Охрана памятников истории и культуры в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Охрана и использование памятников истории и культуры.

Объекты культурного наследия, согласно закону, подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места.
Данная классификация кажется на первый взгляд излишне громоздкой и детальной, но такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственную охрану. Все ранее принимаемые законодательные документы предлагали более краткие, но не более четкие определения и классификации, что вызывало определенные трудности при выявлении, паспортизации и присвоении памятникам категорий.1
Закон определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованиемю.2

В законе определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Важное место в законе отведено решению проблемы учета культурного наследия. Закон определяет задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия, как государственной информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

В новом действующем законе подробно определяется механизм правового регулирования права собственности по отношению к объектам культурного наследия. В законе получили отражение вопросы, посвященные воссозданию памятников. В статье закона подчеркнуто, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях, при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного памятника истории и культуры за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации на основании историко-культурной экспертизы по официальному заключению федерального органа охраны, согласованному с органом государственной власти, а также с учетом общественного мнения или мнения религиозных организаций, в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения.

Закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы четкие, конкретные подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения и использования памятников истории и культуры, более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.

В настоящее время возникает необходимость реорганизации деятельности по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. В связи с этим является целесообразным проведение анализа современного состояния проблемы сохранения культурного наследия, разработки путей решения.

Считаю, что является необходимым рассмотрение и обсуждение данной проблемы. В связи с этим хочу обратиться с некоторыми предложениями.
Во -первых, необходимо рассматривать данный вопрос как внутри отдельный субъектов РФ, так и в целом, так как памятники и иные объекты культуры являются всеобщим достоянием нашего народа, нашей страны, и каждый человек имеет право на доступ к данным ценностям культуры.
Во- вторых, считаю необходимым рассмотрение ответственности от административной и вплоть до уголовной за небрежное отношение к данным ценностям, так как в настоящее время гражданами проявляется неуважение к памятникам культуры, однако на практике случаев применения ответственности достаточно мало, необходимо усилить наказание за данные деяния.
В -третьих, считаю необходимым создание комитета либо ведомства, которое занималось бы только данным вопросом и концентрировало в себе только деятельность по усовершенствованию охраны памятников культуры, и, безусловно, несло бы за это ответственность.
В -четвертых, необходимо разработать программу или стратегию по данному вопросу, разработать конкретные понятия, что будет охраняться, от чего будет охраняться, кем будет охраняться и как будет применена ответственность, необходимо и создание и формулирование критериев, по которым будет осуществляться ответственность.


2.Лихачев Д., Платонов Ю., Васнецов А. Памятникам - свой хозяин. // Сов. Культура. - 1988. - 17 нояб.


3.Музейное дело и охрана памятников. Музеефикация памятников архитекту­ры: теория и практика (80-е годы). М., 1989, С.7.

4.Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1.


5.Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (с изменениями от 27 февраля 2003г)


6.Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. 2002, № 1, С.38.39,51,52.


7.Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.

[1] Лихачев Д., Платонов Ю., Васнецов А. Памятникам - свой хозяин. // Сов. Культура. - 1988. - 17 нояб.

1 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. 2002, № 1, С.38.39,51,52.

2 .Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.


Наше наследие Законодательство РФ о наследии

    Основополагающие нормы закреплены в ст. 44 Конституции Российской Федерации:
  • "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям".
  • "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры".

Отдельные общие нормы содержаться в Основах законодательства о культуре Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (последняя редакция от 23.07.2008).
Так в соответствии с указанным нормативно-правовым актом культурное наследие народов Российской Федерации - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Основами законодательства о культуре также определяется правовой режим особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    В статье 1 указанного закона приводится предмет его регулирования. Его составляют четыре отдельных блока правоотношений:
  1. отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;
  3. порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  4. общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
    В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
  • объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В статье 7 Федерального закона № 73-ФЗ детализируются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Так, гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 указанного Федерального закона. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом №73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В статье 8 закрепляются полномочия общественных и религиозных объединений, которым предоставляется право оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В настоящее время приняты следующие подзаконные акты:
  1. Положение о государственной историко-культурной экспертизе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569).
  2. Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 №315).
  3. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
  4. Форма паспорта объекта культурного наследия (Утверждена Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. № 37)
  5. Положение о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (Утверждено Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 03.02.2009 № 15).
    Однако многие подзаконные акты так и остались непринятыми:
  1. Порядок осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
  2. Методика определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
  3. Порядок установления льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности
  4. Порядок выплаты физическому или юридическому лицу, являющегося собственником объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования и производящего за счет собственных средств работы по его сохранению, компенсации произведенных им затрат.
  5. Порядок направления предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
  6. Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения.
    Условия охранных обязательств определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации:
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере историко-культурного наследия;
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) - уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся данные объекты;
  • в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения - органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся данные объекты.

Необходимо также отметить, что законодательство об охране историко-культурного наследия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Специальные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие Федеральный закон № 73-ФЗ, приняты практически во всех регионах России. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации принятые по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральному законодательству.

    Установлена также административная ответственность за следующие деяния:
  • Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;
  • Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом);
  • Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения;
  • Уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
    Рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях выявления указанных нарушений, вправе:
  1. руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, его заместители;
  2. руководители уполномоченных структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  3. руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;
  4. руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, их заместители.

За более серьезные нарушения предусмотрена ответственность в статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Начало законодательству об охране памятников было положено ещё при Петре I, когда вышел указ о собирании различных древних вещей, украшений и т. п. Однако в XVIII – начале XX вв. целостного законодательства об охране ПИИК не было. Это в том числе происходило из-за неопределённости прав собственности на ПИИК (в условиях частной собственности на землю и недвижимость). Хотя принимались отдельные законы, указы и постановления о сохранении отдельных памятников. Например, в 19 в. возникла система работы археологов по открытым листам.

С самого начала существования советского государства с 1918 г. выпускались различные декреты, постановления, циркуляры, инструкции, распоряжения, указы, имеющие отношение к ОПИИК.

1. Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865.

5. Методические указания по проведению археологических работ в зонах народнохозяйственного строительства. М., ИА АН СССР. 1990.

6. Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об открытых листах. М., ИА РАН. 2001.

Имеется также ряд постановлений, распоряжений и инструкций…

По закону 2002 г.:

Все памятники истории и культуры могут являться собственностью государства, организаций и частных лиц. В любом случае это неотъемлемая часть мирового культурного наследия. Здесь отмечается их большое идеологическое, научное и художественное значение.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Все находящиеся на территории России памятники культуры, имеющие научное, историческое или художественное значение находятся под охраной государства. Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускается с уведомлением об этом государства.

К памятникам истории и культуры относятся:

Памятники истории – здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, с развитием общества и государства, с развитием науки, культуры, быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.

Памятники археологии – все археологические памятники: поселения (стоянки, селища, городища), погребальные памятники (курганы, грунтовые погребения, гробницы), памятники древнего искусства, памятники хозяйственной деятельности древних людей (горные выработки, гидротехнические сооружения и т.п.) + отдельные предметы.

Памятники градостроительства и архитектуры – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и населённых пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Документальные памятники – акты органов государственной власти, различные письменные и графические документы, кино-фотодокументы и звукозаписи, древние и другие рукописи, архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты.

Государственное управление охраной памятников истории и культуры осуществляется Министерством Культуры и местными органами власти (министерствами культуры и охраны памятников истории и культуры).




Памятники истории и культуры подразделяются на федерального и местного значения. Каждый из них фиксируется в Министерстве культуры, получая свой паспорт. Памятники истории и культуры находящиеся в собственности граждан или организаций также подлежат государственному учёту.

Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, образования, идеологического и эстетического воспитания. Использование их в хозяйственных целях допускается, если это не наносит им ущерба. Памятники истории и культуры могут предоставляться организациям и частным лицам на тех же условиях. Организации и частные лица обязаны заниматься охраной, реставрацией, консервацией или ремонтом таких памятников - но под контролем органов охраны памятников истории и культуры.

Зоны охраны – устанавливаются в целях охраны памятников истории и культуры. В них запрещается производство земляных работ и другая хозяйственная деятельность без разрешения органов охраны памятников истории и культуры.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и населенных пунктов, строительные, мелиоративные дорожные и другие работы подлежат согласованию с органами Охраны памятников истории и культуры. Финансирование охранных мероприятий осуществляется за счёт этих организаций.

Изменение, переделка, перемещение и снос памятников культуры, застройка заповедников запрещается без особого на то каждый раз разрешения. В тех исключительных случаях, когда даётся разрешение на снос или переделку памятника культуры, орган охраны, в ведении которого он находится, обязан организовать работы по завершению научного исследования и фиксации данного памятника. Связанные с этим расходы относятся за счёт учреждений, получивших разрешение на снос или переделку этих памятников.

При выявлении в ходе хозяйственных работ памятников истории и культуры организации должны немедленно об этом сообщить в органы их охраны. После этого проводятся мероприятия по охране новонайденных памятников (раскопки, реставрация и др.).

Ведение разведок и раскопок возможно только при наличии разрешений (Открытых листов) выдаваемых в Институте археологии РАН.

Вывоз памятников за пределы Российской Федерации запрещён, кроме исключительных случаев по решению Министерства культуры. Временный вывоз разрешён. Возможны также международные соглашения по передаче памятников истории и культуры.

Надзор за охраной памятников возложен на местные органы власти. В Саратовской губернии: министерство культуры (+ управление по историко-культурному наследию). Памятники должны быть задокументированы (паспортизированы) и составлен их список. Важнейшие памятники объявляются государственными заповедниками с особым режимом их охраны.

Также есть соответствующие статьи об охране и использовании памятников истории и культуры в Конституции России и статьи об ответственности за порчу памятников в Уголовном Кодексе РФ. В Уголовном Кодексе за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников культуры, либо природных объектов, взятых под охрану государства – наказываются лишением свободы на срок от 1 до 2 лет, или денежным штрафом.

Положение об открытых листах 2001 г. (Институт Археологии РАН). В закон входит положение об открытых листах.

Четыре формы открытых листов

К сожалению, всё это часто не работает…

В настоящее время готовится ещё несколько постановлений Правительства РФ:

- Порядок формирования перечня объектов культурного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия;

- Положение о порядке организации историко-культурных заповедников федерального значения;

- Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (ПИИК) народов Российской Федерации;

- Положение о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия (ПИИК) народов Российской Федерации;

- Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (ПИИК) народов Российской Федерации (паспортизация федеральных и местных или региональных памятников);

- Положение о порядке выдачи открытых листов на право проведения работ на объектах археологического наследия.

Начало законодательству об охране памятников было положено ещё при Петре I, когда вышел указ о собирании различных древних вещей, украшений и т. п. Однако в XVIII – начале XX вв. целостного законодательства об охране ПИИК не было. Это в том числе происходило из-за неопределённости прав собственности на ПИИК (в условиях частной собственности на землю и недвижимость). Хотя принимались отдельные законы, указы и постановления о сохранении отдельных памятников. Например, в 19 в. возникла система работы археологов по открытым листам.

С самого начала существования советского государства с 1918 г. выпускались различные декреты, постановления, циркуляры, инструкции, распоряжения, указы, имеющие отношение к ОПИИК.

1. Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865.

5. Методические указания по проведению археологических работ в зонах народнохозяйственного строительства. М., ИА АН СССР. 1990.

6. Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об открытых листах. М., ИА РАН. 2001.

Имеется также ряд постановлений, распоряжений и инструкций…

По закону 2002 г.:

Все памятники истории и культуры могут являться собственностью государства, организаций и частных лиц. В любом случае это неотъемлемая часть мирового культурного наследия. Здесь отмечается их большое идеологическое, научное и художественное значение.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Все находящиеся на территории России памятники культуры, имеющие научное, историческое или художественное значение находятся под охраной государства. Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускается с уведомлением об этом государства.

К памятникам истории и культуры относятся:

Памятники истории – здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, с развитием общества и государства, с развитием науки, культуры, быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.

Памятники археологии – все археологические памятники: поселения (стоянки, селища, городища), погребальные памятники (курганы, грунтовые погребения, гробницы), памятники древнего искусства, памятники хозяйственной деятельности древних людей (горные выработки, гидротехнические сооружения и т.п.) + отдельные предметы.

Памятники градостроительства и архитектуры – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и населённых пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Документальные памятники – акты органов государственной власти, различные письменные и графические документы, кино-фотодокументы и звукозаписи, древние и другие рукописи, архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты.

Государственное управление охраной памятников истории и культуры осуществляется Министерством Культуры и местными органами власти (министерствами культуры и охраны памятников истории и культуры).

Памятники истории и культуры подразделяются на федерального и местного значения. Каждый из них фиксируется в Министерстве культуры, получая свой паспорт. Памятники истории и культуры находящиеся в собственности граждан или организаций также подлежат государственному учёту.

Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, образования, идеологического и эстетического воспитания. Использование их в хозяйственных целях допускается, если это не наносит им ущерба. Памятники истории и культуры могут предоставляться организациям и частным лицам на тех же условиях. Организации и частные лица обязаны заниматься охраной, реставрацией, консервацией или ремонтом таких памятников - но под контролем органов охраны памятников истории и культуры.

Зоны охраны – устанавливаются в целях охраны памятников истории и культуры. В них запрещается производство земляных работ и другая хозяйственная деятельность без разрешения органов охраны памятников истории и культуры.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и населенных пунктов, строительные, мелиоративные дорожные и другие работы подлежат согласованию с органами Охраны памятников истории и культуры. Финансирование охранных мероприятий осуществляется за счёт этих организаций.

Изменение, переделка, перемещение и снос памятников культуры, застройка заповедников запрещается без особого на то каждый раз разрешения. В тех исключительных случаях, когда даётся разрешение на снос или переделку памятника культуры, орган охраны, в ведении которого он находится, обязан организовать работы по завершению научного исследования и фиксации данного памятника. Связанные с этим расходы относятся за счёт учреждений, получивших разрешение на снос или переделку этих памятников.

При выявлении в ходе хозяйственных работ памятников истории и культуры организации должны немедленно об этом сообщить в органы их охраны. После этого проводятся мероприятия по охране новонайденных памятников (раскопки, реставрация и др.).

Ведение разведок и раскопок возможно только при наличии разрешений (Открытых листов) выдаваемых в Институте археологии РАН.

Вывоз памятников за пределы Российской Федерации запрещён, кроме исключительных случаев по решению Министерства культуры. Временный вывоз разрешён. Возможны также международные соглашения по передаче памятников истории и культуры.

Надзор за охраной памятников возложен на местные органы власти. В Саратовской губернии: министерство культуры (+ управление по историко-культурному наследию). Памятники должны быть задокументированы (паспортизированы) и составлен их список. Важнейшие памятники объявляются государственными заповедниками с особым режимом их охраны.

Также есть соответствующие статьи об охране и использовании памятников истории и культуры в Конституции России и статьи об ответственности за порчу памятников в Уголовном Кодексе РФ. В Уголовном Кодексе за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников культуры, либо природных объектов, взятых под охрану государства – наказываются лишением свободы на срок от 1 до 2 лет, или денежным штрафом.

Положение об открытых листах 2001 г. (Институт Археологии РАН). В закон входит положение об открытых листах.

Четыре формы открытых листов

К сожалению, всё это часто не работает…

В настоящее время готовится ещё несколько постановлений Правительства РФ:

- Порядок формирования перечня объектов культурного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия;

- Положение о порядке организации историко-культурных заповедников федерального значения;

- Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (ПИИК) народов Российской Федерации;

- Положение о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия (ПИИК) народов Российской Федерации;

- Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (ПИИК) народов Российской Федерации (паспортизация федеральных и местных или региональных памятников);

- Положение о порядке выдачи открытых листов на право проведения работ на объектах археологического наследия.

Опыт охраны объектов культурного наследия в России насчитывает несколько веков. Начиная с первых указов Петра I идет процесс выявления и фиксации российских древностей. В разные исторические периоды этот процесс имел свои особенности, но во все времена его эффективность зависела от усилий государства и общества.

В первую очередь, сохранность наследия зависела от действенности памятникоохранительного законодательства, от форм собственности и решения земельного вопроса, а также от гибкости культурной политики государства, опирающейся на авторитетные научные силы. Большое влияние на сохранность объектов культурного наследия оказывали также политическая ситуация в стране, уровень культуры общества. Очень важны и субъективные факторы — научные пристрастия, профессионализм, свойства личности исследователей, реставраторов и музейных работников.

В истории охраны объектов культурного наследия можно выделить несколько этапов:

• XVIII век, когда памятникоохранительный процесс в России только зарождался;

• XIX – начало XX вв. — важнейший этап в истории охраны культурного наследия, когда были заложены основы государственной охраны наследия;

Интерес к историческим знаниям, материальным остаткам — свидетельствам прошлого — коснулся и просвещенной части российского общества. Ярким показателем этого процесса стало активное развитие коллекционирования. Предметами частных собраний стали самые разнообразные памятники — минералы, монеты и медали, оружие, старинные рукописи, карты. Среди коллекционеров того времени — генерал-фельдмаршал, ученый Я.В. Брюс (1670–1735 гг.), А.А. Виниус (1641–1717 гг.), братья Голицыны, учёный П.Г. Демидов (1738–1821 гг.).

С XIX в. начинается целенаправленная памятникоохранительная деятельность государства и научных кругов российского общества. Интерес к историческому прошлому, его материальным свидетельствам был частью процесса национальной самоидентификации.

Важную роль в формировании национального самосознания сыграл патриотический подъём 1812 года. После победоносной войны были установлены монументы в честь победы над шведами в Полтаве (1817 гг.), Минину и Пожарскому в Москве (1818 гг.), в 1820 г. приступили к сбору средств на возведение колонны на Куликовом поле. Все это безусловно отразилось на отношении государства и общества к объектам старины. В период правления Николая I в государственной политике наблюдается углубление интереса к национальным реликвиям.

Москва (рисунок XVIII в.)

В XIX в. в России отсутствовал специальный закон об охране памятников старины, но при этом государство старалось регламентировать сохранность отдельных уникальных объектов. Была целая серия императорских указов, касавшихся Коломенского кремля, Китайгородской стены.

Китайгородская стена
(город Москва)

В истории охраны объектов культурного наследия пореформенный период — наиболее плодотворный. Введение в научный оборот, анализ и систематизация различных источников привели к становлению и развитию специальных исторических дисциплин — нумизматики, сфрагистики, исторической географии. Об археологии этого периода можно говорить как о самостоятельной науке со своими задачами и методикой исследования. В сфере сохранения российской старины формируется археолого-художественный метод изучения объектов, когда памятник рассматривается как исторический источник и как художественное явление.

Подавляющее большинство учёных этого времени были членами археологических и архитектурно-художественных обществ. Роль научных обществ в изучении и популяризации памятников древности трудно переоценить.

Наиболее крупными археологическими обществами были — Одесское общество истории и древностей (1839 г.), Русское археологическое общество (1846 г.) и Московское археологическое общество (1864 г.). Русское археологическое общество до 1889 г. проводило экспертизу проектов реставрации архитектурных объектов. Активными членами этих обществ были известные учёные, художники и писатели — Ф.И. Буслаев, И.Е. Забелин, М. П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, А. С. и П.С. Уваровы, А.М. Васнецов, К. М. Быковский и др.

Изучение памятников архитектуры стало приоритетным направлением деятельности профессиональных архитектурно-художественных обществ — Московского архитектурного общества (1876 г.), Петербургского общества архитекторов (1872 г.), Общества архитекторов-художников (1903 г.), Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909 г.). В сфере внимания этих обществ находились не только объекты средневековой Руси (построенные до 1725 г.), но и памятники ХVIII, XIX, начала XX вв. Членами этих обществ были известные архитекторы и художники М. Д. и К.М. Быковские, Ф.О. Шехтель, Н.В. Никитин, Л.В. Даль, Г.Д. Филимонов, А.Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Н.Е. Лансере и др.

Опыт по сохранению памятников старины, который был накоплен российским обществом и ведомствами в XIX – начале XX вв. стал весомым фундаментом, на котором стала развиваться сфера охраны и музейного строительства в советские годы.

Опираясь на все достижения XIX – начала XX вв., охрана памятников старины с 1917 г. испытала на себе все тяготы противоречивой неоднозначной советской эпохи. Прежде всего, эта сфера попала в жёсткие идеологические рамки, что приводило к постоянному ранжированию всего культурного наследия на отдельные категории в зависимости от идеологических приоритетов. В сравнении с предшествующим периодом советская эпоха была временем определённого противостояния государства и общества в сфере сохранения памятников искусства и старины. Особенно критическим было состояние культовых объектов, что определялось обостренными отношениями между государством и церковью.

После событий 1917 г. резко обострились те проблемы в сфере охраны наследия, которые живо обсуждались в российском обществе еще в начале XX в. Это касается, прежде всего, вывоза культурных ценностей за пределы страны. Поток вывозимых ценностей был настолько огромен, что эта проблема вызвала резкий резонанс в общественных кругах.

На базе спасённых культурных ценностей создавались музеи различного профиля, многие региональные музейные коллекции пополнялись новыми экспонатами. Только в Москве и Подмосковье появилось 33 новых музея. Большинство музеев создавались на основе существовавших архитектурных ансамблей — усадеб, монастырей, дворцов. Это были музеи-усадьбы (19 — только в Подмосковье), музеи-монастыри (среди них — Донской, Иосифо-Волоцкий, Кирилло-Белозёрский и др.), музеи-дворцы (Зимний, Строгановский, Гатчинский, Павловский, Ливадийский, Воронцовский).

Национализированные частные коллекции стали основой ряда уникальных музеев — Первого музея новой западной живописи (коллекция С.И. Щукина), Второго музея новой западной живописи (коллекция И.А. Морозова), Музея мебели (коллекция В.О. Гиршман), Музея фарфора (коллекция А.В. Морозова) и др.

Таким образом, деятельность централизованной государственной системы сохранения памятников искусства и старины в первые послереволюционные годы дала достаточно эффективные результаты. Законодательно были обоснованы две острейшие проблемы охраны наследия — незаконный вывоз ценностей и формирование основ государственной охраны.

Вместе с тем, началось формирование сугубо утилитарного отношения к культурному наследию — памятники старины можно было продать, перестроить, использовать в хозяйственных целях. Особенно в критической ситуации находились культовые постройки — церкви и монастыри. Начиная с 20 января 1918 г. (даты опубликования декрета об отделении церкви от государства) и до весны 1922 г. (кампании помощи голодающим Поволжья), церковная собственность была практически уничтожена. Церковь потеряла всё — церковные и монастырские постройки, предметы культового обряда, выполненные из драгоценных металлов. Принадлежавшие когда-то церкви культовые постройки передавались на правах аренды общинам верующих.

Воронцовский дворец
(г. Санкт-Петербург)

1920-е – начало 1930-х гг. — новый этап в истории охраны культурного наследия. Все экономические, политические процессы, происходившие в стране, самым непосредственным образом повлияли на сферы охраны и музейного строительства. В 1921 г. страна вступила в эпоху новой экономической политики. Хозрасчет и самоокупаемость — основные принципы НЭПа — предусматривали существование децентрализованной системы финансирования. Вся тяжесть расходов на памятники и музеи должна была лечь на региональный бюджет, а ответственность за их сохранность — на местные исполкомы. Региональный бюджет был крайне скуден и расходовался, в основном, на восстановительные работы после разрушительных империалистической и гражданской войн. В связи с этим многие памятники были обречены на разрушение — не хватало средств ни на реставрацию, ни на обычный ремонт, ни на элементарную охрану. Небольшие музеи просто закрывались.

К концу 1920-х гг. было закрыто большинство музеев-усадеб, музеев-монастырей, музеев, сформированных на базе частных коллекций.

Уникальные архитектурные и исторические памятники перестраивались, использовались в хозяйственных целях, уничтожались. Достаточно вспомнить разрушенные ценнейшие памятники Москвы — собор Спаса на Бору, Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Николаевский дворец в Кремле, Воскресенские и Иверские ворота в Китай-городе, Казанский собор, отреставрированный П.Д. Барановским незадолго до разрушения, церковь Николы Большой крест (1680–1688 гг.), Сухарева башня, Красные ворота и др. Многие упомянутые объекты после революции были отреставрированы, а в 1930-е гг. их уже не стало.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. культурный фонд страны понес огромные потери. Буквально в развалины были превращены уникальные архитектурные памятники Новгородской земли (церкви Спаса на Нередице, Спаса на Ковалеве, Николы на Липне, Успения на Волотовом поле и др.). В Смоленске пострадали ценнейшие архитектурные объекты, был разграблен знаменитый музей русской старины М. К. Тенишевой. Особый ущерб был причинен пригородам Ленинграда: в Петергофе был разграблен и подожжен Большой Петергофский дворец, взорван Большой каскад, разрушены фонтаны. В Пушкине был поврежден Екатерининский дворец, его мебель и знаменитая Янтарная комната вывезены в Германию; в Павловске была уничтожена стенная живопись П. Г. Гонзаго, сожжены Розовый павильон, охотничий домик.

Дом-музей П.И. Чайковского
(город Клин, Московская область)

Предперестроечные годы — очень важный этап в истории охраны культурного наследия. В 1965 г. началась подготовка многотомного энциклопедического издания — Свода памятников истории и культуры. К выполнению этой работы были подключены столичные научные институты и региональные силы.

Было выявлено и описано огромное число ранее неизвестных памятников, многие из которых впоследствии были включены в государственные охранные списки.

На середину 1960-х гг. приходится создание Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), которое было единственной общественной организацией по охране памятников за все советские годы, и главной задачей которой было выявление, изучение, охрана и реставрация памятников истории и культуры. Имея значительные средства, общество оказывало огромную помощь государству в сохранении уникальных объектов культурного наследия.

Среди учредителей ВООПИиК были известные деятели культуры — И.Л. Андроников, П. Д. Барановский, И.Е. Глазунов, Л.М. Леонов, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков. Отделения ВООПиК были открыты во всех областях, краях и республиках РСФСР.

При всех позитивных положениях этого закона, его реализация не всегда осуществлялась успешно. Практически не работали статьи закона об ответственности за нанесение памятникам ущерба, с большим трудом претворялись в жизнь статьи об установлении охранных зон, всё также остро стояли вопросы финансирования.

В начале 1990-х гг. Россия вступила в новый этап развития, характеризующийся коренными изменениями в экономике, политической системе, идеологии. Наконец был ликвидирован идеологический прессинг административно-партийного руководства, игравший на протяжении нескольких десятилетий определяющую роль в культурных процессах.

Несмотря на эти принятые законодательные документы, остро ощущалось отсутствие специального закона о сохранении культурного наследия, в котором нашли бы отражение современные экономические и социальные реалии. Разделение государственной собственности на федеральную и муниципальную, что имело самое непосредственное отношение к судьбе культурного наследия, требовало детальной юридической разработки.

Церковь Вознесения
в Коломенском -
объект Всемирного
наследия ЮНЕСКО
(город Москва)

Культурное и природное наследие России активно вовлекается в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций как ЮНЕСКО, ИКОМ, ИКОМОС. Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.

Современные отечественные исследователи разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны – создание сети биосферных заповедников, сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

Читайте также: