Жанровый состав русского фольклора пропп кратко

Обновлено: 05.07.2024

В систематизации фольклорных материалов одним из основных спорных моментов до настоящего времени остается их жанровая классификация. Фольклор является отражением жизни, а современные социальные явления порождают новые его формы. Одни жанры устаревают и умирают, другие трансформируются и гибридизируются. Это приводит к необходимости постоянного осмысления исследователями изменяющейся системы жанров, расширению понятийного поля фольклора, и к необходимости корректировки принципов классификации фольклорных материалов, в том числе и в связи с их архивной систематизацией.

В последние десятилетия предметная область фольклора значительно расширилась, подтверждением тому служат издания материалов и исследований городского[5] и школьного фольклора[6], устной истории и семейных нарративов[7], семантики и прагматики различных повседневных практик[8]. Авторы уверены, что многие явления современной культуры фольклорны и нуждаются в подробном описании и глубоком семантическом анализе. Одним из современных подходов к исследованию фольклора, активно разрабатываемым С. Б. Адоньевой, является рассмотрение фольклорных текстов как речевых действий, регулирующих определенную практическую деятельность. Фольклор, в этом случае, определяется как одна из форм речи, спецификой которой является наличие конвенций, т. е. в отличие от спонтанной речи на нее наложены дополнительные ограничения[9]. Приведенные выше исследования и монографии отчасти подводят итог изменениям в отечественной фольклористике рубежа XX–XXI вв. и намечают направления и тематику дальнейших исследований.

Позднее, в 1950-е гг. жанр образцов указывается точно, но проблемы, связанные с классификацией материалов, остаются. В конце 1970-х годов сотрудниками Института было принято решение о составлении описей к коллекциям, что потребовало новых разработок по жанровой классификации. Оказалось невозможным применение ни одной из уже существующих классификаций, так как в архиве хранились материалы не только по русскому фольклору и этнографии, но и коллекции финно-угорских материалов. В 1978 году Н. Ф. Онегиной была предложена рабочая жанрово-тематическая классификация фольклорно-этнографических материалов для архивов КарНЦ РАН, которая сохранялась до конца 1990-х гг.[28]. Она была использована при систематизации как рукописных коллекций, содержащихся в Научном архиве КарНЦ РАН, так и в работе со звуковыми и видеоматериалами в Фонограммархиве ИЯЛИ КарНЦ РАН, что позволило комплексно и по общим признакам систематизировать экспедиционные записи. В связи с тем, что материалы представляют образцы, записанные на разных языках, в каталоге было выделено три раздела – Русский фольклор, Фольклор прибалтийско-финских народов[29] и Этнография. Нумерация подразделов оставалась сквозной по всей классификационной схеме.

С использованием этой классификации были обработаны все коллекции Научного архива и составлены описи. На каждую коллекцию приходится отдельная опись, в которой содержится следующая информация по каждой единице хранения: номер единицы хранения, первая строка или название произведения, жанр и номера страниц в коллекции. В большинстве описей есть итоговая запись, в которой перечислены все жанры, содержащиеся в коллекции, и указано их количество. Для работы исследователей наличие описей в коллекциях заметно облегчает работу по поиску того или иного жанра или даже конкретного произведения. В некоторых коллекциях к описи приложен также список исполнителей.

Эта большая работа по систематизации позволила в 1970–1990 гг. составить картотеки (на перфокартах, а потом ручную), каталоги и указатели по имеющимся фольклорным фондам.

Рис. 1. Пример перфокарты

Рис. 2. Карточка из ручной картотеки

Рис. 4. Пример карточки в базе данных Фольклорного архива ИЯЛИ КарНЦ РАН

Список литературы

Адоньева, С. Б. Своя чужая речь: фольклор в свете прагматики / С. Б. Адоньева // Фольклор и народная культура. In memoriam. — Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2003. — С. 239–251.

Банин, А. А., Бурмистров Н. С. К проблеме определения и происхождения частушки / А. А. Банин // Живая старина. — 1997. — № 3. — С. 49–51.

Березкин, Ю. Е. Как устроена и для чего нужна база данных мирового фольклора / Ю. Е. Березкин // Радловский сборник : Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. / отв. ред. Ю. К. Чистов. — Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2014. — С. 169–181.

Богданов, К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности / К. А. Богданов. — Санкт-Петербург : Искусство, 2001. — 438 с.

Виноградова, Л. Н. Былички и демонологические поверья: границы фольклорного текста / Л. Н. Виноградова // Живая старина. — 2004. — № 1. — С. 10–14.

Городские песни, баллады, романсы / Сост., подгот. текста и коммент. А. В. Кулагиной, Ф. М. Селиванова. — Москва : Изд-во МГУ, 1999. — 624 с.

Дранникова, Н. В. Формирование жанра частушки как один из этапов развития народной поэзии (На материале Архангельской области): Автореф. дис. канд. филол. наук. / Н. В. Дранникова. — Москва, 1994. — 18 с.

Дранникова, Н. В., Русский фольклор: устное народное поэтическое творчество / Н. В. Дранникова. — Архангельск : САФУ, 2014. —250 с.

Живая старина. — 2000. — № 4. — 63 с.

Земцовский, И. И. К теории жанра в фольклоре / И. И. Земцовский // Artes populares 14, Edited by Vilmos Voigt. — Budapest, 1985. — С. 24–30.

Каталогизация фольклорно-этнографических материалов архива на перфокартах. — Петрозаводск : б. и., 1978. — 34 с.

Корепова, К. Е. Старая погудка на новый лад… / К. Е. Корепова // Живая старина. — 1997. — № 4. — С. 21–24.

Костюхин, Е. А. Рецензия на книгу [Городские песни, баллады, романсы / сост., подгот. Текста и коммент. А. В. Кулагиной, Ф. М. Селиванова. М., 1999.] / Е. А. Костюхин // Живая старина. — 2001. — № 4. — С. 51–53.

Кравчик-Василевска, В. В защиту фольклора, или диалог между традицией и современностью / В. В. Кравчик-Василевска // Живая старина. — 1996. — № 4. — С. 42–43.

Левинтон, Г. А. Замечания о жанровом пространстве русского фольклора / Г. А. Левинтон // Судьбы традиционной культуры. Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1998. — С. 56–71.

Мешкова, О. В. О классификации частушек / О. В. Мешкова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2001. — № 1. — Т. 1. — С. 102–110.

Наивная литература: исследования и тексты. — Москва : Московский общественный научный фонд, 2001. — 246 с.

Пропп, В. Я. Русская сказка / В. Я. Пропп. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1984. — 335 с.

Пропп, В. Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. — Москва : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. — 327 с.

Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура /Б. Н. Путилов. — Санкт-Петербург : Наука, 1994. — 235 с.

Разумова, И. А. Потаённое знание русской семьи. Быт. Фольклор. История / И. А. Разумова. — Москва : Индрик, 2001. — 375 с.

Современный городской фольклор / ред. кол. А. Ф. Белоусов, И. С. Веселова, С. Ю. Неклюдов. — Москва : РГГУ, 2003. — 736 с.

Современный городской фольклор : метод. указания. Материал по проведению фольклорной практики студентов І курса филологического факультета / сост.: О. В. Приемко [и др.]; под ред. О. В. Приемко. — Минск : БГУ, 2014. — 128 с.

Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия / сост. С. М. Лойтер, Е. М. Неелов. — Петрозаводск : ПетрГУ, 1995. — 115 с.

Урванцева, Н. Г. Методические рекомендации по сбору фольклорного материала // CARELICA. — 2018. — № 1 (19). — С. 107–121. DOI: 10.15393/j14.art.2018.115

Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора: Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ / В. М. Щуров. — Часть 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. — Москва : Музыка, 2007. — 400 с.

[1] Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994. С. 23–24.

[2] Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. С. 18.

[3] Цит. по: Кравчик-Василевска В. В защиту фольклора, или диалог между традицией и современностью // Живая старина. 1996. № 4. С. 42.

[4] Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994. С. 25.

[5] Современный городской фольклор. М., 2003. 736 с.

[6] Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. Петрозаводск, 1995. 115 с.

[7] Разумова И. А. Потаённое знание русской семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001. 375 с.

[8] Богданов К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001. 438 с.

[9] Адоньева С. Прагматика фольклора. СПб.; М., 2018. С. 22–51.

[10] Банин А. А., Бурмистров Н. С. К проблеме определения и происхождения частушки // Живая старина. 1997. № 3. С. 49–51.

[11] Дранникова Н. В. Формирование жанра частушки как один из этапов развития народной поэзии: (На материале Архангельской области): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1994. 18 с.

[12] Мешкова О. В. О классификации частушек // Вестник Челябинского государственного университета. 2001. № 1. Т. 1. С. 102–110.

[13] Виноградова Л. Н. Былички и демонологические поверья: границы фольклорного текста // Живая старина. 2004. № 1. С. 10-11.

[14] Пропп В. Я. Русская сказка. Л., 1984. С. 53.

[15] Корепова К. Е. Старая погудка на новый лад… // Живая старина. 1997. № 4. С. 21-23.

[16] Наивная литература: исследования и тексты. М., 2001. 246 с.

[17] Живая старина. 2000. № 4. С. 2–27.

[18] Городские песни, баллады, романсы. М., 1999. 624 с.

[19] Костюхин Е. А. Рецензия на книгу [Городские песни, баллады, романсы / Cост., подгот. текста и коммент. А. В. Кулагиной, Ф. М. Селиванова. М., 1999.] // Живая старина. 2001. № 4. С. 51-53.

[20] Пропп В. Я. Фольклор и действительность. С. 35–39.

[21] Земцовский И. И. К теории жанра в фольклоре // Artes populares 14, Edited by Vilmos Voigt. Budapest, 1985. С. 21–42; Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. С. 155–172; Адоньева С. Б. Своя чужая речь: фольклор в свете прагматики // Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб., 2003. С. 239–251; Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. Часть 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. М., 2007. 400 с.; Левинтон Г. А. Замечания о жанровом пространстве русского фольклора // Судьбы традиционной культуры. Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой, СПб., 1998. С. 56-71.

[22] Пропп В. Я. Фольклор и действительность. С. 36.

[23] Земцовский И. И. К теории жанра в фольклоре. С. 24.

[24] Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. С. 155.

[26] Современный городской фольклор: метод. указания. Материал по проведению фольклорной практики студентов І курса филологического факультета. Минск, 2014. 128 с.; Урванцева Н. Г. Методические рекомендации по сбору фольклорного материала // CARELICA. 2018. № 1 (19). Петрозаводск, С. 107-121. DOI: 10.15393/j14.art.2018.115

[27] Дранникова Н. В., Русский фольклор: устное народное поэтическое творчество: учеб. пособие. Архангельск, 2014. 250 с.

[28] Каталогизация фольклорно-этнографических материалов архива на перфокартах. Петрозаводск, 1978. С. 13–21.

[31] Березкин Ю. Е. Как устроена и для чего нужна база данных мирового фольклора // Радловский сборник. СПб., 2014. С. 169-181.

Система жанров русского фольклора. Ее историческое формирование. Генетическая связь жанров. Включение одних жанров в другие (песни и загадки в сказке и др.). Общие процессы в жанрах : развитие общих черт, отмирание, трансформация. Классификация жанров и ее принципы. Многообразие жизненно-бытовых и идейно-художественных функций жанров.

Тема 6. Обрядовая поэзия.Общая характеристика обрядовой поэзии, ее генезис. Соотношение обряда и мифологического сознания. Собирание календарной и семейной обрядовой поэзии.

Зимний обрядовый цикл. Святки и магия первого дня. Русская масленица и европейский карнавал, сходство и различие, проявление народной смеховой культуры. Весенние праздники. Место анимизма в весенних обрядах. Троицко-семицкая неделя, проблемы типологии. Генезис и поэтика купальских обрядов. Эстетическая функция мифологических образов в календарной обрядовой поэзии, история их трансформации, черты двоеверия в ней.

Особенности содержания, образности и стиля семейной обрядовой поэзии, ее состав. Отражение истории, быта и верований народа в свадебной обряде, место в нем обрядовой свадебной поэзии. Причитания как жанр, их генезис, поэтика, эволюция. Специфика свадебных причитаний, отражение в них мифологического сознания народа. Свадебные лирические песни. Величальные и корильные свадебные песни.

Похоронных обряд как древнейший из сохранившихся семейно-бытовых обрядов, отражение в нем мифологических представлений о соотношении двух миров. Место похоронных причитаний в похоронном обряде.

Рекрутские причитания как отражение новой исторической действительности в ХVIII в. и их генетическая связь с похоронными причитаниями.

Тема 2. Малые жанры фольклора: заговоры, пословицы и поговорки, загадки. Магическая природа заговора и связь заговоров с обрядами. Особенности соотношения слова и дела в заговоре. Употребление заговоров, их связь с народной медициной. Борьба церкви с заговорами и отражение в заговорах народного двоеверия. Классификация заговоров, поэтика: композиция, образная система, художественные средства. Устойчивость текстов, их бытование, отмирание как следствие эволюции народного мировоззрения.

Историческое и художественное значение заговоров. Заговоры в произведениях фольклора, сказка, былина и др. Свидетельства древнерусской письменности о заговорах. Изучение и собирание жанра.

Определение пословиц и поговорок. Происхождение, поэтика и опыты классификации пословиц и поговорок: возникновение художественного приема аналогии к разным природным и культурным явлениям, композиция, ритмическая организация, тропы. Связь пословиц с речью: социально-бытовой, исторический, мифологических аспекты возникновения и функционирования пословичного суждения; многозначность пословицы. Связь поговорки с фразеологией. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в произведениях литературы.

Определение загадки. Генезис и поэтика загадки: загадка и миф, загадка и обряд, загадка и другие жанры фольклора; художественные средства загадки: метафора, метонимия, создание новых слов, звукоподражание, ритм, рифма и др. Социально-бытовые, исторические и мифологические аспекты возникновения и функционирования загадок. Собирание и изучение загадок.

История собирания и изучения сказки. Классические собрания сказок: сборники А.Н.Афанасьева, И.А.Худякова, Д.Н.Садовникова, Н.Е.Ончукова, Д.К.Зеленина, Б.М. и Ю.М.Соколовых, М.К.Азадовского, А.И.Никифирова и др. Собирание и изучение русской несказочной прозы.

Определение жанра сказки. Соотношение мифа и сказки. В.Пропп о генезисе сказочного жанра. Соотношение вымысла и реальности в сказке, эпоха ее возникновения, этапы формирования, истоки основных сказочных сюжетов.

Исторические корни сказки. Определение поэтики сказки как целостной художественной системы. Генезис и особенности сказочной композиции. Функциональность образной системы как отражение архаических представлений о человеке и мире. Проблема типологического сходства сказочных сюжетов. Поэтика сказки и проблема личностного сознания в искусстве. Время и пространство в сказке.

Опыт классификации сказочных сюжетов. Сказки о животных: генезис, поэтика, стиль. Волшебные сказки: происхождение художественного вымысла, жизненные основы архаических сюжетов. Древнейшие мотивы и их поздние трансформации. Отражение мировоззрения разных эпох в художественной ткани сказки. Социально-бытовая сказка: происхождение вымысла, его социальная и идейно-художественная природа.

Жанровое определение былички. Генезис и поэтика жанра: выражение в быличках представлений о низшей демонологии; композиция былички. Принципы функционирования и трансформации быличек и бывальщин в зависимости от социально-бытовых и исторических аспектов их бытования.

Жанровое определение предания (историческое предание). Тематические группы: памятные события из истории и об исторических лицах (Иван Грозный, Петр I, Степан Разин и др.), топонимические предания. Отражение народного мировоззрения в области осмысления истории: смещение реальных фактов, анахронизмы, наложение мифологических схем на восприятие истории. Отношение предания к другим жанрам устной прозы.

Проблемы классификации русского героического эпоса. Периодизация развития русского героического эпоса. Проблема историзма былин. Полемика 50-60-х годов об историзме былин. Место былин в системе жанров русского фольклора. Основные сюжеты и темы былин древнейшего периода элементы мифологических представлений и черты архаического эпоса, отразившиеся в былинах древнейшего периода. Основные сюжеты и темы Киевского и Новгородского циклов. Предпосылки возникновения героического эпоса, социально-бытовые и исторические отличия, обусловившие идейно-тематические различия в ходе формирования сюжетов Киевского и Новгородского циклов. Классификация былинных сюжетов: соотношение архаических и героических элементов сюжетов

Исторические корни былинной поэтики. Определения поэтики былины как целостной художественной системы. А.Скафтымов, В.Пропп, Б.Путилов о поэтике былин. Образная система былины, ее генезис и трансформация. Пространство и время в былине. Особенности композиции. Былинные герои. Былинные тропы. Проблемы вариативности былинных текстов.

Условия возникновения, развития и жанровой трансформации исторических песен. Принципы классификации и периодизации песен: исторический (связанный с историческим событием или историческим лицом, вынесенным в центр песенного сюжета) и идейно-тематический. Основные темы: царь и народ, национально-освободительная борьба, патриотизм. Характерные для исторической песни типы персонажей: образ идеального правителя, образ погибающего и возрождающегося героя-освободителя, народ, полководец. Жанровые разновидности русской исторической песни. Особенности поэтики исторических песен, их связь с поэтикой других жанров: былиной, лирической песней, балладой. Историческая песня как стадия развития народной эпической традиции и отражение определенного этапа исторического самосознания народа.

Тема 6. Традиционная лирическая песня и частушка.Жанровая специфика традиционной необрядовой лирики. Собирание и изучение традиционной лирической песни. Социально-бытовая функция лирической песни, ее генетическая и идейно-тематическая связь с исторической песней, обрядовой песней, балладой. Типы классификаций народной песни: по формам бытования и исполнения, с точки зрения бытового применения, по тематике, по отношению к миру, по темпу и характеру музыкального исполнения, по социальной принадлежности и др.

Поэтика лирических песен. Композиционные формы лирической песни: монологическая, диалогическая, описательная, повествовательная, смешанная. Композиционные принципы лирической песни: Психологический (художественный, поэтический) параллелизм, цепочное построение, ступенчатое сужение образов, принцип выделения и др. Песенные средства художественной выразительности: специфика песенной символики, постоянные и непостоянные эпитеты, звукопись и т.д.

Определение жанра частушки, ее генезис и поэтика. Архаическое и современное в частушке. Внутрижанровая и тематическая классификация, циклы частушек. Образ человека, предполагаемый автор и предполагаемый персонаж: обостренный интерес к личности, ирония, автоирония. Своеобразие бытования частушки. Изучение и собирание частушки.

Тема 7. Народный театр. Драматизированные исполнение эпических и лирических фольклорных произведений. Зачатки драматического действия в народных обрядах и играх.

Ранние свидетельства о народных представлениях. Скоморохи. Народный кукольный театр. Вертеп. Традиции школьной драмы в содержании вертепного спектакля. Театр Петрушки.

Художественные особенности народного театра, постановка, принципы актерского исполнения, календарное приурочение спектакля. Поэтика и стиль народного театра: повторы, ритмизация речи, средства комизма – алогизм, игра слов, реализация метафоры. Способ функционирования народной драмы. Оформление народных спектаклей. Русский народный театр и международная традиция народного театра.

необходим только для изучения тех видов народной поэзии, которые поются.

Учет бытового назначения окажется важным при изучении обрядовой поэзии,

но может не иметь существенного значения для других видов фольклора и т. д.

Исходя из этих теоретических предпосылок, мы попытаемся установить,

какие им енно жанры имеются в русском фольклоре. Мы ограничиваемся пока

наиболее сложными для такого изучения областями народ ного творчества —

поэзией повеств овательной и лирической. Драматическая поэзия, а также

частушки, пословицы, пог оворки, загадки и з аговоры, возможно, составят

предмет другой работ ы. Мы не ставим себе целью дать полный кат алог всех

жанров. Но мы попытаемся дать хотя бы предварительную наметку, которая в

будущем может быть видоизменена, дополнена и усовершенствована.

Подробнее это положение развито в статье «Принципы классификации

Легче всего поддается изуч ению область повествовательной поэзии. По

своей форме она естест венно делится на два больших раздела: на поэзию

Народная проза — определенная и легко выделимая область народного

творчества, хотя ни в трудах по теории и истории фольклора, ни в учебных

Какие же роды и виды входят в эту область и какие из них можно назвать

Совершенно очевидно, что один из таких родов народной прозы —

сказка. Менее ясно, по каким признакам выделение сказки м ожет быть

Основной признак сказки был определен еще Белинским. Признак этот

состоит в том , что в действительность рассказываемого ни исполнитель, ни

слушатель не верят. На первый взгляд, м ожет казаться, что признак этот не

существенный, так как он не определяет характера сказки сам ой по себе. Может

даже казаться, что это свойство не сказки, а слушателей, которые вольны верить

или нет. Но это все же не так. Сказка основана на нарочитом вымысле, и этот

признак не вторичен и не случаен. Он в значительной степени определяет всю

поэтику сказки. С формально логической стороны он установлен правильно, так

как все другие виды народной прозы (предание, легенда, быль, сказ) основаны

на попытках передать реальность. В действительность рассказываемого народ в

Жанрообразующие признаки и свойства. Вопрос о жанровых разновидностях. Генетическая связь фольклорных жанров.

Общие процессы развития в жанрах. Многообразие их жизненно-бытовых и идейно-художественных функций.

Поэтика родов и жанров фольклора как художественная система. Нерешенные проблемы исторической поэтики.

В фольклористике попытку осветить вопрос о классификации фольклорных жанров предпринял и Н.И.Кравцов. Он принимает литературоведческую классификацию, то есть деление на роды, виды и жанры. Мы также придерживаемся этой классификации. Под родом мы понимаем способ изображения действительности (эпический, лирический и драматический), под видом – тип художественной формы (сказка, песня и др.), под жанром – тематическую группу произведений (сказки волшебные, сказки бытовые, сказки о животных). В эпическом роде выделяются стихотворные жанры (былина, баллада, историческая песня) и прозаические (сказка, сказ и др.). Лирический род в фольклоре использует только стихотворную форму. Драматический род имеет свои сосбенности, в нем слово и напев соединяются с действием. Драматический род в русском фольклоре не очень развит.

В народном творчестве каждого народа существуют жанры, общие для всего мирового фольклора (сказки, баллады, пословицы, загадки и др.), но некоторые жанры имеют особые черты, присущие только данному народу. Например, героический эпос у русских имеет вид эпической песни – былины, у испанцев – форму романса, у других народов – прозаическое повествование со стихотворными вставками. Русский фольклор включает в себя преимущественно эпический и лирический род, а драматические произведения, получившие особое развитие в фольклоре многих народов (чехов, словаков, китайцев и др.), представлены у русских всего в нескольких образцах.

Русский фольклор богат разными жанрами, их изучение приобрело первостепенное значение, ведь произведение народного творчества может быть понято только с учетом его жанровой характеристики. Изучение жанров фольклора возможно только при учете жизненных условий, в которых бытуют эти произведения.

В современной фольклористике разрабатывается также проблема связи и взаимодействия жанров. Взаимоотношения жанров имеют многообразные формы: это и генетическая связь жанров, то есть влияние более старых жанров на формирование новых (былина предшествует исторической песне), а также и обратное влияние – новых жанров на старые, в результате чего старые жанры могут изменить свою структуру и поэтику (влияние частушек на лирические песни, что упростило композицию лирических песен, уменьшило их протяженность).

ЛЕКЦИЯ 3

Деление на роды. Проблема классификации жанров. Ее недостаточная разработанность и разные опыты частных и общих классификации (В. Я. Пропп, В. Е. Гусев и др.)

Жанрообразующие признаки и свойства. Вопрос о жанровых разновидностях. Генетическая связь фольклорных жанров.

Общие процессы развития в жанрах. Многообразие их жизненно-бытовых и идейно-художественных функций.

Поэтика родов и жанров фольклора как художественная система. Нерешенные проблемы исторической поэтики.

В фольклористике попытку осветить вопрос о классификации фольклорных жанров предпринял и Н.И.Кравцов. Он принимает литературоведческую классификацию, то есть деление на роды, виды и жанры. Мы также придерживаемся этой классификации. Под родом мы понимаем способ изображения действительности (эпический, лирический и драматический), под видом – тип художественной формы (сказка, песня и др.), под жанром – тематическую группу произведений (сказки волшебные, сказки бытовые, сказки о животных). В эпическом роде выделяются стихотворные жанры (былина, баллада, историческая песня) и прозаические (сказка, сказ и др.). Лирический род в фольклоре использует только стихотворную форму. Драматический род имеет свои сосбенности, в нем слово и напев соединяются с действием. Драматический род в русском фольклоре не очень развит.

В народном творчестве каждого народа существуют жанры, общие для всего мирового фольклора (сказки, баллады, пословицы, загадки и др.), но некоторые жанры имеют особые черты, присущие только данному народу. Например, героический эпос у русских имеет вид эпической песни – былины, у испанцев – форму романса, у других народов – прозаическое повествование со стихотворными вставками. Русский фольклор включает в себя преимущественно эпический и лирический род, а драматические произведения, получившие особое развитие в фольклоре многих народов (чехов, словаков, китайцев и др.), представлены у русских всего в нескольких образцах.

Русский фольклор богат разными жанрами, их изучение приобрело первостепенное значение, ведь произведение народного творчества может быть понято только с учетом его жанровой характеристики. Изучение жанров фольклора возможно только при учете жизненных условий, в которых бытуют эти произведения.

В современной фольклористике разрабатывается также проблема связи и взаимодействия жанров. Взаимоотношения жанров имеют многообразные формы: это и генетическая связь жанров, то есть влияние более старых жанров на формирование новых (былина предшествует исторической песне), а также и обратное влияние – новых жанров на старые, в результате чего старые жанры могут изменить свою структуру и поэтику (влияние частушек на лирические песни, что упростило композицию лирических песен, уменьшило их протяженность).

Читайте также: