Духовная сфера жизни американского общества в 1920 годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Двадцатые были временем резких контрастов во всем — в том числе и в сменивших один другой образах президентского правления: от коррумпированной администрации Уоррена Хардинга (1920—1923) к аскетизму Кэлвина Кулиджа (1923—1929), служившему цели создания "государства бизнесменов". Это была эра материализма, торжествовавшего практически во всех сферах национальной жизни. Кинематограф, бокс, бейсбол стали большим бизнесом и породили своих кумиров, таких как Рудольфо Валентино и Грета Гарбо, Джек Демпси и Бейб Рут.

Почти столь же популярным в Америке 1920-х оказалось имя Зигмунда Фрейда, австрийского психоаналитика рубежа XIX—XX веков, занимавшего умы европейских интеллектуалов. Фрейд объяснил людям, что истинная сущность личности кроется в ее подсознательной сфере, которая базируется на трех инстинктах: eros (инстинкт жизни), tanatos (инстинкт смерти) и libido (половой инстинкт). Он объяснил, что детские переживания человека откладываются в подсознании в виде "комплексов": Эдипова (подсознательная неприязнь сына к отцу), противоположного ему "комплекса Электры", и других, — которые человек не может ни изжить, ни объяснить, и потому обречен на мучительную борьбу с самим собой.

В двадцатые Фрейд был на устах у всех мало-мальски образованных американцев, даже тех, кто никогда не читал его трудов. Он был моден в Европе, и его теория эффектно оправдывала человеческие влечения. В американском материалистическом развороте она породила скептицизм, даже цинизм.

Это время, которое, с легкой руки Ф. Скотта Фитцджеральда, получило название "джазового века", было временем, не только пренебрежительно-легкомысленного отношения к жизни, но и временем расцвета искусств. Центральным и интригующим своей новизной культурным явлением 1920-х стал так называемый Гарлемский ренессанс — внезапный послевоенный расцвет "черного" искусства США, который, собственно, и делает десятилетие "веком джаза".

Начавшийся как литературное движение, Гарлемский ренессанс вовлек всю артистическую богему столицы черной Америки — художников, музыкантов, певцов — и как бы "открыл границы" негритянского гетто. Новое черное искусство вошло в жизнь всей страны; Гарлем на время превратился в ее интеллектуальный и культурный центр. Гарлемский ренессанс — это Дюк Эллингтон, первый джазмен 1920-х, "черная легенда" американского джаза, это профессиональный исполнитель степа Билл Робинсон, это певица Бесси Смит, исполнительница блюзов, сладкая шоколадная мечта белых мальчиков, не поспевших в окопы и жаждавших необычных ощущений, это блистательная актриса Этель Уотерс и многие другие.

Афроамериканские джаз-бэнды играли в модных ресторанах крупных американских городов, в салонах пароходов, увозивших в Европу писателей и художников-экспатриантов, в парижских клубах и кафе. К 1925 афроамериканские исполнители джаза объехали едва ли не все европейские столицы — от Лондона и Парижа до Берлина и Москвы. Гарлемский ренессанс был проникнут оптимистическим в целом духом великих перемен и больших надежд.

Новый век создал мощных конкурентов книге в виде радио, кино, большого спорта. Вместе с тем его технология, его расширяющаяся сеть коммуникаций и растущая индустрия рекламы способствовали созданию новых журналов и новых издательств. Издатели охотились за авторами, журналы соревновались за право напечатать их рассказы; литераторы стали больше зарабатывать, и их аудитория существенно расширилась. С наступлением в 1927 эры звукового кино Голливуд неслыханно щедрыми контрактами начал привлекать многих известных писателей, таких как Фитцджеральд, Фолкнер, Дэшиел Хэммет, Натаниэль Уэст. Большинство литераторов, однако, чувствовало себя скорее обескураженными при виде беззастенчивой погони нации за деньгами.

Кризис, "Великий крах", как называли его американцы, наступил с внезапностью, стремительностью и неотвратимостью обвала лавины или падения в бездну. Еще в декабре 1928 года в последнем обращении к Конгрессу президент Кулидж заверил нацию, что ее "перспективы никогда не были столь обнадеживающими". В октябре 1929, меньше, чем через год после речи Кулиджа, лопнула центральная биржа на Уолл-стрит. Один за другим стали закрываться банки, безработица достигла цифры в 12,5 миллиона человек, появились длинные, унылые и озлобленные очереди за хлебом, кухни с бесплатным супом, по всей стране, как грибы, выросли "гувервили" — целые городки бараков, дешевого жилья.

С особой силой кризис ударил по цветным, главным образом, чернокожим американцам. Белые обыватели, даже "братья по классу" — рабочие, державшиеся в условиях падения жизненного уровня и безработицы за свой кусок хлеба, отыгрывались на афроамериканцах за годы их культурного доминирования. Чтобы выстоять, афроамериканцам пришлось вспомнить, что они черные в "белой" стране и бывшие рабы, и объединиться против белых хозяев жизни.

Если в 20-е годы властителем дум был З. Фрейд с его концепцией личности, то теперь им стал Карл Маркс с его критикой капитализма. Идеи Маркса в популярной интерпретации отечественных "марксистов" (Джозефа Фримена, Майкла Голда и др.) получили в Америке весьма широкое распространение и сочувствие. "Красная декада", "гневное десятилетие", — так определялись 1930-е годы в американской культуре.

Приход к власти в Германии Гитлера (1933), угроза новой войны, которая тенью нависла над всей Европой, жестокие преследования нацистами евреев — все эти взаимосвязанные события заставили сотни писателей, художников, музыкантов, ученых и философов (как евреев, так и не евреев) искать убежища в США. Томас Манн, Владимир Набоков, Исаак Башевис Зингер, Альберт Эйнштейн и другие — вот иммигранты этой волны.

Однако, несмотря на осложнившуюся обстановку в мире, Америка оставалась слишком озабоченной своими внутренними проблемами, чтобы отказаться от политики нейтралитета. "Сначала — Америка" — название одной из изоляционистских организаций — являлось лозунгом многих американцев. Впоследствии, впрочем, выяснилось, что полное экономическое восстановление смогло осуществиться лишь после присоединения Америки к странам-участницам Второй мировой — действия, которое ускорило ее подъем в качестве мировой державы и вновь кардинально изменило жизнь нации, ее культуру и литературу.

Вплоть до середины XX века литература Новой Англии считалась "американской", литература Среднего Запада, Юга и Запада — "региональной", а творчество писателей еврейского происхождения и афроамериканцев — литературой "меньшинств".

За десятилетие, прошедшее после окончания Первой мировой войны, американское общество изменилось до неузнаваемости (во всяком случае, его городская часть). По переписи 1920 года численность городского населения США впервые в истории оказалась выше численности сельских жителей. Американские города преображались не только количественно, но и качественно. Автомобили стремительно вытесняли с улиц гужевой транспорт. Центральные районы активно застраивались небоскребами. Постоянно дешевеющая электроэнергия все ярче освещала улицы, превращая ночь в день, меняя суточные ритмы работы и отдыха.


Рост семейных доходов позволял все большему числу молодых людей посвящать время учебе и развлечениям, коллективному времяпрепровождению. Молодежь превратилась в серьезную социальную силу, начала активно бороться за “место под солнцем”, бунтовать против “архаичных” социальных устоев. Никто из политиков прошлого, ни рабочее, ни фермерское движение, ни популисты или прогрессисты не смогли сделать то, что сделала в 1920-е годы американская молодежь: она создала новую массовую культуру.

Конечно же, не только молодые люди увлекались в это время джазом, кинематографом, танцами, новым профессиональным спортом, не только они писали и читали книги, придумывали новые стили в одежде — но именно поколению 20—30-летних американских горожан 1920-х годов мы обязаны возникновением большинства новых культурных феноменов, которые потом распространились по всему миру.

Вступление Америки в эпоху массового потребления происходило на фоне возрождения в стране изоляционизма и политического консерватизма. Эти разнонаправленные векторы общественного развития создали в 1920-е годы уникальную среду, прекрасно описанную в великих романах Ф. Фицджеральда, Т. Драйзера, С. Льюиса, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя и других классиков американской литературы.

Неотъемлемым элементом “ревущих двадцатых” была негритянская культура — сотни тысяч чернокожих переселились на Север во время Первой мировой войны и принесли с собой мощнейший культурный фермент, который расцвел в виде нового джаза, литературы, театра и других проявлений т.н. “гарлемского ренессанса”.

Одновременно, “старая”, консервативная Америка все еще прочно удерживала нити политического контроля и пыталась отгородиться от внешнего мира с помощью запретов на иммиграцию, остановить “падение нравов” с помощью нового акцента на религиозном воспитании. Однако знаменитый “обезьяний процесс” 1925—1926 года, направленный против преподавания в школах теории эволюции, хотя и закончился формальной победой фундаменталистов, привел лишь к дальнейшей дискредитации консервативного религиозного мировоззрения.

Конечно же, все безудержное веселье 1920-х годов не могло обойтись без алкоголя — просто его производством и распространением занялись разного рода теневые структуры: так в США возникла знаменитая мафия, а главный чикагский мафиози Аль Капоне стал одним из колоритнейших персонажей этой неповторимой эпохи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Духовная жизнь в 1920-е годы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Духовная жизнь в 1920-е годы

Духовная жизнь в 1920-е годы

Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются.

Прочтите документ
(стр. 159)
и ответьте
на вопросы
к документу.
Курсы ликбеза
Курсы ликбеза

Советские агитационные плакаты 1920-х гг.1. Борьба с неграмотностьюВсего в 19.

Советские агитационные плакаты 1920-х гг.
1. Борьба с неграмотностью
Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых,
в том числе в РСФСР 5,5 млн.

Урок в школе, кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.2. Строительство советской школы.

2. Строительство советской школыПри поступлении в ВУЗы преимуществами пользов.

2. Строительство советской школы
При поступлении в ВУЗы преимуществами пользовались рабочие и крестьяне, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам.
Для того чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.
Рабфак идёт (вузовцы)
(Б.Иогансон. 1928 год)

2. Строительство советской школыРабфаковцыК 1927 году сеть высших учебных зав.

2. Строительство советской школы
Рабфаковцы
К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 году – 297 технических училищ).

2. Строительство советской школыБольшой вклад в организацию народного образов.

2. Строительство советской школы
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения,
в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
А.В.Луначарский –
первый нарком просвещения (1917-1929 гг.)
Н.К.Крупская –
с 1929 года заместитель наркома просвещения
А.С.Макаренко –
советский педагог
и писатель

3. Реформа русского языкаДекабрь 1917 года – реформа русской орфографии: из.

4. Власть и интеллигенцияА.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин, М.Пришвин и др.

4. Власть и интеллигенция
А.Ахматова,
М.Булгаков,
М.Волошин,
М.Пришвин
и др.
ЭМИГРАЦИЯ
ОППОЗИЦИЯ
ПОДДЕРЖКА РЕВОЛЮЦИИ
М.Горький,
И.Бунин,
А.Куприн,
Ф.Шаляпин,
С.Прокофьев,
С.Рахманинов,
И.Репин,
М.Шагал,
В.Кандинский
и др.
В.Маяковский, А.Блок,
Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др.
Большевик
(Б.Кустодиев. 1920 год)

4. Власть и интеллигенция. Так идут державным шагом — Позади — голодны.

4. Власть и интеллигенцияВ истории русской культуры революция пришлась на рас.

4. Власть и интеллигенцияБольшевики стремились привлечь к сотрудничеству знам.

4. Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.
Н.Д.Зелинский
И.П.Павлов
И.В.Мичурин
В.И.Вернадский

4. Власть и интеллигенцияПосле Кронштадтского мятежа большевики усилили контр.

4. Власть и интеллигенцияВ эмиграции работали ученые с мировыми именами: мик.

4. Власть и интеллигенцияВ 1922 году был учрежден Главлит, осуществлявший цен.

4. Власть и интеллигенция
В 1922 году был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией.
В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями.
Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода.
Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии.
С возвышением Сталина ситуация изменилась,
началась идеологизация художественного творчества.

5. Государство и церковьПатриарх Тихон (1917-1925 гг.)В конце октября 1917 г.

5. Государство и церковь
Патриарх Тихон
(1917-1925 гг.)
В конце октября 1917 года
в России было восстановлено патриаршество.

Деятельность патриарха Тихона:
осудил расстрел царской семьи;
осуждал гонения на церковь;
боролся против конфискации церковных ценностей (1922 год);
пытался наладить диалог и сотрудничество государства и церкви.

5. Государство и церковьФрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религ.

5. Государство и церковь
Фрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах.
1918 год
Причины борьбы
с церковью и религией:

атеистические воззрения партийных лидеров;
стремление убрать конкурента из духовной сферы.

В начале 1918 года
церковь была отделена
от государства,
а школа от церкви.

5. Государство и церковьКарикатуры на церковь

5. Государство и церковь
Карикатуры на церковь

5. Государство и церковь1922 год – изъятие церковных ценностей. «Мы не можем.

5. Государство и церковь
1922 год – изъятие церковных ценностей.

Изъятие церковных ценностейВскрытие мощей Александра Невского и изъятие драго.

Изъятие церковных ценностей
Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Май 1922 года.

5. Государство и церковьСимонов монастырь. Разорение храма. 1923 год.Имуществ.

5. Государство и церковь
Симонов монастырь. Разорение храма. 1923 год.
Имущество церкви реквизировалось в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих.
В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 года в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон арестован. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года).

6. Новое искусствоПРОЛЕТКУ́ЛЬТ — массовая культурно-просветительская.

6. Новое искусствоТеатр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год.Первый рабочий теа.

6. Новое искусствоВ 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого.

6. Новое искусствоИ.М.Бабель.Д.А.Фурманов.

6. Новое искусство
И.М.Бабель.
Д.А.Фурманов.

6. Новое искусствоЛенин и теперь живее всех живых. Наше з.

6. Новое искусство
Ленин
и теперь
живее всех живых.
Наше знанье -
сила
и оружие.

6. Новое искусствоД.Моор. Агитационные плакаты.В.Дени. Агитационные плакаты.

6. Новое искусство
Д.Моор.
Агитационные плакаты.
В.Дени.
Агитационные плакаты.

6. Новое искусствоСОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМА.В.Щусев. Мавзолей В.И.Ленина. 192.

6. Новое искусство
СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
А.В.Щусев.
Мавзолей В.И.Ленина. 1924-1930 годы.

6. Новое искусствоСОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМК.С.Мельников. Дом культуры имени И.

6. Новое искусство
СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
К.С.Мельников.
Дом культуры имени И. В. Русакова. 1927-1929 годы.

6. Новое искусствоСОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМК.С.Мельников. Собственный дом архи.

6. Новое искусство
СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
К.С.Мельников.
Собственный дом архитектора
в Москве. 1927-1929 годы.

6. Новое искусствоВ.Е.Татлин. Башня III Интернационала. 1919 год.И.Д.Шадр. Бу.

6. Новое искусство
В.Е.Татлин.
Башня III Интернационала. 1919 год.
И.Д.Шадр.
Булыжник – оружие пролетариата.
1927 год.

6. Новое искусствоВ.И.Мухина. Пламя революции. 1923 год.А.М.Герасимов. Выст.

6. Новое искусство
В.И.Мухина.
Пламя революции.
1923 год.
А.М.Герасимов.
Выступление В.И.Ленина.
1930 год.

6. Новое искусствоВ.Э.МейерхольдЕ.Б.ВахтанговА.Я.ТаировВ театре кроме системы.

6. Новое искусство
В.Э.Мейерхольд
Е.Б.Вахтангов
А.Я.Таиров
В театре кроме системы К.С.Станиславского ищут новые формы художественного выражения (революционная романтика, гротеск, сатира, биомеханика и пр.)

7. Коммунальный бытКоммунальная квартира – квартира, где проживает несколько.

8. СатираМ.А.БулгаковПовесть написана в 1925 году, впервые опубликована в 196.

8. СатираИ.Ильф и Е.Петров

8. Сатира
И.Ильф и Е.Петров

+ значительно поднят уровень грамотности населения культура стала массовой и.

значительно поднят уровень грамотности населения
культура стала массовой и общедоступной
в 20-е годы ещё сохранялась относительная свобода творчества, нет жесткой цензуры

Плакат. 1920 год.
Автор: А. Радаков.
ИТОГИ:

Плакат. 1930 год.
Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников.
ИТОГИ

Как жили обычные граждане США в начале 20 века?

Может, я заблуждаюсь. Наверное, всё дело в отношении к США у нас в 90-х годах прошлого века. Но кажется, что в Америке всегда дела шли прекрасно.

Я как-то вспоминала, как жили в России в начале 20 века. Теперь хочу немного рассказать про США.

В принципе, сразу можно понять, что дела шли лучше. Россия с самого 1905 года начала воевать: с внешними врагами и со внутренними. Речь о следующих событиях:

В таких условиях сложно развивать экономику и думать об общественном благосостоянии.

Американцы же, по сути, раз получили в Перл-Харбор – и всё на этом. И это было в период, о котором я речи не веду. Все войны они устраивали на чужих территориях. Поэтому в самой Америке всё было довольно спокойно. По крайней мере, не нужно было каждый раз восстанавливать разрушенные объекты.

Справедливости ради, необходимо отметить, что та же Русско-японская никак не затронула жизнь в Петербурге и в Москве. А вот Гражданская – это да. Поменялось всё.

Но давайте уже о жизни в Америке.

Средний класс и высшее общество.

В самом начале века в США уже присутствовали тысячи автомобилистов. У людей были пылесосы, а в 1930-х годах у многих в домах появились телефоны. Не мобильные, как у многих сейчас, а стационарные. И это было очень круто.

Люди, которых можно отнести к среднему классу, хорошо одевались, имели собственные дома и ни о чем не переживали в своей жизни. У них было всё замечательно.

Судить о том, как жили американцы с деньгами в начале прошлого века, можно судить по многочисленным архивным фото.

Позировали сразу семьями, либо же дети вставали в кадр. Выходили чинные и благородные фотокарточки. Приятно смотреть.

Но нельзя говорить, что в США проблем не было. Идиллия на фото не была такой безупречной за кадром.

Во-первых, несмотря на то, что рабство отменили еще в 19 веке, афроамериканцев продолжали недолюбливать. В отношении них применялась дискриминация. И это печально.

Я сторонник принципа о том, что все люди равны. И не нужно кого-то выделять, исходя из расы, национальности. Есть, конечно же, вещи, которые позволяют человеку отличиться: ум, талант. Но говорить, что люди со светлой кожей лучше, чем с темной – это не очень. Эх, американцы…

Во-вторых, индейцы чувствовали себя так себе. Это та же история про дискриминацию.

Лучше ли было в России? У нашей страны свой путь. Мы, если кого угнетаем, то своих же сограждан. То есть, угнетали: крестьян и рабочих, из-за чего они решили принять активное участие в революционных делах.

Рабочий класс

Людям, которые трудились на заводах, было жить похуже. Средняя годовая зарплата в Америке составляла в рабочей среде около 700 долларов. Еще раз: это в год. Кажется, что очень мало. Но давайте вспомним, что цена денег была совсем другой. Поэтому 700 долларов тогда – это около 16000 долларов на 2015 год. То есть, неплохо. Но всё равно мало. Сейчас американцы-работяги получают больше. И работают меньше.

В среднем, в начале прошлого века на заводе приходилось проводить около 55 часов в неделю. Много.

Дети не стремились получить даже среднего образования. Многие, отучившись пару-тройку лет – шли работать на заводы и фабрики. Нужно было кормить себя и родственников.

Благо, что потребность в рабочих руках была всегда. В 1915 году, например, уровень безработицы упал ниже 14%.

Во-первых, американцы пережили экономический кризис. Во-вторых, началась Первая мировая война. А участие страны в вооруженном противостоянии – это всегда промышленный подъем. Опять же, нужно учитывать обстоятельства. На территории США не было военных действий. Соответственно, производство развивалось в относительно комфортных условиях. Это не как с Великой Отечественной войной у нас, когда нужно было трудиться в тяжелых условиях. Взрослые защищали родную землю, а дети стояли у станков.

В Америке тоже несовершеннолетние работали на заводах. Жизнь у них не была сладкой.

Получается, что обобщенно ответить на вопрос, как жили обычные американские граждане в начале 20 века, нельзя. Присутствовало разделение на классы, характерное для капиталистического общества.

Поэтому и жили по-разному. Единственное, что следует отметить – это следующее: американцы уже в начале 20 века широко использовали достижения научно-технического прогресса. А российским подданным, ставшим советскими гражданами, это еще предстояло начать делать.

Читайте также: