Адаптация детей мигрантов в школе коллектив авторов ниц регион 2010

Обновлено: 04.07.2024

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения социальной адаптации, сколько с интеллектуальной, позволяющей адаптироваться к новому для них информационному и функциональному пространству, содержательно наполняющему образовательную среду школы.

ВложениеРазмер
sistema_raboty_po_adaptatsii_i_obucheniyu.docx 162.97 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по адаптации и обучению

детей мигрантов в МБОУ СОШ №4

Наша школа представляет систему работы по адаптации детей мигрантов, обучающихся в нашей школе.

Наше общеобразовательное учреждение принимает детей мигрантов на протяжении пяти учебных лет. В каждом классе обучается от 17% до 30% детей иностранных граждан. По результатам проводимых диагностик около 90% поступающих к нам детей мигрантов имеют целый набор языковых, психологических и социальных проблем. В этой связи всё более актуальной для нас как педагогов становится проблема социальной адаптации ребёнка к новым условиям жизни. Исходя из анализа возникшей ситуации, педагогическим коллективом школы разработана и апробируется система обучения , воспитания и сопровождения детей мигрантов .

Цель: создать комфортные условия, способствующие предотвращению, устранению и смягчению личных конфликтов детей из семей мигрантов, а также развитию способностей к коммуникативности, самостоятельности и их успешному школьному обучению.

Отличительными чертами нашего образовательного учреждения можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонациональный состав класса в частности, разный уровень владения учениками русским языком, разный уровень общей культуры. К числу существенных проблем полиэтнической школы, класса можно отнести следующее:

- низкие показатели общей и качественной успеваемости по русскому языку и другим предметам по причине плохого знания русского языка;

- замкнутость, отчуждённость, тревожность детей мигрантов;

- недостаток профессиональных знаний и опыта работы с детьми из семей мигрантов;

-отток русскоговорящих детей из нашей школы

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения социальной адаптации, сколько с интеллектуальной, позволяющей адаптироваться к новому для них информационному и функциональному пространству, содержательно наполняющему образовательную среду школы.

Два года учреждение является методической площадкой по адаптации и обучению детей мигрантов.

При организации работы с детьми мигрантов руководствуемся нормативно-правовой базой:

Разработаны нормативные документы, регламентирующие работу образовательного учреждения по реализации данного направления:

  1. Нормативные документы (положение об инновационной деятельности

Использование опыта и наработок:

В разработке технологии обучения и адаптации детей мигрантов участвуют: директор школы, заместители директора, библиотекарь, методисты, учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, педагоги дополнительного образования, специалисты школьных служб (психологи, логопед, социальные педагоги).

Система работы по адаптации детей мигрантов включает следующие этапы, в соответствии с их основными задачами.

1 этап. Первое, что необходимо этим детям для преодоления их социальной исключённости, для полноценной интеграции в общество, - научиться понимать и говорить по-русски.

Все дети мигрантов, поступившие в 1-4 классы, проходят процедуру определения уровня владения русской речью. Для этого мы разработали (на основе изученной литературы) диагностику аспекта речи детей иностранных граждан.

Первичная диагностика проводится в сентябре с каждым учеником индивидуально.

Направления диагностики аспектов речи детей мигрантов, поступающих в образовательное учреждение:

- словарь: предметный словарь (части предмета, слова-обобщения); глагольный словарь; словарь признаков; антонимы ( обозначенные глаголами и существительными пространственные признаки).

- грамматический строй речи: проверка умений образовывать существительные множественного числа; образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; согласовывать числительные с существительными; употреблять предлоги в речи.

- связная речь : проверка умений определять и выдерживать последовательность повествовательных высказываний; давать описание предмета.

2 этап. Дальнейшую работу с детьми иностранных граждан мы организуем по следующим направлениям:

-учебная деятельность (организация учебного сотрудничества на уроках, индивидуальная работа с детьми мигрантов, дополнительные групповые занятия по развитию устной и письменной речи, организация консультативной помощи детям мигрантов, логопедические занятия);

-внеурочная деятельность (проектная деятельность, СИРС, факультативные занятия, внеклассные мероприятия, дополнительное образование);

-психологическое сопровождение (тренинги, индивидуальные занятия, консультации).

-работа с родителями (консультирование родителей по различным вопросам, активное привлечение их к жизни школы и класса), т.к. залогом успеха обучения детей-инофонов русскому языку является владение русским языком родителей этих детей. Возможность оказать помощь своему ребёнку является немало важным обстоятельством не только в обучении, но и в развитии учащегося.

Дети мигрантов – это учащиеся с особыми образовательными потребностями, поэтому только комплексная работа педагогов, специалистов школьных служб и родителей приведёт к успешной адаптации детей мигрантов.

Повторная диагностика уровня владения устной русской речью проводится в апреле-мае.

Диагностика уровня владения письменным русским языком (контрольные и проверочные работы, техника чтения, проверка сформированности УУД) проводится в конце учебного года.

Психологическое обследование детей мигрантов на предмет определения уровня адаптации проводится в декабре-январе.

Результаты повторной диагностики и определяют динамику речевого развития и оценку эффективности проведения мероприятий по разработанным направлениям.

Таким образом, развивая языковую и речевую компетентность детей мигрантов, их творческие индивидуальные способности, самостоятельность, инициативность, мы способствуем предотвращению, устранению и смягчению личных конфликтов детей из семей мигрантов, успешному школьному обучению.

Положительная динамика результатов обучения детей мигрантов прослеживается на протяжении нескольких лет. Для примера приведем результаты прошлого года (2013-2014 уч.год)

1-е классы. Результаты итоговой диагностики в 1-х классах определяют рост речевого развития и оценку эффективности проведения дополнительных занятий по развитию устной русской речи.

Представленной диагностикой и программой занятий по развитию речи пользуемся четвёртый год.

Данные диагностики аспектов речи детей мигрантов на начало 1этапа. Сентябрь, 2013г.

Данные диагностики аспектов речи на конец 1 этапа. Апрель, 2014г.

Данные диагностики грамматического строя речи детей мигрантов на начало 1этапа. Сентябрь, 2013г

Данные диагностики грамматического строя речи детей мигрантов на конец 1 этапа. Апрель, 2014г.

Данные диагностики связной речи детей мигрантов на начало 1 этапа. Сентябрь, 2013г.

Данные диагностики связной речи детей мигрантов на конец 1 этапа. Апрель, 2014г.

Анализ всех показателей позволяет говорить об успешной языковой адаптации детей мигрантов к концу первого года обучения в школе.

2-4 классы. Показатели общей и качественной успеваемости детей мигрантов стабильны вот уже на протяжении нескольких лет. Результаты 2013-2014 г. проанализированы и представлены в данной диаграмме.

Во 2-4 классах обучается 46 детей мигрантов.

Вывод: проанализировав данные на конец 1 четверти и конец года, мы видим динамику роста качественной успеваемости детей мигрантов на 10% (конец 1 четверти-20%, конец года-30%)

По нашим наблюдениям, длительность процесса адаптации зависит от двух факторов:

  1. На какой ступени обучения ребёнок стал обучаться русскому языку в России.
  2. Как давно он проживает в стране.

Результаты психологического сопровождения. С целью социально-психологической и учебной адаптации детей мигрантов в нашей школе осуществляется психологическое сопровождение. Прежде всего, проводится диагностика по выявлению трудностей, связанных с периодом адаптации к новой социальной среде (диагностика познавательной, мотивационной, эмоциональной сфер). Проведение коррекционно-развивающих занятий, тренингов направлены на решение выявленных проблем, снижение уровня тревожности, повышение школьной мотивации, развитие коммуникативных навыков, повышение уровня сплоченности группы. Для проведения тренингов педагоги-психологи пользуются программой по социализации (адаптации) детей мигрантов. Программа разработана в 2012 г. Институтом развития образования г.Ханты-Мансийк, авторы Григорян А.Б., Новосельцева Т.Ф., Владимирова С.В.

По результатам получены следующие данные:

По окончанию тренинговых занятий получены следующие результаты:

- процент неуверенности значительно снизился, дети влились в коллектив и почувствовали себя более сильными;

- снизился процент инфантильности, дети стали более организованны, менее прибегать к помощи педагога;

-уровень ассоциальности значительно снизился, дети научились прислушиваться друг к другу, организовывать своё пространство;

Таким образом, положительная динамика прослеживается на развитии личности ребенка, программа занятий помогает выстраивать социальные связи в коллективе.

Дети мигрантов активно участвуют в различных конкурсах, играх, викторинах и предметных олимпиадах на различный уровнях.

-школьный тур олимпиады по математике;

-школьный тур олимпиады по русскому языку;

-конкурс поделок из природного материала;

-конкурс-смотр строя и песни, посвященный Дню Победы;

Процент участия детей мигрантов в школьных мероприятиях - от 15% до 20%, в городских - 7-12%, на всероссийских - до 11% детей мигрантов.

Дети, плохо владеющие русским языком, очень активны во внеурочной деятельности и дополнительном образовании: с удовольствием посещают кружки, спортивные секции, участвуют в проектной деятельности, готовят и проводят внеклассные мероприятия. 67% детей мигрантов задействованы в кружковой и театральной деятельности:

Таким образом, развивая языковую и речевую компетентность детей мигрантов, их творческие индивидуальные способности, самостоятельность, инициативность, мы способствуем предотвращению, устранению и смягчению личных конфликтов детей из семей мигрантов, успешному школьному обучению.

Педагогический коллектив нашей школы: директор, заместители директора, методисты, педагоги, психологи распространяют наработанный опыт на разных уровнях:

Перед коллективом школы стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат; а в рассматриваемом контексте - обеспечить иноязычных детей таким уровнем владения русским языком, формами общения, нормами поведения, который будет им достаточен для успешной адаптации в новой языковой среде и для усвоения программного материала. Мы считаем, что с решением поставленной задачи справляемся.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и адаптации, которыми являются дети мигрантов. Представленная технология работы с детьми мигрантов активно развивается, но пока не получила широкого распространения в городе Сургуте. Несмотря на то, что проблема поддержки личности человека и, в частности, учащегося-мигранта в образовании относится к числу серьёзных инноваций и требует дальнейших исследований.

Наше образовательное учреждение будет продолжать работу с детьми мигрантов по разработанным направлениям, транслировать наработанный опыт на муниципальном уровне.

-разработать программу дополнительных занятий для учащихся 5-6 классов, слабо владеющих русским языком

-разработать программу языковой поддержки для родителей.

Необходимо понимать, что только целенаправленная комплексная работа в разных направлениях с детьми мигрантов даст тот положительный результат, который мы хотим получить.

обложка книги Адаптация детей мигрантов в школе автора Коллектив Авторов

Данное пособие посвящено методологическим и практическим вопросам работы с детьми из семей мигрантов в общеобразовательных учебных заведениях. В первой части пособия представлены рекомендации по выявлению уровня учебной и социально-психологической адаптации детей мигрантов. Вторая часть содержит рекомендации по реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности адаптации приезжих детей к школе.

Рекомендации могут быть полезны специалистам, работающим в системе общего образования: учителям, школьным психологам, социальным педагогам, а также руководителям учебных заведений.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 100 стр. 32 иллюстрации
  • Жанр:в оспитание детей, д етская психология, п едагогика
  • Теги:м играционная политика, о бразовательное пространство, с оциальная адаптацияРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Данное пособие посвящено методологическим и практическим вопросам работы с детьми из семей мигрантов в общеобразовательных учебных заведениях. В первой части пособия представлены рекомендации по выявлению уровня учебной и социально-психологической адаптации детей мигрантов. Вторая часть содержит рекомендации по реализации комплекса мероприятий по повышению эффективности адаптации приезжих детей к школе.

Рекомендации могут быть полезны специалистам, работающим в системе общего образования: учителям, школьным психологам, социальным педагогам, а также руководителям учебных заведений.

задачи адаптации детей мигрантов к обучению и окружению. При этом мы исходим из той точки зрения, что для успешного решения любой проблемы для начала необходимо провести диагностику ситуации в целом, выделить наиболее

задачи адаптации детей мигрантов к обучению и окружению. При этом мы исходим из той точки зрения, что для успешного решения любой проблемы для начала необходимо провести диагностику ситуации в целом, выделить наиболее

Отзывы 1

Само понятие мигрант вошло и закрепилось не только в научную и нормативню, но и обиходную речь, где его часто стали идентифицировать со словом гастарбайтер. Более того, часто меняют место жительства наиболее социально незащищенные слои населения, в которых мишенью последствий этих перемен становятся дети. Думаю правомерно их называть дети-мигранты, поскольку они перемещаются вместе со своей семьей. Дети-мигранты имеют такое же право на получение образования как и постоянно проживающие на данной территории, но изначально у них повышены интенсивность психологического стресса, отсутствует уверенность даже в ближайшем будущем, часто усугубляющиеся неприятием в образовательном пространстве школы. Большое уважение авторам, которые подняли этот вопрос, обобщили и структурировали теоретическую информацию, предложили мероприятия по адаптации детей-мигрантов в образовательные пространство и среду школы. Пожелание авторам продолжить дальнейшую работу в этом направлении

Само понятие мигрант вошло и закрепилось не только в научную и нормативню, но и обиходную речь, где его часто стали идентифицировать со словом гастарбайтер. Более того, часто меняют место жительства наиболее социально незащищенные слои населения, в которых мишенью последствий этих перемен становятся дети. Думаю правомерно их называть дети-мигранты, поскольку они перемещаются вместе со своей семьей. Дети-мигранты имеют такое же право на получение образования как и постоянно проживающие на данной территории, но изначально у них повышены интенсивность психологического стресса, отсутствует уверенность даже в ближайшем будущем, часто усугубляющиеся неприятием в образовательном пространстве школы. Большое уважение авторам, которые подняли этот вопрос, обобщили и структурировали теоретическую информацию, предложили мероприятия по адаптации детей-мигрантов в образовательные пространство и среду школы. Пожелание авторам продолжить дальнейшую работу в этом направлении


Ключевые слова: дети мигрантов, сравнительный анализ, психолого-педагогическая работа, социальная адаптация.

Psychological and pedagogical work with children of migrants and the evaluation of its efficiency are considered in the article. The efficiency of the work was identified by comparing of the primary and secondary diagnostics.

Keywords: children of migrants, comparative analysis, psychological and pedagogical work, social adaptation.

Актуальность: заказ современного общества направлен на развитие личности детей мигрантов в процессе социальной адаптации. В настоящее время мы наблюдаем, что адаптация детей мигрантов представляет собой серьезную социальную проблему [8, с. 38]. Для решения данной задачи требуются дальнейшие исследования, в ходе которых важно принимать во внимание психологические особенности детей [12, с. 12].При разработке программ психолого-педагогической работы по адаптации, необходимо учитывать специфику работы с данной категорией детей, относящихся к категории детей в трудной жизненной ситуации (ТЖС) [1].

Целью исследования является анализ психолого-педагогической работы с детьми мигрантов и оценка ее результативности.

На сайте государственной статистики, предоставлены данные, что в настоящий момент на территории РФ находятся более 15 млн. граждан других государств [11].По данным ООН, Россия занимает 4 место в списке стран, по числу мигрантов [13].

Прибывшие в другую страну мигранты неизбежно сталкиваются с проблемой социальной адаптации в новой среде [9, с. 38]. Особенно травматично миграция протекает у детей. Дети переживают сильнейшее психологическое потрясение, они испытывают чувство страха и смятение [9, с. 40]. Для адаптации в новой социокультурной среде им требуется целенаправленная психолого-педагогической помощь. Такая помощь будет более результативной, если в нее включать работу с родителями [4], [5], акцентируя внимание на коммуникативном аспекте

С целью проверки результативности психолого-педагогической работы по адаптации детей мигрантов, нами было организовано и проведено сравнительное исследование в экспериментальной и контрольной группах [3].

Для диагностики показателей социальной адаптации детей мигрантов использовались тест школьной тревожности Филлипса [14] и тест социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [7].

Результаты первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группах показали, что дети испытывают проблемы с социальной адаптацией. Были выявлены высокие показатели уровня тревожности. Дети в классном коллективе чувствуют дискомфорт. Они неадекватно воспринимают себя и окружающих, стараются избегать взаимодействия с одноклассниками. Таким образом, дети мигрантов нуждаются в проведении психолого-педагогических мероприятий, способствующих развитию социальной адаптации.

Нами был разработан цикл занятий, направленный на развитие навыков общения [2], социализации и адаптации, формированию коммуникативной толерантности [6]. Занятия проводились в экспериментальной группе (15 детей). В содержание занятий, реализуемых в групповой форме, были включены упражнения, беседы, игры, коллективная творческая деятельность (КТД), обсуждения и др. Одним из способов развития социального потенциала являются интернет-проекты [10], которые можно использовать на заключительном этапе работы с детьми мигрантов

Результаты, полученные по тесту школьной тревожности, представлены на рисунке 1, а по тесту социально-психологической адаптации — на рисунке 2.

Результаты диагностики школьной тревожности (Филлипс) (первичная и повторная диагностики)

Рис. 1. Результаты диагностики школьной тревожности (Филлипс) (первичная и повторная диагностики)

Результаты исследования социально-психологической адаптации (первичная и повторная диагностики)

Рис.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации (первичная и повторная диагностики)

Данные, обозначенные на рисунке 2, свидетельствуют о положительных изменениях в показателях социально-психологической адаптации. Дети стали чувствовать себя в коллективе более уверенно, реже вступать в конфликты. Они стали больше принимать себя и других, у них появилось стремление взаимодействовать и общаться с одноклассниками, показатель эмоционального комфорта повышается, что свидетельствует о том, что социальная адаптация проходит успешно.

Таким образом, разработанный нами цикл занятий по социальной адаптации детей мигрантов показал свою результативность и может применяться для работы с данной категорией детей.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, психолого-педагогическая работа, ребенок мигрантов, социально-психологическая адаптация, категория детей, социальная адаптация детей мигрантов, контрольная группа, повторная диагностика, школьная тревожность, экспериментальная группа.

Читайте также: