Звуко буквенный анализ слова конспект

Обновлено: 03.07.2024

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, проектор, листы с заданиями для работы в группах.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). На уроке используется системно-деятельностный подход.

1 Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

(Приложение 1) Слайд № 1,2,3,4. На дворе стоит весна,

Вся сиянием полна.
Повернем все лицо на окно
И вдохнем весенний воздух заодно.
А сейчас вы повернитесь все в конец,
Подарите вы гостям улыбки, наконец.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.

- Я знаю, что вы любите путешествовать? Да.

Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете сами. (Звучит отрывок из м/ф “Паровозик из Ромашково”) слайд № 4 - щелчок

— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну.

— Отправляясь в путешествие, что мы возьмем с собой? (наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.)

- Какую тему мы изучали?

- Что ожидаете от сегодняшнего урока? (изучить что-то новое)

- Что для этого вы должны сделать? (понять, чего мы не знаем, и сами открыть что- то новое.)

Я жду от вас интересных открытий и желаю удачи.

- А какой девиз сегодня будет, попробуйте отгадать?Слайд № 6

Слайд № 7 (“Не говори не умею, а говори, научусь”) Объясните ее смысл.

- С чего мы начинаем наш урок? (С повторения)

2. Самоопределение к деятельности.

1) определить содержательные рамки урока.

2) согласовать тему и цель

- А вот и первая остановка.Слайд № 8

Перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес.Слайд № 9На деревьях здесь растут необычные “плоды”. Что это? (Это буквы.) Что из слов можно составить?

Щелчок - Что вы видите? (словарные слова) Как они записаны? Запишите их правильно.

Мальчек, щинок, девачка, учиник.(слайд №9 щелчок

Проверьте по эталону. Оцените себя.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Перед нами вторая остановка.Слайд № 10

- Что вы видите? (сказочный страну)

- Кто там живет? (невидимые жители этого царства) А слышать их можно.

- Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

  • Как шумят в лесу деревья?
  • Поют птицы?
  • Лает собака?
  • Капает дождь?
  • Слышен шорох шагов?
  • Гремит гром?
  • Как шипит раскаленная сковорода?
  • Как звенит будильник?
  • Как скрипит старая дверь?
  • Как гудит стиральная машина?

Но мы с вами и между собой общаемся, то есть, разговариваем, и для этого нужно знать свой родной язык. Какой? (русский язык)

- Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

Мы не буквы, мы звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи.
Произносят и слышат нас.

Фонетика – наука о звуках, (щелчок), которые любят петь. Слайд № 11(нажать на паровозик)

- А какие бывают звуки? Слайд №12 (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Звуки дали такую схему и попросили расшифровать вот это слово. Что это за слово?

5. Построение проекта и выхода из затруднения.Слайд 13

-Удобно ли прочитать слово и расшифровать по значкам? (нет)

6. Реализация построенного проекта.

Слайд №14 - И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. (Щелчок) Ему так понравилось, что он захотел поближе познакомиться с жителями Фонетики. Но когда он узнал, что они не видимы, то очень огорчился.

Но он был волшебником, причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному костюмчику. (Щелчок). Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Учитель: с тех пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука был свой “костюмчик”, а каждая буква имела одежду.

- Какая была одежда у них?

Физкультминутка для глаз. Слайд№15 (нажать на паровоз)

- Где можно узнать эту информацию? (в учебниках) Откройте учебник на стр.5

- Что нового узнали? (звуки стали ставить в особых скобках, квадратных, а если звук – мягкий, вверху ставили знак, похожий на запятую) (дети говорят, слайд №16,щелчок, щелчок

- Значит, как можно расшифровать слово забор? (з а б о р) запишите. Щелчок.

7. Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой по эталону.

- Скоро вы быстро и правильно научитесь обозначать буквы – звуками.

Начнем тренироваться. Возьмите карточку. Работа в парах. Вы должны сделать правильный выбор. Затем проверить по эталону.

Лук – 1.(л ук), 2.(лук , )

Гусь – 2. (г у с , ь), 2.(г у с , )

Лес – 1. (л , э с) 2. (л , е с)

Дуб - 1. (д уп) 2. (д у б)

Оцените себя. Слайд № 17

Физминутка. Слайд №18 (нажать на паровоз)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять звуковой анализ слов

Сейчас вам предстоит поработать в группах.

- Определите задание? (Составить из слов предложение, поставить нужный знак в конце предложения, сделать звуковой анализ слов, подчеркнуть “опасные места”)

1 группа. ёж, где, живёт (где живет ёж?) ёж -. живёт -.

2 группа. по, змея, поползла, земле (по земле поползла змея) змея-. земля-.

3 группа. (По небу полетел орёл) орёл, по небу, летел, по орёл -. полетел -.

4 группа. Хорошо, как, лесу, в. (Как хорошо в лесу!) хорошо -. лесу -.

5 группа. Дети пили кисель с пряником. Кисель-. пряник - .

6 группа. По лесу побежала рыжая лиса. Рыжая -. бежала-.

9. Рефлексия учебной деятельности на урок Цель:

1) закрепить в речи новые случаи звукового анализа слов

2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их

3) оценить свою деятельность на уроке

Cлайд №19. Вспомните девиз нашего урока? (“Не говори, не умею, а говори, научусь”)

- На уроке мы. слайд №20

- узнали. (больше о звуках)

- научились. (обозначать звуки особыми значками)

-Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Какая будет следующая цель? (научиться соотносить звуковую и буквенную формы слова.)

- Оцените свою деятельность на уроке?Поставьте себя на лестницу успеха. Слайд 21

- Если у вас все получилось сегодня, не было трудностей – верхняя ступенька.

- Если все получилось, но были трудности незначительные – средняя ступенька.

- Если было очень трудно и неинтересно – нижняя ступенька.

Слайд № 22. Вот и заканчивается наше путешествие. По мосту наш паровозик проехать не может. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, чтобы правильно соотносить буквы и звуки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УМК/автор учебника (по возможности)

Тип урока систематизация новых знаний

Цель: актуализация знаний о звуках гласных и согласных, формирование представлений о количествах и порядков звуков в слове, умение классифицировать слова на слоги, воспитание коммуникативности при работе.

· Обучающая - формировать навыки звуко буквенного анализа через использование схемы слова, умение классифицировать слова на группы слогов.

· Воспитательная- воспитывать познавательный интерес в познание звуков и букв.

· коррекционно-развивающая – развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, дыхание, моторику; навык самоконтроля, умение работать самостоятельно; способствовать снятию психоэмоционального напряжения, зрительного утомления через использование элементов сказкотерапии, психогимнастики, музтерапии, цветотерапии, зрительной гимнастики

Планируемые результаты (исходя из категории обучающихся с ОВЗ и варианта АООП)

-определение понятий: звук, буква, слог, предложение;

-чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги и слова;

- графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения.

¾ мотивация учебной деятельности;

¾ устойчивая учебно-познавательная мотивация;

¾ способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формируемые базовые учебные действия:

Познавательные учебные действия:

Ø анализ информации, сравнение информации;

Ø рассуждения в форме связи простых суждений.

Регулятивные учебные действия:

Ø оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив;

Ø осуществление контроля по результату и способу действия.

Коммуникативные учебные действия:

Ø использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

Ø постановка вопросов и высказываний необходимых для организации собственной деятельности.

Оборудование: компьютер, интерактивная панель, колонки.

Оформление доски: тема урока на интерактивной панели.

Категория обучающихся с ОВЗ _________

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, средства

1. Организационно-мотивационный этап.

Подготавливаются к занятию.

Приветствуют друг друга

Наглядный (демонстрация экрана)

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Проводит артикуляционную разминку.

Проводит пальчиковую гимнастику.

Повторяют за учителем, делают упражнения.

Делают разминку для пальчиков, читая стихотворения.

3. Постановка учебной задачи, целей урока.

Проговаривает правила работы на уроке.

Задает вопросы про звуки.

Проговаривает какие буквы записать в тетрадь. Предлагает разделить буквы на 2 группы (заглавные и строчные)

Задавая проблемный вопрос, определили тему урока вместе с учащимися.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают буквы в тетради

Разделяют буквы на 2 группы (заглавные и строчные)

Определили тему урока вместе с учителем.

4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

5. Реализация выбранного проекта.

Читает задание с интерактивной панели.

Проговаривает, что записать в тетрадь.

Вместе с учащимися выполняет задание, помогая и подсказывая им.

Проговаривает все действия учащихся.

Проверяет вместе с учащимися у доски выполнение самостоятельного задания.

Проговаривает правило после задания.

Просит назвать посуду, которая изображена на панели.

Выполняют устно задание.

Записывают в тетради буквы и звуки.

Читают следующее задание и выполняют его самостоятельно, а после проверяют у доски.

Называют посуду, которая изображена на панели.

Записывают слова в 3 столбика (слово из одного слога, из двух и тех слогов).

Зажигают огонечки в словах.

Рассказывают правило, по которому признаки выполнили.

Повторяют физминутку за учителем.

Практический (огоньки в словах)

Игровая (кидает мяч на определенный звук)

6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Выполняют задание. Составляют предложение и записывают его в тетради.

Практический (порядок слов)

7. Этап рефлексии деятельности

Возвращаются к теме урока. Оценивают свою деятельность на уроке. Проговаривают что им понравилось.


фонетика. Характеристика букв и звуков

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа.

Фонетический разбор слова в школе

Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 . При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Фонетический разбор слова. Конспект

Порядок фонетического разбора слова
(по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове (для этого прочитайте наш конспект)
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):
  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без­ударный ;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдыйили мягкий , звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер­дости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.

Основные моменты, которые не стоит забывать:

  1. Одна и та же буква может обозначать разные звуки.
  2. Иногда происходит оглушение или озвончение согласных звуков (например: гриб — гри[п], сделать — [з]делать ).
  3. Буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость впереди стоящего звука.
  4. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова, после букв Ъ и Ь, перед гласной, они обозначают два звука.
  5. Буква может не обозначать звука: 1) непроизносимые согласные (например, в слове сердце ); 2) Ъ и Ь не имеют звуков.
  6. Один звук может быть обозначен сочетанием 2-х или 3-х букв (например, в словах играться, считать ) или удвоенными согласными (например в слове программа ).

Образец фонетический разбор слова
по упрощенной системе:

Чернеют — чер-нé-ют (3 слога)
ч [ч’] — согласный, мягкий, глухой
е [и] — гласный, безударный
р [р] — согласный, твердый, звонкий
н [н′] — согласный, мягкий, звонкий
е [э] — гласный, ударный
ю [й’] — согласный, мягкий, звонкий
– [у] — гласный, безударный
т [т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Подробная система
фонетического разбора слова(кратко)

Транскрипция звучащей речи может выполняться с различной степенью точности. Упрощённая система учитывает только самые основные процессы в области гласных звуков. Отражается только качественная редукция гласных [о] и [э]. Безударный [о] обозначается всегда как [а], а безударный [э] — как [и] или [ы]. Количественная редукция и качественно-количественная редукция разных степеней учитывается только в подробной системе фонетического разбора. Для этой системы используются следующие знаки:

Подробная система фонетического разбора. Знаки

Основные правила транскрибации:

Основные правила транскрибации

Образец фонетический разбор слова
по подробной системе:

Лесоруб ле-со-ру́б (3 слога)

л [л’] — согласный, мягкий парный, сонорный (звонкий непарный);
е [ь] — гласный, безударный, II степени редукции;
с [с] — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
о [∧] — гласный, безударный, I степени редукции;
р [р] — согласный, твёрдый парный, сонорный (звонкий непарный);
у [`у] — гласный, ударный;
б [п] — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
___________
7 букв, 7 звуков

Вы смотрели конспект урока «Фонетический разбор слова«. Следующая тема: Слог. Ударение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать волю, терпение; эстетическую оформленность на письме.

Каллиграфическая минутка (чистописание)


Туман, зонт, дождь, шарф, пруд.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

На доске записаны стихотворения В. Волиной:

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

Учитель. Найдите одинаковые по написанию слова.

– Чего не хватает в словах, чтобы был понятен смысл?

Поставьте ударение. Прочитайте стихи.

– Вспомните, как называются слова одинаковые по написанию, но разные по произношению?

Приведите примеры омонимов.

Этап закрепления знаний и способов деятельности

1. Тренировочные упражнения по выполнению фонетического разбора слов

1. Выполнение упражнения 1 (учебник).

Учитель. Прочитайте стихотворение из упражнения 1.

Что вы можете сказать о выделенных словах?

Проведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник).

Образец: Замка, зам-ка, [замка́].

з – [з] – согласный, звонкий, парный ([с]);

а – [а] – гласный, безударный;

м – [м] – согласный, звонкий, непарный;

к – [к] – согласный, глухой, парный ([г]);

а – [а] – гласный, ударный.

5 букв, 5 звуков.


Физкультминутка

2. Выполнение упражнения 3 по вариантам (учебник)

Учитель предлагает сверить выполненное задание с фонетическим анализом слова на доске.

Умею, у-ме-ю, [ум’эй’у].

у – [у] – гласный, безударный;

м – [м’] – согласный, звонкий, непарный;

е – [э] – гласный, ударный;

ю – [й’] – согласный, звонкий, непарный;

[у] – гласный, безударный.

4 буквы, 5 звуков.

Этап информации о домашнем задании

письменно приведите примеры 4–5 слов с парными согласными.

Этап подведения итогов

На доске записаны слова: атлас, квартал, свёкла, пироги.

Учитель. Какие из этих слов имеют омонимы с другим ударением? (Атлас, пироги.)

Оставшиеся два слова научитесь говорить правильно. (Кварта́л, свёкла.)

Читайте также: