Интересные задания с буквой р для детей 6 7 лет для подготовки к школе
Обновлено: 07.07.2024
Цель: познакомить детей со звуками [Р], [ Р`] и буквой Р.
1. Познакомить с согласными звуками [р], [р’] и их условным изображением;
2. Закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ в устной речи;
3. Упражнять в делении слов на слоги;
4. Учить определять место звука в словах и обозначать звук на схеме.
5. Развивать мелкую моторику;
6. Воспитывать умение настраиваться на работу, понимать учебную зада-чу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование: лесенка из конструктора, изображение буквы Р; по числу детей: картинки с изображением предметов на букву Р, карандаши (простой, синий, зелёный, карточки с заданиями, баночки с краской, пипетки, листы с напечатанной буквой Р.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, предлагаю вам поздороваться с ними, а затем вспомнить правила поведения на занятии.
Дети выполняют движения по тексту:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу, не мешать
Внятно, чётко говорить
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: К занятию, мы готовы, пора нам узнать тему, чем же мы будем заниматься. Для того, что бы это узнать, вам нужно выполнить задание. На столе стоит лесенка и лежат картинки с изображением различных предметов. Каждому из вас нужно взять картинку и поместить её на ступеньку, в зависимости от того сколько слогов в слове которым называется этот предмет.
Дети выполняют задание.
Проверка правильности выполнения задания.
Воспитатель: Ребята, задание вы выполнили, а кто-то догадался что общее у всех этих картинок?
Воспитатель: Да, вы правильно заметили названия всех этих предметов начинаются со звука Р. Действительно, мы сегодня будем изучать звуки [р], [р’] и знакомиться с буквой Р. Скажите, мне пожалуйста, чем отличаются звук и буква?
Ответы детей (Звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем).
Воспитатель: Всё верно, сейчас мы будем учиться произносить звук Р правильно : губы свободны; зубы сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; “горлышко” работает. На что похож звук [р]?
Воспитатель: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку Р.
Ответы детей (согласный, твёрдый, звонкий, обозначать на схеме синим цветом).
Воспитатель: Теперь потренируемся, произносить звук р’, он произносит-ся, почти также, как звук р, но не совсем. Средняя часть спинки языка приподнята. Кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд. Как вы думаете, а на что похож этот звук?
Воспитатель: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку Р`.
Ответы детей (согласный, звонкий, мягкий, на схеме обозначаем зелёным цветом).
Ры-ры-ры – у мальчиков …
Ро-ро-ро – у нас новое …
Ру-ру-ру – продолжаем мы …
Ре-ре-ре – стоит домик на …
Ар-ар-ар – кипит наш …
Ор-ор-ор – созрел красный …
Ир-ир-ир – мой папа …
Воспитатель: Следующее задание такое, я читаю рассказ, вы запоминаете слова которые начинаются на звуки [Р] или [ Р`].
Вошёл он - и ахнул.
В этом удивительном городе всё было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи тек-ли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли.
Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков.
Воспитатель: Давайте, перечислим слова которые в этом рассказе начина-лись на звуки [Р] или [ Р`].
Дети перечисляют слова, которые запомнили.
Рысь, роза, рыба, топор (лишнее топор).
Комар, топор, перо, фонарь (лишнее перо).
Перо, ракета, ворона, кровать (лишнее ракета).
Воспитатель: Молодцы, с заданием вы справились хорошо, сейчас я пред-лагаю вам сделать подвижную разминку.
Раз, два – засучили рукава.
Три, четыре – руки вверх, а ноги шире.
Пять, шесть – потянуться и присесть.
Раз, два – закивала голова.
Три, четыре – ноги вместе, руки шире.
Пять, шесть – поиграли, можно сесть.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Посмотрите, внимательно, а как вы думаете на что похожа буква Р?
Воспитатель: Да, вы правы, на всё на это похожа буква Р. А давайте нарисуем её указательным пальцем правой руки, а теперь левой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дети, сейчас пройдите, пожалуйста, за столы и придвиньте к себе карточки. Но перед тем, как мы начнём работать с карточками, разомнём пальчики.
Жили братья – не тужили
Меж собою все дружили.
Крепче дружбы не найдёшь.
Здравствуй, братец, как живёшь?
Работа детей с карточками.
Проверка сделанной работы в карточке.
Воспитатель: Хорошо, все справились с заданием. Новое задание такое, встаньте из-за столов, задвиньте стульчики, придвиньте к себе краску, бумагу и пипетки. На листе у вас напечатана буква Р, вам нужно обрисовать её капельками.
Воспитатель: Ну что ж со всеми заданиями вы справились, давайте вста-нем в круг и сначала мальчики скажут с какими звуками и буквой вы сегодня познакомились?
- А теперь девочки, что было самым лёгким для вас?
- И вместе расскажете, что было трудным?
На этом давайте закончим наше занятие:
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Позанимались мы отлично
Теперь играть нам всем пора!
Задания с буквой Р для дошкольников и учеников 1 класса
Материал на странице расположен от простого к сложному. Сначала размещены задания на изучение буквы и звука Р для самых маленьких. В основном — это буквари, где ребенку даются ассоциации с буквой и звуком [Р]. Например, это буква Р, с которой начинается слово РАК. Найди в этих словах букву Р. Здесь ребёнок опираясь на образец (большую синею букву) ищет такую же букву в словах.
Буква Р карточки с картинками для изучения (сыр, крокодил, рюкзак, редиска, расчёска, кукуруза, шорты, ручка).
Для лучшего запоминания буквы Р используем все каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический (пальчиком проводим по букве). Далее буквы можно раскрасить, а можно и заштриховать, тем самым подготавливаем руку ребенка к письму. Продолжаем работу над развитием мелкой моторики и запоминанием буквы — прописываем печатные буквы Р по образцу.
Упражнение на звуковой анализ подготавливает детей к обучению грамоте. Ниже надо определить позицию звука [Р] в словах (картинна, рыба забор). Взрослый произносит звук Р утрированно (каррррртина), ребенок на слух определяет место звука в слове (в начале — самый первый, в середине, в конце — звук самый последний) и графически обозначает его в схеме синим карандашом (твердый согласный звук).
Раскраска с буквой Р
Это любимое занятие детей всех возрастов. Необходимо найти все звуки Р на картинке и раскрасить их. Упражнение очень мотивирует детей даже самые ленивые и ничего не желающие дети выполняют его с удовольствием.
Далее можно попросить детей назвать все предметы, изображенные на картинке, со звуком Р (тигр, дрессировщик, цилиндр, шерсть, руки, рот, пирамида и так далее). Затем определяем позицию звука в словах, с этими словами составляем предложения, а по картинке — рассказ.
Рассмотри рисунок, назови, что ты видишь. Найди на картинке все буквы Р, раскрась их синим цветом.
Цветной букварь-пропись для дошкольников. При помощи его дети познакомятся с буквой и звуком [Р], будут развивать мелкую моторику, внимание, писать и читать слоги и слова.
Читаем с буквой Р задания для дошкольников и учеников первого класса
Задания на обучение грамоте картинки на звук Р для дошкольников и младших школьников. Работа ведется со словами на букву Р в начале, в середине и в конце слова для детей в картинках.
Развивающие задания с буквой Р для дошкольников. Здесь дети находят сходство и различия (развитие внимания, мышления), находят в картинке спрятанные буквы Р, называют перечеркнутые буква (зрительный гнозис), раскрашивают ромашки с правильно написанной буквой Р.
Пропись с заглавной и строчной буквой Р
Задания с букой Р для учеников 1 класса
Задания с буквой М для логопедов, учителей-дефектологов
Ведется работа по знакомству с буквой и звуком Р (мягким и твердым), чтение открытых и закрытых слогов с буквой Р.
Читаем с буквой Р задания для дошкольников — чтение слогов, простых слов, предложений и даже текста с иллюстрациями.
Изучаем букву Р.
Материал собран для изучения Азбуки вместе с ребенком. Здесь вы найдете интересные задания для изучения буквы Р, раскраски и стихи про букву Р.
Задания которые надо выполнить:
1) Раскрасить букву Р, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.
2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Р.
3) Найти и обвести все буквы Р.
4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву Р.
5) Написать прописные буквы Р.
6) Послушать стихи про букву Р и отгадать Загадку.
Стихи про Букву Р
***
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
***
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
***
Рак в реке живёт, ребята,
Буква Р не виновата,
Рыба, большая мимо проплывала,
Букву Р она и потеряла.
Чтоб язычок нам не ломать,
Букву Р всем надо знать,
Рая, Рита, Рома,
Повторяйте дома.
***
Рысь на веточку присела,
И рысятам говорит,
Разрешите всем ребятам,
Букву Р мне подарить.
***
У Реки кипит Работа:
Притащил веревку кто-то,
Распилил бревно бобер,
Рак зажал в клешнях топор!
В небе Радуга цветет:
- Ах, какой красивый плот!
Роза в капельках Росы
Прошептала: - Молодцы!
Рыбки тоже помогают,
Плот от берега толкают.
***
Роет землю серый крот –
разоряет огород.
***
Рыба раку говорит:
- Громко наш ручей журчит.
Рыбе лучше жить в реке.
Чем в холодном ручейке!
Роботу всякое дело нравится,
Робот с любою работою справится.
Робот умело мотор собирает,
Режет металл и на скрипке играет,
Робот на всех языках говорит,
Робот игрушку себе смастерит,
Робот умеет верно служить.
Робот, а можно с тобой дружить?
(В.Лунин)
Загадки про Букву Р
***
У ракушечки внутри
Чей-то домик. Вот – смотри!
Не гнездо не норка –
Тесная коморка.
Ой! В ней обнаружена
Ценная жемчужина.
Чпок! Моллюск-миллионер
Превратил ракушку в …(Р)
***
Мчится в космосе ракета,
Обгоняя скорость света,
За парсеками парсек
Грузовой везет отсек:
В нем рахат-лукум и рис,
Репа, редька и редис,
Миксер, кондиционер –
Все с ракетной буквой… (Р)
***
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет-
Рухнул мост, и щепок нет
(Радуга)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Конспект открытого занятия по программе
Возраст детей 6 – 7 лет.
Составитель: Абубакирова И.Р.
Задачи : Развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.
Ход занятия :
3.Итог занятия: Оценивание детьми своей работы. Беседа с детьми о том, что больше всего понравилось на занятии.
- Узнавание наложенных друг на друга букв.
Маленький мальчишка
в сером армячишке.
По двору шныряет.
Крошки собирает. (Воробей)
Крашеное коромысло
Над рекою повисло. (Радуга)
Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд,
Только задом наперёд. (Рак)
Зверь я горбатый,
Нравлюсь всем ребятам. (Верблюд)
- Отхлопайте слоги в словах (радуга, рак, воробей, верблюд)
- Какой общий звук у слов-отгадок? (р)
У детей на столах лежат предметные картинки – отгадки. Ребёнок проговаривает слово, определяет, есть ли в слове звук (р) и размещает картинку в нужный вагончик поезда, в зависимости от места звука в слове (начало слова, середина или конец слова).
5. Пальчиковая гимнастика.
- С какого звука начинается слово раки ? (р)
6. Характеристика звука.
- Поднесите руку ко рту и произнесите звук (р и рь). Как выходит воздух? (свободно или что–то мешает ему, пропойте) Если воздуху что-то мешает, значит это какой звук гласный или согласный? (согласный, мешает язык)
Положите руку на горло. Оно дрожит? (да) Значит, голос есть – звуки (р и рь) звонкие.
7. Знакомство с буквой.
- На письме звуки (р и рь) обозначаются буквой Р. Посмотрите, на что похожа буква Р? (на руку) Про букву Р есть двустишие, послушайте его:
Крепко сжата левая рука,
Она напомнит Р наверняка.
-А теперь давайте повторим его все вместе ( повторяют 3 раза )
-Из каких элементов состоит буква Р? (из палочки и полукруга)
-Сколько элементов в этой букве? (2)
- Нарисуйте в воздухе эту букву, выложите на парте букву из элементов набора. Проверьте, в какую сторону смотрит ваша буква.
8. Речевая разминка.
Разучивание и проговаривание скороговорки со звуком.
Проговаривание ранее изученных скороговорок и объяснение значений новых слов.
-Я буду говорить слова, а вы закроете глаза и будете внимательно их слушать. Если вы услышите звук (Р), хлопните в ладоши. Если вы услышите звук (Рь), топните ногой. (Радость, корабль, редкий, горький, правда, туфли, репей, гриб, ракета, моряк, трос, репа, тюлень, топор, красный и т.д.)
10. Чтение слогов и слов.
- Сначала дети вместе с педагогом прочитывают слоги на доске, а затем по слоговой таблице.
11. Закрепление словообразования относительных прилагательных.
-Скажите, что нарисовано на картине? (Берёза) Сок какой? (Берёзовый) Ветка какая? (Берёзовая). (Орех – варенье, куст, скорлупа; абрикос – сок, ветка,, варенье; арбуз – корка, сок, лист, варенье.)
12. Итог занятия.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? На что она похожа? Что понравилось? Оцените свою работу.
Читайте также: