Теория трех ритмов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава I Что такое биоритмы? 2

Глава II Биоритмы человека 3

Глава IV Результаты эксперимента 6

Вся наша жизнь подчинена биологическим часам. Вся деятельность организма человека подвержена определенным ритмическим колебаниям, как и все живое в природе. Приблизительно 400 - 500 лет назад человек стал жить по часам, а до этого в них необходимости не было, так как работали природные и биологические часы. Биоритмы организма – суточные, месячные, годовые – практически остались неизменными с первобытных времен и не могут угнаться за ритмами современной жизни.

Существует теория, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Родился человек, и возникли ритмы с периодом в 23, 28 и 33 суток, определяющие уровень его физической, эмоциональной и интеллектуальной активности. Гипотеза "трех биоритмов " пока не находит официального научного подтверждения. Однако, ее появление и разработка имеют положительное значение.

Мне стало интересно, что же такое биоритмы, и для чего они нужны. Я задумалась, каким образом можно использовать теорию биоритмов в своей жизни.

Я провела следующий эксперимент. С 13.01.2016 по 27.01.2016 я отслеживала, свое и мамино, физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние и заносила результаты в специальную таблицу. Затем эти результаты занесла в таблицу MS Еxcel, построила графики, которые сравнила с рассчитанными по специальным формулам биоритмами. Графики совпали частично, но все же получились похожими. Полностью совпали в начале и в конце периода. Это может быть связано с тем, что человек не может себя оценить объективно, т.к. на наше состояние влияют внешние факторы, обстоятельства. И наше физическое состояние может измениться в зависимости от конкретного эмоционального состояния (получил двойку, неприятности с друзьями, коллегами).

Кроме этого, я провела опрос среди учащихся и учителей. Цель опроса – выяснить, как суточные биоритмы влияют на жизнедеятельность учителей и учащихся нашей школы.

Цель: определить, каким образом биоритмы влияют на жизнедеятельность человека.

Гипотеза:

Биоритмы человека - реальная возможность повысить свои способности, эффективность своих действий, благодаря заранее определенной линии поведения.

Задачи:

Узнать, что такое биоритмы, какие они бывают.

Проверить, действительно ли биоритмы человека влияют на его состояние.

Спроектировать, каким образом можно использовать теорию о биоритмах в своей жизни.

Методы: Поиск информации, анализ, эксперимент, сравнение информационных источников по теме, анкетирование, проектирование.

Глава I. Что такое биоритмы?

О существовании биоритмов известно с незапамятных времен. Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.

Биоритмы — периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые самоподдерживаются и самовоспроизводятся в любых условиях [1].

Глава II. Биоритмы человека.

Все функции человеческого организма связаны с расходованием энергии.

И ежедневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее восполняет.

Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов, затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функциональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 часов у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100 метров.

Кроме того, было установлено, что описанные изменения работоспособности характерны лишь для части людей. Около 30% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, и 45 - 50% - одинаковый уровень работоспособности в течение всего рабочего дня. Эти группы людей условно названы "жаворонками", "совами" и "голубями". Наибольшее число "сов" встречается среди людей творческих профессий, а "жаворонков" - среди рабочих и служащих. Работоспособность "сов" отодвигается, как правило, на вечернее время, когда организму приходится затрачивать дополнительные усилия для бодрствования. Естественно в значительной мере преждевременно изнашивается организм.

Самый важный биоритм - ритм суточный. Например, исследования подтверждают, что наиболее благоприятное время ложиться спать - между 21 - 22 часами, так как на 22 - 23 часа приходится один из физиологических спадов. И если человек не засыпает по каким-то причинам к 24 часам, то в 24 часа это удастся с трудом. А нередко именно эти часы суток и используют для той или иной творческой работы, ибо действительно на 24 - 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности. Но она является не естественной активностью, и в последующие дни у таких людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного ритма сна приводят к ишемической болезни сердца, гипертонии, хронической усталости и пр [2].

Люди, живущие вопреки естественному биоритму, ускоряют процесс старения. Для человеческого организма характерен целый спектр ритмопроявляющихся процессов и функций, который объединен в единую согласованную во времени колебательную систему, обладающую следующими особенностями: наличием связи между ритмами разных процессов; наличием синхронности, или кратности, в протекании тех или других ритмов; наличием иерархичности (подчинением одних ритмов другим).

На рис. 1 представлена схема биоритмов, которая отражает часть спектра ритмов жизнедеятельности человека [3]. (На самом деле в человеческом организме ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, электрическая активность мозга, обмен веществ.)

Многократные исследования, проведенные с целью проверки этой гипотезы, не подтвердили, однако, существование этих сверхуникальных биоритмов. Сверхуникальных потому, что у животных аналогичных ритмов не выявлено; никакие известные биоритмы не укладываются в идеальную синусоиду; периоды биоритмов не постоянны и зависят как от внешних условий, так и от возрастных изменений; в природе не обнаружено явлений, которые являлись бы синхронизаторами для всех людей и в то же время были "персонально " зависимы от дня рождения каждого человека.

Физический биоритм- длится 23 дня:Этот биоритм, затрагивает все физические аспекты человека: силу, выносливость, быстроту реакции; влияет на физиологические процессы организма: иммунитет, обмен веществ, пищеварение. Эмоциональный (психический) биоритм- длится 28 дней:Биоритм еще называют циклом восприимчивости, прежде всего касается - настроения и чувствительности, восприятия, поведения в обществе. Его влияние, больше выражено у тех, чьи профессии связаны с общением, работой в группе. Интеллектуальный биоритм- длится 33 дня:Биоритм контролирует интеллектуальные (умственные) способности: рассудительность, остроту восприятия, здравый смысл. Хорошо ощущается учителями, экономистами, адвокатами [2].Глава IV: Результаты эксперимента.

Я провела следующий эксперимент. С 13.01.2016 по 27.01.2016 я отслеживала свое и мамино физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние и заносила результаты в специальную таблицу. Затем эти результаты занесла в таблицу MS Еxcel, построила графики [Приложения 1, 2], которые сравнила с рассчитанными биоритмами (по специальным формулам).

Графики совпали частично, но все же получились похожими. Полностью совпали в начале и в конце периода.

Я провела опрос среди учителей и учащихся. Опрошено 29 человек.

Результаты опроса:

1 вопрос: Во сколько вы обычно просыпаетесь утром?

Вывод : Большинство опрошенных встают в будние дни в 7.00 – 7.15, на втором месте - 6.30 – 6.45.

2 вопрос: Во сколько вы обычно просыпаетесь во время каникул, или отпуска?

Вывод: Большинство опрошенных, встают во время отпуска или каникул в 10.00 , на втором месте - 11.00.

3 вопрос: В какое время суток вам трудно сосредоточиться на деле, требующем внимания?

Вывод: Для большинства опрошенных, утром труднее всего сосредоточиться на деле, требующем внимания.

4 вопрос: В какое время суток вам легче сосредоточиться на деле, требующем внимания?

Вывод: Для большинства опрошенных, вечером легче всего сосредоточиться на деле, требующем внимания.

1. Биоритмы организма – суточные, месячные, годовые – практически остались неизменными с первобытных времен и не могут угнаться за ритмами современной жизни. У каждого человека в течение суток четко прослеживаются пики и спады важнейших жизненных систем. 2. Человек не осознает влияние биоритмов на собственную жизнь, и редко пользуется этими данными.

3. Используя теорию биоритмов, можно улучшить качество жизни, работы и отдыха человека.

Список использованных источников и литературы:

П

Биоритмы мамы, рассчитанные по формулам

Биоритмы

ТЕОРИЯ

Биологи́ческие ри́тмы — (биоритмы) периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Они свойственны живой материи на всех уровнях ее организации — от молекулярных и субклеточных до биосферы. Являются фундаментальным процессом в живой природе. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (например, частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — суточным (например, колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности животных), приливным (например, открывание и закрывание раковин у морских моллюсков, связанные с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений и др.)

Человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Это не зависит ни от расы, ни от национальности человека, ни от каких либо других факторов.

  • Физический цикл равен 23 дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения.
  • Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение.
  • Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности.

Любой из циклов состоит из двух полупериодов, положительного и отрицательного.

  • В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности; во второй половине цикла энергичность уступает лености.
  • В первой половине эмоционального цикла человек весел, агрессивен, оптимистичен, переоценивает свои возможности, во второй половине - раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, пессимистичен, все критически анализирует.
  • Первая половина интеллектуального цикла характеризуется творческой активностью, человеку сопутствуют удача и успех; во второй половине происходит творческий спад.

По оси X - дата, по оси Y - значение

Свобода работал в Вене. Анализируя поведение своих пациентов, он заметил, что их мысли, идеи, импульсы к действию повторяются с определенной периодичностью. Герман Свобода пошел дальше и начал анализировать начало и развитие болезней, особенно цикличность сердечных и астматических приступов. Результатом этих исследований стало открытие ритмичности физических (22 дня) и психических (27 дней) процессов.

Доктора Вильгельма Флисса , который жил в Берлине, заинтересовала сопротивляемость организма человека болезням. Почему дети с одинаковыми диагнозами в одно время имеют иммунитет, а в другое — умирают? Собрав данные о начале болезни, температуре и смерти, он связал их с датой рождения. Расчеты показали, что изменения иммунитета можно прогнозировать с помощью 22-дневного физического и 27-дневного эмоционального биоритмов.

Точка в которой отрицательная фаза переходит в положительную или наоборот обозначается как нулевая точка — это критический день, в который человек проявляется крайне нестабильно по отношению к типу биоритма: физическому, интеллектуальному или эмоциональном. Если на один день происходит смена фазы у двух или трех биоритмов, опасность принятия неправильного решения, болезни или роковой случайности повышается. Научные исследования и анализ происшествий подтвердили корреляцию с критическими днями потерпевших. В некоторых транспортных компаниях водителям разрешался выходной, если день приходился на критический день — это уменьшило количество дорожно транспортных происшествий. Доктор Ганс Швинг в Цюрихе защитил в 1939 году диссертацию, в которой он исследовал биоритмы человека. Это была первая научная работа на эту тему. Он проанализировал свыше 700 несчастных случаев, зафиксированных в архивах города, среди которых было 300 со смертельным исходом. Ганс выявил закономерную периодичность появления несчастных случаев и доказал существование повторяющихся процессов. Он выяснил, что большая часть несчастных случаев приходится на критические дни. Подобное исследование провел Рейнхольд Бочоу из Берлинского Гумбольдского университета. В последствии на тему взаимосвязи биологических ритмов и социальных катаклизмов было защищено не мало диссертаций и написано много научных статей. Так и сейчас, спустя много лет тематика биологических ритмов продолжает тревожить умы. И глядя на огромное количество доказательств и опровержений, можно однозначно сказать, что точка в этом вопросе еще не скоро будет поставлена.


Теории "трех биоритмов" около ста лет. Интересно, что ее авторами стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер — исследовавший интеллектуальный ритм.
Психолога Германа Свободу и отоларинголога Вильгельма Флисса можно считать "дедушками" теории биоритмов. В науке такое случается очень редко, но одинаковые результаты они получили независимо друг от друга.

Свобода работал в Вене. Анализируя поведение своих пациентов, он заметил, что их мысли, идеи, импульсы к действию повторяются с определенной периодичностью. Герман Свобода пошел дальше и начал анализировать начало и развитие болезней, особенно цикличность сердечных и астматических приступов. Результатом этих исследований стало открытие ритмичности физических (23 дня) и психических (28 дней) процессов.

"Отцом" теории "трех биоритмов" стал преподаватель с Инсбрука (Австрия) Фридрих Тельчер. Новомодные биоритмы подтолкнули его к своим исследованиям. Как и все педагоги Тельчер заметил, что желание и способность студентов воспринимать, систематизировать и использовать информацию, генерировать идеи время от времени изменяется, т.е. имеет ритмический характер. Сопоставив даты рождений студентов, экзаменов, их результаты, он открыл интеллектуальный ритм с периодом 33 дня.
Тельчер продолжал свои исследования, изучая жизнь творческих людей. В результате он нашел "пульс" нашей интуиции — 38 дней, но со временем этот ритм "потерялся".

Все новое с трудом пробивает себе дорогу. Несмотря на профессорские звания и то, что одинаковые открытия были сделаны независимо, основатели теории "трех биоритмов" имели многих противников и оппонентов. Исследования биоритмов продолжались в Европе, США, Японии. Особенно интенсивным этот процесс стал с открытием ЭВМ и более современных компьютеров. В 70 — 80 гг. биоритмы завоевали весь мир. Сейчас мода на биоритмы прошла, но все в природе имеет свойство повторяться.

Три биоритма

Человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Это не зависит ни от расы, ни от национальности человека, ни от каких либо других факторов.

Физический цикл равен 23 дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения. Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение. Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности.

Любой из циклов состоит из двух полупериодов, положительного и отрицательного.
В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности; во второй половине цикла энергичность уступает лености.
В первой половине эмоционального цикла человек весел, агрессивен, оптимистичен, раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, пессимистичен, все критически анализирует.
Первая половина интеллектуального цикла характеризуется творческой активностью, человеку сопутствуют удача и успех; во второй половине происходит творческий спад.

Расчет биоритмов

При расчете достаточно округлять числа до десятых долей дроби. Отталкиваясь от точной даты рождения, посчитайте, сколько дней вы прожили: 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, исключая високосные; число високосных лет умножьте на 366 дней; оба произведения суммируйте.

Разделите количество прожитых дней на 23 (физический цикл) — вы получите число с остатком после целого. Например, если остаток равен 20, это значит, что идет 20-й день физического цикла, то есть вторая половина цикла, неблагоприятная. Так же рассчитайте эмоциональный и интеллектуальный циклы.

В году будет примерно шесть дней, когда совпадают начальные фазы двух циклов — это тяжелые дни. И примерно один раз в году все три цикла на нуле — это тоже очень плохой день.

Акмэ — это пора наивысшего расцвета индивидуума. В год акмэ человеку сопутствует удача, сбываются мечты. У мужчин акмэ проявляется через 2 года на 3-й (обычно следует начинать отсчет в 15-16 лет; таким образом, годами акмэ будут 18, 21, 24, 27 лет и т. д.), у женщин — через год (17, 19, 21 год и т. д.). Эта закономерность позволяет планировать пол будущего ребенка. Например, мальчик может быть зачат, если текущий год и для мужчины, и для женщины является вторым после года акмэ; или если у женщины год акмэ, а у мужчины второй год после акмэ. В год, следующий за годом акмэ (и мужчины, и женщины) будет зачата девочка.

День рождения человека — это поворот от неприятностей к радости, и первый месяц за днем рождения — наилучший из всех месяцев года для индивидуума. Другими благоприятными месяцами после дня рождения являются 5-й и 9-й (или10-й) месяцы. 2-й месяц после дня рождения очень неблагоприятен. В этот период могут проявиться рецидивы ранее перенесенных заболеваний: туберкулеза, инфаркта миокарда, отложения солей. Но наихудший месяц для физического состояния организма — 12-й после дня рождения.

Читайте также: