Мир бетховена 3 класс конспект по музыке

Обновлено: 07.07.2024

Клавесин – старинный струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепиано.

Флейта – это деревянный духовой музыкальный инструмент, считающийся одним из самых древних на земле.

Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент с высоким звучанием.

Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент. Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Симфония – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров.

Токката – наравне с фантазией, импровизационный органный жанр, не имеющий четких рамок и представляющий большую свободу для композитора.

Импровизация – произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.

Сюита – цикл разнохарактерных старинных танцев, написанных в одной тональности.

Партита – разновидность сюиты или концертная сюита.

Соната – жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано.

Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в музыке. Самые распространенные лады это мажор и минор.

Ключевые слова:

Музыка; Людвиг ван Бетховен; композитор; концерт; симфония; фортепиано; рояль; скрипка; орган; флейта; музыкальное произведение; классическая музыка; симфоническая музыка; симфонический оркестр; Лунная соната, симфония № 5.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Сергеева Г.П. Музыка. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018. С. 90-93.
  2. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература: выпуск 1. Вопросы, задания, тесты. – М.: Калинин, 2012.
  3. Антонин Згорж. Один против судьбы. Повесть о жизни Людвига ван Бетховена. Письма Бетховена - М.: Правда, 1987 - 494 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения (Основное содержание урока)

Мы продолжаем изучать музыкальную культуру Западной Европы на примере творчества немецкого композитора-классика Людвига ван Бетховена. Мы познакомимся с различными музыкальными образами его музыки и погрузимся в мир героических образов.


Людвиг ван Бетховен
(1770–1827)

Бетховен является ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом и одним из наиболее исполняемых композиторов в мире. Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям и хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры и симфонии.

Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Он создал множество произведений, которые и сегодня волнуют слушателей глубиной мысли, искренностью и неподдельностью чувств.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн, в семье певца Иоганна Бетховена и Марии-Магдалины.


Дом, где родился Бетховен

Отец хотел сделать из сына второго Моцарта и рано начал обучать Людвига играть на клавесине и скрипке. Уже в семь лет Бетховен первый раз участвует в выступлении.

Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, и отец передал обучение сына друзьям. Один учил его игре на органе, другой – на скрипке.

С 1780 года обучением Людвига занялся Кристиан Нефе. Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна. Благодаря Нефе, в 12-летнем возрасте Людвиг ван Бетховен издает свое первое сочинение – вариации на тему марша Дресслера.

Но из-за болезни матери Людвиг вынужден был вернуться домой. В следующий раз в Вену Бетховен возвращается только в 1792 году, где начинает заниматься у известного австрийского композитора Гайдна. Но этот союз не продержался долго и распался. Нового учителя – Антонио Сальери Бетховен находит себе сам и быстро становится известным пианистом в Вене. За первые десять лет в Вене Бетховен написал более тридцати своих произведений.

Бетховен в обществе

Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан

Могучий талант, вопреки жизненным невзгодам и трудностям, равнодушию окружающих и тяжелой болезни, проявился в каждом его сочинении: симфониях, фортепианной музыке, романсах и песнях.

Читая эти строки, становится очевидным тот факт, что героическая музыка Бетховена нужна была самому композитору, чтобы преодолеть отчаяние от глухоты, невозможность общения с окружающими людьми.


Примеры и разбор решения типовых заданий тренировочного модуля

Тип вопроса: Выберите элемент (Единичный выбор).

Какое из представленных музыкальных произведений сочинил Л.Бетховен?

Б) Лунная соната

Правильный вариант ответа:

Б) Лунная соната

Неправильный вариант ответа:

Тип вопроса: Установление соответствий между элементами двух множеств.

Установите соответствие между значимыми фактами из жизни композитора и годами жизни, когда они произошли.

Правильный вариант ответа:

Неправильный вариант ответа:

Обратитесь к биографии композитора.

Тип вопроса: Филворд – английский кроссворд.

Найдите пять слов, обозначающих названия музыкальных инструментов и выделите их разными цветами.

технологии развивающего обучения и здоровьесбережения.

Предмет: музыка Класс: 3

Конспект урока с использованием ИКТ,

технологии развивающего обучения и здоровьесбережения.

урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

познакомить детей с героической судьбой композитора;

формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;

познакомить с жанром симфонии;

реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);

формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;

расширять словарный багаж эстетических эмоций;

Оборудование к уроку:

мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, фортепиано.

Материалы к уроку:

(Дети вспоминают жанр концерта, сюиты, тембры флейты и скрипки, называют знакомые музыкальные произведения.)

Учитель: - Молодцы! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь.

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

Учитель: - Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: - Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы.

(Дети записывают фамилию композитора и годы жизни).

И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять.

(Дети записывают название произведения)

Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

(Дети читают учебник на странице 108.)

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.

Дети записывают определение в тетрадь.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.)

Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Дети слушают и высказывают свои мнения.

Учитель: - Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.

(Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)

Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чём поют дети.

Звучит видео-фрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно) и стараются угадать, о чём поют дети.

Учитель: - А теперь, чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом.

Учитель исполняет песню в русском переводе. Дети сопоставляют свои впечатления.

Вокально-хоровая работа над песней.

Учитель: - Музыка какого композитора звучала на уроке? С каким жанром вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы запомнили?

Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать представления о музыке Л. В. Бетховена.

Методы: метод пластической импровизации, словесный (беседа, рассказ), наглядно зрительный, игровой.

Наглядный материал: портрет Л. В. Бетховена

У: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга.

Проверка домашнего задания.

У: Ребята, каких великих композиторов вы знаете?

У: А сегодня мы с вами познакомимся более подробно с великим немецким композитором Л. В. Бетховеном.

Учитель обращает внимание учеников на портрет Л. В. Бетховена.

Дети записывают число и новую тему урока.

У: Родился композитор в немецком городе Бонн (название города и годы жизни композитора- 1770-182- записаны на доске).

Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле , мать Мария-Магдалина была дочерью придворного шеф-повара. Дед Людвиг служил в той же капелле, что и Иоганн, певцом.

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе . Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант.

Глухота, постигшая композитора, заставляла его постоянно искать путь общения с миром, с окружающими его людьми.

И музыка помогала ему в этом. Музыкальный мир композитора очень широк. В нем есть все: радость и скорбь, юмор и печаль, добро и зло, любовь и слезы.

У: Ребята, давайте послушаем с вами музыкальное произведение Л. В. Бетховена и постараемся представить, что же хотел изобразить, передать композитор.

У: Ребята, как звучала музыка? Какого она характера? Какие образ ыу вас возникли при прослушивании музыки?

У: Музыка нежная, изящная, спокойная, печальная. Если сравнить ее со временем суток, то с каким временем сравнили бы вы ее? Какие чувства переполняли композитора, когда он писал это произведение?

Учитель просит детей записать название произведения в тетради.

На самом же деле соната Л. Бетховена была посвящена Джульетте Гвиччарди, молодой девушке. Бетховен, как только узнал ее, тут же воспламенился. Джульетта была еще совсем юная. Бетховен был уверен, что Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. Разочарование уже наступило: с первых месяцев 1802 года Джульетта выказывает явное предпочтение молодому графу Роберту Галленбергу, который был всего на год старше ее и тоже занимался композицией .

Некоторые бетховеноведы считают, что именно Джульетте Гвиччарди было адресовано письмо (так и не отправленное Бетховеном или оно возвратилось от адресата?), известное как письмо “К Бессмертной возлюбленной”. Оно было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба с миниатюрным портретом Джульетты.

учитель раздает детям по две карточки: красную и белую, как только динамика произведения начинает нарастать, дети должны поднять красную карточку, стихать – белую, если музыка звучит равномерно не поднимать ничего.

У: Как звучала музыка? В каком характере?

/ответы детей/

У: Менялась ли динамика произведения? Как часто она менялась? Изменялся ли темп?

У: Да, менялась как динамика, так и темп. Звучание музыки то нарастало, то стихало. То же самое происходило и с темпом.

У: Ребята, а может быть вы знаете историю создания этого произведения?

У: О чем эта песня? О ком в ней поется? Кто исполняет песню? Какие образы вы представили когда ее слушали? Как звучала музыка?

У: Музыка звучит нежная, добрая, ласковая и в то же время печальная и грустная. Мальчик очень любил своего сурка и всем с ним делился.

У: Ребята, мы прослушали несколько сочинений Бетховена. Контрастны они или похожи?

У: Все три произведения переполнены любовью, нежностью и в то ж евремя волнительной грустью и печалью.

У: Ребята, с творчеством какого композитора вы сегодня познакомились?

У: Какие музыкальные произведения мы прослушали?

У: Какое музыкальное произведение вам понравилось больше всего?

Учитель предлагает послушать понравившееся произведение еще раз.

Домашнее задание: нарисовать образ к любому из прослушанных произведений Л. В. Бетховена.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

Задачи урока:

Ход урока.

Вопрос: Что вам запомнилось?

(Дети вспоминают жанр концерта, сюиты, тембры флейты и скрипки, называют знакомые музыкальные произведения.)

Учитель: - Молодцы! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь.

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

Учитель: - Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение?

Вопрос: Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения. )

Учитель: - Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. (Дети записывают фамилию композитора и годы жизни). И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

(Дети читают учебник на странице 108.)

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.

Дети записывают определение в тетрадь.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Дети слушают и высказывают свои мнения.

Учитель: - Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. (Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)

Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чём поют дети.

Звучит видеофрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно) и стараются угадать, о чём поют дети.

Учитель: - А теперь, чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом.

Учитель исполняет песню в русском переводе. (Дети сопоставляют свои впечатления.)

Вокально-хоровая работа над песней.

Итог урока.

Учитель: - Музыка какого композитора звучала на уроке?

С каким жанром вы сегодня познакомились?

Какие произведения композитора вы запомнили?

(Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.)

Составитель урока: учитель музыки начальных классов Гринева Л.В.(г. Санкт-Петербург)

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

Задачи урока:

познакомить детей с героической судьбой композитора;

формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;

познакомить с жанром симфонии;

реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);

формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;

расширять словарный багаж эстетических эмоций;

Вопрос: Что вам запомнилось?

(Дети вспоминают жанр концерта, сюиты, тембры флейты и скрипки, называют знакомые музыкальные произведения.)

Учитель: - Молодцы! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь.



В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

Учитель: - Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение?

Вопрос: Как вы думаете?
(Дети высказывают свои предположения. )


Учитель: - Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. (Дети записывают фамилию композитора и годы жизни). И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.


Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

(Дети читают учебник на странице 108.)

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.



Дети записывают определение в тетрадь.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.


Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.


Дети слушают и высказывают свои мнения.

Учитель: - Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.


Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. (Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)

Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чём поют дети.

Звучит видеофрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно) и стараются угадать, о чём поют дети.


Учитель: - А теперь, чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом.

Учитель исполняет песню в русском переводе. (Дети сопоставляют свои впечатления.)

Вокально-хоровая работа над песней.

Учитель: - Музыка какого композитора звучала на уроке?

С каким жанром вы сегодня познакомились?

Какие произведения композитора вы запомнили?

(Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.)

Читайте также: