Отношение к природе в эпоху просвещения кратко

Обновлено: 02.07.2024

В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру новое искусство.

Философия

Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).

Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе – она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.

Культура эпохи Просвещения – это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм – признание разума основой поведения и познания людей.

В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.

деятели культуры эпохи просвещения

Направления искусства

Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.

В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание – романтизму.

Культ природы

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.

культура эпохи возрождения эпохи просвещения

Живопись

В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.

В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами – любовные.

Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.

Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута – повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.

русская художественная культура в эпоху просвещения

Театр

Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.

художественная культура европы эпохи просвещения

Художественная литература

Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.

Музыка

Другое важнейшее музыкальное явление того времени – венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.

Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура эпохи Возрождения, эпохи Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.

Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).

культура эпохи просвещения в россии

Английское Просвещение

Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения – американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.

Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.

художественная культура эпохи просвещения

Мыслители Франции

Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье – все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.

Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.

культура эпохи просвещения

Немецкое Просвещение

Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.

Tе представители разрушали устоявшиеся предст-я о Боге, окружающем мире и ч, проявляли новаторство в своих фил-х исследованиях.

Понятие просвещения: 1. тип антифеодальной идеологии, основ-ой на постулате, что сущ-щие общественныеотнош-я должны подвергаться суду чел. разума, как единственного и высшего авторитета. 2. Путь для изменения чел. и общ-ва – это просвещение и знание.

В философии Просвещения можно выделить 3 направления:

Деизм — направление в философии, сторонники которого:• отвергали идею личного Бога; • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (с пантеизмом); • видели в Боге первоначало, причину всего сущего • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей. Вольтер, Монтескье, Руссо.

Атеистическо-матер-коенаправ-е. Атеисты отвергали саму идею сущ Бога в люб формах, объясняли происх-е мира и ч с научных позиций, в вопр-х познания отдавали предпочтение эмпиризму. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Осн. интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общ-ва, основ-го на равенстве и социальной справедливости.

Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы, мира (Дидро, Гольбах, Гельвеций). Гольбах считал, что матер мир и природа первичны и несотворимы. Они бесконечны во времени и простр-ве и сущ-ют независимо от сознания чел.

Вселенная – это великое соед-е всего сущ-го, предст собой лишь материю и движ-е, а все ее проявл-е лишь действие причин и следствий.

Материя – это все то, что каким-то образом воздействует на наши органы чувств. Более конкретно под материей понималось вещ-во в многообразных его проявлениях.

Движение-способ сущ-я материи.Дидро: источник движения материи-внутренняя ее разнородность и противоречивость. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения присуща всей материи. В целом: природа несотворима и неуничтожима, она сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.

Человек. Ключевая мысль: Ч должен стать разумным эгоистом и понять, что правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ.отношениях может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни. Важное место – критика религии. Пытались ответить на вопрос о причине возникновения и существования религии: 1. Невежество и недостаток знаний 2. Страх перед грозными силами природы 3. Сознательный обман одних людей другими.

ДляПросвещения основой ч разума выступала природа. Следовать разуму и означало следовать природе. Жан Жак Руссо. Гл. идея -проблема социальногонер-ва и его преодоления. Частнаясобст-тьявл причиной общ-гонер-ва и возник-я государства. Соцнер-во порождает деградацию обществ-х нравов. Он различ2 вида неравенства: физическое, и политическое, сост-щее в различ привилегий, кот одни люди польз в ущерб др. Оснисточ социал зла он видел в общ-ном нер-ве. Из богатства возникают праздность и роскошь, что ведет к развращению нравов. Цивилизации неравенств Руссо противопоставил простоту и “невинность” первобытных людей. Тогда люди не имели частной собственности и были равны и свободны. Собственность явилась основой гражданского общества, а вместе с тем причиной неравенства. “Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказал: “это мое”, и нашел людей, простодушных, чтобы ему поверить, был истинным основателем гражданского общества.

Tе представители разрушали устоявшиеся предст-я о Боге, окружающем мире и ч, проявляли новаторство в своих фил-х исследованиях.

Понятие просвещения: 1. тип антифеодальной идеологии, основ-ой на постулате, что сущ-щие общественныеотнош-я должны подвергаться суду чел. разума, как единственного и высшего авторитета. 2. Путь для изменения чел. и общ-ва – это просвещение и знание.

В философии Просвещения можно выделить 3 направления:

Деизм — направление в философии, сторонники которого:• отвергали идею личного Бога; • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (с пантеизмом); • видели в Боге первоначало, причину всего сущего • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей. Вольтер, Монтескье, Руссо.




Атеистическо-матер-коенаправ-е. Атеисты отвергали саму идею сущ Бога в люб формах, объясняли происх-е мира и ч с научных позиций, в вопр-х познания отдавали предпочтение эмпиризму. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Осн. интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общ-ва, основ-го на равенстве и социальной справедливости.

Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы, мира (Дидро, Гольбах, Гельвеций). Гольбах считал, что матер мир и природа первичны и несотворимы. Они бесконечны во времени и простр-ве и сущ-ют независимо от сознания чел.

Вселенная – это великое соед-е всего сущ-го, предст собой лишь материю и движ-е, а все ее проявл-е лишь действие причин и следствий.

Материя – это все то, что каким-то образом воздействует на наши органы чувств. Более конкретно под материей понималось вещ-во в многообразных его проявлениях.

Движение-способ сущ-я материи.Дидро: источник движения материи-внутренняя ее разнородность и противоречивость. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения присуща всей материи. В целом: природа несотворима и неуничтожима, она сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.

Человек. Ключевая мысль: Ч должен стать разумным эгоистом и понять, что правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ.отношениях может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни. Важное место – критика религии. Пытались ответить на вопрос о причине возникновения и существования религии: 1. Невежество и недостаток знаний 2. Страх перед грозными силами природы 3. Сознательный обман одних людей другими.

ДляПросвещения основой ч разума выступала природа. Следовать разуму и означало следовать природе. Жан Жак Руссо. Гл. идея -проблема социальногонер-ва и его преодоления. Частнаясобст-тьявл причиной общ-гонер-ва и возник-я государства. Соцнер-во порождает деградацию обществ-х нравов. Он различ2 вида неравенства: физическое, и политическое, сост-щее в различ привилегий, кот одни люди польз в ущерб др. Оснисточ социал зла он видел в общ-ном нер-ве. Из богатства возникают праздность и роскошь, что ведет к развращению нравов. Цивилизации неравенств Руссо противопоставил простоту и “невинность” первобытных людей. Тогда люди не имели частной собственности и были равны и свободны. Собственность явилась основой гражданского общества, а вместе с тем причиной неравенства. “Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказал: “это мое”, и нашел людей, простодушных, чтобы ему поверить, был истинным основателем гражданского общества.

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма. Яркими представителями Просвещения были: Руссо, Дидро, Монтескье, Гельвеций, Гольбах, Кондильяк.

Отличительные черты философии французского Просвещения: 1) приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, четкая антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбах) до антитеологической, атеистической; 2) неразрывная связь с достижениями естествознания 18 века; 3) гуманистическая ориентация философии; доминирование антропо-социальной проблематики; 4) социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и гражданского общества.

Материалистическую концепцию природы развил Гольбах. Природа – это великое целое, получающееся из соединения различных веществ, сочетаний и движений, наблюдаемых во Вселенной. В основе всех процессов природы лежит материя. Гольбах выдвигает идею о субстанциальности материи, ее неразрывной связи с движением. Материей он называет все то, что влияет на чувства. Причины движения материи в самой материи (движение – это способ существования материи). Движение универсально, т.е. присуще всем телам Вселенной.

Понимая причинность как взаимодействие, Гольбах подчеркивает объективный характер причинности. Вселенная – закономерная, взаимосвязанная цепь причин и следствий. При этом в природе все необходимо и фатально. Фатальность – вечный, необходимый установленный в природе порядок. Случайности нет.

Человек воспринимается как ступень биологической эволюции живой материи; он суть физическое, природное, материальное вещество. Преимущества человека: 1) организация – человек особым образом организованная машина; 2) воспитание – извлекает человека из низкого состояния и возносит его выше животных; 3) сознание – свойство высокоорганизованной материи; 4) душа – она материальна, смертна, погибает вместе с телом; 5) цель человека – просвещение и развитие гражданского общества

19. Философские учения И. Канта.

Именно с него началась заря философии новейшего времени. Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. По Канту мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе”. Достоверное знание сущего - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вещах в себе, а только знания о свойствах вещей к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи принципиально непознаваемы. Согласно Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Наши знания – не мертвый слепок вещей и их связей. Человек, по Канту, – это самый главный предмет в мире. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания, благодаря чему человек представляет собой индивидуальность, личность. В философии Канта нравственное связано с идеей религиозного, божественного. Отрицание божественного существования, по Канту, – полнейший абсурд.

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма. Яркими представителями Просвещения были: Руссо, Дидро, Монтескье, Гельвеций, Гольбах, Кондильяк.

Отличительные черты философии французского Просвещения: 1) приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, четкая антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбах) до антитеологической, атеистической; 2) неразрывная связь с достижениями естествознания 18 века; 3) гуманистическая ориентация философии; доминирование антропо-социальной проблематики; 4) социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и гражданского общества.

Материалистическую концепцию природы развил Гольбах. Природа – это великое целое, получающееся из соединения различных веществ, сочетаний и движений, наблюдаемых во Вселенной. В основе всех процессов природы лежит материя. Гольбах выдвигает идею о субстанциальности материи, ее неразрывной связи с движением. Материей он называет все то, что влияет на чувства. Причины движения материи в самой материи (движение – это способ существования материи). Движение универсально, т.е. присуще всем телам Вселенной.

Понимая причинность как взаимодействие, Гольбах подчеркивает объективный характер причинности. Вселенная – закономерная, взаимосвязанная цепь причин и следствий. При этом в природе все необходимо и фатально. Фатальность – вечный, необходимый установленный в природе порядок. Случайности нет.

Человек воспринимается как ступень биологической эволюции живой материи; он суть физическое, природное, материальное вещество. Преимущества человека: 1) организация – человек особым образом организованная машина; 2) воспитание – извлекает человека из низкого состояния и возносит его выше животных; 3) сознание – свойство высокоорганизованной материи; 4) душа – она материальна, смертна, погибает вместе с телом; 5) цель человека – просвещение и развитие гражданского общества.

Философские учения И. Канта.

Читайте также: