структур и предложений с этими словами.

Рыбы наших водоемов.

Буква Рр. Слоги с буквой р. Слова, состоящие из данных слогов.

Предложения с этими словами.

Дикие животные наших лесов.

Слоги и слова с буквой п. Предложения.

Прописная буква П .

Предприятия нашего города.

Буква и. Прописная буква И . Составление и написание слов с буквой и в начале слова. Буква и, как отдельное слово. Письмо предложений со словами с и .

И – показатель мягкости согласных.

Дифференциация и-ы. Составление и написание предложений с усвоенными словами.

Строчная буква з . Слоги и слова с буквой з. Прописная буква з . Дифференциация слогов и слов с буквами с-з. Сравнительный звукобуквенный анализ. Составление и написание предложений.

Строчная буква г . Слоги и слова с буквой г . Прописная буква г . Составление и написание предложений с буквой г .

Дифференциация г-к их звукобуквенный анализ и написание.

Домашние птицы Южного Урала.

Строчная буква д. Слоги и слова с буквой д в твёрдом и мягком вариантах. Прописная буква Д . Составление и написание предложений.

Дифференциация д-т, сравнительный звукобуквенный анализ и их написание.

Малая родина - Миасс

Буква ь. Звукобуквенный анализ и письмо слов с ь знаком в середине слова. Составление и написание предложений.

Буква Яя строчная и прописная. Составление и написание слов с буквой я в начале слова и в конце после гласной. Звукобуквенный анализ.

Составление и написание предложений.

Лесные ягоды Южного Урала.

Составление и написание слов с буквой я в начале слова и в конце после гласной. Звукобуквенный анализ.

Тема: Составление слов с изученными слогами и написание слов.

Тип урока : Комбинированный

Цель: познакомить учащихся с образованием и написание обратных слогов.

• закрепить у учащихся навык составлением слов уже с изученными буквами.

• научить распознавать в тексе букву П.

• сформировать навык правильного написания звука и буквы П.

Коррекционно-развивающие :

• корригировать и развивать пространственную ориентировку в процессе работы на странице тетради;

• развивать мелкую моторику кисти рук при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;

• развивать навык самоконтроля в ходе выполнения различных упражнений.

• воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

• следить за осанкой детей.

• планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей.

• следить за выполнением физминутки.

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Закрепление полученных знаний.

5. Итог урока Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся сегодняшнему дню и настроимся на работу. Посмотри в окошко. Какая погода за окном? Какое время года? Месяц?

-Какие буквы мы прошли на прошлых занятиях?

-Найдите эту букву в кассе букв.

Учитель на доске вместе с учащимися составляет слова с ранее изученными буквами.

Физкультминутку включает учитель на компьютере (видеофрагмент).

Учитель раздает тетради с заранее записанными упражнениями (составленные слова во время урока).

Упражнения на расслабление кистей рук, плечевого пояса, глаз.

Какие буквы мы сегодня изучили?

Какие слова на эту букву мы вспомнили на уроке?

Какую букву мы учились писать?

Какие слова мы сегодня составили с ранее изученными буквами? Настрой учащихся на работу.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся работают у доски.

Учащиеся выполняют упражнения в тетради.

Учащиеся выполняют упражнения.

Учащиеся отвечают на вопросы.

М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2007.

Цель программы:

Развитие элементарных основ грамоты у учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта для адаптации в обществе.

Задачи программы:

формирование умения писать основные элементы рукописных букв;

усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв;

формирование умения сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком.

Коррекционные задачи:

совершенствование мелкой моторики, зрительно – двигательной координации;

развитие восприятия и пространственной ориентировки;

формирование адекватное эмоционального отношения к письму, развитие интереса к письму и её результатам;

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико –синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Основные межпредметные связи строятся по линиям:

Письмо – устная речь;

Письмо – окружающий природный мир.

Количество часов на курс

Количество часов в неделю

Распределение количество часов по четвертям

Количество часов по основным разделам

Наименование основных разделов

1.Введение в письмо

2.Обводка по шаблону и штриховка

4.Письмо элементов букв

5.Изучение букв А, У, М, О, С, Х

Реализация НРЭО на уроках чтения

На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится учебное время в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.

Распределение НРЭО по крупным темам:

Количество часов НРЭО

1. Написание линий

2. Письмо элементов букв

3. Изучение букв А ,У, М, О, С, Х

Формами включения НРЭО в урок являются:

-элементы уроков № - 13, 19, 25, 26, 33, 41, 56, 54.

Критерии оценивания учащихся:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.

Основные темы программы

Количество часов по теме

Введение в письмо

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие пространственного восприятия;

-Формирование общей моторики;

-Развитие пространственной ориентировки;

-Развитие зрительного восприятия;

-Формирование представлений о цвете;

-Развитие аналитической функции мышления.

Обводка по шаблону и штриховка

-Формирование умения соблюдать заданных пространственных пределов при раскрашивании;

-Развитие и координация движений рук и кисти;

-Развитие мелкой моторики.

-Развитие зрительного восприятия

-Формирование практических способов ориентировки;

-Формирование мышления (анализ);

-Развитие мелкой и общей моторки;

-Развивать произвольную память;

-Развития умения концентрироваться на зрительных образах;

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.

Письмо элементов букв

-Развитие операций мышления (анализ, синтез);

-Коррекция зрительного восприятия;

-Формирование и развитие ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

-Развитие мелкой моторики;

-Формирование графо-моторных навыков.

Изучение букв А, У, М, О, С, Х

-Формирование слухового восприятия;

-Формирование фонематического слуха;

-Развитие восприятия образа буквы среди других графем и знаков;

-Развитие активного и пассивного словаря;

-Коррекция зрительной памяти.

-Развитие мелкой моторики;

-Формирование графо-моторных навыков;

-Развития умения концентрироваться на зрительных образах;

Требования к уровню подготовки учащихся

Дети должны уметь:

усвоить рукописные начертания изучаемых строчных и прописных букв;

уметь сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком.

Критерии оценивания учащихся:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АООП.

Предметные результаты освоения АООП по ФГОС

копирование с образца отдельных букв;

слогов или слов;

развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;

овладение чтением и письмом на доступном уровне.

Учебно-методический комплекс.

Базовое обеспечение:

Дидактические пособия для учителя:

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4-х классах в/ш. – М.: Просвещение, 1991

Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный инст.

Воронкова В.В.Обучение грамоте и правописанию. – М.: Школа-пресс, 1995;

Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972. - 206 с.

Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт гуманитарных исследований, 2002;Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс, 200

Читайте также: