Инструментарий для оценки предметных результатов в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Система оценивания образовательных достижений учащихся

начальной школы в соответствии с ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы и является необходимой частью обеспечения качества образования.

Успешность решения данных задач зависит от того, как устроена система оценки: поддерживает ли и стимулирует ли учащихся; насколько она обеспечивает точную обратную связь; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.

Особенности системы оценивания:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения ООП в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно – деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно – практических и учебно – познавательных задач;

- оценка динамики образовательных достижений учащихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности:

- предметных (знания и умения, опыт творческой деятельности);

- метапредметных (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.);

- личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

Оценивать можно только то, чему учат.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Виды оценивания:

- внутренняя оценка, выставляемая учителем или общеобразовательным учреждением;

- внешняя оценка осуществляется в форме мониторинговых исследований и итоговых проверочных работ.

Система оценивания предметных результатов

Цель: оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

Предметные результаты содержат:

- систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов;

- систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение новых знаний.

В системе предметных знаний можно выделить:

- опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения, они могут быть достигнуты основным большинством учащихся;

- знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний и служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

При оценке предметных результатов важно не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартной учебной ситуации, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач:

- анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием.

- выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требования к планируемым результатам;

- освоение программного материала по теме, блоку, содержательной линии.

- освоение программного материала за четверть, полугодие, год.

Процедура оценивания.

– устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа);

- письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии);

- письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).

Методы и формы оценивания предметных результатов

Инструментарием оценивания образовательных достижений являются КИМы – задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижение планируемых предметных результатов).

Оценочная процедура и инструментарий

1. Стартовая диагностика: стартовые (входные) проверочные работы по учебным предметам

2. Текущее оценивание предметной обученности: самостоятельные работы, проверочные работы, диагностические работы

3. Итоговая оценка предметной обученности: итоговые контрольные работы по предметам

Критериями являются планируемые предметные результаты. которые описаны ниже. См. приложение 1.

Система оценивания метапредметных результатов

Цель: оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД; ориентация на реализацию метапредметных результатов.

Объект оценивания

- сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её реализации;

-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и характера ошибок;

- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- умение использовать знаково – символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практиче6ских задач;

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Процедуры оценивания

- наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа)

- письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе)

Методы оценивания метапредметных результатов:

- фронтальный письменный опрос, индивидуальная беседа, анкетирование;

- наблюдения за определёнными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;

- оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;

- оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседования, дневников учащихся);

- выставки и презентации крупных законченных работ.

Технологии оценивания

- оценочные суждения учителя, учеников письменные и устные, характеризующие регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.

Инструментарий оценивания.

1.Диагностические задачи по проверке отдельных видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы (по А.Г.Асломову)

3.Комплексные работы на межпредметной основе и работа с информацией

4.Олимпиадные и творческие задания, проекты

5.КИМы – задания, вопросы для выявления уровня сформированности метапредметных результатов (достижения планируемых метапредметных результатов);

6. тесты для изучения метапредметных результатов.

Критериями являются планируемые предметные результаты.

Формы фиксации

- листы наблюдения за развитием регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

- диагностическая тетрадь учителя.

Система оценивания личностных результатов

Цель: оценка сформированности личных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД.

Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Объект оценивания:

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три основных блока:

- самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника;

- морально – этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости

Процедура оценивания:

- Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.

- Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.

- Диагностика сформированности личностных качеств учеников может осуществляться учителем или педагогом – психологом. Личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.

- устный опрос, письменный опрос.

Технологии, методики, методы, приёмы:

- оценочные суждения учителя и учеников (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;

Инструментарий оценивания:

- задания или вопросы, для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов);

- тесты для изучения личностных сфер ученика

Критерии оценивания:

- планируемые личностные результаты действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающего личностный моральный выбор;

- обобщенные критерии: понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.

Формы фиксации:

- листы наблюдений за развитием личностных качеств обучающихся;

- диагностическая тетрадь учителя;

Образовательные результаты могут быть представлены:

- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

- тесты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;

- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

- результаты психолого – педагогических исследований, показывающих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, универсальные учебные действия.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы в рабочем портфолио обучаемого.

Приложение 1

Система оценивания предметных результатов

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по учебным предметам. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по предметам осуществляется в письменной и в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по предметам проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Читайте также: