Конспект по кубановедению 5 класс земледельцы и скотоводы

Обновлено: 06.07.2024

Присваивающее хозяйство это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.

Производящее хозяйство это хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Ремесленник это человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Цивилизация это ступень развития общества, следующая после первобытного общества, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Эйтман Натан. Ищу предка. – М.: Молодая гвардия, 1970.
  3. Нил Моррис. Начало истории: от зарождения жизни до изобретения письменности. – Спб: Амфора, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После отступления ледника человеку вновь пришлось приспосабливаться к изменившейся окружающей среде. На мелких животных уже нельзя было охотиться прежними методами (загонной охотой) и прежними орудиями труда (копьём в зайца не попадёшь). Около 1412 тыс. лет назад был изобретён лук и стрелы, а вместе с ними и прообраз струнных музыкальных инструментов. Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зёрен. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами. Первыми сельскохозяйственными культурами были ячмень и пшеница.

Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести оседлый образ жизни.

Детёныши диких зверей, которых иногда приносили охотники, привыкали жить рядом с людьми и даже не пытались убежать в лес. Считается, что первым домашним животным стала собака. А кошка была приручена около 3 тысяч лет назад.

Появление в 3 тысячелетии до нашей эры одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию.

С развитием скотоводства надобность в постоянной охоте отпала.

В период неолита появились новые изобретения, происходило усовершенствование производственной деятельности людей. Они стали делать прочную посуду из глины. В 4 тысячелетии до н. э. появился гончарный круг. Был изобретен простейший ткацкий станок. Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

Разделение труда между ремесленниками и земледельцами привело к возникновению обмена, в процессе которого одни предметы или продукты менялись на другие.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек начал активно преобразовывать природу. Он стал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Выделились люди, управлявшие другими людьми – знать. Они пользовались особым почетом. Старейшины, вожди, жрецы по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Знатность передавалась по наследству от родителей к детям.

Примерно в середине 4-го тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.

Каковы признаки неолитической революции?

Появление частной собственности

Преимущественно кочевой образ жизни

Существование родовой общины

Появление частной собственности

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Пояснение: Необходимо поработать с текстом урока и набрать пропущенные слова

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Земледельцы и скотоводы.

Цель. Установить связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения.

1.Охарактеризовать основные причины перехода древних людей от присваивающего типа хозяйства к производящему.

2.Развивать навыки анализа характерных особенностей различных древних эпох с опорой на исторические источники.

3.Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Работа с терминами:

1.Основные понятия: неолитическая революция, присваивающий и производящий типы хозяйства.

2. Учебное оборудование:

1.Учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко, Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008.

2. Атлас История Кубани, схемы, таблицы

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный

I .Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

1. Неолетическая революция.

2. Эпоха энеолита.

IV . Подведение итогов

V . Домашнее задание.

I . Организационный момент (1 мин)

II . Изучение нового материала (25 мин).

Задание № 1

(закрепление понятий)

Из предложенного списка занятий выпи c ать правильно те, которые относятся к:

- производящему типу хозяйства……………………………………………………………. .

Список занятий : скотоводство, охота, земледелие, бортничество, плетение, ткачество, рыболовство, изготовление глиняной посуды, собирательство.

« Почему после изобретения первого орудия был сделан важный шаг к отделению человечества от животного мира?

2.Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

Задание № 2

Прочитать текст и вписать по смыслу недостающие слова.

В эпоху неолита родовые общины, жившие на территории нашего края, переходят к ______________________________ и начинают заниматься _____________________.

Но окончательно земледелие завоевало себе прочное место в эпоху медно - ________________ века-___________________. К этому времени относятся относительно древние в Прикубанье земледельческие посёлки. Их сравнительно недавно открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких поселений находится на окраине посёлка ________________________________. Оно было ограждено каменной стеной. Дома располагались вдоль стен, а центральная часть служила для загона_______________. Население занималось ___________________ земледелием и _________________. Охота стала иметь подсобное значение. Основные орудия труда-_____________, ________________, _______________, __________________, _________________.

3. Проработка содержания темы

- работа с учебником (ответы на вопрос № 3 стр. 21);

Задание № 3

Выполнить кресс-кросс .

Найти 5 зашифрованных названий орудий труда времён энеолита

III . Закрепление изученного материала (10 мин).

В эпоху энеолита – медно – каменного века, продолжается развитие земледелия и скотоводства. В это период древний человек уже начал использовать медь для производства орудий труда, и других предметов быта. Однако, каменные орудия труда ещё продолжали широко использоваться и играли преобладающую роль.

На территории Кубани и республики Адыгея к периоду энеолита относят группу подкурганных захоронений на правом берегу реки Кубань, закубанские поселения Мешоко, Большетегинское, Свободное; стоянки Нижешиловскую и Бочаров ручей.

Задание № 4

Придумать и составить рассказ об изготовлении топора эпохи энеолита.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Образовательные ресурсы:

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;

-атлас История Кубани;

-мультимедийное оборудование.

Тема. Земледельцы и скотоводы.

Предметные задачи:

-установить связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения;

-развивать навыки анализа характерных особенностей различных древних эпох с опорой на исторические источники;

-привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Образовательные ресурсы:

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;

-атлас История Кубани;

-мультимедийное оборудование.

Работа с терминами.

Основные понятия: прогресс, неолитическая революция, присваивающий и производящий типы хозяйства.

Обязательный минимум содержания: научить выявлять логическую последовательность процесса развития человеческого общества (от простого к сложному) и делать выводы о прогрессивности развития истории населения нашего края в эпоху меднокаменного века - изменение знаний, умений и навыков на протяжении развития первобытной истории.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, Технология оценивания

I. Подводящий диалог к теме урока.

Формулировка

проблемы.

Инициация учащихся. Интерактивная беседа.

– Знакомы ли вы с такими примерами в жизни?

– Посмотрите на предметы, изображённые на этих иллюстрациях. Показывает иллюстрацию - гусиное перо – авторучка –

– Можем ли мы назвать это прогрессом?

– Что проще устроено: авторучка или компьютер?

Фиксирует на доске:

Прогресс – это развитие от простого к сложному.

– Вот сегодня на уроке мы с вами и попытаемся доказать: заметен ли прогресс в истории первобытности нашего края в процессе изменения климата, усовершенствования орудий труда и занятий населения.

Объявляет тему урока.

Первичная проверка понимания.

Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы:

Прогресс – это развитие в лучшую сторону. Новые знания, умения, усовершенствование чего-либо.

Ответы учащихся (примерные):

-появление телефонов, компьютеров и т. д;

-когда мы пришли учиться в школу, многие из нас знали только буквы, а теперь мы умеем читать и писать.

да, мы можем назвать это прогрессом, так как здесь показано, как усовершенствовалось средство для письма;

авторучкой пользоваться проще, чем компьютером.

в первобытной истории был определённый прогресс в знаниях и умениях первобытных людей, например, усовершенствование орудий труда.

Коммуникативные УУД:

-излагать свою точку зрения (позицию);

- анализировать и аргументировать свои суждения;

Регулятивные УУД:

-определять цель, проблему в деятельности;

-оценивать степень и способы достижения поставленных задач, целей.

II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

1. Предлагает учащимся: - самостоятельно проработать текст параграфа на стр. 20,

- выполнить задание № 1 на закрепление понятий.

Первичное усвоение новых знаний.

выполняют задание № 1.

1. Из предложенного списка занятий выбрать правильно те, которые относятся к:

1. присваивающему типу хозяйства………………………………….

2.производящему типу хозяйства……………………………………

Список занятий: скотоводство, охота, земледелие, бортничество, плетение, ткачество, рыболовство, изготовление глиняной посуды, собирательство.

2. Ответить на вопрос:

- почему после изобретения первого орудия был сделан важный шаг к отделению человечества от животного мира?

Познавательные УУД:

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию;

2. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

1. Используя полученную информацию, выполняют задание № 2.

Прочитать текст и вписать по смыслу едостающие слова.

В эпоху неолита родовые общины, жившие на территории нашего края, переходят к ______________________________ и начинают заниматься _____________________.

Но окончательно земледелие завоевало себе прочное место в эпоху медно - ________________ века-___________________. К этому времени относятся относительно древние в Прикубанье земледельческие посёлки. Их сравнительно недавно открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких поселений находится на окраине посёлка ________________________________. Оно было ограждено каменной стеной. Дома располагались вдоль стен, а центральная часть служила для загона_______________. Население занималось ___________________ земледелием и _________________. Охота стала иметь подсобное значение. Основные орудия труда-_____________, ________________, _______________, __________________, _________________.

2. Прорабатывают содержание темы через ответы на вопрос № 3 стр. 21.

- строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне

III. Выражение решения проблемы

Роль учителя – координатор деятельности учащихся

Обобщение и систематизация знаний.

Выполняют задания № 3,4

Решить кресс-кросс - найти 5 зашифрованных названий орудий труда времён энеолита

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

Презентация рассказывает о возрождении традиций казачества в нашем селе Травники (Челябинская область).

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:

Путин В.В.

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Читайте также: