Мастер класс игровой стретчинг в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Болезни опорно-двигательного аппарата у детей становятся серьезной проблемой, если вовремя не начать их коррекцию. Нарушения осанки, например, встречаются у 16% детей дошкольного возраста. Для дошкольников отличным способом профилактики и коррекции подобных нарушений считается игровой стретчинг.

Что такое игровой стретчинг

Стретчинг – упражнения на растяжение мышц, сухожилий, связок. Они необходимы для повышения гибкости, укрепления мышечного корсета. Элементы стретчинга обязательно присутствуют в повседневных тренировках как опытных, так и начинающих спортсменов.

Для детей младшего возраста стретчинг проводится в игровой форме. Основой служит какая-либо сказка, которую рассказывает взрослый, а дети одновременно выполняют движения, соответствующие сюжету. Ребятам постарше стретчинг рекомендуется включать в программу гимнастики в виде комплекса специальных упражнений.

Методика игрового стретчинга разработана Еленой Владимировной Сулим и успешно применяется как на занятиях в ДОУ, так и в домашних условиях.

Значение стретчинга

Игровой стретчинг решает широкий спектр проблем:

  • Выравнивает осанку;
  • Повышает гибкость опорно-двигательного аппарата;
  • Приучает детей к физической активности;
  • Повышает выносливость, усидчивость;
  • Развивает воображение, внимательность, память;
  • Улучшает настроение.

Кроме того, сочетание физкультуры с рассказом поучительной истории позволяет одновременно провести с малышом воспитательную работу, в образной форме рассказать ему о человеческих ценностях, о слабостях, донести определенную мораль.

Занятия в детском саду

Оптимальный возраст для занятий игровым стретчингом – 4-5 лет. В более раннем возрасте ребенок не всегда способен длительное время фиксировать внимание на каком-то занятии и правильно выполнять задания. У пятилетних детей активно начинает развиваться воображение, появляется способность к абстрактному мышлению. Поэтому выполнение заданий становится для них увлекательной игрой и приносит позитивные эмоции.

Длительность занятий, число повторений зависят от возраста детей. Для младшей группы каждый элемент рекомендуется повторять 4-5 раз, для средней – 7, а для старшей – 9-10 раз. Оптимальная длительность занятия в старшей группе детского сада – 30 минут. За это время ребенок не устанет и сохранит способность фиксировать внимание на тренировке.

За что дети любят игровой стретчинг

Все дети любят игры. А если они при этом приносят пользу их здоровью, то ценность таких развлечений возрастает многократно. Занятия проводятся под веселую музыку, повышающую настроение. Они сопровождаются увлекательной историей, сказкой с запоминающимися героями, интересным сюжетом.

В сказку вплетаются упражнения, которые не требуют от детей особых навыков или чрезмерных физических усилий. Кроме того, многим детям нравится, что упражнения делают на полу – это создает более расслабленную, веселую обстановку.

Обратите внимание!

Зачастую малышам нравятся именно занятия в коллективе, поэтому дома в одиночестве они тренироваться отказываются. Для решения этой проблемы к упражнениям нужно привлекать родственников, старших детей, соседских ребятишек.

Правила выполнения

Занятия стретчингом пойдут на пользу только при правильном их выполнении:

  1. Начинайте тренировки короткой разминкой для всех групп мышц. Подойдут простые элементы аэробики для мышц спины, рук, ног, ходьба, бег, прыжки.
  2. Важно делать гимнастику с растяжкой регулярно, чтобы сформировалась мышечная память, а организм адаптировался к определенному виду нагрузок.
  3. Все упражнения во время занятия выполняются неспешно, плавно, без рывков, ускорения. Дети не всегда адекватно оценивают свои силы, поэтому взрослые должны следить за тем, чтобы они не переусердствовали.
  4. Задания нужно повторять одинаковое количество раз для правой и левой сторон, чтобы нагрузка была симметричной.
  5. Следите за осанкой и дыханием детей. Спина всегда должна быть прямой, а вдохи и выдохи размеренными.

Совет!

Если у малыша во время тренировки появилась одышка, значит нагрузка была для него чрезмерной. В этом случае целесообразно уменьшить количество подходов, общее число упражнений либо снизить темп.

Полезное видео – Комплекс упражнений

Основные принципы выполнения упражнений

Стретчинг-тренировки для взрослых и упражнения на растяжку в детском саду имеют серьезные различия, однако их основные принципы неизменны:

  1. Научный подход – план тренировок должен быть научно обоснован и учитывать особенности анатомии и физиологии детского организма на каждом этапе развития.
  2. Систематичность – проводить тренировки желательно по расписанию, без пропусков, сложность заданий и количество подходов наращиваются постепенно.
  3. Дифференцированный подход к детям – упражнения подбираются с учетом состояния здоровья детей, их физической подготовки, характера, взаимоотношений с другими детьми.
  4. Доступность – все задания должны быть просты для понимания и доступны для выполнения. К более сложным элементам переходят лишь после усвоения базовых движений.
  5. Наглядность – все упражнения малышам нужно показывать. Даже взрослые зачастую плохо воспринимают информацию на слух.
  6. Сознательность. Дети должны понимать, для чего нужны занятия, почему проводить их следует регулярно и как важно не перестараться.
  7. Закрепление навыков. Тренироваться необходимо и дома, нельзя делать длительный перерыв в занятиях, когда ребенок уходит на каникулы. Иначе все придется начинать с нуля.

Использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях

Для детей дошкольного возраста комплекс упражнений на растяжку можно включать в стандартную физкультминутку или утреннюю гимнастику – дошкольникам такое разнообразие пойдет исключительно на пользу. Лучше всего использовать их для завершающего этапа. Хорошая растяжка помогает мышцам расслабиться после тренировки и подготовить их к следующим занятиям.

Упражнения

Каждое положение желательно удерживать не менее 5 секунд.

Видео – Игровой стретчинг для детей

Пример сказки для занятия дошкольников

Приведем в качестве образца историю о цыпленке и солнышке.

В сарае рядом с деревенским домом жила курочка. Она была занята ответственным делом: высиживала яйца. Почти из всех яиц уже вылупились цыплята, осталось только одно целое яичко. Но стоило курочке ненадолго отлучиться, как оно тоже проклюнулось. Из скорлупок вылез маленький желтый цыпленок. Он встал на тонкие ножки и пошел из сарая на улицу (Дети ходят на месте).

Тут ему перегородило дорогу что-то длинное, тонкое, гибкое. Это была змея, которая подняла голову и прошипела:

– Я собираюсь навестить своего старшего брата, – отвел он и показал на солнышко.

Змея насмешливо зашипела – она-то знала, что это вовсе не цыпленок – и уползла в траву. А птенчик быстрее побежал к брату (Дети бегают по кругу). Так он бежал, посматривая наверх, пока не увидел в небе птицу.

– Эй, кто ты? – закричал цыпленок. – Кыш от моего братца!

Но все обошлось, и мама с сыном наконец-то вернулись в родной сарай. Курица объяснила малышу, что в небе он увидел вовсе не старшего брата, а солнышко. Тогда цыпленок успокоился и начал играть с другими птенцами (Дети встают на ноги и делают подскоки и прыжки).

Игровой стретчинг очень полезен для правильного развития костно-мышечной системы детей. Заниматься им нужно не только в детсаду, но и дома. Для этого родителям нужно проявить свои творческие способности и обязательно составить ребенку компанию, чтобы сделать такое времяпрепровождение для него не только полезным, но и веселым.

Знакомство с оздоровительной методикой игрового стретчинга.

ВложениеРазмер
2_variant.docx 663.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

« Игровой стретчинг для детей

Выполнила: Магомедова Наталья Ивановна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: Познакомить с оздоровительной методикой игрового стретчинга, с вариантами ее использования в воспитательно-образовательной работе ДОУ и его значение на систему оздоровления дошкольников.

- Познакомить с теоретическими основами и технологии игрового стретчинга.

- Отработать с педагогами ряд упражнений в рамках технологии игрового стретчинга.

Стретчинг - это специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата.

Оборудование: Проектор с ноутбуком, мультимедийная презентация, музыка для сопровождения выполнения упражнений по игровому стретчингу.

Есть четыре основных фактора, которые влияют на степень гибкости и растяжки:
- это возраст;

- пол;
- тренировки;
- температура разогрева мышц (Разогретые мышцы являются более гибкими, повышение температуры сокращает мышечное сопротивление, расширяет диапазон подвижности)

Также существует четыре основных принципа растяжки:
Частота:
Чем чаще мы занимаемся, тем быстрее наращивается гибкость. (Рекомендуется растягивать ежедневно или, по крайней мере, минимум 3-4 раза в неделю.)
Интенсивность:
Растяжка должна происходить медленно, в устойчивом положении до стадии "среднего дискомфорта". (Если ты чувствуешь боль, значит растяжение чрезмерно)
Время:
Большинство сходится в том, что идеальное количество времени для занятий - порядка 10-15 минут в день. (Каждое упражнение должно длиться 15-30 секунд и повторяться 2 или 3 раза в зависимости от своего самочувствия)
Тип: Существует несколько различных типов растяжки:

Статическая - это очень медленные движения, при помощи которых принимается определенная поза и удерживание ее в течение 10-30 секунд.

Динамическая - это медленный, плавный переход от одного упражнения к другому.

Баллистическая - это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью.

Итак, мы пришли к выводу, что самая безопасная и полезная для здоровья, …. статическая растяжка.

Именно статические упражнения с растягиванием мышц получили название стретчинг. Я думаю, что вы без труда скажете мне, что оно означает это слово. Тем более мы постоянно встречаемся с этим словом в повседневной жизни – растяжка, растягивание.

Стретчинг – это работа над приобретением необходимой гибкости и подвижности всех суставов рук и ног, и что самое главное, опоры всего тела и источника силы – позвоночника.

Именно статическое растягивание является наиболее эффективным в работе с детьми на занятиях хореографии, и вообще в жизни.

Стретчинг - это один из элементов тренировочного комплекса. И я обязательно включаю его в свои занятия. Техника стретчинга очень проста. Все движения выполняются в спокойном и медленном темпе, при этом большую часть времени мышца неподвижна и сохраняет максимальную длину.

И сегодня я предлагаю вам заняться статическим стретчиногом. Но прежде чем приступить к стретчингу, нам необходимо разогреться. Разогрев мы будем проводить на основе ритмических движений. Я предлагаю всем, кто сегодня хоть раз улыбнулся, встать и немножко размяться.

(разминка – 5 минут)

Восстановление дыхания (упражнение на дыхание)

Мы разогрелись. Почувствовали тепло в своих мышцах и переходим к растяжке. Всех, кто себя считает молодым душой и телом, я приглашаю выйти и помочь мне на середину зала, ну, а остальным предлагаю попробовать выполнить некоторые упражнения на своих местах.

Прежде чем мы займёмся стретчингом, необходимо запомнить, что в исходном положении делается вдох, а на выдохе выполняется растяжка. Во время растягивания мы дышим ровно и спокойно.

Чтобы детям не было скучно заниматься стретчиногом, я ввожу в него игровой момент.

Сегодня мы с вами коллеги отправимся в зоопарк. Посмотрим, какие животные там живут.

Наступило утро. Встало солнышко.

Упражнение на осанку (солнышко)

И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.

1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

-Предупреждают и исправляют лёгкие формы сколиоза, сутулости, поясничного лордоза.

1.Посмотрело направо, налево, вниз.

Упражнения для мышц шеи

- Подвижность шейных позвонков

- Приток крови к головному мозгу, что способствует его насыщению кислородом

- Повышение мозговой деятельности

Способствует усилению внутриполостному давлению, а значит, воздействует на органы брюшной полости. Помимо этого идет стимуляция действий подкожных нервов.

- Развитие силы рук

- Подвижность суставов плеч и рук.

- Оказывает стимулирующее действие на подкожные нервы.

- Укрепляет и освежает кровеносные сосуды.

- Препятствует отложению солей

3. Начался новый день, и мы пошли в зоопарк, где живут разные животные.

Упражнение для подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы (ходьба)

- Предупреждают развитие плоскостопия

- Развивают подвижность суставов ног, которые способствуют пластичности движений, улучшению осанки

- Развивают эластичность мышц

4. Вот красавицы кошки (рысь, пантера) Они грациозно потягивают свои спины.

Упражнение для мышц спины (кошка)

И.п. - Стоя в упоре на ладони и колени.

1) Прогнуться в пояснице, голову поднять вверх и вперед – вдох.

2) Округлить спину, голову опустить вниз – выдох.

- Увеличивается приток крови к позвоночнику и выходящим из него нервам
- Укрепляется позвоночник
- Преодолевается скованность позвоночника и его деформация
-Препятствует отложению солей

5.По лужайке важно ходит страус. Увидев опасность, он спрятал голову в песок.

Упражнение для мышц брюшного пресса (страус)

- Укрепление мышц живота
- Предупреждаются функциональные расстройства желудка, печени, кишечника.
-Внутренние органы обильно снабжаются кровью и очищаются

6.Подул ветер, закачались веточки

Упражнение для гибкости позвоночника (веточка)

И.п. - Лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз. Не сгибая ноги в коленях, сохраняя оттянутые носки, медленно поднять ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться нужное количество времени. Медленно вернуться в и.п. Дыхание нормальное.

- Увеличивают приток крови к позвоночнику и выходящим из него нервам

- Преодолевают скованность позвоночника и его деформацию

- Препятствуют отложению солей

- Развивают гибкость и эластичность мышц

7.За одним из кустов сидит заяц, который дрожит от каждого шороха.

И.п.: встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол.

1. Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки, руки от пола не отрывать.

2. Вернуться в и.п.

- Развивают силу ног

- Развивают эластичность мышц ног

8.За ним с интересом наблюдает медведь.

И.п. сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны.

C:\Users\123\Desktop\стретчинг\_DSC0683.JPG

1 . Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено, задержаться.

2 . Вернуться в и.п. 3–4. Проделать то же движение левой ногой.

Упражнение для подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц бедра (медведь)

- Повышают эластичность мышц

- Подвижность тазобедренных суставов

- Стимулируют действие подкожных нервов, при создании общего напряжения в ногах и бёдрах.

9.А вот весёлые с обезьянки и мы решили построить им рожицы .

Упражнение для мимических мышц лица (дразним обезьяну)

Наша экскурсия по зоопарку подошла к концу. И мы довольные пошагали домой

Упражнение на восстановление дыхания (воздушный шарик)

Отлично. Мы закончили нашу небольшую прогулку и комплекс упражнений, который вы можете выполнять дома, на прогулке вместе со своими детьми и на работе.

Чтобы подвести небольшой итог, давайте определим, чем же полезен статический стретчинг:

Итак, занимаясь статическим стретчингом, мы получаем

  1. Большой запас жизненной энергии;
  2. Хорошие умственные способности;
  3. Прекрасный, спокойный сон;
  4. Способ предупреждать депрессии и другие эмоциональные расстройства;
  5. Дополнительную гарантия от возникновения сердечно -сосудистых заболеваний;
  6. Дополнительную гибкость всего тела;
  7. Понижение кровяного давления и улучшение кровообращения;
  8. Снижение нагрузки на суставы и позвоночник.

Физкультминутка — это тот же стретчинг! Проговаривая короткие стихотворения, то тянемся вверх, напрягая мышцы, то опускаемся вниз, расслабляясь. Здесь и наклоны, и присядка. Всё зависит от выбора и фантазии воспитателя, и готовности детей принять предложенные упражнения. Хочу отметить, что дети всегда с удовольствием выполняют упражнения физкультминутки.

Также его используют в комплексах бодрящей гимнастики, утренней гимнастики, развлечениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стретчинг – это система упражнений на статическую растяжку позвоночника и мышц тела. Эти упражнения дают возможность предотвращать нарушения осанки и оздоровительно влияют на весь организм, помогают активизировать его защитные силы. Кроме этого, стретчинг используется для профилактики плоскостопия. Фактически, стретчинг предполагает упражнения на укрепление и улучшение эластичности и гибкости мышц и одинаково полезен как для детей, так и для взрослых.

Ведущие специалисты по физическому воспитанию считают, что занятия на растяжку – один из самых эффективных методов упреждения травм, поддержки подвижности, снятия перенапряжения, а также повышения работоспособности. Именно поэтому комплекс упражнений по стретчингу был внесён в государственные методические рекомендации по физическому развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Игровой стретчинг наиболее привлекателен для детей тем, что они выполняют лёгкие физические упражнения во время прослушивания сказки или музыки. В таком случае малыш с интересом выполняет движения, а также развивает воображение и внимание.

Игровой стретчинг не имеет возрастных ограничений, но для детей 3–4 лет достаточно 4–5 повторений каждого упражнения; для детей 5 лет – 5–7; дошкольники постарше справятся с повторением упражнений 8–10 раз. В целом, стретчинг должен длится 20–30 минут. Поскольку занятия на растяжку в основном предполагают исполнение большинства упражнений лёжа на спине, с собой необходимо иметь гимнастический коврик или одеяло. Для эффективной тренировки мышц необходимо повторять упражнения не менее двух раз в неделю.

Сказку для игрового стретчинга легко придумать самому, используя основные упражнения на растяжку. Сказки для занятия могут быть самые разнообразные. Они могут включать в себя элементы воспитания или же посвящаться отдельным развивающим темам, быть поучительного или развлекательного характера.

Вот пример одной из таких сказок.

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой (зайчик). Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет. И с ней он поздоровался. Удиви­лась змейка и высоко подняла голову (змея). Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздоро­ваться (бег).

Едва в воду не упал. Сидит у воды, смотрит, как рыбки плавают (рыбка).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, при­глашают его поиграть с ними (лягушка).

Цель: Осуществлять профилактику плоскостопия. Развивать подвижность суставов ног.

И. п. Сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Руки в упоре сзади (на предплечьях).

1.Тянуть носки на себя.

Движения динамичные с задержкой в каждой позиции. Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.

Упражнение зайчик.

Цель: Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.

И.п.: встать прямо, ноги вместе, наклониться, не сгибая колени, поставить руки на пол, пальцами вперед, голова опущена.

1.Не сдвигая с места стопы ног, не отрывая пятки, не сгибая ноги, передвигать поочередно руки вперед, насколько возможно. Задержаться нужное время.

2.Вернуться п и.п.

3. Повторить, сменив положение ног. Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.

Упражнение бег.

Цель: Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног.

И. п. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки расположены сзади в низком упоре (на предплечьях).

2.Вернуться в и. п. Движения динамичные, дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.

Цель: Укреплять мышцы спины и брюшного пресса путем прогиба назад. И. п. Лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.

1.Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться на сколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад.

2.Медленно вернуться в и. п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить 4 раза.

Цель: Укреплять мышцы спины и брюшного пресса.

1.Поднять руки вверх (взмахнуть)

2.Вернуться в и. п. Дыхание: Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й фазе. Повторить 4-6

Цель: укрепление позвоночника путем поворота туловища и наклонов его в стороны.

И.п.6 сесть на пол, ноги согнуть в коленях, пятки максимально придвинуть к ягодицам, обхватить руками колени ,голову прижать к коленям.

1.Перекатиться на спину

2.вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

Цель: Укреплять мышцы спины и брюшного пресса путем прогиба назад.

И. п. Лечь на живот, ноги развести в стороны, как можно шире руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне груди.

1.Согнуть ноги в коленях, пяточки тянутся к ягодицам.

2.Вернуть ноги в и. п.

Упражнение Лягушка.

Цель: Укреплять мышцы тазового пояса, бедер, ног.

Согнуть ноги, медленно опуститься, колени развернуть, как можно шире, руки согнутые в локтях, расположить вниз. Задержаться нужное время.

Автор: Дударева Марина Константиновна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальной во все времена и остается таковой сегодня. Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки. Формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течение всей жизни.

Хорошая осанка - это не только привлекательный внешний вид. Из-за ее нарушения, зажатости позвоночника, возникающего плоскосто­пия, вызванного неправильностью походки, неразработанностью стоп, возникают многие заболевания. Позвоночник - ключ ко всему организ­му. При нарушении статичных нагрузок на скелет, возникают смещения позвонков, нарушается ход энергетики ко всем органам и даже проис­ходит смещение внутренних органов.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка у детей ещё неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врождённых нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смена настроения. Вспомните, привычные выражения вроде "гнёт спину перед начальством", "повесил нос". Но больше всего вредят позвоночнику ребёнка плохое физическое развитие.

К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного и школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки.

Нарушения осанки спины имеют следующие разновидности: плоская спина, круглая спина, кругловогнутая спина и боковое искривление позвоночника. Если физиологические изгибы (грудной и поясничный) уменьшены, спина называется плоской. В некоторых случаях изгибы могут быть несколько смещены. Так как при плоской спине изгибы позвоночника уменьшены, то и его амортизационная способность снижена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.

Правильная осанка для дошкольников:

  • голова немного наклонена вперед;
  • плечевой пояс незначительно смещен вперед, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль);
  • лопатки слегка выступают;
  • линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2см;
  • физиологические изгибы позвоночника выражены слабо;
  • угол наклона таза невелик и составляет 22-25˚ для мальчиков и девочек.

Необходимо воспитать стойкую привычку правильно держать свое тело в различных положениях. Перевоспитывать, бороться с плохими привычками будет значительно сложнее.

Изучив и проанализировав методическую литературу по данному вопросу выяснили, что одним из способов сохранить гибкость, подвижность, формировать правильную осанку и научиться прислушиваться к сигналам, которые посылает нам наш организм, — это растяжка. Этот вид упражнений отнюдь не является прерогативой только индийских йогов, акробатов и профессиональных спортсменов. Этот вид физической активности является нашей естественной потребностью. Для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста мы стали использовать элементы стретчинга.

Задачи:

  • Развитие физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.
  • Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков
  • Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
  • Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
  • Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Стретчинг это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц.

Гипотеза: Включение элементов стретчинга в различные виды двигательной деятельности способствует формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Комплексы упражнений в системе стретчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела. Стретчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры.

Используя эти упражнения, дети выполняют вытягивание мышц отдельных частей тела, затем в течение несколько секунд остаются в таком положении и возвращаются в исходное положение.

Хорошая гибкость улучшает осанку, координацию движений и служит профилактикой травматизма. Регулярные растяжки помогают научиться глубокому расслаблению. Расслабленные, эластичные мышцы меньше подвержены травматизму, в них реже возникают боли. Растяжка не только способствует снятию мышечного напряжения и повышению гибкости суставов, она помогает лучше узнать возможности нашего организма.

При выполнении упражнений на растягивание необходимо:

  • перед началом разогреться (любая, аэробная нагрузка);
  • все движения выполнять мягко, плавно, без рывков, медленно и равномерно;
  • выполнять упражнения до появления ощущения легкой болезненности, которое и служит сигналом к прекращению работы;
  • удерживать мышцы в растянутом состоянии, в зависимости от сложности упражнения от 5 до 60 секунд.

Работа с детьми

Упражнения стретчинга не имеют возрастных ограничений, можно начинать занятия с 3-х лет.

Так как ведущая деятельность детей дошкольного возраста является игра, все упражнения стретчинга выполняются в игровой форме.

Игровой стретчинг -специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

В работе с детьми упражнения на растяжку включаю в комплексы общеразвивающих упражнений в утренней гимнастики, упражнения на расслабление, проводим сюжетно-игровые занятия.

После активных физических нагрузок используем стретчинг упражнения на расслабление. Польза упражнений: нормализуется кровообращение во всем теле, улучшается осанка, развивается гибкость и подвижность позвоночника, укрепляются поддерживающие его мышцы, стимулируется работа эндокринной системы.

Работа с педагогами

Немаловажную роль в формировании правильной осанки у детей отводим воспитателям. Под их руководством дети получают элементарные знания и навыки по формированию осанки. Поэтому, кроме физкультурных занятий стретчинг сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. После дневного сна воспитатели проводят дыхательную гимнастику с элементами стретчинга. А так же используют упражнения на растяжку при проведении физкультминуток на занятиях. Посредством стретчинга дети снимают мышечное напряжение, накапливающееся в течение занятия.

Работа с участниками. И сейчас я хочу предложить вам выполнить несложный комплекс упражнений стретчинга, который поможет вам ощутить легкость и прилив энергии в теле. (Приложение 2)

Приятно ощущать свое тело подтянутым, гибким, лишенным скованности и боли в мышцах.

Работа с родителями

Неотъемлемой частью работы детского сада является взаимосвязь с родителями. Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показывает, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. В детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания.

Особое место в работе с родителями уделяем формированию правильной осанки, выявлению и предупреждению плоскостопия у детей. Проводим совместные занятия.

Их отличительная особенность состоит в том, что родители являются нашими помощниками, и каждый из них тренер своего ребёнка. Вводной части занятия они вместе выполняют упражнения, направленные на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия, в основной части исполняют роль помощников, заключительной части принимают активное участие в совместных играх .

  • активизируется деятельность всех внутренних систем и органов;
  • осанка становится естественней;
  • мышцы плотнее и сильнее;
  • суставы стали лучше сгибаться;
  • увеличивается работоспособность;
  • вы получаете огромный заряд бодрости и положительных эмоций!

Спасибо за внимание.

Общеразвивающие упражнения

Начнем наше занятие с разминки.

1. И.п. - стоя, ноги немного расставить и слегка согнуть в коленях.

2. И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять оба плеча одновременно вверх и отвести их назад. (Повторить упражнение 7 раз).

3. И.п. – стоя, ноги вместе, руки внизу. 1- поднять прямые руки над головой. Кисти рук соприкасаются. 2- наклонить туловище вправо и сохранить это положение в течение 10 секунд. 3- поднять прямые руки над головой. 4- и.п. Повторите упражнение, наклонив туловище влево и сохраняя это положение в течение 10 секунд. (Повторить упражнение по 5 раз).

4. И.п.- стоя на четвереньках, руки выпрямите. Затем вытянуть правую руку вперёд и левую ногу назад до горизонтального положения, постараться хорошо потянуться. Повторить левой рукой и ногой. (Повторить упражнение 5-6 раз).

5. И.п. – лежа на спине, согнуть ноги и упираясь ступнями в пол. 1- обхватить руками ноги немного ниже коленей и притянуть их к груди. Тянуть шею и голову к коленям. В таком положении задержаться на 30 секунд, затем вернуться в начальную позу. (Повторить 4 раза).

6. И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. Прыжки – ноги вместе, ноги врозь, с хлопком над головой. Чередовать с ходьбой.

усиливает внутриполостное давление, что оказывает сильное воздействие на органы брюшной полости. Создавая общее напряжение в ногах и бедрах,

стимулирует действие подкожных нервов. (И.п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развернутые колени до пола. Задержаться нужное время. Поднять колени с пола. Дыхание произвольное, движения динамичные.)

–Эй, бабочка, постой!– закричал Кряк.– Чего тебе, утенок? – спросила бабочка.
– Милая бабочка, не могла бы ты показать мне дорогу к Голубому озеру?
– Хорошо, – согласилась бабочка, и они отправились в путь.
Но не успели пройти и пяти шагов, как вдруг откуда-то сбоку послышалось шипение, и прямо перед ними дорогу перегородила змея.

повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы обильно снабжаются кислородом и питательными веществами, что способствует улучшению их работы. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Активизируется работа почек, улучшается мозговая деятельность, нервная проводимость. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, что помогает при простудных заболеваниях, ангинах.
(И.п. – лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в исходное положение. Вдох в первой фазе, выдох во второй.)
– Почему вы так шумите и не даете мне отдыхать после обеда? – грозно прошипела змея.

оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и очищает органы пищеварения.
(И.п. – лечь на спину, руки положить за голову. Поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное, дыхание произвольное.)

– Птичка, ты не знаешь, где Голубое озеро? – как можно громче закричал утенок.– Отведи меня к нему, пожалуйста!

–Хорошо, утенок беги за мной, ответила птица. И Кряк быстро побежал за летящей птицей.

избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций.
(И.п. – стать на четвереньки, спина прямая. Раз! – поднять голову, максимально прогнуть спину. Два! – опустить голову, максимально выгнуть спину. Вдох во 2-йфазе, выдох в 1-й.)

Кряк подошел к кошке поближе и увидел, что та следит за плавающими в во-де рыбками и хочет какую-нибудь из них поймать.
– Ах ты, хитрюга! – крикнул утенок, схватил лежащую на берегу веточку и бросился к кошке.

улучшает гибкость позвоночника, способствует увеличению роста. (И.п. – лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. Не сгибая колени, медленно поднять ноги в вертикальное положение, стараясь сохранять носки оттянутыми. Задержать нужное время. Вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)
Когда кошка увидела рассерженного утенка с веточкой в клюве, она так испугалась, что со всех ног бросилась бежать, только ее и видели! Тут из воды показалась рыбка и поблагодарила утенка за то, что он спас ее с друзьями.

повышает внутриполостное давление, улучшает нервную проводимость, мозговую деятельность. (И.п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч. Раз! – плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Два! – вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)
Кряк вдоволь наплавался в озере и после этого каждый день приходил к своим друзьям рыбкам. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывают, что она убежала далеко-далеко и всем на свете рассказывала про храброго утенка Кряка.

Упражнение на расслабление

И.П. – стоя руки вытянуты вверх, тянемся руками.
Мысленно представляем свой позвоночник и по каждому позвонку доходим до макушки головы. Дыхание ровное, стоим, 15 сек. (Повтор 2–3 раза).

Упражнения для тех, кто длительное время находится в сидячем положении

Упражнение 1. Исходное положение: вытяните руки прямо перед собой, кисти руки поднимите вверх, пальцы выпрямите. Потяните пальцы назад, задержитесь на 10 секунд. Расслабьте руки. Повторите упражнение ещё раз.

Упражнение 2. Пожимание плечами. На выдохе поднимите плечи вверх, почувствовав легкое напряжение в плечах и шее, задержитесь на 3-5 секунд. Опустите плечи, расслабьтесь. Повторите упражнение 2 раза.

Упражнение 3. Опустите правое плечо вниз, голову нагните в левую сторону. Почувствовав натяжение мышц, задержитесь на 3-5 секунд. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь. Повторите упражнение с другой стороны.

Упражнение 4. Сядьте ровно, закиньте руки за голову, сплетите пальцы на затылке. Раздвиньте руки в стороны, локти держите прямо. Сдвиньте лопатки, одновременно сдвигая локти назад, корпус неподвижен. Делайте это движение на выдохе. Задержитесь на 3-5 секунд.

Упражнение 5. Исходное положение – сидя, правую руку закиньте за голову согнув в локте. Левой рукой обхватите правый локоть. Потяните локоть влево, одновременно наклоняя корпус влево, усиливая этим эффект растяжения. Задержитесь на 5 секунд. Повторите это упражнение для левой руки

Упражнение 6. Вытяните руки прямо перед собой, сплетите пальцы, ладонями наружу. Почувствуйте напряжение в мышцах рук и плеч. Задержитесь на 10 секунд. Расслабьтесь. Повторите упражнение еще раз.

Читайте также: