Право внешних сношений в международном праве кратко

Обновлено: 30.06.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Право внешних сношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Право внешних сношений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Роль международных договоров и международного обычного права в правопорядке ЕС и ЕАЭС
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2021, N 1) Однако при этом уместно задаться вопросом: является ли в действительности необходимым условием "полная передача", как того требует Суд ЕС, или отнесение полномочий к области единой политики согласно практике Суда ЕАЭС? Как отмечают признанные специалисты в области права внешних сношений ЕС Я. Ваутерс, Дж. Одерматт и Т. Рамопулос, в практике Суда ЕС такой ограничительный подход к принципу функциональной компетенции вызывает множество проблем . Он допускает ситуацию, когда государства-члены связаны международным соглашением и несут ответственность за его исполнение по международному праву, в то время как организация, которая обладает реальными полномочиями по его имплементации, таким соглашением не связана. Еще одним недостатком подобного подхода служит то, что он легализует ситуацию, при которой государствам - членам ЕС позволено уйти от выполнения своих обязательств через создание и передачу полномочий международной организации. Требование о необходимости полного перехода полномочий также является проблематичным с учетом природы компетенции ЕС, поскольку большинство международных соглашений так или иначе затрагивают какие-либо сферы, относящиеся к компетенции государств. Как отмечают Я. Ваутерс, Дж. Одерматт и Т. Рамопулос, планка "полной передачи" является чрезмерно высокой, и ГАТТ, отнесенное к области общей торговой политики, где у ЕС имеется исключительная компетенция, является скорее исключением из правила, так как Суд ЕС отказался признавать функциональное правопреемство в каких-либо иных случаях. Они полагают, что разработанная теория приводит к тому, что государства-члены могут передать лишь часть своих полномочий ЕС в определенный сфере, но почему-то не могут передать лишь часть своих международных обязательств. Таким образом, выработанный Судом ЕС подход плохо применим к ситуации ЕС, где государства-члены часто переносят значительную часть своих полномочий на наднациональный уровень, но при этом оставляют за собой статус суверенных государств в международных отношениях. Вместо указанной позиции они, как и Ж.В. ван Россем , предлагают подход, при котором ЕС будет связан обязательствами государств-членов в том случае, если он действует в сфере, охваченной международным договором, участниками которого являются все государства-члены .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовая оценка действий США в отношении российских консульских учреждений в Сан-Франциско и Сиэтле
(Амиров Д.Р.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 2) Ключевые слова: право внешних сношений, консульское право, консульское учреждение, неприкосновенность помещений, консульский архив, законодательство США.

Нормативные акты: Право внешних сношений

Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"Консульский устав Российской Федерации" 1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.

Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ
(ред. от 30.04.2021)
"О государственной охране" 13) осуществлять внешние сношения со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств.

Право внешних сношений — это собой комплекс международно-правовых и внутригосударствен­ных норм, которые регулируют функционирование органов внешних сношений государств, деятельность международных организаций и спе­циальных миссий, а также определяют правовой статус лиц, участвующих в деятельности этих структур. Иначе, это отрасль международного права, система принципов и норм, определяющих правовой статус и функции органов внешних сношений государств.

Подотрасли права внешних сношений:

  1. право внутригосударственных органов внешних сношений;
  2. дипломатическое право;
  3. право дипломатического протокола;
  4. консульское право.

Каждая подотрасль права внешних сношений состоит из институтов. Например, право внутригосударственных органов внешних сношений включает в себя такие институты, как:

  • глава государства;
  • парламент;
  • правительство;
  • внешнеполитическое ведомство.

Подотрасль дипломатического права состоит из институтов:

  • дипломатические представительства;
  • дипломатические миссии;
  • постоянные представительства государств при международных организациях и др.

Основные источники права внешних сношений :

  1. международный договор;
  2. международный обычай.

В настоящее время главными документами права внешних сношений являются:

  • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
  • Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;
  • Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и другие универсальные документы.

Кроме универсальных источников права внешних сношений существуют и региональные соглашения (например, Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, подписанная 20 странами Латинской Америки в 1928 г., которая действует и поныне).

Принципы права внешних сношений:

  1. Принцип суверенного равенства (все государства имеют равные суверенные права и обязанности, являются равноправными членами международного сообщества. Государства обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Они имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками тех или иных договоров).
  2. Принцип невмешательства (государства не могут вмешиваться не только во внутренние, но и во внешние дела другого государства, входящие в его суверенную компетенцию.Государство не может применять или поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью подчинения другого государства при осуществлении им своих суверенных прав).
  3. Принцип сотрудничества (международное право обязывает государства сотрудничать друг с другом во имя достижения целей ООН).

Международное право и дипломатия

Внешняя политика государства представляет собой его общий курс в международных делах. Внешняя политика определяет цели, задачи и направления, а также формы, способы и методы деятельности государства в сфере международных отношений.

Главные внешнеполитические цели любого демократического государства состоят в том, чтобы обеспечивать его безопасность, создавать благоприятные внешнеполитические условия для экономического, социального и культурного развития страны, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Важнейшим средством осуществления внешней политики государства является дипломатия , под которой понимают официальную деятельность глав государств, правительств, внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, специальных делегаций и миссий, дипломатических представительств за рубежом.

Основные средства дипломатии:

  1. дипломатические переговоры;
  2. дипломатическая переписка;
  3. участие в работе международных организаций и конференций;
  4. подготовка и заключение международных договоров;
  5. деятельность постоянных представительств государства за рубежом;
  6. официальное издание международных документов.

Дипломатическое право — подотрасль права внешних сношений,совокупность правовых принципов и норм, регулирующих правовой статус зарубежных государственных органов внешних сношений.

Источниками дипломатического права являются:

  • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;
  • Конвенция о специальных миссиях 1969 г.;
  • Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;
  • некоторые региональные соглашения и двусторонние договоры в указанной области сотрудничества.

Система органов внешних сношений

Система органов внешних сношений состоит из:
1) постоянных органов:

Органы внешних сношений – органы, осуществляющие функции по взаимодействию и сотрудничеству государств.

Виды органов внешнего сношения

I. Внешние

  • Дипломатические представительства – постоянный орган;
  • Консульские учреждения – постоянный орган;
  • Специальные миссии – временный орган.

II. Внутренние

  • Глава государства;
  • Парламент;
  • Правительство;
  • Министерство иностранных дел.

Дипломатические представительства: структура, функции, привилегии

Дипломатическое представительство – государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними

Виды дипломатических представительств

  • Посольства (возглавляют чрезвычайный и полномочный посол);
  • Миссии (возглавляют чрезвычайный или полномочный посланник либо поверенный в делах).

Функции дипломатического представительства

  • Представительская;
  • Информационная;
  • Поощрение дружественных отношений;
  • Ведение переговоров
  • Развитие взаимоотношений в области экономики, политики и т.д.;
  • Защита интересов государства и его граждан.

Привилегии представительства

  • Государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении помещения;
  • Помещение представительства, его документы и архивы не прикосновенны;
  • Помещение представительства не облагается налогами;
  • Дипломатическая почта не подлежит вскрытию или задержанию.

Консульские учреждения: состав, функции, иммунитеты

Консульское учреждение – государственное учреждение, действующее от имени представляемого государства в государстве пребывания для осуществления консульских сношений между ними.

Подборка наиболее важных документов по запросу Право внешних сношений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Право внешних сношений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Роль международных договоров и международного обычного права в правопорядке ЕС и ЕАЭС
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2021, N 1) Однако при этом уместно задаться вопросом: является ли в действительности необходимым условием "полная передача", как того требует Суд ЕС, или отнесение полномочий к области единой политики согласно практике Суда ЕАЭС? Как отмечают признанные специалисты в области права внешних сношений ЕС Я. Ваутерс, Дж. Одерматт и Т. Рамопулос, в практике Суда ЕС такой ограничительный подход к принципу функциональной компетенции вызывает множество проблем . Он допускает ситуацию, когда государства-члены связаны международным соглашением и несут ответственность за его исполнение по международному праву, в то время как организация, которая обладает реальными полномочиями по его имплементации, таким соглашением не связана. Еще одним недостатком подобного подхода служит то, что он легализует ситуацию, при которой государствам - членам ЕС позволено уйти от выполнения своих обязательств через создание и передачу полномочий международной организации. Требование о необходимости полного перехода полномочий также является проблематичным с учетом природы компетенции ЕС, поскольку большинство международных соглашений так или иначе затрагивают какие-либо сферы, относящиеся к компетенции государств. Как отмечают Я. Ваутерс, Дж. Одерматт и Т. Рамопулос, планка "полной передачи" является чрезмерно высокой, и ГАТТ, отнесенное к области общей торговой политики, где у ЕС имеется исключительная компетенция, является скорее исключением из правила, так как Суд ЕС отказался признавать функциональное правопреемство в каких-либо иных случаях. Они полагают, что разработанная теория приводит к тому, что государства-члены могут передать лишь часть своих полномочий ЕС в определенный сфере, но почему-то не могут передать лишь часть своих международных обязательств. Таким образом, выработанный Судом ЕС подход плохо применим к ситуации ЕС, где государства-члены часто переносят значительную часть своих полномочий на наднациональный уровень, но при этом оставляют за собой статус суверенных государств в международных отношениях. Вместо указанной позиции они, как и Ж.В. ван Россем , предлагают подход, при котором ЕС будет связан обязательствами государств-членов в том случае, если он действует в сфере, охваченной международным договором, участниками которого являются все государства-члены .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовая оценка действий США в отношении российских консульских учреждений в Сан-Франциско и Сиэтле
(Амиров Д.Р.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 2) Ключевые слова: право внешних сношений, консульское право, консульское учреждение, неприкосновенность помещений, консульский архив, законодательство США.

Нормативные акты: Право внешних сношений

Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"Консульский устав Российской Федерации" 1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.

Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ
(ред. от 30.04.2021)
"О государственной охране" 13) осуществлять внешние сношения со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств.

Читайте также: