Значение романа евгений онегин кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прими собранье пестрых глав,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет, У

ма холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил,

И в Летний сад гулять водил.

о моде в высшем свете для молодых людей:

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло:

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Москва. как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

1. Чем объясняется максимальная приближенность романа к жизни?

2. На каких уровнях в романе представлен исторический пласт жизни?

2. Автор — лирический центр повествования в романа.

4. Динамика развития образа автора. Роль лирических отступлений.

2. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Прими собранье пестрых глав,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

3. Пушкин и Онегин неразрывно присутствуют вместе в романе:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Замечу кстати: все поэты —

Любви мечтательной друзья.

Важна разница и в их отношении к литературе. Об Онегине он пишет:

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Поэт прямо говорит, что он и Онегин — два разных лица:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной,

Чтобы насмешливый читатель

Не повторял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет…

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго:

Пора мне сделаться умней,

В делах и в слоге поправляться,

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

1. Кем в романе выступает автор?

2. Какие современные А. С. Пушкину литературные процессы получили освещение в романе?

2. Роль лирических отступлений в романе.

3. Тематика лирических отступлений в романе: взгляды поэта на культуру литературу, язык; воссоздание биографии поэта; воспоминания поэта о юности, друзьях; обращение к Музе и к читателю; пейзажные зарисовки; воспитание и времяпрепровождение молодежи; быт, мода; русская история.

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 510997
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Оно пронизано лирикой, живописует бытовую среду того времени и правдиво раскрывает не только характеры героев, но и их становление, то, что могло привести каждого персонажа именно к таким решениям и поступкам.

Например, так создатель рассказывает об Онегине:

Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

А вот – описание детства и характера Татьяны, которая сразу не похожа на ровесниц:

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Онегин – один из лучших представителей светского общества того времени. Он имеет цепкий, живой ум, склонен к анализу и рефлексии, постоянно пытается найти себя.

Однако в ограниченной среде, в свете, избалованном и уставшем от постоянных развлечений, места такому человеку просто нет. Он не может реализоваться, не находит применения своим способностям – и медленно чахнет, хандрит.

Такие же чувства потом будут испытывать многие герои русской классической литературы: Печорин, Обломов, Базаров и другие. Они одиноки, никем не поняты и не могут найти себя в пустой жизни.

Онегин и Татьяна, потому что не могут быть вместе в силу характера Евгения, и он честно говорит об этом девушке, отвергая ее чувства. Ленский и Ольга, потому что один слишком мечтателен и чувствителен, а другая – ветрена и легкомысленна.

Таких людей создала среда, в которой они воспитывались.

Счастливыми тут могут быть лишь те, кто не задумывается о жизни, мало рассуждает, принимая законы своего времени. Если же человек глубоко чувствует или склонен к размышлениям, он не сможет ужиться в обществе.

И либо погибнет (Ленский), либо озлобится и заскучает (Онегин), либо будет тихо страдать, никому не показывая истинных чувств (Татьяна).

Наверное, в этом и скрывается смысл романа в стихах: показать пороки существующего общества и обозначить проблемы, на которые никто просто не обращал внимания.

Пушкину удалось это сделать ненавязчиво и красиво, так, что даже сейчас мы зачитываемся его произведением и находим в нем отражения самих себя.

В романе переплетены история и современные поэту события.
Сюжет произведения прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин и Татьяна Ларина, Владимир Ленский и Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми.
Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел ответить на ее чувство только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свои судьбы.

“А счастье было так возможно,
Так близко!. .Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны.. .
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить ?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна”.

И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя.
На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различными судьбами, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это “собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных” показывало Эпоху.. .
Какова же главная мысль, главная идея “Евгения Онегина”? На мой взгляд, главная идея этого произведения заключается в том, что счастливо могут жить лишь люди, мало думающие, мало знающие, у которых нет стремления к высокому, духовному. Люди с чуткой, отзывчивой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться “в бездействии пустом”, как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.
Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих, по существу или по своим задаткам, прекрасных, умных и благородных людей.
Крепостнический строй, непосильный, тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков.
Эти печальные и горькие мысли о неблагополучии всего жизненного строя выражены Пушкиным в последних грустных строках романа.

История создания

Жанр и композиция

О чем?

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Особенности романа

Критика

Чему учит?

Пушкин показал жизнь молодежи, как может сложиться ее судьба. Конечно, судьба зависит не только от среды, но и от самих героев, но влияние социума бесспорно. Поэт показал главного врага, который поражает молодых дворян: праздность, бесцельность существования. Вывод Александра Сергеевича прост: творец призывает не ограничивать себя светскими условностями, глупыми правилами, а жить полной жизнью, руководствуясь нравственными и духовными составляющими.

Эти идеи остаются актуальными и поныне, перед современными людьми часто встает выбор: жить в гармонии с собой или ломать себя ради каких-то выгод или общественного признания. Выбирая второй путь, гоняясь за иллюзорными мечтами, можно потерять себя и с ужасом обнаружить, что жизнь закончена, а так и ничего не сделано. Именно этого нужно бояться больше всего.

Читайте также: