Барышня крестьянка сочинение и план

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

развитие связной монологической речи учащихся;

формирование умения аргументировано высказывать собственное мнение.

Тип урока: урок развития речи.

Методы: эвристический, исследовательский, репродуктивный, творческого чтения.

Приемы: обучение учащихся анализу текста художественного произведения: анализу образов героев, постановка системы вопросов; подготовка иллюстративного материала; чтение художественного текста с комментариями.

Оборудование: учебник, презентация.

Вступительное слово учителя

Определение типа речи, жанровых признаков и содержания дневниковых записей

Знакомство с образцами дневников

Составление перечня основных жанровых признаков дневниковых записей

Обращение к опыту учащихся, чтение фрагментов личных дневников

Составление хронологической таблицы событий, анализ особенностей речи героев

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует?

Сегодня на уроке присутствуют все.

Мы с вами продолжаем изучать творчество великого русского поэта и писателя – А.С.Пушкина.

А.С. Пушкин прославился в литературе не только своими стихами, но и прозой. И в прозе тоже он был зачинателем, открывателем новых путей для русской литературы.

Дневник – это тетрадь, в которой ведутся записи о личной жизни.

Дневник – это фрагментарные записи, которые ведутся регулярно и для себя. Обычно они сопровождаются указанием дат.

Дневник – запись о событиях, которые происходили или происходят с тобой.

Дневник - ДНЕВН'ИК , дневника, ·муж. 1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день ( ·книж. ). Вести дневник. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований. | Название разного рода периодических изданий ( ·книж. лит. ). Дневник общества врачей. Дневник писателя. 3. Книга, в которую записываются служебные операции , производимые в течение дня; журнал ( ·канц. ). 4. Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах ( ·дорев. ).

Дневник м. поденные записки, журнал, во всех знач.

Ребята, а помогают ли вам записи, сделанные в вашем дневнике?

Это очень хорошо, что некоторые из вас ведут дневники. Когда человек фиксирует увиденное или прочитанное, он лучше помнит людей и события, при необходимости может опереться на эти воспоминания. В процессе ведения дневника у человека развиваются творческие способности, воображение, развивается речь.

Как вы думаете, а зачем люди ведут дневники?

От одиночества.

Для самоанализа своих действий и поступков.

Для записи важных наблюдений.

С целью познания себя и окружающего мира.

Дневники многих авторов в настоящее время опубликованы, изучены исследователями.

Дневники Льва Николаевича Толстого — неотъемлемая часть его биографии, его литературного наследия. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие раздумья о жизни, социально-нравственные искания.

Ребята, я рассказала вам об одних из самых известных дневниковых записей великих писателей. Этот список можно продолжить.

1824. Ноября 19. Михайловское.

Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч., но все это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю шум и толпу!

1815. 10 декабря.

1831. сентября 4.

Суворов привез сегодня известие о взятии Варшавы. Паскевич ранен в бок. Мартынов и Ефимович убиты; Гейсмар ранен. – Наших пало 6000. Поляки защищались отчаянно. Приступ начался 24 августа. Варшава сдалась безусловно 27.

Мы с вами познакомились с отрывками из дневниковых записей А.С.Пушкина. О чем повествуют нам эти дневниковые записи?

Отрывки из дневниковых записей А.С.Пушкина повествуют нам о событиях, произошедших в личной жизни писателя или в стране.

Обратите внимание на дневниковую запись 1831 года. О каком важном событии в жизни страны здесь идет речь?

В этой дневниковой записи речь идет о взятии Варшавы 25-26 августа 1831 года русскими войсками в ходе Польского восстания 1830-1831 года.

Совершенно верно. Ребята, внимательно посмотрите на эти дневниковые записи и скажите, чем отличаются дневниковые записи от воспоминаний и биографии?

Каждая дневниковая запись имеет точную дату, прослеживается предельная искренность и субъективность высказывания.

Хорошо. Из всего выше сказанного мы с вами можем сделать вывод о том, что с литературоведческой точки зрения дневник – литературно-бытовой жанр в художественной литературе - форма повествования, представленная в виде повседневных записей о текущих событиях в жизни пишущего или государства; записи делаются после важных событий; записи более субъективны и искренни, чем воспоминания и биография. Давайте запишем это определение в тетради!

Ребята, обращаю ваше внимание на то, что дневниковая запись – это текст. Какие признаки текста вы знаете?

Относительная законченность, смысловая цельность, наличие грамматической связи между предложениями.

Мы с вами знаем, что каждый текст относится к определенному типу речи. Сочинение в жанре дневниковой записи не является исключением. Самыми распространенными типами речи в таких произведениях являются повествование с элементами рассуждения и рассуждение с элементами описания. Помните об этом при создании своей дневниковой записи!

Давайте с вами представим, что мы исследователи, занимающиеся изучением дневниковых записей А.С.Пушкина. Обратимся к тексту дневниковых записей и попытаемся их проанализировать, используя следующий план:

какова основная цель ведения дневника?

проследите становление личности автора дневника. Каковы его взгляды, черты характера на разных этапах жизни?

ваше мнение об этих дневниковых записях. Чем они для вас интересны?

какая лексика присуща дневниковым записям?

В самом начале урока мы с вами говорили о том, для чего же люди ведут свои дневники: для самоанализа своих действий и поступков, для фиксации событий, происходящих в жизни пишущего и всего общества.

Давайте обратимся к тексту дневниковых записей А.С.Пушкина. Ребята, что вы можете сказать о характере писателя, о его интересах по данным дневниковым записям?

Эмоциональность, ирония, погруженность в поэтические мечтания.

Широта интересов, жажда познания отражают работу души, требовательность к себе, целеустремленность писателя, участие в судьбе страны.

Понравились ли вам дневниковые записи А.С.Пушкина?

Чем могут быть интересны для нас эти дневниковые записи?

Дневниковые записи - это замечательный пример того, как человек формировал самого себя, свою личность, какие высокие задачи ставил перед собой.

Дневниковые записи можно использовать при работе с произведениями А.С.Пушкина. Они воссоздают исторический колорит эпохи, в которой жил и работал писатель, дают оценку многим реальным историческим лицам.

Совершенно верно. Дневниковые записи - приоткрытая дверца души, мыслей и дел человека. Благодаря им личность писателя становится не чем-то далеким, а близкой и понятной, более человечной. Начинаешь понимать: писатель такой, как и многие из нас, а значит, можно быть похожим на него, стать единомышленником. И как результат – желание читать его книги, работать над самосовершенствованием. Каковы же стилистические особенности приведенных дневниковых записей?

Наличие односоставных и восклицательных предложений, краткость записей, использование прямого порядка слов.

В рассмотренных дневниковых записях преобладает нейтральная лексика, однако, есть вкрапления слов высокого стиля (доныне).

Молодцы, все верно! Ребята, обратите внимание на дневниковые записи. Есть ли в них указание на дату и место, где происходит действие? Всегда ли А.С.Пушкин использует полные имена и фамилии?

Постепенно мы с вами подошли к отличительным особенностям жанра дневниковых записей. Давайте вспомним все особенности, о которых мы с вами говорили в процессе работы над дневниковыми записями А.С.Пушкина и составим перечень основных жанровых признаков дневника.

указание места событий;

повествование от первого лица;

описание первичных впечатлений, преобладание самих фактов;

монологичность или внутренняя диалогичность;

отрывочность мыслей, краткость записей;

зашифрованность или полное сокрытие фамилий;

отражение внутреннего мира, личностных качеств, индивидуальности автора;

наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений; использование эмоционально-окрашенной лексики.

Молодцы! Обращайте внимание на эти особенности при написании собственных дневниковых записей.

Чтобы закрепить ваши умения выявлять отличительные особенности жанра дневниковых записей, обратимся к раздаточному материалу. Вашему вниманию предложено два текста. Вам необходимо определить, какой из текстов является дневниковой записью, и объяснить почему.

В этот день она приступила к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Н. скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Она примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Н. и тут ей помогла.

15 июля, имение отца.

Весь вечер я продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. Лиза жеманилась, говорила сквозь зубы, нараспев, и только по-французски. Григорий Иванович поминутно засматривался на нее, не понимая ее цели, но находя это весьма забавным. Один И.П. был как дома: ел за двоих, пил в свою меру, смеялся своему смеху. Весь вечер меня не покидали мысли об Акулине!

К жанру дневниковых записей можно отнести 2 текст, так как есть указание даты и места событий, повествование ведется от первого лица, прослеживается описание первичных впечатлений и преобладание самих фактов, зашифрованность фамилий.

Верно. Ребята, в самом начале урока многие признались в том, что сами ведут дневниковые записи. Сейчас я предлагаю вам послушать одну из таких записей. Вам необходимо определить, является ли данный текст дневниковой записью.

03.04.2014, Смоленск

Итак, мы с вами прослушали текст. Как вы думаете, можно ли назвать его дневниковой записью?

Данный текст можно отнести к жанру дневниковой записи, так как есть датированность и указание места события, повествование ведется от первого лица, прослеживается описание первичных впечатлений от прочтения повести, монологичность, отрывочность мыслей.

Каковы особенности стиля данной дневниковой записи?

В данной дневниковой записи прослеживается отрывочность мыслей, краткость записей; наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений. Автор использует вводные слова, книжную лексику.

Определите тип речи данной дневниковой записи.

Повествование с элементами рассуждения.

Молодцы! Наш урок подошел к самой главной части – составлению плана написания сочинения в жанре дневниковых записей. Прежде чем мы приступим к этой работе, скажите, кто из героев повести понравился вам больше всего? Ребята, как вы думаете, кто из героев повести мог вести дневник?

Дневник могли вести все герои повести кроме Насти, потому что она была крестьянкой, которая не умела писать.

Хорошо. Я предлагаю вашему вниманию список тем, на одну из которых вы будете писать сочинение в форме дневниковой записи.

Роль случая в жизни Алексея Берестова (дневник Алексея);

История нежной и чистой любви (дневник Лизы).

Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей.

Определите идею сочинения.

Составьте план, который поможет понять, с чего начать работу.

Составьте хронологическую таблицу событий, о которой повествует литературный герой.

Мы с вами в начале урока познакомились с дневниковыми записями А.С.Пушкина. Как это знакомство поможет в написании сочинения?

Знакомство с дневниками А.С.Пушкина познакомило нас с формой дневниковых записей и отличительными особенностями этого жанра.

Давайте вспомним, что такое идея произведения?

Идея – основная мысль произведения. Идея включает в себя интерпретацию и оценку автором жизненных явлений, его взглядов на мир.

"Вот!" сказала Лиза "господа в ссоре, а слуги друг друга угащают".

"Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек".

"Как это? Расскажи, расскажи по порядку".

"Ах Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!"

Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой?"

"Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?"

"С вами в горелки бегать! Невозможно!"

«Воля твоя, Настя, ты врешь".

Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?"

"Это удивительно! А что в доме про него слышно?"

"Как бы мне хотелось его видеть!"

"Да нет, не хорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне все же нельзя будет с ним познакомиться. Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!"

"А по-здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя милая Настя! Какая славная выдумка!"

Мечты о встрече с Алексеем

Перевоплощение Лизы, встреча с Алексеем в лесу

Да нет, барин", сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, "боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется".

"А кто те мешает?" отвечала Лиза; "вольному воля, а дорога мирская"

"Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы" (Лиза несла кузовок на веревочке). "А ты, барин? Тугиловский, что ли?"

"А лжешь", сказала она, "не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин"

Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по нашему".

"Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями", сказала она с важностию, "то не извольте забываться".

А что думаешь?" сказала она; "разве я и на барском дворе никогда не бываю? небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако", продолжала она, "болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим. "

"Ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой, Василий кузнец, прибьет меня до смерти"

"Ну вот те святая пятница, приду"

Знакомство с Алексеем

Рассказ о приезде Берестовых

"Что это значит, папа?" сказала она с удивлением; "отчего вы хромаете? Где ваша лошадь? Чьи это дрожки?"

"Что вы говорите!" сказала она, побледнев. "Берестовы, отец и сын! Завтра у нас обедать! Нет, папа, как вам угодно: я ни за что не покажусь".

"Нет, папа, ни за что на свете, ни за какие сокровища не явлюсь я перед Берестовыми".

Боязнь встречи с Алексеем

Обед в доме Муромских

"Папа", отвечала Лиза, "я приму их, если это вам угодно, только с уговором: как бы я перед ними ни явилась, что б я ни сделала, вы бранить меня не будете и не дадите никакого знака удивления или неудовольствия".

Боязнь встречи с Алексеем

Встреча в лесу, обучение грамоте

"Ты был, барин, вечор у наших господ?" сказала она тотчас Алексею; "какова показалась тебе барышня?"

"Правда ли, говорят, будто бы я на барышню похожа?"

"Ах, барин, грех тебе это говорить; барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с нею ровняться!"

"хоть барышня, может, и смешна, все же я перед нею дура безграмотная".

"А взаправду", сказала Лиза, "не попытаться ли и в самом деле?"

Отношения с Алексеем

Приезд Алексея в дом Муромских

Mais laissez-moi donc, monsieur; mais к tes-vous fou?

Героиня в своей речи использует фразы из французского языка, когда Лиза переодевается в крестьянку, то она использует просторечия. В ее речи много восклицательных предложений, использование нейтральной лексики.

Какую характеристику дают Лизе другие персонажи повести?

Алексей Берестов

"Небось, милая", сказал он Лизе, "собака моя не кусается"

"Я провожу тебя, если ты боишься", сказал он ей; "ты мне позволишь идти подле себя?"

"Так точно", отвечал Алексей, - я камердинер молодого барина".

"Кто тебя научил этой премудрости?" спросил Алексей, расхохотавшись: "Уж не Настинька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!"

"Как тебя зовут, душа моя".

"Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью кузнецу"

"Да я непременно хочу с тобою опять видеться".

"Милая Акулина, расцаловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?"

Зарождение чувства любви к Лизе

"Какой вздор! она перед тобой урод уродом".

"И!" сказал Алексей, "есть о чем сокрушаться! Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте".

"Что за чудо!" говорил Алексей. "Да у нас учение идет скорее, чем по ланкастерской системе".

Чувство любви к Лизе

Разговор отца о женитьбе

"Нет, батюшка", отвечал почтительно Алексей, "я вижу, что вам не угодно, чтоб я шел в гусары; мой долг вам повиноваться"

"Батюшка, я о женитьбе еще не думаю".

Воля ваша, Лиза Муромская мне вовсе не нравится".

"Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь".

Нежелание жениться на Лизе Муромской

Визит в дом Муромских

"Дома ли, по крайней мере, Лизавета Григорьевна?"

"Все будет решено", думал он, подходя к гостиной; "объяснюсь с нею самою".

При разговоре с Акулиной обращает на себя внимание частое использование уменьшительно-ласкательных слов (милая, душа моя, мой друг), наличие военной лексики (так точно), книжных слов (сокрушаться), выражений, указывающих на образованность и широкий кругозор героя (ланкастерская система).

Характеристика Алексея другими персонажами.

Мы с вами помним, что начало сочинения должно сразу заинтересовать читателя, поэтому необходимо, чтобы начало было особенным.

Придумайте начало своей дневниковой записи.

Молодцы! В качестве домашнего задания вам необходимо написать сочинение на одну из предложенных тем. У кого есть вопросы?

Красивая девушка Лиза Муромская, являющаяся любимой дочерью помещика, решилась изменить свою внешность ради того, чтобы познакомиться с приезжим сыном соседа. Она не видела другого пути, так как отцы их были в ссоре. Пройдя этап романтических встреч, молодые люди влюбились друг в друга. Однако ложный социальный статус девушки чуть не привел к драматическому концу. Алексей оказался самым счастливым человеком, когда узнал истинное лицо своей возлюбленной.

Повесть читается на одном дыхании. Это связано с тем, что в ней нет запутанного сюжета, трагических исходов. Есть любовная линия, в которой молодые люди демонстрируют настоящую искреннюю любовь.

В повести есть тайны, загадочные ситуации, связанные с переодеванием героини. Присутствуют комические отношения нелепых ссор двух соседей на фоне скучных помещичьих будней. Повесть имеет незамысловатую композицию, которая дает возможность только слегка поволноваться на пике композиции. Язык героев понятен каждому.

Произведение вызывает жизнерадостное ощущение, интерес благодаря интриге, которые выливаются из смены образов барышни. Соответственно, становится понятно, почему название включает слова, относящиеся к разным социальным статусам.

Авторское отношение к героям различно. Он высмеивает поведение помещиков, создавая комические ситуации. С симпатией относится к главной героине, с негодованием к занятиям, узкому мышлению мисс Жансон. Портреты и мысли героев также помогают понять отношение автора к своим героям.

Вариант 2

Всего в него вошло пять историй: выстрел, метель, гробовщик, станционный смотритель и барышня-крестьянка. Работа проходила осенью в любимое время года Пушкина. Он тогда гостил в селе Болдино. Собирался пробыть там не долго, но вспыхнувшая в Москве эпидемия холеры, задержала писателя в селе.

Барышня-крестьянка завершала цикл повестей. Эта история рассказывает о жизни, привычках и взаимоотношениях двух помещиков. Берестов и Муромский, два соседа, не сходились во мнении, и из-за этого враждовали. Муромский был страстным поклонником английской манеры жизни. А Берестов не понимал соседа.

Однажды к Берестову приезжает сын. Красивый юноша. У Лизы, дочери Муромского проявляется интерес к молодому барину. Ей хочется на него посмотреть. А как это сделать, если соседи ненавидят друг друга. Вместе с наперсницей — Настей, Лиза придумывает как познакомиться с Алексеем, так звали сына Берестова. Барышню одевают в крестьянский наряд. И она отправляется в лес, где и состоялось знакомство. Лиза представилась Алексею,- дочерью кузнеца, которую звали — Акулина. Постепенно между молодыми людьми вспыхивают чувства.

Автор не описывает подробно развязку. Он оставляет возможность читателю самому её обдумать.

Основной темой повести является чувства Лизы и Акулины. Их переживания и поступки. Кроме того, автор с юмором относится к русским дворянам, которые любят копировать заграничные обычаи и манеры. Таким дворянином был Григорий Муромский. В повести также затронута тема социальных предрассудков. В то время не могло быть чувств между людьми из разных сословий. Молодые люди не могли открыто выражать свои чувства и мысли. Поэтому они вынуждены хитрить. В случае с героями Лизой и Алексеем — они придумывают тайную переписку. почтой служит дупло дерева.

Помогите написать сочинения на тему барышня крестьянка 6 класс не очень большое

Анализ произведения Пушкина Барышня-крестьянка

Каково же счастье молодого человека, когда он узнаёт, что его любимая простушка Акулина и барышня Лиза – одна и та же девушка.

Произведение Пушкина больше напоминает весёлый водевиль, где всё хорошо заканчивается, и все счастливы. Хочется просто порадоваться за героев этого шаловливого рассказа.

Сочинение 4

По задуманному Пушкиным сюжету, два помещика Муромский и Берестов, были врагами. Но по стечениям обстоятельств их дети влюбились друг в друга. Алексей и Лиза отдали полностью себя свой любви, их чувства были очень искренними. Они даже не представляли, что их отцы враждуют между собой. Молодой человек был завидным женихом у многих барышень. Лиза не меньше их проявляла к нему интерес. Чтобы увидеть Алексея, она переодевается в простую крестьянку.

Их первая встречала, произошла в березовой роще. Алексея абсолютно не смущал тот факт, что его возлюбленная обычная крестьянка. Уже с первой встречи они влюбляются друг в друга. Отцы возлюбленных неожиданно мирятся, и решают поженить своих детей. Когда Алексей приехал в гости в дом Лизы, он ее не знал, потому что она очень сильно меняет свою внешность. Несмотря ни на что Алексей хочет взять в жены, свою возлюбленную Акулину(крестьянку). Он написал ей письмо, в котором предложил руку и сердце.

Алексей не хотел выглядеть пошлецом в глазах семьи Муромских, поэтому решает правильным объясниться перед ними и рассказать всю правду. По приезд в их дом он узнает в Елизавете, свою возлюбленную.

Произведение написано простым всем понятным языком, в нем нет непонятных, трагичных событий или запутанных отношений. Сама по себе повесть не большая, но сюжет ее очень трогателен. Главная героиня создает интригу переодеваясь в простую крестьянку. Автор раскрывает жизнь русских помещиков, которые по непонятным причинам поссорились, внося в их поведение нотки юмора.

Это произведение написано Александром Сергеевичем об искренних, настоящих чувствах двух людей, которые остаются верны своей любви вопреки всем преградам. Елизавета и Алексей были очень хорошо воспитаны, в их характере читатель видит, что несмотря ни на что она очень простые и искрение.

Сочинение по произведению Барышня крестьянка Пушкина

Но Алексеем Берестовым всё-таки интересуются местные невесты. Он приехал после университета, хорош собой, вот только холоден… Лиза идет на всю эту историю с переодеванием, запутывает уже своего поклонника, даже после его визита к ним он не заметил обмана. И нет, он не глупый, просто она очень ловко всё делает!

Эта забавная милая история. Нельзя сказать, что это прямо такой страшный обман, но это игра. Лиза ведь не смеялась над Алексеем, не пыталась от него поучить деньги или семейные секреты. На самом деле она просто была очень любопытна и хотела познакомиться, не наткнувшись на его холодность и враждебность. Думаю, в итоге Алексей сам рад, что его обманули. Иначе так и остался бы в плену своих предубеждений. Влюбился бы просто в какую-нибудь крестьянку, был бы скандал… А Лиза тогда как – без жениха совсем? Нет, тут и родители практически помирились из-за романа своих детей, хотя они помирились даже раньше, но это дела не меняет. Наоборот, ещё смешней получилось! Они решили поженить своих детей (за них решили), Алексей думает, что любит Акулину, но она оказывается Лизаветой Григорьевной. А та бедная дочь кузнеца совсем не при чём! Надеюсь, она и не узнала, что её именем так воспользовались. Ей могло бы быть обидно, ведь говорится, что она ещё толстая и рябая. А так в этой истории всё очень даже хорошо!

Другие сочинения: ← Пушкин лицеист↑ ПушкинХарактеристика и образ Алексея Берестова в Барышне-крестьянке →

Сочинение-анализ повести Пушкина

Вариант 1

По сюжету повести помещики Берестов и Муромский враждуют между собой. Но их дети влюбляются друг в друга совершенно случайно. Они ничего не знают о неприязни родителей. Алексей Берестов и Лиза Муромская поддаются чувству любви, переполнившему их, без остатка. Это чистая и неподдельная симпатия молодых людей. Алексей – завидный жених местных барышень. У Лизы он тоже вызывает большой интерес. Девушка очень хочет увидеть молодого человека. Она решает переодеться в обыкновенную крестьянку.

Встреча молодых людей происходит в березовой роще. Они сразу же испытывают чувство любви друг к другу. Алексей совершенно не смущается тем, что Акулина (как представилась Лиза), крестьянская девушка. Социальное положение для него не имеет значение. По стечению обстоятельств родители молодых людей мирятся и желают поженить своих детей между собой.

Пушкин использует в повести юмористические нотки: эпизоды с переодеваниями Лизы и с изменением внешности. В отношении художественных средств выразительности в произведении Александр Сергеевич оказался очень скуп. Пушкин считал, что прозаический жанр должен рассказывать, а не описывать и не петь. Язык повести весьма приближен к народному. Авторское отношение к своим героям добродушное и трепетное.

Вариант 2

Произведение представлено автором в виде легкого рассказа, незамысловатый сюжет которого построен на реальных бытовых событиях и имеет счастливый финал.

Повесть рассказывает о красивой девушке Лизе Муромской, являющейся единственной и любимой дочерью русского помещика, решившей самостоятельно осуществить знакомство с молодым сыном соседского аристократа, поменяв свою внешность. Девушка совершает данный поступок, поскольку другого варианта знакомства не существует, так как отцы молодых людей находятся в давней непримиримой ссоре.

После нескольких романтических свиданий между молодыми людьми вспыхивает страстное и искреннее чувство. Но, несмотря на то, что Лиза представляется перед Алексеем Берестовым простой крестьянкой, юноша становится самым счастливым, когда узнает истинный социальный статус возлюбленной девушки, понимая, что Лиза и крестьянка являются одной и той же девушкой.

Повествуя об искренних и бескорыстных отношениях главных персонажей произведения, характеризующихся отсутствием предвзятости, корысти, писатель утверждает принципы взаимопонимания между людьми даже несмотря на их социальное неравенство.

Повесть отличается простой и понятной сюжетной линией с отсутствием трагических событий и запутанных отношений. Небольшая по объему повесть раскрывает жизнь русских помещиков и их семейств с истинной стороны с использованием комических ситуаций в отношениях поссорившихся на пустом месте соседей, а также интересной интриги, связанной с переодеванием главной героини.

Диалоги героев повести незамысловаты, просты, понятны, наполнены жизнерадостным ощущением. Композиция произведения построена на любовной линии, в которой герои раскрывают свои настоящие искренние чувства, заставляя немного попереживать в финале повести.

Писатель мастерски изображает реальную правду жизни, сочетая ее с несравненной поэтичностью выраженной литературной мысли, используя шутки, лукавство, озорство, создавая легкую художественную атмосферу произведения, в которой явственно просматривается авторская симпатия к главным героям повести.

Вариант 3

Алексей и Лиза — центральные персонажи произведения, которые испытывают друг к другу амурные чувства. Семьи возлюбленных изначально находятся в контрах друг с другом, но затем примиряются.

Идея рассказа заключается в неподкупности и непредвзятости настоящей любви. Автор пытается донести до читателя мысль о том, что сердцу не прикажешь кого любить: барышню или крестьянку. Для настоящего чувства нет преград, и никакое социальное неравенство не станет яблоком раздора между влюбленными.

Сюжетная линия

Главная героиня рассказа Лиза Муромская изменяет свою внешность для того, чтобы познакомиться с Алексеем. Отцы Лизы и Алексея были в плохих отношениях, поэтому героиня хочет сохранить в тайне свое благородное происхождение. Не найдя другого способа скрыть факт принадлежности к семейству Муромских, барышня одевается в крестьянское платье для того, чтобы встретиться с молодым человеком. У героев начинается конфетно-букетный период и вскоре они влюбляются друг в друга. Алексей испытывает искренние чувства к псевдокрестианке и намерен жениться на ней. Узнав, что у предмета его обожания на самом деле благородное происхождение, Алексей становится счастливейшим человеком во вселенной.

Автор относится к своим героям по-разному:

Вариант 4

Произведение замечательного автора многих известных произведений, Пушкина, всегда наполнены обилием различных персонажей и образов. В своих произведениях практически, если не всегда, раскрывал какую-то тему, волновавшую людей в то время. В одном из таких произведений автор раскрыл тему женитьбы, любви, и сопутствующих этому, вещах.

Данное произведение он назвал “Барышня-крестьянка” и это название объясняется в самом произведении по ходу сюжета. Начинается оно с повествования от автора о судьбе одного из центральных лиц, помещике, который живёт в своём поместье в далёкой губернии, занимаясь скотоводством и всем тем, чем принято заниматься помещику на покое. Как человек он очень высокомерный, зазнавшийся, считающий себя самым умным человеком на деревне, хотя, и предпосылок к этому никаких нет. В деревне же его все уважают, хотя один его сосед, который ближе всего к нему, очень его недолюбливает, а тот недолюбливает его. Один не любит другого за его консерватизм, а консерватор не любит второго за то, что тот устроил своё поместье на английский лад, что очень не понравилось консерватору, из-за чего и начались постоянные ссоры.

Позже в деревню приезжает сын помещика консерватора. Сын его человек молодой, который жаждет любви больше всего на свете, и притом настоящей. В деревне он знакомится с дочерью мнимого врага своего отца, а та сразу влюбившись в него, начинает преследовать его везде. Он же в свою очередь старается её избегать и проводить время с другими барышнями из деревни. И вот, дабы он перестал её игнорировать, она принимает решение переодеться в обычную сельскую девушку. Её план проходит удачно, и он её не узнает. Они весело проводят время вместе. Позже соседи-помещики решают зарыть топор войны и поженить своих детей. Они женят сына на дочери, предварительно раскрыв её личность. На данном этапе и заканчивается произведение.

Я считаю, что автор пытался донести до нас мысль простой человеческой любви, любви, которая даёт своё начало с первого взгляда.

Вариант 1

Для того чтобы как-то познакомиться с молодым Берестовым, слава об уме и красоте которого разошлась по всей ок­руге, Лиза, дочь Григория Ивановича Муромцева, пер­вейшего недруга старшего Берестова, нарядилась крес­тьянской девушкой и отправилась рано поутру в лес будто бы за грибами. На самом деле была хорошо известна привычка недавно появившегося в тех краях обольстителя девичьих сердец ездить ут­ром на охоту.

Вариант 2

На примере искренних, бескорыстных отношений главных героев повести “Барышня-крестьянка”, в которых отсутствует стремление к выгоде, предвзятость, А. С. Пушкин показал, что социальное неравенство не должно становиться преградой на пути к пониманию и счастью. Подобный вывод становится очевидным из первоначального неведения Алексеем Берестовым, кто на самом деле его девушка, которую он встретил в лесу.

Красивая девушка Лиза Муромская, являющаяся любимой дочерью помещика, решилась изменить свою внешность ради того, чтобы познакомиться с приезжим сыном соседа. Она не видела другого пути, так как отцы их были в ссоре. Пройдя этап романтических встреч, молодые люди влюбились друг в друга. Однако ложный социальный статус девушки чуть не привел к драматическому концу. Алексей оказался самым счастливым человеком, когда узнал истинное лицо своей возлюбленной.

Повесть читается на одном дыхании. Это связано с тем, что в ней нет запутанного сюжета, трагических исходов. Есть любовная линия, в которой молодые люди демонстрируют настоящую искреннюю любовь.

В повести есть тайны, загадочные ситуации, связанные с переодеванием героини. Присутствуют комические отношения нелепых ссор двух соседей на фоне скучных помещичьих будней. Повесть имеет незамысловатую композицию, которая дает возможность только слегка поволноваться на пике композиции. Язык героев понятен каждому.

Произведение вызывает жизнерадостное ощущение, интерес благодаря интриге, которые выливаются из смены образов барышни. Соответственно, становится понятно, почему название включает слова, относящиеся к разным социальным статусам.

В небольшой по объему повести А. С. Пушкин сумел показать истинную сторону жизни помещиков, их семей, рода занятий (например, мисс Жансон “умирала” от скуки), несравнимую простоту качеств Лизы и Алексея, несмотря на их происхождение.

Авторское отношение к героям различно. Он высмеивает поведение помещиков, создавая комические ситуации. С симпатией относится к главной героине, с негодованием к занятиям, узкому мышлению мисс Жансон. Портреты и мысли героев также помогают понять отношение автора к своим героям.

Вариант 3

Дочь помещика Муромского, Лиза, любительница мелодраматических историй, создала для себя идеальный образ героя, который покорит её сердце. Это должен быть меланхоличный молодой человек аристократической наружности, томно вздыхающий и задумчивый. В действительности же она влюбилась в Алексея Берестова, пышущего здоровьем жизнерадостного молодого барина. До девушки дошли слухи, что Берестов холодно относится к барышням своего круга, а предпочитает веселиться и проказничать с простыми деревенскими девушками.

Он утвердился в своём желании жениться на простой крестьянке, и трудиться, как обычные люди. Молодой человек готов пойти против воли отца, пообещавшего лишить сына наследства, если тот не женится на Лизавете. Тогда Алексей решается поговорить с Лизиным отцом, и объяснить своё решение, надеясь на его взаимопонимание.

Сочинение-описание по роману “Барышня крестьянка”

Повесть А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка” была написана осенью 1830 года, а это самый серьезный рубеж в жизни и в творчестве писателя. Литераторам это время известно как Болдинская осень, а цикл произведений, написанных в этот период известен всем как “Повести Белкина”. “Барышня-крестьянка” в высшей степени утонченное произведение, которое читается на одном дыхании. Центральное место в нем занимает, конечно же, тема любви. В описании образов главных героев автор, казалось бы, предусмотрел все.

Лиза Муромская – дочь “настоящего русского барина” Григория Ивановича Муромского. Он живет на широкую ногу, бездумно растрачивая деньги в попытках обустроить свое имение на английский манер. Несмотря на существующие долги, Григорий Иванович балует дочь и даже нанимает ей английскую гувернантку. У Лизы приятная внешность и острый ум. Она очень дружна со своей горничной Настей. несмотря на разницу в социальном положении. Именно Настя впоследствии помогает Лизе познакомиться с Алексеем Берестовым.

Семья Берестовых изначально противопоставляется автором семье Муромских. Алексей Берестов – сын ближайшего соседа Муромских, Ивана Петровича Берестова. Иван Петрович – человек высоких моральных принципов, настоящий хозяйственник и консерватор, а потому не признает нововведения Григория Ивановича. Действие повести происходят на тот момент, когда Алексей приехал из университета к отцу в деревню. О молодом человеке ходили слухи, что он очень силен и хорош собой. Сельские девушки сразу же заинтересовались им, в особенности Лиза Муромская.

Однако, в связи с тем, что отцы молодых людей не ладили, знакомство с Берестовым-младшим представлялось девушке невозможным. На помощь ей пришла верная подруга Настя. Она помогла Лизе нарядиться крестьянкой и тайком познакомиться с Алексеем. Первая встреча главных героев состоялась в роще имения Берестовых. Сын хозяина как раз охотился, как вдруг его собака с лаем набросилась на бедную девушку. Смуглая крестьянка с пронзительными глазами сразу же понравилась Алексею. Лиза представилась дочерью кузнеца – Акулиной. Сметливая крестьянка настолько ему понравилась, что он выразил желание увидеться снова. Лиза, боясь быть уличенной, попросила не искать ее по деревне, пообещав прийти на то же место в назначенный час.

Так молодые люди стали встречаться и два месяца пролетели, словно один миг. Их счастье казалось таким безоблачным, но не обошлось здесь без родительского вмешательства. Однажды во время верховой прогулки Берестов-старший встретил Григория Ивановича. Последний упал с понесшей его лошади и оказался в доме у Берестовых. Так старые враги наладили добрые соседские отношения. Муромский в благодарность за спасение пригласил Ивана Петровича с сыном в гости. Для Лизы эта новость стала ударом. Она решила густо набелить лицо и экстравагантно одеться, чтобы Алексей ее не узнал.

План Лизы сработал. Алексей действительно не признал в этой жеманной барышне свою скромную и естественную Акулину. Тем временем Берестов с Муромским настолько подружились, что решили поженить своих детей, но Алексея эта новость опечалила, так как он хотел жениться на своей любимой крестьянке.

Лиза очень умна. Когда она встретилась с Алексеем, он хотел стать ей равным и сказал, что он камердинер молодого барина. На это Лиза засмеялась и ответила, что всегда можно различить барина и слугу. Лиза сказала, что она Акулина, дочь кузнеца Василия. Она понимала. что если молодой барин приедет в деревню, то увидит настоящую Акулину-толстую рябую девку. Поэтому Лиза придумала, что Василий очень суров и выпорет ее, если узнает о разговоре с Алексеем. После утренней прогулки Лиза решает встретиться еще раз с Алексеем. Лизе кажется, что если он узнает о ее поступке, то будет осуждать ее.

На следующий день Лиза под именем Акулины встречается с Алексеем. Она берет с него обещание, что он никогда не будет искать с ней встречи, кроме тех, которые она сама назначит. Мой любимый момент в книге — первый приезд Берестовых в дом Лизы и ее отца. Когда Лиза узнала, что у них будут обедать Берестовы, она испугалась. Потом они с Настей придумали шутку.

Лиза так сильно накрасилась, что Алексей не узнал в ней Акулину. Лиза добрая. Даже когда она взяла белила у мисс Жаксон без разрешения, она потом попросила у нее прощения. Лиза сделала все, чтобы успокоить свою гувернантку. В конце повести мечты Лизы сбываются. Однажды она сидела и читала письмо Алексея, как вдруг он сам вошел в комнату. Оказывается, что их родители решили поженить Алексея и Лизу. Алексей был сначала против этой свадьбы. Но как только в Лизе он узнал Акулину, все сразу решилось к лучшему. Лиза — большой ребенок, которому отец все позволял. Но в то же время она очень умна, красива, умеет найти выход из любой ситуации. Я хотела бы быть похожей на Лизу Муромцеву.

Вариант 2

В повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка” перед нами представлены четыре главных персонажа: Лиза Муромцева, ее отец Григорий Иванович, Алексей Брестов и его отец. Из них мне больше всего понравился образ Лизы.

с одним требованием: разузнать все про молодого Алексея. Рассказы о юноше вызвали у Лизы огромный интерес и любопытство. Это и подтолкнуло ее облачиться в крестьянскую одежду и познакомиться самой с этим прекрасным парнем.

Лиза была достаточно умной девушкой. Об этом можно сделать вывод из их знакомства, во время которого Алексей хотел быть ей равным, сказав про себя, что служит у молодого барина камердинером. Услышав это, девушке стало смешно, и она сказала, что можно всегда отличить барина от слуги. Во время первой их встречи девушка солгала юноше про то, что зовут ее Акулина, а ее отец – кузнец Василий.

В то же время она осознавала, что если парень захочет приехать в деревню, то обязательно встретит подлинную Акулину, которая была толстой и рябой девкой. Лиза быстро все обдумала и сказала, что ее отец очень строгий и, если он узнает про их разговор, то обязательно ее выпорет.

После их первой встречи девушка решается на второе свидание с Алексеем. Лиза полагает, что в том случае, если юноша узнает правду о ней, то не одобрит ее поступок. Вторая встреча у молодого человека и Акулины происходит следующим днем. Девушка просит юношу дать ей обещание о том, что тот никогда не будет сам ее искать для встреч, сказав, что сама будет их назначать.

Больше всего в повести мне понравился эпизод, когда Брестовы совершили первый визит в дом Лизы. Узнав о том, что к ним собираются приехать такие гости, девушка пришла в испуг. Они со служанкой придумали розыгрыш, который заключался в том, чтобы девушка очень сильно накрасилась, и Алексей не узнал в ней Акулину. Я считаю Лизу доброй, потому что, взяв без спроса белила у своей гувернантки, она, после, попросила прощения за это и сделала все возможное для ее успокоения.

В заключение рассказа все, о чем мечтала героиня, сбывается. К ним приехал ее любимый с отцом. Она узнает, что родители приняли решение их повенчать. Алексей, конечно, сначала был против этого, но когда понял, что Лиза и есть его любимая Акулина, сразу же согласился.

Лиза хоть и была взрослой девушкой, но оставалась еще ребенком, которому отец ничего не запрещал. Несмотря на это, она была умной, красивой и могла выйти из любого положения.

Вариант 3

Больше всех мне запомнился и полюбился образ Алексея Берестова. А.С. Пушкин изображает его как довольно привлекательного молодого человека, обладающего острым умом. О нем мечтали все девушки в округе и хотели непременно выйти за Алексея замуж. Но парень был не такой как все. Его не интересовали деньги и положение в обществе, молва в обществе, он был влюблен в простую крестьянку по имени Акулина.

Любовь к Акулине могла оставить Алексея без отцовского благословения и благосостояния. Он рисковал прожить оставшуюся жизнь в нищете. Иван Берестов хотел, чтобы его сын женился на девушке из их сословия. На этом фоне и развивается основной конфликт повести – взаимоотношение отцов и детей.

В конце концов, Алексей решил отказаться от всего: богатства, положения, даже благословения отца, ведь очень любил Акулину. В день сватовства к дочке помещика Лизе, Алексея ждал приятный сюрприз. Лиза оказалась его возлюбленной Акулиной. Конечно же, молодые люди согласились сыграть свадьбу, ведь жить друг без друга не могли.

Поступок Алексея Берестова заслуживает уважения. Он не сломился перед трудностями и был вознагражден за это.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Барышня-крестьянка.

Год написания – 1830.

Тема – Главные темы произведения – любовь и обман.

Композиция – Организацию повести нельзя назвать сложной. Сюжет развивается линейно от экспозиции к развязке. Экспозиция достаточно объёмная, так как в ней автор не просто знакомит с героями, но и рассказывает о причинах их неприязни.

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм.

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там писатель вынужден был задержаться из-за вспышки холеры. В Болдино он провёл 3 осенних месяца, на протяжении которых трудился на литературной ниве. Болдинский период оказался очень продуктивным. Из-под пера А. С. Пушкина вышли как поэтические, так и прозаические шедевры.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

В основе повести – традиционная для литературы тема любви. В контексте этого мотива формируется проблематика, в которой отобразились как моральные, так и социальные аспекты жизни. Можно выделить следующие проблемы: заимствование чужой культуры, обман, положение крестьян и представителей высшего сословия, дружба.

После прочтения произведения становится понятным смысл названия повести. Заглавие отражает переодевания главной героини.

Основная мысль – настоящая любовь сильнее обманов и ссор. Счастье и судьба человека не зависят от материального достатка. Положение в обществе, наличие денег — это не главное, главное – настоящие чувства.

Композиция

Характеристика композиции – обязательный пункт плана разбора художественного произведения. Организация анализируемой повести несложная, тем не менее некоторые особенности композиции есть. Сюжет развивается линейно от экспозиции к развязке. Экспозиция достаточно объёмная, так как автор детально описывает быт, привычки двух помещиков и их семейств. Развязка – тайна раскрыта. Автор показывает, чем заканчивается история, и оставляет читателю право делать самостоятельные выводы.

Примеры сочинений

Это чудесная повесть о барышне Лизе, которая притворялась Акулиной-крестьянской дочерью,чтобы понравиться Алексею-сыну человека к которому Лизин отец относился с неприязнью, из-за пристрастия того ко всему английскому. Ей помогает Настя-ее горничная.Лиза притворяется необразованной крестьянкой, Алексей учит ее грамоте и приходит в восторг, видя, как она быстро учится.

Однажды отец Лизы, выезжая на охоту,не справился с лошадью. Так он попал в дом к Берестовым. Затем Муромский приглашает их к себе. Но и на этот раз Настя с Лизой выкрутились из этой ситуации. Лиза уговаривает отца ничему не удивляться и приходит на ужин набеленная и накрашенная, в причудливой одежде. Алексей не узнает ее.

Сдружившись, их отцы решают поженить своих детей. Узнав об этом, Алексей приходит в ярость и идет с твердым намерением отказаться от женитьбы, так как ему нравится обычная крестьянка Акулина. Но придя в их дом, он узнает в Лизе свою Акулину, чему несказанно радуется.

Мне понравилось в произведении ум и смекалка Лизы. Она сумела выпутаться из сложной ситуации.
Автор показывает нам, на что способна настоящая любовь.


Пример сочинения 2

Однако оба переживали за их будущее. Берестов и Муромский не знали о тайных встречах молодых людей и об их любви. Но они, хотя и руководствуясь практическими соображениями, сделали для них правильный выбор, когда решили их поженить. Следовательно, героям нельзя отказать в интуиции и душевной чуткости. Тот факт, что их решение совпало с желанием влюбленных, доказывает, что и Берестов, и Муромский – хорошие родители и мудрые люди.


Пример сочинения-рассуждения 3

Действительно, параллель между прозаическим произведением А.С.Пушкина и трагедией английского драматурга прослеживается довольно ясно. Плохие взаимоотношения между отцами мешают влюбленности молодых людей. Лиза находит предлог, чтобы явится на встречу с Алексеем. Любовная линия повести является самой выделяющейся, но на её фоне показана острая социальная проблема того времени: крепостничество всё также не дает людям свободы, обычная крестьянка не может выйти замуж за богатого барина. Социальное неравенство в повести приравнивается к вражескому настрою семей. И первое, и второе не способно сделать героев счастливыми. Но А.С.Пушкин разрывает все рамки и в конце произведения мирит отцов и раскрывает тайну Лизы перед Алексеем.

Проблематика повести больше отсылает всё же к Н.М.Карамзину, как бы подтверждая мысли о том, что и крестьянки любить умеют. А.С.Пушкин не ставит сословных границ между молодыми поколениями. Алексей спокойно играет в горелки с крестьянскими девушками на именинах у жены повара Берестовых и даже целует Настю, служанку Лизы. Главная героиня, в свою очередь наряжается дочерью Василия-кузнеца, но это не мешает ей видеться с Алексеем, поначалу боявшимся представить своё истинное положение в обществе. Этим автор хотел показать, что пока старшие поколения находятся в вечной полемике, настает время молодых для того, чтобы менять сформировавшийся и утвердившийся крепостнический уклад, не позволяющий выходить замуж за того, кого любишь.


Пример сочинения 4

Всего в него вошло пять историй: выстрел, метель, гробовщик, станционный смотритель и барышня-крестьянка. Работа проходила осенью в любимое время года Пушкина. Он тогда гостил в селе Болдино. Собирался пробыть там не долго, но вспыхнувшая в Москве эпидемия холеры, задержала писателя в селе.

Барышня-крестьянка завершала цикл повестей. Эта история рассказывает о жизни, привычках и взаимоотношениях двух помещиков. Берестов и Муромский, два соседа, не сходились во мнении, и из-за этого враждовали. Муромский был страстным поклонником английской манеры жизни. А Берестов не понимал соседа.

Однажды к Берестову приезжает сын. Красивый юноша. У Лизы, дочери Муромского проявляется интерес к молодому барину. Ей хочется на него посмотреть. А как это сделать, если соседи ненавидят друг друга. Вместе с наперсницей — Настей, Лиза придумывает как познакомиться с Алексеем, так звали сына Берестова. Барышню одевают в крестьянский наряд. И она отправляется в лес, где и состоялось знакомство. Лиза представилась Алексею,- дочерью кузнеца, которую звали — Акулина. Постепенно между молодыми людьми вспыхивают чувства.

Автор не описывает подробно развязку. Он оставляет возможность читателю самому её обдумать.

Основной темой повести является чувства Лизы и Акулины. Их переживания и поступки. Кроме того, автор с юмором относится к русским дворянам, которые любят копировать заграничные обычаи и манеры. Таким дворянином был Григорий Муромский. В повести также затронута тема социальных предрассудков. В то время не могло быть чувств между людьми из разных сословий. Молодые люди не могли открыто выражать свои чувства и мысли. Поэтому они вынуждены хитрить. В случае с героями Лизой и Алексеем — они придумывают тайную переписку. почтой служит дупло дерева.

Читайте также: