Усадьба быково история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Как добраться? На автомобиле в бывшую усадьбу Быково можно попасть по шоссе [М5] или [А102]. Последнее нам показалось предпочтительнее. Свернув с трассы, двигайтесь в сторону Жуковского, не доезжая города, сверните в частный сектор. Там, среди малоэтажной застройки, высится грандиозный храм, украшенный острыми шпилями

На возвышенном участке рельефа, среди легких обнаженных крон деревьев рисуется силуэт нарядного дворца с башней, напоминающей феодальные замки; чуть в стороне от него – еще более примечательное сооружение: прекрасная псевдоготическая церковь, поставленная в 1789 г.
Усадьба Быково, Марьино тож, основана во второй половине XVIII в. бывшим генерал-губернатором Москвы и фаворитом Екатерины II М.М. Измайловым. В начале XIX в. имением владел граф И.И. Воронцов-Дашков, далее его сын. С 1880-х гг. Быково принадлежало Н.И. Ильину, до 1917 г. – его наследникам.

Описание усадьбы Быково

Прогулка по парку Быково доставляет истинное удовольствие. Его планировочная структура с паутиной дорожек и троп, с серебристой гладью прудов и лентой близко протекающей реки – необыкновенно живописна. Тропинки огибают водоемы, пересекаются будто невзначай, идут берегом реки с укромными затонами и островами, временами сходятся в одной точке, образуя шестилучевые звездочки, и вновь расходятся по парку, уводя к потаенным его уголкам.

Зимой усадебные парки обычно скучны и унылы, но палитра пейзажного сада Быково дополнена сочными зелеными и охристыми вкраплениями пушистых елей и лиственниц. Эти деревья, по большей части высаженные рядом с домом, заметно оживляют общую картину светлыми и радостными тонами.
Храм, восстановленный из руин, предстал в своем былом величии. Усадебный парк, утративший часть пленительных пейзажей-панорам (в заречной части), все же неплохо сохранился. В нем присутствует очарование милой старины, несмотря на подбирающиеся вплотную безликие жилые постройки поселка.
Долгие годы в бывшем поместье Измайловых, Воронцовых-Дашковых находился туберкулезный санаторий № 5, ныне упраздненный. Обветшавшая и опустевшая усадьба ждет своего спасителя-инвестора.

План усадьбы Быково на основе ПАМО т. II, 1975 г.

План усадьбы Быково

  1. Дворец
  2. Беседка на острове
  3. Церковь с колокольней и домом причта

План усадьбы Быково на основе чертежа 1983 г.

План усадьбы Быково

Персоналии: граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков


Фамилия Воронцовых — Дашковых ведет свое начало с 1807 г. В этом году умер последний из рода князей Дашковых — Павел Михайлович (сын кн. Михаила Дашкова и Екатерины Романовны Дашковой, рожденной Воронцовой) и его двоюродный брат — Иван Илларионович Воронцов — получил право называться графом Воронцовым — Дашковым. Граф Илларион Иванович Воронцов — Дашков в 1855 г. поступил в Московский университет, но уже в следующем году перешел на военную службу. В 1859 г. он был назначен на кавказский фронт, где участвовал в военных действиях против горцев. В 1865 г. Воронцов — Дашков служил в действующей армии в Туркестане, а в 1866 г. был назначен помощником губернатора Туркестанской области. Затем, с 1867 г. он был командиром лейб-гв. Гусарского полка, с 1873 г. — командиром 2-й бригады гвардейской кавалерийской дивизии, а с 1874 г.- начальником штаба Гвардейского корпуса. Во время русско — турецкой войны Воронцов — Дашков командовал кавалерией Рущукского отряда. После воцарения Александра III в 1881 г. Воронцов — Дашков был сначала начальником царской охраны, затем с июня того же года – главным управляющим Государственным конным заводом, а в августе 1881 г. он был назначен министром императорского двора и уделов и канцлером российских орденов. С 1904 г. и до августа 1915 г. был наместником на Кавказе. Одновременно, с 1897 г.- член Государственного совета.

Постройками в Царицыне ведал Измайлов; находясь в тесных деловых отношениях с приглашенными для возведения царской усадьбы архитекторами, он, естественно, обратился к ним, отстраивая одновременно для себя уютную, с большим вкусом украшенную отчасти еще уцелевшую до наших дней усадьбу села Быкова, в нескольких верстах ниже по Москве-реке. Снова не прямыми свидетельствами, а лишь характером архитектурного почерка узнается здесь авторство двух первейших московских зодчих, Баженова и Казакова.
Быково с его заснувшими, поросшими ряской прудами хранило еще недавно остатки прелестного парка XVIII века, украшенного беседками и павильонами. За немногие годы искалечены деревья, разбита архитектура. Крапива, бурьян и лопух вытеснили траву газонов, груда кирпича и щебня лежит на месте прелестного Эрмитажа, еще так недавно засматривавшегося в равнодушное зеркало воды, теперь отражающее также беспристрастно печальную картину разрушения.

Другой архитектурно значительный памятник Быкова — еще уцелевшая церковь, восходящая, по-видимому, к Казакову и повторяющая здесь псевдоготическую декорацию крайне типичного, сложнофигурного в плане сооружения. Барочная сущность псевдоготики совершенно очевидно сказывается здесь и в плане, и в решении внутреннего пространства, и в композиции масс — круглящихся, изломанных, особенно с западной стороны, где расходящиеся марши крутой лестницы, приводящие на высоту храма, поднятого на высоком цокольном этаже, вносят в архитектуру типичнейшие черты беспокойной живописности. Внутри в декорировке стен, в формах иконостаса продолжают звучать элементы псевдоготики, как бы варьирующие здесь черты классицизма; верно, именно в таком типе следует представить себе неосуществленные отделки внутренних помещений Царицынского дворца и его павильонов.

Все три постройки, несомненно, относящиеся ко временам Измайлова, необходимо рассматривать в связи со строительной деятельностью в Царицыне; и возможно, здесь снова выступает Баженов в своем тройном аспекте мастера барокко, псевдоготицизма и классики.

Старый дом в Быкове давно не существует. На его месте в 30-х годах появился новый двухэтажный, с башней в типе английских неотюдоровских замков, сочетавших свои ретроспективные искания с некоторыми чертами итальянской ренессансной архитектуры, в особенности с широкими окнами. Эти черты свойственны, например, дворцу в Алупке, построенному англичанами Блором и Гентом, а также к тому времени перешедшему в руки Воронцовых-Дашковых дому в Быкове. Верно, казался он интересной новинкой в свое время, будучи запечатлен на литографии дилетантом-любителем графом Апраксиным. Отделки внутри соответствовали тому же английскому типу; еще сохранились обшитые дубом стены двухсветной столовой с любопытным фризом из "портретов рода Воронцовых под потолком. Остальное все выворочено, разбито, уничтожено находящейся в доме детской колонией. Старые вещи, чудесная воронцовская библиотека XVIII века — все это ушло безвозвратно. За границу увезен находившийся в Быкове и тщетно разыскивавшийся портрет знаменитой княгини Дашковой, нигде не опубликованный оригинал Левицкого. Точно в новое, посмертное путешествие отправилась эта знаменитая соподвижница Екатерины, в своем открытом платье, отделанном газом, с лентой ордена Екатерины через плечо, со взбитыми высоко волосами прически и любезной улыбкой на сжатых губах.

Из научных источников: усадебный парк

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Усадьбу Быково продадут, зачистив от палочки Коха

Подмосковные градозащитники и краеведы в последние месяцы не раз выражали тревогу за сохранность усадьбы, сохранившей великолепную отделку интерьеров дворца, но не используемой после выезда лечебного учреждения. В конце июня 2015 года в городе Жуковском состоялось собрание представителей общественности, на которой обсуждались состояние усадьбы Быково и перспективы ее сохранения и использования. На собрании, в котором участвовали более сорока человек, в т.ч. местный благочинный отец Николай Струков, был представлен разработанный общественницей Марией Мариной проект преобразования усадьбы Быково в культурно-туристический и просветительский центр.

Таком образом, планы собственника относительно будущего Быкова явно расходятся с предложениями общественности – можно разве что помечтать о том, что будущий покупатель захочет воплотить их в жизнь.

Что же касается Быкова, то туберкулезное прошлое усадьбы этим летом, по нашей информации, служило для чиновников предлогом для того, чтобы не допускать на ее территорию тележурналистов федеральных каналов. Им объясняли, что палочка Коха будет опасна для посетителей еще на протяжении как минимум 25 лет.

Между тем в середине 1980-х годов, когда туберкулезный санаторий еще действовал, территория усадьбы, как и ее здания, совершенно беспрепятственно посещались всеми желающими – и гостями пациентов санатория, и туристами, и окрестными жителями, в том числе детьми. По данным неофициального опроса медиков, открытую форму туберкулеза легких в санатории “Быково” перестали лечить еще в 1966 году. С тех пор в санатории находились на реабилитации больные туберкулезом кости, который является закрытой, не заразной формой этой болезни. В усадебном дворце располагались библиотека и зал лечебной физкультуры.

Так что после исполнения рекомендаций НИИ дезинфектологии усадьба Быково, можно надеяться, не будет считаться представляющей опасность для здоровья. Но вот культурное ее будущее по-прежнему туманно. Печально, что для столь незаурядного комплекса, сохранившего прекрасные архитектурные памятники с великолепными интерьерами, обширный ландшафтный парк и, главное, неповторимое усадебное очарование – столичные власти (Быково принадлежит городу Москве с 2012 года) не могут придумать иной судьбы, кроме банальной продажи с аукциона.

Досье (использованы материалы МОО ВООПИК). Усадьба Быково создана во второй половине XVIII века бывшим губернатором Москвы и начальником Экспедиции кремлевского строения М.М. Измайловым. Именно эта должность владельца служила дополнительным, помимо стилистического анализа, основанием для гипотез о причастности Василия Баженова, служившего при той же Экспедиции, к возведению “готической” Владимирской церкви и первоначального усадебного дворца, от которого сохранился только цокольный этаж.

До 1917 года усадьба несколько раз меняла владельцев; в советское время в ней располагались приют для беспризорников, школа подрывников, туберкулезный санаторий.

Дворец, капитально переделанный в середине XIX века архитектором Бернаром Симоном, сохранил богато отделанные интерьеры, с живописными панно и резными деревянными элементами. По степени сохранности интерьеров Быково, пожалуй, стало теперь одной из лучших усадеб Московской области.

В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР главный дом-дворец, классическая беседка на острове, парк с прудами, Владимирская церковь, колокольня, церковная ограда с воротами были поставлены на государственную охрану как памятники общероссийского (ныне федерального) значения. С середины 1960-х годов в усадьбе силами треста “Мособлстройреставрация” велись реставрационные работы. В 1980-е гг. разрабатывался проект реставрации парка и воссоздания усадебной планировки и утраченных построек (Эрмитажа, пристани и грота).

Ранее, в 1975 году, был разработан проект зон охраны усадьбы. Сегодня действует проект зон охраны, утверждённый постановлением Правительства Московской области от 20.04.2010 г.

В 2010 году работавший еще санаторий оформил охранное обязательство, в соответствии с которым должен был провести в усадьбе комплекс реставрационных работ в 2012— 2014 гг. (включая работы по парку). Однако обязательства остались невыполненными, поскольку санаторий был вскоре выведен. С тех пор главный дом пустовал, но не был, к счастью, заброшен и охранялся.


tatyana.122" >

Усадьба Быково (или Марьино) — это знаменитый архитектурный памятник XVIII в., основанный русским сенатором и московским генерал‐губернатором М. М. Измайловым. Находится он в Подмосковье, недалеко от города Жуковский, в селе Быково Раменского района.

Построено имение в стиле французского ренессанса и составляет лишь часть большого архитектурно-паркового ансамбля. На сегодня сохранились: главный дом-дворец, готический православный храм, пейзажный парк с двумя прудами и ротонда.

Вид на парк с главной лестницы имения

История усадьбы Быково

В начале XIX в. усадьба перешла во владение крупнейших российских конезаводчиков Воронцовых-Дашковых. А в конце 1880 гг. хозяином дворца стал совладелец Казанской железной дороги, инженер Н. И. Ильин, наследники которого владели зданием вплоть до 1917 г.

В 1920 г. все художественные ценности из дворца Быково были вывезены в Музейный фонд города Бронницы. В период советской власти, в разное время в главном здании размещались специальная школа подрывников, приют для беспризорных детей и санаторий для лечения больных туберкулезом.

Основное здание архитектурного ансамбля

В 1960 г. Постановлением Совета Министров РСФСР все объекты усадебного комплекса были объявлены памятниками истории и культуры федерального значения и приняты на государственную охрану.

Сегодня вход на территорию усадебного парка бесплатный. Можно свободно посетить церковь и полюбоваться уникальной архитектурой усадьбы Быково, но проход во внутренние помещения центрального дома пока закрыт.

На данный момент под руководством М. А. Мариной разработана концепция открытия в здании дворца интерактивного музея или культурно-просветительского центра. Главные идеи проекта — воссоздать внутреннее убранство комнат и реконструировать некоторые приусадебные постройки. Официального сайта у усадьбы нет.


Архитектура усадебного комплекса

К сожалению, первоначальный вид дворца Быково, построенного великим русским зодчим В. И. Баженовым, не сохранился. В 1856 г. по заказу новых владельцев Воронцовых-Дашковых внешний облик главного дома претерпел значительные изменения. Оформлением имения занимался швейцарский архитектор Бернар Симон. В работе он использовал одновременно несколько архитектурных стилей. Готику, эклектику, а также классицизм, где главными особенностями являлись гармония, строгость и простота форм.

Вторая главная достопримечательность усадебного комплекса — это прекрасно сохранившаяся двухэтажная Владимирская церковь XVIII в. с оградой и воротами. В строительстве этого сооружения В. И. Баженов придерживался русской псевдоготики, благодаря чему храм напоминает белый средневековый замок со стрельчатыми арками и двумя симметричными башнями со шпилями. В нем и сейчас регулярно проводятся службы.

Владимирская церковь с главного входа

Рядом с церковью расположена большая колокольня, возведенная в конце XIX в. по проекту архитектора И. Т. Таманского. Строение удачно вписалось в единый стиль архитектурного ансамбля.

Интерьеры

Согласно уцелевшим архивам конца XVIII в., первый этаж имения состоял из женской и мужской половин. В восточной (дамской) части располагались: парадная лестница, музыкальный салон, кабинет графини с двумя каминами (один из них декоративный), спальня, будуар, ванная и гардероб. Из декораций сохранились фрагменты живописных плафонов, где основным сюжетом украшений являются цветущие растения. В этой же тематике выполнены резные панели из ореха.

В мужской части находились библиотека с многоярусными шкафами, выполненными в итало-византийском стиле. А также бильярдная (или комната для курения), столовая, буфет и лестница, ведущая оттуда в подвал.

Ротонда на пруду в парке

Жилая часть имения была спроектирована, исходя из потребностей домочадцев. Например, занятия дам были связаны с садом и храмом. Поэтому окна в восточной половине дворца выходили на розарий, также оттуда была видна церковь. В обязанности мужчин входили правильное и эффективное ведение хозяйства и интерес к науке. Этим объясняется наличие флигеля с западной стороны имения, где когда-то находился телескоп.

Главный дом-дворец Усадьбы Быково на панораме Google-карт

Как добраться

Доехать до усадьбы Быково можно на общественном транспорте. Ближайшие остановки:

Если поездка предстоит на автомобиле, то самым быстрым маршрутом является дорога по Волгоградскому проспекту. Начинать нужно по ш. Новорязанское/Е30/М5. Далее необходимо свернуть на шоссе Островецкое и следовать, согласно указателям, до Усадьбы Быково. Время в дороге занимает около часа.

Также можно доехать на такси из г. Жуковский (Taksi Angel Zhukovskiy, Zhukovskoye Taksi, Novoye Taksi, Kruiz, Zhukovsky Taxi) или из Раменского (Соло, Такси Джи-Ви, Спринт Раменское, Бизон, Абсолют).

Материал понравился:

В воздухе отчаянно пахнет осенью. Деревья, готовясь ко сну, постепенно снимают с себя разноцветные парчовые одежды, и бросают их, шуршащие, под ноги прохожим.

Я медленно иду по парку усадьбы Быково.


Все эти столетия усадьба жила своей сонной, тихой провинциальной жизнью, но Измайловы вписали в книгу судьбы ее самые яркие, самые необыкновенные страницы.


Для Баженова наступает звездный час! Он создает новый архитектурно-парковый ансамбль, состоящий из дворца, парка, прудов, зимнего сада, грота и Эрмитажа.

Старая открытка с видом Э

Старая открытка с видом Эрмитажа.



Тропинки разбегаются, пересекаются, будто невзначай, образуя шести лучевые звездочки, и вновь расходятся, уводя к самым потаенным уголкам парка. Одна из таких дорожек ведет меня вдоль пруда к беседке.

Она стоит, скромно выглядывая сквозь кружево листвы, совершенная по форме и пропорциям, в своем белом убранстве, любуясь мерцающим отражением в серебристой глади пруда, словно невеста…




Еще недавно здесь был мостик с резными перилами. Но теперь к беседке можно добраться только на лодке или зимой по льду.

Новый дворец Баженов решил построить в западной части усадьбы на дубовых сваях искусственного холма, землю для которого крестьянам пришлось таскать на себе в плетеных корзинах. Трудно сейчас судить о внешнем виде того здания, т.к. от дома, что проектировал и строил Василий Иванович сохранились только боковые пандусы въездов с плавными линиями балюстрад, и цокольный этаж. В середине XIX века дом был перестроен швейцарским архитектором Бернаром Симоном. Хотя, существует версия, и как говорят специалисты, весьма обоснованная, что Симон только чуть-чуть изменил облик дома, оставив большую часть его неизменной. Но, обо всем по порядку…




На модные ночи Голицыной съезжался весь свет Петербурга. Всю ночь напролет в ее уютном салоне велись разговоры, споры, разгадывались ребусы и шарады. Сама хозяйка всем напоминала некую древнюю жрицу, имея пристрастие к особым нарядам свободного античного покроя, принципиально пренебрегая ухищрениями современной моды. Многие мужчины, посещавшие салон, были пленены красотой хозяйки. Даже Пушкин был слегка влюблен в княгиню и посвятил ей три стихотворения.

И сейчас вы меня спросите – какое отношение к усадьбе Быково имеет княгиня Голицына? А дело в том, княгиня – это ни кто иная, как одна из двух племянниц Михаила Михайловича Измайлова, которых он взял на воспитание после смерти родителей девочек. Княгиня Евдокия Ивановна Голицына – урожденная Измайлова вместе со своей старшей сестрой Ириной Ивановной выросла в Быково.

В девятнадцатилетнем возрасте жизнь Евдокии круто поменялась. В ее судьбу вмешался император Павел I, настояв на свадьбе Евдокии со своим любимчиком князем Сергеем Михайловичем Голицыным. Тщедушный и сластолюбивый князь мало чем мог заинтересовать такую незаурядную личность, как красавица Авдотьюшка, но ослушаться императора девушка не смогла. Она поступила по-иному, и, выражаясь современным языком, кинула супруга с первой брачной ночью, да и со всей супружеской жизнью тоже. Получив после смерти дяди довольно богатое наследство, она уехала за границу, где и прожила до смерти Павла I.

Старшая, Ирина, кроме всего прочего, унаследовала и имение Быково. Еще до упокоения дядюшки, она вышла замуж за камер-юнкера, графа Иллариона Ивановича Воронцова, но прожила с ним не долго. Муж ее скончался тридцати лет от роду, вскоре после рождения их единственного сына Ивана. Мальчик был слаб здоровьем, и Ирина Ивановна увезла его в Италию, где путешествовала вместе с сестрой своей Евдокией.



Ирина Ивановна по свидетельствам современников была спокойной, практической и уравновешенной, пользовалась репутацией любезной женщины, приятной в обращении. Во время пребывания своего в Неаполе она привлекла к себе симпатии итальянских дам. Русские путешественники, в большинстве своем, избегали знакомства с иностранцами, и она первая из знатных русских завела знакомства в итальянском обществе.

Вернувшись в Россию, графиня много занималась устройством имущественных дел своего сына и, благодаря умелому управлению поместьями, способствовала увеличению его состояния. Она пользовалась особым расположением своей тетки по мужу, известной княгини Екатерины Романовны Дашковой, и когда та, поссорившись со своей дочерью Щербининой, вознамерилась лишить её наследства, то остановила свой выбор на сыне графини Ирины Ивановны. Последняя приняла это предложение за несовершеннолетнего сына. По желанию Екатерины Романовны Дашковой (урожденной Воронцовой), желавшей сохранить древнюю фамилию князей Дашковых, высочайшим указом императора Александра I, Иван Илларионович стал первым графом Воронцовым-Дашковым. К нему же перешла большая часть населенных имений княгини Дашковой.

Иван Илларионович Воронцов-Дашков, как раз, и заказал перестройку дворца архитектору Симону Бернару.



Дворец архитектор построил в стиле английских замков. Все четыре фасада его не повторяются. Украшением южного фасада является портик с четырьмя кариатидами, которые поддерживают балкон. Перед портиком Симон расположил гульбище с перилами из фигурных столбиков.







Внутри дом тоже был отделан в английском стиле. К сожалению, с недавних пор внутрь попасть невозможно. Вероятно, можно было бы договориться с охраной за определенное вознаграждение, и я готова была договориться, но почему-то в этот момент охраны в обозримом пространстве не наблюдалось. Пришлось любоваться плодами вдохновения архитектора только снаружи.
Я заглянула внутрь сквозь запыленное окно двери парадного входа. То, что я увидела, поразило меня своей красотой. Я даже попыталась сфотографировать увиденное, но не получилось. Поэтому все фотографии представленного интерьера и его описание я взяла из интернета.

Вестибюль дворца имеет круглую форму, а лестница — винтообразная, украшенная мраморными вазами. Зал выполнен в стиле барокко.




Там же видны медальоны с барельефным изображением богини весны и цветов Флоры и богини плодов Помоны.

Библиотека и бильярдная.

Библиотека и бильярдная.



Настоящей жемчужиной дворца была голубая гостиная, стены которой были как бы покрыты шелковым штофом. В действительности, они очень искусно были расписаны темперной краской. Украшал гостиную большой камин с вырезанными в мраморе весенними цветами — тюльпанами, нарциссами, анемонами и гиацинтами.







Потолки в ванной комнате.

Потолки в ванной комнате. Ванная комната отапливалась.

Потолки в спальне.

Потолки в спальне.


Парк был пейзажного типа (на английский манер). Достопримечательностью этого парка была аллея из черных роз, которые владельцы усадьбы покупали во Франции на золото. Эта аллея находилась восточнее дворца и пролегала до ближайшего пруда .

После смерти Ивана Илларионовича и Александры Кирилловны Воронцовых-Дашковых усадьба переходит к их сыну, генерал-лейтенанту графу Иллариону Ивановичу. К сожалению, по долгу службы он не мог постоянно находиться в имении и Быково опустело.
В 1880-е гг. усадьбу купил один из совладельцев Московско-Рязанской железной дороги инженер-полковник Николай Иванович Ильин. Его отец, Иван Иванович Ильин, также инженер-полковник, был одним из строителей Большого Кремлевского дворца, а потом и комендантом его.

А теперь о грустном…

Прекрасная, уникальная в своем роде усадьба погибает!



После октябрьских потрясений 1917 года судьба имения не просто круто изменилась. Она покатилась под откос с такой скоростью, от которой кружится голова и хочется рыдать. В 1920 году усадьбу передали детскому дому для сирот красноармейцев.

Подлинная люстра XIX века

Подлинная люстра XIX века. Некогда на ней располагались подвески из хрусталя.


Из дворца стали постепенно исчезать дорогие картины, ковры, старинная мебель, хрустальные люстры. Потом сломали орган, серебряные трубы его, по словам очевидцев, еще долго валялись в разных местах заброшенного парка. Чудесная воронцовская библиотека XVIII века ушла безвозвратно. За границу увезен находившийся в Быково, и тщетно разыскиваемый портрет знаменитой княгини Дашковой, нигде не опубликованный оригинал Левицкого.

Исчезла розовая аллея, полностью была разрушена оранжерея, загажен святой источник, куда круглый год приходили за целебной водой верующие люди.

На этих панелях раньше ро

На этих панелях раньше розы были в каждом прямоугольнике.


Потом часто стали меняться арендаторы дворца, и чем их больше менялось, тем потери становились все ощутимей.

В конце концов, исчезли конюшня, так называемая швейцарская ферма, оранжерея и был разобран на кирпичи Эрмитаж.

С 1946 по 2006 год во дворце усадьбы размещался Туберкулезный санаторий №5 внелегочных локализаций. На территории усадьбы были построены жилые корпуса, а дворец использовался для лечебных процедур. Это тоже не пошло на пользу усадьбе. Предметы обстановки, которые не успели разграбить и испортить ранее, исчезли вместе с администрацией санатория при закрытии учреждения. Так, например, исчезли два бильярдных стола конца XVIII века, которые еще недавно находились в цокольном этаже и остались в памяти тех, кому их удалось увидеть. Пропал фонарь середины XIX века с чугунными украшениями, висевший в вестибюле дворца. Впрочем, как и салонный рояль XIX века, который тоже исчез без следа.



На сегодняшний день собственником Памятника Федерального значения (!) является Департамент городского имущества Москвы, но пользователем всё ещё остаётся Туберкулезный санаторий. Согласно Охранному обязательству №45-10 от 2010 года он обязан был провести полный комплекс реставрационных работ, кои, естественно, проведены не были.

Подмосковные краеведы не раз выражали тревогу за сохранность усадьбы. В конце июня 2015 года в городе Жуковском состоялось собрание представителей общественности, на котором обсуждались перспективы сохранения и дальнейшего ее использования. Кроме того, в соцсетях организованы волонтерские сообщества, занимающиеся продвижением проектов сохранения и реставрации усадьбы. Потомок последних владельцев имения Михаил Андреевич Ильин, искусствовед, профессор Московского Государственного Университета, неоднократно приезжал в Быково. Он произвел обмеры многих строений усадьбы, в том числе и разобранного Эрмитажа, благодаря чему есть возможность восстановить его.




Мне очень хотелось бы надеяться, что если уж нельзя отменить продажу усадьбы, то хотя бы новый собственник будет умнее и прозорливей московских властей, и он вернет дворцу и парку былое величие, превратив их в одно из любимейших мест всех жителей Подмосковья и гостей нашей Родины.


👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Быково - 009.jpg


Всего 43 фото

Усадьба Быково находится недалеко от Москвы, однако почему-то в эти места я ранее не добирался. И вот, недавно такая возможность как раз появилась. В общем, место замечательное, если еще его и приведут впоследствии в порядок (а исходные возможности есть), это будет просто восхитительно. Пост о Дворце (Главном доме Усадьбы Воронцова-Дашковой) я разделил на две части - первая - "историческо-интерьерная", где большей частью будут старые фото и сторонние фотоработы относительно уцелевших дворцовых интерьеров, это касается тех, что отсняты внутри (а легкого доступа туда сейчас нет) и вторая - где мы с вами увидим Усадьбу Воронцова-Дашкова во всем своем пока еще нетронутом "мастерами современной реставрации" великолепии - это будут уже исключительно мои фото. Ну, а третий пост впоследствии будет уже о Церкви Владимирской Богоматери.

Усадьба Воронцóва-Дашкóва (усадьба Бы́ково, реже - Ма́рьино) - усадебный комплекс в парке подмосковного села Быково, что рядом с городом Жуковским. Усадьба выдающийся образец русской архитектуры и декоративно-прикладного искусства эпохи императора Николая I. Построен он по проектам архитекторов Василия Баженова, Матвея Казакова, Бернара Де Симона и принадлежал представителям влиятельных семей российского дворянства. Территория усадьбы и прилегающего к ней парка занимает около 30 гектаров.

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Первым владельцем села Быково из рода Воронцовых был воевода Илларион - он получил его в подарок от Петра I за заслуги перед Отечеством. От Иллариона село переходило к наследникам фамилии Воронцовых до середины XVIII века. Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, Михаил Илларионович Воронцов, Иван Илларионович Воронцов и многие другие представители семьи Воронцовых играли важные роли в судьбе Российской империи.
02.

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Быково - 103

Известный краевед, исследователь усадебного искусства Алексей Греч отмечал значительное стилевое сходство этого ансамбля с другими знаменитыми творениями Баженова. Документального подтверждения авторства не сохранилось из-за конфликта императрицы и архитектора - Екатерина II наказала Баженова за связи с наследником Павлом и масонским орденом, отлучила его от всех проектов и приказала снести уже возведённый по его плану дворец в Царицыно.
03.

Дореволюционное фото Главного дома (дворца) усадьбы. Южный фасад.

По проекту Измайлова и Баженова в Быково построили дворец, Эрмитаж, деревянную церковь Владимирской иконы Божьей Матери, их композицию объединял пейзажный парк. Для строительства новой усадьбы полностью изменили рельеф местности - выкопали три пруда и из полученной земли соорудили большой холм, на котором был заложен главный дом. В парке были расположены многочисленные декоративные элементы: беседки, скульптуры, воздушный театр. Кроме того, Быково включало в себя многочисленные хозяйственные постройки: дома для слуг, конюшню, кузницу, ферму и оранжереи.

Быково - 104

С точки зрения архитектуры, усадебный комплекс соединил в себе направления своего времени - классицизм, русскую готику и стиль Людовика XVI. Центральным элементом композиции парка был павильон-Эрмитаж. В Эрмитаже хозяева встречали гостей и проводили музыкальные вечера, каждая его комната была оформлена индивидуально, одна даже имела ростовую стеклянную стену-аквариум. Для работы над интерьером главного дома усадьбы в 1797 году Измайлов пригласил известного декоратора Джованни Скотти.
04.

Дореволюционное фото Главного усадебного дома (дворца). Южный фасад.

Иван Илларионович Воронцов-Дашков

Михаил Михайлович Измайлов не оставил наследников, поэтому после его смерти усадьба Быково снова перешла к Воронцовым. Новым хозяином стал известный дипломат Иван Илларионович, который впоследствии получил личное разрешение императора Александра I носить двойную фамилию - Воронцов-Дашков.
05.

Иван Илларионович Воронцов-Дашков

В начале XIX века усадьба была в запущенном состоянии - парк одичал, многие деревья были вырублены французами в 1812 году, крупный пожар уничтожил главный дом работы Баженова. Для перестройки усадьбы Иван Илларионович пригласил в Быково молодого швейцарского архитектора Бернара де Симона. На проект были выделены значительные средства - мать нового владельца, Ирина Ивановна Воронцова-Дашкова, стремилась в богатстве и красоте усадьбы превзойти императорскую Графскую Славянку (известная в те времена усадьба Юлии Павловны Самойловой куда съезжались сливки петербургского общества). Архитектор Де Симон разработал проект главного дома в эклектичной стилизации под английский замок, каждый из четырех фасадов здания был оформлен индивидуально.

Быково - 101

06.

Быково - 105

Южный фасад с балюстрадой выходит на реку и украшен пилястрами и классическими колоннами с кариатидами.
07.

Быково - 102

В западной части дома находится неоготическая башня с обсерваторией (на фото ниже слева).
Восточный фасад выходит окнами на парк и пруды, оформлен в стиле Возрождения.
08.

Быково - 108

Де Симон изменил назначение большей части помещений и полностью переоформил интерьер. В основном он был решён в английском стиле, однако изобилие декоративных элементов отсылает к рококо.
09.

Во дворце сложилась богатая коллекция предметов искусства: под потолком нового обеденного зала расположили фриз с портретами представителей рода Воронцовых, вдоль парадной лестницы расставили их скульптуры, декоративные камины имели уникальную отделку. Кроме того, во дворце была обширная библиотека. Помимо главного дома, Де Симон полностью изменил усадебный парк: в нём переложили сеть аллей, выкопали новый пруд и восстановили оранжереи начала XVIII века.

Достопримечательностью парка была аллея из черных роз, которые владельцы усадьбы покупали во Франции за золото. Там же, у пруда, находилось двухэтажное здание Эрмитажа, предназначенное для музицирования и бесед хозяев с гостями. После 1930 года был разрушен Эрмитаж, исчезли памятные колонны в честь Екатерины II и Павла I.

Быково - 107 - грот

11.

На территории английского пейзажного парка находился также грот

Быково - 106

12.

Легкая каменная часовня над ключом, в таком же стиле как и Владимирская церковь и находилась недалеко от нее.

С 1891 года и до Революции 1917 года усадьба принадлежала сыну Ильина, историку Андрею Николаевичу. В Быкове прошло детство внука Николая Ильина - Михаила, который впоследствии стал выдающимся историком архитектуры и знатоком творчества Баженова. После революции усадьба была национализирована. При советском правительстве в ней находилась детская колония, позднее - школа подрывников. Постепенно были расхищены предметы интерьера и собрание воронцовской библиотеки, внутренняя отделка разрушена. Некоторые предметы искусства были переданы в музейный фонд, но многие утрачены.

Первый этаж Главного усадебного дома:

1-й этаж.jpg

14.

Первый этаж дома делится на две половины. Слева - женская, справа - мужская.


1. Рядом с парадной лестницей - библиотека. В середине - двойной камин, который разделяет две комнаты. Посередине нижней (библиотеки) стоит большой рабочий стол для тяжелых книг и работы.

3. "Кинозал" - это столовая (выход из библиотеки и бильярдной; между дверьми был камин). В середине - большой стол.

6. Далее - Буфет с большим столом и шкафами для посуды. Рядом со столом слева - печь, возможно, с вытяжкой или подъемник (но это надо проверять).

7. Изогнутый коридор между столовой и буфетом - "Проход" (пассаж), замаскированный под что-то. Это две двери. Через одну дверь вносили, через другую выносили. Над надписью Пассаж - шкаф, где стояла дорогая посуда, он и маскировал двери.

5. Деревянная комната - кабинет графини. В нем было два камина, один настоящий, другой - декоративный.

6. Следующая комната сверху на плане слева - парадная спальня. Там даже кровать обозначена на плане. В спальне был либо камин, либо печь (справа), а слева (симметрично) была дверь, замаскированная под печь.

8. Через дверь проход в комнату, которую назвали ванной. Там туалет и ванная. Графиня здесь одевалась. На плане обозначена ванна. За ней мелкая комната в центре - реальный туалет (санузел), как и сейчас, собственно.

9. Возможно, была канализация и водонапорная башня (около оранжерей). Оттуда выносили воду и т.д. через лестницу слева.

10. Между двумя лестницами ("лестница графини" - квадратная, выходящая из ванной) - Гардероб. Лестница из гардероба - по ней носили что-то гладить в подвал. По ней ходила горничная. Скорее всего, над ней (Лавуар) - комната для стирки. Непосредственно прачечная была в подвале.

Парадная лестница

VR-08.jpg

15.

Парадная лестница в вестибюле

VR-028.jpg

16.

Лестница на второй этаж

VR-03.jpg

17.

Сохранилась и мозаика конца XIX века на полу вестибюля

В усадебном дворце располагались библиотека и зал лечебной физкультуры. В середине 1980-х годов туберкулезный санаторий ещё действовал, но территория усадьбы была открыта для доступа всем желающим. Из декоративных построек на территории парка сохранилась только одна беседка на островке посреди усадебного пруда.

VR-05.jpg

18.

Второй этаж

К настоящему времени под руководством историка Марии Александровны Мариной был разработан проект преобразования усадьбы Быково в культурно-туристический и просветительский центр. Реализация проекта до сих пор не началась из-за бюрократических сложностей: территория парка, коммуникации и здания усадебного комплекса принадлежат разным ведомствам, ни одно из которых не берёт на себя ответственность за сохранение памятника.

Идеи проекта:


Оживить пространство усадьбы, сделать из нее интерактивный музей, культурно-просветительский центр. Благодаря сохранившимся планам комнат дворца, можно воспроизвести все функции комнат, чтобы посетители могли прикоснуться к повседневной жизни графов. Таким образом, получится интерактивное, практически оригинальное и функционирующее графское пространство, в событиях которого принимают участие зрители. Так же планируется добавить элементы инфраструктуры в усадебное пространство и реконструировать усадебные здания (павильоны, двор и так далее).

VR-022.jpg

19.

Потолок над парадной лестницей. Как уже упоминалось, первоначальную декорацию интерьеров сегодня связывают с работами известного декоратора Дж. Скотти, приглашенного М.М. Измайловым в 1797 году.

VR-024.jpg

20.

Кабинет графини

VR-01.jpg

21.

Кабинет графини

VR-019.jpg

22.

VR-010.jpg

Основным мотивом декорации всей женской половины дома (слева от центрального вестибюля) являются гирлянды и букеты роз, покрывающие стены и потолки комнат и в живописной технике, и в виде резных ореховых панелей. Эти комнаты занимают восточную часть дома, из которой была хорошо видна Владимирская церковь.
23.

VR-023.jpg

25.

VR-017.jpg

В советское время столовую переделали в кинозал
26.

VR-016.jpg

27.

Потолок столовой

Библиотека и бильярдная

VR-026.jpg

29.

VR-012.jpg

Очень вероятно, что смежная с библиотекой комната была кабинетом – своеобразной мужской гостиной, где разрешалось курить (сейчас перегородка между этими комнатами разобрана).
30.

Голубая гостиная (салон)

VR-09.jpg

31.

Салон или голубая гостиная

Подвал главного дома

VR-02.jpg

33.

Ход в подвал

VR-011.jpg

34.

Подвал главного усадебного дома

Второй этаж Главного дома усадьбы Быково:

2-й этаж.jpg

35.

3. Дальше справа - апартаменты Лариона (мальчика), ниже которых - туалет, где его одевали (это сын Ивана Воронцова).

6. Четыре комнаты для гостей, скорее всего. Они связаны с лестницами прислуги и центральной лестницей.

Кабинет графа

VR-07.jpg

36.

Три арочных окна и выход на балкон

VR-020.jpg

37.

Балкон

VR-015.jpg

38.

VR-025.jpg

39.

VR-013.jpg

40.

VR-018.jpg

41.

Будуар (зимний сад)

VR-027.jpg

42.

Потолок Ванной комнаты графини

Быково - 0058.jpg

Как мы видим, волею судеб интерьер Главного усадебного дома Воронцова-Дашкова вполне возможно реставрировать и не городить внутри дворца новодельные.
43.

Ну что же, с историческими выкладками и интерьерами Главного дома мы ознакомились. Во второй части уже будет полный набор моих обзорных фотографий Главного усадебного дома, архитектурных деталей и окрестностей усадебного дома. Владимирская церковь у нас будет проходить уже в третьей части как и упоминалось выше.

Читайте также: