Род рассказа детский сад куприн

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?

(возможные ответы: испытывали жалость, сочувствие, сострадание к героям, сопереживали им)

послушайте одну притчу и подумайте, какова её главная мысль (слайд 2)

… Авва Агафон (преподобный, пустынник египетский, живший во второй половине IV века) , придя однажды в город для продажи своего рукоделия, увидел там больного странника, лежащего на улице. Никто не принял на себя попечений о нём. Старец остался при больном. На средства, полученные за своё рукоделие, нанял хижину, оставшиеся деньги употребил на нужды больного. Так провёл он четыре месяца до выздоровления странника и только после этого вернулся в свою келью.

(возможные ответы: нужно жалеть ближнего человека и помогать ему)

- Перед вами фотография. О чём она? Какие у вас возникли ассоциации?

(слайд 3) (возможный ответ: кто – то просит о помощи, но равнодушные люди проходят мимо, не замечая того, кто попал в беду).

Учитель - (слайд 4)

Чувствовать боль, то есть СОСТРАДАТЬ.

(слайд 6) . Приставка СО обозначает наличие некоторой взаимосвязи и совместного действия нескольких объектов.

Вдумайтесь: СО – чувствовать; СО – переживать; СО-страдать

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о сострадании, милосердии, взаимовыручке)

- Как вы понимаете эти слова? (возможный ответ: не желай того другому, чего не желаешь себе; не бросай никого в беде, а помогай)

(слайд 8) Цели урока:

- оценить поступки героев;

- учиться формировать и аргументировать своё мнение;

- представить результаты индивидуальной и групповой работы;

- продолжить работу по развитию устной и письменной речи.

- Наблюдаем. Анализируем. Размышляем.

- Формулируем главные мысли урока.

- Оцениваем свою учебную деятельность на уроке.

Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь с содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

ПРОВЕРКА Д/З (слайд10)

- Какое событие лежит в основе повествования? (болезнь и смерть ребёнка)

Ф.М. Достоевский говорил: " Никакие богатства мира не стоят слезы ребенка ".

Вы наблюдали, как ребенок плачет?
И что для вас слеза ребенка значит?
Бывает, что из глаз его слезинки
Закапают, как летние дождинки.

В глазах ребенка солнце отразится,
В его улыбке ваша повторится.

Бывают слёзы от большой обиды,
И вам, порою, их не сразу видно.

Бывают же совсем иные слезы –
Горючие, отчаянные грозы.
В глазах испуг, мольба, незащищенность,
Большое горе, страх и обреченность.

- Соня Плюхина напомнит нам, как автор описывает Марусю.

( Автор вначале очень трогательно описывает маленькую Марусю. Белокурые волосы , бирюзовые по - детски любопытные глазки, бледное личико, крохотные ручки, длинные реснички. Но дальше дополняет: ножки у четырехлетней Маруси кривоватые и слабые, она для своего возраста очень плохо передвигается, медленно ходит, слабенькая, ручки очень тоненькие, девочка страдает излишней худобой и крайне болезненная. Маруся почти никогда не смеется. "Серый камень" часовни постепенно высасывает из Маруси жизнь).

- А теперь найдите в тексте, как Куприн описывает свою маленькую героиню из детского сада?

- Какие эпитеты писатель использует при описании Сашеньки?

( некрасивая, худенькая, малокровная)

- Найдите развёрнутое сравнение. С чем автор сравнивает Сашеньку?

( с чахлыми травинками, которые вырастают…в расщелинах старых каменных построек)

Значит, и здесь тот же, как и у Короленко, "серый камень", постепенно высасывающий из ребёнка жизнь.

- А где жила семья Бурминых? (в подвале)

Подвал – это то же подземелье, где нет ни тепла, ни света.

Болезнь всё больше и больше давала о себе знать. И некогда живой ребёнок становится равнодушным и безучастным ко всему, слабеющим с каждым днём.

Девочка слабеет с каждым днём, теряет силы и интерес к жизни.

- И вдруг у ребёнка появляется маленькая мечта.

- Так что же помешало ей осуществиться? Что Бурмин не достаточно любил свою дочь? Найдите в тексте подтверждение тому, что Бурмин был заботливым и любящим отцом ?

- Тогда почему он так и не смог помочь своей дочери? (у отца не было денег возить Сашеньку в общественный сад) (слайд 11)

- А что такое – ОБЩЕСТВЕННЫЙ САД?

- Попробуйте найти общие черты между Башмачкиным и Бурминым.

Оба находятся на низшей ступени социальной лестницы,

влачит жалкое существование.

Служат писарями, получают маленькое жалование.

Они испытывают унижение и оскорбления со стороны начальства,

привыкли к своему положению.

Судьба их трагична.

Куприн, заметьте, не обращает внимания читателя на описание внешности Бурмина. Интересна нам только его фамилия:

Раз нет в рассказе описания внешности героя, значит, для автора важно что – то другое, что выделяет его из других. Что же?

Возьмём Башмачкина. Какая у него была мечта? (накопить деньги и сшить для себя новую шинель)

Куприн противопоставляет состраданию и милосердию чёрствость и равнодушие

- Как удалось герою воплотить свой проект в жизнь? (сайд13)

Бурмин всё же одержал победу. Он не растворится, не исчезнет с лица земли, как песчинка. Садик, который вырастет на месте пустыря, станет памятью об его умершей дочке. И надеждой для многих других семей, таких же бедных и незаметных.

Вывод : "Маленький человек", благодаря своей любви к людям и вере в справедливость, может "вырасти" и даже что-то изменить (сайд14)

- Защита рисунков к уроку.

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о сострадании и милосердии?

- Нужно ли милосердие в наши дни? (ученики зачитывают отрывки из сочинений, которые писали накануне)

Дочь писца Бурмина Сашенька заболела. Единственной радостью девочки был городской сад. Но поездка туда обходилась дорого и Бурмин задумал устроить скверик рядом с домом. Везде ему отказывают и только после смерти дочери начинают разбивать сад.

За минуту

Вдовец Илья Самойлович Бурмин был старшим писцом в сиротском суде. Его дочь Сашенька была слабой девочкой. Однажды она заболела. Доктор поставил диагноз — анемия, апатия и рахит. Прописал хорошее питание, морские купания и свежий воздух. Все это было не по карману бедному писцу.

Девочка хирела с каждым днем. Она равнодушно отказывалась от всего, лишь по весне с горящими глазами запросилась в зеленый сад. Городской сад стал отдушиной для больной девочки. Но поездка туда и обратно стоила 44 копейки, что было внушительной суммой для отца. Посещать сад они могли только по воскресеньям.

Напротив подвала, где жил Бурмин, был большой пустырь. “Что, если здесь развести скверик,” — думал он. И стал Бурмин добиваться реализации своей идеи, стучался во все инстанции. Но отовсюду его прогоняли. И только в день похорон Сашеньки увидел он на пустыре десятка два рабочих с лопатами. “Ну, вот и слава богу. Теперь и у наших деточек садик будет.” — разрыдался мужчина.

Куприн Александр Иванович

Куприн Александр Иванович

Куприн Александр Иванович

Белый пудель скачать

Яма скачать

Гранатовый браслет скачать

Святочные истории скачать

Святочные истории Чехов Антон Павлович, Куприн Александр Иванович, Бунин Иван Алексеевич, Зощенко Михаил Михайлович, Достоевский Федор Михайлович, Одоевский Владимир Федорович, Грин Александр Степанович, Даль Владимир Иванович, Лесков Николай Семенович, Набоков Владимир Владимирович, Короленко Владимир Галактионович, Григорович Дмитрий Васильевич, Погодин Михаил Петрович, Данилевский Григорий Петрович, Панаев Владимир Иванович, Бестужев-Марлинский Александр Александрович

Лучшие повести и рассказы о любви в одном томе скачать

Лучшие повести и рассказы о любви в одном томе Чехов Антон Павлович, Куприн Александр Иванович, Бунин Иван Алексеевич, Пушкин Александр Сергеевич, Тургенев Иван Сергеевич

Чудесный доктор скачать

Отзывы читателей

О книге

Современному человеку время от времени необходимо разгружать себя от ежедневного потока отрицательных эмоций, стрессовых ситуаций и даже обычных рутинных забот. Одним из наиболее эффективных способов, без сомнения, является чтение книг. Обладая волшебной способностью погружать читателя в другую жизнь, книги хотя бы на время дают шанс позабыть о личных проблемах и переживаниях.

1.Обучение элементам анализа текста. 2.Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения.

3.Воспитание гуманизма, эмоциональной культуры школьников.

4.Расширение и углубление знаний об особенностях создания

литературного образа; о роли эпизода в создании образа, о значении финала.

5..Развитие познавательного интереса. 6.Определение роли автора в произведении.

Изучение нового.

Биография Куприна (презентация).

Мы просим милосердия свыше, а можем ли быть сами

Существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черст

Что несут в мир люди милосердные?

Легко узнать зло, когда оно проявляется явно: преступление, убийство. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать? Не поможет ли в этом писатель А.И. Куприн?

2. Кто главный герой рассказа?

3. В каких условиях жил Бурмин?

Какое участие в судьбе Сашеньки принял врач?

Что советовал доктор для выздоровления Сашгньки?

Какие усилия предпринял Бурмин, чтобы возник садик для бедных?

Есть ли у Куприна герои, олицетворяющие добро?

Читайте также: