Восток и латинская америка в первой половине 20 века конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Конспект
План объясняющего модуля:
1. Карта Латинской Америки
2. Колонии и система управления колониями
3. Структура латиноамериканского общества
4. Борьба за освобождение от колониальной зависимости
5. Гаити – первое независимое государство (1804 г.)
6. Патриотическое движение креолов
7. Продолжение государственных переворотов и гражданских войн
8. Образование и развитие независимых государств
9. Результаты развития Латинской Америки в XIX – начале XX в.
Содержание модуля
Перед вами карта Латинской Америки. На ней отмечено, какие европейские страны имели колониально зависимые территории в этом регионе. Вы видите, что Бразилия принадлежала португальцам, все остальные территории Южной Америки принадлежали Испании.
Система управления колониями была направлена на охрану права собственности испанских и португальских монархов.
Города имели органы местного самоуправления, занимающиеся судебными делами и вопросами благоустройства.
Колонизаторы сохранили индейскую общину.
Общинные порядки использовались для управления и организации хозяйственной жизни.
Чтобы не было конкуренции со стороны колоний, власти мешали развитию местной промышленности.
Испания и Португалия разрешали производить только то, что у них не выращивалось: табак, кофе, сахарный тростник, маис.
Индейцев превратили в бесплатную рабочую силу – рабов.
Кроме индейцев на плантациях работали негры-рабы.
Латиноамериканское общество сложилось к XIX в.
На экране схема, которая отражает структуру латиноамериканского общества. Привилегированную верхушку метрополии составляли белые уроженцы метрополии: дворяне и богатые купцы. Креолы формально имели те же права, что и представители верхушки общества, но на высшие посты в системе управления их не допускали. Метисы, мулаты и самбо не имели гражданских прав.
В Латинской Америке еще в конце XVIII в. началась борьба за освобождение от колониальной зависимости.
Перед вами карта, на которой выделено первое независимое государство в Латинской Америке – Гаити. Гаити получила независимость в 1804 г.
В начале XIX в. в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, решивших отделиться от Испании.
В 1811 г. объявила себя независимой республика Венесуэла. На экране карта, на которой выделена эта страна.
Освободительное движение в Венесуэле возглавляло Патриотическое общество.
В этом обществе выделялся молодой офицер Симон Боливар. Его портрет перед вами на экране.
Боливар выступал за то, чтобы рабам дать свободу, а крестьянам – землю.
Армия во главе с Боливаром оказала помощь соседней стране Новой Гранаде в борьбе с испанцами.
После разгрома испанских войск, Венесуэла и Новая Гранада объединились в 1819 г. в единое государство - Великую Колумбию.
В 1824 г. Мексика стала независимой республикой.
На карте, которую вы видите на экране, показаны государства, отделившиеся через некоторое время от Колумбии. Это: Перу, Боливия, Венесуэла, Эквадор.
В 20-е гг. XIX в. Бразилия провозгласила себя независимой империей.
В 1868 г. началось массовое восстание за независимость на Кубе.
В 1895 г. была создана независимая Кубинская республика.
В 1889 г. Бразилия стала республикой.
Но процесс модернизации в странах Латинской Америки развивался медленно.
В XIX в. шли постоянные государственные перевороты и гражданские войны.
Экономика латиноамериканских стран была ориентирована на производство и вывоз сельскохозяйственной продукции и полезных ископаемых.
На экране таблица, из которой видно, что наиболее развитыми странами в латиноамериканском регионе к концу XIX в. были: Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили. Отставали в развитии: Боливия, Мексика и Перу.
На рубеже XIX- XX вв. Латинская Америка стала выходить из состояния политической и экономической изоляции.
Словарь:
Колония – страна, насильственно захваченная и эксплуатируемая империалистическим государством (метрополией), лишенная политической и экономической самостоятельности.
Рабство – наличие в государстве рабовладения и рабов.
Основные выводы:
Процесс модернизации в странах Латинской Америки развивался медленно. В XIX в. шли постоянные государственные перевороты и гражданские войны. Не было и политического единства в странах, в большинстве из них был установлен жесткий режим – военная диктатура. Помимо прочего, латиноамериканские страны волновал злободневный вопрос о рабстве. Экономика латиноамериканских стран была ориентирована на производство и вывоз сельскохозяйственной продукции и полезных ископаемых. Наиболее развитыми странами в латиноамериканском регионе к концу XIX в. были: Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили. Отставали в развитии: Боливия, Мексика и Перу.
В итоге отметим, что страны Латинской Америки находились в это время на обочине мирового исторического процесса. Их движение в направлении Европы, проведение реформ и революций относится уже к XX веку.
Всеобщая история. История Нового времени. 8 кл. Юдовская А. Я., Баранов П .А., Ванюшкина Л. М. / под ред. Искендерова А. А.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ (9 класс школы № 45 г.о. Самара)

Восток и Латинская Америка в первой половине ХХ в

28 октября 2017 г.

Образовательные ресурсы

1. Традиции и модернизация.

2. Особенности развития Японии, Китая и Индии в первой половине ХХ в.

3. Пути развития стран Латинской Америки в первой половине ХХ в.

Личностно значимая проблема

Каковы были основные черты развития на Востоке и в Латинской Америке в первой половине ХХ века?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Модернизация, гандизм, реставрация Мэйдзи, синтоизм, латифундисты.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Методическая разработка урока по Всеобщей истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данная методическая разработка составлена по учебнику О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Цель урока: сформировать представления учащихся об особенностях развития стран Востока и Латинской Америки в первой половине 20 века. для проведения урока учащимся дано опережающее задания.

В начале ХХ века в 20 латиноамериканских республиках проживало 5% населения Земли - около 95 млн. чел. Самыми крупными из них были Бразилия, Мексика и Аргентина.

Для Латинской Америки первой половины ХХ века характерно: вождизм и Каудильизм Господство в хозяйстве латифундий Военное присутствие США

Каудильизм (от испанского каудильо - вождь, политический лидер, глава государства, предводитель военных отрядов) - это социальный феномен Латинской Америки 19-20 вв . Латифундии (лат. Latifundia ) — в Латинской Америке название обширного поместья, обрабатываемого трудом рабов, а в последствии после отмены рабства, дешевых работников

В сер.20 в. Лат. Америка значительно отставала экономическом развитии. Они были аграрным, земля находилась в собственности помещиков. Страны вывозили ресурсы: Куба- сахар,Чили -медь, Бразилия-кофе. Господствующее положение занимали иностранные компании. Власть принадлежала олигархам, ставленникам США. Олигархи контролировали государственные органы. В ряде стран при поддержке США установились военные хунты Избавиться от политической и экономической зависимости можно было или путем реформ, или посредством революции.

Мексиканская революция 1910-1917гг. В XX век Мексика вступила аграрной страной с огромным влиянием иностранного капитала Свыше 70% населения (из 20 миллионов жителей страны) проживало в деревне и занималось сельским хозяйством. Латифундисты владели более 90% всех земель, многие крестьяне при этом оставались безземельными . Жестокая эксплуатация крестьян приводила к народным выступлениям.

Итоги революции Мексиканская революция создала базу для развития революционного движения в странах Латинской Америки. Она привела к становлению национального суверенитета страны и уничтожила феодальные пережитки. В результате прихода к власти демократических сил в стране укрепился буржуазный строй. Порфирио Диас Франсиско Мадеро

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Латинская Америка в XIX веке. Урок истории в 8 классе

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Латинская Америка в XIX веке" включает конспект урока, раздаточный материал для учащихся, электронную презентацию, самоанализ урока.


Литература первой половины ΧΙΧ века.

Материал для приема зачета.


Тестирование по истории "Страны Европы и Северной Америки в первой половине 19 века" 8 класс

Контрольная работаСТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 1. Первой страной, завершившей промышленный переворот, была:1) Англия;2) Франция;3).

Презентация к уроку-лекции по литературе "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".

Презентация содержит тезисы к лекции по теме "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека".


Читайте также: