Причины опасностей бжд кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. 1. Основные понятия и определения.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – превентивный анализ источников опасностей и причин их проявления, прогнозирование и оценка их действий в пространстве и во времени.

Решение задач обеспечения безопасности жизнедеятельности включает следующее:

исследование опасностей, действующих в среде обитания человека, их идентификация, классификация и квантификация ;

анализ опасностей и причин;

разработку и реализацию наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

формирование систем контроля опасностей и управление состоянием безопасности техносферы;

разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по БЖД.

Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Техносфера – среда обитания, созданная человеком. Регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, для улучшения условий жизни.

Техносфера, в отличие от природной среды, не имеет способности к саморазвитию, и после создания может только деградировать. Для ее поддержания необходима постоянная деятельность человека, направленная на обеспечение техносферы потоками сырья и энергии, на утилизацию отходов и на защиту от спонтанных выбросов, потоков масс и энергий при авариях и разрушениях.

Опасность - свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасность - центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Опасности могут носить потенциальный, т.е. скрытый характер. Для проявления опасностей необходимы условия, при которых они могут реализоваться, - причины.

Идентификация опасности – процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

Классификация (таксономия) опасностей – это систематизация опасностей по различным признакам, производимая в процессе их изучения, например:

по происхождению: природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные;

по виду воздействий: физические, химические, биологические, психофизиологические;

по времени проявления отрицательных последствий: импульсивные, кумулятивные (накопленные за определенный период времени);

по сфере проявления: бытовые, спортивные, дорожно-транспортные, производственные, военные и др.;

по структуре проявления: простые и производные (от взаимодействия простых);

по характеру воздействия на человека: активные и пассивные (активизируются за счет энергии человека); и др.

Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособности технической системы.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей людей.

Причины проявления опасности – совокупность обстоятельств, способствующих проявлению опасностей и вызывающих их нежелательные последствия.

Анализ опасностей – выявление нежелательных событий, влекущих за собой реализацию опасностей, анализ механизмов возникновения подобных событий и, как правило, оценка масштаба, величины и вероятности любого события, способного оказать поражающее действие.

Литература: [2, 4, 8]

1. 2. Критерии комфортности и безопасности.

Комфорт – оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зонах деятельности и отдыха человека.

Критерии комфортности – это ограничения на значения параметров микроклимата, уровень освещенности зон и поверхностей, влияющие на ощущения комфортности. В качестве критериев комфортности нормативные документы устанавливают:

Критерии безопасности – это ограничения на концентрации веществ и потоки энергий в жизненном пространстве, а при авариях допустимая вероятность (риск) возникновения подобного события.

Риск (R) – вероятность реализации негативного последствия в зоне пребывания человека. Понятие риска включает два элемента: частоту, с которой осуществляется опасное событие (No), и последствия этого события (Nч.с.). Условие безопасности состоит в ограничении значения риска ниже допустимой величины (Rдоп).

Риск (риск допустимый, риск недопустимый) используют в качестве единого индекса вреда при оценке действия негативных факторов на человека, а так же применяют для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.

1.3. Основные положения теории риска.

Риск допустимый (Rдоп.) – такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Согласно международной договоренности, допустимый риск действия техногенных опасностей должен находиться в пределах 10-6, а R Rдоп Риск недопустимый (неприемлемый риск) – вероятность реализации негативного воздействия с частотой более чем 10-3.

Управление риском – система законодательных, организационных, инженерно-технических, технологических, административных мер для обеспечения безопасности. Работу ведут, как правило, по трем направлениям:

совершенствование технических систем и объектов;

непрерывная подготовка человека по вопросам безопасности на всех ступенях воспитания и обучения;

оперативное реагирование на последствия аварий, катастроф и стихийных бедствий.

С введением концепции риска вводятся и экономические методы управления риском: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др.

Индивидуальный риск R и рассчитывается по формуле :

R и =

где n – число реализованных неблагоприятных случаев;

N – возможное число событий.

Данные по риску для некоторых факторов приведены в таблице в таблице 1.

Таблица 1 (значение риска смертности в зависимости от условия):

Условие: За 2003, 2004 годы в РФ без вести пропало более 70.000 человек. Рассчитать индивидуальный риск пропажи без вести в РФ. Численность населения 120 млн.

Рассчитываем годовую пропажу:

n= 70000/2 = 35000

Степень риска рассчитываем по формуле (1):

Условие: Риск гибели в автокатастрофе жителя США равен 3,8 × 10 -4 в год. Во сколько раз это отличается от аналогичного риска жителя Свердловской области, если известно, что за 2 года в ДТП погибло 2,5 тыс.чел. Число жителей области 5 млн.

Рассчитываем годовую смертность в ДТП в Свердловской области:

Степень риска рассчитываем по формуле (1):

Найдём, во сколько раз риск гибели в ДТП в США отличается от аналогичного показателя по Свердловской области:

Условие: Количество полностью окупаемых проектов в РФ на 2003, 2004 годы равен 32%. Сформулируйте понятие инвестиционного риска, определите его и определите экономический ущерб, который при такой же окупаемости будет в 2005 году. (Годовое вложение за 2005 год составит 50 млн.руб)

Инвестиционный риск R Э определяем по формуле:

R Э =100-Q, где Q – количество окупаемых проектов.

Величину годового ущерба U рассчитываем по формуле:

U= , где K – величина годового вложения.

U= 50.000.000×0,68 = 34.000.000

Коллективный риск – риск подвергнуться воздействию вредного фактора для группы людей от 2х и более человек.

Коллективный риск связан с индивидуальным риском формулой:

R К = , Где р – количество людей в данной группе.

Условие: За 3 года из населения РФ утонуло около 21.000 человек. Рассчитать величину коллективного риска для семьи из 5 человек, если принять число жителей за 12 млн.чел.

Находим число утонувших за 1 год:

Индивидуальный риск определяем по формуле (1):

Коллективный риск определяем по формуле (2):

Пример №5 (задача 5).

Условие: Рассчитать величину индивидуального риска от несчастного случая в офисе, если за последние 5 лет из произошло 50.000. Среднегодовое число служащих за этот период составляет 70 млн.чел.

Найдем число пострадавших за 1 год:

n= 50.000/5 = 10.000

Индивидуальный риск определяем по формуле (1):

1. 4. Показатели негативности жизнедеятельности.

Показатели негативности – показатели, используемые для интегральной оценки влияния опасностей на человека и среду обитания (численность пострадавших, показатель частоты травматизма, показатель тяжести травматизма, показатель травматизма со смертельным исходом, показатель нетрудоспособности, показатель сокращения продолжительности жизни (СПЖ), региональная младенческая смертность, материальный ущерб и др.

Показатель частоты травматизма(К) – определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период:

К = Т тр. *1000 / С

где Ттр. - численность пострадавших от травмирующих факторов; C – число работающих (среднесписочное).

Показатель тяжести травматизма (Кт) – характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:

К т. = Д / Т тр.

где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям.

Показатель травматизма со смертельным исходом (Ксм) – определяет число смертельных несчастных случаев (Тсм) из расчета на 1000 работающих за определенный период времени (обычно за год):

К см. = Т см. * 1000 / С

Показатель нетрудоспособности (КН) – оценка уровня нетрудоспособности:

К кн. = Д * 1000 / С

Показатель сокращения продолжительности жизни (СПЖ )– используют для оценки влияния вредных факторов. Абсолютные значения СПЖ определяют в сутках. Относительные значения СПЖ определяют по формуле

СПЖ = П – СПЖ /365/П

где П – средняя продолжительность жизни, лет.

Региональная младенческая смертность – определяется числом смертей детей до года, приходящихся на 1000 новорожденных.

Материальный ущерб – экономические потери от нарушения нормального течения жизни (аварии, катастрофы и др. чрезвычайные ситуации).

1 . 5 . Принципы, методы, средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Принципы обеспечения безопасности – это идея, мысль, основное положение. Выбор принципов обеспечения безопасности зависит от условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев. Различают:

ориентирующие принципы – идеи, определяющие направление поиска безопасных решений. Например: принцип системности, принцип деструкции, принцип гуманизации деятельности, принцип замены оператора, принцип ликвидации опасности, принцип снижения опасности и др;

технические принципы – основаны на использовании технических законов и направлены на непосредственное предотвращение опасностей. Например: принципы блокировки, слабого звена, защиты расстоянием, прочности, экранирования и др.;

организационные принципы - принципы научной организации деятельности для обеспечения безопасности: принципы защиты временем, нормирования, несовместимости, эргономичности, подбора кадров, информации, контроля и др.

Принцип системности – состоит в том, что любое явление, действие, всякий объект рассматривается как элемент системы. Так, например, пожар как физическое явление возможен при наличии: горючего вещества; кислорода воздуха в количестве не менее 14% от всего объема воздуха; источника воспламенения определенной мощности и совмещении всех этих условий во времени и в пространстве. Устранение хотя бы одного из этих условий исключает возможность загорания и, значит, обеспечивает безопасность системы.

Принцип деструкции – заключается в том, что из системы, приводящей к опасному результату, исключаются один или несколько элементов. Например, исключить или уменьшить вероятность загорания здания возможно исключением или ограничением применения сгораемых строительных материалов в конструкциях здания, его отделке и оборудовании помещений.

Принцип гуманизации деятельности – освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда.

Принцип ликвидации опасности – состоит в ее устранении изменением технологии, заменой опасных веществ безопасными, применением безопасного оборудования. Так, например, при рытье глубоких котлованов (траншей) во избежание обрушения грунта разработку ведут с откосами, близкими к углу естественного откоса.

Принцип снижения опасности - заключается в использовании решений, направленных на повышение безопасности, но не обеспечивает достижения требуемого по нормам или желаемого уровня. Например, для обеспечения безопасности при эксплуатации ручного электроинструмента используют пониженные напряжения (12, 24, 36 В). При этом опасность поражения электрическим током снижается, но не исключается, и при особо неблагоприятных условиях возможны смертельно опасные поражения человека.

Принцип защиты расстоянием – предполагает установление такого расстояния между человеком и источником опасности, которое обеспечит его безопасность. Например, оголенные провода линий электропередачи подвешивают на столбах, чтобы исключить касание к ним людей и машин.

Принцип слабого звена заключается в том, что в систему вводится элемент, реагирующий разрушением или отключением на изменения параметров в системе, чтобы сохранить систему в целом. Например, в зданиях со взрывоопасными производствами предусматривают в кровле или наружных стенах легко сбрасываемые конструкции, которые, разрушаясь при взрыве обеспечивают сброс давления. Это позволяет защитить здание от разрушения.

Принцип прочности - состоит в обеспечении требуемой прочности с учетом возможности критических ситуаций. Реализуется этот принцип путем учета всех возможных нагрузок и применения коэффициента запаса прочности при проектировании зданий, машин, механизмов.

Принцип экранирования – между источником опасности и человеком устанавливают преграду (экран), защищающий от опасности.

Принцип защиты временем – предполагает сокращение до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях воздействия опасностей (сокращенный рабочий день, трудовой стаж и т.п.).

Принцип нормирования - состоит в регламентации условий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень безопасности.

Принцип эргономичности – для обеспечения безопасности учитывают антропометрические, психофизические и психологические особенности человека.

Методы БЖД – способы достижения безопасности. Применяют три метода:

Метод А – предполагает пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;

Метод Б – заключается в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей;

Метод В – предполагает применение средств и приемов, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности.

Гомосфера – пространство, где находится человек в процессе деятельности.

Ноксосфера – пространство, в котором присутствует опасность.

Средства БЖД – это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов. Применяют средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Средства коллективной защиты (СКЗ) – классифицируются в зависимости от вида опасных и вредных факторов: средства защиты от шума, вибрации, пыли, электростатических зарядов и т.д. По техническому исполнению СКЗ подразделяют на ограждения, блокировки, звуковую и световую сигнализацию, предохранительные устройства, приборы безопасности, цвета сигнальные, знаки безопасности, устройства автоматического контроля, дистанционного управления, заземления и зануления, вентиляции, отопления, освещения, изолирующие, герметизирующие средства и др.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – предназначены для защиты отдельных органов или тела человека в целом от воздействия опасных и вредных факторов. К СИЗ относят противогазы, самоспасатели, респираторы, маски, спецодежду, обувь, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, противошумные шлемы, защитные очки, вкладыши, предохранительные пояса и др.

3) явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплени­ем и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта. Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие. Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтроль­ность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекатель­ство и пр.

Опасный фактор (ОФ) — неблагоприятный природный, социальный, техноген­ный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуще­ству, правам и интересам.

ОФ может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть умень­шен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие ОФ на какой-либо объект может придать ему нежелательные каче­ства и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор — это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жиз­ни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Опасная ситуация S совокупность уже действующих неблагоприятных фак­торов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы. Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, ава­рий, катастроф и ЧС. При правильном поведении и принятии необходимых защит­ных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию (ЧС).

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

- объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;

- сточники и факторы опасности;

- ели, векторы, причины воздействия на объект;

- средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;

- элементы системы безопасности объекта;

- результаты и последствия этого воздействия.


Рис. 2.1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

- механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;

- стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;

- взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении без­опасности;

- поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 2.1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безо­пасности жизнедеятельности.

Опасность – это центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова опасность – это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

Признаки

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят в себе все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Опасность — понятие относительное.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни и здоровью живых объектов;
  • возможность нанесения ущерба здоровью и окружающей среде;
  • возможность нарушения условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Классификация

Опасность

По происхождению опасности бывают: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные.

По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

По приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические.

По сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые предметы). Активными являются опасности, несущие различные виды энергии (физическую, химическую, биологическую, психическую), например, ионизирующая радиация, химически опасные вещества, микробы и вирусы и т.д.

По времени проявления: импульсивные (быстро развивающиеся), например, взрыв, обвал, захват, теракт, и кумулятивные (медленно развивающиеся), например, вибрация, которая при длительном действии может привести к развитию вибрационной болезни.

Источники и причины

Источники формирования опасности:

  • сам человек, его деятельность, средства труда;
  • окружающая среда;
  • явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.


Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплением и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта. Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие. Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтрольность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекательство и пр.

Опасный фактор – это неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Опасный фактор может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть уменьшен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие опасного фактора на какой-либо объект может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор – это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.


Опасная ситуация – совокупность уже действующих неблагоприятных факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы. Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, аварий, катастроф и ЧС. При правильном поведении и принятии необходимых защитных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию.

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

ОФ + ОФ → Опасность → Опасная ситуация → Экстремальная ситуация → ЧС

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

  • объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;
  • источники и факторы опасности;
  • цели, векторы, причины воздействия на объект;
  • средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;
  • элементы системы безопасности объекта;
  • результаты и последствия этого воздействия.

Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

Рис. 1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

  • механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;
  • стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;
  • взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении безопасности;
  • поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности.

Дерево причин опасностей

Дерево отказов в системе человек – машина


Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.

При анализе проблем безопасности необходимо установить границы анализа системы. Например, обеспечить безопасность выпускного вечера в образовательном учреждении. Если проблема будет чрезмерно сужена, то появляется возможность получения неполных выводов и мероприятий, некоторые опасные ситуации могут остаться без внимания, например, качество пирожных летом, транспортные опасности, наличие пьяных на воде (названы реальные причины травматизма и гибели выпускников). Если рассматриваемая система и ее проблемы описаны слишком широко, то сложно выделить главное, можно увязнуть в мелочах, упустить слабые элементы.

При изучении опасностей выделяют три стадии:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

В среде обитания человека всегда существовали и будут существовать опасности.

Вероятность их проявления по отношению к людям и объектам окружающего их мира существует постоянно. Поэтому изучение понятий, связанных с опасностями, имеет большое значение для организации безопасности жизнедеятельности человека.

Опасность — это компонент окружающей среды или свойство человека, способные причинять ущерб живой и неживой материи.

Опасность по отношению к человеку является негативным свойством среды обитания или ее объектов, приводящим к потере здоровья или к гибели человека.

Существует несколько понятий, непосредственно связанных с пониманием сути опасности.

Источник опасности — это компоненты биосферы и техносферы, космическое пространство, социальные и иные структуры, излучающие опасность.

Для каждого источника опасности характерно наличие уровня, зоны и продолжительности действия опасности.

Для описания источника опасности с позиций его негативного влияния на человека и среду обитания используются величина материальных отходов (выбросов, сбросов и отбросов), интенсивность энергетических излучений, отходящих от источника в зону пребывания человека в биосферу и его техногенный риск.

Условие реализации опасности — обстоятельства, при которых возможна реализация опасности, если источник опасностей и объект защиты по координатам пребывания совпадают в пространстве и во времени.

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимают любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Пространство, в котором посто­янно существуют или периодически возникают опасности, называют ноксосферой.

Опасность делится на опасные (когда человек получает травму или умирает) и вредные (человек заражается и заболевает). Также опасность делится на прямые (сразу) и косвенные (возникают в процессе).

По происхождению различают 6 групп опасностей:

природные(возникают при стихийных бедствиях, к-е представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей);

техногенные(связанные с функционированием техниче­ских объектов по причинам, непосредственно не имеющим отношения к деят-ти ч-ка, обслуживающего эти объекты);

антропогенные (возникающие из-за ошибочной дея­тельности человека);

экологические(вызванные аномальными изменениями состояния окружающей природной среды);

социальные(происходящие в обществе в целом и в от­дельных общественных группах);

биологические(вызванные живыми объектами: микроор­ганизмами, растениями, животными, людьми).

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп:

механические, создающиеся падающими, движущимися, вращающимися объектами природного (обвалы и камнепа­ды в горах, снежные лавины, сели и др.) и искусственного происхождения (здания, движущиеся машины, механизмы и т. д.);

физические - запыленность и загазованность воздушной среды; факторы, связанные с отклонением от нормы пара­метров микроклимата; повышенный уровень шума, ультра­звука, инфразвука, вибрации; электрический ток и статиче­ское электричество; электромагнитное излучение и др.;

химические вещества общетоксические, вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы организма; раздражающие - вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, легких, кож­ных покровов; сенсибилизирующие - проявляющие свое действие как аллергены; канцерогенные - вызывающие но­вообразования (опухоли); мутагенные - влияющие на ре­продуктивную функцию человека;

биологические- макро- и микроорганизмы;

психофизиологические - физические, нервно-психичес­кие, эмоциональные перегрузки и др.

Причины несчастных случаев: автомобили, падения, пожары, огнестрельное оружие, воздушный транспорт, утопление, падающие предметы, электрический ток, молнии, ураганы, аварии на АЭС.

Негативные последствия травматизма и профзаболеваний

Несчастный случай – на производстве случай с работником связанный с воздействием на него опасного производственного фактора, который проводит к травме.

Травма — повреждение тканей организма человека или нарушение его функций путем внешнего воздействия какого-либо травмирующего производственного фактора. Вредные производственные факторы оказывают на работающих, как правило, длительное воздействие, которое приводит к постепенному нарушению анатомической целостности или функций его организма, а в конечном итоге может привести к профессиональному заболеванию.

Производственная травма – травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

Реальные производственные условия характеризуются наличием травмоопасных и вредных производственных факторов. Травмоопасные факторы воздействуют на работающих мгновенно и приводят к травме.

Травматизм вызывает последствия двоякого рода: социальные и экономические, с одной стороны, физиологические и моральные — с другой. Социальный ущерб — это ухудшение здоровья трудящихся и снижение уровня работоспособности, появление негативного отношения к своему труду, профессии, ухудшение социально-психологических отношений в коллективе. Экономический ущерб, понесенный предприятием, отраслью или народным хозяйством в целом, может быть определен довольно точно — он измеряется материальными затратами на ликвидацию последствий травматизма.

Травмы => летальный исход, утрата трудоспособности на один день и более.

Профзаболевания => могут быть с частичной утратой трудоспособности, с полной утратой трудоспособности

Пострадавшему при несчастном случае на производстве наносится моральный и психофизиологический ущерб. Моральный ущерб, связанный с травматизмом, ни с чем не соизмерим и не восполним, особенно в случаях с инвалидным и смертельным исходом. Психофизиологический ущерб соизмеряется с тем количеством времени (в чел/дн.), которое требуется для полного восстановления травмированного организма.

Понятие о риске и приемлемом риске. Примеры расчета

Риск - это количественная мера опасности в отношении вероятности того, что связанные с ней ущерб или нежела­тельные последствия станут реальностью.

Концепция риска исходит из того, что каждый элемент деятельности (предметы, средства и продукты труда, техно­логические процессы, источники энергии, люди и взаимо­отношения между ними и др.), равно как и деятельность в целом, потенциально опасны, а потому всегда создают тот или иной реальный риск.

Согласно концепции риска,безопасность - это есть су­ществование в условиях так называемого приемлемого или допустимого риска.

Под приемлемым (допустимым) риском, понимают такой уровень риска, который был бы оправдан обществом, т. е. тот, с которым общество готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности. Профессиональный риск есть сумма трех составляющих: Rпр = Rпз + Rтр + Rскр

где Rтр - риск повреждения здоровья вследствие травм;

Rпз- риск повреждения здоровья вследствие профессио­нального заболевания;

Rскр - риск повреждения здоровья вредными и опасными условиями труда, а также тяжестью и напряженностью трудового процесса.

R -4 – оптимальные, безопасные условия труда;

R=10 -4 –10 -3 – относительно безопасные;

R=10 -3 –10 -2 – опасные;

R>10 -2 – очень опасные.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума. Индивидуальный риск = 10 -6 -10 -7

Пример расчета: Ежегодно в США в аварии попадают около 50 млн. человек. Среднестатистическое число жертв около 50 тыс. человек. Население США 200 млн. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50 тыс./200 тыс.=2.5*10 -4 .

Подсчитываем риск R при гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около 14 тыс.человек, а численность работающих составляет примерно 138 млн. человек.

Читайте также: