Специфика жанра слово о полку игореве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве

Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.

В плане художественном следует отметить близость произведе­ния к фольклору, к основам устного народного творчества.

Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных преде­лов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и за­ветным: свои дома, родных и близких.

Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.

Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и по­следующий его побег из плена.

Развязка, венчающая произведение, подана автором чита­телю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и при­рода, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близ­кую, привычную для него стихию.

Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как ге­роя.

Исторические предпосылки создания поэмы

Позади добрые времена Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого. Русская земля раздираема междоусобицами князей, разделенных на два лагеря – потомков Мономаха и его противника Олега. Они жестоко враждовали друг с другом. В конце XII века кочевники одолевают южные окраины Русской земли и тревожат ее набегами. Но их натиск разбивается об ответные удары русской дружины.

Героизм и трагедия

Автор наметил себе две задачи:

  • показать состояние, в котором находилась Русь, разрозненная и раздробленная;
  • пробудить сознание князей и во имя русской земли объединиться.

В чем героизм этого героя? Это действия Игоря, его решимость идти вопреки всему, — предостережениям природы и численному превосходству врага, — на половцев. Он выигрывает первое сражение, затем попадает в плен. Но он не повержен. Он бежит из плена, и, в сущности, непобедим. Но его героизм в результате оборачивается трагедией.

Но, анализируя К. С., более правомерно сохранить его текст в известном нам виде и выяснить, чем обусловлена последовательность его частей, поскольку в С. отчетливо выступает лирич. начало, а содержание составляют, помимо откликов на поход Игоря, также припоминания о различных событиях, произошедших за полтора предшествующих столетия.

Отсутствие в древнерус. лит-ре прямых жанровых аналогий к С. делает невозможным точно определить, что в его К. принадлежит традиции, а что рождено авторской волей.

С. начинается со вступления («зачина

Буй Туром происходит диалог через огромное расстояние, такой же, как в дальнейшем между ханами
Гзаком
и
Кончаком
. Такие диалоги князей, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, имеются и в летописях того времени, очевидно, подразумеваются переговоры через послов.

За описанием приготовлений к походу следует рассказ о выезде Игоря в половецкую степь. Он сопровождается зловещими знамениями. Не только солнце заступает путь Игорю, но и див кличет на верху древа, предупреждая все юж. и пограничные земли. Половцы бегут, и телеги их кричат как лебеди, а ранее упоминалось, что лебеди пели славу прежним князьям. Затем идет описание смен ночи и утра, первой удачной битвы, новых, еще более грозных предупреждений природы: с моря надвигается гроза, автор уже прямо предупреждает об ожидаемом дожде стрел, о громе великом. Половцы постепенно окружают войско Игоря.

Сама битва не описывается, есть лишь небольшой эпизод — рассказ о мужестве Всеволода. По-видимому, это как-то связано с тем, что автор прежде, при описании сбора войска в поход, особое внимание уделил именно Всеволоду. Кажущиеся беспорядочными отрывочные сведения о походе и битве отражают смятенность чувств автора и отнюдь не являются случайными. Постепенно эти отрывочные сведения начинают перемежаться с ист. припоминаниями, которые как бы обобщают происходящее в настоящем. Судьба Олега Святославича

Поражение Игоря, сон Святослава, отражающий это поражение, и последующий призыв Святослава ко всем рус. князьям объединиться в своем отпоре натиску степняков являются как бы кульминацией С.

(о границах обращения Святослава см. Злато слово

Затем следует часть, которую можно определить как катарсис. Игорь прощен. Автор обращается к его личной судьбе как бы через плач его жены — Ярославны

Мы неизбежно приходим к выводу, что К. С. подчинена эмоц.-лирич. требованиям и не имеет отношения к ист. или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронол. последовательность описываемых событий.

Лит.: Ржига В. Ф.

Слово – это устный жанр, предполагающий воспроизведение перед слушателями и носящий дидактический (поучительный) характер. "Слово о полку Игореве" представляет собой речь, которая произносилась в присутствии князя и его приближенных.

Повесть – эпический жанр, в основе которого – повествование о героях и событиях. Воинская повесть – распространенный жанр древнерусской литературы, светская историческая повесть, посвященная изображению воинских подвигов, описывающая битвы, воинский быт.

1. Вступление. Обращение к древнему певцу Бояну

2. Поход Игоря на половцев

В. М. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Государственная Третьяковская галерея.

В. М. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Государственная Третьяковская галерея.

4. Обращение к князьям

Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Ведь вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатство Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!

5. Плач Ярославны

6. Бегство Игоря из плена. Прославление Игоря

Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!

Жанр "Слова о полку Игореве": особенности и проблемы жанра

"Слово о полку Игореве" впервые было опубликовано в 1800 году. И с тех пор исследователи определяли жанр по-разному: как песню, поэму, героическую поэму, воинскую, повесть, былину, ораторскую речь и т. д.

Как определяли жанр "Слова" в XIX веке?

Литераторы и историки XIX века расходятся во мнениях, к каком жанру относится "Слово о полку Игореве".

Первый издатель "Слова" М. М. Херасков называет его песнью. Знаменитый историк Н. М. Карамзин пишет о "Слове" как об "отрывке поэмы". Историк Ф. И. Буслаев считает "Слово" исторической поэмой с элементами древней мифологии.

Ученый-историк М. А. Максимович называет "Слово" песней:

". "Песнь о полку Игореве" . есть первородный, изящный образец собственно-русской, настоящей исторической поэмы.

В самом тексте она называется и песнью, и повестью; и если бы можно было употребить составное из них слово "песноповесть", то это было бы самое близкое и отличительное название сего рода поэмы русской, по ее лирико-эпическому характеру." ("Собрание сочинений М. А. Максимовича", 1880 г.)

". В сей песни или поэме . несмотря на то, что она написана прозой, находится множество самых блестящих красот, щедро рассыпанных рукою поэзии Она не есть правильная эпическая поэма и не заключает в себе никаких чудесных вымыслов Вообще слог фигурен и чрезвычайно стихотворен. "

Как определяли жанр "Слова" в XX веке?

Среди ученых XX века мнения также разделяются. Так, например, философ А. И. Никифоров считает "Слово" былиной. Литературовед И. П. Еремин называет "Слово" "произведением ораторского искусства".

Филолог А. А. Назаревский называет "Слово" произведением многожанровым:

". является произведением многожанровым, гармонично и творчески соединяющим в себе художественные, стилистические особенности различных литературных жанров. "

". ограниченность повествовательного элемента преобладание лирико-драматического начала над эпическим. "

Современный взгляд на жанр "Слова о полку Игореве"

Большинство современных ученых придерживаются точки зрения Д. С. Лихачева. Лихачев творил в XX веке, но его гипотезы актуальны и по сей день.

Вот что пишет Д. С. Лихачев о жанре "Слова о полку Игореве ":

Жанр "Слова о полку Игореве" трудно определить одним словом. По словам Лихачева, жанровая неясность свойственна произведениям XI-XIII веков. Многие талантливые произведения той эпохи не имеют четко определенного жанра:

". В результате поисков новых жанров в русской литературе и, по-видимому, в фольклоре появляется много новых произведений, которые трудно отнести к какому-нибудь из прочно сложившихся традиционных жанров. Эти произведения стоят как бы вне их. "

". для XI—XIII вв. характерно, что многие более или менее талантливые произведения отличаются младенческой неопределенностью форм. Неясность жанровой принадлежности "Слова" — явление как раз этого порядка, типичное для литературы XI—XIII вв. " (Д.С. Лихачёв "Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы")

Таким образом, жанр "Слова о полку Игореве" наиболее близок к плачам и славам (славы - это песенные прославления князей и т.д.). Жанр "Слова" - это своеобразный жанр книжной поэзии, который зарождался в годы написания произведения.

Это были ответы на вопросы о том, к какому жанру относится "Слово о полку Игореве", каковы жанровые особенности этого произведения и т.д.

Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве

Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.

В плане художественном следует отметить близость произведе­ния к фольклору, к основам устного народного творчества.

Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных преде­лов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и за­ветным: свои дома, родных и близких.

Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.

Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и по­следующий его побег из плена.

Развязка, венчающая произведение, подана автором чита­телю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и при­рода, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близ­кую, привычную для него стихию.

Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как ге­роя.

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

Похожие сочинения

Вариант 2

Есть множество произведений повествующих нам о событиях прошлых лет, которые рассказывают нам о людях, которые жили в то время, об их быте, характерах, и так далее. Показательным в этом плане произведении послужит “Повесть о полку Игореве”, в котором нам рассказывают в поэтической форме, рассказывают о половецком налёте, князя Игоре и богатырях Руси.

Произведение характеризует себя как нечто новое в области древнерусской литературы. Оно как бы стоит на краю между литературой и народным фольклором, ведь в нём есть части и того и другого. Множество метафор, переплетений, игра словами, всё это характеризует произведение как литературную единицу, но особый стиль повествования может также определять произведение как часть русского фольклора. Потому произведение называют показательной вещью слияния сразу нескольких жанров.

Также в произведении происходит противопоставлении различных понятий, которое заставляет читателя размышлять о той или иной вещью, противопоставляя её другой в сравнении с первой. Это характеризует произведение как особой тип повествовательной литературы, которая может заставить читателя задуматься над той или иной проблемой. Также не стоит забывать что это, скорее всего, писалось просто, как летопись без какой либо цели сделать из неё общедоступное литературное произведение, из-за чего ещё произведение становиться ещё лучше.

Так или иначе, произведение является прекрасным примером отечественной летописи, которое с помощью различных литературных приёмов доносит до будущих поколений ту атмосферу, которая витала на Руси в то время, в этом также просматривается особенность произведения. По стилистике же оно является восхваляющим Русь, впрочем как и все произведения того времени. Я считаю, что всем надо познакомиться с данным произведением, так как оно является прекрасной литературной единицей достойной внимания, и не одного прочтения. Его стоит прочитать хотя бы для того чтобы знать историю своей родины.

Это моё субъективное мнение, которое может быть опровергнуто, или же вы можете не согласиться с ним.

Читайте также: