Северный морской путь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, ис­то­ри­чес­ки сло­жив­шая­ся на­ци­ональ­ная еди­ная транс­порт­ная комму­ни­ка­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в Арк­ти­ке.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен за­пад­ны­ми вхо­да­ми в но­во­зе­мель­ские про­ливы и ме­ри­диа­ном, про­хо­дя­щим на се­вер от мы­са Же­ла­ния, и на вос­то­ке в Бе­рин­го­вом про­ли­ве па­рал­лель­ю 66 гра­ду­сов се­вер­ной ши­ро­ты и ме­ри­диа­ном 168 гра­ду­сов 58 ми­нут 37 се­кунд за­пад­ной дол­го­ты. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

Главное препятствие для прохода судов — лёд. Современное ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.

Содержание

Основные этапы освоения

История освоения



О возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году — при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

Специалисты и власти отлично понимали, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком.

2 июля 1918 постановление об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана подписал председатель Совнаркома В. И. Ульянов-Ленин. Немалое внимание уделял попыткам освоения Севморпути и Верховный Правитель адмирал Колчак. 23 апреля 1919 г. его распоряжением при его правительстве был создан Комитет Северного морского пути. После разгрома белых войск в Сибири Комитет Северного морского пути в полном составе был сохранен и введен в состав учреждений Сибревкома.

Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как советским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.

За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).

Современное положение




1) Лицензиаты уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля, в случае экспорта в страны Юго-Восточной Азии.

2) Экспортеры СПГ с п-ва Ямал. Добывать газ планируется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, на разработку которого выдана лицензия компании ОАО "Ямал СПГ". Государство берет обязательства обустроить порт Сабетта и построить танкерный флот ледового класса. [5] Это поможет Газпрому начать разработку нефтяных залежей Западно-Тамбейского месторождения. [6]

Вывести новый завод на полную мощность планируется в 2018 году, объем необходимых капитальных вложений в развитие пилотного проекта оценивается в 18 — 20 млрд долларов (858,2 млрд рублей). Из них 264 млрд рублей потребуется на создание танкерного флота ледокольного класса примерно на 20 судов вместимостью 140 — 160 тыс. кубометров, чтобы обеспечить вывоз углеводородов с Ямала. Эти затраты, надеется Новатэк, государство возьмет на себя. Остальные планируется разделить со стратегическими партнерами, уже имеющими опыт производства СПГ: компания намерена продать им до 49% в проекте в расчете на помощь в финансировании, технологиях и маркетинге СПГ на мировых рынках. Пул инвесторов компания обещает сформировать до конца 2010 года.

В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна).

В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна).

В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн. тонн. (проведено 46 судна). [7] В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз Ob River перевёз 134500 м3 газа из Норвегии в Японию. [8] .

Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:

  • экономия на топливе;
  • уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
  • отсутствует платеж за проход судна (как по Суэцкому каналу), правда, платится ледокольный сбор;
  • отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
  • отсутствует риск нападения пиратов.

С 2006 года компания ОАО "ГМК "Норильский никель" осуществляет регулярные круглогодичные морские перевозки по трассам Северного морского пути на собственных арктических судах высшего ледового класса ARC-7 без привлечения услуг по ледокольной проводки. Флот ОАО "ГМК "Норильский никель" состоит из 5 контейнеровозов типа "Норильский никель" грузоподъемностью порядка 15 000 тонн и 1 универсального танкера "Енисей" грузоподъемностью порядка 15 000 тонн.Технические возможности данных судов позволяют преодолевать льды Северного ледовитого океана без ледокольного сопровождения практически круглогодично. Компания осуществляет перевозки грузов морским транспортом в объеме до 1,5 млн.тонн ежегодно с заходом в порты Мурманска, Архангельска и Дудинки. Помимо грузов, обеспечивающих производственные процессы, компания осуществляет доставку социально значимых грузов для жителей Норильского промышленного района. В 2010 году впервые в истории компании и морского судоходства по СМП был совершен экспортный рейс на судне "Мончегорск" по маршруту Мурманск - Дудинка - Пусан(Ю.Корея) - Шанхай(КРН) без ледокольной проводки. В 2011 году аналогичный рейс был совершен на судне "Заполярный".


Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике.

Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, , Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° северной широты и меридианом 168°58.

В 1648 г. плавание якутского казака Семена Дежнева из устья Колымы к реке Анадырь доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внес ученый Михаил Ломоносов, который выдвинул идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Видное место в изучении пути заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга и последующие исследования, которые решили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.

Северный морской путь называют Северным морским коридором, соединяющим европейскую часть России с российским Дальним Востоком. Кроме того – это кратчайший путь из Европы в Азию. Проходит он вдоль побережья Сибири и соединяет российские порты Дальнего Востока и устья северных рек в единую судоходную транспортную систему.

На востоке Северный морской путь ограничивает Берингов пролив, на западе – меридиан, расположенный севернее мыса Желания.

Протяженность этого пути составляет 5600 км. Основными портами являются:

  • Диксон,
  • Дудинка,
  • Игарка,
  • Бухта Провидения,
  • Тикси,
  • Певек.

Рисунок 1. Северный морской путь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все порты Северного морского пути активно реконструируются, что позволяет значительно увеличить транспортный поток проходящих кораблей через эту Северную магистраль.

Шельфовая зона морей не более 200 м. Лед на морях присутствует на всем пути следования, а ледовая обстановка отличается межгодовой изменчивостью.

В зимний период здесь действуют антициклональные воздушные массы, а летняя атмосферная циркуляция противоположна зимнему периоду.

Англичане ещё в XVI веке предпринимали попытки пройти этим путем, но дальше Новой Земли пройти не смогли. Возобновление попыток произошло только в конце XIX века – шведский геолог и географ в 1878 г в одну навигацию сумел добраться до берегов Чукотки, где остановился на зиму.

Позже подобные проходы совершили норвежец Ф. Нансен в 1893 г и русский исследователь Э. Толль в 1901 г.

Готовые работы на аналогичную тему

Успешные проходы позволили тогдашним властям оценить потенциал этого пути и перспективы развития северных регионов страны.

Экспедиция ледокола Челюскин, предпринятая в 1933 г была не совсем удачной, ледокол был зажат льдами, а первая транспортная поставка осуществилась только в 1935 г из Ленинграда во Владивосток.

Использовался Северный морской путь в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, хозяйственной и военной провизии в Баренцево море из Тихого океана.

За годы войны по этому маршруту перевезли более 4-х млн. тонн грузов, прошли сотни кораблей.

Доступным для международного судоходства СМП стал доступным с 1991 г, но зарубежные компании начали его освоение спустя 15 лет.

Перспективы развития Северного морского пути

Развитие инфраструктуры СМП требует увеличения объема грузоперевозок на первом этапе до 2024 г. Их осуществление в основном будет происходить в западном направлении – в этом ключе работают российские и западные компании.

Увеличение объема грузопотоков требует модернизации и расширения производственных мощностей некоторых портов и строительства новых.

По плану намечено развитие порта Мурманск, модернизация которого увеличит его мощность на 18 млн. тонн. Идет модернизация Архангельского порта и планируется реконструкция Архангельского подходного канала.

Проект глубоководного района морского порта Архангельск включает два специализированных и 4 универсальных морских терминала. Их общая мощность составляет 38 млн тонн, подъездную железную и автомобильную дороги.

Идет освоение на территории Чукотки крупнейшего медно-порфирового месторождения, где одним из инвесторов выступает Казахстан.

Переработка руды в год составит общей мощностью 60 млн. тонн. Производство должно быть запущено в 2022 г.

Построенный ещё в 50-е годы порт Певек модернизируется – идет реконструкция двух причалов, а источником финансирования является федеральный бюджет.

Это далеко не все российские проекты по дальнейшему развитию Крайнего Севера страны и Северного морского пути.

Чтобы потенциал Северного морского пути был полностью реализован, требуются нестандартные технологические решения и, прежде всего, постройка ледоколов и портовой инфраструктуры в районе с очень низкими температурами – Россия в этом является беспрецедентным лидером.

Значение Северного морского пути для России

Россия в этом регионе стремится продвинуть свои экономические интересы.

Арктика – это место крупнейших доказанных, но не освоенных запасов углеводородов, большая часть которых находится в России.

Северный морской путь решает многие задачи и главной из них является задача обеспечения местного населения необходимыми ресурсами для построек и эксплуатации, особенно горнодобывающих комбинатов. Вторая задача связана с освоением природных богатств северных территорий.

Кроме этого Северный морской путь является одним из ключевых моментов развития взаимоотношений со странами, которые заинтересованы в разработке полезных ископаемых и в быстрой доставке грузов.

В развитии Северного морского пути Россия сотрудничает и с Республикой Корея.

Северный морской путь является альтернативой Суэцкому каналу, а глобальное потепление – это положительный природный фактор, считают эксперты, привлекающий внимание к Северному морскому пути как транспортной магистрали.

Привлекательными факторами Северного морского пути являются и такие как срок доставки грузов, который сокращается до 35 дней вместо 48 суток, что значительно экономит топливо и сокращает транспортные издержки, а плата за проход судов отсутствует, кроме ледокольного сбора.

Важным для России является и военно-стратегическое значение Северного морского пути. Угроза для России с севера никуда не исчезла, она просто усложнилась и трансформировалась.

Что касается США, то руководство страны рассматривает Арктику в целом и Северный морской путь в частности, как один из плацдармов глобальной системы противоракетной обороны.

США стремится взять под свой контроль воздушную, надводную, подводную обстановку в Арктическом секторе и в Северном морском пути.

Несмотря на то, что стратегическая обстановка в этом районе относительно стабильна, но потенциальная военная опасность существует.

Ее обусловливают следующие факторы:

  • Вопросы континентального шельфа и экономических зон в Арктике ещё не урегулированы;
  • Стремление руководства Норвегии сократить присутствие русских на острове Шпицберген и в перспективе полностью вытеснить Россию с архипелага, изменив статус острова как демилитаризованной зоны;
  • Стремление, прежде всего, США, а также Норвегии, Японии, Канады, превратить Северный морской путь в международную транспортную магистраль;
  • Наращивание присутствия США в Арктическом регионе;
  • Подготовка НАТО присутствовать постоянно в Арктическом регионе и на трассе Северного морского пути.

Полностью и надежно прикрыть Арктическое направление от возможных военных угроз, России пока сложно с практической точки зрения – нет достаточных средств, сил и необходимой для этого оборонной инфраструктуры.

До 2030 года объем грузоперевозок по СМП будет формироваться за счет российских грузоотправителей.

Главные порты СМП: Сабетта, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек. По СМП следуют только суда ледовых классов.

Длина СМП от Мурманска до Йокогамы

СМП был открыт для международного судоходства

Объем транзитных грузов СМП к 2035 году

Экипажу пришлось менять срезанные льдом лопасти винта, ложиться в дрейф и ставить паруса, когда пароход окончательно лишился винта. И все же за два месяца и три дня цель была достигнута: 1 октября команда вывела судно под самодельными парусами в чистые воды Берингова залива.

Читайте также: