Сочинение в мире расколотом надвое

Обновлено: 02.07.2024

Основным повествованием для второго тома стали определяющие исторические события. Россия стремилась к тому, чтобы выйти из невзгод и разрухи Первой мировой войны. И не успела страна оглянуться, как произошла Гражданская война и проводы новых жертв.

Сначала идет максимально подробное описание Первой мировой. Автором описываются все небольшие и не только детали:

  • Растянутый по всей территории фронт.
  • Нет понимания у людей насчет того, где происходят битвы.
  • Генералы разрабатывают теорию и сидят в штабах.
  • Солдаты же воюют в своих условиях.

Иногда военные эпизоды не особо связаны между собой. Однако, их смысл проникает в душу читателей и делает их свидетелями описываемых событий. Писателю удается изображать невероятные картины того, как казаки идут навстречу врагам. Но в душе много сомнений, нелепицы, терзаний насчет того, за что воюет народ. А тем временем цвет казачества гибнет без всякой надежды.

Арена битв

Исторические события стали основным повествованием второго тома. Россия пыталась выйти из невзгод и разрушений Первой Мировой войны. Она еще не пережила всех тягот, как началась гражданская война. События военных лет описываются автором детально. Шолохов не боится описывать мелкие сцены, которые не имели значения для решения войны, но давали понимание происходящего.

Фронт растянулся по огромной территории. Непонятно где проходят битвы. Генералы стоят над картами военных действий, разрабатывают операции, а люди воюют по своим законам. Их битва идет там, где они. Генеральские планы остаются на бумаге. Автор так подробно описывает войну, что читателю кажется: он принимал участие в этих битвах, видел все своими глазами.

Военные эпизоды иногда не связаны друг с другом, но их суть пронзительно проникает в душу читателя, делает его очевидцем прошедших событий.

Подвиги в романе


Гражданская война в изображении Шолохова отличается не только чудовищной жестокостью, но и подвигами. Баталии на страницах книги идут с позиции обычного участника, внутренних чувств. Они сказываются на психологическом состоянии.

Интерес представляет отношение автора к понятию подвига. Ведь в классическом понимании, подвиг является героическим действием, которое совершают ради людей в очень сложных и весьма опасных условиях. Синонимами являются доблесть и отвага. В романе подвиг носит совершенно другие черты:

Доблестью начинают гордиться люди, которые не только искалечены военными баталиями, но и убивают себе подобных. И для них именно это является подвигом. А общечеловеческие ценности планомерно отходят в другую сторону.

На место нравственных принципов встают сиюминутные политические авантюры. Начинает преобладать стремление к тому, чтобы построить быструю военную карьеру. Популярным становится желание приукрасить собственное поведение и оправдать благородными порывами совершаемые убийства.

Эпитеты военных действий

Описание действий гражданской войны и военные образы на страницах романа нельзя отнести к обычным изображениям. Автор применяет такие эпитеты, которые не придают красоты и величия войне. Это можно видеть в каждом эпизоде.

Сыч продолжает реветь и пребывать на могилах. Птица безбожно кричит и тревожит верующих людей. А фронт становится тем самым жгутом, который насильно пережимает страну на части. Люди внутри пусты и не имеют ничего. Казачество не хочет принимать какую-либо сторону, у них есть желание вернуться домой. Но путь туда, на Дон, закрыт. Картины мирного быта противоположны военным картинам.

Эпитеты войне

В душах людей на войне пустота, как в колодце без воды. Чернота поселяется внутри мужчин и женщин. Казачество не понимает ни белых, ни красных. Их тянет к степи, к земле, к Дону, но путь домой закрыт. Изображение картин мирной жизни противоположно военным действиям.

Исторические события стали основным повествованием второго тома. Россия пыталась выйти из невзгод и разрушений Первой Мировой войны. Она еще не пережила всех тягот, как началась гражданская война. События военных лет описываются автором детально. Шолохов не боится описывать мелкие сцены, которые не имели значения для решения войны, но давали понимание происходящего.

Фронт растянулся по огромной территории. Непонятно где проходят битвы. Генералы стоят над картами военных действий, разрабатывают операции, а люди воюют по своим законам. Их битва идет там, где они. Генеральские планы остаются на бумаге. Автор так подробно описывает войну, что читателю кажется: он принимал участие в этих битвах, видел все своими глазами.

Военные эпизоды иногда не связаны друг с другом, но их суть пронзительно проникает в душу читателя, делает его очевидцем прошедших событий.

Людей не чужих, но близких по крови: братьев, сыновей, отцов. Эта родственная близость не помешала им стать непримиримыми противниками. На страницах повествования отражены их несчастья и радости, их милосердие, чередующееся с жестокостью, их отчаяние и надежда, победы и поражения. Да и может ли судьба людей быть иной, когда разгорается огонь братоубийственной гражданской войны. Это, наверное, самое тяжёлое испытание для любого народа.

На примере семьи Мелеховых (и не только) Шолохову удалось показать, какие сильные изменения претерпевает человеческое сознание, когда в стране разгорается междоусобица. Остаться прежним после пролития человеческой крови невозможно. В мировоззрении человека происходят необратимые изменения во время таких событий, как войны, восстания, революции. Не удаётся сразу понять, на чьей стороне правда. И в этом причина метаний Григория Мелехова, одного из главных персонажей романа.

Шолохов талантливо отобразил, какие перемены претерпевает человек внутри себя во время боевых действий. По словам автора, война постоянно испытывает человека на прочность, тем самым делая его всё более озлобленным. В начале повествования Григорий — милосердный молодой мужчина, с добрым сердцем. До начала кровавых событий его жизнь протекала спокойно в семейном, дружном окружении.

Но в стране разразилась политическая буря, и привычный мир перевернулся. Григорий с горечью осознаёт, как быстро из сознания людей стираются такие важные понятия, как: родня, семья, брат. Всё это удивительно быстро исчезает из человеческой памяти. И в этом заключается весь ужас и трагизм гражданской войны, разделяющей семьи и заставляющей близких людей идти друг против друга.

Кровопролитная борьба, разгоревшаяся в донских степях между белыми и красными те только беспощадна, но и лишена всякого здравого человеческого смысла. Зверства совершались с обеих сторон, делая их равными в той степени зла, которое они причиняли друг другу. Болью и озлобленность пронизаны сцены не только боевых действий, но и сцены насилия над мирными гражданами, сцены мародёрства и уничтожения пленных.

Подвиг

Классик показывает военные баталии с позиции участника, чувств, возникающих внутри. Война идет вокруг, а сказывается на психологическом состоянии человека. Интересна позиция автора, дающего новое восприятие подвигов. В обычном понимании, подвиг – это героическое действие, совершаемое ради людей, в сложных, часто опасных, условиях. Подвиг – доблесть, отвага, синонимичные понятия. В романе подвиг не носит такого характера. Воины бегут в разные стороны от звуков орудия, на поле боя солдаты калечат себя и друг друга. Штыки становятся предметом, ведущим к уродству. Битвы без побед и поражений становятся подвигами. Доблестью гордятся люди, нравственно искалеченные войной, убивающие себе подобных. Этим они совершают подвиг. Общечеловеческие ценности уходят в сторону. На их место встают сиюминутные политические авантюры, стремление быстро поднять по военной карьере, приукрасить свое поведение, объяснять убийства благими порывами.

Эпитеты войне

В душах людей на войне пустота, как в колодце без воды. Чернота поселяется внутри мужчин и женщин. Казачество не понимает ни белых, ни красных. Их тянет к степи, к земле, к Дону, но путь домой закрыт. Изображение картин мирной жизни противоположно военным действиям.

  • Автор: М. А. Шолохов
  • Произведение: Тихий Дон
  • Это сочинение списано 159 368 раз

Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. Оказавшись у красных, Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает все: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Герои Шолохова Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой, практически все мужское население втянуты в битвы, смысл которых им непонятен. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть.

В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.

Посмотрите эти сочинения

Трагизм войны

Казачество стремится сохранить детей, сестер, жен и матерей. Поэтому автор не лишает главного героя всего, он оставляет ему сына. Умирающая Наталья просит детей передать отцу просьбу: пусть он жалеет их. Примирение разных сторон одной битвы в умении увидеть будущее. Роман отображает всю жестокость, которая стоит за страшным словом.

Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров.

Гуманизм – этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.

Идейность литературы – это (от греч. idea) идейная направленность произведения, зависящая от глубины и верности мировоззрения писателя и определяющая значительность содержания произведения.

Новаторство – обогащение литературы новыми художественными открытиями.

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Эпос – произведение, которое обнимает в единой цельной картине все движущие силы эпохи.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2003 г. стр. 209-225.

1. Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Краткий пересказ. Русская литература. 10-11., Р-н-Д: Феникс стр. 224-246.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

20-е годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. Страну накрывает волна гражданской войны.

Действие произведения охватывает события с 1912-го по 1922-й год. Шолохов поднимает темы нравственности и насилия, добра и зла, роли любви и героической смерти. Главная проблематика эпопеи – определение человеком своего пути.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Единичный выбор.

Правильный ответ: роман-эпопея

Так как именно роман-эпопея, сюжет которого охватывает масштабные исторические события, показывает трансформацию героя в определённых обстоятельствах, целой эпохи или переломного момента в судьбе нации. Повествование в романе-эпопее, как правило, охватывает большое количество персонажей, главных и второстепенных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия.

"В мире, расколотом надвое". Изображение Гражданской войны

в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Цель:

показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия.

Эпиграф к уроку:

“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.

Борис Васильев

1. Актуализация знаний.

Какой период времени охватывают события в романе?

Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?

Кто главный герой романа-эпопеи?

Вопрос домашнего задания: Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков? Текст 2-4-4 цена крестов!

Чтение учителем слов Васильева.

“ Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”

2. Введение в тему. В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея “Тихий Дон”. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Как же Шолохов рисует, людской мир, разворошенный революцией?

Один из излюбленных приёмов автора: рассказ – предварение.

Что такое предварение?

Предварение – сделать что-то раньше, забегая вперед.

Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет “До января на хуторе Татарском…” (читается отрывок) том 2 стр. 174

Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым?

ГОРШИЕ БЕДЫ

Какие беды? (революция и Гражданская война)

Они-то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная, потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:

Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)

И Шолохова волнует их судьба.

Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Сам Шолохов называет это явление гражданской войны называет расказачиванием казачества

Чем оно сопровождалось? (массовым террором).

Обратимся к тексту романа, к его эпизодам

Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста - том 3 стр. 125)

Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста том 3 стр. 155)

Как Шолохов изображает это время?

Как рисует будущее?

“Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим” Об этом говорит Шолохов!

А как казаки воспринимают это время?

Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста том 3 стр. 21)

Мирон Григорьевич (о жизни) ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста том 3 стр. 131)

Вот что скажет Шолохов о людях:

“Набычился народ, осатанел” т.е. стал злым, жестоким озверел

Обратите внимание, какие верные слова выбирает Шолохов!

И мы сегодня не можем пройти мимо тех сцен, которые изображают эту ЖЕСТОКОСТЬ

- Казнь Подтёлкова и его отряда

-как убивали 25 коммунистов

ч.6.гл.31(чтение отрывка текста том 3 стр. 175-176) – зверски зарубили

Что же происходит в мире расколотом надвое?

Убийства насильственное прерывание жизни, право, на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем! Поэтому Шолохов никого не оправдывает и не винит.

А как он относится к насильственной смерти? Отвергает!

Что же он противопоставил жестокости? Гармонию мира, торжество жизни!

чтение отрывка текста – концовка 2 тома 5 части - стр. 351

И что же, по мнению Шолохова, может остановить жестокость, задуматься над смыслом жизни? Бессловесная природа! Она лишена страстей и исполняет данное ей предназначение: ПОДДЕРЖИВАЕТ ТОРЖЕСТВО ЖИЗНИ

Так о чём же напоминает скорбный лик божьей матери? В чём суть этой надписи?

Какую главную мысль отстаивает? Итак, природа выбирает жизнь.

А люди? Люди же на распутье, они ищут, мечутся. Их суровое время поставило перед выбором.

Так в чем же, по-вашему, суть гражданской войны?

В ломке человека! В его непостоянстве - колебания, метания - это рождает злобу, вражду, месть и озверение.

Поэтому-то и мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны. Том 3 стр. 139 внутренне он стремится к миру, а в окружающей жизни – война.

Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного” существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле?

Шолохов не отвечает на эти вопросы. Своим “Тихим Доном” писатель М.Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны. Если судить по нынешнему времени, одним из актуальных вопросов в наше время является межнациональный конфликт. (Чечня, Нагорный Карабах) Искать же выход надо на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других…

Читайте также: