Содержание операционной стратегии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Продолжаем разговор об операционной стратегии , которая является основой для построения функциональных и бизнес-стратегии. Операционная стратегия должна вносить свой вклад в сильные стороны компании, отвечать на вызовы современности и помогать реализовывать открывающиеся возможности.

Но это все слова, скажет внимательный читатель и будет прав! А потому перейдем к делу, к действию!! Каждый из нас каждый день выполняет от ста до тысячи разных задач/действий/операций.
ВОПРОС: Как в этой ежедневной суете разглядеть стратегию?
ОТВЕТ: посмотрите на приоритеты, на то, на чем вы концентрируетесь при выполнении работы или решении поставленных задач.

Есть т.н. канонические приоритеты, они известны всем, некоторые из них являются источником конкурентного преимущества, на других выстраиваются эталонные бизнес-стратегии.

1. Низкие издержки! (дешево и сердито)
Именно низкие издержки, низкая себестоимость, а не низкие цены являются источником преимущества! Низкая цена - это возможность, которая возникает благодаря низкой себестоимостью, которая в свою очередь возникает в силу ряда ОБЪЕКТИВНЫХ причин:
а) эффект масштаба (постоянные издержки разделяются);
б) накопленный опыт в данном бизнесе (кривая обучения);
в) логистика (Амазон вам в помощь);
г) транзакционные издержки.

2. Качество и надежность продукции!
Это пожалуй самый недооцененный приоритет. Но сколько раз вы выбирали качество в качестве приоритета своим действиям? Вы готовы делать дороже, дольше, а главное вы понимаете что означает качество в понимании клиента?

3. Сроки выполнения заказа!
Делать быстрее всех на рынке, сокращать производственный цикл, быстрее реагировать на пожелания клиентов. Обратите внимание на те моменты, когда вы сами были готовы платить за скорость выполнения работы! Посмотрите на себя со стороны оцените скорость своей работы, насколько ее можно повысить и насколько она важна для клиента.

4. Надежность и точность выполнения поставок.
Как и где этот приоритет проявляется и кто готов платить за него? Так вот представьте, что у вас автоматическая производственная линия и она сломалась из-за поломки детали за 100$. Вы готовы ждать поставку неделю? Или готовы заплатить больше, чтобы эту детали привезли и установили уже через час? А теперь исследуйте этот вопрос и скажите, насколько важен этот приоритет для ваших клиентов?

5. Способность реагировать на изменение спроса!
Незаметный, но очень важный приоритет для сезонного и цикличного бизнеса. Готовы вы резко повысить свою "мощность" и обслужить наплыв клиентов связанных с проходящим футбольным матчем? А как по-вашему можно быстро нарастить производство медицинских масок и главное, также быстро его свернуть?

6. Гибкость и освоение новой продукции.
Пожалуй один из ключевых приоритетов, который заставляет приковывать внимание потребителей новинками, создавать имидж инновационной компании и снижать риски в случае неудачного выхода продукта на рынок. Ярким примером такого приоритета является магазины ZARA, которые каждые 1-2 недели обновляют свой ассортимент.

7. Прочие приоритеты. к которым можно добавить:

Поддержка , техническая или обслуживание, инсталяция, настройка, обучение, выведение на самоокупаемость, и т.д. Примером могут быть производители автомобилей, управляющие компании от застройщиков и даже больницы в период реабилитации больного (выздоравливающего).

Ускорение выпуска новой продукции срабатывает, когда конкуренты пытаются опередить вас своими новинками.

Широта номенклатуры .
Количество выпускаемой продукции или продаваемых продуктов, это эффект гипермаркета, или магазина типа IKEA где можно в одном месте купить все, что только пожелаешь.

Дизайн!
Внешний вид, продуманность эргономики и функционал обеспечивает популярность дизайна, и как двигателя рекламы и как тот приоритет, который делает жизнь потребителя удобнее.

Операционная стратегия– это разработка общей политики, планов и мероприятий, направленных на эффективное использование ресурсов организации для производства конкурентоспособных продуктов и услуг.

Выделение операционной системы требует разработки операционной стратегии, которая относится к одному из функциональных направлений корпоративной стратегии. Принципиально важным является то, что в современном бизнесе все функциональные стратегии (финансовая, маркетинговая, операционная, логистическая, информационная, по управлению человеческими ресурсами) имеют одинаковый паритет и тесно взаимосвязаны друг с другом (рис.13.1).

Специфика операционной стратегии заключается в объекте управления, процедурах формирования стратегических приоритетов и в организации операционной системы. В отличие от общей стратегии она не может быть главным фактором выбора целей и приоритетов бизнеса. Основные ее задачи:

а) по отношению к внешней среде – обеспечение адаптации к внешним условиям и конкурентоспособности организации;

б) по отношению к внутренней среде – координация взаимодействий участников в целях рационального использования ресурсов.

Основные группы операционных стратегий

Операционные стратегии подразделяются на группы по выделяемым в работе приоритетам функционирования операционной системы бизнеса. К таким приоритетам относятся:

а) минимизация затрат;

б) развитие гибкости операционной системы по расширению номенклатуры, ассортимента или изменению объема выпуска;

в) развитие качества бизнес-процессов, продукции или услуг;

г) минимизация времени выполнения заказов клиентов.

Стратегия минимизации затрат обусловлена тем, что на рынке существует ценовая конкуренция, поэтому успех во многом определяется тем, может ли предприятие производить материальный продукт или оказывать услугу с затратами, на уровне или ниже чем у конкурентов. Высокие затраты могут стать угрозой, а их снижение предоставить новые возможности.

Стратегия развития гибкости основана на способности организацииманипулировать соотношением номенклатуры (ассортимента), объемами производства продуктов и быстро осваивать новые виды продуктов. Это скорость реакции на требуемые изменения, способность перестраивать действующие операционные процессы, разрабатывать и внедрять новые продукты.

Стратегия развития качества основана на том, требуемый уровень качества определяется целевым потребителем продукции. Однако, следует помнить, что при высоком качестве и цене можно потерять часть потенциальных покупателей.

Стратегия минимизации времени фокусируется на сокращении времени, которое требуется для выполнения операций и бизнес-процессов.

Формирование и реализация операционной стратегии

На выбор и реализацию операционной стратегии воздействуют внешняя и внутренняя среда организации.

Практически все элементы внешней среды в той или иной мере воздействуют на операционную систему, однако наиболее существенное влияние оказывают поставщики, потребители и конкуренты. Обобщающим фактором их воздействия является рынок.

Существуют рынки сбыта продукции и рынки потребляемых ресурсов: сырья и материалов, труда, информации, финансов и т.п. Рынки – среда активных действий организации.

Рыночными факторами, воздействующим на операционную стратегию предприятия, являются: разнообразие, объем, качество и цена.

Разнообразие рынка означает, насколько широк и изменчив ассортимент продуктов на рынке.

Объем рынка. Рынок с малым разнообразием, как правило, имеет большой объем и наоборот, т.е. объем рынка – обратная сторона разнообразия. При малом разнообразии, но больших объемах, необходимо производить один основной продукт в большом количестве с минимальными затратами.

Качество на рынке. Качество должно быть адекватным требованиям рынка. Обеспечение качества, выше требуемого, может неоправданно увеличить затраты и цену, а низкое качество, подорвать имидж организации и сделать компанию неконкурентоспособной.

Цена на рынке. Цены оказывают давление на операции. Рынок с высокой ценовой конкуренцией будет требовать минимизации затрат, возможно в ущерб качеству и гибкости, а рынок с низкой ценовой конкуренцией позволяет сконцентрировать внимание на качестве, ассортименте и скорости реакции на изменения.

Из содержания внутренней среды организации можно выделить четыре основные взаимосвязанные группы факторов оказывающих влияние на операционную стратегию:

1) факторы, связанные с человеческими ресурсами;

2) технологические факторы;

3) финансовые факторы;

4) организационная культура.

Факторы, связанные с человеческими ресурсами. Факторы, связанные с человеческими ресурсами часто доминируют при выборе и реализации операционной стратегии, так как без соответствующего персонала нельзя получить нужный результат. От персонала зависит выполнение процессов, операций и реализация операционной стратегии.

К этим факторам относятся:

· квалификация персонала, в том числе:

· профессиональные навыки и опыт;

· индивидуальные способности, в том числе способность к творчеству;

· отношение персонала к работе и организации;

· подходы к организации процесса принятия решений.

Процесс реализации стратегии осуществляется следующим образом. Запросы потребителей по новой или уже выпускаемой продукции приводят к формированию приоритетов, которые затем становятся обязательными для операций. Операционная стратегия переводит стратегические цели организации в рабочие требования. Определив требования к рабочим характеристикам, производственное подразделение использует все свои потенциальные возможности для их достижения по направлениям: технология, системы и персонал.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Операционная стратегия – это часть бизнес-стратегии компании, направленная на ее поддержку и обеспечение эффективности операционной функции. Разработка операционной стратегии включает в себя создание общей политики и планов использования материальных ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии. Эффективность и рациональность операционного менеджмента целиком и полностью зависят от выбора операционной стратегии. Если операционная функция не имеет четких и согласованных достижимых целей, то вскоре она перестанет оправдывать ожидания копании.

В ходе разработки операционной стратегии следует принять решение по ряду вопросов:

  • Перспективы развития текущих стратегий компании;
  • Роль операционной функции в организации и ее границы;
  • Требования функций, поддерживающих операционную функцию;
  • Зрелость управления операциями и требования к процессу;
  • Сформулированные целевые показатели результативности и эффективности.

Операционная стратегия связана как с общей корпоративной стратегией, так и с локальными функциональными стратегиями. Операционная стратегия предназначена отвечать целям и задачам общей стратегии и не иметь конфликтов с функциональными. Такой подход к формированию операционной стратегии повышает ее эффективность и результативность.


На операционную стратегию влияют такие факторы, как основной фокус предприятия, разработка продуктов или услуг, политика управления инвестициями и персоналом.

Этапы разработки стратегии

Существуют различные варианты разработки стратегии, примеру, пятиступенчатая модель Хилла, включающая определение корпоративных целей, маркетинговой стратегии, анализ возможностей, разработку процессов и определение поддерживающей инфраструктуры. Задачами операционной стратегии является повышение эффективности управления ресурсами и соответствие требованиям потребителя.


Наш подход направлен на последовательную разработку и внедрение операционной стратегии, основанной на соблюдении ограничений и достижении максимальной эффективности операций.

Опытные отраслевые эксперты FNC поддержат Вашу компанию в разработке эффективной стратегии операций.

Операционная стратегия – это часть бизнес-стратегии компании, направленная на ее поддержку и обеспечение эффективности операционной функции. Разработка операционной стратегии включает в себя создание общей политики и планов использования материальных ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии. Эффективность и рациональность операционного менеджмента целиком и полностью зависят от выбора операционной стратегии. Если операционная функция не имеет четких и согласованных достижимых целей, то вскоре она перестанет оправдывать ожидания копании.

В ходе разработки операционной стратегии следует принять решение по ряду вопросов:

  • Перспективы развития текущих стратегий компании;
  • Роль операционной функции в организации и ее границы;
  • Требования функций, поддерживающих операционную функцию;
  • Зрелость управления операциями и требования к процессу;
  • Сформулированные целевые показатели результативности и эффективности.

Операционная стратегия связана как с общей корпоративной стратегией, так и с локальными функциональными стратегиями. Операционная стратегия предназначена отвечать целям и задачам общей стратегии и не иметь конфликтов с функциональными. Такой подход к формированию операционной стратегии повышает ее эффективность и результативность.


На операционную стратегию влияют такие факторы, как основной фокус предприятия, разработка продуктов или услуг, политика управления инвестициями и персоналом.

Этапы разработки стратегии

Существуют различные варианты разработки стратегии, примеру, пятиступенчатая модель Хилла, включающая определение корпоративных целей, маркетинговой стратегии, анализ возможностей, разработку процессов и определение поддерживающей инфраструктуры. Задачами операционной стратегии является повышение эффективности управления ресурсами и соответствие требованиям потребителя.


Наш подход направлен на последовательную разработку и внедрение операционной стратегии, основанной на соблюдении ограничений и достижении максимальной эффективности операций.

Опытные отраслевые эксперты FNC поддержат Вашу компанию в разработке эффективной стратегии операций.

Читайте также: