Пространство фактуры конспект урока по музыке 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

Учитель: Музыкальное произведение. Как их много, и как они разнообразны! Но все они "живут" по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?

Дети: Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать:.

Учитель: А сегодня мы воплотим музыку весьма необычным способом- мы её будем вязать, создадим музыкальную ткань.

Для начала проведём небольшой эксперимент, вспомним, какие ткани бывают.

Вызывается ученик (№1), которому завязывают глаза и дают в руки ткань, ученик описывает материал и свои ощущения.

Ученик: Ткань лёгкая, воздушная, тонкая.

Ученик №2 описывает ткань плотную, жёсткую, объёмную, многослойную.

Учитель: Если бы звучание могло материализоваться- оно могло бы стать вот такой тканью- лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.

Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит и отметить в рабочей таблице нужные характеристики. Приложение 1.

Звучит фрагмент "Фуга ре минор" И.С.Баха.

Учитель: Какой образ вы услышали?

Дети: серьёзный, тяжёлый, задумчивый, строгий:

Учитель: если бы это звучание могло воплотиться, какой бы тканью оно стало?

Дети: плотной, тяжелой, непрозрачной, грубой.

Учитель спрашивает, знает ли кто-нибудь из учеников, музыку какого композитора услышали и какой инструмент прозвучал (Иоганн Себастьян Бах и орган)

Учитель: Иоганн Себастьян Бах жил и творил в эпоху "барокко", этот художественный стиль означает "причудливый".

Демонстрируются слайды с портретом И.С.Баха,органом. Презентация 1.

Учитель: Иоганн Себастьян Бах работал в церкви органистам и к каждой службе писал новое сочинение. Люди, приходя в церковь и слыша такую величественную музыку размышляли, думали:Как вы считает, о чём?

Дети: о вере, о жизни, о себе:.

Учитель: такая серьёзная тема размышлений может быть выражена в одном предложении, единственной мыслью?

Конечно, нет. Много мыслей, голосов звучат в душе человека. Соответственно, и в музыке, которая побуждает на такие размышления, звучит много музыкальных тем, много голосов.

Многоголосие - как многослойная плотная ткань-особенность музыки барокко и творчества Баха. Такой тип музыкальной ткани, многоголосного звучания называется полифония.

4. Закрепление знаний.

Давайте посмотрим, как ведут себя голоса, что с ними происходит, как они разговаривают между собой в полифоническом (или многоголосном) произведении.

Учитель просит открыть конверт №1 в котором дети находят изображение


Этот человечек один, и мы можем услышать только один голос. В фуге Баха также есть звучание одной музыкальной темы.

Учитель исполняет тему.

Перед вами - ноты произведения, фуги Баха. Приклейте это изображение в ноты там, где мы видим один голос, одну музыкальную тему. Приложение 3.

В презентации показывается задание.



Конверт №2- изображение


Человечки спорят, говорят одновременно. В фуге мы можем услышать, как темы звучат одновременно, переплетаются, ведут разговор-спор.

В презентации показывается выполнение задания.


Конверт №3 - изображение

Человечки держатся за руки ,значит они дружат и разговаривают уважительно, скорей всего ведут диалог. Темы звучат поочерёдно.


Исполнение и выполнение задания.

Учитель:Сколько голосов мы здесь услышали и увидели?

Дети: несколько, три.

Учитель: чем они отличаются?

Дети: Своим характером -более мягкий в высоком регистре, уверенный в среднем регистре, низкий голос звучал серьёзно, настойчиво.

Учитель: это одноголосное произведение или многоголосное?

Дети: многоголосное.

Учитель: Как называется многоголосная музыкальная ткань?

Дети: полифония.

Подведение итогов, рефлексия.

Звучит фуга Баха до минор, дети становятся в круг.

Учитель:

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа,
У музыки, у музыки в плену!

Сейчас совершится таинство создания музыкальной ткани. Как я говорила в начале урока, мы её свяжем, сплетём из клубка нити.

Клубок нити передаётся от ребёнка к ребёнку, нитки удерживаются в руках, таким образом создаётся переплетение. Чтобы клубок ниток не передавался только соседу (как правило друг или подруга)-учитель регулирует передачу клубка вопросами типа: "С кем бы ты успешно провёл диалог?", "С кем ты иногда можешь поспорить?", "Кто любит размышлять в одиночестве?" и т.п.

Учитель: теперь посмотрим на ткань, которая у нас получилась. Что можно о неё сказать?

Нити переплелись, получилась определённая фактура ткани- не ровная, не гладкая, а состоящая из нескольких слоёв, разные цвета нити то соединяются, то идут параллельно, то расходятся.

Вот так и выглядит полифоническая фактура, музыкальная ткань многоголосия.

Ребята, у Баха была большая дружная семья. Можно сказать, что его семья полифоническая, т.е. многоголосная. А чтобы в семье был мир и лад- необходимо уметь слушать и слышать друг друга, вести диалог. Вы сейчас оказались сплетены узами музыки и, надеюсь, станете большой семьёй друзей и одноклассников. И, собираясь вместе, вы всегда сможете сказать: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"

Учитель приглашает детей к инструменту и исполняется песня "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!" О.Митяева.

Благодарит детей за урок, отмечает детей, наиболее активных на уроке.

Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жанр - оперетта, мюзикл", "Искусство - это память человечества", "О чем рассказывает музыкальный ритм", "От адажио к престо"

ВложениеРазмер
avtorskaya_pesnya.docx 30.13 КБ
avtorskaya_pesnya_bulat_okudzhava.docx 29.43 КБ
holokost_v_muzyke.docx 32.21 КБ
v_nachale_byl_ritm.docx 25.26 КБ
vysokaya_messa_i_s_baha.docx 27.66 КБ
dialog_metra_i_ritma.docx 27.61 КБ
operetta_myuzikl.docx 27.38 КБ
iskusstva_eto_pamyat_chelovechestva.docx 24.03 КБ
o_chem_oasskazyvaet_muzykalnyy_ritm.docx 25.24 КБ
ot_adazhio_k_presto.docx 28.56 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема раздела: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

Тема урока : Авторская песня: прошлое и настоящее.

Цель : Расширить представления учащихся об авторской песне, её истории и особенностях.

1. Расширение музыкального и общекультурного кругозора;

2. Учить анализировать услышанную музыку.

1 . Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

2 . Применение знаний для решения поставленных задач.

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке, потребность в музыкальных переживаниях ;

2. Развивать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.

Методы : рассказ, диалог, наглядно-слуховой, сравнения.

Тип урока : усвоение новых знаний

Оборудование : фортепиано, ПК, колонки, проектор, экран.

1. Орг. момент, распевание

2. Новый материал

4. Новый материал

Содержание урока. Деятельность учителя

2. Новый материал

4. Новый материал

У.: Здравствуйте ребята.

У.: Что вы знаете об авторской песне?

У.: Кто исполняет гимн?

У.: Было ли музыкальное сопровождение или хор пел акапелльно?

У.: Какой характер у этой музыки?

Д.: Торжественный, возвышенный

У.: Бардом называют человека, который сочиняет песню, и слова, и музыку, после чего сам же исполняет её. Каких бардов вы знаете?

Д.: Александр Розембаум, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий

У.: О чем говорит нам Олег Митяев в этой песне?

Д.: О любви к Челябинску
У.: Как вы думаете, в чем ценность такой авторской песни?

У.: Это искренность, доверие, с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка, способная не сложными средствами выразить глубокие чувства.

У.: Действительно ли теряется смысл, если слышать только слова?

Д.: Нет, но он становится не полным

У.: Правильно. Давайте разучим эту песню, чтобы вы смогли проникнуться её смыслом.

Верный ритмический рисунок

И зг и б г ита р ы ж е лт ой

Ты о бн имае шь не жн о
Стр у н а о ск олко м эха Пр онзи т т угую в ы сь

Проговаривание текста без музыки (вне ритма, с ритмом)

У.: Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Д.: Авторская песня, бардовская песня

У.: Кто такие ваганты?

Д.: Странствующие философы, монахи, актеры, студенты

У.: Какое произведение является международным студенческим гимном?

У.: Кого называют бардом?

Д.: Человека, который сам сочиняет и исполняет песни

У.: Назовите имя знаменитого барда, который родился в Челябинске

У.: В чем ценность авторской песни?

Д.: Это искренность, доверие, доступность

Спасибо за урок. До свидания.

Слушают новую тему

Слушают и анализируют произведение

Слушают новую тему

Слушают и анализируют произведение

Слушают и анализируют произведение

Отвечают на итоговые вопросы

Предварительный просмотр:

Тема раздела: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

Тема урока : Авторская песня: Булат Окуджава

Цель : Расширить представления учащихся об авторской песне, познакомить с творчеством Булата Окуджавы.

1. Расширение музыкального и общекультурного кругозора;

2. Учить анализировать услышанную музыку.

1 . Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

2 . Применение знаний для решения поставленных задач.

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке, потребность в музыкальных переживаниях ;

2. Развивать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.

Методы : рассказ, диалог, наглядно-слуховой, сравнения.

Тип урока : усвоение новых знаний

Оборудование : фортепиано, ПК, колонки, проектор, экран.

1. Орг. момент, распевание

3. Новый материал

5. Новый материал

Содержание урока. Деятельность учителя

1. Орг. Момент, распевание

3. Новый материал

5. Новый материал

У.: Здравствуйте ребята.

У.: Как называлась тема прошлого урока?

Д.: Авторская песня

У.: Чтобы проверить, как вы запомнили эту тему, я подготовила вам кроссворд. Ключевое слово кроссворда – тема сегодняшнего урока.

Д.: Ответ Окуджава

У.: Правильно. Сегодня мы познакомимся с еще одним бардом Булатом Окуджавой. Он по праву считается первым по значимости российским бардом и основоположником авторской песни. Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Вспомните, в чем ценность авторской песни?

Д.: Это искренность, доверие, с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей; доступность для исполнения и восприятия любым человеком.

У.: Правильно. Родился Окуджава 9 мая 1924 г. Дата рождения поэта со временем приобрела символический характер. Почему?

Д.: 9 мая закончилась война

У.: Что для Окуджавы значит Арбат?

Д.: Мое призвание, моя религия, мое отечество

У.: Булат Окуджава – сын 20 века, испивший горькую чашу своего времени до дна. Но Окуджава не пессимист. Несмотря на жестокость судьбы, а это и потеря близких (расстрелян отец, погибли дядья, репрессирована мать), и кровавые дороги войны, и политический террор 40–х и 50–х годов – несмотря ни на что, Булат Окуджава верил в добро, красоту, в любовь и стремится поддержать эту веру других. Вспомните биографию Моцарта. Каким было его детство?

Д.: Ярким, он был чудо-ребенком. В 4 года он начал играть на клавесине, а в 6 лет уже выступал с концертами.

У.: А в зрелом возрасте его жизнь изменилась или была такой же легкой?

Д.: Его жизнь была тяжелой. Моцарту приходилось много трудиться, его труд плохо оплачивался. Умер в возрасте 35 лет.

У.: Рассказывает ли Окуджава о судьбе Моцарта?

Верный ритмический рисунок

М оца рт на ст а р ень к ой ск р ип к е иг р ае т .

М оца рт иг р ае т , а ск р ип к а пое т .

Проговаривание текста без музыки (вне ритма, с ритмом)

У.: О каком барде вы сегодня узнали?

Д.: Булат Окуджава

У.: С каким днем совпадает дата его рождения?

У.: Назовите песни, которые мы сегодня послушали

Спасибо за урок. До свидания.

Слушают новую тему

Слушают и анализируют произведение

Слушают новую тему

Слушают и анализируют произведение

Отвечают на итоговые вопросы

Предварительный просмотр:

Тема раздела: Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Тема урока : Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке

1. Расширение музыкального и общекультурного кругозора;

2. Учить анализировать услышанную музыку.

1 . Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

2 . Применение знаний для решения поставленных задач.

1. Воспитывать толерантность и гуманность к другим;

2. Развивать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.

Методы : рассказ, диалог, наглядно-слуховой, сравнения.

Тип урока : усвоение новых знаний

Оборудование : фортепиано, ПК, колонки, проектор, экран.

1. Орг. момент, распевание

2. Новый материал

4. Новый материал

Содержание урока. Деятельность учителя

1. Орг. Момент, распевание

2. Новый материал

4. Новый материал

У.: Здравствуйте ребята.

У.: Международный день памяти жертв Холокоста – день памяти жертв массового уничтожения и преследования немецкими нацистами представителей разных этнических и социальных групп. Отмечается он 27 января потому, что в этот день, в 1945 году советские войска освободили узников крупнейшего комплекса концлагерей Освенцима, расположенного в Польше. В домашнем задании вам нужно было узнать, что такое Холокост.

У.: Разберем несколько понятий:

Нацизм – (сокращенно от фашистской национал-социалистической партии Германии) – одно из названий германского фашизма.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам, а так же умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение.

Концлагерь – (сокращение от концентрационный лагерь) – место изоляции военнопленных и заключенных

У.: Холокост - преследование и массовое уничтожение евреев , живших в Германии , на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны ; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией на протяжении 1933 — 1945 годов .

Холокост относится к особому виду геноцида двадцатого века – это систематические, регламентированные и финансированные государством преследования и убийства примерно шести миллионов евреев нацистским режимом и его приспешниками в период с 1933 по 1945 год в оккупированной нацистами Европе.

У.: Отдельно хочется поговорить о Яновском лагере. На окраине города Львова, на Яновской улице немецкие оккупанты построили завод по производству вооружения. Завод начал работу в сентябре 1941 года. На этом заводе, обнесенном каменными стенами, на положении рабов трудились евреи. Через несколько месяцев завод превратился в концентрационный (официально - в трудовой) лагерь, в котором тысячи евреев работали в тяжелейших условиях. Узников Яновского концлагеря часто уничтожали в близлежащем карьере. И даже те заключенные, которые получали направление на работу, выигрывали всего лишь несколько дней или недель жизни – в итоге они все равно становились жертвами массового уничтожения.

Мы должны были сочинять песни и исполнять их по дороге на работу. Оркестр заставляли играть во время селекции, массовых расстрелов, публичных экзекуций. Был даже установлен специальный репертуар, который должен был сопровождать каждое из этих событий.

У.: Они были культурными, интересовались классической музыкой, но совершали такие неприемлемые зверства над заключенными. Что вы можете сказать об этих людях?

У.: В официальные оркестры попадали как профессиональные музыканты, так и любители – заключенных для этой работы выбирала лагерная администрация. Первый подобный оркестр был организован в Освенциме в декабре 1940 года. Семерым заключенным-музыкантам прислали из дома их инструменты (скрипку, ударные, контрабас, аккордеон, трубу, саксофон) и 6 января 1941 года в блоке главного лагеря начались репетиции. Благодаря разрешению со стороны лагерного начальства, оркестр начал стремительно увеличиваться и вскоре разделился на два коллектива: 80 музыкантов составили симфонический оркестр, еще 120 - духовой. Вскоре, повторяя опыт Освенцима, были сформированы оркестры в мужском и женском лагерях Биркенау, цыганском лагере, Терезинштадте, Буна-Моновице и некоторых лагерях-спутниках. В основном это были оркестры среднего размера, в них преобладали духовые и струнные инструменты; продолжительность их существования исчислялась месяцами, а иногда и годами.

У.: Какие концлагеря вы знаете?


Цель: Формировать представление о музыкальной фактуре.

- знакомить с видами и характеристиками музыкальной фактуры;

- формировать представление о взаимосвязи художественного образа и его фактурного изложения;

- формировать представление о фактуре в музыке как одном из важнейших средств художественной выразительности;

- учить осмысленному слушанию музыки;

- расширять художественные представления о мире;

- совершенствовать культуру хорового пения;

- воспитывать интерес к изучению музыкального искусства.
Тип урока: Объяснение новой темы.
Планируемые результаты:
личностные:

- воспитание культуры слушания;

- воспитание положительного отношения к классической музыки;

- Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии;

- Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

познавательные:

- учиться анализировать услышанную музыку;

- научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств;

- поиск информации, выбор необходимой информации, высказывание своего мнения;

- умение структурировать знания, освоение поискового и изучающего чтения; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное;

- развивать музыкальные способности.

регулятивные:

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- прогнозирование как предвидение будущих событий и развития процесса;

- принимать и сохранять учебную задачу, слушать в соответствии с целевой установкой;

- умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция;

- ориентация в ситуации, принятие решения, оценка результата, самоконтроль.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, пианино, лоскутки ткани различной фактуры, таблички с буквами.

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Попрошу старосту назвать отсутствующих.

Подготовиться к уроку,
настроиться на работу на уроке.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Для вас приготовлены лоскутки материи, обратите на них внимание. Прикоснитесь к одному, а затем к другому, и скажите, чем, по вашим ощущениям, отличается один лоскуток от другого. (Лоскутки отличаются толщиной ткани, плотностью). Правильно. Каким одним словом можно объединить эти характеристики? (Фактура) А где еще мы можем встретить это слово? (Да, знакомо. На уроках ИЗО мы знакомились с фактурой пятен.) Верно. В графике можно выделить фактуру пятна, а в произведении живописи фактуру картины. Я думаю, что вы уже догадались, о чем у нас будет сегодня речь на уроке? Правильно, о фактуре?

Отвечают на вопросы.

Ищут отличия между лоскутами ткани. Характеризуют их.

сравнивать характер произведений искусства музыки;

формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, обобщение).

Постановка цели урока

Называют предположительные цели урока.

- уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

- уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, отвечать на вопросы.

Изучение нового материала:

Слово фактура не чуждо и музыке. Чтобы научиться различать музыкальную фактуру нужно быть внимательным. Сейчас мы проведем эксперимент, который покажет, насколько вы внимательны. Прошу всех послушать фрагменты некоторых произведений. Ваша задача: определить, чем отрывки отличаются друг от друга. Из анализа исключаются такие характеристики как грустно/весело, быстро\ медленно, тихо\ громко. Нужно охарактеризовать особенность изложения музыки.(Особенность звучания в том, что первый музыкальный отрывок строится аккордами(как бы состоит из цепочки аккордов), а второй строится на основе мелодии и сопровождения).

Создавая музыкальное произведение, композитор задумывается о том, какая фактура наиболее удачно выразит композиторский замысел. От чего же зависит выбор той или иной фактуры – найдите, пожалуйста, ответ на этот вопрос в учебнике, обратившись к страницам 102 – 103. Просмотрите начала всех абзацев и выберите необходимый. (Стр.102, верхний абзац). Богатство музыкальных образов позволяет использовать разные приемы фактуры.

Ребята, давайте назовем все известные нам виды фактуры.

Прочтем поэтический текст романса. По содержанию стихотворения, попытаемся предугадать, как должен звучать романс, чтобы наиболее точно передать глубину этих строк? (Романс должен звучать неторопливо, нежно, светло.) Проверим, удалось нам предугадать музыку романса или нет. Слушайте внимательно, следите за словами, и мысленно отмечайте характерные особенности фактуры. (Романс звучит неторопливо, светло, фактура фигурационная, легкая).

Из приведенных на доске определений, выберите те, которые на ваш взгляд подходят, для описания фактуры романса. (Легкая, прозрачная, ажурная)

ФИЗ.МИНУТКА

- знакомство с видами и характеристиками музыкальной фактуры

Закрепление изученного материала

На партах разложены карточки на которых изображены буквы А, Ф, О. Звучит музыкальный фрагмент. Необходимо определить фактуру произведения и поднять соответствующую карточку. Если в произведении нотные знаки выстраиваются вертикальными столбцами – это аккордовая фактура. Если в музыкальном произведении вы слышите мелодию и сопровождение – это фигурационная. А если мелодия излагается одним голосом – одноголосная.

1. Ф.Шопен. Прелюдия до минор (фрагмент) А

2. Л.ван Бетховен. Сурок. (фрагмент) Ф

4. К.Дебюсси. Паспье. (фрагемнт) Ф

5. С.Рахманинов. Прелюдия до диез минор (фрагмент) А

Молодцы все правильно определили. Ребята, а скажите, какого вида музыкальной фактуры не было? (полифонической). Правильно.

Учатся определять виды фактуры.

- формирование эстетических и ценностно-смысловых ориентаций учащихся через произведения классического искусства.

- понятно, точно, корректно излагают свои мысли, отвечают на вопросы.

Камертон – прибор - источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении.

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

П: Развитие певческих и слушательских способностей.

Подведение итогов. Рефлексия

С какой новой темой мы с вами познакомились? Какие ставили цели? Мы их достигли? Назовите известные вам виды фактуры? (Аккордовая, фигурационная, одноголосная, полифоническая).

Ребята, а теперь давайте мы с вами узнаем, насколько хорошо вы усвоили новый материал. У вас на столах лежат ноты, прикрепите их в соответствии: чем выше нота, тем выше уровень знаний. Я рада, что всем урок понравился, и было все понятно. А теперь, давайте попробуем, определить какая у нас получилась фактура на доске?

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные: Осмысляют учебный Материал.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Групповое: Выучить слова песни

Индивидуальное: Найти нотные примеры, где есть одноголосная или аккордовая фактура.

Ребята, урок окончен. До свидания! До новых творческих встреч!

Слушают. Записывают в дневник.


-75%

Автор: Лубянова Наталия Николаевна

Организация: МОУ СШ №17

Населенный пункт: город Волгоград

Класс: 6

Тема: Какой бывает музыкальная фактура?

Цель: сформировать представление о разных способах изложения музыкального материала

Проектируемый результат:

  1. Знать, что такое музыкальная фактура;
  2. Знать разные виды музыкальной фактуры;
  3. Понимать, от чего зависит выбор музыкальной фактуры;
  4. Исследовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска разных видов музыкальной фактуры.

Задачи: 1. Научить определять разные способы изложения музыкального материала ;

2. Научить исполнять простейшую полифоническую фактуру (канон);

3. Сформировать представление о взаимосвязи художественного образа и его фактурного изложения;

4. Воспитывать чувства уважения к русской музыке и творчеству С.В. Рахманинова.

Содержание: Фактура, фигурационная, аккордовая, одноголосная, полифоническая и фактурные пласты.

Средства: методы: погружения, соучастия, беседы, анализа, обобщения, визуализации

Приёмы: учебная задача, упражнение, музыкальное рисование

Формы: индивидуальные, групповые

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок - размышление

Жанр урока: тематический

Этап урока и его содержание

Визуальный ряд

Деятельность учащихся

УУД

1 Вводная часть

Нарисуйте мелодию песни

Что изменилось в нашем исполнении? (второй голос)

Как называется способ изложения музыкального материала, когда один равноправный голос разговаривает с другим? (полифония)

Нарисуйте этот разговор двух голосов графически (рисунок изменился)

Картинка с девушками, которые водят хоровод и поют песню

Ансамблевое пение (по рядам)

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации из различных источников (лоскутков ткани, учебников, рисунков), анализ информации, построение причинно-следственных связей.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный диалог

Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию

2. Определение темы и постановка цели урока

Для вас приготовлены лоскутки материи, обратите внимание. Прикоснитесь, потрогайте каждую.

Скажите, чем, по вашим ощущениям, отличается один лоскуток от другого. (толщина ткани, плотность, шероховатость)

Нам нужна такая разная ткань?

Почему? (Она предназначена для разного времени года, жизненного случая и т.д.)

Как вам кажется, что общего между графическими изображениями песни, которые вы делали, и лоскутками ткани?

Эти характеристики ткани можно объединить одним словом - ФАКТУРА.

И способ изложения музыкального материала тоже называется ФАКТУРОЙ

Тема урока: ФАКТУРА как средство музыкальной выразительности

И мы должны узнать:

Что такое музыкальная фактура?

Какой бывает музыкальная фактура?

От чего зависит выбор музыкальной фактуры?

Лоскутки разной ткани: от шёлка до драпа

На доске ФАКТУРА

На доске вопросы

Рассматривают, рассуждают, анализируют и формулируют ответ

3. Основная часть

Они отличаются своим графическим изображением.

Именно способ изложения музыкального материала и называется фактурой.

ВИДЫ ФАКТУРЫ:

АККОРДОВАЯ,

ОДНОГОЛОСНАЯ,

ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ,

ФИГУРАЦИОННАЯ,

ФАКТУРНЫЕ ЭТАЖИ, ПЛАСТЫ

Какие ещё фактура получила определения, почему мы её сравнивали с тканью?

Звучит музыка в стихах? Какая? (радостная, мощная, стремительная, бурлящая, подобно потоку весенних вод)

Здесь будет одноголосная фактура? полифоническая? (нет) Почему?

Нарисуйте УЗОР этого музыкального произведения

Узор, линии, орнамент изменились по сравнению с песней, которую мы пели вначале урока? Почему? (изменился характер, содержание музыки, изменилась и ФАКТУРА, это фактурные пласты, этажи)

Это произведение написал русский композитор С.В. Рахманинов

Какие чувства заставляют рисовать этот узор?

На что похож этот узор? (на форму цветка сирени)

Какая здесь фактура? (Фигурационная, одноголосная с сопровождением)

Так от чего зависит выбор музыкальной фактуры? (образа, настроения, чувств, СОДЕРЖАНИЯ музыкального произведения)

Читайте также: