Права и обязанности несовершеннолетних беседа в школе

Обновлено: 07.07.2024

3. Уважение к п равам человек а и нормам м еждународног о права.

5. Оказание пом ощи при со циальной а даптации л ичности.

Форма прове дения: информа ционно - правовой практ икум

Что, по - вашему , является ответств енность ю подростка?

Любой человек, начиная с самых ю ных лет, сталкивается с ситу ациями, когда

необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления под ростки не

знают, как поступит ь, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветовать ся,

Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки

редко обращаются к родителям, чаще всего пыт аются самостоятельно или пр и

помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда

приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Пережива ния

могут повлечь за собой те или иные забо левания, подорвать фи зическ ое или

психическое здо ровье. Как сохранить себ я, свое здоровье и достоинс тво, св ои

права, не оказаться за бортом жиз ни? Эти вопросы часто встают перед

Согласно Декларации п рав р ебенка, принятой ООН в 1959 году , р ебенком

признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста

(совершеннолет ия). Здесь же провозглашается, что ребенок , ввиду его физическо й

и у мственной незрелости, ну ждается в специальной охране и заботе, включая

надлежащу ю правовую защиту . В Декларации содержитс я призыв к родителям,

различным доброволь ным организациям, местн ым влас тям, национальным

правительствам о том, чтобы они п ризнали права детей и старались соблюдать их

Мы с вами знак омились с правами ребенка на прошлом занятии. Однако,

Правило 1. Чтобы права человека были защище ны, мало их написать на

бумаге, надо, чтоб ы сам человек хотел и умел их защитить; права человек а

Правило 2 . Наши права кончаются там, где на чинается нару шение прав

другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слаб ого , завтра

Правило 3. Кажд ый имеет ст олько прав, сколько он мо жет и хочет им еть.

Правило 4. Права без обязан ностей не су ществу ют. Хорошо, если в доме

распределяют ся обязан ности между в семи членами семь и, в соответ ствии с их

возрастом и возмож ностями. Уют, благоприятн ая атмосфера, мир в доме часто во

многом зависит насколько ответственно и добросовестно в семье выполняются

А каковы по За кону обязанности несове ршеннолетних?

Перечислим нек оторые ( но не все) о бязанности не совершен нолетних:

Каждый несовершеннолет ний обязан полу чить основное общее

образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (ст 19

В образовательных учреждениях среднего (полного) о бразования

подготовка к военной слу жбе о существл яется в добровольном п орядке ( ст.1, 10

Лица, не д остигшие со вершеннолетия, не могут приобретать, хранить,

коллекциони ровать и носить оружие, в том числе оружие самооб ороны

(огнестрельн ое гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, эл ектрошоков ые

устройства и пр.); полный запрет на и зготовле ние, хранение и ношение вве д ен на

кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающ имся лезвием (ст 3,6,13

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются

Уставом и дру гими локальн ыми актами образователь ных учреж дений.

Несовершенн олетние при определенных условиях н есу т уголовну ю,

С какого в озраста под росток несет у головную ответств енность за сво и

С 14 лет. Но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинен ие

тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека ,

изнасилование ил и насильственн ые сексуаль ные действия, все виды хище ний,

угон автомаши ны, терроризм, вандализм, хищение или вымогател ьство ору жия,

наркотических или психотропных средств, повреждение транспортн ых ср едств

при отягчающи х обстоятельства х (ч.2 ст.20 УК). За вс е осталь ные престу пления

Что такое административная ответственность, в каких случаях, с какого

Это наказание за действия, з апрещенны е Администрат ивным ко дексом.

К совершившим в в озрасте от 16 до 1 8 лет такие правонару шения, как

приобретение, хранение и потребление наркотическ их сре дств и

повреждение трансп ортных средс тв общего пользования,

групповые передвижен ия с помех ами для дорож ного движения,

распитие сп иртных напитков и появление в нетрезвом виде в

Применяются меры, преду смотренные Положе нием о ко миссиях по делам

К лицам, сове ршившим такие в иды административн ых правонару шений, как

Применяются меры наказания на общих основаниях с Кодексом РФ об

Возраст администра тивной ответственности – 16 лет к мо менту со вершения

Какие админист ративные наказания могут применяться к

- выступление пр едставителей п равоохранител ьных орга нов

Администрат ивное наказание намного мягче уголовног о, но тоже весьма

неприятно. Существу ют следующие административн ые наказания:

предупрежде ние, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или

объектом нарушения, конфискация предмета, администрат ивный арест на срок до

Однако, к подросткам административ ный арест применяться не может (ст.24

Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетни х могут применить

воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофу чилище

Что произойдет, если в течение 2 - х месяцев со дня со вершения или

обнару жения административ ного нару шения взыскан ие не было н аложено?

Ничего не произойдет, так как ст.39 КАП запрещает наложение

административ ного взыска ния по проше ствию эти х сроков.

В судах – на лиц, совершивш их преступление в возрасте 16 лет, и по

преступлениям, за которые ответственность у становлена с 14 лет – в порядке

особого произв одства по делам несовер шеннолетних (ст. 391 – 402 УПК);

В комиссиях по делам несовершеннолетни х – на лиц, совершивших в

возрасте до 14 лет общественн о опасные д ействия (имею щие признак и

преступления) и соверш ивших в возрасте от 14 до 1 6 дет общественно опасные

действия (имеющ ие признаки престу пления), не преду смотренн ые статьей 2 0 УК.

Какую мат ериальную ответств енность могу т нести нес овершеннолетние ?

Несовершенн олетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную

ответственность за причиненны й ими вред . За вред, причиненн ый малолет ним и

(не д остигшими 14 лет) иму щественную ответственность несут и х родители и ли


Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.

Форма проведения: познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Источники информации:

Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.Ф. Никитин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с.;

Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.;

Семейный, Гражданский, Уголовный кодексы;

Конвенция о правах ребенка;

20 ноября – Всемирный день прав детей

Дети – все человеческие существа до 18 лет.

Ход занятия:

Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?

Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

На экране записаны права. Нужно зачитать записи.

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры

Право свободно выражать свое мнение

Право на достаточное питание и достаточное количество воды

Право на свободное перемещение, но у нас в республике введен закон ст. 2.5 о комендантском часе, и после 22:00 нельзя свободно перемещаться по улице, только в присутствии родителей или законных представителей

Право на заботу и воспитание родителями

На экране читаем что такое обязанности, и какими они бывают.

Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.

Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.

Маугли: Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Давайте выведем простые правила общения:

Нужно знать свои права.

Нужно уважать права других людей.

Нельзя забывать об обязанностях

6. Подведение итогов (рефлексия)

Цель: Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.,обобщить знания детей об основных правах ребенка

Знакомство учеников с основными нормативными документами,

законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;

Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки;

На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;

Формирование активной жизненной позиции;

Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.

Какие ассоциации вызывает у вас эта тема? (ответы детей)

Ответы детей:

- право на свободу слова, мысли и религии,

- право на медицинскую помощь,

- право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

- право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

- право на воспитание,

- право на уважение человеческого достоинства,

- право на защиту от жесткого обращения,

- право на Ф.И.О. при рождении,

- право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

- право на образование и др.

Учитель:В Древнем государстве Спарта каждого новорождённого ребёнка осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живёт, а если ребёнок родился слабым – его сбрасывали со скалы.Справедливо ли поступали граждане Спарты?(ответы детей)Почему?В нашем современном обществе каждый человек имеет право на жизнь. Ребята, скажите, как мы обращаемся друг к другу?(ответы детей) Каждый человек имеет право на имя. А каким документом вы можете подтвердить это право? (ответы детей)

Учитель: вы можете подробно познакомиться с правами человекав-Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс.

Учитель: Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники, с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия, не воспитывают расовой и национальной неприязни. И наверное, самым главным, является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушают его права (родители жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают пищей, необходимыми вещами, не лечат и т.д.) кроме того, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка. На самом деле с правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

право на отдых и здоровье

право на заботу и воспитание родителями. право на здоровье

право на доступ к информации и СМИ

право на образование

право на медицинскую помощь.

посещал кружки и секции

право на всестороннее развитие

играл в компьютер

право на отдых и досуг

право на справедливое вознаграждение

встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на урок, защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Учитель: У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Ребята, в чем отличие прав и обязанностей?

Ученик:Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Учитель: Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности как учеников?

Ученик: В Уставе школы-интерната.

Учитель: Какие же обязанности несёт ребёнок? Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;

Контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);

Учитель: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ

На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…

Вопрос:Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие…

Вопрос:Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?

Правильный ответ:Да, это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…

Вопрос:Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассникивытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Учитель: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Подведение итогов (учитель задает вопрос и предлагает три варианта ответа, ребята называют правильный ответ):

Час общения

Виктор Гюго

- Воспитание правовой грамотности учащихся;

- закрепить знания у учащихся своих прав и обязанностей;

- формировать коммуникативные умения школьников.

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

- содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам;

- развивать навыки групповой работы, публичного выступления.

Вступительное слово воспитателя:

На сегодняшнем часе общения мы поговорим о правах ребёнка, то есть о ваших правах. Знаете ли вы свои права? Что входит в ваши обязанности? В каких документах отражены ваши права и обязанности? За что вы можете быть наказаны, и в какой форме выражается это наказание? Этому посвящен наш час общения.

Мы живём в Российской Федерации и действующая Конституция Российской Федерации провозглашает в качестве базового принципа охрану и защиту материнства и детства (ст. 38).

Права ребенка определены не только на уровне российского законодательства, но и в Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989. Положения Конвенции основаны на том, что ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам дать определение следующим понятиям:

( Дети должны дать свою версию этих определений).

Воспитатель: Ребята, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?

( 1 июня - Международный день защиты детей;

4 июня - международный день детей - жертв агрессии;

20 ноября - Всемирный день прав ребёнка;

12 декабря - день Конституции РФ.).

К нашему мероприятию я попросила подготовиться наших юных правоведов.

1 выступающий: 20 НОЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЁНКА.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, Россия безоговорочно присоединилась к ней. ООН (Организацией Объединенных Наций) – это всемирная международная организация, а Конвенция – международно-правовой документ.

Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка являются документами высокого международного стандарта. Они провозглашают ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, культурных прав человека, Конвенция о правах ребёнка устанавливает и правовые нормы ответственности государства. Они призывают и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит формирование у подрастающего поколения осознание законов и прав других людей, уважительного отношения к ним. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка.

Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребёнок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости.

Воспитатель: Спасибо за познавательную информацию. А сейчас давайте более подробно поговорим о правах и обязанностях.

Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.

- право на бесплатное образование;

- право на получение дополнительного образования;

- право на охрану жизни и здоровья;

-право свободы выражения своих убеждений;

- право на защиту;

-право пользоваться библиотекой;

- право избирать и быть избранным;

- право на обучение по индивидуальным программам;

- право на выбор образовательного учреждения;

- право вступать в общественные организации;

- право на уважение собственного достоинства.

- беречь школьное имущество;

- уважать учащихся и работников школы;

- выполнять устав школы;

-выполнять правила внутреннего распорядка.

Воспитатель: Теперь мы поговорим о свободе. Что такое свобода?

- возможность делать всё, что хочешь;

- независимость от кого-то;

-отсутствие стеснения, ограничений;

- право делать всё, что не вредит другим.

Воспитатель: Ответьте на вопрос – чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают?

Запрет курить в общественных местах;

Запрет пропускать занятия без уважительных причин;

Запрет играть на проезжей части дороги.

Спасибо за ваши ответы, а сейчас послушаем выступление нашего юного правоведа.

2 Выступающий:

К числу основных прав несовершеннолетнего относятся:

· жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

· знать своих родителей, право на их заботу, воспитание, совместное проживанием с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка;

· на имя, фамилию и отчество;

· на защиту, обеспечение его интересов;

· на всестороннее развитие, отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих возрасту ребенка;

· на медицинскую помощь;

· на уважение человеческого достоинства;

· на образование, в том числе дополнительное;

· на труд (трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения);

· на общение с родственниками;

· на выражение своего мнения по вопросам, затрагивающим интересы ребенка;

· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

· право собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Помимо прав несовершеннолетние также имеют ряд обязанностей, к числу основных из них относятся:

· слушаться своих родителей (законных представителей);

· учиться (при этом начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными),

· соблюдать устав, другие локальные акты образовательного учреждения;

· соблюдать нормы поведения в обществе,

· не нарушать требования закона,

· в случае осуществления трудовой деятельности – соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка;

· юношам по достижении возраста 17 лет встать на воинский учет (с 1 января по 31 марта).

За неисполнение указанных обязанностей в предусмотренных законом случаях и с определенного возраста ребенок несет ответственность.

Я предлагаю Вам пословицы, которые вы должны соотнести с правами.

Попрошу моих помощников, юных правоведов раздать карточки с пословицами:

Тот герой – кто за Родину горой! (право на гражданство).

Грамоте учиться - всегда пригодится ( право на образование ).

Жить - Родине служить (право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство).

Делу - время, а потехе - час (право на отдых и досуг).

Любишь кататься - люби и саночки возить ( право на труд ).

Правда суда не боится (право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда).

При солнышке тепло, при матери - добро (право на достойный уровень жизни).

Один в поле – не воин (право на свободу мирных собраний).

Дружба дружбой, а денежки врозь ( право на достойное вознаграждение за труд).

Дело мастера боится (право на труд).

Всякому мила своя сторона (право на свободу передвижения).

Петь хорошо вместе, а говорить врозь (право наслаждаться искусством).

Волка ноги кормят (право на свободу передвижения, право на труд).

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи (право на труд).

По заслугам и почёт (право принимать участие в управлении страной, право на труд).

( По итогам конкурса лучшие три участники получают шоколадные медали)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Ваши одноклассники подготовили для вас сценку, давайте посмотрим.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

- Помой посуду, сынок.

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

- Это проявление жестокости, папа.

Воспитатель: Спасибо нашим актёрам, а теперь давайте обсудим увиденное. Что получилось в этой семье? (ответы детей)

-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Какая самая главная обязанность у вас в семье? (ответы детей)

Существуют ли обязанности у учеников? Какие? (ответы детей)

А откуда вы это знаете? (Устав школы).

Где могут быть записаны обязанности учеников? (Устав школы).

Воспитатель: Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять.

Но случается, что несовершеннолетний нарушает закон, совершает преступление или кражу. Что его ждёт? Давайте послушаем выступление наших юных правоведов.

3 Выступающий:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Уголовная ответственность несовершеннолетних:

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16-ти лет.

С 14-ти лет подростки подлежат в соответствии с УК РФ уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, терроризм, захват заложника, заведомо ложное об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, взрывчатых веществ и т.п.

4 Выступающий:

За совершённые преступления несовершеннолетнему может быть назначено наказание – штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определённый срок, либо применены принудительные меры воспитательного воздействия.

С 14 лет несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность по сделкам совершенным ими самостоятельно или с письменного согласия родителей (законных представителей), а также за причиненный ими вред. В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители).

За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, ответственность несут его родители (законные представители).

С 16 лет несовершеннолетние несут административную ответственность за совершение административных правонарушений. За противоправные действия несовершеннолетних в возрасте до 16 лет ответственность несут их родители (законные представители).

Воспитатель: Итак, закон определил границы наших прав и свобод с целью защиты прав и интересов других лиц, защиты общественной морали и охраны конституционного строя. Только соблюдая эти ограничения, мы вправе рассчитывать на защиту своих прав и свобод.

А сейчас проверим ваши правовые знания. Предлагаю решить Кроссворд

3. По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.

4. То, на что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течение 11 лет.

5. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

1.Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.

2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.

По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность.

По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.

( Три лучших игрока получают шоколадные медали)

Воспитатель:

Сейчас юные правоведы положат на каждую парту карточки с цитатами. Внимательно изучите их, выберите наиболее понравившуюся вам. Объясните, почему вы сделали такой выбор.

Люди рождаются свободными и неравными. (Грант Ален)

Нет закона, который удовлетворил бы всех. (Катон)

В конечном итоге люди друг другу равны, только не всегда, не везде и не во всем.

Право — это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)

Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. (Виктор Гюго)

Все люди рождены равными и до смерти против этого борются. (Лешек Кумор)

Власть и право нераздельно связаны между собой и вместе с тем находятся в постоянной борьбе. (Б. Вышеславцев).

Воспитатель: Итогом может быть утверждение, что каждая точка зрения имеет право на существование.

После всего того, о чём мы говорили, я хочу чтобы вы ответили на вопрос:

- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтобы уважали тебя.

Воспитатель: Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Живите по закону, поступайте по совести.

Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Наш час общения еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. Спасибо за внимание!

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Как вы считаете, что такое право? Слайд 3 (совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)

Выделены ли права ребенка из прав человека? Если да, то почему? Слайд 4–6 (ребенок нуждается в особой заботе, потому что он слабее взрослых)

Как вы считаете, наша страна Россия – правовое государство?

Может ли быть в бесправном государстве разговор, о каких – то правах ребенка?

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок? Слайд 7, 8 (на гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства)

Какие права имеет ребенок, поступивший в школу? Слайд 7, 9 (бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения).

Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет? Слайд 7, 10 (участие в управлении страной, объединения в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.)

Каждое право является по отношению к другому человеку или по отношению к себе обязанностью. Какие обязанности вытекают из следующих прав? Слайды 11 – 14 Право на образование (каждый обязан учиться). Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права). На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других). На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей). На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения). Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других). Право на ошибку (учиться избегать ошибок). На чистую окружающую среду (не загрязнять окружающую среду). Жить без насилия (не применять насилия к другим).

Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность. Слайд 15

Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.

Административная ответственность Слайд 16–17 наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: 11–14 лет – спецшкола, 14–18 лет – спецпрофучилище, с 14 лет – исключение из школы. Административная ответственность наступает за:

  • приобретение, хранение, употребление наркотических средств
  • жестокое обращение с животными
  • повреждение транспортных средств
  • повреждение гос.имущества
  • распитие спиртных напитков
  • нарушение правил дор.движения
  • нарушение устава школы
  • мелкое хулиганство и т.д.

Материальная ответственность Слайд 18 за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители.

Уголовная ответственность Слайд 19 наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся:

Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить кто прав, а кто не прав. Слайд 20–25

Сын: Но мама! Ты все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Кто прав? (Поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире).

Ситуация 2.
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне химия, если я шофером буду? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.

Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете как касается, меня за Вашу двойку знаете как наказали?

Кто прав? (Мы часто сердимся на учителей, но нельзя заявлять о своих правах в таком тоне, чтобы пострадала репутация другого человека).

Ситуация 3.
На перемене в одной из школ между подростками Ивановым и Петровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Иванову телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья? (В действиях Петрова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Петров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в милиции).

Читайте также: