Сферы бытования народных игр кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сферы бытования народных игр ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

При исследовании игры мы сталкиваемся с огромным разнообразием ее конкретных проявлений в различных сферах жизни и культуры.

Известно, что многие народные игры связаны с языческими праздниками и обрядами.

Театр является специфической формой игры-представления, в которой участник пребывает в воображаемом мире игры. Особенностью данного вида игры является наличие зрителей, тех, кому репрезентируется игровой материал. В психологической практике общепринята точка зрения, согласно которой игра является эффективным средством адаптации к обстоятельствам жизни, снятию и предупреждению стрессов. Использование игровых приемов в психотерапии стало уже традиционным, и игра превращается в одно из важнейших средств психотренинга.

Игровой тренинг включает в себя импровизацию конкретных жизненных ситуаций с последующим обсуждением в группе.

Например, робкому человеку предлагается сыграть роль смелого героя, а грубому, несдержанному человекуроль уступчивого, мягкого. Или в игровой форме воспроизводится травмирующая человека ситуация (руководитель несдержан), где он должен действовать. Задача проигрывания предложенной ситуации — помочь ему избавиться от болезненного реагирования, выработка умения сотрудничества и совместного решения проблем, приемов диалога, способности к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в группе; таким образом создается новая модель поведения человека.

Важное значение для функционирования игровой деятельности представляет сфера досуга. Досуг народа в течение столетий был связан с системой церковных праздников, с событиями в семье — свадьбами, крестинами, похоронами. Досуг проходил в общении с природой, которая открывает большие возможности для увлекательных дел. В настоящее время ценность досуга и игры, являющейся одним из компонентов его, усиливается и актуализируется.

Театр (сценическая форма выражения), но зрители являются сторонними наблюдателями, а в игре – участники.

Тренинги – психотренинги, бизнестренинги и др.

Ответ на второй вопрос билета:

№2. Народная художественная культура в структуре содержания образовательных программ эстетического цикла в современной школе (интегрированный подход)

С приходом в школу происходят изменения духовной активности ребенка. Ведущей деятельностью становится учебная. У детей с задержкой в развитии смена деятельности не происходит. Их психические процессы не сформировались к учебной деятельности. Гуманитарные предметы и предметы искусства не занимают должного места в формировании личности ребенка с проблемами. Умелое использование художественных произведений на уроках и во внеклассной деятельности активизирует познавательную деятельность детей, улучшает качество восприятия.

Художественно-познавательные (содержание произведения – о чем говорит искусство);

Изобразительно-выразительные (как говорит искусство);

Художественно-эстетические (понимание красивого – выработка оценочного отношения);

Культурно-ценостные (становление духовно-ценостных основ);

Художественно-эмоциональные (отношения к художественному образу через эмоции и чувства);

Художественно-творческие (развитие элементарных творческих проявлений в разных видах искусств);

Коррекционно-развивающие (коррекция отклонений).

Три искусства – три стороны духовной жизни:

Работа мысли – слова;

(Литература: переживание, эмоциональное восприятие + музыка, картинки;

ИЗО: зрительное восприятие, фантазия…;

Виды художественного труда: работа с глиной, пластилином, с природным материалом, бумагой, картоном, тканью, нитками, проволокой, древесиной и т.д.

Музыкальное воспитание: развивать желание слушать музыку, эмоционально откликаться, рассказывать о ней, формировать музыкально-исполнительские навыки, ритм, музыкальные термины.

Факторы успешности деятельности:

Придание значимости урочным и внеурочным занятиям искусства;

Формирование потребности у ребенка в познании мира посредством искусства;

Использование видов искусства в коррекции отклонений в познавательной, эмоциональной, моторной сферах личности;

Рассмотрение факта приобщения детей с проблемами художественной деятельности, как условие их социальной адаптации в обществе.

К сожалению, в старшем школьном возрасте, когда художественное воспитание способствует к самосознанию и самопознанию личности, служит средством творческих проявлений, усиливает общий интерес к познавательной деятельности. Такого общения становится все меньше. Приобщение ребенка к художественной культуре с детства может решить проблему гуманизации общества.

ВложениеРазмер
narodnye_igry_istoriya_vozniknoveniya_sots._sushchnost.docx 14.28 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ ИГРЫ: история возникновения, социальная сущность.

Игровая деятельность представляет собой самостоятельный вид деятельности, присущий человеку. Её формирование относится к начальному этапу становления человека и сопутствует ему на протяжении всей истории его существования.

Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с утилитарной деятельностью человека. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей. Социальная функция игры заключается в подготовке к труду.

Делалось множество попыток дать ее определение, но наиболее полным представляется следующее определение. Игра — это добровольное удовлетворение нематериальной потребности индивида в физической и эстетической активности через посредство творческой общественно значимой деятельности.

Развитие игры непрерывно и протекает под воздействием множества факторов. Первыми следует назвать материальные условия существования. Изменения условий жизни отражаются в содержании игр. Другой фактор — накопление жизненного опыта, народной мудрости.

Игры — один из элементов культуры, результат народного творчества.

Понятие "игры" в русской народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. "Игрой" называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры, собрание молодежи для веселья, гулянье и вообще веселье и даже интимные отношения. Отличительной чертой, вернее, способом существования народных игр в прошлом было их проникновение во все сферы жизни - и в ритуально-обрядовую, и в повседневную

Очевидно, что игры не были преимуществом и людей одного возраста, они сопутствовали человеку с рождения до старости, в каждом возрасте имея свои особенности и выполняя определенные функции. Так, для детей наиболее важными можно признать задачи физического и психического развития, для молодежи - знакомства и сближения потенциальных брачных пар, для взрослых - проведения досуга, для стариков - общения и преодоления усиливающегося в их возрасте одиночества.

Многие современные негативные явления в детской среде свидетельствуют, несомненно, о кризисе системы воспитания. Особенно беспокоят в детях усиление конфликтности и агрессивности поведения, заметное даже в дошкольном возрасте, часто жестокий и опасный характер игр самоутверждения у подростков, обеднение общения детей и подростков в результате утраты ими игровых форм взаимодействия и т.д. Исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора приводит к тому, что образуются лакуны в эстетическом воспитании, которые заполняются далеко не лучшим образом.

Одна из основных причин этих и других негативных явлений - сокращение игрового времени и игрового репертуара. В первую очередь из детского быта уходят сложные командные игры с правилами, которые являются незаменимой школой общения и воспитания нравственности.

Факторов, вызвавших сужение игровой деятельности, много. Среди них урбанизация образа жизни и связанное с этим падение престижа народной традиционной культуры, все более широкое распространение телевидения и профессионального искусства, а также различных официально поддерживаемых видов спорта, стандартизация воспитания детей в одновозрастных коллективах, изменение общественного отношения к играм детей - взгляд на них как на занятие, бесполезное в противовес полезным занятиям иностранным языком, музыкой и т.д.

Не меньшее беспокойство вызывает и то, что из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей и приемов и проч. Именно эти элементы и составляют ядро любой традиционной игры и делают ее фактом народной культуры. Лишение современных детских игр этих важных признаков свидетельствует об отсутствии культурной преемственности и разрыве традиции.

Важность приобщения детей к народной игре и игровому фольклору, которые должны стать первой ступенькой в постижении собственной народной культуры, очевидна. Играя, ребенок легко и незаметно усваивает образы и символику народной эстетики, что делает невозможным отношение к национальной культуре как к явлению чуждому для современного человека. В конечном счёте, это послужит возрождению уважения к народной культуре и восстановлению связей между поколениями.


Яркая и самобытная культура славян ярче всего проявляется в народных играх и забавах. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью повседневной жизни славян и обязательным элементом праздничных мероприятий. С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить подрастающее поколение ловкости, храбрости и благородству.

Малечина-калечина


Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:

Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.

Бабки


Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.

На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.

В игре принимало участие от двух до десяти детей. Забава помогала развивать скорость, силу и внимание.

Веревочка

Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.

В середину получившейся фигуры становится сват или сваха. Обходя всех присутствующих, игрок должен каждому что-то сказать, спеть, чтобы поделиться знаниями о характере будущих родственников. На слова, причем порой обидные, нужно отвечать улыбкой и похвалой.

Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.

Репка

Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.

Горелки

Ручеек


У наших предков ни одно праздничное мероприятие не обходилось без мудрой и веселой забавы. В ней удивительным образом переплетались такие трепетные чувства, как любовь, ревность, нежные прикосновения.

Кубарь

Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.

С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.

Чижик

В это время остальные игроки стукают по нему на лету, стараясь загнать назад. Забава длится до тех пор, пока не появится один из участников с побитым лицом, который начнет искать виновного. Но как правило, дети быстро забывают про синяки и ссадины, возобновляя прерванное развлечение.


Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!

Петушки


Мальчишки еще те задиры. Им бы только потолкаться, подраться, попетушиться. Однако настоящие бои проводились не абы как, а с соблюдением строгих правил. На земле чертили большой круг, два игрока становились в центр. Руки отводили назад, одну ногу поджимали, на второй прыгали.

Парни толкались всеми частями телами, кроме рук и головы. Если соперник упал или наступил на землю второй ногой, то считался проигравшим.

Оплеухи

Еще одна старинная забава, предназначенная исключительно для юношей. На лавочке друг напротив друга усаживаются два молодца, ноги скрещивают под скамьей и начинают раздавать оплеухи сопернику. Удары получались не слишком сильными, поскольку скрещенные ноги и узкая лавка не позволяли размахнуться в полную силу.

Бой мешками


Два удалых молодца встают ли усаживаются на бревно, в руках держат мешок. По команде парни начинают лупить соперника, стараясь скинуть его. Для сложности некоторые участники одну руку плотно прижимают к пояснице, а борьбу ведут второй. В игре важно наличие умения двигаться и чувствовать соперника.
Вернуться к оглавлению

Катание по шестам

Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.

Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.

Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи. Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость.

Люлька

Для игры потребуется веревка длиной от двух до трех метров. Ее держит пара человек либо один конец закрепляют на дереве. Веревку не раскручивают, а слегка раскачивают над землей на высоте от десяти сантиметров.

Участники по одному или в паре прыгают через резиночку разными способами до тех пор, пока не совершат ошибку. Тот, кто споткнулся или запутался сменяет игрока, качающего веревку.

Бирюльки

Одно из самых древних развлечений, которое в наши дни практически забыто. Суть игры заключается в том, что берется от шестидесяти до ста палочек длиной десять сантиметров. Их помещают в холщовый мешочек, а после рассыпают на ровной поверхности.

Палочки падают в хаотичном порядке. Задача игроков убрать по одной бирюльке, не затрагивая те, что расположены поблизости. Победителем считается тот, у кого после разбора всей кучки, окажется больше всего палочек.

Жмурки

Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком. Хорошенько раскручивают его и спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?
— На квашне.
— Что в квашне?
— Квас.
— Лови мышей, а не нас.

Бубенцы

Старинная русская забава. Участники встают в круг, в центр выходят два человека. Один держит бубенчики, второму закрывают глаза платком. Остальные игроки заводят веселую песенку:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами по звуку колокольчика должен отыскать человека, который убегает от него.

Золотые ворота

Динамичное развлечение рассчитано на везение участников и их ловкость. Два игрока располагаются друг напротив друга и соединяют руки, создавая символические ворота. Остальные участники парой проходят через них. При этом игроки, сотворившие коридор, должны напевать песенку.

Гуси-лебеди


— Гуси-лебеди, домой!
— Зачем?
— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
— А чего волкам надо?
— Серых гусей щипать да косточки глодать!

Лапта

Удачная вылазка приносила команде очко, у кого их наберется больше, тот и побеждает. Игра сплачивала людей, вырабатывала внимательность и ловкость.

Городки

Соревнования могут быть индивидуальные или командные. Развлечение требует от участников наличия ловкости, меткости и хорошей координации.
Вернуться к оглавлению

Прятки

Популярная детская забава. Веселая и подвижная игра помогает развивать смекалку, выдержку и находчивость. Количество участников не ограничено, чем больше, тем веселей. Водящий становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные игроки разбегаются и прячутся по укромным местам. Цель развлечения – отыскать всех участников и назвать их по имени.

Ладушки


Потешная игра, предназначенная для самых маленьких. Ладушки помогали развеселить кроху, привлечь его внимание интересными стишками. Слова сопровождаются движениями рук и головы, увлекательной мимикой и хлопками.

Игра помогает развивать мелкую моторику, обучает детей навыкам общения и приносит массу позитивных эмоций.

Взятие снежного городка

Народные забавы для зимнего времени года. Различие является частью массовых гуляний на празднование Масленицы. Городок – это две стены с воротами, декорированный фигуркой петуха, бутылки и рюмки.

Возводили его из снега в поле или на открытой площадке. Чтобы добиться максимальной неприступности, крепость поливали водой.

Для защиты игроки применяли ветки, метелки, снежки. Первый, кто проникнет в крепость считался победителем.

Поймай рыбку

Для победы от игроков требуется скорость и хорошая реакция. Участники формируют круг, в центре которого размещается водящий с веревкой в руках. Он вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача игроков – подпрыгивать над верёвкой, тот, кто зацепится – выбывает.

Горячее место

Если участнику удается попасть на горячее место, он может там отдыхать неограниченное количество времени. Но стоит покинуть его, как снова придется убегать от водящего.


Участники первой команды подходят к стене и слегка нагибаются, упираясь в нее руками. Следующий игрок становится сзади и обхватывает его за талию, наклонив голову. Остальные члены команды делают то же самое. Получается своеобразный слон.

Краски


Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей

Салки

Удар по веревке

Простая забава, помогающая развить реакцию и заодно повеселиться. Понадобится плотная веревка, которую скручивают в кольцо и завязывают. Участники располагаются снаружи и держат его одной рукой. В центр кольца становится ведущий. Его задача – осалить игрока, который займет его место.

Казаки-разбойники


Тише едешь

Шумные и веселые древнерусские игры помогали развивать ловкость и смекалку. На земле рисуют две линии, расположенные на расстоянии пяти метров друг от друга. Перед одной чертой находится водящий, около другой встают участники.

Ведущий всеми доступными способами старается их рассмешить, при этом прикасаться к участникам запрещено. Тот, кто засмеется, возвращается к стартовой линии.

Медвежонок

Бой петухов

Участники поджимали ногу и подпрыгивая, пытались победить соперника, подталкивая его. Главная задача игроков – удержать равновесие. Тот, кто первым вставал на обе ноги или вовсе падал на землю, считался проигравшим.

Петушки и курочки

Парная забава, которая учит ребенка нести ответственность за напарника. Объединившись по два человека, команды начинают собирать крупные семена, рассыпанные по земле. На это отводится определенное количество времени. Победителем считаются те, кто соберет больше зерен.

У медведя в бору


Утки-Гуси

После этого быстро отдает мяч другому участнику. Затем водящий и ребенок с игрушкой ходят влево – вправо, двигаясь по кругу навстречу. Каждый старается первым дойти до пустого места, откуда стартовало движение. Кто опередит соперника – победит.

Ловишка – козлик

Цепочки

Фанты

Заключение

Русский народ придумал великое множество игр и забав, заботясь о своих детях. Ведь простые, на первый взгляд, развлечения не только помогали весело провести время, но и тренировали ловкость, силу. Дети учились общаться со сверстниками и ценить дружбу.

Читайте также: