Поль сезанн постимпрессионизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Постимпрессионизм (от лат. post - после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX - начала XX вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг. искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её длительных состояний - духовных и материальных.

В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем. И хотя ряд направлений постимпрессионизма (неоимпрессионизм, отчасти "наби" - французский вариант "модерна") не выходит из указанных временных границ, творчество его ведущих мастеров (прежде всего постимпрессионизм Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лoтрека) своей проблематикой кладёт начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.


Сезанн, Поль (1839-1906). Французский художник, представитель постимпрессионизма.


П.Сезанн - один из самых значительных мастеров конца XIX - начала XX вв., художественные открытия которого во многом определили облик современного искусства и легли в основу таких явлений, как фовизм и кубизм.

Свой творческий путь Сезанн начинает в 60-е гг. с увлечения Делакруа и Курбе.

Учился в колледже Бурбон в Эксе вместе с писателем Э. Золя; одновременно проходил курс рисунка при городском музее.

В 1861 г. приехал в Париж, где посещал частную Академию Сюиса (1862—65); познакомился с К. Писарро, а позднее с К. Моне, О. Ренуаром, А. Сислеем.


Не пройдя по конкурсу в Школу изящных искусств, вернулся домой и поступил на службу в контору отца, не оставив, однако, твёрдого намерения стать художником.

Художник обладал особым цветовым и пространственным видением, на основе которого создал к 1880 г. новую живописную систему, стремясь передать в своих картинах не мимолётные впечатления, но конструктивную основу мира. Уже ранние работы нарушают законы прямой перспективы: все линии в пространстве искривлены, предметы предстают преувеличенно весомыми и объёмными, а пространство – сферическим.



Вещи, которые он использовал в своих натюрмортах, не были ни разнообразны, ни роскошны. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Он снова и снова писал яблоки. Ему нравились персики, груши, апельсины, лимоны и лук. Рядом с ними он ставил одиночные предметы: чайники, кувшины, бутылки, блюда, стаканы, тарелки. Таковы главные герои сезанновских композиций.

Сезанн писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни - не в пример другим великим художникам, его равно увлекали натюрморт, пейзаж, изображение фигур людей и портретная живопись, но натюрморту он уделял особое внимание. Сезанн создал около 200 картин этого жанра.



Поль Сезанн. Портрет отца. 1885.



Поль Сезанн. Портрет госпожи Сезанн в оранжерее. 1890

Вместе с пейзажами и натюрмортами Сезанн создавал и портреты. Большинство портретов, созданных Сезанном, имеет одно отличительное общее свойство: художник так мало заботился о сходстве с оригиналом, что его портреты кажутся портретами вообще. Часто героями портретов были его жена Гортензия, которую он писал более сорока раз, и он сам. Сохранилось более 35 его автопортретов.


Поль Сезанн. Автопортрет в каскетке

Свой интерес к человеческой фигуре, сохранявшийся всю жизнь, Сезанн выразил и в создании групповых портретов. Некоторые из них изображают небольшие группы, как в известной серии игроков в карты; другие, в особенности купальщицы, насчитывают более дюжины фигур.



Поль Сезанн. "Игроки в карты"

В поздний период творчества художник увлекся идеей соединить два крупнейших живописных жанра, включив фигуры людей в пейзаж. В самом конце жизни Сезанн блестяще реализовал эту идею в "Больших купальщицах".



Поль Сезанн. "Большие купальщицы". 1905

В 1880-90-е годы Сезанна по-настоящему занимали пейзажи Прованса. Интерес был таков, что Сезанн создал 300 живописных пейзажей, и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами.



Поль Сезанн. Пейзаж в Провансе

Естественное соотношение форм тяжелой, выжженной солнцем земли Прованса и прозрачность здешнего света напоминали Сезанну его представления об Италии и Греции, и Прованс был связан для него с этими странами как один из "великих классических ландшафтов".

В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим.


Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака.



Поль Сезанн. Вид на Эстак


К началу 90-х годов интерес Сезанна к ландшафтам Эстака угас, и художник сосредоточился на видах горы Сент-Виктуар, которая неизменно очаровывала его.



Поль Сезанн. Гора святая Виктория

Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. С середины 80-х годов Сент-Виктуар стала единственной и самой важной темой пейзажей Сезанна и оставалась ею до конца его жизни.

Могучая творческая индивидуальность Сезанна соседствовала с необычайной неустойчивостью его натуры. Это очевидное расхождение художественного и личностного начал вводило в заблуждение всех, кто знал его, и поражало тех, кто занимался изучением его жизни и творчества.

Его терзало предчувствие ранней смерти, и, начиная с сорока трех лет, он много времени тратил на составление своего завещания. Страх заставил его обратиться к церкви - со средних лет до конца жизни он был практикующим католиком, хотя посещение мессы называл "данью средневековью".

Он искал спасения в живописи. Работа была для него единственным, что приносило полное "душевное удовлетворение". Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Во времена, когда его живопись подвергалась яростным нападкам, он писал матери: "Я научился чувствовать себя выше всего, что вокруг". Не вызывает сомнения, что он был твердо убежден в несравнимом превосходстве своего художественного видения. Примечательно то, как мало зрелое творчество Сезанна свидетельствует о нестабильности натуры своего создателя: когда мир предавал художника, он находил поддержку в своей живописи.

Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения. Он вечно твердил о неспособности "осуществить" собственное видение, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Источником творческого упорства была для Сезанна вера в искусство как "священнодействие". Вся его жизнь являет пример служения, преданности и эпической завершенности. И творчество его, и судьба исключительно важны для художников следующих поколений. В XX веке он предстал великим отшельником искусства, мужественно боровшимся в одиночестве. "Важно не то, что художник делает, но то, кем он является, - сказал о Сезанне Пикассо в 1935 году, - безграничное упорство - вот чему он учит нас".

Роль Сезанна как "отца" нового искусства была по заслугам оценена следующими поколениями художников. Достаточно вспомнить о том воздействии, которое он оказал на формирование неисчислимого множества мастеров и такие художественные направления, как символизм, фовизм, кубизм и экспрессионизм. Значимость Сезанна не ограничивается этим влиянием. Он перешагнул пределы современной ему и следующих эпох, в своей исключительности и завершенности встав вровень с другими гигантами европейской живописи.

В этой части поговорим о Поле Сезанне: его картинах из конусов и шаров и стремлении к совершенству.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Начинаем разбираться в постимпрессионизме.

📍Их набор определил английский художник и критик Роджер Фрай в 1911 году. В своей статье он назвал постимпрессионистами четырех художников: Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Анри Тулуз-Лотрека.

📍Если импрессионисты все довольно похожи, то у постимпрессионистов не было общего видения того, какая цель у живописи и как должен работать художник. У каждого из них свой индивидуальный стиль. И хотя в определенный период творчества влияние импрессионизма на эту четверку было сильным, потом они пошли другим путем.

🚀 Постимпрессионизм — это термин, который объединяет четырех художников. Но у постимпрессионизма нет общих признаков, по которым можно отличать художников, которые в него входят. Их объединяет не манера письма, а влияние, которое они оказали на последующее искусство.

Начинаем изучать постимпрессионизм с художественного атланта. Поль Сезанн — аскет, проживший жизнь в художественной самоизоляции в небольшом французском городке Экс-ан-Прованс. Человек, погибший от воспаления легких, простудившись на пленэре. Чувствуете, какая мощь?

Сезанна называют отцом современного искусства. Конечно, не современные художники, отошедшие от живописи очень далеко, но те, что работали в 20 веке. Кубизм и абстракционизм были бы невозможны без Сезанна. Какие его идеи и открытия перевернули искусство?

Живопись — аналитическое занятие. Импрессионисты считали, что пишут жизнь такой, какой они ее видят. Сезанн понимал, что то, что он переносит на холст — переработанная и проанализированная действительность. Она имеет такое же отношение к жизни, как фантазия — к реальности. Поэтому он не стремился ни к мимолетности, ни к объективности в своих картинах.

Картину нужно строить, а не писать. Сезанн собирал свои картины подобно ребенку, играющему в кубики. Его пейзажи и натюрморты состоят из устойчивых и вечных форм: кубов, конусов и шаров. Поэтому они кажутся равновесными и упорядоченными.

Пленэр необходим, но не для того, о чем вы подумали. Сезанн писал знаменитую гору Сен-Виктор десятки, если не сотни раз, как и Моне — Руанский собор. Но у Сезанна, в отличие от Моне, была конечная цель! Для Моне каждая картина из цикла самоценна. Для Сезанна каждая картина — ступенька к совершенству, идеальному и вечному изображению, которое он стремился создать.


На художественной выставке в Париже, в 1874 были впервые представлены работы импрессионистов Клода Моне и Огюста Ренуара. Их картины вызвали бурю негодования у критиков, оценивавших их полотна по устоявшимся канонам классической живописи. Так и работы Поля Сезанна подвергались совсем нелицеприятным рецензиям. Их зачастую просто игнорировали. Его творчество трудно вписать в рамки какого-то одного художественного стиля, все его картины по-своему уникальны.

Биография Поля Сезанна насыщена интересными, а порой трагичными событиями. Но это закономерно, жизнь гениального художника просто не могла быть обычной. Зададимся вопросом какое отличие между талантливым художником и гениальным? Как правило, художественный талант уже виден в детстве. Ребёнок проявляет интерес к рисованию и удивляет окружающих своими незаурядными художественными способностями. Но с Полем Сезанн было ровно наоборот. Ни в детстве, ни в юности его талант не проявлялся, но по прошествии многих лет он был признан одним из величайших художником постимпрессионизма. Сейчас самые знаменитые музеи мира украшают работы великого живописца. А на многих аукционах его полотна стоят целое состояние.

Детство и юность

Родители Поля жили во Франции, в маленьком городке под названием Экс-ан-Прованс, 19 ноября 1839 года. Семья Сезанн имел троих детей, Поля и двоих сестёр Марию и Розу. Его мать Анна, была продавщицей в их собственном магазине и торговала фетровыми шляпками. Женщина она были тихая и малообразованная, очень любила своих детей, но особенное чувство привязанности она испытывала к своему первенцу, и защищала своего любимца от деспотизма отца. У неё он мог найти понимание и поддержку во всех своих начинаниях.

Поль Сезанн

Школьные годы и формирование мировоззрения

Талантливый человек талантлив во всём, так можно сказать о школьных успехах юного Сезанна. Учителя отмечали его как прилежного и способного ученика, нередко его достижения в учёбе были отмечены грамотами. Особенно ему нравилась математика, а писать сочинения у него получалось на отлично.

Учёба в колледже принесла будущему живописцу новые знакомства. Там он познакомился с тогда ещё никому не известным Эмилем Золя. И именно он привил Полю любовь к миру книг и поэзии, которая в последствии стала его страстью. Сезанн писал стихи на французском языке и латыни, знал наизусть практически всего великого Гомера и Вергилия, и имея отличную память, даже по прошествии многих лет свободно цитировал своих любимых поэтов. Однако, он абсолютно не проявил никаких художественных начинаний.

Удивляет, что на уроках рисования он не почувствовал тяги к живописи, и конечно ни у кого не возникало мысли о том, что он может стать знаменитым живописцем.

Луи Огюст мечтал, что Поль продолжит семейное дело, и для этого необходимо было изучать право, и он заставил его поступить в университет на юридический факультет. Любимым времяпрепровождением юноши стало посещения городского музея, он мог подолгу рассматривать живописные полотна, и понял, что тоже хочет рисовать и стать художником. К счастью они нашли с отцом компромисс, и он разрешил Полю вечерами после занятий посещать школу живописи, с условием, что он продолжит изучать право, и даже позволил ему дома организовать небольшую мастерскую.

Поль Сезанн

Негативное влияние на формирование характер юного дарования оказали непростые отношения с отцом. Его замкнутость и нелюдимость сопровождали его всю жизнь. Стараясь избегать людей и суеты, он находил утешение только в живописи и уединении.

Могут быть знакомы

Единственный друг

Заступившись однажды за своего одноклассника, маленького Эмиля Золя, он приобретёт себе единственного друга на всю жизнь. Поль особенно ценил их отношения, так как был по своей натуре нелюдим и стеснителен. Их связала долгая 40 летняя дружба.

Поль Сезанн

Именно Эмиль, уехав в Париж, пробовать свои литературные способности, будет настойчиво звать с собой друга. Но ослушаться своего деспотичного отца юноша конечно боялся.

Покорение Парижа

Окончательно перебраться в Париж Полю удастся только в 1861 году. И теперь у него появилась возможность учиться живописи в мастерской Сюисса, и под впечатлением работ молодых художников отходит от академической манеры, и начинает упорно искать свой стиль. Он готовится к поступлению в Академию художеств. Юноша пропадает в Лувре, где копирует полотна знаменитых Рубенса и Тициана.

Знакомство с Камилем Писсарро, помогло ему сформировать свой путь в развития в живописи. Он помогает ему в освоении техники раздельного мазка, даёт советы по выбору тона палитры. И его основным жанром стали пейзажи. Поль невольно попадает под влияние импрессионизма Писарро. Но всё же геометрия пространства, строгая гармония для Сезанна осталась на первом месте. Возможно Камиль единственный на тот момент кто поверил в гениальный талант Сезанна, и первый предрёк ему всемирную славу. Но неуверенность в себе, заставили бросить обучения, и он принимает решение уехать.

Отец возвращению ребёнка обрадовался. Но притяжение искусства оказалось куда сильнее, чем грозные доводы его родителя. Поль просто не смог жить без любимого занятия. Желание обязательно учиться в Париже, заставляет его вновь покинуть родных. Подготовка к экзаменам принесла художнику новые сомнения. Пришло понятие, что ему непонятна та живопись, которой он собирается обучаться, она кажется ему бессмысленной и отчасти пустой. Его вновь начинают одолевать сомнения в своих способностях. Душевные терзания и неуверенность делают своё дело — он не сдаёт экзамены.

Поль Сезанн

Робкий и застенчивый характер не дали ему войти в общество молодых и амбициозных импрессионистов, а нежелание Салона выставлять его картины, снова заставляют его бросить живопись. И в 1894 году он возвращается в свой родной город. Но сейчас всего на полгода. Дома он продолжает усердно работать. Поль вновь решает покорять Париж, и везёт свои новые работы в Салон, чтобы показать их требовательному жюри. И очередной раз терпит неудачу. Работы не приняли.

Поль Сезанн

Вновь оказавшись в Экс-ан-Прованс Сезанн посвящает себя написанию портретов. Но всё тщетно, год упорной работы опять отправлен в утиль. На показе в Салоне он был осмеян, издевательские комментарии публики заставили его окончательно отчаяться. Понимание, что его художественные произведения не приняты публикой, не заставили его подстроиться под мнения критиков.

Его уверенность в своих правильных начинаниях подкрепил Эдуард Мане, положительно отозвавшись о его картинах, и это дало наконец-то Полю Сезанну так необходимую ему уверенность в себе.

Живопись

Поль Сезанн

Поль Сезанн

Поль Сезанн

Ослабленный организм хроническим диабетом и полученное воспаление лёгких, не оставило никакого шанса на выздоровление. Несколько дней Поль был в бреду, он бормотал имя своего умершего друга Эмиля, или звал Мари и сына. Его сестра Мария видя безнадёжное состояние брата позвала к нему священника и сообщила о его состоянии Мари-Гортензии. А 22 октября 1906 его прислуга обнаружила мёртвым.

Только на следующий день по приезде жены и сына было объявлено о смерти великого живописца. Похоронили Поля Сезанна на кладбище Сен-Поль в его любимом Экс-ан-Провансе.

Художники постимпрессионисты

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Винсент Ван Гог родился в Голландии. Он не любил вспоминать свое детство. В большой бедной семье пастора Теодора Ван Гога было не до того, чтоб вникать в проблемы старшего сына. Те, кто знали его в детстве, говорили, что Винсент отличался скромностью, дружелюбием, состраданием. Но одновременно был вспыльчив и своенравен. Никто так не нуждался в теплой поддержке, как он, но единственный человек, который понимал и помогал ему в жизни, был его младший брат Теодор. Их переписка дает нам возможность понять Ван Гога.

С такой же страстью, как он интересовался живописью, Ван Гог обратился к религии. Он изучает теологию, потом разочаровывается и в итоге становится священником в маленьком бельгийском городке Боринаже. Но и священник из него получился неправильный: вместо того, чтоб просто преподавать Закон Божий, он начинает помогать местным шахтерам и их семьям. Их жизнь, в самом деле, была ужасной: бедность, аварии в шахтах. Винсент раздает им все, что имеет, пишет в разные инстанции о тяжелой жизни в городке. В итоге его увольняют.

Ван Гог едоки картофеля

В феврале 1886 года Винсент переедет в Париж, где его брат Теодор был директором художественной галереи. Он знакомится с Камилем Писсарро, Огюстом Ренуаром и Клодом Моне. Под их влиянием темные краски навсегда исчезли из картин Винсента. Но у него никогда не было покоя, радости, характерных для Моне и Ренуара. У Ван Гога уже тогда появился тонкий, острый, нервный мазок. Он много рисует цветы, но, если присмотреться, лепестки, часто изогнутые, словно увядающие, тоже не дают ощущения спокойствия и гармонии.

Ван Гог в Париже

Кроме импрессионистов, Ван Гога поразили гравюры японских художников. В первые месяцы парижской жизни он будет их копировать. А папаша Танги, добрейший человек, который торговал красками и другими необходимыми для художников вещами, изображен на фоне японских картин. В Париже Ван Гог ощущает небывалый подъем. Он оказался в среде художников, которые ценят его. За 2 года он написал более 230 картин,

Ван Гог картины

Публика работы художника не принимает, впрочем, кого из его коллег не уничтожала критика? Но Ван Гог очень раним. Вечный мечтатель, он начинает думать о том, чтоб вдали от большого города устроить общину, где будут жить и работать художники, потому что только они могут понять друг друга. Тео обещает ему помочь, и в феврале 1888 года Винсент отправляется на юг Франции в Прованс, город Арль. Юг с его красками он сразу полюбил, а с приходом весны без устали рисует цветущие деревья, поля пшеницы, уборку винограда. Каждое утро он с мольбертом отправлялся рисовать виды вокруг Арля.

Ван Гог картины

Ван Гог в Арле

Ван Гог автопортрет

Ван Гог картины

Ван Гог поздние работы

Его жизнь похожа на приключенческий роман. В полтора года Поль совершил первое морское путешествие. Вместе с отцом и матерью он отправился из Франции через Атлантический океан в Перу, где жили богатые родственники. матери. На берег американского государства они сошли вдвоем: отец во время плавания умер от сердечного приступа. Тем не менее, шестилетнее пребывание в экзотической стране определит всю его дальнейшую жизнь: Гогена всегда будут манить дальние страны. В 1855 году Поль с матерью вернутся во Францию, чтоб он мог получить образование, но потом Гоген станет матросом и 6 лет будет плавать по всему свету. Смерть матери заставила Гогена вернуться на родину. Ее старый друг Гюстав Ароза помог ему устроиться в 1872 году работать на биржу, он же привил ему интерес к живописи и познакомил с импрессионистом Камилем Писсарро, которого Гоген потом называл своим учителем. Поначалу он удачно сочетал живопись со службой, был хорошо обеспечен, женился, немного рисовал, даже начал участвовать в выставках импрессионистов, и постепенно в художественных кругах приобрел известность. Эдгар Дега купил несколько его картин. Вот несколько ранних работ Гогена. Вполне импрессионизм.

Поль Гоген картины с названиями

Гоген был сильным человеком, он верил в свой талант, поэтому в 35 лет, в 1884 году бросил работу на бирже уверенный, что сможет заработать на жизнь живописью. Теперь ему пришлось столкнуться с бедностью, жена ушла, забрав детей. Но Гоген не опускает руки. Он упорно работает.

Гоген картины

Гоген не отказывался от натуры, но считал, что от нее надо брать только основные элементы, а потом пользоваться ими по своему усмотрению, упрощая или преувеличивая в соответствии с идеей художника. Он считал, что именно так поступали древние египтяне, японцы. Художник создает свою живописную систему, основанную на гармонии чистых цветов, подобной гармонии звуков в музыке. Система имела и название — синтетизм.

Общаясь в это время с местными художниками, он спрашивал их: «Какими вы видите эти деревья? Они желтые? (Речь шла об осеннем пейзаже.) Вот и кладите желтый. А эта тень, скорее, голубая. Пишите ее чистым ультрамарином. А вот эти листья, скорее, красные. Пускайте в ход вермильон«. Из его картин исчезнет светотень, перспектива. На полотнах художника мы видим большие яркие пятна, которые придают картине декоративность. Используя чистые тона, он не стремился с их помощью передать ощущение от реальности, но создавал свою, условную, где главным была гармония цветов.

Поль Гоген Таити

Гоген картины с названиями

Теперь у художника был свой дом на Маркизских островах. Но здоровье его было окончательно подорвано, и Гоген умер 3 мая 1903 года. В 1906 г в Париже было выставлено 227 его работ. Успех был большой. Каждая картина теперь стоила тысячи франков.

Поль Сезанн (1839-1906)

В жизни Сезанна не было таких резких поворотов, как у Гогена или Ван Гога. Большую часть жизни он прожил в родном городе на юге Франции — Экс-ан-Провансе. Его отец, вначале торговавший шляпами, ко времени рождения сына был вполне удачливым владельцем банка. Так что Полю нужда никогда не грозила. Но с давлением очень властного и жесткого отца художнику долго приходилось считаться.

Он получил хорошее образование, в престижном Колледже Бурбон его, одного из лучших учеников, не раз награждали за успехи в греческом, латинском, математике, а вот в рисовании не блистал, хотя увлеченно рисовал с 5 лет. Известно, что в этой области награду в колледже получил его друг и будущий великий писатель Эмиль Золя.

Сезанн Поль картины

Поль Гоген картины

Поль Сезанн

Он не считал себя революционером и не хотел порывать с традицией живописи, сложившейся еще в эпоху Возрождения и считал изображение объема и пространства — великим достижением. Но видел их по-своему. Картина — всегда иллюзия. Художник не может изобразить действительность адекватно. Существуют определенные условности, скажем, линейная перспектива. В этой системе привыкли рисовать художники. И мы к ней привыкли. И когда на картинах Сезанна мы видим пространство, построенное иначе, мы возмущаемся: неправильно. Говорят, он так видел. Все его творчество — поиски новых средств создания форм. Сезанн упорно работает в главных живописных жанрах: пишет пейзажи, натюрморты, портреты.

Натюрморты у Сезанна

портреты Сезанна

Сезанн будет часто возвращаться к изображению определенных людей, предметов, пейзажей. Он будет называть это «мотивы«. Одним из излюбленных мотивов была гора святой Виктории, что находилась в 25 километрах от Экса и была хорошо видна из дома брата его жены. Он рисовал ее десятки раз.

Сан- Виктуар Сезанн

С годами формы на картинах Сезанна становились все проще. Он считал, что когда человек смотрит на пейзажи, он в первую очередь видит её общие формы. Все объекты он сводил элементарным геометрическим формам. Поля — зелёно-жёлтые прямоугольники, дома — коричневые кубы, кустарники — шары.

В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его постоянную выставку. С тех пор Сезанн был признан в художественном мире. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал.

Он мечтал умереть за мольбертом. Так и вышло. Он умер за работой 22 октября 1906 года. Художник никогда не отказывался от традиций классического искусства, но в то же время стал источником вдохновения для искусства ХХ века. В области цвета его считали своим учителем фовисты. А кубизм, возникший почти сразу после его смерти, взял на вооружение его фразу, что все изображения можно свести к кубу, шару, цилиндру.

Можете посмотреть забавный ролик о Сезанне из ютуба. Кое-что разъясняет.

Читайте также: