Патристика августин блаженный философствование в вере град земной и град божий кратко
Обновлено: 02.07.2024
В 1—5 книгах Августин отвечает на два вопроса: (1) Ответственно ли христианство за падение Рима, а язычество за его возвышение? (2) Если не римские боги, то какая духовная сила привела Рим к величию? На первый вопрос он отвечает громовым нет. Христианство смягчило, а не ожесточило ярость готов. Более того, оно подало утешение, напоминая о том, что наше существование здесь скоротечно. Праведника, обратившегося ко Христу, ждет иной, Вечный Град. Что же касается, с другой стороны, нелепого язычества, то от него мало проку. Рим переживал войны и катастрофы задолго до того, как на сцене появилось христианство. Чем же тогда объяснить возвышение Рима? Дело не в богах и не в почтении к ним римлян, но в провиденциальном замысле Бога. Бог воздвиг Империю, чтобы дать римлянам законы, литературу и цивилизацию. Таким образом, своим величием Рим обязан не року, но всеведению и промыслу Божьему.
В книгах 6—10 Августин оспаривает притязания всех языческих систем на истинность. Он перечисляет факты, взятые главным образом из Варрона, чтобы указать на нелепость политеизма, и цитирует Сократа и Платона в поддержку монотеизма. Не будучи изложением его философии, книги 8—10 определенно отражают стремление Августина выразить неприятие неоплатонизма, тем более что последний инкорпорировал в свою систему народное язычество. Он противопоставляет христианский культ мучеников поклонению блуждающим духам, несмотря на их внешнее сходство. Платоники тщатся отыскать посредников между Богом и человеком в своих демонах; христиане имеют истинного посредника в лице Иисуса Христа. В таинстве Евхаристии они приносят истинную жертву Богу.
В Девятнадцатой книге Августин доводит повествование до современности и выступает в поддержку христианской, а не платонической этики. Христиане убеждены в том, что вечная жизнь — это высшее благо и что добродетели реальны лишь для
верующего в Бога. Философы терпят неудачу из-за того, что они ищут временного, а не вечного. Христиане тоже жаждут покоя и признают, что, пока не преодолена их смертная природа, такой покой относителен, но они ищут его в послушании Богу и, веруя, уже обрели его. Философы такой веры лишены.
В заключительных трех книгах Августин заглядывает в будущее. Он не приемлет милленаризма. Тысячелетним царством называется либо тысячелетие после пришествия Христа, либо весь оставшийся миру срок. Как только Церковь начала свое шествие из Иудеи по всему миру, Дьявол оказался связан. Два града — Град Бога и Град Дьявола достигнут пика своего развития ко дню последнего суда, которому посвящена 21 книга. В отличие от Оригена, Августин не надеялся на искупление всех, тем более Дьявола. Даже верные католики должны остеречься: спасение зависит от праведной жизни, а не просто от крещения, Евхаристии или подания милостыни. Ни еретики, ни раскольники, ни дурные католики не избегнут наказания, не покаявшись. В 22-й книге Августин обрисовывает вечное блаженство Града Божьего, но отводит значительную ее часть учению о воскресении и чудесах. Он утверждает, что Церковь не оскудела чудесами и в его дни. Пусть языческие философы отрицают Воскресение, пишет Августин, они все равно согласны с христианами относительно воздаяний после смерти; более того, и Платон и Порфирий верили в то, что Бог может совершить и невозможное. В Вечном Граде христиане достигнут совершенной свободы, и их воли без остатка сольются с волей Бога в обетованном субботнем Покое[8].
Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный (354—430 гг.), оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского творчества.
1. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1991.
2. Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – 656 с.
3. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие по курсу истории философии. — М.: Академический Проект, 2002. – 348с.
4. История философии /Под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 1997. – 464 с.
5. История философии в кратком изложении / Пер. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991. – 590 с.
7. Курбатов В.И. История философии. – Ростов: Феникс, 1997. – 448 с.
8. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. – М.:Вече, 2000. – 688 с.
9. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.
10. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2000.– 800 с.
11. Столяров А.А. Августин: Жизнь. Учение // Августин Аврелий. Исповедь. — М., 1991.
12. Философия: Учебное пособие / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.
13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 512 с.
14. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 576 с.
[1] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 183.
[2] Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – С. 108.
[3] Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – С. 109.
[4] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 184.
[5] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 185.
[6] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 187.
[7] Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – С. 110.
[8] Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. – С. 111.
[9] Августин. Мир философии. Ч.1. – М., 1991. – С. 14.
[10] Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996. – С. 44.
[11] Столяров А.А. Августин: Жизнь. Учение // Августин Аврелий. Исповедь. — М., 1991. — С. 45.
Августин как полемист
Раздел: Философия Количество знаков с пробелами: 25152 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Философия истории Аврелия Августина
Шпаргалки по истории политических учений
Августин Блаженный и его учение
… и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — к злу и гибели. Эту идею абсолютного предопределения и развивал Августин, правда, в его учении имелись различные смягчающие оговорки. Вопрос о предопределении был решен догматически: мы не можем знать всего во что верим. О вечности, времени и памяти Время …
История политических и правовых учений
Положения политической философии Августина Аврелия
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Политическая философия Августина Аврелия: град земной и град небесный 490 руб.
- Реферат Политическая философия Августина Аврелия: град земной и град небесный 220 руб.
- Контрольная работа Политическая философия Августина Аврелия: град земной и град небесный 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Рабство, в этом смысле, попадает в разряд естественного с точки зрения господствовавших в то время принципов человеческого общежития, хотя оно и противоречит божественным установлениям о человеке.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
В своей политической философии Августин переосмысливает многие воззрения античных мыслителей. Наибольший интерес для него представляет философия стоицизма. Так осмысливая определение государства Цицероном как общности людей, основывающейся на справедливости и следовании нормам закона, Августин Аврелий считает его также характеризующим и церковь. Как и стоики, Августин выделяет ряд общностей, которые лежат в основе понимания государственности. Это семья, общность языка и государства, общность человека и Бога.
Ключевым моментов в политической философии Августина является утверждение им вечности и естественности законов, следование которым носит императивный характер.
Град земной и град Небесный
Аврелий Августин стоит на позициях разделения человечества на две категории согласно с двумя типами любви. Эти два типа мыслитель называет градом Божиим (Небесным) и градом земным. Первый отличается любовью к Богу и служением Ему, второй же – любовью к себе, что выражается в пренебрежении Богом и Его установлениями. В этом утверждении проявляется христианское понимание смысла человеческой жизни. Смысл человеческой жизни не в том, что он является существом общественным, но в том, что он есть в первую очередь существо религиозное, предназначенное к служению Богу.
Град Небесный уподобляется Церкви, а град земной – конкретному государству, Римской империи. Но это только лишь символическое уподобление, не предполагающее прямой тождественности. Августин не утверждает видимого антагонизма двух градов, в этих целях он отказывается от четкой их институализации. Борьба их всецело принадлежит духовной сфере жизни человечества. В рамках обыденности члены обеих градов пребывают в одном мире, но смысл и жизненные задачи их различны.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Августин родился в Тагасте (современный Алжир). Во время обучения в риторических школах в Мадавре и Карфагене (где он позже преподавал) он был приверженцем манихейства. В 384 г. переехал в Италию, где преподавал риторику в Риме и Милане. В 386 г. он принимает христианство, а в 396-м возвращается в Северную Африку, где до смерти остается епископом в городе Гиппоне.
Античный физический космос заменяется космосом духовным. Античное общество (полис) заменяется диалектически взаимосвязанным единством микромира, как внутренней духовной жизни человека, и макромира, как цепи внешних материальных событий всемирной истории.
Мыслитель отрицает античную ориентацию, направленную на физическое наслаждение телесными благами или на эстетическое, — квазисмыс- юм знаков (произведений искусства), если они не имеют внутреннего духовного содержания.Августин считает, что смыслом жизни человека является духовное самосовершенствование как движение суверенной чело- иеческой воли к Богу в измерениях внешних событий.
Августин обосновывает идею всемирной линейной истории как движения от грехопадения человека, что в мифологической форме Ветхого Запета означает выделение человека из мира животных и начало его жизни в качестве самостоятельного разумного существа, по направлению к Страшному Суду и установлению Царства Божьего. i
Основная проблема теологииАвгустина - это проблема человеческой суверенной воли. В макромире и в микромире противоборствуют божественное и дьявольское начала, и человек обречен на выбор между ними. I лавный вопрос заключается в том, что должна делать церковь, чтобы обеспечить выбор Добра и праведной жизни всеми — как христианами, так и нехристианами.Августин оптимистичен и полагает, что божественное начало всегда превосходило дьявольское, а движение человечества от смерти к вечной жизни будет поступательным и необратимым.
АпостолПетр, первый папа, реализует благодать в исполнении сем церковных таинств, определяющих всю жизнь человека от рождения (кре щения) до смерти (отпевания). Смысл исповеди, одного из важнейших та инств, заключается в избавлении человеческой души от грехов. Этим цер ковь помогает человеку преодолеть греховность и спасает его душу для веч
Таким образом, государство понимаетсяАвгустином как теократия, t которой церковные власти доминируют над светскими и тем самым превра щают их в неотъемлемую часть божественного миропорядка.
Социальная доктринаАвгустина допускает такую крайнюю форму неравенства, как рабство, если оно объясняется греховностью рабов и происходит не из законов природы и правовых установлений, а из вины людей, обращенных в рабство.
Патристика – это философия и теология первых христианских богословов, Отцов церкви, развернувших истины веры в целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение.
Идеи Августина Блаженного повлияли на всю европейскую философию, непосредственно к нему обращаются такие современные философы, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Фромм, М. Мамардашвили.
Патристика – это философия и теология первых христианских богословов, Отцов церкви, развернувших истины веры в целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение.
Идеи Августина Блаженного повлияли на всю европейскую философию, непосредственно к нему обращаются такие современные философы, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Фромм, М. Мамардашвили.
По мнению автора на земле существуют два града — благословенный Град Божий, жители которого получат вечное блаженство, и греховный Град Земной, обитатели его обречены на вечные мучения.
За минуту
В своем грандиозном труде Аврелий хочет осмыслить судьбы человечества от первых людей Адама и Евы до сегодняшних дней. Это первая попытка историософии. История представляется нам не как на цепочка хаотических событий, а поиск мудрости Господа в истории человеческого бытия.
Олицетворением Града Земного для Аврелия был Рим, который являлся эпицентром притеснения христианской веры. Падение и разорение Рима автор считал наказанием за греховность и гордыню.
Аврелий Августин ($354-430$) является одной из ключевых фигур в западной средневековой мысли. Его философский проект оказал влияние на формирование догматики, онтологии, гносеологии и этики христианства.
Политическая философия средневекового мыслителя тесно связана с широким спектром вопросов, связанных с христианской сотериологией (учением о спасении) и этикой, философией истории.
Положения политической философии Августина Аврелия
Рабство, в этом смысле, попадает в разряд естественного с точки зрения господствовавших в то время принципов человеческого общежития, хотя оно и противоречит божественным установлениям о человеке.
Готовые работы на аналогичную тему
В своей политической философии Августин переосмысливает многие воззрения античных мыслителей. Наибольший интерес для него представляет философия стоицизма. Так осмысливая определение государства Цицероном как общности людей, основывающейся на справедливости и следовании нормам закона, Августин Аврелий считает его также характеризующим и церковь. Как и стоики, Августин выделяет ряд общностей, которые лежат в основе понимания государственности. Это семья, общность языка и государства, общность человека и Бога.
Ключевым моментов в политической философии Августина является утверждение им вечности и естественности законов, следование которым носит императивный характер.
Град земной и град Небесный
Аврелий Августин стоит на позициях разделения человечества на две категории согласно с двумя типами любви. Эти два типа мыслитель называет градом Божиим (Небесным) и градом земным. Первый отличается любовью к Богу и служением Ему, второй же – любовью к себе, что выражается в пренебрежении Богом и Его установлениями. В этом утверждении проявляется христианское понимание смысла человеческой жизни. Смысл человеческой жизни не в том, что он является существом общественным, но в том, что он есть в первую очередь существо религиозное, предназначенное к служению Богу.
Град Небесный уподобляется Церкви, а град земной – конкретному государству, Римской империи. Но это только лишь символическое уподобление, не предполагающее прямой тождественности. Августин не утверждает видимого антагонизма двух градов, в этих целях он отказывается от четкой их институализации. Борьба их всецело принадлежит духовной сфере жизни человечества. В рамках обыденности члены обеих градов пребывают в одном мире, но смысл и жизненные задачи их различны.
Читайте также: