Звуки речи и буквы конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Создать условия для повторения и уточнения представлений учащихся о звуках и буквах, ознакомления с правописанием словарного слова октябрь; способствовать формированию умения различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами на письме, использовать условные звуковые обозначения слов

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные : овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу., взаимовыручке

Познавательные : общеучебные – извлекают необходимую информацию схем; знакомятся с базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют сравнение, анализ.

Коммуникативные : проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия и термины

Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Слово с непроверяемым написанием октябрь

Образовательные ресурсы

Оборудование:

Мультипроектор, интерактивная доска.

1. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2015.

2. Ситникова Т.Н., Яценко И..Ф., Васильева Н.Ю.

Поурочные разработки по русскому языку.2 класс.-М.: ВАКО, 2015.-368с.- ( В помощь школьному учителю)

1 Орг. момент

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Стране Русского Языка. Чтобы путешествие было полезным и интересным, а знания и умения вы могли бы применить в жизни, вам необходимо быть внимательными и активными.

Ну, а теперь мы все вместе отправляемся в путь.

2.. Минутка чистописания (Ь,Ъ)

Посмотрите, что это? ( Верно) Перед нами ворота в страну русского языка. Чтобы попасть в волшебную страну, надо всем писать красиво и аккуратно в своих тетрадках. Давайте приготовим пальчики к работе. Посмотрите на экран и повторяйте упражнения.

Ребята, открываем тетради и старательно пишем. Откройте тетради и запишите:

Классная работа .

- Какие буквы записаны?

- Что мы о них знаем? ( Они не обозначают звуков. Мягкий знак - показатель мягкости)

А теперь пропишите буквы, чередуя, до конца строчки.

… Молодцы. Постарались и как видите ворота в страну РУССКОГО ЯЗЫКА для нас открылись..

3. Постановка учебной задачи

Но дорогу нам преграждает стена, да необычная, а СТЕНА РАЗМЫШЛЕНИЙ. Мы вместе сможем преодолеть её , если, прослушав сказку, вы догадаетесь, о чём пойдёт речь на уроке. Сказку нам сегодня расскажет Катя.

Ребята, я надеюсь, что вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? ( О звуках и буквах)

Как вы думаете, чему мы должны научиться?

В учебнике на стр.78 мы найдём главный вопрос, на который должны ответить на уроке.Откройте учебники. Прочитаем его хором

( Как различить звуки и буквы?)

Мы справились с этим заданием и можем двигаться дальше.

А что это перед нами? ( Город звуков и букв. ) Жители города готовились к встрече с вами и заранее приготовили для вас интересные, но непростые задания. Чтобы попасть в город, мы должны рассказать, что мы уже знаем о звуках и буквах.

4 .Работа по теме

1. Беседа о звуках и буквах

- А что вы знаете о буквах? ( Буквы мы видим и пишем).- Хорошо.

- А о звуках? (Звуки мы произносим и слышим.). Правильно

Сейчас я предлагаю вам следующее задание. Я начну, а вы должны продолжить предложения:

Звуки бывают….( гласные и согласные)

Гласные звуки бывают …..( ударные и безударные)

Согласные звуки бывают……( звонкие и глухие, твёрдые и мягкие,).

Молодцы, мы смогли войти в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ

Физкультминутка для глаз

Давайте посмотрим , что там происходит

Слушайте и следите глазами за движущимися предметами. Дети, что вы увидели? ( В этой стране тоже осень ) А что услышали? ( Шум ветра)

Вижу, что вы готовы и смотреть, и слушать, значит ваши знания о звуках и буквах помогут вам узнать новое словарное слово

2.Словарная работа . Звуко-буквенный разбор

Слушайте внимательно и тогда обязательно справитесь

-Какое слово у вас получилось?(октябрь)

Какое опасное место в слове надо запомнить?(О) Попробуйте придумать , как эту букву можно запомнить.

Если трудно можете воспользоваться подсказкой на слайде.( В октябре холодно, мокро, октябрь -это уже осень. Во всех словах, связанных по смыслу с этим словом под ударением о. Так можно запомнить, что и в этом слове надо писать букву о)

Напишем слово октябрь с большой буквы, с красной строки также красиво и правильно.

У доски работает Карина. Комментируй.

- Разделите слово на слоги, поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.

Назови все буквы в слове правильно по порядку.

Продолжаем работу над словом. Звукобуквенный разбор на доске выполнит Володя , все остальные работают в тетрадях.

Почему звуков меньше? ( Мягкий знак звука не обозначает)

Дайте характеристику второму звуку, если надо, пользуйтесь памяткой ( Звук [к] – согласный, он глухой парный, твёрдый парный). Отвечает Люба.

Развитие речи ( по электронному приложению)

Мы с вами поработали над написанием названия ещё одного осеннего месяца. Давайте используем его в своей речи и придумаем с ним предложение.

( В октябре много холодных дождливых дней) Молодцы.

Осень вдохновляла многих поэтов, писателей и художников.

А вот какое замечательное стихотворение написала башкирская поэтесса Гульфия Юнусова . Послушайте
“Падают листья”

Первым вестником зимы
Снег кружится мелкий.
Листья падают с дубов
Рыжие, как белки.
Плотно, будто бы ковром,
Корни укрывают.
Так по-своему они
Землю утепляют.

Посмотрите на экран, перед вами отрывок из стихотворения знаменитого русского поэта А.С. Пушкина.

Вставьте подходящее по смыслу слово:

( Декабрь, май , октябрь ) уж наступил- уж осень отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

- Все ли слова понятны? (Нет. Что означает нагие? Нагие ветви – это значит голые, без листьев)

- А с каким чувством я читала? ( С грустью)

- Какое чувство вызвали у вас эти строки? ( Чувство грусти) Передайте это чувство интонацией.

Выполните такое же задание во втором предложении.

В октябре, в октябре частый ( снег, град , дождик ) на дворе.

- Кто был внимателен и заметил словарное слово в этих отрывках, поднимите руку. Назови слово так , как мы его произносим. .А теперь , проговаривая по слогам так, как надо писать.( Октябрь)

Запишем второе предложение с комментированием. Комментирует Станислава.

- Читая строки вы озвучивали письменную речь . Из чего состоят слова письменной речи?( Из букв)

А слова устной речи? ( Из звуков)

Музыкальная физминутка

Продолжим работу по учебнику, будем тренироваться различать звуки

Найдите в учебнике упр.116 стр.78

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

( шар, ложка, шарф, лодка)

Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. Произнесите эти звуки (Шар и шарф

[ ш ], [ а ], [ р ] или лодка и ложка [ л ], [ о ], [ к ], [ а ])

Назовите слова, которые различаются одним звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.

(лодка и ложка [ ш ], [ т ])

Теперь вы сможете помочь гномам починить дом.

Перетащите эти звуки к словам.

[ д ], [ т ], [ ж ], [ ш ]

Орфографическая минутка

Перед нами РАВНИНА ГРАМОТНОСТИ .

Звуки мы обозначаем буквами каждый раз, когда пишем под диктовку. Давайте потренируемся. Узнайте слова по транскрипции и напишите их. У доски будет работать Вика.

Помните, что в русском языке произношение и написание часто не совпадают.

Запись на карточках : [ лужы ], [ дажд'и ], [ гр'ас' ]

Напишите с красной строки с большой буквы первое слово( Лужи,)

Проверьте. Подчеркните опасное место.

На какое правило слово? Приведите свои примеры слов с таким сочетанием.

Поставьте запятую, напишите второе слово.(дожди)

На какое оно правило? ( На проверяемую безударную гласную). Докажи. (Ударение падает на гласную и, безударная гласная О, потому что проверочное слово дождь)

Река листва, земля, грибы .

Поднимите руку те, кто ни разу не ошибся.( Молодцы)

Ребята, тем, кто остался сидеть надо постараться быть внимательнее

Поставьте запятую и напишите последнее слово (грязь) На какое оно правило ? ( На проверяемую парную согласную.) Объясни написание опасного места.

( Парная согласная З, потому что , проверяю нет грязи)

Возьмите веры с согласными Ж и Ш , приготовьтесь правильно обозначать буквой последний звук и доказывать своё мнение.

Малыш, гараж, карандаш, ёж.

Сами звуки очень её любят. Я скажу слово, а вы хором вполголоса , как-будто вы эхо, назовите конец его так, чтобы у вас получилось новое слово

Молодцы, но пока мы играли со звуками..

Не давали буквам дело.

Им безделье надоело,

Надоело им скучать

И пошли озорничать.

И посмотрите, что из этого получилось.

Вы знаете, как важно, чтобы каждая буква стояла на своём месте. Давайте постараемся найти и вернуть на место заблудившуюся букву.

1) Утром бабушка к рубашке

При б ивала мне кармашки.( пришивала)

Д вери гонятся за мной. ( звери)

3) Сели в ло ж ку и –айда!

По реке туда-сюда. ( лодку)

4) Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села. ( дочками)

5) Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную г орку.( корку)

Молодцы, вы были внимательны и сумели помочь буквам вернуться на свои места. Продолжаем путь. Смотрите, что у нас впереди.

Дети, скажите, как называют людей, которые покоряют горы? ( Альпинисты) Правильно.

А какие люди могут быть альпинистами? ( Смелые, отважные, которые всегда придут друг другу на помощь).

Друг за друга держаться, ничего не бояться .

Обсудите и обведите правильные ответы. Кто выполнит работу, сядьте правильно.

Тест по теме "Звуки и буквы"

1. Обведите слово, в котором количество букв и звуков совпадает: 1) уголь; 2 ) угол ; 3) пеньки.

2 Обведите слово, в котором звуков больше, чем букв: 1) яма ; 2) семья; 3) люк.

3 Обведите слово, в котором все согласные звуки твердые : 1) час; 2) щука; 3) жила .

4 Обведите слово, в котором все согласные звуки мягкие: 1) сияние ; 2) цепи; 3) широко.

5. Обведите слово, в котором все согласные звуки глухие: 1) мышь; 2) степь; 3) затем.

6. Обведите слово, в котором все согласные звуки звонкие: 1) дома; 2) плащ; 3) гараж.

Проверяем. Если задание выполнено правильно, то перед цифрой ставьте плюс, если нет, то минус.

1 задание, правильный ответ угол…

Зажгите огоньки дружбы, если все задания выполнены без ошибок.

У кого была только одна ошибка?

Какое задание, которое показалось вам самым трудным? А какое было вас самым лёгким?

Те, кто сумел покорить вершину знаний молодцы. А те, у кого пока не всё получилось, не огорчайтесь на следующих уроках мы продолжим этому учиться.

А чтобы все задания получались, вы потренируетесь в домашнем упражнении. Откройте дневники, запишите : упр.119 стр.80 ( уч.), по желанию можно выполнить

звукобуквенный разбор выделенного слова.

Итог. Рефлексия

Сегодня наше путешествие по стране Русского Языка подошло к концу. Давайте подведем итог нашего урока.

На какой вопрос мы должны были ответить ?

Как же различить звуки и буквы?

Начинайте со слов, написанных на экране.

Ребята, изучение этой темы не завершается на этом уроке, мы продолжим говорить о звуках и буквах и на следующих уроках

Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что со всеми заданиями на уроке вы легко справились, то для вас зажёгся зелёный свет, если не всё, то жёлтый. Если было очень трудно, то красный. Встаньте те, для кого зажёгся зелёный свет? .…жёлтый? …красный?

А я хочу отметить тех, кто на нашем уроке был особенно внимателен, активен, давал правильные ответы и помогал нам пройти все испытания. Это ……. Встаньте, пожалуйста.

Молодцы. Благодарю вас за работу. Садитесь

Ребята, вы были замечательными учениками. Спасибо за урок.


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Звуки и буквы"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

реализуемое с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов

Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Ахметова Лилия Рафиковна

МОБУ СОШ с.Тубинский МР Баймакский район

Общая информация

Русский язык

Звуки речи и буквы

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторить классификацию звуков русского языка, формировать умение различать звуки и буквы.

Распознавать звуки речи и обозначать их на письме.

Обосновывать правильность выбора звука и обозначать его на письме буквой. Развивать навыки работы с информацией.

Формировать красоту звучащей речи и любовь к родному русскому языку.

Планируемые результаты

Осознавать роль звучащей речи в жизни человека, умения правильно произносить слова и грамотно их писать. Формирование ответственного отношения к обучению. Учить работать в группе. Давать оценку своим действиям.

Формировать умения применять изученные понятия :различать звуки речи и буквы, выделять звуки в потоке речи, уметь называть основные их характеристики.

Принимать и сохранять учебную задачу, решать учебную задачу под руководством учителя, учить работать по предложенному плану. Уметь сравнивать результат с эталоном.

Уметь извлекать необходимую информацию из различных источников. Умение правильно характеризовать звук и обозначать его на письме.

Слушать и понимать речь собеседника, развивать умение работать в группе.

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Текущий контроль, работа с карточками.

Библиотека МЭШ, карточки Учи.ру

Форма обучения

Технология взаимодействия ( синхронное обучение, асинхронное обучение)

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Используемые открытые образовательные платформы, онлайн-сервисы

Библиотека МЭШ, РЭШ, Учи.ру

Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки для обучающихся

Учебник, эталоны, карточки с заданиями

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап учебного занятия

Цель, содержание этапа

Используемые ресурсы открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов

Мотивация к учебной деятельности

Осуществление межличностных контактов, создание комфортной психологической атмосферы

Приветствие учителя. Пожелание успешной работы.

Проверяют уровень готовности к уроку

Дети прослушивают аудиозаписи:

-Что вы услышали?

Звуки, которые издает птица и разговор ребят. Дети поздравляли друг друга с началом учебного года, пожелали друг другу хорошего настроения, отличных отметок в этом году.

-Вы услышали разговор ребят. Какую форму общения использовали дети?

-Что такое речь и для кого она свойственна?

Умение извлекать информацию из услышанного материала.

Эмоциональное восприятие услышанного диалога.

Анализ услышанного материала

Развитие умения слышать

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

-Ребята, какая бывает речь?

Выполним задание от Учи.ру.

На доске появляется кластер:


-Какая минимальная единица речи?

-Каким знаком обозначается звук на письме?

Звуки тянутся, поют

Без преград они живут

Цветом они красные

Такие буквы нелегко произнести,

Преграда – зубы и язык ни их пути.

Их в алфавите 20 штук. Они все разные

А называются они…

На доске появляется кластер:


Посмотрите на доску, что вы видите: а, м, ц, [д], л, б, [о], я ш, [ш]

-На какие группы можно их разделить

-С какой трудностью столкнулись?

Высказывают свои мнения

Соотносят свои мнения с ответами одноклассников

Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Постановка цели и проектирование

Выявление причины затруднения.

-В чем была причина затруднения при выполнении задания?

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Тема: Звук и буква.

Участвуют в обсуждении проекта, составляют план деятельности

Формирование навыков целеполагания и планирования своей деятельности в учебной ситуации

Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Цель: повторить, что такое звук, какой он бывает и как обозначается на письме.

· об отличиях буквы от звука, а также гласного звука от согласного;

мы научимся:

· характеризовать звуки русской речи.

Выполнять задания будем в группах, передвигаясь по станциям.

1 станция: станция работы с учителем - работа 1 группы

2 станция: станция онлайн-обучения (работа детей 2 группы)

3 станция: станция проектной работы (работа детей 3 группы)

Каждая группа находится на станции в течение 12 минут. За это время необходимо выполнить предложенные задания.

Звонок в колокольчик оповестит вас о переходе на другую станцию.

Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию

Реализация построенного проекта

Включение в систему знаний и повторения.

1 станция: станция работы с учителем - работа с 1 группы

Работа по учебнику со схемой, страница 4.

Повторение классификации звуков русского языка по схеме.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(теоретический материал, представленный учителем)

Слушают, задают вопросы. Находят знаки, переводят знаковую информацию в словесную

Участвуют в обсуждении содержания материала с опорой на учебник

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Классифицируют звуки русской речи.

Умение обобщать и систематизировать свои знания

2 станция: станция онлайн-обучения (работа детей 2 группы)

Выполняют задания на закрепление, формируют умение различать звук и букву

Формируют смысловое чтение

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Оценка, контроль, коррекция

3 станция: станция проектной работы (работа детей 3 группы)

Заполните схему: звуки речи.

-Проверьте схему по эталону.

Подчеркни буквы, которыми различаются слова. Назови звуки, которыми различаются эти слова.

марка-мерка работа-забота

парта-парк рыбаки-рыбки

белка-булка ручка-речка

-Проверьте выполнение задания по эталону.

- Подбери согласные так, чтобы получились новые слова.

..ом, …ом, …ом, пру…, пру…, лу…, лу… .

-Подбери гласные так, чтобы получились разные слова.

Д..м, д…м, д..м, с..к, с..к, ст..л, ст..л, р..ка, р..ка, в..л, в..л.

Сравнивают слова по звучанию и по написанию, различают звуки и буквы.

Организуют поиск информации.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками

Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Учатся сравнивать по эталону.

Контроль деятельности на этапе повторения

Представление выполненных заданий 3-их групп

Представляют задания, анализируют, дополняют, оценивают результат.

Рефлексия выполненных заданий группы

Осуществляют пошаговый контроль

Умение контролировать свои действия

Рефлексия учебной деятельности

Выяснение оставшихся затруднений

Смогли ли достигнуть поставленной цели?

Цель: повторить, что такое звук, какой он бывает и как обозначается на письме.

об отличиях буквы от звука, а также гласного звука от согласного;

Чему научились?

· характеризовать звуки русской речи;

-Какое задание было сложным для Вас?

Игра: распредели правильно буквы, составь слово

На доске записаны буквы: м,у,н,и,ц,а

-На какие две группы можно распределить эти буквы?

-Буквы, которые обозначают гласные звуки и буквы, которые обозначают согласные звуки.

-Составьте из этих букв слово.

-Какого человека называют умницей?

-Умный и способный человек.

-Как по-другому можно сказать?

Все молодцы! Отлично справились с заданиями.

Называют основные моменты учебного материала. Озвучивают оставшиеся затруднения

Отмечают самых активных учеников на уроке

Формулируют результат работы на уроке

Обобщение и систематизация,

результативность выполненной работы

Умение определять результативность своей работы

Домашнее задание.

Предложено задание из учебника и онлайн платформы на выбор

Умение работать с разными источниками информации

Умение давать оценку своим действиям.

Анализ учебного задания, синтез, обобщение.

Умение выбирать задания

Приложение 1.

Теоретический материал, который можно использовать учителю на уроке.

Мы живём в мире, наполненном разнообразными звуками. Звучит всё: вода и солнце, птицы, животные. И человек тоже в некотором смысле звучит. Только звуки речи человека отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.

Звук является наименьшей звучащей и слышимой единицей любого языка. Отдельно взятый звук не имеет никакого смысла. Но когда звуки сливаются в слова, они создают слова. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — том – ром — рот. При изменении только одного звука появляется новое слово с присущим ему значением.

Звуки образуются во время выдоха от колебаний струи воздуха с помощью работы речевого аппарата. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы и зубы.

В звуках речи мы можем различить голос и шум. Голос образуется от того, что выдыхаемый воздух проходит через напряженные голосовые связки. А шум образуется тогда, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия, которые создают губы, зубы или язык.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через ротовую полость, образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса! Гласные звуки - самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласные звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать, как дрожат голосовые связки.

В русском языке всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [э], [и].

В звучащей речи человека есть звуки, которые образуются через преодоление выдыхаемым воздухом препятствий в виде губ, зубов и языка. Из-за этого мы слышим шум. Это согласные звуки.

Из шума состоят все согласные звуки. Но в образовании некоторых согласных звуков кроме шума участвует и голос. Поэтому различают звонкие и глухие согласные звуки.

Согласные звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум, называют звонкими. Голосовые связки при их произнесении напряжены и дрожат. Это звуки [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’], [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’], [й’]

Согласные звуки, которые создаются только одним шумом и без голоса, называются глухими. При образовании таких звуков голосовые связки расслаблены и не дрожат. Это звуки [ п ] , [ п’ ] , [ ф ] , [ ф’ ] , [ ш ] , [ с ] , [ с’ ] , [ к ] , [ к’ ] , [ т ] , [ т’ ] , [ ч’ ] , [ щ’ ] , [ х ] , [ х’ ] , [ ц ] , [ ц’ ] .

В русском языке при произношении части согласных звуков речевой аппарат работает совершенно одинаково. Например, [ Б ] – [ П ] . Различаются эти звуки только участием голоса. Такие звуки образуют пары по глухости-звонкости и их называют парными. Это звуки [б], [ п ] , [б’], [ п′ ] , [в], [ ф ] , [в’], [ ф’ ] , [г], [ к ] , [г’], [ к’ ] , [д], [ т ] , [д’], [ т’ ] , [ж], [ ш ] , [з], [ с ] , [з’], [ с’ ] .

Другая часть согласных звуков такой пары не имеет. Их назвали непарными. Это звуки [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [ х ] , [ х’ ] , [ ц ] , [й’], [ ч’ ] , [ щ’ ] . Непарных по глухости-звонкости звуков меньше, чем парных.

У согласных звуков есть и ещё одна особенность: некоторые из них мы произносим с особой интонацией: по-доброму, мягко. Как будто разговариваем с малышами.

При произнесении таких звуков кончик языка упирается в нижние передние зубы, а его спинка выгибается к нёбу. Такие звуки назвали мягкими. Остальные согласные звуки стали называть твёрдыми.

Очень большая группа мягких и твёрдых согласных звуков, также как звонкие и глухие, тоже образуют пары, только уже по мягкости-твёрдости. Вот они: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’]. И совсем незначительная часть согласных звуков не имеет пары по мягкости-твёрдости. Это звуки мягкие [й’], [ч’], [щ’] и твёрдые [ж], [ш], [ц].

В русском языке всего 42 звука. Из них 6 гласных звуков и 36 согласных.

Но звуки неуловимы. Их нельзя потрогать, поймать и подержать в руках. И человек придумал самое величайшее изобретение - буквы! И тут же свершилось невероятное – невидимый звучащий мир стал видимым! Человек поймал неуловимое – звук!

В русском языке 33 буквы: 10 гласных букв и 21 согласная буква. Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

Гласные буквы – а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Согласные буквы - это б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. А две буквы в русском алфавите не обозначают никаких звуков. Они так и называются – знаки - твёрдый (Ъ) и мягкий (Ь).

Нужно помнить, что звуки мы произносим и слышим, а буквы — видим и пишем.

В слове все звуки могут соответствовать своей букве. Например, стол [стол].

Но часто одна буква в разных словах может обозначать разные звуки. Например, в словах плод [плот], плоды [пладЫ]. Буква О обозначает и звук [о], и звук [а], а буква Д - и звук [т], и звук [д]. Иногда одна буква может обозначать одновременно два звука. Например, буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после разделительных мягкого и твёрдого знаков, после гласных букв обозначают по два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Большинство согласных букв в разных ситуациях могут обозначать два разных звука – парные по мягкости-твердости. Например, в словах мел — мол буква М в одном случае обозначает звук [ м’ ] , а в другом — [ м ] .

• учить четко различать элементарные единицы письменной речи (буквы) и устной речи (звуки).

Ход НОД

В о с п и т а т е л ь. Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Вам нравятся сказки о животных, про мальчиков и девочек, про злых и добрых волшебников, принцесс и королевичей. А я сегодня расскажу вам новую сказку – о звуках и буквах. Хотите послушать? Тогда давайте отправимся в волшебную страну.

Работа у экологического букваря.

В о с п и т а т е л ь. Жили-были в одной волшебной стране звуки. Никто их не видел, они были невидимками. А вот слышать их было можно.

Шесть звуков были певцами : А, О, У, И, Ы, Э. Им подпевали: Я – й-а, Е – й-э, Е –й-о, Ю – й-у.

За певучесть и голосистость их прозвали гласными (от слова глас – голос). Гласные мы произносим только голосом.

Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно тянуть или петь.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать Аленку,

Но не желают свистеть и ворчать.

Давайте попробуем пропеть гласные звуки, поднимаясь и спускаясь по лесенке: о-О-О, А-А-а… (И т. д.)

Пропевая звуки, взрослый имитирует ходьбу по лестнице.

В о с п и т а т е л ь. Вместе с гласными в волшебной стране жили согласные звуки. Их никак нельзя пропеть. Они совсем не похожи на музыкальные тона, это, скорее, шумы.

А согласные согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть.

Но не хочется им петь.

В лесу родилась А-А-А,

Зимой и летом Ы-Ы-Ы,

А теперь попробуем спеть с согласными:

В лесу родилась П-П-П,

Зимой и летом Ш-Ш-Ш,

Вы заметили, чтобы произнести согласные звуки, нужно немного прикрывать рот. Из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Попробуйте прокричать громко звуки [к], [х], [ш]. Не получается? И не получится. Чтобы кричать нуженголос,а у этих согласных его нет, один шум. Они звучатприглушенно, поэтому и называются глухими.

А согласные [з], [д], [в], [г]– звонкие. Послушайте, как они звучат,чтобы их произнести, нужно больше голоса. А самые звонкие – звуки[м], [л],[н], [г].

Приложите пальцы к гортани и произнесите, например, звуки [б], [в].Вы почувствуете, что в горле как будто звучит колокольчик – это работают голосовые связки. А теперь произнесите [п], [ф], [к]–связки не работают (колокольчик не звучит).

Еще звуки делятся на звонкие или глухие. Для этого нужно его повторять его, закрыв уши. При произнесении звонкого согласного чуть – чуть звенит.

Работа с коромыслами.

В о с п и т а т е л ь. Отыщите на коромыслах картинки, которые начинаются:

со звонкого согласного звука (змея, гриб, рыба, варежки);

глухого согласного звука (кошка, топор, собака, филин).

Некоторые из глухих согласных имеют звонкую пару: [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с].Послушайте, как похоже звучат слова: дом – том, коза – коса, балка –палка, горка – корка.

Дети произносят чистоговорку, интонационно выделяя звук [c].

В о с п и т а т е л ь. Согласный звук [с] глухой или звонкий? (Ответы детей.) Смотрите, к нам в самом деле прилетела оса.

Физкультминутка с офтальмотренажером.

Оса жужжит, кружится,

На тренажер садится,

Крыльями взмахнула ловко,

Полетела по дорожкам,

А мы за ней и за указкой

Последим, ребята, глазками.

Вы уже знаете, что согласные бывают твердыми и мягкими. Как их различать? Вы думаете, что их можно потрогать и наощупь определить, твердый это согласный или мягкий?Конечно же нет!

Послушайте как звучит звук [к] в начале слова КОТ и слова КИТ. Произнесите эти два звука вместе [к] – [к'].Чем отличается их произношение? (Ответы детей.) Определите, в каком слове звук твердый, а в каком мягкий?

Продолжается работа у экологического букваря.

В о с п и т а т е л ь. Отыщите на панно животных, названия которых начинаются с твердых согласных звуков. (Кот, корова, коза.) Какие это животные: дикие или домашние? (Ответы детей.) Куда мы их поселим?

Дети размещают животных около жилого дома.

В о с п и т а т е л ь. А теперь отыщите животных, названия которых начинаются со звонких согласных звуков. (Лиса, медведь, белка.)

Дети поселяют диких животных в свои домики: лису – в нору, медведя – в берлогу, белку – в дупло.

В о с п и т а т е л ь. Но на этом наша сказка не кончается. Слушайте дальше.

«Однажды в стране звуков появился волшебник из Грамматического царства, Букваринского государства. Ему так понравилась чудесная страна, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. Но когда узнал, что они невидимки, то он очень огорчился.

Но ведь он был волшебником и решил подарить каждому звуку по волшебному платью. Каждый звук получил свое платье непохожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть – выложить из палочек.

Буквы поселились в Букваринском государстве, где королем был Алфавит, а королевой – Азбука.

А чтобы вы всегда были желанными гостями в Грамматическом царстве, надо хорошенько запомнить, что буквы – это одежда для звуков. Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

Мы никого не обидим,

Если спросим: что видим?

Кто знает, поднимите руки.

Ушами слышим звуки.

Глазами видим буквы.

А если теперь мы спросим:

Что пишем, а что произносим?

Да не тяните рук вы,

Рукою пишем буквы,

Ртом произносим звуки.

В о с п и т а т е л ь. Вот и закончилась наша сказка. Что вы из нее узнали,/что буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что видим, а звуки – в царстве того, что слышим/

Какие бывают звуки?/ звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие/ Как их обозначают на письме?/ на письме они обозначаются буквами/


Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв. Задачи: 1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов; 2) называть буквы, обозначать звуки на письме. 3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы 4) воспитывать аккуратность, самостоятельность. Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема: Звуки и буквы.

Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.

1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;

2) называть буквы, обозначать звуки на письме.

3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?


- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем.что ли, в пятки!

- Луссе мячик на площадке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!

В пятки, в вунки поиграть!

В пятки, в вунки -что такое?

Ничего не разобрать!

- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л))

II. Самоопределение к деятельности

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

3. Чистописание.

Словарная работа.

На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

- Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Какие слова напишем с большой буквы? Почему?

4. Изучение нового материала.

В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (Звуки)

- Что записываем и видим? (Буквы)

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

5. Работа по теме урока.

1) Прочитайте загадку

Всегда на двух я берегах,

Повис я, стоя на ногах.

- По каким признакам вы догадались?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (Четыре)

- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? (Четыре)

- Что можно сказать? (В этом слове звуков и букв поровну)

- Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?


2) Работа в парах: на карточках.

-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:

- Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

- Ь и Ъ – звуков не обозначают;

- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать? (Ответы детей)

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр. 24 учебника.

- Что такое звуки?

- Что такое буквы?

- Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка).

- Назовите буквы, которыми различаются слова. Подчеркните их.

7. Рефлексия.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Оцените свою работу на уроке.


(На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке).


- Дети, как вы думаете, какой получился у нас урок?

- Спасибо вам за работы. Все хорошо поработали.


-75%

Читайте также: