Конспект урока по праву

Обновлено: 06.07.2024


2 чел. помогло.

Спесивцева С.Л., учитель обществознания и права ГОУ СОШ №160

Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних.

Материалы и оборудование: доска, наглядное пособие, нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Трудовой кодекс, Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка.


  1. Дать общее представление о нормативных актах регулирующих особенности труда несовершеннолетних, а также работников совмещающих работу с обучением.

  2. Знать основные льготы, предоставленные законом несовершеннолетним в области рабочего времени, время отдыха и оплата труда.

  3. Понимать личностную необходимость правовых знаний по вопросам регулирования труда несовершеннолетних.

  4. Быть готовым применять полученные знания на практике.

  1. Обучающая: создание представления о трудовом договоре, правах и роли профсоюзов в трудовых отношениях, определение основных прав, льгот и гарантий несовершеннолетних участников трудовых отношений.

  1. Развивающая: развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций.

  1. Воспитывающая: социализация личности, создание понятия о труде, как моральной обязанности личности

  1. Трудовое право – отрасль права, которая регулирует комплекс общественных отношений, связанных с применением труда и связанных с ним отношений.

  2. Трудовые отношения – отношения, наступающие между работодателем и работником по поводу использования способности работника к труду.

  3. ^ Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить определенную работу, а работник обязуется выполнять предусмотренную этим соглашением трудовую функцию.

  4. ^ Сверхурочная работа – работа, производимая за пределами установленного рабочего времени.

  5. Профсоюзы – добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

  1. Организационный момент.

    • Кто из вас работал?

    • Кто собирается?

    • Актуальна ли тема трудовых прав несовершеннолетних для вас?

  1. Объяснение нового материала на наглядном пособии.

  • Ст. 37:

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

  2. Принудительный труд запрещен.

  • Свобода труда

  • Запрещение принудительного труда

  • Обеспечение права на создание профсоюзов и вступление в них

  • Обязанность сторон соблюдать условия трудового договора

Трудовой договор №__

(наименование организации, предприятия, учреждения) именуемое в дальнейшем

(ФИО, паспортные данные) с одной стороны и ___________________________________


  • Должность и профессия

  • Права и обязанности

  • Компенсации и льготы

  • Условия оплаты труда

  • Виды и услуги социального страхования

  1. Получать зарплату

  2. Исчисление трудового стажа

  3. Премия

  4. Отчисления в пенсионный фонд

  5. Социальное страхование

  6. Отпуск

  7. Выходные дни

  8. Соблюдение режима рабочего времени

  9. Отстаивание своих прав в индивидуальном и коллективном порядке

  • Обязательный предварительный и ежегодный медосмотр

  • Квотирование мест

  • Учебный отпуск – в любое время

  • Расторжение договора по инициативе работодателя с согласия трудовой инспекции и КДН

  • Запрещен труд:

  1. На вредном и опасном производстве

  2. Подземные работы

  3. Связанный с перенесением и передвижением тяжестей

  4. В ночное время

  5. Длительные командировки

  6. В выходные и праздничные дни

  7. Могущий причинить нравственный вред

  • Урегулирование трудовых споров

  • Организация и проведение забастовок, митингов, собраний

  • Осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (создание правовых и технических инспекций)

  • Проведение экспертизы условий труда

  • Защита прав и интересов по вопросам возмещения вреда

  • Обращение в соответствующие органы с требованием о привлечении к

лиц, виновных в нарушении законов









  1. Закрепление нового материала – решение задач.

  1. заключительный этап.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по праву для учителя и ученика.

Нажмите, чтобы узнать подробности



Земельное право для студентов 1 курса. Обучающий курс для подготовки специалистов среднего звена и повышения квалификации.




Презентация имущественное страхование раскрывает сущность основной функции управления имущественного страхования. Может использоваться для обучение и повышение квалификации .



На занятии рассказала детям, что 20 ноября в нашей стране отмечается Всемирный день прав ребёнка. Дала понятия, что такое “права” и “обязанности”. Дети узнали, что та.


Актуальность обновления и модернизации содержания правового образования в школе вызвано, с одной стороны тем, что правовая система России, провозглашенная демократическим.



Тема: Административное право Тип занятия: комбинированный урок-лекция Методика проведения: закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний&.


Цель урока: раскрыть сущность процесса выборов в России. Задачи урока: Образовательная: распространение знаний в области избирательных прав гра.


Автор: Чуканова Ольга Сергеевна

Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда

Цель урока – открытие в совместной деятельности способов защиты гражданских прав на примере права собственности.

Задачи:

  1. Задача обучения: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о способах защиты гражданских прав, особенностей и сроках их защиты, условий, определяющих выбор способа.
  2. Задача развития: обеспечить условия для формирования умений самостоятельного поиска правовой информации, использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях, умений строить логические рассуждения, навыков сотрудничества.
  3. Задача воспитания: с помощью учебного материала способствовать формированию правомерного поведения, активной гражданской позиции, инициативности, ответственности.

Приёмы и методы:

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

1. Организационный момент

Начнём мы сегодня урок с ситуации, произошедшей недавно в школе.

2. Постановка проблемы. Этап целеполагания.

После просмотра вы должны ответить на вопросы: какие правовые отношения возникли в данной ситуации и что явилось основанием их возникновения.

  1. Определите вид правоотношения по отраслевой принадлежности.
  2. Назовите юридический факт, который стал основанием возникновения правоотношения между Алиной и Игорем.
  3. Какое вещное право появилось у Алины в момент передачи подарка?
  4. В чём заключаются особенности отношений собственности?

Совершенно верно. Сегодня мы и должны рассмотреть особенности защиты прав собственника.

Попробуйте сформулировать цель урока.

Какие задачи мы поставим перед собой для достижения цели урока?

Молодцы, правильно! Именно по такому плану мы сегодня будем действовать.

Отвечают на вопросы:

  1. Гражданские правоотношения.
  2. Договор дарения
  3. Право собственности
  4. Отношения собственности носят абсолютный характер: праву собственника противопоставляются обязанности неопределённого круга лиц; особый характер защиты.

Формулируют цель - охарактеризовать основные гражданско-правовые способы защиты прав собственника.

Предлагают варианты задач:

  1. Определить способы защиты права собственности.
  2. Изучить особенности каждого способа.
  3. Определить условия выбора способов.

3.Этап освоения новых знаний

В соответствии с Конституцией в РФ признаётся и защищается возможность иметь, владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом. Защита права собственности осуществляется в рамках гражданского, административного, уголовного, процессуального законодательства. Сегодня мы с вами рассматриваем данный вопрос именно с точки зрения гражданского права.

Гражданско-правовые способы защиты права собственности – совокупность способов, приёмов, средств, которые собственник или иной законный владелец могут применять для защиты своих прав на принадлежащее ему имущество.

Чтобы их изучить, будем работать с основным источником гражданского права – ГК РФ. Откройте в системе КонсультантПлюс ГК РФ часть1.

Итак, способы защиты права собственности подразделяются на две группы: общие и специальные.

Работа со схемой.

Общие закреплены в статье 12 ГК РФ. Ознакомьтесь с ней.

Перечислите, пожалуйста, общие способы. (появляются на слайде по мере ответа).

Является ли этот перечень исчерпывающим?

Теперь давайте разберём специальные способы защиты. Они регулируются главой 20 ГК РФ. Ответьте на вопрос, какие правомочия собственника могут быть нарушены?

Верно, поэтому выделяются следующие специальные способы:

иск собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения

это иск, представляющий собой внедоговорное требование владеющего вещью собственника к третьим лицам об устранении препятствий, связанных с осуществлением правомочий по пользованию и распоряжению имуществом

Назовите общие способы защиты, частными случаями которых являются негаторный и виндикационный иски.

Сейчас мы разберём действие способов защиты на примерах:

История Алины и Игоря имела продолжение.

Задание - укажите правомочие собственника (Алины), нарушенное в данной ситуации, и определите способ защиты.

Сейчас, ребята, работаем в парах. Задание:

Внимательно ознакомьтесь с содержанием 301 и 302 статей. Определите условия, от которых зависит истребование вещи из чужого незаконного владения).

Какого приобретателя мы можем считать добросовестным, а какого – недобросовестным?

Итак, верно, если приобретатель недобросовестный, имущество в любом случае возвращается собственнику.

(отражается на слайде).

Какие сделки мы отнесём к безвозмездным?

В каком случае имущество возвращается собственнику?

В каком случае имущество возвращается собственнику?

Правильно, ребята, закон предусматривает три условия, при которых имущество может вернуться собственнику.

Проанализируйте ситуацию Алины и Игоря с точки зрения права.

Верно, а при каких условиях Алина не имела бы возможности истребовать имущество у Насти?

Как вы думаете, ограничено ли требование Алины к Насте или требование Алины к Игорю каким-нибудь сроком?

Да, это срок называется исковой давностью. В данном случае он составляет три года (общий срок).

Ознакомьтесь со ст.200 ГК, определите, с какого момента в данной ситуации начинается течение срока исковой давности?

Нарушения прав собственности мы можем наблюдать на улице каждый день. Сейчас вы в группах рассмотрите фото-ситуации и выполните задания по карточкам.

1. Укажите, какое правомочие нарушено.

2. Перечислите общие и специальные способы защиты собственника.

3. Приведите примеры действия самозащиты.

4. Определите, при каких условиях самозащита будет считаться допустимой (ст. 14 ГК)

5. Ознакомьтесь со ст.208, определите особенности исковой давности по негаторному иску. Как вы думаете ,чем это вызвано?

  1. Опишите правонарушение
  2. Определите способ защиты гражданских прав
  3. Что в соответствии с гражданским законодательством включается в состав убытков (ст.15 ГК)
  4. Может ли собственник автомобиля взыскать с нарушителей упущенную выгоды (приведите пример).
  5. При каких условиях собственник вправе требовать возмещения доходов правонарушителя (приведите пример).

Итак, мы с вами рассмотрели основные гражданско-правовые способы защиты права собственности – признание и самозащиту права, виндикационный и негаторный иски, возмещение убытков.

Поурочные разработки уроков по дисциплине

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Разработка предназначена для студентов 1 курса по специальности "Документационное обеспечение управления и архивоведение". В разработке представлен материал по проведению занятий по праву. Даны цели урока, в какой последовательности представить информацию обучающимся (опорный конспект), также уделено внимание закреплению материала. Разработка включает в себя следующие разделы: Основы государства и права, основы конституционного строя, основы трудового права, основы гражданского права.

Читайте также: