Право внешних сношений в международном праве кратко
Обновлено: 30.06.2024
Подборка наиболее важных документов по запросу Право внешних сношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Право внешних сношений
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Роль международных договоров и международного обычного права в правопорядке ЕС и ЕАЭС
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2021, N 1) Однако при этом уместно задаться вопросом: является ли в действительности необходимым условием "полная передача", как того требует Суд ЕС, или отнесение полномочий к области единой политики согласно практике Суда ЕАЭС? Как отмечают признанные специалисты в области права внешних сношений ЕС Я. Ваутерс, Дж. Одерматт и Т. Рамопулос, в практике Суда ЕС такой ограничительный подход к принципу функциональной компетенции вызывает множество проблем . Он допускает ситуацию, когда государства-члены связаны международным соглашением и несут ответственность за его исполнение по международному праву, в то время как организация, которая обладает реальными полномочиями по его имплементации, таким соглашением не связана. Еще одним недостатком подобного подхода служит то, что он легализует ситуацию, при которой государствам - членам ЕС позволено уйти от выполнения своих обязательств через создание и передачу полномочий международной организации. Требование о необходимости полного перехода полномочий также является проблематичным с учетом природы компетенции ЕС, поскольку большинство международных соглашений так или иначе затрагивают какие-либо сферы, относящиеся к компетенции государств. Как отмечают Я. Ваутерс, Дж. Одерматт и Т. Рамопулос, планка "полной передачи" является чрезмерно высокой, и ГАТТ, отнесенное к области общей торговой политики, где у ЕС имеется исключительная компетенция, является скорее исключением из правила, так как Суд ЕС отказался признавать функциональное правопреемство в каких-либо иных случаях. Они полагают, что разработанная теория приводит к тому, что государства-члены могут передать лишь часть своих полномочий ЕС в определенный сфере, но почему-то не могут передать лишь часть своих международных обязательств. Таким образом, выработанный Судом ЕС подход плохо применим к ситуации ЕС, где государства-члены часто переносят значительную часть своих полномочий на наднациональный уровень, но при этом оставляют за собой статус суверенных государств в международных отношениях. Вместо указанной позиции они, как и Ж.В. ван Россем , предлагают подход, при котором ЕС будет связан обязательствами государств-членов в том случае, если он действует в сфере, охваченной международным договором, участниками которого являются все государства-члены .
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовая оценка действий США в отношении российских консульских учреждений в Сан-Франциско и Сиэтле
(Амиров Д.Р.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 2) Ключевые слова: право внешних сношений, консульское право, консульское учреждение, неприкосновенность помещений, консульский архив, законодательство США.
Нормативные акты: Право внешних сношений
Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"Консульский устав Российской Федерации" 1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.
Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ
(ред. от 30.04.2021)
"О государственной охране" 13) осуществлять внешние сношения со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств.
Право внешних сношений — это собой комплекс международно-правовых и внутригосударственных норм, которые регулируют функционирование органов внешних сношений государств, деятельность международных организаций и специальных миссий, а также определяют правовой статус лиц, участвующих в деятельности этих структур. Иначе, это отрасль международного права, система принципов и норм, определяющих правовой статус и функции органов внешних сношений государств.
Подотрасли права внешних сношений:
- право внутригосударственных органов внешних сношений;
- дипломатическое право;
- право дипломатического протокола;
- консульское право.
Каждая подотрасль права внешних сношений состоит из институтов. Например, право внутригосударственных органов внешних сношений включает в себя такие институты, как:
- глава государства;
- парламент;
- правительство;
- внешнеполитическое ведомство.
Подотрасль дипломатического права состоит из институтов:
- дипломатические представительства;
- дипломатические миссии;
- постоянные представительства государств при международных организациях и др.
Основные источники права внешних сношений :
- международный договор;
- международный обычай.
В настоящее время главными документами права внешних сношений являются:
- Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
- Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;
- Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и другие универсальные документы.
Кроме универсальных источников права внешних сношений существуют и региональные соглашения (например, Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, подписанная 20 странами Латинской Америки в 1928 г., которая действует и поныне).
Принципы права внешних сношений:
- Принцип суверенного равенства (все государства имеют равные суверенные права и обязанности, являются равноправными членами международного сообщества. Государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Они имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками тех или иных договоров).
- Принцип невмешательства (государства не могут вмешиваться не только во внутренние, но и во внешние дела другого государства, входящие в его суверенную компетенцию.Государство не может применять или поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью подчинения другого государства при осуществлении им своих суверенных прав).
- Принцип сотрудничества (международное право обязывает государства сотрудничать друг с другом во имя достижения целей ООН).
Международное право и дипломатия
Внешняя политика государства представляет собой его общий курс в международных делах. Внешняя политика определяет цели, задачи и направления, а также формы, способы и методы деятельности государства в сфере международных отношений.
Главные внешнеполитические цели любого демократического государства состоят в том, чтобы обеспечивать его безопасность, создавать благоприятные внешнеполитические условия для экономического, социального и культурного развития страны, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Важнейшим средством осуществления внешней политики государства является дипломатия , под которой понимают официальную деятельность глав государств, правительств, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств за рубежом.
Основные средства дипломатии:
- дипломатические переговоры;
- дипломатическая переписка;
- участие в работе международных организаций и конференций;
- подготовка и заключение международных договоров;
- деятельность постоянных представительств государства за рубежом;
- официальное издание международных документов.
Дипломатическое право — подотрасль права внешних сношений,совокупность правовых принципов и норм, регулирующих правовой статус зарубежных государственных органов внешних сношений.
Источниками дипломатического права являются:
- Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
- Конвенция о специальных миссиях 1969 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;
- некоторые региональные соглашения и двусторонние договоры в указанной области сотрудничества.
Система органов внешних сношений
Система органов внешних сношений состоит из:
1) постоянных органов:
Органы внешних сношений – органы, осуществляющие функции по взаимодействию и сотрудничеству государств.
Виды органов внешнего сношения
I. Внешние
- Дипломатические представительства – постоянный орган;
- Консульские учреждения – постоянный орган;
- Специальные миссии – временный орган.
II. Внутренние
- Глава государства;
- Парламент;
- Правительство;
- Министерство иностранных дел.
Дипломатические представительства: структура, функции, привилегии
Дипломатическое представительство – государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними
Виды дипломатических представительств
- Посольства (возглавляют чрезвычайный и полномочный посол);
- Миссии (возглавляют чрезвычайный или полномочный посланник либо поверенный в делах).
Функции дипломатического представительства
- Представительская;
- Информационная;
- Поощрение дружественных отношений;
- Ведение переговоров
- Развитие взаимоотношений в области экономики, политики и т.д.;
- Защита интересов государства и его граждан.
Привилегии представительства
- Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении помещения;
- Помещение представительства, его документы и архивы не прикосновенны;
- Помещение представительства не облагается налогами;
- Дипломатическая почта не подлежит вскрытию или задержанию.
Консульские учреждения: состав, функции, иммунитеты
Консульское учреждение – государственное учреждение, действующее от имени представляемого государства в государстве пребывания для осуществления консульских сношений между ними.
Подборка наиболее важных документов по запросу Право внешних сношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Право внешних сношений
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Роль международных договоров и международного обычного права в правопорядке ЕС и ЕАЭС
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2021, N 1) Однако при этом уместно задаться вопросом: является ли в действительности необходимым условием "полная передача", как того требует Суд ЕС, или отнесение полномочий к области единой политики согласно практике Суда ЕАЭС? Как отмечают признанные специалисты в области права внешних сношений ЕС Я. Ваутерс, Дж. Одерматт и Т. Рамопулос, в практике Суда ЕС такой ограничительный подход к принципу функциональной компетенции вызывает множество проблем . Он допускает ситуацию, когда государства-члены связаны международным соглашением и несут ответственность за его исполнение по международному праву, в то время как организация, которая обладает реальными полномочиями по его имплементации, таким соглашением не связана. Еще одним недостатком подобного подхода служит то, что он легализует ситуацию, при которой государствам - членам ЕС позволено уйти от выполнения своих обязательств через создание и передачу полномочий международной организации. Требование о необходимости полного перехода полномочий также является проблематичным с учетом природы компетенции ЕС, поскольку большинство международных соглашений так или иначе затрагивают какие-либо сферы, относящиеся к компетенции государств. Как отмечают Я. Ваутерс, Дж. Одерматт и Т. Рамопулос, планка "полной передачи" является чрезмерно высокой, и ГАТТ, отнесенное к области общей торговой политики, где у ЕС имеется исключительная компетенция, является скорее исключением из правила, так как Суд ЕС отказался признавать функциональное правопреемство в каких-либо иных случаях. Они полагают, что разработанная теория приводит к тому, что государства-члены могут передать лишь часть своих полномочий ЕС в определенный сфере, но почему-то не могут передать лишь часть своих международных обязательств. Таким образом, выработанный Судом ЕС подход плохо применим к ситуации ЕС, где государства-члены часто переносят значительную часть своих полномочий на наднациональный уровень, но при этом оставляют за собой статус суверенных государств в международных отношениях. Вместо указанной позиции они, как и Ж.В. ван Россем , предлагают подход, при котором ЕС будет связан обязательствами государств-членов в том случае, если он действует в сфере, охваченной международным договором, участниками которого являются все государства-члены .
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовая оценка действий США в отношении российских консульских учреждений в Сан-Франциско и Сиэтле
(Амиров Д.Р.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 2) Ключевые слова: право внешних сношений, консульское право, консульское учреждение, неприкосновенность помещений, консульский архив, законодательство США.
Нормативные акты: Право внешних сношений
Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"Консульский устав Российской Федерации" 1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.
Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ
(ред. от 30.04.2021)
"О государственной охране" 13) осуществлять внешние сношения со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств.
Читайте также: