Виды мотивации по гальперину негативное отношение к школе хорошая учебная мотивация
Обновлено: 07.07.2024
Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен.
Цель нашей работы в начальных классах сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.
Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Необходимо формировать мотивацию к учению.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую :
•дидактические игры и упражнения на уроках;
•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
•внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель);
•творческие работы учащихся по предметам и текущим темам;
•проведение предметных олимпиад;
•использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).
Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления.
Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.
Выявление уровня сформированности знаний в игровой форме гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.
•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
•использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т. п.) в обучающем процессе.
Одной из самых распространенных и удачных на мой взгляд форм ИКТ является использование мультимедийной презентации. В презентации, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Презентация даёт возможность сделать уроки более эффективными, а также позволяет активизировать внимание учащихся, способствует вовлечению их в учебный процесс,повышает интерес к изучаемому материалу. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.
Методы :
• словесные (Яркий, образный рассказ или беседа невольно приковывает внимание учеников)
• наглядные и практические методы
• репродуктивные и поисковые методы
• методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
Мотивирование деятельности обучающихся на уроке можно осуществлять различными методами : эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.
И всё-таки, с чего же лучше начинать?
В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.
Следует помнить пять уровней учебной мотивации :
1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.)
2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.)
4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)
5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. ( Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)
Преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности :
Мотивы – Мотивационный этап урока- Учебные задачи и действия – Организационный этап урока- Контроль и оценка – Итоговый этап урока
Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Ситуация — это то, что способен организовать учитель.
Алгоритм создания ситуации успеха на уроке
Этап Педагогическая задача Дифференциация
учащихся Дельность учителя
1. Мотивационно-целевой Сформировать
мотив достиже-
на успешное вы-полнение задания
Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание вы-полнимо и по силам
Учащиеся, незнакомые с
рода Предвосхитить положительную
эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха
Учащиеся, успешно вы-полнившие задания подобного рода Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе
2. Организационный Обеспечить условия успеш-ной
деятельности, заинтересовать познавательным процессом Учащиеся, требующие организационного контроля Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы
Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности
Учащиеся, работающие активно и самостоятельно Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности
3. Итоговый Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить ре-зультат в мотив для новой по-знавательной деятельности Резуль-тат, адек-ватный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Необходимо возвращение к мотивационно -целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций
Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу
Резуль-тат, не аде-кват-ный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях
Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности
Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д., то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке я проговариваю, что и как следует подготовить дома.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является игра. При включении ребенка в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
На доске записана тема урока. (Литр, Рубль, Метр)
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- Вот видите, как важно…
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
"А напоследок я скажу".
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя?
2. Что не оправдалось и почему?
3. Мои и наши перспективы?
-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь (кому)
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу…
Мотивационная сфера :
• отсроченная загадка (или задание);
Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя каким-нибудь сказочным героем или предметом, и попытаться пересказать историю.
Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Приём “Удивляй”. Существует самая маленькая птичка…. Как вы думаете она меньше какой птицы?
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с живым Киви.
При знакомстве с текстом или рассказом использую приём “Прогнозирование”. Послушайте названия текста или рассказа, как вы думаете о ком или о чём пойдёт речь.
Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. Я задумала загадку или я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.
Использую формы организации нестандартного начала урока:
o Мешок настроений.
o Мимические упражнения
o Рифмованное начало урока.
o Психологическая установка на урок.
o Интегрированная разминка.
• Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
• Я радуюсь этому.
• Внимание моё растёт.
• Я как разведчик всё замечу.
• Память моя крепка.
• Голова мыслит ясно.
• Я готов (ва) к работе.
Или «Я умею думать, я умею слушать….
1. Какая гласная стоит всегда под ударением?
2. Преврати мел- в мелкое место, получится слово?___
3. Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.
4. Найди лишнее слово в каждой строке
пара, парный, паровой;
носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.
В завершения урока бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. Все мы знаем, что причины мотивации, которые заставляют младших учащихся лучше учиться -хорошая отметка на уроке.
Использование современных подходов к формированию мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника, но они должны быть систематическими и для них нужно побольше свободного времени.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.
Проблема мотивации вот уже много лет остается одной из самых дискуссионных в психологической науке. Однако некоторые ее аспекты, казалось бы, уже получили исчерпывающее объяснение и давно не вызывают разногласий.
Например, принято считать, что познавательная мотивация, или стремление к приобретению новых знаний, является почти исключительно внутренней и бескорыстной. Школьник, движимый внутренней, познавательной мотивацией, учится намного успешнее того, кто старается ради оценки и похвалы. Иными словами, один вид мотивации явно предпочтительнее другого. И с этим вроде бы давно уже никто не спорит.
“Всё дело в индивидуально-психологических различиях — разные люди оказываются по-разному мотивированы” - так считает психолог Стивен Рейс.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Большинство специалистов говорят о том, что формировать нужно не учебную мотивацию, а непосредственно учебную деятельность. Учебная деятельность имеет место тогда и только тогда, когда она побуждается познавательным мотивом.
Я вполне согласна с этим положением. Приятно сознавать, что проблема мотивации актуальна, она интересует не только школьных психологов, но и педагогов.
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Просмотрев методическую литературу по данной проблеме, я считаю наиболее полным понимание мотивации в так называемой деятельностной теории учения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.). В этой теории привлекает ее простота и строгость: мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.
Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки. Известно, что престижная и соревновательная мотивации широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учебе.
Заинтересовавшись вопросом: “Какие ведущие мотивы преобладают у школьников на разных этапах обучения?”, я подобрала диагностический материал для учеников, учитывая возрастные особенности. Обработав данные, я получила следующий результат.
В начальной школе наблюдается высокий уровень познавательной активности.
В 1-й класс дети приходят с огромным желанием учиться, узнавать всё новое.
На выходе из начальной школы (т.е. в конце обучения 4 класса) снижается уровень познавательной активности. У ребят развивается рефлексия, они уже понимают, зачем учатся, для чего это им надо.
Соревновательная мотивация — типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга, могут похвастаться своими успехами не только перед одноклассниками, но и перед другими значимыми людьми (родители, учителя-предметники).
Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области. На выходе из школы ученики осознают значимость обучения для приобретения будущей профессии. И здесь мы наблюдаем ещё один мотив – мотив долга. На вопрос “Что значит учёба – это мой долг?” школьники однозначного ответа не дают, либо вообще не отвечают, хотя процент выбора этого мотива большой. Мотив пресса (заставляют родители и учителя) выявляется небольшим количественным выбором, но тем не менее присутствует в ответах учащихся.
Из полученных данных видно, что познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика. Учебная деятельность первоклассника и выпускника школы также различны, что соответствует возрастным особенностям детей.
Познавательный и социальный мотив развиваются у школьников параллельно: лидирует широкий социальный мотив (получить образование, найти хорошую престижную работу, быть материально обеспеченным, но для этого мне надо закончить школу).
Нас, психологов, давно волнует вопрос: что надо изменить в системе школьного обучения, чтобы повернуть детей к учебе?
Одним из вариантов ответа на этот вопрос считаю мнение Д.Б. Эльконина, который отмечал, что позиция школьника — это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это — позиция человека, совершенствующего самого себя.
Как же сформировать такую позицию у школьника?
Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников.
От того, как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику — пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, — будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.
Кроме того, нельзя забывать, что обучение носит не индивидуальный, а коллективный характер. Психологами получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы. При работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес.
Не последнее значение имеют и индивидуальные предпочтения школьников. И этот интерес к предметам напрямую зависит от личности учителя. Ребёнок может и не иметь способностей по предмету, но будет стараться только потому, что ему нравится учитель. Отсюда наблюдается и успешность школьника по предмету.
Исходя из вышесказанного, мне хочется сделать следующий вывод: невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда. Наша с вами задача — выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем — через формирование учебной деятельности.
Думаю, что при прочих благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать. Но начинать надо как можно раньше — лучше с первого класса.
И здесь сразу важным фактором становится постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка.
Главным мотивом учения должны стать не оценки и не похвала или самоутверждение, а интерес, удовольствие, извлекаемое из самого процесса учебной деятельности, интеллектуальное наслаждение.
Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам
(не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством
длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему педагог может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся
является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.
Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической точкой зрения. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах.
Проблема мотивации вот уже много лет остается одной из самых дискуссионных в образовании. Школьник, движимый внутренней, познавательной мотивацией, учится намного успешнее того, кто старается ради оценки и похвалы. Иными словами, один вид мотивации явно предпочтительнее другого. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Большинство специалистов говорят о том, что формировать нужно не учебную мотивацию, а непосредственно учебную деятельность. Учебная деятельность имеет место тогда и только тогда, когда она побуждается познавательным мотивом.
Вспомним основные понятия, которые относятся к данной теме.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.
(Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения).
Мотивация основывается на мотивах.
Мотив - конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Вариант классификации мотивов по А. К. Марковой (характеризующий отношение к самой деятельности)
По этой же классификации внешние мотивы называются социальными , а внутренние – познавательными (именно эту классификацию я и буду использовать в дальнейшем).
Внешние мотивы, стимулирующие процесс учения, напрямую не связаны.
Внутренние мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью.
Позиция 2. Познание Или учебно-познавательные мотивы, которые направлены на усвоение уже не знаний, но способов добывания знаний. Прочесть книгу, пролистать словарь, перевести материал, провести опыт, сравнить две картинки и найти отличия — чем больше способов, тем лучше.
Позиция 7. Сотрудничество Большинство детей младшего подросткового возраста имеют потребность в общении, а потом мотивом обучения может стать социальное сотрудничество, то есть желание взаимодействия с партнером.
Любовь к близким и уважение к родителям или учителям мотивируют школьников потому, что они не хотят их расстраивать плохим поведением или неуспеваемостью. В любом случае, на учебную деятельность одновременно оказывают влияние несколько мотивов. Для учителей и родителей важно понять, какие именно являются приоритетными для конкретного школьника с учетом возрастных и эмоциональных особенностей и как эти мотивы связаны между собой.
Выводы по мотивам деятельности ученика
Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.
Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована. т.е. побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами.
Самостоятельность – способность самому ставить свои цели и самому их достигать.
Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей.
Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.
Наиболее удачные методы и приемы создания позитивного настроя учащихся на уроке является следующее:
1. Создание игровых ситуаций;
2. нестандартное начало урока;
3. нестандартный урок;
4. применение интересных развивающих задач;
5. использование дополнительных внепрограммных материалов.
Наиболее оптимальными методами и приемами мотивации учебной деятельности учителя считают:
1. проблемно-поисковые, актуальные, практические, интерактивные, личностно-ориентированные методы и принципы работы;
2. индивидуальные, парные, групповые формы работы, сотрудничество учителя и учащихся на уроке;
3. беседа, лекция, соревнования, игры и др.
При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учителя учитывают специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.
Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным определен демократический стиль общения.
Учителя школы умеют формировать у учащихся глубокие мотивы обучения, создавая для этого соответствующие условия на уроках.
Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ему знания и умения, но и вызвать в нем ответную активность, познавательную или практическую. Важным структурным элементом этой активности является мотивация, в которой отражается отношение школьников к учебе.
Мотивация подростков
Подростковый возраст от 11 до 15 лет. После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Подростковый возраст — трудный период как в физиологическом плане, так и в психологическом.
В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает свою жизнь от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.
Но в тоже время, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы, где одобрение сверстников, является особо важным.
Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Но с развитием процессов самосознания многие интересы принимают характер стойкого увлечения.
В подростковый период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность. В подростковом возрасте дети начинают осознавать свои потребности, которые привели их в те или иные учреждения дополнительного образования.
Развиваются мотивы самообразования.
Резко и настойчиво начинает осознаваться потребность в признании, потребность в уважении как личности со стороны родителей и социума. А с ростом значимости самого себя, с ростом самооценки актуализируется потребность в самоуважении.
Факторы, препятствующие учебной мотивации школьника:
Стремление к самостоятельности вызывает отрицательное отношение к готовым знаниям
Недостаточное понимание связи учебных предметов с возможностью использования их в будущем
Избирательный интерес к предметам
Неумение рационально организовать свою учебную работу
Дополнительные занятия создают серьезную конкуренцию учебной деятельности
Презентация к педагогическому совету или заседанию методичесекого объединения. Тип выступления мастер - класс. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы.
Содержимое разработки
Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики,
МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область
Типы учебной мотивации
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.
Мотивация
Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.
Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:
- внутреннюю– развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.
Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.
По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:
- достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.
Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент.
Основные положения формирования учебной мотивации
1 подход применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес;
2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности;
3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.
Общественная польза и даже этическая сторона получаемого знания не имеет для них большого значения.
Знания – это инструмент достижения цели. Цель есть – учится, в случае, если знания не нужны для достижения цели – не учится). Сами по себе знания не имеют ценности, но если есть замысел – есть деятельность.
Трудно учиться впрок. Проектировщики ориентированы на реализацию себя, своего потенциала в мире людей.
Мотивация к обучению построена на амбициях, самоутверждении.
Отдельные представители этого типа могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.
Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.
Важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь.
Если предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.
Мыслят лучше с другими, чем самостоятельно.
Мотивация построена на ценностном отношении к знаниям в связи с проверкой себя.
Важно преодолевать трудности, подходить к получению знаний творчески, неординарно. Критерий обучения – что именно я получу, где именно мне пригодятся эти знания.
Практическая работа
- Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев:
Пять мотивационных типов школьников
Ведущая потребность и ценностное отношение к знаниям
Исследователь
Потребность в исследовании, познании, открытии. Знание как самоценность.
Проектировщик
Потребность самореализации в значимой, взрослой деятельности. Знание как средство решения проектной задачи; знание для дела.
Потребность в преодолении, испытании себя. Знание, как личный вызов, материал для саморазвития.
Потребность в социальном признании, социально значимом действии. Знания как средство установления отношений или оказания помощи.
Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата. Знания как средство социального роста, удовлетворения амбиций.
2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте
Исследователь
Проектировщик
- пройти до конца
- узнать неизвестное
- доказать
- понять почему, проверить предположение
- решить проблему
- создать
- воплотить, усовершенство-вать
- внедрить
- предложить способ
- понять, как
- изменить
- пройти до конца
- осуществить
- проверить на прочность
- развить у себя
- понять про себя
- доказать себе, опровергнуть
3. Подобрать тип проекта
- Практико-ориентированный
- Информационный проект
- Игровой проект
- Учебно - исследовательский
- Творческий
4. Определите количество участников
- Коллективный проектГрупповой проектИндивидуальный проектПарный проект
- Коллективный проект
- Групповой проект
- Индивидуальный проект
- Парный проект
5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен
- Сценарий праздника
- Рукописная книга
- Бизнес – план
- Система школьного самоуправления
- Модель
- Видеофильм
- Слайд-шоу
- Законопроект
- Прогноз
- Аналитическая справка
- Макет журнала
- Презентация
6.Каким образом презентовать результаты
Исследователь
Проектировщик
- дискуссия
- пресс-конференция
- интеллектуа
- льная игра
- защита на ученом совете
- интеллектуа
- льная игра
- защита
- пресс-конференция
Какая помощь педагога может понадобиться
Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.
Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы
Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:
Читайте также: