Конспект уголовная ответственность несовершеннолетних 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Уметь: работать с текстом источника, делать выводы. Решать практические правовые задачи.

Развивающая: обучать учащихся приемам сравнения, умению анализировать материал параграфа, делать выводы и объяснять цели наказания для несовершеннолетних

Воспитательная: воспитывать навыки группового взаимодействия.

Оборудование: блок-модуль для работы на уроке, приложения к блок-модулю.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии и методы обучения: модульное обучение, уровневая дифференциация, проблемный метод.

У вас в модуле имеется УЭ-0. Интегрированная цель.

Определите цель1 уровня, 2 уровня, 3 уровня. (Ученики называют).

Знать: об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.

Выполнение парной самост. работы.

Работа в парах постоянного состава.

Ребята, кому нужна консультация, поднимайте руку.

- “?” - не понял, есть вопросы

В тетрадях выполнить следующие задания:

1. Составить схему видов наказания несовершеннолетних

2. Составить классификацию мер воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним.

Виды наказания несовершен-
нолетних:

2) лишение права заниматься определённой деятельностью,

3) обязательные работы,

4) исправительные работы.

5) арест (до 4 месяцев)

6) лишение свободы (не свыше 10 лет) – отбывается в воспитательных колониях.

Меры воспитательного характера, применяемые к несовершен-
нолетнему:

2) передача под надзор родителей или специализированного государственного органа,

3) возложение обязанности загладить причинённый вред,

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению.

Сравнительный анализ видов наказания на общем основании и видов наказания, применяемые к несовершен-
нолетним:

2) сокращены сроки условно-досрочного освобождения от лишения свободы;

Проранжировать предложенные положения о целях наказаний для несовершен-
нолетних и свой ответ аргументировать.

А. С целью возмездия за преступление;

Б. С целью восстановления социальной справедливости;

В. В целях исправления осужденного;

Г. С целью предупреждения новых преступлений.

Чем объясняется смягчение во многом ответственности, которое предусмотрено в отношении несовершеннолетних правонарушителей?

Задания III уровня:

Первая точка зрения.

Вторая точка зрения.

Сознание человека – это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, её воспитание идёт всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

Вы – участник всемирного конгресса криминологов. большинство специалистов стали доказывать, что преступниками становятся “по-наследству”, т.е. те, кто от родителей унаследовал тягу к совершению преступлений. А вам известен случай, когда в хорошей семье родились братья-близнецы. Один стал преступником, а другой – прокурором.

Проверить уровень усвоения учебного материала, определить характер домашнего задания.

Прочитать ситуации в Приложении № 2 и из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность.

Сделать выводы по алгоритму и записать в тетрадях:

- Уголовная ответственность наступает за совершение любого правонарушения?


В этом видеоуроке мы выясним, что уголовно-правовой режим несовершеннолетних — это установленный уголовным законодательством специфический уголовно-правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в отношении лиц подросткового возраста вследствие их психофизиологической и социальной незрелости, несформировавшейся у них системы социальных ориентиров, значительной подверженности влиянию со стороны взрослых преступников.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Уголовно-правовой режим несовершеннолетних – это установленный уголовным законодательством специфический уголовно-правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в отношении лиц подросткового возраста вследствие их психофизиологической и социальной незрелости, несформировавшейся у них системы социальных ориентиров, значительной подверженности влиянию со стороны взрослых преступников.

Согласно Уголовному кодексу несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

В исключительных случаях с учётом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения уголовно-правового режима несовершеннолетних к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.

В целом, можно говорить о том, что особенности уголовной ответственности несовершеннолетних заключаются:

· в ограничении видов наказаний, применяемых к несовершеннолетним;

· в значительном сокращении размеров и сроков применяемых наказаний;

· в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы для несовершеннолетних;

· в возможности освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

· в освобождении от наказания и помещении виновного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних;

· в условиях применения условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания;

· в значительном снижении сроков давности;

· в снижении сроков погашения судимости.

Помимо этого, учитываются нормы международных документов:

· Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

· Конвенции о правах ребёнка.

· Минимальных стандартных правил Организации Объединённых Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

· Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка.

· Руководящих принципов Организации Объединённых Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.

· Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних и другие международные документы.

Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с шестнадцати лет за все виды преступлений, обозначенные в Уголовном кодексе.

В то же самое время лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

· умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

· умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;

· насильственные действия сексуального характера;

· неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;

· умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;

· прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;

· участие в террористическом сообществе;

· участие в деятельности террористической организации;

· участие в незаконном вооружённом формировании;

· угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;

· участие в массовых беспорядках;

· хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

· незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств;

· незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств;

· хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

· хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;

· посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;

· нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;

· акт международного терроризма.

Если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Стоит отметить, что к несовершеннолетним могут быть применены далеко не все виды наказания.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

· лишение права заниматься определённой деятельностью;

· лишение свободы на определённый срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осуждённого самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осуждённому, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осуждённого за период от двух недель до шести месяцев.

Лишение права заниматься определенной деятельностью не имеет ярко выраженных особенностей, связанных с исчислением сроков этого наказания для несовершеннолетних. Здесь для них, действуют общие положения, установленные Уголовным Кодексом Российской Федерации.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – трёх часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осуждённым на срок до одного года. Суд, назначая несовершеннолетнему наказание в виде исправительных работ, должен иметь в виду, что данный вид наказания может быть применён лишь к той категории несовершеннолетних осуждённых, исправление которых возможно с помощью общественно полезного труда без изоляции от общества.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осуждённым в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осуждённым, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осуждённым наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осуждённому, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осуждённым, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.


При назначении несовершеннолетнему осуждённому наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьёй Особенной части Уголовного кодекса, сокращается наполовину.

В том случае, если несовершеннолетний осуждённый, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учётом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осуждённого исполнение определённых обязанностей.

Например, не менять постоянного места жительства, работы, учёбы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осуждённого исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.


Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

· передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

· возложение обязанности загладить причинённый вред;

· ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причинённого его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причинённый вред возлагается с учётом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, а в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс содержит примерный, а не исчерпывающий перечень

возможных ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. Он может

быть существенно расширен с учётом конкретных обстоятельств совершения

преступления, окружения подростка, его участия в неформальных

объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учёбы

или трудовой деятельности, служебной, материальной или иной зависимости,

взаимоотношений с потерпевшим, соучастниками преступления и так далее.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за все виды преступлений?

2. За какие преступления наступает уголовная ответственность с 14 лет?

3. Как учитывает уголовное право особенности положения несовершеннолетних, совершивших преступление?

4. Какие наказания могут быть назначены несовершеннолетним?

5. В каких случаях к подросткам применяются принудительные меры воспитательного воздействия?

Цель урока : дать учащимся представление о возникновении и основании уголовной ответственности несовершеннолетних.

- познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной ответственности;

- углубить знания учащихся об уголовном наказании несовершеннолетних;

- создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних;

- продолжить работу над формированием умения пользоваться документами (Уголовный кодекс РФ);

- научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);

- продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;

- воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов.

Основные понятия урока: уголовная ответственность, состав преступления, наказание, несовершеннолетние.

Оборудование урока: извлечения из Уголовного кодекса РФ, раздаточный материал. мультимедийное оборудование

Тип урока: изучение нового материала.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: работа с текстом кодекса; групповое решение юридической задачи; ответы на вопросы; работа с рабочим листом.

1.Вступительное слово учителя.

- Перед учащимися ставится задача заполнить следующую таблицу, заполнение таблицы ляжет в целепологание урока

Знакомство с отраслью уголовного права.

Метод беседы с учащимися.

Отрасль уголовного права представляет собой совокупность юридических норм,

определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества.

Вопрос учащимся. Какую сферу жизни общества регулирует уголовное право?

Предполагаемый ответ. Уголовное право регулирует общественные отношения, возникающие по поводу правонарушений: преступлений и проступков.

Главным источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ (введен 13.06.1996 г.; №63-ФЗ) – единый систематизированный свод уголовного права. Изучение Уголовного кодекса – это большой труд, т.к. кодекс объемен и содержателен.

Уч: Вопрос учащимся. Какие данные мы знаем о документе, который нам необходимо найти?

Ученик: Предполагаемый ответ. Название – Уголовный кодекс.

Выполнение задания может быть обобщено при помощи вывода о том, что преступление – это общественно опасное деяние, но, к сожалению, преступления очень часто встречаются в жизни. Можно привести конкретные жизненные ситуации и подчеркнуть, что незнание ответственности не освобождает от нее.

Рассмотрим ситуации, в которые попали подростки.

1. Четырнадцатилетний Киселев ночью пришел в частный магазин, выставил оконное стекло, проник в помещение и похитил продукты на сумму 1000 руб.

2. Четырнадцатилетние Карпов и Сазанов на улице, угрожая ножом, отобрали у мужчины дипломат, в котором находились документы и деньги. Деньги они поделили между собой, документы и дипломат выбросили в реку.

Вопрос учащимся: В каких случаях человек может быть привлечен к уголовной ответственности с 14 лет? Организация работы учащихся с ситуациями: анализ статей №2, 20, 158, 162 УК РФ.

В результате выполнения задания учащиеся должны усвоить возрастные особенности наступления уголовной ответственности; состав преступления. Привести статьи УК РФ, при помощи которых можно квалифицировать действия подростков.

Лишение специального воинского или почетного звания

Ограничение по воинской службе

Лишение классного чина и государственных наград

Конфискация имущества воинской части

Лишение свободы на определенный срок

Пожизненное лишение свободы

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Целесообразно уделить внимание на особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве.

4.Закрепление изученного материала.

Проверка усвоения материала проводится на основе работы с материалом экране.

Задание №3: выявление и исправление ошибок в тексте

ТЕКСТ С ОШИБКАМИ

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие - назначение наказания.

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) конфискация имущества;

г) пожизненное лишение свободы;

д) обязательные работы;

е) исправительные работы;

к) лишение свободы на определенный срок.

Если подросток совершил преступление, а сам не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Как и в предыдущем уголовном законодательстве, в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Несовершеннолетний возраст, как отягчающее обстоятельство, учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Газизова Ульяна Валерьевна, студентка

факультета истории и юриспруденции

филиала КФУ в г. Елабуга

формирование представления учащихся о возникновении и основании уголовной ответственности несовершеннолетних;

выявление возрастных особенностей наступления уголовной ответственности;

выявить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

воспитать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;

воспитать осознание необходимости и обязательного соблюдения установленных законов.

Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

умение применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);

умение выбрать главное и правильно формулировать выводы;

выявление и исправление ошибок в тексте;

Основные понятия урока:

Список использованной литературы:

1) Грачева Ю.В., Есаков Г.А., Князькина А.К. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013.

2) Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва.: Проспект, 2013.

На урок детям задано прийти в такой одежде, чтоб подходила по тематике урока, чтоб на занятие дети полностью погрузились в тему и прочувствовали нюансы, побывав в роли маленьких преступников. На уроке присутствуют полицейский, судья, ученик 11 класса.

Для начала, в пустом классе прячутся улики вчерашнего веселья подростков, например, пустые бутылки, пачки из-под сигарет, пакетики из под наркотиков, разбитые телефоны и т.д. Дети должны отыскать улики и сказать что же здесь происходило по их мнению вчера ночью. Детей запускают в класс, каждому надевают резиновые перчатки и дают в руки прозрачный пакет для улик. И вот улики все найдены и передаются полицейскому в присутствии понятых (несколько старшеклассников) для следствия. Полицейский с вещественными доказательствами и понятые уходят. Дети рассаживаются по своим местам.

Вступительное слово учителя.

Постановка цели урока: обозначение коллективной цели и индивидуализация целей учащихся;

Выявление основных задач урока и их актуализация;

Изучение нового материала.

Знакомство с отраслью уголовного права.

Метод беседы с учащимися.

Отрасль уголовного права представляет собой совокупность юридических норм,

определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества.

Вопрос учащимся. Какую сферу жизни общества регулирует уголовное право?

Предполагаемый ответ. Уголовное право регулирует общественные отношения, возникающие по поводу правонарушений: преступлений и проступков.

Главным источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ (введен 13.06.1996 г.; №63-ФЗ) – единый систематизированный свод уголовного права. Изучение Уголовного кодекса – это большой труд, т.к. кодекс объемен и содержателен.

Вопрос учащимся. Какие данные мы знаем о документе, который нам необходимо найти?

Предполагаемый ответ. Название – Уголовный кодекс.

Выполнение задания может быть обобщено при помощи вывода о том, что преступление – это общественно опасное деяние, но, к сожалению, преступления очень часто встречаются в жизни. Можно привести конкретные жизненные ситуации и подчеркнуть, что незнание ответственности не освобождает от нее.

Немое кино. Ученики делятся на 2 группы. Каждая группа выбирает из списка, который высвечивается у них на экранах компьютеров, одно преступление и инсценирует его, не говоря ни слова, только жесты. Вторая группа должна угадать, что изобразили ребята и какой это вид преступления. И наоборот. Подводятся итоги, какие же существуют виды преступления.

- схватил шапку с головы прохожего и скрылся;

- залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку;

- угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения;

- залез в карман пассажира в автобусе;

Рассмотрим ситуации, в которые попали подростки.

1. Четырнадцатилетний Киселев ночью пришел в частный магазин, выставил оконное стекло, проник в помещение и похитил продукты на сумму 1000 руб.

2. Четырнадцатилетние Карпов и Сазанов на улице, угрожая ножом, отобрали у мужчины дипломат, в котором находились документы и деньги. Деньги они поделили между собой, документы и дипломат выбросили в реку.

Вопрос учащимся: В каких случаях человек может быть привлечен к уголовной ответственности с 14 лет? Организация работы учащихся с ситуациями: анализ статей №2, 20, 158, 162 УК РФ.

Лишение специального воинского или почетного звания

Ограничение по воинской службе

Лишение классного чина и государственных наград

Конфискация имущества воинской части

Лишение свободы на определенный срок

Пожизненное лишение свободы

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Закрепление изученного материала.

Задание №3. Выявление и исправление ошибок в тексте.

ТЕКСТ С ОШИБКАМИ

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие - назначение наказания.

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) конфискация имущества;

г) пожизненное лишение свободы;

д) обязательные работы;

е) исправительные работы;

к) лишение свободы на определенный срок.

Если подросток совершил преступление, а сам не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Как и в предыдущем уголовном законодательстве, в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Несовершеннолетний возраст, как отягчающее обстоятельство, учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Подведение итогов урока.

Награждение всех учеников – Блокнот от Консультант Плюс и ручка.

Цель : профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Образовательные:

познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной ответственности;

углубить знания учащихся об уголовном наказании несовершеннолетних;

создать у учащихся представление об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.

Развивающие:

научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);

проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;

формулировать собственную позицию.

Воспитательные:

продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;

воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате противоправного поведения.

Форма: дискуссия, игра по командам

Методы: ИКТ; мультимедийная презентация; видео сопровождение; групповая работа; работа с документами; рефлексия.

Оборудование: интерактивная доска; проектор; колонки; ноутбук.

Необходимые материалы для команд: ручки, листы с заданиями (приложение 1); дерево и яблоки разного цвета для рефлексии (приложение 2) буклеты с правами и обязанностями (приложение 3).

Предварительная подготовка: расставить столы для игры на 4 команды, установить оборудование; распечатать буклеты по количеству участников

Ход классного часа

На прошлом классном часе мы уже начали говорить об ответственности несовершеннолетних и рассмотрели административное право и административную ответственность.

Вспомните, с какого возраста наступает административная ответственность (Ответы детей)

Сегодня речь пойдет еще об одной отрасли права – уголовном праве. Работать сегодня мы будем в командах. Во время игры вы будете узнавать что-то новое, а в конце покажете свои правовые знания. За каждый правильный ответ команда будет получать 1 балл, за неверный -1 балл. В конце занятия мы подведем итог игры и проверим, кто лучше ориентируется в мире прав и обязанностей.

Итак, Уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.

Преступление (уголовное преступление) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности .

Признаками преступления являются:

Сами преступления делятся на 4 группы:

Когда на скамье подсудимых оказывается подросток, это всегда беда. Для него самого, для его родителей. Для всего общества.

Некоторые из подростков убеждены, что до 18 лет, чтобы они ни совершили, все равно им ничего не будет.

Разумеется, нет. За большинство преступлений, предусмотренных уголовным кодексам РФ, виновные привлекаются к ответственности, если им до совершения преступления исполнилось 16 лет. В этом возрасте он имеет достаточно четкое представление о том, чего делать нельзя.

С 14-ти лет дееспособность (правовая самостоятельность) несовершеннолетних расширяется. В этот момент начинает действовать гражданская ответственность. Сам факт возможности привлечения человека к уголовной ответственности с 14-ти лет за ряд преступлений свидетельствует том, что человек уже юридически обязан с повышенной ответственностью, относиться к своему поведению.

За остальные преступления подростки этого возраста не несут уголовной ответственности. Но если подросток этого возраста совершил общественно опасное деяние, материалы на него передаются в комиссию по делам несовершеннолетних, где к нему применяются меры воспитательного характера Суд, освободив подростка от уголовной ответственности, передает его под строгий надзор родителям или лицам, их заменяющим. При этом вначале выясняется, способны ли они правильно воспитывать и контролировать поведение несовершеннолетнего.

Как вы думаете, почему подростки начинают совершать преступления? (предполагаемые ответы: Доказать, что ты не трус, Нехватка денег в семье, выделиться среди остальных, покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то), легкая нажива, моральная неустойчивость, плохая компания, употребление алкоголя или даже наркотика, любопытство, спор, задолжал денег кому-то, желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д), гнев и раздражение, собственные неудачи, зависть, скука, давление старших, низкая самооценка, самоутверждение, любовь к приключениям)

За различные виды преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации существуют разные наказания. К несовершеннолетним, в силу их возраста, могут применяться только 6

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

Уголовное наказание назначается только по обвинительному приговору суда, от имени государства, и порождает судимость.

Обстоятельства, смягчающие наказание.

Совершение первые преступлений;

Преступление небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

Наличие малолетних детей у виновного (до 14-ти лет);

Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств (например, украл продукты, так как очень голоден, один в чужом городе без денег);

Явка с повинной в органы внутренних дел;

Активное способствование раскрытию преступления, розыску других участников преступления.

Отягощающие обстоятельства.

1. Неоднократность преступлений;

2. Наступление тяжких последствий результате совершений преступлений;

3. Особо активная роль в совершении преступления;

4.Привлечение к совершению лиц, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, либо в состоянии опьянения, а также несовершеннолетних (до14-лет);

5. Совершение преступления по мотиву расовой неприязни;

6. Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи о осуществлением данным лицом служебной деятельности;

7. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

8. Человек находился в состоянии алкогольного опьянения.

А сейчас давайте вспомним о чем мы говорили и выполним несколько заданий в командах. У вас на столе лежат листочки с заданиями, их вы будете выполнять по порядку (Приложение 1)

Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите номера тех прав, которые прописаны в конвенции о правах ребенка. Вам дается на ответ 2 минуты.

1. Право на выражение своего мнения (ст. 13)

2. Право на образование (ст. 28)

3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст. 55)

4. Право на имя (ст. 3)

5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)

6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)

7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст. 54)

8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст. 41)

(Правильные ответы подчеркнуты)

Существует 4 вида ответственности: дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная.

Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации. Время на ответ 2 минуты.

Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)

Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)

Избиение одноклассника (Уголовная)

Кража мобильного телефона (Уголовная)

Прогул в школе (Дисциплинарная)

Переход дороги в неположенном месте (Административная)

Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)

Нецензурная брань в общественном месте (Административная)

Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет? Время на ответ 2 минуты

Мошенничество

Неправомерное завладение а/м

Умышленное причинение вреда здоровью

Контрабанда

(Правильные ответы подчеркнуты)

- умышленное причинение вреда здоровью.

За совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания. Отметьте, какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ.

Читайте также: