Звуковая культура речи звук з и зь в средней группе конспект занятия

Обновлено: 04.07.2024

- развивать речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение работать по схемам;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения .

Воспитатель : - Ребята, к вам на занятие сегодня пришли взрослые, поприветствуйте их, пожалуйста!

Воспитатель и дети: (встают в круг)

- Станем рядышком, по кругу,

Нам здороваться ни лень :

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

– ДОБРОЕ УТРО взрослые и ребята! (Подойти к полянке)

Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь :

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.

Разрешенья не спросит,

Подлетит - и укусит! (Комар)

-Ой, смотрите так вот же он, к нам летит!

Вдруг откуда – то летит,

Наш дружок комарик,

Что-то он совсем молчит

Показать картинку – Комар маленький.

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Основная часть.

Воспитатель : - Наступила осень, стало холодно, и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.

Воспитатель: - Как вы думаете, мы сможем помочь комарику? (позвать маму)

Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка.

Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.

Воспитатель : - Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить ( положите руку на горло и пропойте песенку комара).

Воспитатель : - Ребята, скажите, похожи песни маленького и большого комарика? А чем отличаются?

Воспитатель : – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. (Показывается картинка большого комара). Она благодарит вас, ребята, за помощь и предлагает поиграть.

Слова : зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.

Воспитатель: - Молодцы, какие вы внимательные! Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо немного передохнуть.

Только в лес мы зашли –

Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)

Хлоп – у ног комар другой . (наклониться – хлопок у ног)

Дальше дружно мы шагаем (ходьба на месте)

И медведя мы встречаем.

Руки за шею все кладем (руки за шею)

И в вразвалочку идем. (имитируют походку медведя)

Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)

Хлоп – у ног комар другой . (наклониться – хлопок у ног)

Только в поле мы зашли – (ходьба на месте)

Воспитатель: - Ну что, разогнали мы всех комариков? Никого не покусали? Тогда отправимся дальше!

Воспитатель: - А что это у нас лежит на столах? Давайте подойдем к столам и посмотрим.

Воспитатель: - Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов . Комарики перепутали эти предметы и не знают, в каком домике живут. Поможем им?

(По ходу обсуждения слов, обозначается, к какой слоговой схеме относится слово 1, 2, 3, 4) – если ребенок затрудняется в ответе, предложить посчитать слоги в лове с помощью хлопков. – Быстро обсудить.

Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились, и все предметы оказались на своих местах.

Воспитатель: - А сейчас присаживайтесь за столы. Будем работать в рабочих тетрадях. с.20 (сначала – №2, №4, а потом №3)

Скажите, а в слове коза есть звук З? Ответы детей. (Да)

Воспитатель: - Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

Дали травку мы козе,

Съела травку всю коза.

Мы погладили козу,

Уходи домой, коза! ( повторяется 2 раза)

Заключительная часть.

Воспитатель: - Нашим комарикам пора улетать. Давайте скажем им спасибо и попрощаемся с ними.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Воспитатель:

- С кем мы повстречались на полянке?

- А какой звук мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ)

- А что понравилось больше всего?

Дата проведения: 18.11.2019 г.

Возрастная группа: средняя, 4-5 лет.

Предмет: развитие речи в детском саду.

Форма проведения: НОД.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

На занятии присутствовало ____ детей.

- развивать речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение работать по схемам;

- продолжать учить отгадывать загадки;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения .

4. Структура НОД:

- приветствие (употребление вежливых слов)

- вводная часть (создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент, отгадывание загадки)

- заключительная часть ( употребление вежливых слов , подведение итога НОД )

1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый

Методические приёмы: использование ТСО, дидактическая игра малой

подвижности "Пчёлы, беседа.

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

1.Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.

Словарная работа: улей (домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый

Методические приёмы: использование ТСО, дидактическая игра малой

подвижности "Пчёлы, беседа.

1. Вводная часть (длительность 3мин)

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2. основная часть (длит.15мин)


Полный текст материала Конспект НОД в средней группе по развитию речи "Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

НОД в средней группе. Развитие речи.

Звуковая культура речи : звуки з и зь

Подготовила воспитатель Ларичева Ю. В.

Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуком з,зь.

Ход занятия

- Дети, давайте вспомним свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально.

- Ребята. Слушайте сейчас, особенно внимательно. Произносит звуки з (з-з-з-з) и с (с-с-с-с).

- Что вы услышали? Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их произношении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся, похоже, только звук з получается звонким.

З-з-з-з - это песенка звонкая и очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з-з-з-з слышится справа, слева, сзади, над головой.

Воспитатель предлагает детям поиграть. Все занимают места на ковре. Одна группа детей изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.

Путем индивидуального исполнения комариной песни, выбирается лучший певец – комар солист.

- В комариной школе учатся малыши-комары. Можно сказать иначе. Вы – ребята, а они?

- Молодцы. Давайте дальше. Вы ребятишки, а они?

- Правильно. Еще умеют петь сложные песенки:

За-за-за, зя-зя-зя – потерял я ферзя. Кто что потерял? Ферзь – это шахматная фигура. Значит, это шахматист потерял ферзя. Давайте, ребята, повторим эту песенку вместе.

Зя-зя-зя, за-за-за – прилетела стрекоза.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова песенки.

- Зю-зю-зю, зу-зу-зу – не дразните козу. Давайте повторим все вместе. Скажите, ребята, почему не стоит дразнить это рогатое животное?

- У козы есть рога. Может забодать.

На зеленой лужайке

Ребята, послушайте еще раз и назовите слова со звуками з, зь. В этом стихотворении три слова начинаются с этого звука.

- Загудела, заиграла, зеленой.

- Все правильно. Очень хорошо. Давайте поиграем. Я буду медленно произносить слова, как только вы услышите слово, начинающееся со звука з, хлопните в ладоши. Звонок, кролик, зонт, карандаш, зеркало, бумага, ластик, чашка, звери.

Воспитатель поправляет детей, которые допускают ошибки. Еще раз повторяют и произносят слова, которые вызвали затруднение.

- Молодцы, ребята! Надеюсь, вам понравилось наше занятие и мы продолжим играть с следующий раз.

Цель: познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук з-зь.

Задачи:

  • обучающие: упражнять детей в произношении звука з-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
  • развивающие: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
  • воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материалы и оборудование:

Ход занятия

Доброе утро всем кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся,
Доброе утро людям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.

Давайте, ребята, возьмемся за руки, и поделимся, друг с другом теплом, чтобы наше утро, также было добрым.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам небольшое путешествие. Но путешествовать мы будем не одни. К нам кто-то спешит в гости. Скажите, какое сейчас время года? (Осень). Конечно, и к нам спешит красавица Осень.

(На доске картинка – девочка осень).

Посмотрите, какое сегодня прекрасное, осеннее утро. Какой свежий воздух, как легко дышится. Давайте вдохнём. Посмотрите, какое красивое дерево осень принесла. Какие на нём листочки? Подуйте на них.

Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.

У красавицы осени есть волшебный мешочек. Давайте, соберём в него осенние слова. Вот как много слов мы собрали.

Смотрите, ребята, здесь на полянке, стоит домик. В этом домике дружно живут

Давайте вместе произнесём как зовут животных?

Возле домика течет речка, и пройти к домику, можно только лишь по этому мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. Уйти из домика можно, а обратно пройти трудно. На перилах мостика сидит ученая птица. Каждого, кто подходит к мостику, она спрашивает, с какого звука начинается имя животного или птицы. Кто правильно скажет, тот пройдет в домик, кто не скажет, или забыл, умная сова не пропустит.

Вот возвращаются животные и птицы после прогулки, подошли к мостику, очень устали, хотят скорее домой попасть и не могут, забыли, с какого звука начинается их имя. Давайте поможем им, дети! (подвести по очереди к мостику животных, дети называют соответствующие звуки. Молодцы, ребята! Все зверюшки очень благодарны вам.

- Ой, ребята. Вы слышите звук? Кажется, это летит комарик. Но почему-то он грустный. Дело в том, что он простудил горлышко и не может найти маму, позвать её.

Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?

Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка. Давайте возьмем наши зеркала.

Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.

Артикуляционная гимнастика

Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.(положите руку на горло и пропойте песенку комара)

- Давайте с вами споем песенку большого комара, а потом маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?

- Давайте еще раз споем песенки комариков.

Воспитатель. – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам.

Ребята, давайте пройдем к нашим столам.

У Осени в волшебном мешочке есть карточки с чистоговорками. Давайте произнесём их.

- Молодцы. Теперь Осень предлагает пройти к нашим столам.

На столах лежат сигнальные карточки синего и зелёного цветов. Воспитатель называет слова, в которых есть звук з или зь.

Если в слове твёрдый звук, дети показывают карточку синего цвета, если мягкий - карточку зелёного цвета.

Слова (на экране телевизора): замок, зубы, Зина, зелень, зима, зонт, забор, закат, золото, зарево, зубры, зимовье, земляника, зефир, затылок, зеркало, музыка.

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

- Какие ещё насекомые произносят звук З?

Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчела)

Давайте встанем и немного отдохнём.

Физкультминутка

Пчелка утречком проснулась,
Потянулась 1,2,3, улыбнулась 1,2,3
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела, На четыре полетела
И на стул тихонько села.

Ребята, Осень приготовила для вас еще задания.

Давайте вспомнить, что нужно сделать для того, чтобы определить количество слогов в слове? (похлопать)

Необходимо заселить слова со звуками з–зь в домик на определённый этаж. Мы знаем, что в первом этаже живут слова с одним слогом, на втором этаже – слова с 2 слогами, на третьем – с 3 слогами.

- Молодцы, вы отлично справились, и все предметы оказались на своих местах.

Осени очень понравилось с вами играть. Но,к сожалению, ей пора с вами прощаться. (прощаются).

Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь.

Обучающие: учить произносить звук З-ЗЬ твердо и мягко; различать слова с этим звуком.

Развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

Воспитательные: Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам.

Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся и подарим им всем наши улыбки и хорошее настроение.

Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ножки не мешают.

- Ребята, в какое время года сейчас? (Осень.)

- Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)

Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2 часть: Вводная

- Что происходит с насекомыми осенью? (засыпают)

- Послушайте, кто-то за дверью шумит?

Раздаётся звук: З-З-З-З-З-З

Воспитатель подходит к двери и вносит игрушку на палочке - КОМАРА.

Воспитатель: Ребята, к нам пришёл ещё один гость. Вы узнали кто это?

Воспитатель: Поздоровайтесь с Комаром – Комаровичем.

- Что случилось, почему ты не спишь, как все насекомые?

Комар – Комарович отвечает, что сегодня у его друга Зайчика Листопадничка день рождения и он не знает, что ему подарить.

3 часть: Основная

- Давайте поможем Комару – Комаровичу найти подарок для зайчика?

- Отправляемся на поиск подарка.

- Как вы думаете, кто здесь живёт? (Ответы детей.)

- Чтобы продолжить путь нам надо поиграть с язычком.

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

2. Кто же тут, а кто же там?

3. Видит: губки очень гибки,

А теперь наоборот:

4. На качелях покачался,

5. Любит он покушать сладко.

Язычок уже устал

И в свой домик побежал.

- Посмотрите, кто перегородил нам дорогу? (Коза.)

- Давайте с ней поиграем

зя-зя-зя - за-за-за – вот идет коза;

зю-зю-зю - зу-зу-зу – не дразни козу.

зю-зю-зю - зу-зу-зу – не боюсь козу;

зи-зи-зи - зы-зы-зы – нет козы.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают чистоговорку.)

Дети находят дудочку

- Как вы думаете, а песню можно подарить на день рождения?

- А вы помните, какую песню пел Комар – Комарович, когда пришёл к нам в гости?

Слышите, какую звонкую песенку он пел : ЗЗЗЗЗЗЗ.

Я предлагаю вам тоже спеть комариную песенку. А чтобы петь песенку правильно нужно, чтобы ротик улыбался, а язычок находился внизу за нижними зубами.

Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей.

Воспитатель просит спеть то тихо, то громко.

Воспитатель: Послушайте, как поет маленький комарик: зь.зь.зь.зь. Повторите (хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель : Молодцы! А сейчас я вам предлагаю превратиться в комариков, полетать и позвенеть.

- Сначала комариками у нас будут только мальчики, а потом девочки, они будут летать и петь комариную песенку.

А теперь мы попали в магазин Открыток

Здесь очень много открыток. Но нам нужно выбрать для подарка Зайчику только те, в которых есть звук З или ЗЬ

(зеркало, ваза, слон, земляника,….)

Дети выбирают картинки с изображением предметов, в которых есть звук З или ЗЬ

- А теперь выберете раскраску для подарка Зайчику, в котором есть звук З и ЗЬ и раскрасьте её.

Дети выбирают картинку и раскрашивают её. Затем кладут свои открытки в подарочную коробку и отправляют её вместе с Комаром Комаровичем Зайчику Листопадничку.

Воспитатель : Комар Комаровичу понравилось у нас, но ему пора поздравить друга. Давайте попрощаемся с ним.

Читайте также: