Рассказ конспект урока 6 класс бабайцева

Обновлено: 07.07.2024

Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за ёмким словом Отечество. Но всё-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

- Можем ли мы данную запись назвать текстом? Почему? Вспомните признаки текста.

(Заглавие; тема, идея; делимость: 1- начало, 2- основная часть, 3- конец; связность; композиционная завершённость) – слайд 4.

- Перескажите текст. Назовите его тему. (Что такое Родина).

- Настоящий, хороший человек любит свою Родину. Как это сложное, многогранное чувство в нём постепенно растёт и обогащается, повествует текст упр. 8

4. Выполнение упр. 8.(Чтение текста, составление вопросов по его содержанию (устно); один-два выбираются для записи.)

2. Какую роль в жизни человека играет его любовь к своим родителям, к своей семье? Почему?

3. Какую роль в жизни человека играет его любовь к своему селу (или к своему городу)?

В том, что любовь человека к своему селу (или к своему городу) обычно перерастает в его сердце в сложное, многогранное чувство любви к Родине, нас убеждает и наш жизненный опыт, и пример окружающих, и факты из биографии известных, великих людей. Так, писатель Фёдор Александрович Абрамов с любовью изображал реку своего детства Пинегу, с которой для него и началась Родина.

Утром вышел к реке и ахнул: V не узнать старушку. V Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу. Всё в серой тине. V А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. V Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.

6. Слайд 6. Упр. 10.

- Как вы думаете, что здесь является примером широкой темы, что – узкой? Почему?

7. Чтение и пересказ теоретической части параграфа (стр.13).

8.Слайд 7. Определение темы данного текста, наблюдения за переносным употреблением временных форм глагола (упр. 11).

Умеете ли вы вести дневниковые записи? Поучитесь этому у Коли Синицына.

Как мы занимались пчеловодством – широкая; тема каждой дневниковой записи – узкая. (Тема записи за 14 июля – Про нас в газете написали!)

В латинском языке рубрикой называлось заглавие закона, написанное красной краской. Происходи слово рубрика от латинского рубер – красный.

Запишите эти темы.

11. Домашнее задание (Слайд 10).

12.Подготовка к домашней работе – наблюдения за употреблением глаголов настоящего времени в значении прошедшего в примерах сочинений, конкретизирующих тему домашнего сочинения. (Слайд 11).

Яблоко на счастье

Когда я был совсем маленьким, мне очень хотелось учиться, а меня всё не принимали, и не принимали.

Но вот наконец и пришло моё долгожданное школьное утро. Я проснулся очень рано. Умылся, оделся, и, пока мама хлопотала на кухне, один отправился в школу.

Конкретизируйте предложенную для сочинения тему: из всех впечатлений-воспоминаний о первом школьном утре выберите одно, самое яркое, самое памятное, может, чем-то дорогое, напишите только о нём и озаглавьте сочинение, конечно, по-своему. (Слайд 12).

Подведение итогов урока.

Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи, 6 кл.- М.: Дрофа, 2001

Никитина Е.И. Уроки развития речи.- М.: Дрофа. 2000


Слайд 1

Урок развития речи в 6 классе по УМК В.В. Бабайцевой Текст Темы широкие и узкие Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 256 ГО ЗАТО г. Фокино Приморского края


Слайд 2

О чём эти строки ? Вот хлеба в полях заколосились, Вот запели птицы в синеве, Надо мною свет моей России, И других небес не надо мне. А. Прокофьев


Слайд 3

Можем ли мы данную запись назвать текстом? Почему? Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за ёмким словом Отечество. Но всё-таки можно сказать: понятие Родины – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. (В. Песков)


Слайд 4

Признаки текста • Заглавие; • тема, идея; • делимость: 1- начало, 2- основная часть, 3- конец; • связность; • композиционная завершённость.


Слайд 5

Пинега Утром вышел к реке и ахнул: V не узнать старушку. V Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу. Всё в серой тине. V А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. V Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега. (Ф. Абрамов) Проведём диалог с автором. На месте знака V поставьте вопросы к предложениям.


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12

Совет Конкретизируйте предложенную для сочинения тему: из всех впечатлений-воспоминаний о первом школьном утре выберите одно, самое яркое, самое памятное, может, чем-то дорогое, напишите только о нём и озаглавьте сочинение, конечно, по-своему. Спасибо за работу. Урок окончен.


Слайд 13


Полный текст материала Урок развития речи "Текст. Темы широкие и узкие."; 6 класс (по УМК В.В. Бабайцевой) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой).

Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка

К.Г. Паустовского "Жёлтый свет".

1) формирование умения подробно излагать текст;

2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;

3) воспитание внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться в неё).

1) формирование навыков выразительного чтения;

2) развитие умения составлять сложный план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;

3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;

4) развитие умения анализировать языковой материал.

Оборудование: презентация к уроку, учебник Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс.

1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.

Добрый день! Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к изложению по отрывку из очерка К.Г. Паустовского "Жёлтый свет". Дома вы готовили выразительное чтение отрывка "Шорох листьев" и составляли сложный план данного текста.

- Посмотрите на обложку книги писателя. А как вы думаете, почему очерк К.Г. Паустовского назван "Желтый свет"? (ответы учащихся) (Слайд №1)

2. Выразительное чтение текста (подготовленным учеником или учителем)

Определение темы и идеи текста.

- Ребята, давайте определим тему и идею текста. Докажите свою точку зрения, обращаясь к тексту. (Слайд №2)

( Тема текста - шорох листьев в воздухе. "Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука"

Идея текста - показать, что удивительное рядом, стоит лишь присмотреться и прислушаться. "Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот".)

- Как можно озаглавить текст? (Шорох листьев)

3. Беседа по тексту. Роль сравнений в тексте. (Слайды №3-6)

4.Составление сложного плана текста. (Слайды №7-8)

5. Пересказ по плану.

6.Словарно-орфографическая и пунктуационная работа (Слайды №9-11)

К..росиновый, ф..нарь, к..рманы, ра..трёпа..ный, ш..рох, ш..пот, с..кунда, прист..льно.

Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, начертить схемы.

  1. Я был конечно неправ.
  2. Я поставил на сруб тусклый к..росиновый ф..нарь и достал воды.
  3. Лист..я мы нах..дили в к..рманах св..их д..ждевых пл..щей в кепках в волосах (в)сюду.
  4. Ф..нарь осв..щал к..лодец старый клён под забором и растрёпа..ный ветром куст настурц..и на пож..лтевш..й клумбе.

Отд..ляет..ся от ветк. падающ.. лист..я, только на земл. ш..рох в воздух. скреж..т улиц. (на)сквозь проп..тались зап..х..м, над л..систым кра..м, к..л..тушка стор..жа, с д..р..венской ..кол..ц. такая ноч. осв..щал к..лодец, клён под з..бором, растрёпа..ный ветром, отделился от ветк. шелест листа, де..кий ш..пот.

7.Повторное чтение текста. (Слайд№ 12)

Написание текста изложения на втором уроке.

Подготовить выразительное чтение стихотворения о золотой осени, нарисовать иллюстрации или сделать фотографии (на выбор ) (Слайд №13)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в.

Урок развития речи, 6 класс. Написание этюда "Весна - это победа света, весны, зелени"

Сочинение-этюд, урок развития речи, котрый проводится в 6 классе.

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход.

Изложение по тексту Куприна "Тапер".

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч.

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие.

совершенствование мыслительного процесса и познавательного интереса.

Овладение навыками общения, развитие комму никабельности .

Развивать творческие способности учащихся в у стной и п исьменной речи,

Отработать навык организации своих мыслей, у стной речи

Личностные : Формирование ценностных ориентиров и смыслов деятельности.

Познавательные : Формирование общеучебных у ниверсальных и логических

Регулятивные : Использование правил и алгоритмов в решении образовательных

Коммуникативные : Умение договариваться и приходить к общему решению.

Урок - исследование на основе анализа текстов, таблиц, опорных схем.

Индивидуальная работа, работа в группах ( у рок - исследование)

(Для того чтобы включить учащихся в процесс самос тоятельного решени я

проблемных задач помогает исследовательский метод, являющийся состав ной

3 . Алгоритм работы над содержанием текста для каждой группы .

2. Основы культуры речи. Головин Б.Н. М.: Просвеще ние, 2001

3.Нормы современного русского литерату рног о языка: Пособие для учителя. Горбачевич К.С. М.:

1.Был сильный ветер. Резкий порыв сорвал с моей головы шляпу и покатил её в речку

2.У меня есть пес Нордик. Я очень его люблю, часто с ним играю, поэтому он всегда старается

3.Выручил мой верный Нордик. Бросился за шляпой, успел её схватить и принес мне.

4.Я похвалил свою собаку погладил и угостил бутербродом, который заботливо приготовила мне

5.Однажды он побежал со мной в школу. Прогнать его было жалко.

6.Я заволновался: если начну шляпу спасть, опоздаю в школу.

Маршрутный лист исследователя _______________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Выберите заглавие и обоснуйте. (Ростки. Первые хлебные ростки.

Однажды охотник присел на траву отдохнуть. Возле тропы

зеленел росток хлебного р..стения. Неподалёку ещё один. « Отк уда

они взялись? - подумал охотник. – Что если выросли из тех зёрен,

горсть семян и разбросал их на полянке. Прошло несколько дней.

Ростков не было видно. Охотник уже перестал надеяться на их

появление. И вдруг три зёрнышка прор..сли, потому что попали в

разрыхлил палкой землю, разбросал семена и стал ждать, что

Конечно, для того чтобы научиться выращивать р..стения, ещё

Прочитайте текст, какие слова можно заменить, чтобы текст

Дело было вечером. Герасим шёл тихо и глядел на воду. Вдруг

Герасиму показалось, что - то барахтается в тине у самого берега.

Герасим нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с ч ёрными

пятнами, который, несмотря на старания, ника к не мог вылезть из

воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и

худеньким телом. Герасим поглядел на несчастну ю собачо нк у,

подхватил её одной рукой, су н ул её к се бе в паз уху и пустился

В опросы: Отметьте слова, свидетельствующие о развитии

Почему именно они составляют сюжетную основу ? Выберите и

Рассказ - это…____________________________________________________________

1.Был сильный ветер. Резкий порыв сорвал с моей головы шляпу и покатил её в ре чку

2.У меня есть пес Нордик. Я очень его люблю, часто с ним играю, поэтому он всегда

старается увязаться за мной, когда я выхожу из дома.

3.Выручил мой верный Нордик. Бросился за шляпой, успел её схватить и принес мне.

4.Я похвалил свою собаку погладил и угостил бутербродом, который заботливо

5.Однажды он побежал со мной в школу. Прогнать его было жалко.

6.Я заволновался: если начну шляпу спасть, опоздаю в школу.

Маршрутный лист исследователя _______________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

Однажды охотник присел на траву отдохнуть. Возле тропы

зеленел росток хлебного р..стения. Неподалёку ещё один. « Отк уда

они взялись? - подумал охотник. – Что если выросли из тех зёрен,

горсть семян и разбросал их на полянке. Прошло несколько дней.

Ростков не было видно. Охотник уже перестал надеяться на их

появление. И вдруг три зёрнышка прор..сли, потому что попали в

разрыхлил палкой землю, разбросал се мена и стал ждать, что

Конечно, для того чтобы научиться выращивать р..стения, ещё

Прочитайте текст, какие слова можно заменить, чтобы текст

Дело было вечером. Герасим шёл тихо и глядел на воду. Вдруг

Герасиму показалось, что - то барахтается в тине у сам ого берега.

Герасим нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными

пятнами, который, несмотря на старания, ника к не мог вылезть из

воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и

худеньким телом. Герасим поглядел на несчастну ю собачонк у,

подхватил её одной рукой, су н ул её к се бе в паз у х у и пустился

В опросы : Есть ли событие, на основе которого строится текст?

Выберите, обоснуйте. ( Вечер. Герасим нашёл собачонку. Герасим

Рассказ - это…__________________________ __________________________________

1.Был сильный ветер. Резкий порыв сорвал с моей головы шляпу и покатил её в ре чку

2.У меня есть пес Нордик. Я очень его люблю, часто с ним играю, поэтому он всегда

старается увязаться за мной, когда я выхожу из дома.

3.Выручил мой верный Нордик. Бросился за шляпой, успел её схватить и принес мне.

4.Я похвалил свою собаку погладил и угостил бутербродом, который заботливо

5.Однажды он побежал со мной в школу. Прогнать его было жалко.

6.Я заволновался: если начну шляпу спасть, опоздаю в школу.

Маршрутный лист исследователя _______________________________________________

Тема урока ______________________________________________________

1- - Найдите вопрос к тексту : (Какой? Что произошло? Почему ?)

Однажды охотник присел на траву отдохнуть. Возле тропы

зеленел росток хлебного р..стения. Неподалёку ещё один. « Отк уда

они взялись? - подумал охотник. – Что если выросли из тех зёрен,

горсть семян и разбросал их на полянке. Прошло несколько дней.

Ростков не было видно. Охотник уже перестал надеяться на их

появление. И вдруг три зёрнышка прор..сли, потому что попали в

разрыхлил палкой землю, разбросал се мена и стал ждать, что

Конечно, для того чтобы научиться выращивать р..стения, ещё

Прочитайте текст, какие слова можно заменить, чтобы текст

Дело было вечером. Герасим шёл тихо и глядел на воду. Вдруг

Герасиму показалось, что - то барахтается в тине у сам ого берега.

Герасим нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с ч ёрными

пятнами, который, несмотря на старания, ника к не мог вылезть из

воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и

худеньким телом. Герасим поглядел на несчастну ю собачонк у,

подхватил её одной рукой, су н ул её к се бе в паз уху и пустился

В опросы: Назовите, определите составные части текста:

- результат развития события, его заключительный момент

Рассказ - это…____________________________________________________________

1.Был сильный ветер. Резкий порыв сорвал с моей головы шляпу и покатил её в речку

2.У меня есть пес Нордик. Я очень его люблю, часто с ним играю, поэтому он всегда

старается увязаться за мной, когда я выхожу из дома.

3.Выручил мой верный Нордик. Бросился за шляпой, успел её схватить и прин ес мне.

4.Я похвалил свою собаку погладил и угостил бутербродом, который заботливо


Предложен конспект урока для подготовки учеников к сочинению и потом само написание сочинения. Материалы и упражнение для написания сочинения взяты с учебника.


Содержимое разработки

Конспект урока развития речи в 6-м классе

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык.

Дата: 01.03.2017

Класс: 6, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 6 классе.

Тип урока: урок развития речи.

Дидактическая цель: совершенствование умений наблюдать за особенностями использования имён числительных в текстах учебно-научного стиля речи и разговорной речи.

Оборудование: школьная доска, учебник.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? Спасибо. Садитесь.

Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение.

Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие?

Ученики: описание, повествование, рассуждение.

Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании?

Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

Учитель: Каковы особенности описания?

Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой

он). Это можно отразить в одном рисунке.

Учитель: Рассуждение имеет свои особенности.

Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.

Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что

потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства,

подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

IV. Работа с учебником.

Учитель: Давайте откроем учебник на странице 51, обратимся к упражнению 417.

Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).

(чтение учителем текста)

— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность.

Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.

V. Собирание материала к сочинению, составление плана.

Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания.

Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола.

Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог.

(Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи).

Вариант ответа учеников может быть таким:

Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения.

(учитель записывает на доске)

Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод.

Учитель: Что же такое тезис?

Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании.

Учитель: Хорошо, а что такое аргументы?

Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста;

Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать.

(Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.)

Учитель: Итак, давайте определим тезис.

Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести?

VI. Написание сочинения-рассуждения.

VII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: упражнение 415.


-75%

Читайте также: