Проблема северных территорий японии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подробнее о проблеме

Начало формирования русско-японской морской границы в районе Сахалина и Курильских островов, как и вообще, начало исследования этих территорий, относят к XVII веку. Предполагается, что раньше всех о Сахалине узнали нивхи, которые посещали остров зимой, когда узкая часть пролива замерзала. Иногда и летом они переплывали на своих лодках Татарский пролив. Первые сравнительно точные сведения о Сахалине в России исходили от участников экспедиции под руководством письменного головы В.Д. Пояркова в 1643 — 1646 г.г. Однако о существовании островов в Охотском море могли подозревать и до этого. В описании экспедиции Максима Перфильева в 1693 — 1641 г.г. по рекам Витим и Амур говорится, что устье Амура свободно, здесь нет никакого полуострова, и что китайские торговые корабли плавают по Татарскому проливу (чтобы с берегов Китая, т. е. с юга, пройти в устье Амура, нужно пройти большую часть Татарского пролива, в том числе и самый узкий его участок — пролив Невельского). Вполне вероятно, что Перфильев мог знать от местных народностей и об острове, лежащем напротив устья Амура.

Д. Гаррисон писал, что ещё в 1604 г. военный правитель Японии сёгун даровал Сахалин и Курилы князю Мацумаэ, а Рэй Сиратори утверждал, что коренное население Курил состояло в вассальных отношениях с центральными властями Японии с 1615 г. О том, кто всё-таки первым узнал о существовании островов можно спорить долго, но наверное стоит уделить большое внимание не только датам, но и самим способам проникновения на острова и целям, которые они преследовали. Японцы в основном завязывали торговые контакты, причём торговля шла довольно активно и носила равноправный характер. Некоторые айны уезжали вместе с японцами на Хоккайдо, будучи наняты последними. Для русских же первопроходцев главной задачей была не столько торговля, сколько присоединение этих земель к русскому государству и в соответствии с этим обложение местного населения ясаком, т. е. сбором в пользу казны. Причём русские встречали часто сопротивление со стороны местного населения и применяли силу.

Русско-японские переговоры XIX, начала XX века

Средоточение российской дипломатии на Ближнем Востоке, где в то время назревал кризис и война с Турцией;

Недостаточно прочные позиции России того времени в Тихоокеанском регионе;

В опровержение тезиса о вынужденности для России подписания договора 1875 года можно привести проводимую в ряде исследований мысль о том, что российские власти сами намеревались оставшиеся им после 1855 года Курилы обменять на более ценный Сахалин, а также свидетельства о вспыхнувшем в Японии недовольстве договором 1875 года как ущемляющем интересы японского государства.
СССР — Япония

Молодая Советская Россия признала Портсмутский договор 1905 г. действительным. Он был заключен после русско-японской войны. По этому договору Япония не только сохраняла все Курильские острова, но и получала Южный Сахалин. Так обстояло дело со спорными островами до Второй мировой войны — даже до 1945 г. Хочу еще раз обратить общее внимание на то, что до 45-ого года Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи никогда не принадлежали России, и утверждать обратное — значит идти против фактов. Все, что происходило после 1945 г. уже не так однозначно. В течение почти всего периода второй мировой войны (сентябрь 1939 г. — август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Ибо в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет. Однако 9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз, в нарушение Пакта о нейтралитете, вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.

После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и следовательно подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору. Во время войны может случиться оккупация территории другой страны и у оккупирующей страны по международному праву есть права на осуществление ее управления на основе военной необходимости. Однако, с другой стороны, Гаагская конвенция 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны и другие международные юридические акты налагают на эту страну определенные обязанности, в частности, уважение частных прав населения. Сталин игнорировал эти международные нормы и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны.

Из-за того, что СССР не подписал Сан-Францисский договор, с июня 1955 года по октябрь1956 года между Японией и Советским Союзом были проведены переговоры с целью заключения отдельного мирного договора между обеими странами. Эти переговоры не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона занимала такую позицию, что она, согласившись вернуть лишь Шикотан и Хабомаи, не может вернуть Итуруп и Кунашир. В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, то есть договор, предусматривавший прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Статья 9 этого договора гласит, что после установления дипломатических отношений стороны продолжат переговоры о заключении мирного договора; а также СССР возвращает после заключения мирного договора гряду Хабомаи и остров Шикотан.

Японо-советская Совместная декларация ратифицирована парламентами обеих стран и является договором, депонированным в ООН

Итак, к чему пришёл русско-японский территориальный спор. Утверждения о принадлежности Курил к одной из спорящих сторон на основе приоритетов в первооткрытии, первоописании, первозаселении, первоосвоении и первоприсоединении в юридическом смысле не перевешивают друг друга. В международно-правовом плане Курилы были частично закреплены за Японией по Симодскому договору 1855 г. и полностью — по Санкт-Петербургскому договору 1875 г. Что касается Симодского, Санкт-Петербургского и Портсмутского договоров, то требует учёта их статус как международно-правовых актов, подписанных представителями обоих государств и подлежащих неукоснительному соблюдению. Ссылки на то, что Россия была вынуждена подписать эти договоры, несостоятельны.

Ниже привожу два взгляда на проблему

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

1. Причины возникновения проблемы

Корни возникновения проблемы "северных территорий" (островов Итуруп, Кунашир, Хабомаи, Шикотан с общей площадью 4946 кв. км) лежат в агрессивной политике милитаристской Японии в ХХ в. Русско-японские договоры 1855 г. и 1875 г., признавшие сначала южные, а затем и северокурильские острова принадлежащими Японии, обязывали последнюю развивать дружественные отношения с Россией.

Однако Токио использовал владение указанными островами для агрессии против России и захвата Ю. Сахалина. В результате насильственный Портсмутский мир перечеркнул договоры 1855, 1875 гг. как аргумент в пользу принадлежности Курил современной Японии. В соответствии с Ялтинскими соглашениями Курильские острова и Южный Сахалин наряду с другими правами России, попранными милитаристской Японией, возвращались Советскому Союзу. Японская капитуляция в 1945 г. на условиях Потсдамской Декларации ограничивала территорию этой страны четырьмя крупнейшими японскими островами.

По Сан-Францисскому Мирному договору Япония признала Курилы ей не принадлежащими. Принадлежность островов России, не подписавшей этого договора, обусловлена предыдущими Ялтинскими соглашениями. Таким образом, с точки зрения международного права Токио на острова претендовать не может. Однако проблема возникла в условиях "холодной войны", и ее отцовство принадлежит Вашингтону. США была невыгодна нормализация советско-японских отношений после 1951 г., т. к. она ставила под вопрос необходимость и целесообразность американского военного присутствия в Японии. Поэтому Вашингтоном был предпринят ряд мер по торпедированию этой нормализации: сенатом США при ратификации Сан-Францисского договора была принята специальная резолюция, что "ничто в этом Договоре" не может истолковываться в пользу СССР (т. е., Ю. Сахалин, Курилы). Во время советско-японских переговоров в Москве 1956 г. Вашингтон сделал все возможное для их срыва: в ноте госдепартамента Токио говорилось, что США рассматривают Малые Курилы (Хабомаи и Шикотан) как геологическую часть японского острова Хоккайдо, а южные острова Большой Курильской гряды как часть Японии. При этом США угрожали Токио не возвращать Окинаву Японии, если последняя откажется от требования к Москве "вернуть" 4 острова Курильской гряды. Таким образом, США сорвали в 1956 г. возможность окончательного советско-японского урегулирования, а Токио не получил Хабомаи и Шикотан в качестве "платы" Москвы за это урегулирование.

Такому исходу были рады проамериканские силы в Японии, опасавшиеся ухода войск США из своей страны, что оставило бы их один на один с сильным левым движением. Сначала инспирированная Вашингтоном проблема возвращения островов не имела широкой поддержки в Японии (будущий Премьер-министр страны от ЛДП Исибаси даже назвал шумиху вокруг этого вопроса "пусканием пыли в глаза"). Однако со временем проблема "северных территорий" из внешнеполитической превратилась во внутриполитическую: теряющая постепенно, но неуклонно свой электорат правящая ЛДП использует проблему восстановления "территориальной целостности" страны для повышения своего авторитета в условиях роста японского национализма в период экономического бума. Другие партии были вынуждены также прибегнуть к этой разновидности избирательной борьбы (КПЯ подобным образом демонстрировала свой "национальный" характер и независимость от КПСС). Таким образом, сложился общенациональный политический консенсус по вопросу об островах, независимо от партийной принадлежности. До начала 70 гг. острие японского растущего национализма было направлено в две противоположные стороны - против СССР по курильскому вопросу, и против США за возвращение Японии административных прав на архипелаг Рюкю. В 1973 г., увязав это с сохранением Пакта безопасности и более активным участием в нем Токио, Вашингтон вернул Окинаву Японии (при этом США ничего не потеряли, кроме забот о социально-экономическом развитии Окинавы, потерявшей свое прежнее военно-стратегическое значение "непотопляемого авианосца" США с развитием ракетных средств доставки ядерного оружия). С политико-психологической точки зрения американская дипломатия этим шагом создала впечатление, что Вашингтон идет навстречу японскому национализму, а Москва этого делать не желает. В результате происходит концентрация японского национализма на проблеме "северных территорий", на СССР, а затем на России.

2. Аргументы сторон по проблеме "северных территорий"

Аргументация Токио сводится к двум основным тезисам: Малая Курильская гряда является геологическим продолжением Японского архипелага и, следовательно, ее острова Хабомаи и Шикотан не относятся к числу Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому договору. Следовательно, Москва должна передать Японии указанные острова без всяких предварительных условий.

Что касается островов Большой Курильской гряды Итурупа и Кунашира, то они также по историческому праву принадлежат Японии (они исконно японские, и Россия признала их японскую принадлежность по Договорам 1855, 1875 гг.), они находятся в непосредственной близости к Хоккайдо, что в условиях их международно-правовой "бесхозности" дает Японии первоочередное право на владение ими. В Сан-Франциско их государственная принадлежность не определена и, к тому же, СССР этот Договор не подписал и не имеет права на него ссылаться в споре с Токио. Ялтинские Соглашения с точки зрения Японии юридически "несостоятельны", как принятые союзниками секретно и без участия Японии. Не все западные державы поддерживали японские претензии и аргументы в этом вопросе - Лондон, например, категорически отвергает покушения Токио на дух и букву союзнических соглашений по поводу Японии.

Ответная российская аргументация по крайней мере не менее убедительна. Япония не могла открыть и освоить Курилы, поскольку проводила политику "самоизоляции" вплоть до эпохи Мэйдзи, а первая японская экспедиция на Ю. Курилы 1785 г. в своем отчете отметила, что русские встретили ее с пельменями. К тому же, коренные жители Курил не японцы, а айны. Утверждения о юридической несостоятельности Ялты в отсутствие там японского представителя - несостоятельно: безоговорочная капитуляция Японии означала согласие ее со всеми решениями союзников-победителей, в т. ч. и с Ялтой. "Северные территории" - неотъемлемая часть Курил, что подтверждается японской лоцией 1937 г., Британской Энциклопедией, даже американскими картами 1969 г., Япония, капитулировавшая безоговорочно, вообще не имеет прав на историческую аргументацию, т. к. возникшее после подобной капитуляции новое японское государство не является правопреемником прежней милитаристской Японии.

3. Попытки решения проблемы "северных территорий"

Официальная советская позиция вплоть до к. 80 гг. сводилась к тому, что проблемы как таковой не существует и даже соответствующий пункт Декларации 1956 г. ни к чему Москву не обязывает, поскольку Токио сам уклонился от выполнения необходимых предварительных условий. В ответ на упрек Премьер-министра Танаки, что большой СССР из-за маленьких островов теряет возможность дружбы с Японией, советский посол в Токио Трояновский заявил: "Мы потому Великая Держава, что никогда не торговали своей территорией". С началом перестройки и стремлением к улучшению отношений с западными странами Горбачев признал наличие "проблемы", но уклонился от ее детального рассмотрения и решения.

В результате в Токио сначала возникла эйфория, а затем почувствовали себя Горбачевым обманутыми. Позиция Ельцина до августовского путча 1991 г. сводилась к признанию наличия проблемы и предложению ее поэтапного решения с завершением последних этапов "последующими поколениями" россиян и японцев. С распадом СССР у части руководства МИД (Козырев, Кунадзе) возобладало стремление избавиться от проблемы путем односторонней уступки островов Японии по формуле 2+2 (передача Хабомаи и Шикотана сразу без условий, и переговоры по поводу судьбы Итурупа и Кунашира) в надежде на участие японского капитала в реформировании российской экономики.

Политика односторонних уступок со стороны МИДа России вызвала широкое противодействие российской общественности, в результате которого был отменен визит Ельцина в Токио в сентябре 1992 г. Противники уступок показали сомнительность японской аргументации и возможные негативные последствия для России передачи Курил Японии: - во-первых, передача Японии Кунашира и Итурупа превратит Охотское море из фактически внутреннего российского бассейна (сейчас только 3,6% его площади являются международными) в фактически международный бассейн со всеми отсюда вытекающими последствиями экономического и стратегического характера - во-вторых, будет повешен японский замок на выходе России в Тихий океан через южнокурильские проливы - в-третьих, будут потеряны огромные площади рыболовных полей радиусом 200 миль вокруг передаваемых территорий Большой и Малой Курильской гряды - в-четвертых, нельзя недооценивать уникальный природный потенциал самих островов, до конца еще не раскрытый (один агар-агар, способный выводить радионуклиды из организма, представляет собой достояние всего народа России) - и самое главное, одностороннее решение проблемы на японских условиях не только подорвет международный авторитет России, но и вызовет цепную реакцию территориальных претензий к России со стороны ее соседей (Китай, Эстония, Финляндия). Осознание пагубности курса на односторонние уступки на фоне некоторого укрепления российской государственности и экономики побудило Премьер-министра В. Черномырдина заявить, что "Курильские острова были, есть и будут российскими". Провокационная политика США в этом вопросе убеждает в правильности курса на отстаивание национально-государственных интересов России.

Создав курильскую проблему для разжигания советско-японского антагонизма, Вашингтон явно провоцирует после распада СССР японо-российский антагонизм. Об этом свидетельствуют рекомендации госдепартамента японским коллегам накануне сорванного визита Ельцина в Токио: - не соглашаться на демилитаризацию островов в случае их передачи Японии - не соглашаться на исключение передаваемых островов из зоны действия японо-американского Пакта безопасности (т. е., США не исключают возможности создания здесь своих военных баз). Следует отметить, что Россия с 1992 г. уже проводит демилитаризацию Ю. Курил. Таким образом, в отношениях двух дальневосточных держав, имеющих глубокие исторические корни недоверия друг к другу, усилиями третьей стороны (США) появилась проблема "северных территорий", усложняющаяся уже по своей внутренней логике развития на протяжении четырех десятилетий. Пережив Советский Союз, эта проблема по-прежнему требует своего решения в той или иной форме, поскольку отравляет отношения двух стран.

Нынешние японские политики не могут отказаться полностью от претензий, сформулированных их предшественниками и превращенных в общенациональную цель, без потери лица. В свете изменившихся реалий в качестве базы для компромиссного решения проблемы может быть использован пункт советско-японской Декларации 1956 г. о передаче Японии Хабомаи и Шикотана, но на более мягких предварительных условиях (ограничиться демилитаризованным статусом этих островов вместо требования вывода американских войск из Японии вообще). При реализации такого варианта Российское правительство не теряет своего престижа внутри страны, т. к. Декларация 1956 г. подписывалась Советским Правительством, которое передачей островов хотело оторвать Токио от США (а Договоры надо выполнять). С другой стороны, Японское правительство сохраняет лицо, приобретя эти два острова без вывода американских войск и разрыва Пакта безопасности с Вашингтоном.


31 января, 2012

Рассмотрим аргументы японской стороны.

У стран антигитлеровской коалиции были и другие принципы — наказание агрессора, недопущения в будущем агрессии с его территории и возмещения ущерба и затрат на войну.

Этот прецедент был распространен и на Японию, которая лишилась всех своих островных владений в Океании, территорий, захваченных в Китае, Корее, Южного Сахалина и Курильских островов (именно Курилы являлись той базой, с которой Япония нанесла удар по США в декабре 1941 г.). Здесь также оказались более весомыми принципы наказания агрессора, недопущения в будущем новой агрессии с ее территории и возмещения потерь. Все эти действия соответствуют англосаксонскому праву, которое лежит в основе современного международного права.

Кроме того, эти территориальные изменения Японии были оформлены строго в соответствии с нормами международного права — в мирном договоре 1951 г., подписанном Японией без каких-либо оговорок и претензий. Автором этого договора был не Советский Союз, а США. По договору Япония отказывалась от каких-либо прав, правооснований и претензий на Южный Сахалин и Курильские острова, не Северные или Южные, а все Курильские острова.

Аргумент второй: Рузвельт не знал о японской принадлежности Курильских островов и не ознакомился внимательно с документами по Курилам, подготовленными для него американскими специалистами, поэтому он и согласился отдать японские острова СССР, не учитывая их стратегического значения. Но окончательно острова были отобраны Г. Трумэном у Японии в 1951 году по решения Сан-Францисской конференции. Именно США подготовили текст Сан-Францисского мирного договора и процедуру его подписания. Что касается Рузвельта, то он знал о стратегическом значении островов прекрасно. Именно с острова Кунашир уходила на Перл-Харбор японская Объединенная эскадра, именно на Курильских островах японские летчики отрабатывали атаку на эту американскую базу, именно с Курильских остров осуществлялась высадка японского десанта на принадлежавшие США Алеутские острова.

Понимание Рузвельтом стратегического положения Курильских островов проявилось и в планах их использования в качестве опорной базы для операций против Японии. Такое предложение он сделал Сталину еще в Тегеране.

1. История Воины на Тихом океане. История войны на Тихом океане. В 5 т.: Пер. с яп. / Под общ. ред. У. Сэйдзиро, Э. Бокуро, Т. Сигэки и др. — М., 1958. Т. IV. С. 296, 297.

2. История Войны на Тихом океане… Т. IV. С. 261; Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны. 1941 — 1945 гг. Сборник документов (М-тво иностранных дел СССР. Т-6, Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании (17 июля — 2 августа 1945г.) / Гл. ред. А.А. Громыко. – М., 1984. С. 358.

3. Советско-английские отношения во время Великой отечественной войны 1941- 1945 гг. В 2 т. — М., 1983…. Т. 1. C. 456.

4. Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш Де Голля, К. Хэлла, У Леги, Д. Эйзенхауэра. М., 1990. С. 370- 371: Говард М. Большая стратегия. Август 1942-сентябрь 1943 / Пер. с англ. — М., 1980. С. 395.

Related posts:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблема Северных территорий

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблема Северных территорий

Проблема Северных территорий

Проблема принадлежности южных Курильских островов («Проблема северных террито.


Освоение Курил русскими в XVII в.До прихода русских и японцев острова были на.

XVIII в. В 1719 году Пётр I отправил на Камчатку экспедицию под руководством.

XIX в.В 1845 году Япония в одностороннем порядке провозгласила суверенитет на.

XIX в.
В 1845 году Япония в одностороннем порядке провозгласила суверенитет над всем Сахалином и Курильскими островами. Это вызвало бурную негативную реакцию со стороны Николая I. Однако начавшаяся в 1853 году Крымская война вынудила Российскую империю пойти навстречу Японской Империи.
7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими владениями. Именно поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий.
7 мая 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 Курильских островов в обмен на Сахалин.

XX в.Русско-японская война Сахалин и Курильские острова на карте 1912 года В.

XX в.
Русско-японская война

Сахалин и Курильские острова на карте 1912 года
В 1905 году, по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина.

Вторая мировая война В июне 1941 года страны гитлеровской коалиции, кроме Япо.

Вторая мировая война

В июне 1941 года страны гитлеровской коалиции, кроме Японии, которая соблюдала заключённый в апреле Пакт о нейтралитете, объявили войну СССР (Великая Отечественная война), а в том же году Япония напала на США, начав войну на Тихом океане.
В Каирской декларации от 27 ноября 1943 года указывалось, что цель союзных держав (США, Великобритании и Китая) заключается в том, чтобы лишить Японию всех островов на Тихом океане, которые она захватила или оккупировала с начала Первой мировой войны. В этом заявлении также говорилось, что Япония должна быть лишена территорий, захваченных ею посредством насилия (в частности, её колоний — Кореи и Тайваня).
11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли письменной договорённости о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов (Ялтинское соглашение глав правительств США, СССР и Великобритании по вопросам Дальнего Востока). По условиям договорённости, Советский Союз должен вступить в войну не позднее трёх месяцев после победы над Германией.
В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорится, что условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, которые укажут союзники — без упоминания островов Курильской гряды. В Каирской декларации сказано, что Япония должна быть лишена тех территорий, которые она захватила силой в результате своей агрессии.
8 августа 1945 года, ровно через три месяца после капитуляции Германии СССР официально объявил войну Японии и на следующий день начал боевые действия против неё. Южные Курилы были заняты советскими войсками в августе-сентябре в ходе Курильской десантной операции. После подписания Акта о капитуляции Японии 2 сентября были высажены гарнизоны на острова Малой Курильской гряды (остров Шикотан был занят 1-го сентября). Последняя высадка гарнизона в ходе десантной операции была проведена 4 сентября 1945 года на Лисьи острова. Операция на Южных Курилах в целом представляла собой принятие капитуляции японских войск.

Оккупация Японии После капитуляции Япония была оккупирована союзными войсками.

После капитуляции Япония была оккупирована союзными войсками.
29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.
2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума ВС СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.
8 сентября 1951 года в Сан-Франциско заключён мирный договор между Японией и союзниками, согласно которому Япония отказалась от всех прав на Курильские острова и Южный Сахалин. При этом, согласно официальной позиции современной Японии, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов (островов Тисима) не входили, и от них Япония не отказывалась. Представители СССР предложили внести в договор поправку о признании суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако это и ещё ряд предложений учтены не были, поэтому СССР, Польша и Чехословакия договор не подписали. При этом в 1951 году МИД Японии считал, что под словосочетанием Курильские острова понимались все острова как Большой Курильской гряды, так и Малой.

Послевоенные соглашения 19 октября 1956 года СССР и Япония приняли Совместную.

XXI в.Базовая позиция России Принципиальная позиция Москвы состоит в том, чт.

XXI в.
Базовая позиция России

Базовая позиция Японии (1) Северные территории являются вековыми территория.

Базовая позиция Японии

Читайте также: