Н ф талызина кратко

Обновлено: 04.07.2024

Талызина Нина Федоровна Талызина Нина Федоровна (род. 28.12.1923) - отечественный психолог. В 1947 г. поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, в 1950 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему ""Особенности умозаключений при решении геометри

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Талызина Нина Федоровна" в других словарях:

Талызина Нина Федоровна — (род. 28.12.1923) отечественный психолог. Биография. В 1947 г. поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, в 1950 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Особенности умозаключений при решении геометрических задач . Работала на… … Большая психологическая энциклопедия

Талызина, Нина Федоровна — (1923 г.р.) Российский психолог, доктор психологических наук (1970), профессор (1971), действительный член АПН СССР (1989) и РАО (1993). Закончила физико математический факультет Ярославского педагогического института (1945). Заведовала… … Кто есть кто в российской психологии

ТАЛЫЗИНА — Нина Федоровна (р. 1923) российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор деятельностной концепции программированного обучения. Д р психологических наук (1970), профессор (1971), чл. кор. АПН СССР (1971), д. чл. АПН СССР … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Список психологов — Список психологов … Википедия


Родилась 28 декабря 1923 г. в с. Лучинском Ярославской области, закончила Ярославское педучилище (1942 г.), а затем физико-математический факультет Ярославского педагогического института (1946), аспирантуру Института Психологии АПН РСФСР (1950).

Доктор психологических наук (1970), профессор (1971), член-корреспондент АПН СССР (1971), действительный член АПН СССР (1989), действительный член РАО (1992).

Область научной деятельности: педагогическая психология. Н.Ф. Талызина внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. В 50-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, исследовала особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 50-х гг. Н.Ф. Талызина ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления.

Усвоение в условиях определенной организации этого процесса или другим человеком (учителем), или с помощью специально разработанной для этого программы (программированное обучение) называется учением. Учение таким образом имеет два отличительных признака: а) процесс усвоения выступает как основной, направленный на приобретение новых знаний и умений или на совершенствование имеющихся; б) этот процесс происходит в специально организованных условиях. Учение, как и другие виды усвоения, имеет активную природу: совершается через те или иные действия (деятельность) субъекта усвоения; в случае учения - учащегося, обучаемого. В силу этого учение в психологии рассматривается как один из основных видов человеческой деятельности. Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.Анализ учения должен начинаться с выделения деятельности, которую необходимо выполнить обучаемым, чтобы решить поставленную перед ними задачу, затем необходимо идти к выделению слагающих ее действий, а затем - к структурному и функциональному анализу содержания каждого из них. Таким образом, центральным звеном этой теории является действие как единица деятельности учения, как единица любой человеческой деятельности. На уровне действия мы и будем вести анализ данной теории. Учение как деятельность учащегося включает в себя несколько видов действий. Эти действия могут быть расклассифицированы по разным основаниям. Если поделить их по месту и функциям в деятельности, то одни займут место предмета усвоения (они усваиваются учащимися), другие окажутся средствами усвоения (с их помощью учащийся усваивает первую группу действий). При этом следует отметить, что действия, входящие в группу средств усвоения, ранее должны были быть предметами усвоения, т.е. входили в первую группу действий.Если подойти к действиям, слагающим деятельность учения, со стороны их содержания, то их можно поделить на две группы: 1) общие (планирование, контроль, действия, составляющие приемы логического мышления и др.). Эти действия не зависимы от особенностей того или иного предмета; 2) специфические; они отражают особенности изучаемого предмета, их применение ограничено его спецификой (звуковой анализ слова, действия, необходимые для геометрических преобразований и др.).

Для нашего поколения Нина Федоровна служит примером не только преданного науке ученого, но и человека с активной гражданской позицией.

Общее число опубликованных работ свыше 400, около 100 из них изданы на 16-ти языках за рубежом.

Основные труды:

  • Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969;
  • Пути и возможности автоматизации учебного процесса. (В соавторстве с Т.В. Габай). М., 1977;
  • Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. 1980;
  • Управление процессом усвоения знаний. (Психологические основы). М., 1975, 1984;
  • Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. (Совместно с Ю.В. Карповым). М., 1987;
  • Пути разработки профиля специалиста. (Ред. и соавт.). Саратов, 1987.
  • Природа индивидуальных различий: Опыт исследования близнецовым методом. (Совместно с С.В.Кривцевой, Е.А.Мухаматулиной). М., 1991;
  • Формирование приемов математического мышления (Ред. и соавт.). М., 1995;
  • Педагогическая психология. Учебное пособие. М., 1998.

Нину Федоровну Талызину выдвигает Московское психологическое общество при поддержке члена Большого Жюри Дианы Борисовны Богоявленской.

Нина Фёдоровна Талызина (род. 28 декабря 1923 года, село Лучинское, Ярославская область, СССР) — советский и российский психолог. Специалист в области педагогической психологии. Лауреат большого количества премий и наград за заслуги в области науки и образования. Внесла крупный вклад в разработку деятельностного подхода к обучению. Действительный член Академии педагогических наук СССР (с 1989), действительный член Российской академии образования (c 1993).

Биография

Н. Ф. Талызина родилась в многодетной крестьянской семье в селе Лучинское под городом Ярославль. В молодости на мировоззрение Н. Ф. Талызиной большое влияние оказала семья просветителя Б. Ф. Некрасова, племянника Н. А. Некрасова.

После окончания семилетней школы Н. Ф. Талызина поступила в 1939 году в Ярославское педагогическое училище. В 1942 году стала студенткой физико-математического факультета Ярославского педагогического института, где начала заниматься психологией под руководством профессора НИИ психологии АПН РСФСР Т. Е. Егорова.

В 1963 году возглавила кафедру педагогики философского факультета МГУ, а после создания факультета психологии — кафедру педагогической психологии и педагогики, заведующей которой была в течение 28 лет. В 1971 г. Н. Ф. Талызиной было присвоено звание профессора, в том же году она была избрана членом-корреспондентом АПН СССР, а в 1989 г. — академиком АПН СССР (РАО).

С 1966 г. является руководителем лаборатории педагогической психологии, с 1989 г. возглавляет Центр по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ, осуществляющий обучение преподавателей и методистов на основе деятельностной теории учения.

Научный вклад

Исходными теоретическими постулатами деятельностной теории учения послужили положения, разработанные в советской психологии Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным. С точки зрения Талызиной, именно деятельностный подход является метологической базой для создания психологии, которая позволяет преодолеть функционалистский подход к психике, мешающий eё адекватному исследованию. В качестве единицы анализа (в том числе учебной деятельности) должна выступать не изолированная функция, а действие как системное образование. Н. Ф. Талызина осуществляет дальнейшее развитие идей деятельностной теории и общепсихологической теории становления психических функций П. Я. Гальперина. Благодаря Н. Ф. Талызиной теория формирования умственных действий и понятий в настоящее время реализуется на практике в процессе обучения во всем мире.

Обширные исследования Н. Ф. Талызиной внесли большой вклад в развитие педагогической психологии, а также в организацию современного непрерывного образования и профессиональной подготовки психологов. Н. Ф. Талызиной активно изучались закономерности и механизмы процесса учения, формирования умственных действий и познавательных умений. Разработаны методы моделирования различных видов познавательной деятельности и принципы управления процессом их формирования. Сформулирована деятельностная концепция программированного обучения.

Читайте также: