Идеал представление о совершенном человеке и эталонах человеческого поведения конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

У каждого общества, культурно-исторического образования имеется свой взгляд на то, каким должен быть совершенный человек. Совершенный человек - это своего рода идеал, образец для подражания. Представление о том, каким он должен быть, базируется на духовных ценностях, проповедуемых в обществе. Казалось бы, для любого общества, независимо от типа вероисповедания, уровня исторического развития, духовной направленности, совершенный человек - мужественный, честный, добрый, трудолюбивый и образованный. Список этих положительных нравственных качеств можно было бы продолжить. Но, во-первых, представление о каждом из них может не совпадать, например, на Западе и на Востоке, в христианстве и буддизме. Во-вторых, всегда встает вопрос, чему отдать предпочтение, на что сделать акцент при таком разнообразии добродетелей? Обратимся к разным культурам и проанализируем их представления о совершенном человеке.

АНТИЧНОСТЬ. В античном обществе представление о совершенном человеке основано на культе разума. Душа человека, полагали древнегреческие мыслители, делится на три части: разум, воля и чувства. Высшая часть души - разум. Совершенен тот, у кого больше развит именно он, воля и чувства подчинены разуму и управляются им. Но разумом обладают все люди, а совершенным человеком может называться лишь тот, кто его постоянно совершенствует, ищет истину. Этот поиск истины может начаться лишь тогда, когда человек убедится, что он ничего не знает. Человек шаг за шагом должен идти к истине, преодолевая противоречия. Лишь на основе познания того, что такое добро и зло, человек непременно выберет добро и будет добродетельным человеком. Такие взгляды на совершенного человека были присущи Сократу. По Платону, совершенный человек - гражданин идеального государства, представитель его высшего слоя - философ-мудрец. Но и не будучи мудрецом, каждый человек должен, отрешившись от собственных личных интересов работать на государство, подчинить свою жизнь жизни государства. Для этой цели, считает Платон, необходимо ввести общественную собственность, освободить женщину от домашнего труда и от воспитания детей (эту функцию должно взять на себя государство).

Представления о совершенном человеке, конечно же, нельзя свести к идеям того или иного философа или даже целой философской школы, сколь значимой она ни была. К тому же у Платона эти идеи даны в утрированной форме и многими критиковались. Но в целом они соответствуют античному представлению о совершенном человеке, т.к. античное государство - это государство городов-полисов, где каждый гражданин, обладая политическими правами и обязанностями, должен принимать активное участие в жизни полиса. Человек - политическое животное, - отмечал Аристотель. Этот атрибут - активность в преобразовании внешнего мира - в более поздние эпохи значительно развивается и существенно отличает западного человека от восточного.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК. Представления о совершенном человеке в Индии отличаются от подобных идей в Китае. Но в целом можно выделить особенности, которые присущи именно Востоку, их отличие от западного мировосприятия. На Востоке разум не представляется на вершине мироздания, не играет он главенствующей роли и в жизни человека. Все части человеческой души - разум, воля, чувства, интуиция - равнозначны; здесь нет отношения соподчинения. В соответствии с идеей о переселении душ, когда душа может вселиться в животное, растение или любой неодушевленный предмет, в Древней Индии не могло быть ориентации на разум как на высшую ценность. Известно, что, когда на принца Сиддхартха Гаутаму снизошло просветление и он стал Буддой, то одной из проблем для него стало то, как донести это знание до людей, ведь слово - это орудие разума, а разум не всегда способен выразить знание.




В Китае большую популярность приобрело учение Конфуция. Каким должен быть совершенный человек, согласно Конфуцию? Человек должен учиться, более того, он остается молодым до тех пор, пока учится. Но этим представление о совершенном человеке не исчерпывается. Он должен быть почтительным к старшим (не только по возрасту, но и по чину, и званию), следовать традициям, уважать прошлое.

Интересной представляется беседа Конфуция с одним его учеником:

- Что вы скажете о Янь Хуэе как о человеке? - спрашивает его ученик.

- Что вы скажите о Цзыгуне? - Он превосходит меня в красноречии.

- Хуэй может быть человечным, но не умеет возражать. Цзыгун может быть красноречивым, но не умеет запинаться. Цзычжан может быть твердым, но не умеет уступать.Таким образом, дело не в том, что нужно всегда и везде проявлять твердость, а в умении, где надо, уступить; не только быть человечным, но и уметь возразить. Мудрость заключается как раз в том, чтобы увидеть те ситуации, когда можно и нужно уступить, оставаясь при этом твердым, возражать, оставаясь человечным.

Эти идеи Конфуция перекликаются с призывом древнегреческих мудрецов: знай всему меру. Любая добродетель - это соблюдение меры между двумя крайностями. Так, мужество - мера между трусостью и безрассудством, щедрость - между скупостью и расточительством.

ХРИСТИАНСТВО. Представление о совершенном человеке в христианских культурах базируется на основном моральном принципе христианства - принципе сострадания. Согласно христианской морали сострадание направлено к слабым, больным, бедным и нищим. Десять христовых заповедей включают в себя как общечеловеческие требования морали - не убий, не укради, не прелюбодействуй и т. д., так и чисто христианские: возлюби бога, почитай субботу, не сотвори себе кумира и т. д. Нетрудно заметить, что общечеловеческие требования в христианстве сходны с аналогичными требованиями в буддизме.

Представление о том, каким должен быть человек, в христианстве не исчерпывается только десятью заповедями. Предписания можно найти в разных частях Библии - ищите и найдете; стучите, и откроют вам и т. д. Человек должен быть активным и свободным, он сам выбирает, каким путем ему идти. И древо познания добра и зла, посаженное Богом в центре Эдемского сада, свидетельствует о том, что Бог пожелал видеть человека свободным.

У каждого общества, культурно-исторического образования имеется свой взгляд на то, каким должен быть совершенный человек. Совершенный человек - это своего рода идеал, образец для подражания. Представление о том, каким он должен быть, базируется на духовных ценностях, проповедуемых в обществе. Казалось бы, для любого общества, независимо от типа вероисповедания, уровня исторического развития, духовной направленности, совершенный человек - мужественный, честный, добрый, трудолюбивый и образованный. Список этих положительных нравственных качеств можно было бы продолжить. Но, во-первых, представление о каждом из них может не совпадать, например, на Западе и на Востоке, в христианстве и буддизме. Во-вторых, всегда встает вопрос, чему отдать предпочтение, на что сделать акцент при таком разнообразии добродетелей? Обратимся к разным культурам и проанализируем их представления о совершенном человеке.

АНТИЧНОСТЬ. В античном обществе представление о совершенном человеке основано на культе разума. Душа человека, полагали древнегреческие мыслители, делится на три части: разум, воля и чувства. Высшая часть души - разум. Совершенен тот, у кого больше развит именно он, воля и чувства подчинены разуму и управляются им. Но разумом обладают все люди, а совершенным человеком может называться лишь тот, кто его постоянно совершенствует, ищет истину. Этот поиск истины может начаться лишь тогда, когда человек убедится, что он ничего не знает. Человек шаг за шагом должен идти к истине, преодолевая противоречия. Лишь на основе познания того, что такое добро и зло, человек непременно выберет добро и будет добродетельным человеком. Такие взгляды на совершенного человека были присущи Сократу. По Платону, совершенный человек - гражданин идеального государства, представитель его высшего слоя - философ-мудрец. Но и не будучи мудрецом, каждый человек должен, отрешившись от собственных личных интересов работать на государство, подчинить свою жизнь жизни государства. Для этой цели, считает Платон, необходимо ввести общественную собственность, освободить женщину от домашнего труда и от воспитания детей (эту функцию должно взять на себя государство).

Представления о совершенном человеке, конечно же, нельзя свести к идеям того или иного философа или даже целой философской школы, сколь значимой она ни была. К тому же у Платона эти идеи даны в утрированной форме и многими критиковались. Но в целом они соответствуют античному представлению о совершенном человеке, т.к. античное государство - это государство городов-полисов, где каждый гражданин, обладая политическими правами и обязанностями, должен принимать активное участие в жизни полиса. Человек - политическое животное, - отмечал Аристотель. Этот атрибут - активность в преобразовании внешнего мира - в более поздние эпохи значительно развивается и существенно отличает западного человека от восточного.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК. Представления о совершенном человеке в Индии отличаются от подобных идей в Китае. Но в целом можно выделить особенности, которые присущи именно Востоку, их отличие от западного мировосприятия. На Востоке разум не представляется на вершине мироздания, не играет он главенствующей роли и в жизни человека. Все части человеческой души - разум, воля, чувства, интуиция - равнозначны; здесь нет отношения соподчинения. В соответствии с идеей о переселении душ, когда душа может вселиться в животное, растение или любой неодушевленный предмет, в Древней Индии не могло быть ориентации на разум как на высшую ценность. Известно, что, когда на принца Сиддхартха Гаутаму снизошло просветление и он стал Буддой, то одной из проблем для него стало то, как донести это знание до людей, ведь слово - это орудие разума, а разум не всегда способен выразить знание.

В Китае большую популярность приобрело учение Конфуция. Каким должен быть совершенный человек, согласно Конфуцию? Человек должен учиться, более того, он остается молодым до тех пор, пока учится. Но этим представление о совершенном человеке не исчерпывается. Он должен быть почтительным к старшим (не только по возрасту, но и по чину, и званию), следовать традициям, уважать прошлое.

Интересной представляется беседа Конфуция с одним его учеником:

- Что вы скажете о Янь Хуэе как о человеке? - спрашивает его ученик.

- Что вы скажите о Цзыгуне? - Он превосходит меня в красноречии.

- Хуэй может быть человечным, но не умеет возражать. Цзыгун может быть красноречивым, но не умеет запинаться. Цзычжан может быть твердым, но не умеет уступать.Таким образом, дело не в том, что нужно всегда и везде проявлять твердость, а в умении, где надо, уступить; не только быть человечным, но и уметь возразить. Мудрость заключается как раз в том, чтобы увидеть те ситуации, когда можно и нужно уступить, оставаясь при этом твердым, возражать, оставаясь человечным.

Эти идеи Конфуция перекликаются с призывом древнегреческих мудрецов: знай всему меру. Любая добродетель - это соблюдение меры между двумя крайностями. Так, мужество - мера между трусостью и безрассудством, щедрость - между скупостью и расточительством.

ХРИСТИАНСТВО. Представление о совершенном человеке в христианских культурах базируется на основном моральном принципе христианства - принципе сострадания. Согласно христианской морали сострадание направлено к слабым, больным, бедным и нищим. Десять христовых заповедей включают в себя как общечеловеческие требования морали - не убий, не укради, не прелюбодействуй и т. д., так и чисто христианские: возлюби бога, почитай субботу, не сотвори себе кумира и т. д. Нетрудно заметить, что общечеловеческие требования в христианстве сходны с аналогичными требованиями в буддизме.

Представление о том, каким должен быть человек, в христианстве не исчерпывается только десятью заповедями. Предписания можно найти в разных частях Библии - ищите и найдете; стучите, и откроют вам и т. д. Человек должен быть активным и свободным, он сам выбирает, каким путем ему идти. И древо познания добра и зла, посаженное Богом в центре Эдемского сада, свидетельствует о том, что Бог пожелал видеть человека свободным.

Презентация на тему: " Тема урока: Ценности и идеалы. Познакомить учащихся с понятиями идеала и ценности; Сформировать понятие конфликта ценностей; Воспитывать уважение к старшим," — Транскрипт:

1 Тема урока: Ценности и идеалы

2 Познакомить учащихся с понятиями идеала и ценности; Сформировать понятие конфликта ценностей; Воспитывать уважение к старшим, чувство долга и чести. Цели урока:

6 I. Сопоставьте термины и понятия: 1. Мораль 2. Право 3. Этикет Этикет. 4. Этика А) Учение о морали и нравственности Б) Нормы, которые установило общество. В) Нормы, которые установило государство. Г) Правила поведения людей в обществе

7 II. Сопоставьте термины и понятия: 1. Грамотный человек 2. Просвещённый человек 3. Ученый человек А)Проводит серьёзные исследования, расширяя представления о мире. Б) Разбирается в основах наук. В) Разбирается не только в основах наук, но в литературе и искусстве.

8 III. Соотнесите области науки и науки: 1. Естественные науки 2. Общественные науки А) Химия Б) Биология В) Социология Г) Демография Д) Физика Е) Психология

9 Ответы к тесту: I. I. А-4, Б-1, В-2, Г-3. II. II. А-3, Б-1, В-2. III. III. 1 (А, Б, Д); 2 (В, Г, Е).

10 Вопросы по домашнему заданию: 2. Для многих выбросить мусор в неподобающем месте- невелика беда. Представьте, что вы съели конфету. Что вы сделаете с обёрткой? А)Незаметно выбросите куда-нибудь Б) Поищете мусорную корзину В) Положите в карман, чтобы выбросить в ближайшую урну для мусора Г) Откровенно выкинете тут же на землю 1. Если человек нарушил нормы права, его наказывают, а если он совершил некрасивый поступок, в чем будет заключатся его наказание?

11 Что такое идеал? Идеал Идеал - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Идеалист Идеалист - бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям. Материалист Материалист - человек стремящийся к материальной выгоде. Идеализация Идеализация - представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть в действительности.

12 А что такое ценности? Ценности -это положительная значимость чего-либо, не подвергающееся сомнению. Нравственные ценности служат идеалом для всех людей. Семь фундаментальных ценностей: Истина, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода, Красота.

13 Выделите те положения, которые являются ценными для вас в жизни. Хорошая учёба Понимание родителей Посещение театров и музеев Верные друзья Уважения класса Чтение Хорошее отношение учителей Домашние животные Спортивные успехи Карманные деньги на расходы Модная одежда

14 Выпишите, что вы никогда не сможете простить человеку, с которым дружите или кого уважаете. Объясните почему. Дополните список. Хамство ? Слабость характера Грубость ? Предательство Жадность подлость ?

15 Укажите, что вы себе никогда не позволяете в общении с человеком, которого любите и кем дорожите. Объясните почему. Добавьте свои варианты. Нагрубить Говорить неправду ? Обмануть Повысить голос ? Неопрятно выглядеть ?

16 Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь. но порой люди ею рискуют. Прочтите тексты и определите, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью. Два друга-альпиниста в горах попали под обвал камней. Один серьёзно пострадал, а второй спас его, рискуя собственной жизнью. Во время эпидемии тифа врач помогал больным, хотя знал, что эта болезнь. В 1941 году на фронт уходили тысячи добровольцев, чтобы сражаться с фашистскими войсками, напавшими на нашу страну. Предложите Вашу ситуацию.


Урок поможет сформировать у учащихся знания о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народа России.

Описание разработки

Цели урока:

Способствовать формированию знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народа России, создать условия для формирования УУД:

личностных: мотивация учения, нравственно- эстетическое оценивание (оценивание усвоения содержания данного урока, исходя из социальных и личностных ценностей) , обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность, благородство;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно- следственных связей;

коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

регулятивных: целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам;

метапредметных: формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности.

Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

предметные: обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа

Задачи урока:

- знакомство обучающихся с нормами светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- развитие способностей младших школьников к общению в социальной среде;

- формирование умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать детей самостоятельному добыванию знаний;

- совершенствование культуры речи, способствование обогащению словарного запаса;

- способствовать развитию умения работать в микрогруппах;

- развивать умение давать характеристику герою;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения, формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей.

Основные термины и понятия: джентльмен, леди, рыцари, этикет.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дверь скрипуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнём сейчас.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги нашей лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Обратите внимание на выставку книг о богатырях, которую мы вместе с вами оформили. На переменке вы можете поближе познакомиться с содержанием каждой из них и почерпнуть для себя новую информацию на данную тему.

- Кто из вас дома делился со взрослыми новыми знаниями о богатырях?

- Кого из родственников больше заинтересовала эта тема?

- Поинтересовались ли вы о том, что были ли богатыри в вашем роду?

А теперь проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали. (Показ картинок с изображением колодца и печки, за каждый правильный ответ – ребенок получает фишку. В конце викторины подсчитывается количество фишек – определяется победитель викторины)

Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома)

Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили)

Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником)

Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие)

Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич)

Чем былина отличается от других литературных произведений? (Ответы детей)

Учитель: Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.

Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей)

Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей)

Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)

Учитель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

Конспект урока по ОРКиСЭ на тему Нравственные идеалы

5. Рефлексия

Перед нами появились нравственные идеалы разных эпох.

- Что общего мы видим в качествах наших персонажей?

- Как можно назвать все эти качества?

- Какие поступки они совершали?

- Ради чего или кого они совершали эти поступки?

- Можно ли эти поступки назвать нравственными?

- В одно ли время на земле жили богатыри, рыцари и джентльмены?

- Как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которую живут люди?

- Какие идеальные качества сохранились в современных мужчинах и женщинах?

- Кто напомнит, какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

- Достигли ли мы поставленной цели?

6. Подведение итогов урока

- Кто напомнит, какую цель мы ставили на сегодняшний урок?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

7. Постановка задания на дом.

- Совместно с родителями приведите примеры из произведений литературы, кинофильмов, повседневной жизни джентльменских поступков или поведения настоящей леди.

- Составьте памятку: девочки- для настоящих джентльменов, а мальчики- для настоящих леди.


23. Идеал и ценности

армия

Что такое идеал?

В своем поведении мы сознательно или несознательно следуем каким-то идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

Идеальное— нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Идеалист - бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Идеализация — представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем он (оно) есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.

Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например роскошный особняк или машину, называют материалистами.

А другого человека называют идеалистом. К идеалистам принято относить людей, ставящих на первое место духовные ценности и идеалы (добро, справедливость, честность). При этом в каждом человеке присутствуют оба
начала: материальное и идельное.

Носителями и воплощением идеала всегда выступали герои. Именно поэтому они служили образцом для подражания, вдохновляя людей на возвышенные моральные поступки. В образах героев воплощаются яркие, запоминающиеся проявления нравственной стойкости, мужества, величия человеческого духа. Героев
воспевают поэты, их образ запечатлевают в бессмертных произведениях великие художники и скульпторы.

К идеалу люди стремятся всю жизнь. С ним сверяем мы наши поступки и дела.

Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы хотим видеть идеальными не только себя, но и других, особенно близких.

Попробуем задуматься, кто и почему может становиться идеалом для других.

У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает все общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов.

У нового времени и современной молодежи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им.

подростки

Что такое ценности?

А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза.

Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.

На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки?

Когда ученые выяснили, какие книги читают подростки 10—13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои, которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи произведений не могли оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные герои и не киногерои, как у подростков, а реальные люди, достигшие успеха благодаря упорному труду и выдающимся способностям.

Трудно определить ценности подростков. Некоторые данные говорят о том, что они в основном ориентируются на материальные выгоды, не мучая себя вопросами о смысле жизни. Однако, с другой стороны, подростки интересуются жизнью своей семьи, религией, неравнодушны к боли и страданиям других людей.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Первый этап — когда человек не совершает дурных поступков, потому что боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.

Второй этап — когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.

На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.

Эта научная теория основана на убеждении, что людям свойственны определенные этапы нравственного развития. Но оказалось, что большинство людей редко продвигается выше второго уровня. Преступники останавливаются на первом.

Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Самая простая форма их выражения состоит в следующем: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это форма отношений равенства между людьми.

Подведем итоги

На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы - это образцы для подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности. Ценностями называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности, которые считались важными всегда.

Проверьте свои знания

1. Основу культуры Японии и Китая составляет почтительность детей по отношению к родителям.

Она включает официально признанные обязанности, такие, как уважение к родителям, беспрекословное повиновение им, забота об отце и матери.

Соблюдение этой культурной ценности так перестроило отношения в обществе, что китайский и японский народы сегодня, пожалуй, превосходят все другие по части уважения к старшим.

А как обстоит дело с этой культурной ценностью в нашей стране, в российском обществе? Проведите свое мини-исследование (используйте материалы печати, радио, телевидения, свои наблюдения).

2. Выполните задание-тест.

А. Что вы не смогли бы простить человеку, с которым дружите?
1) Хамство;
2) предательство;
3) малодушие, жадность;
4) слабость характера;
5) грубость;
6) другое.

Б. Что вы себе никогда не позволите, общаясь с любимым и дорогим для вас человеком?
1) Неопрятно выглядеть;

2) говорить неправду;
3) оплошать или оконфузиться;
4) повысить голос;
5) другое.

Сделайте вывод, что для вас является ценным в общении с близкими людьми.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: