Продвижение нато на восток кратко
Обновлено: 06.07.2024
НАТО — это военно-политический блок, который объединяет большинство европейских стран, США и Канаду.
По состоянию на 2020 год НАТО признает три страны, стремящихся к вступлению в этот блок: Грузию, Боснию и Герцеговину и Украину. У Боснии и Герцеговины есть план действий по членству в союзе. Северная Македония протокол о вступлении подписала в феврале 2019 года.
Экспансия НАТО в постсоветское время неоднозначно оценивается. В конце 1990-х годов среди историков сложилось редкое согласие: почти все читали экспансию плохой стратегией.
Вопрос о существовании договорённости о нерасширении НАТО на восток
Расширение НАТО — это процесс включения в НАТО новых стран.
В ходе переговоров по объединению Германии предположительно была достигнута договорённость, что НАТО не будет расширять свое влияние в Восточную Европу. Власти России утверждают, что договорённость была в устной форме и своим расширением альянс её нарушил, руководители НАТО утверждают, что такое обещание не было дано, и что такое решение могло быть принято лишь в письменном виде путём согласия всех стран блока. В научном сообществе мнения о существовании или отсутствии договорённости также расходятся.
С объединением Германии в 1990 году территория альянса расширилась, заняв всю территорию Германии.
Готовые работы на аналогичную тему
В марте 2004 года произошло пятое расширение. В блок вступили сразу 7 государств:
- Латвия;
- Литва;
- Эстония;
- Болгария;
- Румыния;
- Словакия;
- Словения.
Они выполнили лишь по одной годовой национальной программе.
19 мая 2016 года был подписан протокол о вступлении в альянс Черногории. Черногория получила право участвовать в заседаниях НАТО в качестве наблюдателя. Предполагается, что когда все государства-участники НАТО ратифицируют этот протокол, Черногория станет 29-м членом альянса.
12 мая 2017 года все члены блока ратифицировали протокол о вступлении Черногории в НАТО. 5 июня 2017 года Черногория стала официальным членом НАТО.
В июне 2017 года появилась информация, что НАТО планирует до весны 2018 года принять Республику Македонию под названием Бывшая Югославская Республика Македония, на чём настаивает Греция. Зоран Заев, премьер-министр Республики Македонии, заявил, что страна готова вступить в НАТО под таким названием.
В январе 2018 года источники в Афинах сообщали, что на Македонию оказывается давление со стороны США с целью добиться в вопросе названия страны и решить вопросы о вступлении Республики Македонии в НАТО.
Критика постсоветской экспансии
- великодушие к проигравшим. Историки в качестве примеров используют послевоенные устройства мира после окончания наполеоновских войн и Второй мировой войны (когда побеждённые были приняты в созданные структуры) и Первой мировой войны (когда Германия и СССР были исключены из всех новых структур) и указывают, что второй подход привёл к новым конфликтам;
- не региональный, а глобальный подход;
- избегание создания врагов;
- баланс между целями и возможностями;
- отсутствие сантиментов;
- готовность признать свои ошибки и изменить курс.
По мнению У. Бёрнса (бывшего посла США в России), надо проводить различия между Восточной Европой (с Прибалтикой), и всем постсоветским пространством. Вхождение в НАТО стран первой группы, по его мнению, имело для США геополитический смысл, поскольку ограничивало возможные сферы влияния объединившийся Германии и реваншистской России. Однако инерция расширения, толкнувшая США на прием Украины и Грузии, нанесла американским интересам вред: игнорирование связей стран с Россией и протестов со стороны Москвы испортило американо-российские отношения.
Пределы расширения НАТО с точки зрения России
Давно уже было ясно, что расширение НАТО приведет к трагедии. Теперь мы расплачиваемся за высокомерие США, пишет в The Guardian американский политик и политолог | 03.03.2022, ИноСМИ
Российская военная операция на Украине — это акт, от которого тревог и напряженности в отношениях между НАТО и Москвой только прибавится. Новая холодная война Запада с Россией превратилась в горячий конфликт. <. > Американские аналитики, ратующие за внешнюю политику на основе реализма и сдержанности, уже минимум четверть века предостерегают, что дальнейшее расширение могущественнейшего военного союза в истории в сторону другой крупной державы ничем хорошим не кончится. Конфликт на Украине окончательно это подтвердил.Осмысление украинского кризиса — причины"Будет чрезвычайно сложно расширить НАТО на восток так, чтобы Россия не сочла это недружественным шагом. Даже самые скромные варианты выведут альянс к границам бывшего Советского Союза. В некоторых более амбициозных сценариях альянс фактически окружит Российскую Федерацию". Я написал эти слова в 1994 году в своей книге "За рамками НАТО: не лезть в европейские войны", когда все разговоры о расширении альянса еще сводились к случайной болтовне на семинарах по внешней политике в Нью-Йорке и Вашингтоне. Я добавил, что расширение "станет ненужной провокацией против России".На тот момент еще не было достоянием общественности, что администрация Билла Клинтона уже приняла судьбоносное решение добиваться присоединения к НАТО ряда бывших стран Варшавского договора. Вскоре администрация пригласит Польшу, Чехию и Венгрию, а Сенат США одобрит их членство в 1998 году. И это только первое расширение, а предстоят еще несколько волн.Но даже первый этап столкнулся с сопротивлением и гневом России. В своих мемуарах госсекретарь Клинтона Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) признала, что "Ельцин и его соотечественники были категорически против расширения — по их мнению, Запад воспользовался уязвимостью России и передвинул разделительную линию Европы на восток, ввергнув их в изоляцию".Аналогичным образом о позиции России высказывался и заместитель госсекретаря Строуб Тэлботт (Strobe Talbott). "Многие русские видят в НАТО пережиток холодной войны, некогда направленный против их страны. Они подчеркивают, что свой военный союз, Варшавский договор, они распустили, и недоумевают, почему Запад не сделает то же самое". Очень меткий вопрос, но ни администрация Клинтона, ни ее преемники хоть сколько-нибудь убедительного ответа не дали.Интеллектуал Джордж Кеннан (George Kennan), отец американской политики сдерживания времен холодной войны, проницательно предупредил в интервью New York Times в мае 1998 года, к чему приведет ратификация в Сенате первого раунда расширения НАТО. "Полагаю, это будет началом новой холодной войны, — заявил Кеннан. — Думаю, русские воспримут это в штыки, и это отразится на их политике. Считаю, что это трагическая ошибка. Для этого не было никакой причины. Никто никому не угрожал".Он был прав, но лидеры США и НАТО пошли на дальнейшее расширение — провокационным образом включив три прибалтийские республики. А ведь эти страны входили не только в Советский Союз, но и в Российскую империю при царизме. Новая волна расширения вывела НАТО к границам Российской Федерации.НАТО вела себя все навязчивее, и терпение Москвы подходило к концу. Последнее относительно дружеское предупреждение со стороны России, что альянсу необходимо отступить, прозвучало в марте 2007 года, когда Путин выступил на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности. "НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим границам, — посетовал Путин. — Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит?"В своих мемуарах "Долг" министр обороны при Джордже Буше-младшем и Бараке Обаме Роберт Гейтс (Robert Gates) заявил, что "отношения с Россией вышли из под контроля с тех пор, как Джордж Буш-старший покинул свой пост в 1993 году". Среди прочих ошибок руководства он привел соглашения США с правительствами Румынии и Болгарии о военном присутствии на ротационной основе, назвав их "ненужной провокацией". Отпустив шпильку в адрес Буша-младшего, Гейтс назвал попытку вовлечь Грузию и Украину в НАТО "непосильной задачей". По его мнению, это безрассудство не учитывать "жизненно важные национальные интересы русских".В следующем году Кремль доказал, что его недовольство непрекращающимся вторжением НАТО в российскую зону безопасности одними возражениями не ограничится. Москва воспользовалась глупой провокацией прозападного грузинского правительства и развернула военное наступление, в результате которого российские войска вышли на подступы к столице. После этого Россия навсегда отрезала от Грузии два сепаратистски настроенных региона и поставила их под свой контроль.Однако западные (и особенно американские) лидеры пропускали один красный сигнал тревоги за другим. Вопиюще самонадеянное вмешательство администрации Обамы во внутренние политические дела Украины в 2013 и 2014 годах, чтобы помочь демонстрантам свергнуть избранного пророссийского президента Украины, стало наглой провокацией и повлекло за собой новый виток напряженности. Москва немедленно отреагировала захватом и аннексией Крыма, и новая холодная война развернулась с удвоенной силой.Можно ли было избежать украинского кризиса?За последние месяцы выдался последний шанс избежать боестолкновения в Восточной Европе. Путин потребовал от НАТО гарантий по ряду вопросов безопасности. Так, Кремль хотел, чтобы альянс сократил масштабы своего постоянно растущего военного присутствия в Восточной Европе и обязался не принимать Украину. Свои требования он подкрепил масштабным наращиванием военной мощи у границ Украины.Однако администрация Байдена на стремление России добиться значимых уступок и заручиться гарантиями безопасности отреагировала прохладно и уклончиво. Тогда Путин явно пошел на обострение. Попытка Вашингтона превратить Украину в политическую и военную пешку НАТО (даже без формального членства в альянсе) может дорого обойтись украинскому народу.История покажет, что отношение Вашингтона к России в течение нескольких десятилетий после распада Советского Союза было чудовищной политической ошибкой. Было вполне предсказуемо, что расширение НАТО рано или поздно приведет к трагическому, а возможно, даже кровавому разрыву отношений с Москвой. Проницательные аналитики предостерегали о последствиях, но их не услышали. И вот мы расплачиваемся за близорукость и высокомерие внешнеполитической элиты США.Тед Карпентер — старший научный сотрудник Института Катона, специалист по обороне и внешней политике
Москва снова негодует и всем видом показывает, что расширение НАТО на восток ее не устраивает. Об этом в последние дни масса разговоров. Кремль пытается доказать, что видит в этом расширении угрозу себе.
Но в этой борьбе с ветряными мельницами Москва ничего не добьётся. Нынешние обитатели Кремля по привычке хотят пройти полный круг бессмысленных действий и осознать, что выбрали неверный путь, вместо того, чтобы заранее спрогнозировать очевидный результат.
Этим планам мешала — и мешает — НАТО, к которой уже присоединились или планируют присоединиться практически все европейские страны. В Европе оказалось просто негде развернуть сферу своего влияния — не на кого.
Именно в те времена была состряпана легенда, будто на переговорах по объединению Германии в 1990 лидеры НАТО пообещали Горбачёву, что Североатлантической союз не будет расширяться. Дали они это обещание, только для того, чтобы добиться от Горбачёва согласия на объединение Германии, а как только объединение произошло, то о своё обещание забыли и начали движение на восток.
Однако, ничего подобного в действительности не было
Мне эта история известна от одного из руководителей МИДа того времени, который участвовал в переговорах и разрабатывал советскую позицию по этому вопросу,
Ко всему прочему рассекречены документы того времени, которые подтверждают лживость утверждений о нарушенных обещаниях.
Падение берлинской стены
После падения Берлинской стены в ноябре 1989 по инициативе Москвы начались переговоры 4-х оккупационных держав (СССР, США, Великобритании и Франции) с целью придать объединению Германии упорядоченный и юридически оформленный характер.
Эти переговоры стали известны как переговоры 4+2 (4 оккупационные державы +2 Германии).
Одним из главных был вопрос об участии объединённой Германии в НАТО. Хотя Москве первоначально было некомфортно соглашаться на это, но таковы были меняющиеся политические реалии. К тому же отношения между США и СССР к этому времени уже заметно трансформировались и в них сложилось доверие — главное условие нормальных, неконфронтационных отношений.
К ноябрю 1989 СССР вывел войска из Афганистана, с США был подписан беспрецедентный договор о сокращении целого класса ракет — средней и меньшей дальности. Начался процесс урегулирования региональных конфликтов. В самом Советском Союзе развернулся процесс демократизации и изменения политической системы.
Всё это способствовало взаимопониманию и достижению согласия.
Даже если бы Москва в это время жестко выступила против участия объединённой Германии в НАТО, объединение всё равно состоялось бы и Германия явочным порядком осталась бы в НАТО
Необходимо было учитывать и такое важное соображение: выход из НАТО делал Германию нейтральной, а значит, более опасной с точки зрения развития её самостоятельного военно-политического потенциала. Этого, кстати, опасались не только в Москве, но также в Лондоне и Париже.
К тому же договоренность о том, что Германия должна остаться в НАТО после объединения, не была изолированной — США и другие западные лидеры заявили о намерении трансформировать НАТО в политический союз, а главной организацией нового сотрудничества в Европе сделать ОБСЕ, что и было позже сделано.
Советская сторона отчётливо понимала эту ситуацию и всё больше утверждалась во мнении, что нужно не противостоять НАТО, а находить с ней формы сотрудничества.
Конец холодной войны
Но у Горбачёва была проблема — внутриполитическая: реакционная часть советского руководства оказывала на него растущее давление в попытке заставить его пресечь дальнейшую демократизацию и улучшение отношений с Западом.
Он искал формулу, которая позволила бы совместить сохранение Германии в НАТО с учетом советских интересов.
Тогда США и Германия в лице госсекретаря Бейкера и канцлера Коля дали Горбачёву заверения, что территория бывшей ГДР не будет использоваться для размещения там сил НАТО и что бундесвер не будет использовать в своих целях бывшую инфраструктуру советской группы войск.
Все эти обещания соблюдаются по сию пору
Идея расширения НАТО за пределы Германии вообще тогда ни у кого не возникала и не обсуждалась даже гипотетически. Такой проблемы не было. Продолжал существовать Варшавский Договор — он распадётся только через год, летом 1991, после демократических революций в соцстранах.
На переговорах об объединении Германии речь шла исключительно о неразмещении натовской инфраструктуры в бывшей ГДР.
Конец соцлагеря
1 июля 1991 странами-участницами Варшавского Договора был подписан протокол о его прекращении и роспуске организации. Соцлагерь прекратил своё существование.
Перед бывшими соцстранами Восточной Европы встал, в числе других, вопрос обеспечения своей военно-политической безопасности.
В развернувшихся в этих странах общественных дискуссиях на эту тему доминировали опасения по поводу возрождения в будущем военной угрозы со стороны Москвы.
В России демократизация проходила тяжело, сильное сопротивление ей оказывала неформальная партия реванша, стремившаяся сохранить власть в своих руках и не допустить перехода к либеральной модели экономики и устройства государства.
Это те люди из бывшей номенклатуры (старого режима), которые были готовы отказаться от наиболее одиозных черт коммунистической системы, но вместе с тем не принимали конкуренцию в экономике и политике, сокращение роли государства.
Это сопротивление началось ещё при Горбачёве и при Ельцине лишь набирало силу, пока не победило с приходом к власти Путина в 2000.
Вехами этого сопротивления были:
- — реакционная обструкция Съезда народных депутатов реформам Горбачёва. Фракция демократов оказалась на Съезде в меньшинстве;
- — противодействие Верховного Совета РФ, унаследованного от советской эпохи, реформам уже Ельцина;
- — силовое решение проблем в Чечне, вылившееся в кровавую войну;
- — поддержка националистического режима Милошевича в бывшей Югославии.
Вот тот тяжёлый фон, на котором восточноевропейские страны начали принимать решения о вступлении в НАТО. Географическая близость к России, более широкая плоскость общения и исторический опыт убеждали их в том, что демократические перемены в России неустойчивы и могут быть подавлены, что, собственно говоря и произошло.
На самом деле происходили совершенно другие события.
В течение 1992 Польша, Чехия и Венгрия начали ставить перед США и другими странами НАТО вопрос об их приёме в Североатлантический союз
Первоначальная реакция во всех западных столицах, включая Вашингтон, была негативной. Они были застигнуты врасплох.
В своей реакции западные страны руководствовались 2-мя главными соображениями:
1) не создавать проблем для хрупкого процесса демократизации в России;
2) не отказываться от планов снижения роли НАТО. Союз в это время сворачивал свою деятельность — снижались расходы, ликвидировались десятки военных структур, сокращалась численность войск. Стратегия менялась с противостояния великих держав на борьбу с террористическими организациями и проведение миротворческих операций.
Инициатива Польши, Чехии и Венгрии никак не вписывалась в планы НАТО.
Самым сильным противником принятия в НАТО восточноевропейских стран было министерство обороны США
Американцы не желали расширять свои обязательства по ст. 5 Североатлантического договора о коллективной обороне, что требовало предоставления военных гарантий со стороны США.
Однако восточноевропейские страны продолжали оказывать сильное давление, прежде всего на Вашингтон. Тогда в 1993 Госдепартамент США в ответ выступил с предложением принять в НАТО все бывшие страны Варшавского договора, включая Россию и Украину.
Был разработан поэтапный план, согласно которому на первом этапе в НАТО принимались страны, наиболее подготовленные с точки зрения своего демократического развития, а на последнем этапе, в 2005, принимались Россия и Украина. Считалось, что за 12 лет обе страны укрепятся в демократических преобразованиях.
Однако на протяжении 90-х политическая ситуация в России существенно деградировала и ко времени первого приема в НАТО в 1999 стало очевидно, что с приемом России ничего не получится
Тогда был разработан иной формат сотрудничества — в рамках Совета Россия-НАТО. Но в итоге и он оказался нежизнеспособен.
Пришедшая к власти в России в начале XX века сила ставила своей целью не единую систему европейской безопасности, основанную на соглашениях, а раздел Европы на сферы влияния.
Причиной разрыва с НАТО и западными странами стала не вымышленная угроза с их стороны, а уничтожение демократических основ внутри самой России, возвращение к авторитарной системе, представлявшей опасность для окружающих стран.
ТАСС-ДОСЬЕ. 7 июня в штаб-квартире НАТО в Брюсселе состоится церемония поднятия флага Черногории, которая стала 29-м членом альянса.
5 июня премьер-министр страны Душко Маркович и глава МИД Срджан Дарманович передали протокол о присоединении страны к Североатлантическому договору, на основе которого был создан блок, в Госдепартамент США (депозитарий документа).
Создание НАТО
Одной из предпосылок для создания НАТО (организация стран - участниц Североатлантического договора; The North Atlantic Treaty Organization) стала доктрина "сдерживания СССР", провозглашенная в марте 1947 г. президентом США Гарри Трумэном. 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне главы МИД 12 государств (Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции) подписали Североатлантический договор с целью "укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе".
Документ состоит из 14 статей, определяющих характер и задачи блока. Одной из ключевых является статья 5, согласно которой нападение на одно из государств, подписавших документ, рассматривается как агрессия против всех стран-участниц. Согласно статье 10, "договаривающиеся стороны могут предлагать любому другому европейскому государству, способному вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к договору".
Этапы расширения НАТО
Всего за историю альянса его состав расширялся семь раз (с учетом Черногории). Впервые к Североатлантическому договору в 1952 г. присоединились Греция и Турция. В 1955 г. членом НАТО стала ФРГ (в 1990 г. после объединения Германии в блок вошла территория бывшей ГДР), в 1982 г. - Испания. В начале 1990-х гг., в связи с окончанием холодной войны и после распада СССР, альянс начал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора. Так, в 1991 г. был учрежден Совет североатлантического сотрудничества (в 1997 г. заменен на Совет североатлантического партнерства).
В 1994 г. принята программа "Партнерство ради мира", цель которой - всестороннее взаимодействие между альянсом и отдельными государствами, имеющими статус партнеров. В настоящее время программа объединяет 21 страну-партнера, включая бывшие республики СССР, Финляндию, Швецию. В 1995 г. альянс опубликовал исследование, в котором указывалось, что в новых условиях "возникла уникальная возможность" для нового расширения блока с целью "укрепления безопасности во всем евроатлантическом регионе".
В разные годы к НАТО присоединились государства из бывшего соцлагеря: в 1999 г. - Венгрия, Польша и Чехия; в 2004 г. - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония; в 2009 г. - Албания и Хорватия.
Стратегическая концепция организации, принятая на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 г., содержит подтверждение политики открытых дверей для новых членов, однако указывает, что кандидаты не должны иметь проблем, которые смогут ослабить общую безопасность.
В настоящее время альянс рассматривает в качестве претендентов на вступление три страны: Боснию и Герцеговину (БиГ), Македонию и Грузию.
Порядок вступления в НАТО
Процедура присоединения к блоку периодически меняется и дополняется. В настоящее первым условием для вступления страны в НАТО является ее членство в программе "Партнерство ради мира". Затем следует присоединение к Плану индивидуального партнерства. Он был введен в 2002 г. и предполагает двухгодичные программы взаимодействия по направлениям, актуальным для конкретной страны. После этого страна получает статус участника "интенсивного диалога" с НАТО. Как правило, на этом этапе подается заявка на вступление в блок.
Ключевой этап - присоединение к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ; действует с 1999 г.). Страна-участница ПДПЧ получает статус кандидата на вступление в блок, ей оказывается практическая поддержка для проведения необходимых реформ. Затем, обычно на саммите альянса, страна-кандидат получает приглашение к присоединению. После этого организуются два раунда переговоров между экспертами НАТО и представителями вступающей страны, в ходе которых обсуждаются политические, правовые и военные обязательства, которые берет на себя кандидат.
В частности, пост министра обороны должны занимать гражданские лица; нужно разрешить территориальные споры с соседними странами; вооруженные силы следует перестроить и переоснастить в соответствии со стандартами альянса. Заканчивается процесс подписанием протокола о присоединении нового государства и последующей его ратификацией национальными парламентами стран - членов НАТО и вступающей страны. После этого страна становится полноправным членом альянса.
Позиция России по расширению НАТО
Россия неоднократно высказывалась против расширения НАТО на Восток, считая, что этот процесс привел к росту напряженности в Европе. По оценке российских военных, прием в НАТО новых членов влечет сокращение периода стратегического развертывания войск альянса, а у России уменьшается время для приведения своих сил в боеготовность.
Президент РФ Владимир Путин в 2014 г. во время "прямой линии" заявил, что "когда инфраструктура военного блока подвигается к нашим границам, то это вызывает у нас определенное опасение и вопросы". Россия должна "предпринимать какие-то ответные шаги, и в этом нам тоже никто не может отказать".
12 мая 2015 г. постоянное представительство РФ при НАТО опубликовало анализ отношений РФ с альянсом под заголовком "Россия-НАТО: Мифы и факты", в котором отмечается, что расширение НАТО на Восток прошло вопреки обещаниям, данным западными руководителями, в частности канцлером ФРГ Гельмутом Колем и главой МИД Гансом-Дитрихом Геншером, лидеру СССР Михаилу Горбачеву в 1990 г. в ходе переговоров об объединении Германии.
В этой связи также упоминаются беседы министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе с госсекретарем США Джеймсом Бейкером. В декабре 2016 г. глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что передал представителям стран альянса документы, касающиеся этих встреч. Руководство НАТО в этом вопросе ссылается на отсутствие официальных соглашений, а также на право государств самостоятельно выбирать собственный путь.
Читайте также: