Сочинение по картине добужинский станционный смотритель

Обновлено: 01.07.2024

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем. Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

Вариант 1

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.

Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все-таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

Вариант 2

Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь − Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.

Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.

Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.

Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.

Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом.

Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.

Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.

Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.

Вариант 3

При помощи своего внутреннего обоняния и внешней красоты она помогает отцу сглаживать конфликты с клиентами. Но отец воспитывает дочь неправильно. Вероятно, и его родители так же относились к нему. Дуня привыкла заискивать и хитрить перед приезжими. Но, как и большинство юных девушек Дуня мечтает стать богатой и счастливой. Она хочет прожить более счастливую жизнь, чем ее отец. Конечно же, она мечтает быть любимой, замужней дамой. Ей удается осуществить свои задуманные планы.

Судьба послала юной девушке удачный шанс. Однажды к ним заехал красавиц гусар Минский. Они понравились друг другу. Прибегнув к хитрости и обману, Дуня сбегает из дома отца с приезжим щеголем. Смотритель же, привыкший видеть жизнь в темных красках, понимает все по-своему. Ему кажется, что его любимую дочь увезли насильно. Недальновидный отец считает, что Дуня всегда должна жить с ним или выйти замуж за человека ее сословия. Он боится, что богатый гусар бросит девушку из бедной семьи. Смотритель предпринимает попытку вернуть дочь, едет за ней в Санкт-Петербург и находит ее. Но она даже не захотела встретиться со своим бедным отцом. Вероятно, Дуня боится быть непонятой или счастье затмило ее разум. Офицеру Минскому тем более Вырин не нужен. Часто богатые люди не замечают и не хотят знать своих бедных родственников.

Отец и дочь не смогли найти общего языка между собой. Узкое мировоззрение бедного человека не может представить, что его Дуня нашла свое семейное счастье. Произведение заканчивается трагическим финалом. Бедный смотритель, из-за переживаний, связанных с дочерью, постепенно спивается и умирает. Опомнившаяся Дуня приезжает через несколько лет навестить отца, богатая и счастливая. Она даже привозит с собой внуков, в надежде показать их Вырину, но находит лишь могилу его. Дуня осуществила свою мечту, но заплатила за нее высокой ценой.

Угрызения совести о безответственном поступке перед родителем будут мучить ее всю жизнь. Произведение Пушкина остается актуальным и в наши дни. Оно учит нас не забывать о близких, дорогих нашему сердцу людях. И если вам суждено судьбой стать богатым человеком не надо высокомерно относиться к более низшим слоям общества.

Вариант 4

Позже этот образ дополнили в своем творчестве Гоголь, Чехов, Толстой.

Свое повествование автор начинает подробным описанием жалкого и беспросветного существования станционных смотрителей. У всех проезжающих прочно закрепилось негативное отношение к этим людям.

Накопившуюся в поездках злость и досаду, путники вымещают на смотрителе, который ни в чем не повинен.

А на самом деле, смотрители в большинстве своем люди смирные и кроткие, готовы услужить в любое время, им в любую погоду и время суток приходится выбегать на улицу, чтобы встретить или провести постояльцев.

После этих рассуждений о жизни всех смотрителей, автор переходит к описанию истории жизни одного из них, а именно главного героя — Самсона Вырина.

Все трудности жизни станционных смотрителей, которые были перечислены выше, в полной мере присутствовали и в его жизни тоже. Самсон Вырин был бедным человеком, который привык к тому, что в жизни нет ничего хорошего. Единственной радостью в его нелегкой жизни была красавица дочка Дуня. Поэтому ее побег из дома с гусаром Минским стал для Самсона Вырина настоящим потрясением.

Он разыскал Дуню в Петербурге. Оказалось, что она жила с тем гусаром, у них был красивый дом, на ней была хорошая одежда.

Но отец не верил в реальность того, что увидел. Он звал дочь домой, умолял Минского отдать ему дочь, но тот прогнал его.

Это окончательно добило бедного Вырина. Он запил с горя, за короткое время постарел.

Он мучил себя воспоминаниями. Самсон во всем происшедшем винил только себя. Вместо того, чтобы радоваться за дочь, он верил, что Минский вскоре прогонит Дуню.

Он даже не представлял, что гусар может полюбить дочь станционного смотрителя, мысль о женитьбе он и вовсе не допускал. В таких мучениях спился и умер Самсон Вырин. Описывая эту жизненную трагедию, Пушкин сочувствует своему герою и объясняет ограниченность его мышления условиями его жизни.

Этот человек привык к ругани и притеснениям, он считает себя низшим существом, и в силу этого способен мыслить только как мученик.

Вариант 5

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.

Вариант 2

Повесть рассказывает о судьбе маленького человека — Самсона Вырина. Он служит станционным смотрителем на постоялом дворе. Вырину приходится в любое время суток и в непогоду встречать гостей. В этом ему помогает единственная дочка Дуня, которую Самсон воспитывает один. Он не может на неё нарадоваться. Девочка растёт умницей, красавицей и отличной хозяйкой в доме. Она способна своим очарованием и тактичностью смирить гнев самого капризного постояльца. Гости ей тоже отвечают добром, дарят дорогие подарки.

Однажды на постоялый двор приезжает офицер, который требует дать немедленно лошадей. Он устраивает скандал смотрителю, но увидев Дуню, сменяет гнев на милость. Позже гусар притворяется больным для того, чтобы задержаться на станции и принимать ухаживания от очаровательной дочери станционного смотрителя. В душе коварного офицера созревает план украсть понравившуюся девушку. В день своего отъезда он предлагает Дуне подвезти её до церкви. Ничего не подозревающий отец разрешает дочери прокатиться с гусаром. С этого времени Дуня бесследно исчезает из родного дома. Самсон не может простить себе такой оплошности. Отчаявшись ждать возвращения дочери, он предпринимает решительные действия и едет разыскивать Дуню в Петербург. Вырин находит свою дочь в северной столице. Она живёт на содержании ротмистра Минского в роскошном доме, прекрасно выглядит и производит впечатление, что довольна жизнью. Увидев отца, Дуня падает в обморок, а её возлюбленный совершенно не рад неожиданному гостю. Он вышвыривает несчастного смотрителя на улицу, откупившись от него крупной суммой денег, которую Вырин в сердцах выбрасывает. Ради несчастного отца Дуня не готова пожертвовать своей богатой и беспечной жизнью. Оскорблённый и униженный отец отказывается бороться за свои права и ни с чем уезжает домой. Он по-прежнему переживает за судьбу дочери, думая, что натешившись с красавицей, гусар прогонит её. От одиночества и душевных страданий Вырин спивается и умирает.

Впоследствии ротмистр Минский всё-таки женится на дочери станционного смотрителя. Став знатной дамой и мамой двоих детей, Дуня в полной мере осознает свою вину перед отцом. Она приезжает к нему, но слишком поздно раскаяние. Дочери остаётся только безутешно плакать на могиле отца.

Произведение Пушкина учит взрослых детей помнить о своих немолодых родителях, уделять им внимание и заботиться о них.

На примере Самсона Вырина автор показывает неравенство в обществе, пренебрежительное отношение высокопоставленных чиновников к людям ниже рангом. Он призывает быть справедливыми и ценить человека за его моральные качества.

6 класс, 7 класс

  1. Вступление
  2. Где разворачивается действие повести
  3. Изменения в Дуне
  4. Что повлияло на решение Дуни остаться в Санкт-Петербурге?
  5. Возвращение Дуни в отчий дом
  6. Вывод

Действие разворачивается в двух противопоставленных друг другу местах: на станции, где живёт Дуня с отцом до приезда Минского, и в блестящем Санкт-Петербурге, куда хитрый офицер увозит девушку. Если в доме станционного смотрителя ничего не происходит, и жизнь идёт своим чередом, то в граде Петровом каждый день — событие: бал, ужин у какого-нибудь знатного лица, встречи или новые знакомства. Городская суета привлекает красивую Дуню, поэтому она и сбегает из отцовского дома, меняя скучную жизнь в провинции на городскую и суетливую.

Ставшая частью нового мира Дуня не захотела покидать прекрасный Санкт-Петербург. Если здесь она могла почувствовать себя свободной и насладиться светским обществом, то в отцовском доме ей пришлось бы вновь занять роль прислуживающей миленькой дочки старика — станционного смотрителя. В сверкающей северной столице ей никто не командовал: она могла жить с любимым человеком, иметь огромный гардероб роскошной одежды и наслаждаться каждым новым днём. Вернувшись на маленькую станцию, ей бы пришлось подчиняться приказам отца, и каждая новая неделя была бы похожа на предыдущую. Кроме того, рассчитывать на удачную партию девушка не могла, что также сказалось на выборе Дуни.

Несмотря на все прелести роскошной Санкт-петербургской жизни, Дуня, уже с детьми, навещает родной дом. Но там она находит лишь могилу отца, который так и не смог смириться с новой жизнью дочери. Притча о блудном сыне, которую рассказчик видит на картинах в доме станционного смотрителя, нашла отражение в жизни героев. Антитеза станции Петербургу в повести не случайна. Увидев все прелести городской жизни и став частью её, Дуня не захотела возвращаться в дом станционного смотрителя. Но ни любовь Минского, ни блеск северной столицы России не смогли заменить ей главного — любви отца.

История создания


Таким образом, в течение этого времени Александр Сергеевич написал три произведения:

Вместе с тем, Вырин думает лишь о своих чувствах и переживает о своей доле: он не может понять и принять тот факт, что дочь добровольно его покинула, как не верит и Минскому, “который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж”. С исчезновением дочери теряется смысл его и без того тяжелой жизни.

Безутешный отец не может найти себе места и всего за несколько лет душевных терзаний и горя, по словам безусловно сопереживающего ему автора, он превращается из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Вырин умирает в одиночестве и нищете, так и не простив себя за то, что не уберег дочь.

Характеристика произведения

Таким образом, смотритель — это символ всех простейших должностей, какие только бывают. Лицо Самсона Вырина — это образ всех небольших чинов в глазах властных и меркантильных богачей.

Мы возвращаемся к Пушкину. Продолжим прерванный обзор "Повестей Белкина". На очереди — "Станционный смотритель", а начнём с изданий 1930-х гг.

"Станционный смотритель" — яркий пример пушкинской гармонии. Вроде и тема остро-социальная — о "маленьком человеке", об "униженных и оскорблённых" — а не скучно, не слезливо и на борьбу с режимом не зовёт. Но, может быть, Пушкин своим заглавием заманил социологическую школу критиков в ловушку. Может, эта вовсе и не трагедия про неудачника Самсона Вырина, а история успеха второго поколения станционных смотрителей (конкретно — как дочери станционных смотрителей попадают в столицу и меняют свой статус). Очень актуально и в духе европейских трендов. Бальзак-то чуть попозже написал романы про то, как беспринципные провинциалы штурмуют Париж.

Самый знаменитый цикл иллюстраций к "Станционному смотрителю" принадлежит М.Добужинскому . Как и с иллюстрациями Бенуа к "Пиковой даме", успех был обеспечен талантом и творческой одержимостью графиков, входящих в начале XX века в круг журнала "Мир искусства" (русский модерн). Все встречали хотя бы одну из иллюстраций Добужинского к "Станционному смотрителю", но мало кто видел весь цикл этих иллюстраций, изданный в книге.

Считается, что иллюстрации были созданы в 1905 году, но напечатаны впервые — только в 1934 году в виде миниатюрного библиофильского издания в количестве восьмисот нумерованных от руки экземпляров.

Видно, что качество печати очень хорошее. Но картинки совсем маленькие: искажения, видимо, неизбежны.

Далее в советское время отдельные иллюстрации Добужинского постоянно включали в альбомы, в собрания сочинений Пушкина, в хрестоматии, издавали на открытках. Иллюстраций всего шесть, но сегодня даже в Интернете все их в одном месте не встретишь (следствие того, что они полностью в одной книге долго не воспроизводились).

Из современных изданий, где имеется весь цикл Добужинского в приличной компьютерной обработке, мне известен вот этот однотомник (М.: Эксмо, 2009).

Непонятно, каково эталонное качество иллюстраций Добужинского. Подлинники в московском музее хранятся. Возможно, с подлинников были сделаны репродукции в альбоме иллюстрированной пушкининаны (1987). Сравним современное воспроизведение (эталон из альбома — слева, из современного сборника — справа).

Современное воспроизведение высушено и утратило оттенки (слева они есть, как ни странно). В наше время появились и современные "раскраски" иллюстраций Добужинского.

В общем, иллюстрации я взял из Интернета — они покачественнее моих фоток, а хороших картинок с оригиналов нигде нет.

Ну, посмотрим, наконец, все иллюстрации Добужинского и освежим в памяти сюжет "Станционного смотрителя".

Композиция повести сложная: 1) рассказчик (не Белкин даже, и тем более не Пушкин) случайно посещает почтовую станцию, где служит Самсон Вырин и рассказывает нам свои впечатления, в том числе об очаровательной Дуне; 2) рассказчик через несколько лет вновь оказывается на станции и пересказывает рассказ Вырина о том, как его лишили дочери; 3) рассказчик ещё через несколько лет вновь посещает место действия и пересказывает рассказ местных жителей о смерти Вырина и о визите Дуни на его могилу.

А сюжет-то повести прост: молодой аристократ увозит (но не похищает) в столицу дочь бедного и забитого чиновника; дочь счастлива с похитителем; брошенный отец умирает; дочь рыдает на его могиле.

Пушкину не свойственны долгие вступления — а в этой повести экспозиция почти на половину текста, и начинается экспозиция и повесть с описания бесправности низших чиновников. Вот так Пушкин внимание в сторону отводил. Бесправные смотрители; грубые официальные лица, передвигающиеся по казённой надобности (делам государственного значения). И молоденькая Дуня.

. вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила.

В первой части (где повествование ведётся от имени рассказчика) как раз и вырисовывается образ Дуни — а образ этот двойственный и очень современный (или вневременной, как история про Золушку). Главное — от Дуни не хочется уезжать.Свою власть над мужчинами Дуня осознавала.

Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.

Дуня пользовалась своей властью над мужчинами вроде бы для улаживания конфликтов по месту службы отца. Об этом сам Вырин будет рассказывать во второй приезд рассказчика к нему.

Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались.

И последний штрих в дунином портрете. На прощанье рассказчик попросил у Дуни разрешения поцеловать её. Дуня согласилась, поцелуй был профессиональным, рассказчик навсегда его запомнил (а девочке-то всего 14 лет). Так Дуня продемонстрировала гибкость своих моральных устоев и готовность перейти пределы. Опасная личность перед нами. Но Пушкин избрал для неё безобидную судьбу матери и любимой женщины.

Добужинский начинает чуть ли не с середины повести. Вся долгая экспозиция Пушкина им отброшена — только основной сюжет рассказа. Гусарский ротмистр Минский зимой году где-то в 1817-м одет не по форме: папаха ("черкесская шапка") и шаль поверх шинели. Да, долго ещё наша военная форма будет к климатическим условиям России приспосабливаться (и не только к холоду). Минский выглядит свирепым, у Самсона Вырина подкашиваются ноги, вбегает Дуня. В принципе, Добужинский большую часть пушкинского введения отразил.

. путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел.

Чтобы побыть с Дуней несколько дней, Минский прикидывается больным. Продажный доктор подтверждает его болезнь, Дуня ухаживает за больным.

Дело происходит на проезжем тракте. Наверное, никто из ухажёров так долго (три дня) с Дуней не оставался. Если уж она через час знакомства готова была целовать первого встречного, то ради Минского. Видимо, спонтанно возникла идея бегства. И Дуня не отказалась от предложения уехать с Минским насовсем (хоть и поплакала).

Вырин поехал за дочерью в Петербург. Добужинский не отказывает себе в удовольствии рисовать город и маленького человека на его фоне.

Вырину удаётся подкараулить Минского и свою Дуню.

В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы.

Для целомудренной русской литературы это сцена была почти эротической. Художники не упускали возможности проиллюстрировать такие интимные и доверительные отношения.

Теперь некоторые самодеятельные художники в Интернете стали рисовать Дуню не на "ручке кресел", а на коленях у Минского. До такой распущенности Пушкин в своей повести не дошёл (это вам не "Гавриилиада"). Более того, рисовать Дуню на коленях у Минского — идеологически не верно. Где-то в чьих-то воспоминаниях встречается, будто в жизни Пушкин свою Наталью Николаевну себе на колени усаживал тогда, когда он чуть ли не с ножом у горла выспрашивал её про Дантеса. Так что возлюбленная на коленях у героя — это когда в воздухе запах крови чувствуется.

Ну а по сюжету — возвращаться в прежнее состояние Дуня не собиралась; увидев отца, упала в обморок. Вырин уехал ни с чем.

Навестить отца Дуня приехала через несколько лет, уже окончательно утвердившись в новом статусе (с тремя детьми). Приехала она "в карете в шесть лошадей".

Эту картинку не жалуют при помещении в иллюстративный ряд. Внешне она ничего не говорит о сюжете: просто любовно выписанная карета. Но для Добужинского эта была важная декларация его принадлежности к новой графике модерна. Где-то мельком видел аннотацию научной статьи в Интернете (сейчас уже не найду), в которой исследовались прообразы академической живописи именно этой иллюстрации Добужинского.

Узнав о смерти отца, Дуня заплакала, пошла на кладбище и, со слов деревенского мальчика-рассказчика, "легла здесь и лежала долго".

Иллюстрации Добужинского стали эталонными. Многие картинки других художников будут нам напоминать о Добужинском.

Уже знакомое нам издание "Повестей Белкина" в ленинградской пушкинской юбилейной серии (1936). Иллюстратор Л.Хижинский

К каждой повести по одной гравюре на дереве. Хижинский рисует Вырина в Петербурге. Самсон смотрит на деньги. Редкий случай, когда художник решил уйти от ожидаемых сцен.

По приезду в столицу, Вырин без труда нашёл адрес Минского и явился к нему с просьбой вернуть ему обесчещенную дочку. Минский конфузится, уверяет, что любит Дуню и вежливо выставляет смотрителя за дверь. За обшлагом рукава у Вырина обнаруживаются деньги "несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций".

Очень острый психологический момент. Уже после этого Вырин выследил Минского, когда тот приехал к Дуне в отдельную квартиру, и застал их вдвоём. Во вторую встречу Минский уже очень грубо выставил смотрителя за дверь.

"Повести Белкина", выпущенные легендарным издательством "Academia" (1937). Иллюстратор Н.Пискарев

Здесь к каждой повести по заставке и концовке. Сцены как раз ожидаемые: Дуня сидит "на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле" и Дуня "легла здесь и лежала долго".

Технически ксилографии выполнены прекрасно.

Редкое и дорогое брюссельское издание "Повестей Белкина" (1930). Иллюстратор — русский эмирант А.Алексеев

Отрывочные картинки с сайтов аукционов. Вот к "Станционному смотрителю" обнаружилась иллюстрация. Дуня и Минский. Здесь внимание художника сосредоточено не на том, насколько вульгарно Дуня села как наездница (нашли, чем Европу удивить), а на том, как "она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы".

Алексеев верен своей манере: зыбкие тени, лунный свет.

Вырин должен был в Петербурге убедиться в том, что Дуня счастлива, должен был догадаться, что возвращаться Дуня не собирается. Наверное, это его и подкосило по возвращении: апатия, пьянство и смерть.

Кстати, в пушкинские времена дамы в специальном дамском седле "сидели как наездницы" не как сейчас сидят, раздвинув ноги, а боком — сомкнутые ноги на одну сторону.

5 сочинений на тему

Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.

Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.

Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер. В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

Пример сочинения 2

Однако вернемся к Вырину. Некоторые выводы можно сделать на основании описания его жилища. Конечно же, первым делом мы обращаем внимание на картинки по библейской притче о блудном сыне, которым Вырин, кажется, придает особое значение. В какой-то мере они отображают мировоззрение Самсона. Он надеется, что все обойдется, что все будет хорошо, так же как и в библейской притче.

Что еще видно в жилище героя? Например, в начале его дом выглядит уютным, опрятным, прибранным… На окнах стоят цветы — символ мещанского благополучия в те времена. Везде видна аккуратность, забота дочки смотрителя. Все это исчезает с ее уходом — Вырин не наводит порядок, считая, что Дуня скоро вернется, воспринимая это как должное — и так и не дожидается этого.

Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни. В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают.

Еще более ярко все качества Самсона Вырина проявляются при общении с Минским. Приехав в Петербург, он идет к Минскому и униженно просит его вернуть ему дочь. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы вернуть прежнее положение вещей. Желая вернуть дочь, Вырин думает больше не о ней, а о себе, тем самым демонстрируя свою привязанность к определенному образу жизни, боязнь перемен и нежелание что-либо менять даже ради счастья своей дочери.

Итог истории Самсона Вырина предопределен: долгие годы человек выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. И Вырин оказался неспособным ни защитить то, что ему дорого, ни приспособиться к новой реальности.

Пример сочинения 3

У него есть любимая и единственная дочь Дуня, которая всегда понимает и разделяет мнение и работу отца и частенько приходит сюда вместе с ним. Он всегда может рассказать ей все, что думает или поделиться своими бедами и несчастьями и дочь его поймет и поможет решить ту или иную проблему.

Однажды к их станции подъехал один очень красивый молодой человек, которого сразу же приметила девушка, а ему понравилась девушка. Он понял, что если он не притвориться больным человеком, то остаться просто так здесь ему никто не разрешит. И мужчина прикидывается больным, и девушка оставляет его у себя до тех пор, пока не вылечит. По воскресеньям девушка отправляется в церковь и вот в этот раз Минский предлагает свою помощь и отец соглашается.

Смотритель возвращается домой и очень сильно страдает, что больше не увидит свою дочь и что ему не удалось с ней поговорить, а ведь может это его последние дни и живым она его больше не увидит.


Пример сочинения 4

И вот однажды в мае 1816 года Белкин проезжает как раз через его почтовую станцию. Дуня подает семье и гостю чай и начинается общая беседа, как будто век были знакомы. В это время лошади были готовы, и Белкин начал прощаться со смотрителем и его дочкой. Она проводила его до телеги и разрешила себя поцеловать. Этот поцелуй оставил в нём долгое и приятное воспоминание. Затем, через несколько лет повествователь снова проезжает эту станцию. Происшедшая перемена сразу бросается в глаза Белкину, хотя он еще не знает, что произошло. Он вошел в комнату и тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд Белкина разбудил его, он привстал.

Это был тот самый Самсон Вырин, но как он постарел! Белкин удивился, что могло так быстро превратить бодрого мужчину в хилого старика. Смотритель рассказал всю историю своей беды, что Дуню, дочь смотрителя, увез в Петербург проезжий офицер Минский. Смотритель пытался найти и увидеть свою дочь, но Минский не дал ему такой возможности, а дал ему лишь деньги. Дочь тоже не приезжала к нему.

В дальнейшем, когда Белкин снова попадает на эту станцию, то узнаёт, что Самсон уже давно спился и умер. Он очень грустил по своей дочери. Повествователь просит показать его могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые. Как мне кажется, главная мысль повести в том, что смотритель очень любил свою дочь и заботился о ней. А его дочь и офицер Минский глубоко обидели его.

И только в конце, когда уже смотритель умер, дочь, видимо раскаявшись, приехала к нему на могилу. В этом просматривается связь между поступком дочери и евангельской притчей о блудном сыне.

Пример сочинения 5

Повесть рассказывает о судьбе маленького человека - Самсона Вырина. Он служит станционным смотрителем на постоялом дворе. Вырину приходится в любое время суток и в непогоду встречать гостей. В этом ему помогает единственная дочка Дуня, которую Самсон воспитывает один. Он не может на неё нарадоваться. Девочка растёт умницей, красавицей и отличной хозяйкой в доме. Она способна своим очарованием и тактичностью смирить гнев самого капризного постояльца. Гости ей тоже отвечают добром, дарят дорогие подарки.

Однажды на постоялый двор приезжает офицер, который требует дать немедленно лошадей. Он устраивает скандал смотрителю, но увидев Дуню, сменяет гнев на милость. Позже гусар притворяется больным для того, чтобы задержаться на станции и принимать ухаживания от очаровательной дочери станционного смотрителя. В душе коварного офицера созревает план украсть понравившуюся девушку. В день своего отъезда он предлагает Дуне подвезти её до церкви. Ничего не подозревающий отец разрешает дочери прокатиться с гусаром. С этого времени Дуня бесследно исчезает из родного дома. Самсон не может простить себе такой оплошности. Отчаявшись ждать возвращения дочери, он предпринимает решительные действия и едет разыскивать Дуню в Петербург. Вырин находит свою дочь в северной столице. Она живёт на содержании ротмистра Минского в роскошном доме, прекрасно выглядит и производит впечатление, что довольна жизнью. Увидев отца, Дуня падает в обморок, а её возлюбленный совершенно не рад неожиданному гостю. Он вышвыривает несчастного смотрителя на улицу, откупившись от него крупной суммой денег, которую Вырин в сердцах выбрасывает. Ради несчастного отца Дуня не готова пожертвовать своей богатой и беспечной жизнью. Оскорблённый и униженный отец отказывается бороться за свои права и ни с чем уезжает домой. Он по-прежнему переживает за судьбу дочери, думая, что натешившись с красавицей, гусар прогонит её. От одиночества и душевных страданий Вырин спивается и умирает.

Впоследствии ротмистр Минский всё-таки женится на дочери станционного смотрителя. Став знатной дамой и мамой двоих детей, Дуня в полной мере осознает свою вину перед отцом. Она приезжает к нему, но слишком поздно раскаяние. Дочери остаётся только безутешно плакать на могиле отца.

Произведение Пушкина учит взрослых детей помнить о своих немолодых родителях, уделять им внимание и заботиться о них.

На примере Самсона Вырина автор показывает неравенство в обществе, пренебрежительное отношение высокопоставленных чиновников к людям ниже рангом. Он призывает быть справедливыми и ценить человека за его моральные качества.

Аватар пользователя Polina Lektorium

Сравните три изображения кульминационной сцены повести художниками Д. Шмариновым, Б. Косульниковым и М. Добужинским.
В чем их главное отличие друг от друга? Что хотел передать каждый художник? Какая иллюстрация вам кажется наиболее выразительной и почему?




Отличие в том, как смотрит Дуня на своего отца, а также в том, где стоит смотритель. Наиболее выразительной мне кажется иллюстрация ШМаринова, она наиболее остро передаёт одиночестве тво и униженность отца, дочь и её любовник здесь составляют одно целое. Художники передают своими произведениями, что отец больше не властен над своей дочерью, что их отношения разорваны.

Аватар пользователя Юлия Малкова

Спасибо, согласна. "Разорванность" отношений, действительно, ярче всего передал Шмаринов.

Аватар пользователя Евгения

Шмаринов вне конкуренции, на мой взгляд. Он, впрочем, как всегда, очень тонко и психологично подходит к вопросу выбора иллюстрируемого момента, композиции, ракурса, светотени и других средств выразительности.
Иллюстрация Добужинского "репортажная". Дуня, собирающаяся упасть в обморок (да, именно такое впечателение, наверно, от театральности и, в то же время, деревянности ее позы и абсолютно каменного лица), скрупулёзно прорисованный интерьер меблированных комнат не вызывают во мне ответной душевной реакции. Добужинский стремился к сближению иллюстрации с рисунком того времени, когда произведение создавалось, к достоверности обстановки, к наглядности во всем. Это ему удалось и, на мой взгляд, не более того.
Что касается дрожащего, эфемерного перьевого рисунка Косульникова, то здесь сам материал неудачен для глубокого психологического проникновения. Понятно, что, иллюстрируя Пушкина, многие прибегали к технике, характерной для рисунков самого Пушкина. Есть попытка передать контраст миров Минского и Вырина светотенью. Выбор момента сходен с иллюстрацией Добужинского (хотя здесь Дуня, кажется, смотрит не на отца, т.к. ее лицо изображено в профиль, а Вырин стоит гораздо дальше парочки). Думаю, здесь мы имеем дело с тем же, что и у Добужинского: воприятием в качестве кульминационного того момента, когда Дуня замечает отца.
Шмаринов решает задачу иначе, на мой взгляд, более грамотно, более объемно, создавая иллюстрацию наиболее убедительную, наиболее драматичную и, повторюсь, психологичную из трех представленных. Ему не нужно огромное количество предметов убранства, и при этом мы вполне отчетливо ощущаем себя в богато обставленном доме. Он вообще отлично передавал в своих иллюстрациях то, что называют духом эпохи. Они не носят чисто информативный характер, они органично живут вместе с произведениями и раскрывают внутренний мир героев. Так и в представленной иллюстрации Шмаринов изображает героев в момент душевного напряжения. Напряжения, которое исходит от фигуры смотрителя и обволакивает комнату и находящихся в ней. Драматизм в том, что дочь еще не видит его, что смотрит только отец. Что вот она спросила: "Кто там?" и еще не подняла голову, и пока безмятежна, а он может еще на нее "поневоле" любоваться. Пограничный момент, зыбкий и хрупкий. Драматизм не в обмороке, а в том, что предстало его глазам, в этой обреченности. Да и сам реалистичный рисунок Шмаринова, экспрессия, светотень и удачные портретные изображения делают свое дело. Не бушующие внешне страсти, а вот этот момент: роскошные светлые комнаты, красота и хрупкость этой потерянной (потерянной и для смотрителя, и для себя самой) дочери, эдакой белой фарфоровой куколки. И Самсон Вырин, случайный гость в этом мире, где дочь отвернута от него играющим ею, своею содержанкой, скучающим Минским. Кстати, Вырин нисколько не "маленький человек" здесь, он величествен и трагичен в своём горе. "Маленький" он на иллюстрации Добужинского.
Резюмирую: главное отличие иллюстраций - в понимании художником трагедии даже не момента, а всего произведения, и, как следствие, - избрание разных мгновений и разных средств визуализации. А иллюстрациями Шмаринова можно любоваться бесконечно.

Евгения, мне понравилось выражение: "деревянность позы". :-)))))

Аватар пользователя Евгения

DarWar, спасибо, приятно:)))

Аватар пользователя Юлия Малкова

Евгения, спасибо огромное! Это настоящий профессиональный разбор! Вы, наверное, наш коллега-учитель?

Аватар пользователя Евгения

Здравствуйте! И Вам спасибо! Я работаю иллюстратором, а образование имею художественно-педагогическое :)

Аватар пользователя Екатерина

На первой иллюстрации Дуня изображена в центре. Её платье - белое, сама девушка является светлым пятном, и взгляд первым делом падает на неё. Дуня является объектом внимания и Самсона Вырина, и Минского, причём сама обращена к гусару, она не видит отца. Мне кажется, этой картиной художник Д. Шмаринов показывает выбор девушки. На этой картине чётко прорисованы герои, окружающее пространство изображено неясно - ничто не отвлекает взгляд от Дуни, Самсона Вырина и Минского. Минский и девушка спокойны, им не нужно мешать - Самсон лишний, ему нет места в их будущем. На лице смотрителя написаны ужас и боль.

На второй картине и главные герои, и окружающие их предметы прорисованы одинаково чётко. В центре картины Минский, он находится между девушкой и отцом, и его положение подчёркивает, что гусар является преградой. Вырин выглядывает как будто бы из-за ширмы, кажется, что на его лице улыбка. Девушка обращена к отцу, однако по картине нельзя прочесть испуг, боль. Девушка кажется удивлённой и ничуть не собирается падать в обморок. Я думаю, картина Б. Косульникова совершенно не передаёт должных ощущений. Она светлая и лёгкая, в ней нет боли отца, теряющего своё единственное Счастье, в ней нет и чувств дочери, стоящей перед тяжёлым выбором.

Детали следующей картины также чётко прорисованы. Дуня изображена в неуклюжей позе, скорее всего, в данный момент она падает в обморок. Тело её устремлено от отца к Минскому, что показывает выбор Дуни. Самсон Вырин смотрит на Дуню с упрёком. Минский повёрнут к девушке, выражение его лица не видно.

Главное отличие картин - изображение Дуни по отношению к отцу. Также на изображениях выражение лица Вырина отражает разные эмоции, разное отношение к ситуации.

Б. Косульников и М. Добужинский передают момент повести, в который девушка заметила отца. Картина Д. Шмаринова отражает всю сложившуюся ситуацию. Девушка сидит, отвернувшись от отца, направлена к гусару. По этой картине можно угадать, как развернутся события: Дуня останется с Минским. Поэтому я считаю эту иллюстрацию наиболее выразительной.

Аватар пользователя Elenka

Наиболее выразительной я считаю иллюстрацию Шмаринова. На ней абсолютно правдоподобно изображены все герои повести. Самсон Вырин - в дверях на заднем плане. В центре - Дуня и Минский. Дуня и не смотрит на дверь. Она не видит отца. Он её видит. Сцена описана именно Выриным, поэтому художник и изобразил героев таким образом. Взгляд старика растерянный. Он видит, как смотрит дочь на гусара. Она видит только его, любит только его, предана только ему. Минский сидит с выражением самовлюблённости и важности. По расположению героев, выражению их лиц понятно, какова будет судьба главных героев повести: Дуня останется с Минским. Это понимает и Вырин.

Главаное отличие иллюстраций, я думаю, в изображении Дуни. Она на всех трёх иллюстрациях разная. И только на иллюстрации Шмаринова она такая, как в повести.

Аватар пользователя Анна

Иллюстрации отличаются текущим моментом. На изображении Шмаринова милующаяся влюбленная пара еще не заметили фигуру станционного смотрителя, на работе Косульникова - только что обратили внимание, на иллюстрации Добужинского Авдотья Самсоновна в ужасе соскочила с колен молодого человека при виде обманутого отца.

Аватар пользователя Юлия Малкова

Спасибо, Анна, вы прелестно лаконичны:)

Но не хватает глубины анализа чувств героев.

Аватар пользователя Леди Макбет

Работа Шмаринова мне кажется очень интересной, а главное, близкой к моему пониманию повести. Дуня и Минский выглядят удивительно гармонично. Нельзя сказать, что один мешает другому, изображенные люди трепетно относятся друг к другу. Но если рассматривать этот фрагмент отдельно и не рассматривать несчастного Самсона Вырина в дверях, то все, конечно, хорошо и прекрасно. Но художник показывает нам и отца Дуни, который видит счастье своей дочери, но осознает свое безмерное одиночество и предательство любимой Дуни, вовсе о нем не вспоминающей. Существует мнение, что Пушкин, конечно, сочувствует Вырину, но и смеется над его желанием вернуть дочь, то есть помешать её счастью. Не знаю, верна ли эта мысль, но пропасть между красивой жизнью Дуни и одиноким существованием её отца Шмаринов мастерски показал, я думаю.

Последняя иллюстрация Добужинского кажется мне сложной. Дуня видит своего отца и спрыгивает с колена Минского, но почему? Её все-таки стыдно перед отцом, или она боится, что Вырин захочет её забрать? А может, она просто смущена и удивлена? С уверенностью можно сказать лишь то, что Минскому нет дела до Вырина, как было сказано в лекции, он не принимает станционного смотрителя за человека и даже не смотрит на него. Чувства самого Вырина мне тоже не совсем понятны, смирился ли он с невозможностью вернуть дочь? Если посмотреть на его опустившуюся голову, да. Но, может, он сам стыдится себя в этом доме, где его дочь хорошо одета, носит красивые украшения, где она любима богатым мужчиной? Наверное, нужно обратить внимание на интерьер, который в отличие от предыдущих картин изображен очень подробно. Художник рисует богатую квартиру, которая занимает большую часть иллюстрации. Зачем? Можно было бы подумать, что Добужинский противопоставляет атмосферу роскоши Вырину, но он же не рисует его костюм дряхлым и рваным. Наверное, я так и не смогу самостоятельно ответить, как относится художник к нарисованной им ситуации и что именно хочет показать.

Вообще, работы этих художников можно анализировать бесконечно, в каждой есть очень много интересных деталей, но наиболее выразительной мне все же кажется иллюстрация Шмаринова.

Аватар пользователя Юлия Малкова

Спасибо, "Леди Макбет", за проблемный подход, за скрупулёзное внимание к деталям.

Вам, вероятно, интересно будет прочесть ответы Евгении от 2 декабря. Она на многие поставленные вами вопросы отвечает.

Была очень рада, что в данном разделе появились вопросы, где можно просто "по-литературному" поразмышлять, высказать свою субъективную точку зрения и почерпнуть новые для себя мысли у других единомышленников курса)

Увидев предложенный вопрос, мне стало интересно, чем руководствуется художник, принимаясь за иллюстрацию того или иного произведения. Благо за свой недолгий век мне посчастливилось встретить парочку удивительных творческих личностей, занимающихся подобным ремеслом. Связавшись с одной из них (спасибо курсу и за этот порыв), я, после серии вздохов и вереницы недвусмысленных взглядов, услышала очень познавательный ответ, мол "для меня как художника это, наверно, самая сложная работа, поскольку на некоторый период времени ты становишься глазами писателя и не имеешь права быть собой". Видимо, вот это "быть собой" как раз и является предметом нашего вопроса, поскольку, на мой взгляд, каждый иллюстратор, имея свои индивидуальные стиль и манеру, еще и под разным углом и с различным понимаем смотрит на то, ЧТО ему необходимо изобразить, и "глаза писателя" поневоле не могут идти в разрез с его собственными.

Перед нами - три абсолютно разные визуальные трактовки кульминационного момента повести, где и сам момент кульминации, как говорили ранее до меня, различен в понимании иллюстраторов. Что первое бросается в глаза на рисунке М.Добужинского? Пустота. То лишенное объема пространство, та бескрайняя бездна, которая разделяет этого уже жалкого и лишенного всякой веры "маленького" Вырина и его совсем не идеальной красоты(на мой вгляд) дочь, уже не Дунечку, а Авдотью Самсоновну, как сам главный герой изъяснялся прежде. Лицо Минского здесь отвернуто, он лишь олицетворение богатства, спеси и праздности, лишь яркий пример антитезы сословного неравенства, он не герой для Добужинского, а действующие лица зесь - Самсон, Дуня и пустота, нагроможденная коврами,саблями, скульптурами, удлиненная в идущую в глубь комнату, как будто и не собирающуюся найти пределы. Если главной целью М.Добужинского было изображение того, как далеки стали отец и дочь, то, на мой взгляд, ему это прекрасно удалось.

Удивительным образом меняется ретроспектива композиции на иллюстрации Б.Косульникова. Все персонажи здесь - в центре (а не как у Добужинского - на перефериях), в свете (даже и Самсон Вырин, отделенный лишь светотенью), между ними почти нет пространства, в глазах Дуни не читается страха или даже удивления, а мимолетная ухмылка нежданного гостя и вовсе не исключает возможности милого разговора для читателя, не располагающего сюжетной линией. Соглашусь с мнением Евгении, что для глубинного понимания пушкинской мысли данный рисунок не самый удачный. Однако для меня здесь главной ценностью является манера и образ времени. Посмотрите на эти изящные линии, на эти легкие штрихи, действительно подражающие рисункам самого автора, на тонкие кружева и пышные гардины, герои, собственно, отходят здесь на второй план, а форма как средство выражения в совокупности с светотенью и невероятно воздушной перспективой явно берут верх.

Размышляя же об иллюстрации М.Шмаринова, я поняла, что именно в ней я обнаружила то искомое единство "глаз писателя", кисти иллюстратора и восприятия читателя. Контраст психологический здесь легко уживается с гармонией линий и формы. Дуня Шмаринова - красавица, тонко вписывающаяся в богатство внутреннего убранства комнаты или, вероятно, сама его творящая (что компенсирует отсутствие большого количества предметов интерьера); даже композиционно она находится в центре изображения, она здесь - протагонист, изменивший судьбы как свою, так и своего отца. А вот и сам отец, он в далеке, он чувствует эту разделяющую их бездну, но еще жив, еще готов "поневоле ею любоваться", видеть ее красоту и счастье. Но именно это счастье и раздавит его, мы видим трагедию обманутого доверия, обманутой веры (ведь его фамилия "Вырин" с почти что завуалированный посыл к вере "Верен"), именно в этот миг и начинается осознание этого "тихого предательства", после которого не может быть прежней жизни. Именно этот трагичный момент и передал М.Шмаринов, что позволяет назвать его рисунок наиболее точной и глубокой иллюстрацией этой самой "печальной" из пяти пушкинских повестей.

Читайте также: