Пир валтасара описание картины кратко

Обновлено: 02.07.2024

Картина "Пир Валтасара" была написана Рембрандтом между 1633 и 1634 годами. На данный момент полотно храниться в Национальной галерее Лондона. Картина написана в эпоху барокко и относится к ярчайшим произведениям Рембрандта, связанным с историческим наследием человечества.

Сюжет картины достаточно прост. Перед зрителем предстает во всей красе легенда о последнем царе Вавилона – Валтасаре. Валтасар был жестоким завоевателем, ему и его предкам удалось подчинить своей воле множество народов и стран. Никто не

мог противостоять силе Вавилона, никто, кроме персов, чьи войска в это время возглавил весьма умелый воитель по имени Кир.

Персидская армия освободила покоренные народы и те восстали против Вавилона. Советники Валтасара советовали ему убежать из столицы и укрыться в одном из убежищ, но гордый и упрямый царь не согласился и в момент, когда его город осаждали враги, устроил большой пир, на который пригласил всех знатных горожан и вельмож.

В разгар пира, когда вино лилось рекой, а от кушаний буквально ломились столы, на стене пиршественной залы появилась странная надпись – "Мене, текен, упарсин",

означавшая следующее: "Царствие твое измерено, взвешенно и отдано персам". Момент появления этой надписи и был запечатлен Рембрандтом.

В центре картины сам царь Валтасар, оторвавшийся от богатого стола, чтобы взглянуть на стену позади себя, на которой в ярком солнечном свете рука невидимого человека чертит приговор его царству и ему самому. Одеяния царя роскошны, отовсюду свисают золотые цепи и украшения, на голове, укутанной в восточный тюрбан, сверкает инкрустированная драгоценными каменьями, корона.

Валтасара окружают испуганные придворные, на лицах женщины и мужчины, хорошо видимых зрителю, явственно читается непонимание и ужас. Женщина, повернутая к зрителю спиной, настолько испуганна, что вино, которое она должна была вылить в кубок, льется прямо на пол.

Общий облик картины достаточно мрачный, но вместе с тем в ней присутствует некая надежда на светлое будущее, которое обещает Бог.

Одно из самых известных крылатых высказываний, “Валтасаров пир”, связано с библейским сюжетом и значит беззаботное веселье накануне неизбежной беды.

Однако среди воплощений сюжетов о царе Валтасаре (а их было немало) творение Рембрандта заняло особое место. Неслучайно на её создание ушло более двух лет, причём за этот период художник неоднократно прибегал к консультациям раввинов Еврейской общины Амстердама. Что же можно увидеть на этом полотне? Что помогло живописцу экспрессивно и точно отобразить известный сюжет из Библии?

История создания

По завершению работ в Лейденской мастерской, Рембрандт в 1631 году переезжает в Амстердам. Именно там публика особенно ценила его картины. Надо признать, что у живописца была особая манера написания, но именно голландцы особенно ярко воспринимали поданные Рембрандтом образы, что были близки народу.

Что примечательно, в то время популярность в живописи приобретают библейские сюжеты. Но именно в таком “протестантском барокко”, как у Рембрандта, они выражаются просто и ясно, без обилия мистицизма и “туманных” элементов.

Предание о Валтасаре

Если говорить о сюжете, отражённом на картине, то он и прежде появлялся в живописи, но именно у Рембрандта царь Валтасар и события, связанные с ним, кажутся по-настоящему “живыми”. Согласно библейскому преданию, получив власть в Вавилоне после смерти отца, царь Валтасар устроил грандиозный пир.

Для нового правителя было устроено настолько пышное торжество, что приглашённому множеству гостей не стало хватать посуды. Тогда Валтасар распорядился принести золотые кубки и ритуальные приборы, что прежде были вывезены из Иерусалима Навуходоносором. Конечно, это было осквернением святынь.

Валтасар бессознательно пытается защититься рукой от пугающей надписи

Валтасар бессознательно пытается защититься рукой от пугающей надписи

И вдруг во время пиршества царь и гости заметили руку, что выводила на стене надпись: “Мене, текел, упарсин”. Никто из присутствующих не смог расшифровать текст. По приказу Валтасара его слуги отправились за мудрецами и чернокнижниками, но никому из них не был известен таинственный язык.

Один лишь пророк Даниил сумел разгадать странную надпись. Он объяснил, что это послание извещает о скорой гибели Вавилона и его царя. В тот же день Валтасар был убит, а город пал под натиском персов и мидян.

Роскошная мантия Валтасара украшена драгоценностями, но духовного богатства он не нажил

Роскошная мантия Валтасара украшена драгоценностями, но духовного богатства он не нажил

Теперь же давайте снова вернёмся к картине. Именно описанный сюжет является основой событий, отражённых Рембрандтом. Сразу можно заметить, что на полотне присутствуют типичные “рембрандтовские” тона – золотистый, коричневый, чёрный, красный. Действующие лица словно появляются из сумрака. А вот источником света на картине выступает таинственная надпись.

Известно, что Рембрандт долго не мог придумать, как разместить буквы иврита так, чтобы их сложно было прочитать. Согласитесь, если бы он написал слова в традиционной манере (справа налево), то прочесть их не составило бы труда. Манассе бен Исраэль, близкий друг художника, подсказал ему превосходный вариант – разместить буквы столбцами.

Буквы на надписи размещены столбцами

Буквы на надписи размещены столбцами

Центральную часть полотна занимает фигура царя Валтасара. Рядом с ним – жена, наложницы, охрана, жрецы. Все их лица кажутся искажёнными от ужаса. Они потрясены увиденным и не могут найти объяснения происходящему.

Да, о смысле надписи в тот миг ещё никто не догадывается, но суть в ином. Я думаю, каждый человек испытал бы ужас, увидев бестелесную руку, чертящую некую таинственную надпись.

Очень ярко страх проявляется в фигуре самого Валтасара. Он словно бессознательно хочет защититься, прикрываясь рукой от пугающего явления. Рядом с ним – не менее испуганная – жена. Что примечательно, её Рембрандт писал с собственной супруги.

Жена Валтасара испугана не меньше своего мужа

Жена Валтасара испугана не меньше своего мужа

Очень яркой является динамика картины. Художник изобразил те самые осквернённые золотые кубки, из которых выплёскивается вино. Кажется, что сейчас пройдёт мгновение – и гости бросятся прочь от надписи, а напитки разольются по столу. Здесь есть и некий особый символизм – проливающееся вино из священных сосудов олицетворяет переполненную чашу терпения высших сил.

Вино уже проливается из осквернённых священных сосудов

Вино уже проливается из осквернённых священных сосудов

Библейский сюжет о царе Вавилона Валтасаре был в искусстве воспроизведён не единожды, но в ряду самых известных полотен, посвящённых мрачному пророчеству гибели империи, картина Рембрандта, пожалуй, занимает самую верхнюю позицию.

История, разворачивающаяся на полотне, такова: получив власть в Вавилоне после смерти отца, царь Валтасар устроил грандиозный пир, но когда гостям не стало хватать посуды, он приказал своим слугам принести ритуальные золотые кубки и другие приборы, которые вывез из Иерусалима ещё Навуходоносор. Осквернив таким образом святыни, вдруг все гости и царь увидели руку, которая старательно выводила надпись на стене - "Мене, текел, упарсин" . Послание не смог расшифровать ни один чернокнижник, лишь только Даниилу оказалось это под силу – таинственная рука предрекла гибель Вавилона. В этот же самый день город был взят персами и мидянами, а новоиспечённый царь убит.

Картина выдержана в обычных для Рембрандта тонах – золотистых, коричневых, красных. Герои выступают из темноты, освещённые таинственными буквами. Особым образом выполнена загадочная надпись на стене на иврите. Художник долго размышлял, как изобразить надпись, чтобы действительно её невозможно было прочитать, ведь если написать предсказание справа налево (традиционно для иврита), то прочитать её будет не трудно. Выход подсказал друг Рембрандта, Манассе бен Исраэль, который предложил разместить буквы вертикальными столбиками.

Большую часть полотна занимает сам царь, подле него находятся жена, наложницы, жрецы и охранники. Их лица искажены испугом. Ужас и оторопь – вот основные лейтмотивы полотна. Герои будто застыли, парализованы от увиденного. Даже для современного зрителя, невесомая рука, чертящая приговор всем собравшимся и государству, кажется весьма пугающей.

Известно, что работа над картиной заняла у великого голландца два года, в течение которых он не раз прибегал к консультациям у раввинов из Еврейской общины.

Недавно я вернулась из Лондона, где практически безвылазно проводила время в Нацональной Галерее – богатейшем собрании живописи. На днях я рассказывала про Дега в её коллекции, а сегодня очередь Рембрандта.

Уильям Блейк, "Навуходоносор", 1805, галерея Тейт. Отец Валтасара Навуходоносор тоже поплатился за грех гордыни: "волосы у него выросли, как у льва, и ногти у него – как у птицы".

Уильям Блейк, "Навуходоносор", 1805, галерея Тейт. Отец Валтасара Навуходоносор тоже поплатился за грех гордыни: "волосы у него выросли, как у льва, и ногти у него – как у птицы".

Это не самый популярный в живописи библейский сюжет – то ли дело Святое семейство или Юдифь с головой Олоферна, – и Рембрандт гениально этот сюжет срежиссировал.

Картина раскрывается перед нами постепенно. Первым делом вслед за полным ужаса Валтасаром смотришь на руку, из ниоткуда явившуюся в воздухе. Тьму, характерную для северной живописи, она взрезает светоносными буквами. Потом взгляд падает на льющуюся из драгоценного кубка воду. Сколько бы власти ни было у Валтасара, он не в силах обратить её в вино.

Лишь потом обращаешь внимание на то, что занимает центр полотна – роскошную мантию земного правителя, потрясающие своим великолепием золотые вышивки, подбитые мехом и инкрустированные драгоценными каменьями. Всё это должно бы ещё ярче вспыхнуть в падающем справа свете, но вместо этого тускнеет и блёкнет – материальное богатство конечно, а духовного Валтасар не нажил.

Наконец последним проступает из темноты инфернальный ангел. Он единственный ломает четвёртую стену и смотрит прямо на нас таким страшным взглядом, что внутри всё сжимается. Это явно неотмирное существо, и его легко не заметить. Наверное, когда в хоррор-фильмах звучит тревожная музыка, это вот такой ангел дудит в свою дудочку за кадром. Признаюсь честно, сколько раз я видела эту картину в репродукциях, но ангела заметила только в музее. И то не сразу.

А вы замечали ангела до моей подсказки?

Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!

Читайте также: