Начало великой отечественной войны конспект урока 11 класс
Обновлено: 06.07.2024
Тип занятия: урок изучения нового материала.
- Вступительное слово учителя.
- Формулирование вопроса для работы в группах.
- Работа в группах по предложенным документам.
- Выступление групп учащихся.
- Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны.
- Рефлексия.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Определение образовательного объекта эвристической ситуации.
- Далее слово учителя. “Мы начинаем изучение темы Великая Отечественная война. Со дня окончания войны прошло много лет. Но она осталась в нашей памяти, потому что нет такой семьи, которую не затронуло бы горе войны”.
- 22 июня. учитель демонстрирует фрагмент видеофильма "Великая Отечественная война".
Далее учитель продолжает. “В первые месяцы войны Советский Союз потерял тысячи танков и самолетов, погибли и попали в плен миллионы солдат и офицеров. Наступление фашистских войск было стремительным. К осени 1941 года немецкая армия захватила Литву, Латвию, Эстонию, Украину, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Европейской России (показывает на карте). Десятки миллионов советских людей оказались на оккупированной территории”.
- Далее учитель читает отрывок из воспоминаний участника войны ". сегодня 6-ой день войны. Мы остались вдвоём: Павел Абрамов и я. Сижу в изрешеченном, изуродованном танке.
Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Снарядов нет, патроны на исходе".
- Далее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения К. Симонова:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как слёзы они вытирали украдкою
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!
Как кринки несли нам усталые женщины,
И снова себя называли солдатками,
Притаив, как детей, от дождя их к груди.
Как встарь, повелось на великой Руси.
2. Формулирование вопроса для работы в группах. Формулирование открытого задания с неизвестным решением.
На этом этапе урока используется приём "восстановления" истории. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, способствует осмысленному изучению и восприятию новых знаний. Формулируется задание: Почему Красная Армия отступала?
- Далее учитель задает вопрос: "Давайте попытаемся представить себя на месте тех советских людей. Какие у них, были мысли, настроение? Какой вопрос они могли задать и наверняка задавали себе?"
- Большинство учащихся отвечают: “Почему Красная Армия отступала и терпела поражение?".
Далее учитель говорит: "Ответа на этот вопрос мы не знаем, я хочу предложить найти ответ. Перед вами пакет документов. Представьте себя на месте современных историков и определите причины отступления Красной армии в первые месяцы войны". Класс делится на группы. Каждая группа получает пакет документов (Приложение 1), в которых должна найти ответ на поставленный вопрос.
3. Работа в группах по предложенным документам. Решение возникшей проблемы - создание образовательного продукта.
Задача данного этапа - дать учащимся конкретные представления об изучаемом объекте методом исследования. Таким объектом явилось отступление Красной Армии в первые месяцы войны. Используется такая форма организационной деятельности учащихся, как групповая работа по общей теме урока. Ученики взаимодействуют внутри группы, обсуждают новый материал, готовят выступление.
В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности. Учащиеся сами ставят цели, планируют свою деятельность, распределяют работу внутри группы. Этот этап урока позволяет учащимся реализовать свои конкретные, индивидуальные способности.
Идёт работа в группах в течение 15 минут. Учащиеся должны полученный ответ записать на листе и защитить у доски перед другими группами.
4. Выступление групп учащихся. Демонстрация образовательного продукта.
На этом этапе учащиеся демонстрируют конечный продукт своей деятельности в форме версий причин поражения Красной Армии в начале войны. Для этого используется наглядный метод. Этап урока является результатом активного восприятия исследования объекта. Предполагает осмысленное слушание. Защищая свой образовательный продукт, учащиеся приобретают веру в себя.
Далее учащиеся высказывают свои версии, почему Красная Армия отступала. Версии демонстрируют у доски и защищают, обосновывают, закрепляют наглядно для дальнейшего сравнения.
5. Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны. Деятельность по сравнению образовательных продуктов.
На этом этапе активизируется мыслительная деятельность, и учащиеся подходят к ответу на поставленный вопрос к теме урока. Учитель применяет метод сравнения, когда ученики сравнивают свои версии с историческим аналогом. Этот метод позволяет откорректировать знания, полученные учащимися. Происходит осознание учащимися достигнутой цели.
- Далее учитель говорит: “ Ребята, вы высказывали свои предположения о причинах отступления Красной Армии в первые месяцы войны. В современной исторической науке тоже есть объяснения причин отступления Красной Армии в первые месяцы войны. Сравните полученные вами ответы с теми, которые предлагает учитель. Они висят на доске и лежат перед вами на парте”.
Причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г.
Далее группы сравнивают свои версии с теми, которые предлагает учитель. Делают выводы, что им удалось ответить на поставленный вопрос в начале урока. Учащиеся выполнили задание и правильно определили, почему Красная Армия отступала в первые месяцы войны.
6. Рефлексия. Самооценка.
На этом этапе учащиеся оценивают свою деятельность, подводят рефлексивный итог: что сделано, как работали.
Далее учитель спрашивает: “Ребята, а как вы считаете, какая группа лучше поработала, почему?” (нашли больше версий, лучше говорила и защищала свои версии).
- А теперь оцените каждый свою работу в зависимости от того вклада, который вы сделали, чтобы найти ответ на вопрос. Заполните таблицу.
Определение задачи урока | Анализ документов | Предложение версий | Участие в обсуждении версий | Удовлетворен ли своей работой на уроке, почему? | Оценка |
7. Задание на дом. Оценка результатов обучения.
Учитель комментирует работу каждого ученика на уроке.
Далее учитель ставит задачу в виде эвристического домашнего задания.
- Задание на дом: “Ребята, есть ещё одна точка зрения о причинах поражения Красной Армии, она была опубликована в газетах 3 июля 1941г. - это речь Сталина. Сопоставьте две точки зрения и подумайте, почему одним и тем же фактам даётся разное объяснение. Ответ запишите в тетради. В помощь вам страница учебника 153-161”
Ниже представлено описание разработанного урока с применением аудио- и видеоматериалов. Урок будет проводиться в 11 классе по истории России в разделе Великая отечественная война 1941 – 1945 гг.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-лекция с элементами самостоятельной работы.
Цель урока: с формировать представление об основных событиях начального периода Великой Отечественной войны.
Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Ученики приветствуют учителя.
Мотивационный этап.
В 2020 году исполнилось 75 лет победе в Великой отечественной войне. Мы всё дальше и дальше уходим от тех трагичных событий начала Великой Отечественной войны. Почему началась война? Можем ли мы вынести какие-либо уроки из тех далеких событий отечественной истории? Именно поэтому наш сегодняшний урок мы с вами посвятим первым месяцам Великой Отечественной войны.
Периодизация Великой отечественной войны:
22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г.;
19 ноября 1942 – конец 1943 г.;
Начало 1944 г. – 9 мая 1945 г.;
8 августа 1945 г – 2 сентября 1945.
Наш урок сегодня посвящен начальному этапу Великой отечественной войны. Сегодня мы с вами поговорим о:
Вторжении и летней катастрофе 1941 г.
Смоленском сражении и катастрофе на Украине.
Битве под Москвой.
Содержательно-деятельностный этап.
Первый вопрос урока изучается путем рассказа учителя и выполнения ряда заданий по аудиоисточнику.
Примерное содержание рассказа учителя:
После того как прозвучала аудиозапись, обучающие отвечают на поставленные вопросы.
Как вы думаете, каковы были причины нападения Германии на СССР? (ученики отвечают)
1) Захват экономического потенциала СССР – богатейшие энергетические, сырьевые, продовольственные и трудовые ресурсы;
2) Устранение идеологического конкурента.
Являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства? Сталин игнорировал неоднократные предупреждения различных разведывательных источников о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР. Уже к маю 1941 г., на западной границе с СССР немцы сконцентрировали около 3,5 млн. солдат, и Сталин об этом знал, но считал, что война начнется не раньше 1942 г. Из этого можно сделать вывод, что наша страна не готова была к столь внезапному нападению.
Какие действия были предприняты после нападения? (ученики отвечают).
Действительно, в первый день войны были образованы 3 фронта: Северо-Западный (командующий – генерал Ф. И. Кузнецов), Западный (командующий – генерал Д. Г. Павлов) и Юго-Западный (командующий – генерал М. П. Кирпонос) и 24 июня был создан Северный фронт (командующий – генерал М. М. Попов). Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен И. В. Сталин. Война потребовала отказа от некоторых демократических форм управления страной, предусмотренных Конституцией 1936 г. что привело к тому, что 30 июня вся полнота власти в стране перешла в руки Государственного Комитета Обороны (ГКО), председателем которого стал И. В. Сталин.
Мобилизация – совокупность мероприятий, направленных на приведение вооруженных сил и государственной инфраструктуры из мирного состояния в полную боевую готовность.
Анимация на карте сопровождается показом наступления немецких армий.
Ключевые слова конспекта: причины Великой Отечественной войны, этапы Великой Отечественной войны, начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Раздел ОГЭ по истории: 3.1.10* СССР во Второй мировой войне. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Битва за Москву
Причины Великой Отечественной войны
Этапы Великой Отечественной войны
Первый этап Великой Отечественной войны начался 22 июня 1941 г. нападением на СССР гитлеровской Германии и закончился в апреле 1942 г. победой советских войск под Москвой.
Второй этап Великой Отечественной войны начался в апреле 1942 г. победой советских войск под Москвой и закончился 19 ноября 1942 г. началом контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.
Третий этап Великой Отечественной войны начался 19 ноября 1942 г. контрнаступлением советских войск под Сталинградом и закончился 23 августа 1943 г. нашей победой в Курской битве.
Четвертый этап Великой Отечественной войны начался 23 августа 1943 г. освобождением Харькова (завершение Курской битвы) и закончился в ноябре 1944 г. полным освобождением территории СССР от немецко-фашистских захватчиков.
Пятый этап Великой Отечественной войны начался в ноябре 1944 г. освобождением СССР от врага и закончился 9 мая 1945 г. подписанием акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В этот период советские войска освободили от гитлеровцев территорию Восточной Европы.
Начало Великой Отечественной войны
22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз. На стороне Германии выступили Румыния, Венгрия, Италия, Словакия и Финляндия. Группировка вооруженных сил фашистского блока насчитывала 19 танковых и 13 моторизованных дивизий (5,5 млн человек), 4,3 тыс. танков и штурмовых орудий, 47,2 тыс. орудий и минометов, 4,5 тыс. боевых самолетов и 192 корабля.
Германия выступила против СССР в трех направлениях — на Ленинград, Москву и Киев.
Войскам фашистского блока противостояли советские вооруженные силы, преобразованные на базе приграничных округов в Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты, состоявшие из 179 дивизий (3 млн человек), 38 тыс. орудий и минометов, 13,1 тыс. танков, 8,7 тыс. самолетов. Морские рубежи СССР защищали Северный, Балтийский и Черноморский флоты, насчитывавшие в своем составе 182 корабля и 1,4 тыс. боевых самолетов.
23 июня 1941 г. для руководства боевыми действиями была создана Ставка главного командования во главе с наркомом обороны маршалом Советского Союза С. К. Тимошенко. В стране были объявлены мобилизация и военное положение.
Создав на направлениях главных ударов превосходство сил, войска агрессора прорвали их оборону, захватив стратегическую инициативу и господство в воздухе.
Для первых дней войны было характерно сочетание неумелых действий командования и героизма воинов. Навсегда в памяти народа останется подвиг защитников Брестской крепости, где начиная с 22 июня 1941 г. больше месяца шли ожесточенные бои.
К середине июля 1941 г. враг оккупировал Литву, Латвию, Белоруссию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии.
В Заполярье советские войска отстояли Мурманск и главную базу флота — Полярный.
Конспект и презентация предназначены для уроков истории. План урока:1. Канун войны. 2. Начало войны. 3. Силы и планы сторон. 4.Неудачи Красной армии летом-осенью 1941 г. 5. Битва за Москву. 6. Героическая оборона Ленинграда. На уроке учащиеся познакомятся с трагическими событиями в начале войны и причинах поражения Красной Армии. Полезная разработка к 70-летию Победы.
Целевая аудитория: для 9 класса
Представлен качественный ресурс. Презентация содержит иллюстративный материал и тезисы урока. По конспекту можно определить, что предлагается урок - лекция. В конспекте представлен подробный текстовый материал по слайдам презентации.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также: