Эволюция лирики блока кратко

Обновлено: 02.07.2024

Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию “вочеловечения”.

Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической “автобиографии души” уникальна.

Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые

испытывал в тот или иной период жизни. Блок называл свою трилогию “вочеловечения” романом в стихах. Каждая книга трилогии делилась на циклы.

Стихотворения в них располагались не в хронологическом порядке, а отражали те чувства и мысли, которые испытывал поэт в данный период становления души.

В ранней лирике герой переживает сложные взаимоотношения с Прекрасной Дамой. Здесь нашли отражение одновременно пейзажная и любовная темы: воспевание красот природы и поклонение перед женщиной. В ранней лирике щедро разбросаны символы состояния души поэта: “алые зори”, “розовые утра”, “золотистые

Соловьева Блок воспевает Вечную Женственность.

Поиски идеала всегда трагичны. В лирике Блока появляются мотивы тревоги, приближающейся катастрофы. Поэт предчувствовал наступление исторических перемен для страны, опасность разрушения культуры. Во всех явлениях действительности поэт видел скрытый мистический смысл.

Под Прекрасной Дамой он понимал божественное женское начало, способное воскресить “старый мир”. Лирический герой представляет себя то рыцарем, то покорным слугой этой Дамы, “рабом Царицы”. Дожидаясь ее прихода, он должен:

Светить в преддверье Идеала

Туманным факелом своим.

Лирический герой измучен ожиданием, его тяготит обычная жизнь, в которой он не видит смысла, живет только в своем внутреннем мире чувств:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Произошедшие в стране исторические сдвиги, революция 1905-1907 годов вызвали резкое изменение мировоззрения Блока. Юношеские иллюзии исчезли, герой как будто впервые увидел реальный мир, в котором живет. Если раньше его герой пребывал “в храме”, то сейчас – “в кабаке”.

Образ Прекрасной Дамы сменяется образом Незнакомки – “красивой и опасной”, “влекущей” и “пугающей”.

Во второй книге трилогии возникает тема города и “страшного мира”. Герой пытается как-то определиться в отношении к миру. Он в отчаянии бродит по городу, где Незнакомка ходит среди пустых и как будто “слепых” людей. Прежние святыни в сознании поэта превращаются в фарс.

Герой убеждается, что мир идет “путями зла”. Душа героя “замкнулась в себе”. Он оценивает окружающее как “балаган и позорище”.

Город, с его отталкивающими картинами, притягивает поэта призрачными огнями жизни, но все в нем неживое, иллюзорное, обреченное на смерть, так как в нем нет души.

Темой третьей книги становится борьба темных и светлых сил в душе героя. Поэт выходит “из мрака” тяжелых дум и сомнений, в нем побеждает позитивное начало. Главной в его творчестве становится тема Родины, России. Это истинный Идеал для поэта.

В Родине сила и стойкость, чистая, светлая, поэтическая душа. Она переживет любые испытания:

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Поэт всем сердцем хочет служить добру, но его угнетает двойственность человека, в котором добро и зло слиты воедино. Ради светлого будущего поэт выбирает активную позицию, несмотря на двойные законы в обществе. Блок до конца жизни был уверен, что Россия, испытав много горестей, придет к счастливой, справедливой жизни.


Мар 25, 2020 | 0 комментариев

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Поэзия, как правило, ассоциируется с любовью и романтикой. Правда, лирика Блока несколько иная. В ней поднимаются также философские вопросы, есть множество упоминаний о Родине. Автор нередко задумывается о смысле бытия. Особого внимания заслуживают его ранние произведения, а также серия стихов, посвященных Прекрасной Даме.

Особенности и своеобразие лирики Блока

Для многих своеобразие лирики Блока заключается в ее особом звучании. В стихах отмечается обилие гласных. Они создают настоящий оркестр, который явно действует на читателя. Каждую из этих букв можно сравнить с музыкальным инструментом. Вместе они создают невероятно красивую музыкальную композицию.

Также есть и другие особенности лирики Блока. Язык стихов метафоричен. Каждый их образов наделен особым, символическим смыслом. Самые обычные предметы и слова здесь имеют скрытое значение. Нередко отмечаются весьма неординарные сочетания. Например, красный смех или же пергаментная речь.

Особый интерес вызывает символика оттенков. Светлое и белое поэт ассоциирует с совершенством, чистотой и гармонией, а черное с катастрофой, гибелью и тревогой. Красное символизирует страсть и жизнь, а желтое – тление и увядания.

Лирика в поэзии Блока основана на поиске идеалов, гармонии. Правда, при жизни автора, его произведения ценились лишь за красоту изложения.

Темы и мотивы в лирике Блока

Темы лирики Блока весьма неоднозначны. Они представлены в огромном многообразии, но при этом представляют собой единое целое. Это своеобразное отражение жизненного пути поэта. Об этом даже неоднократно говорил сам автор.

Творческий путь литератора был весьма сложным. Им были написаны как романтические и символические стихи, так и произведения, отображающие реалии революции.

Мотивы лирики Блока – это своеобразное отображение всего того драматизма, который был характерен для 19 и 20 века. В произведениях поэта отмечается наличие некой насыщенности, есть реалистическая конкретика и романтизм. Таким образом он точно описывает окружающий мир во всем его многообразии.

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Ранняя лирика Блока

Детального рассмотрения заслуживает ранняя лирика Блока. Однозначно сказать, какие настроения преобладают в ней, весьма проблематично. Для поэта это был период поисков идеала, надежд и мечтаний. В его сознании появилась своеобразная мифология, которая была связана с женственностью и преображением мира.

Лирика Блока

Основная лирика Блока в данный период – любовная, но также поэт описывает события революции, делая интонацию на смятении. Сам он весьма критично относился к этому творческому этапу и уже спустя время начал писать в совершенно новом для себя направлении. В драматургическом стиле он с иронией описывает мистические события.

Родина в лирике Блока

Одно из важных мест занимает Родина в лирике Блока. Поэт сам постоянно повторял, что Россия у него в крови и все его творчество именно о ней. Не удивительно, что немало сочинений он написал именно на эту тему. Образ Родины в лирике Блока неоднозначный. Писатель указывает на бедственное положение государства и удивляется, что столь сильной и богатой державе не удается процветать и обрести счастье.

Россия в лирике Блока нередко представляется в образе матери. Поэт пишет о своей любви к ней, готовности помогать в трудное время, защищать от всех врагов. По сути, писатель стал первым, кто поднял тему Родины в новом видении. Он не боялся писать о горестях и бедах государства.

За основу в данном случае брались реальные события, а именно Куликовская битва. Правда, описываются те действия с помощью эпитетов и метафор, символически. Главной идеей является борьба добра со злом. С одной стороны – защищающие Отчизну воины, а с другой – нападающие татары. По сути, здесь показаны идеалы Блока. Поэт говорит о том, что для каждого человека самым является Родина и вера.

Любовная лирика Блока

Тема любви в лирике Блока занимает особое место. Поэт говорил, что такие произведения можно назвать дневником, который написан в стихах. Уже с самого первого цикла стихов о Прекрасной Даме автор описывает столь противоречивое и сложное чувство. Его любовная лирика неоднозначна, претерпевала ряда изменений с течением времени.

При создании сочинения о лирике Блока стоит сказать, что первые произведения о любви у поэта восторженные. В них он пишет о реальной своей возлюбленной и вдохновительнице Менделеевой. Первые его работы создавались под влиянием философа Соловьева. Литератор пишет о вечной женственности, гармонии и красоте. Свой главный образ в лирике он называет Прекрасной дамой, связывает с ней лунную, природную символику.

Казалось бы, в основе данного цикла находится реальный автобиографический факт, но влюблен лирический герой в некий образ, идеал. Он преклоняется перед этой женщиной, такой недоступной, величественной и прекрасной. Поэт указывает, что жизненная гармония невозможна при наличии такого чувства.

В цикле Балаганчик отношение героя к Прекрасной Даме уже несколько иное. Он уже не преклоняется перед ней, как перед божеством. Женщина представлена в более точных чертах. Обращение к ней уже более реальное, а не возвышенное. В чувствах уже нет того света, той силы. Их можно сравнить со снежной вьюгой, которая уносит героя в даль, но не позволяет обрести счастье, испытать удовлетворение.

Любовная лирика Блока

Основные мотивы лирики Блока в цикле Кармен уже совершенно иные. Он описывает уже не любовь, а неистовую страсть.

Философская лирика Блока

Для произведений писателя характерно наличие философских размышлений. Он являлся представителем символизма, демонстрировал свое отношение к многочисленным проблемам. Образная его система достаточно сложна.

Изначально философская лирика Блока основан на мечте. Он думает о таинственной, прекрасной Незнакомке, являющейся проводницей между миром грез и реальности. Он мечтает сотворить новый мир, где всегда царили бы Красота и Мудрость.

Спустя время отмечается трансформация философских идей поэта. Автор сосредотачивается на реальных проблемах общества. В своих произведениях он все чаще пишет о простых людях, которые являются душой страны.

Идеалы и страшный мир в лирике Блока

В большинстве стихотворений автор показывает несовершенство мира. Особого внимания заслуживает цикл Страшный мир в лирике Блока. Поэт буквально убирает радужную оболочку и показывает существующую реальность. Он сам испытывает боль, осознавая, что под ней оказывается грязь, пошлость и чернота. Ему страшно признаться себе, что он – часть всей этой мерзости.

Блок считал, что плохие поступки не могут пройти бесследно. Рано или поздно они напомнят о себе, заденут большое количество людей. В произведениях поэта каждая мелочь имеет глубокий смысл. Блок стремился показать жизнь максимально реалистично, не приукрашивая ее и не боясь показать в темном, неприятном свете. Он показывает омертвевшие души, мерзость, которая никого уже не удивляет и не пугает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стихах Блока последнего периода лирическое чувство соседствует с развернутым изображением прошлого и настоящего России, с пророческим видением ее будущего (цикл "На поле Куликовом").

Несмотря на различные этапы, сложную эволюцию тем, мотивов, поэтики, лирика Блока — единое целое, раскрывающее творческий путь и духовные искания, по общему признанию, первого русского поэта XX века.

А.Блок – человек и поэт утончённый. Но в отличие от других утончённых натур, он всегда болезненно тянулся к познанию грубой земной реальности: народного миропонимания, ощущения Родины, жизненной дисгармонии и даже социальной несправедливости. Он рождён быть поэтом вечности, но стремился стать поэтом своего времени. Именно в этом движении от вечности, космоса, небесного идеала к жестокой реальности, преходящему – суть эволюции лирического героя Блока и причины его человеческой и творческой трагедии.

Путь к принятию революционной необходимости, характерной для простонародья упрощённости чувств, права тёмных масс на возмездие приводил его к измене себе, подмене нравственных ценностей и неразрешимым противоречиям.

Загадочная и неосязаемая Незнакомка 2 тома теперь превращается в приземлённую женщину из ресторана, привлекательную и порочную одновременно. Подлинная глубина чувств сменяется театральной игрой в чувства, и поэт принимает правила этой игры.




О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах тёмных окна,

Чтоб мои воспалённые взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси

И колодцы земных городов!

Осветлённый простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога –

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель – я знаю –

Всё равно: принимаю тебя!

24 октября 1907

Очевидно, что неразборчивость Блока – только кажущаяся. Понять это помогает второй раз встретившийся в стихотворении образ щита. Оказывается, что лирический герой принимает жизнь как достойного соперника в борьбе, при этом отчётливо сознавая, что ему этот бой не выиграть:

За мученья, за гибель – я знаю –

Всё равно: принимаю тебя!

А.Блок – человек и поэт утончённый. Но в отличие от других утончённых натур, он всегда болезненно тянулся к познанию грубой земной реальности: народного миропонимания, ощущения Родины, жизненной дисгармонии и даже социальной несправедливости. Он рождён быть поэтом вечности, но стремился стать поэтом своего времени. Именно в этом движении от вечности, космоса, небесного идеала к жестокой реальности, преходящему – суть эволюции лирического героя Блока и причины его человеческой и творческой трагедии.

Путь к принятию революционной необходимости, характерной для простонародья упрощённости чувств, права тёмных масс на возмездие приводил его к измене себе, подмене нравственных ценностей и неразрешимым противоречиям.

Загадочная и неосязаемая Незнакомка 2 тома теперь превращается в приземлённую женщину из ресторана, привлекательную и порочную одновременно. Подлинная глубина чувств сменяется театральной игрой в чувства, и поэт принимает правила этой игры.

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах тёмных окна,

Чтоб мои воспалённые взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси

И колодцы земных городов!

Осветлённый простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога –

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель – я знаю –

Всё равно: принимаю тебя!

24 октября 1907

Очевидно, что неразборчивость Блока – только кажущаяся. Понять это помогает второй раз встретившийся в стихотворении образ щита. Оказывается, что лирический герой принимает жизнь как достойного соперника в борьбе, при этом отчётливо сознавая, что ему этот бой не выиграть:

За мученья, за гибель – я знаю –

Всё равно: принимаю тебя!

Читайте также: