Конспект урока человек амфибия

Обновлено: 02.07.2024

На семинаре будут обсуждаться проблемы, поднятые в литературе:

1. Техническая мысль и нравственность: постановка проблемы.

2. Положительное влияние технического прогресса на человечество.

3. Техногенные опасности для физического и нравственного здоровья человека.

4. Генная инженерия и нравственные проблемы.

ВложениеРазмер
v_prekrasnom_i_yarostnom_mire.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

(Человек и машина в мировой литературе)

Мир, который создает человек,

не должен входить в противоречие

с тем миром, в котором он живет.

Леонардо да Винчи.

В чем выразилось положительное влияние технического прогресса на человечество? Какое влияние оказала подмена нравственных ценностей в сознании человека социальными и даже техническими? Почему все чаще человек осознает себя винтиком большой машины – цивилизации?

Человек и общество, человек и время, человек и история. (Литература, 10-11 класс).

  1. Техническая мысль и нравственность: постановка проблемы.
  2. Положительное влияние технического прогресса на человечество.
  3. Техногенные опасности для физического и нравственного здоровья человека.
  4. Генная инженерия и нравственные проблемы.
  5. Человек-машина?

Тема для обсуждения 1. Человек и машина: нравственное и безнравственное? Решает ли техническая мысль нравственные проблемы? Почему первостепенную важность имеет вопрос, в чьих руках находится техника?

Тема для обсуждения 2. Выясните положительное влияние технического прогресса на человечество. Какое развитие технической мысли предугадали писатели-фантасты? Почему о положительном влиянии технического прогресса написано в основном писателями-фантастами?

Тема для обсуждения 4. Осудите проблему вмешательства человека в природу, ответственности человека за свои деяния. Клонирование. Всегда ли положительна роль генной инженерии в развитии цивилизации?

Человек-машина. Машина заменила человека. Человек работает ради постройки новых машин…

Положительная роль техники велика, но реален и большой вред, наносимый техникой как физическому, так и нравственному здоровью человека. Кто виноват? Что делать? Извечные русские вопросы. Наверно, стоит вновь обратиться к мудрости Л.Винчи.

Отказываться от достижений технического прогресса нельзя, да и просто глупо. Но надо помнить, что все зависит от человека. Захочет он стать машиной – станет, захочет, чтобы машина его подчинила – подчинит, захочет, чтобы машина работала ему во благо – так и будет. Техника сама по себе не нравственна или безнравственна. Все зависит от тебя…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


7 класс А Платонов "В прекрасном и яростном мире"

2 урока литературы в 7 классе по рассказу А Платонова "В прекрасном и яростном мире" с презентацией по учебнику В. Я. Коровиной.


Едва ли есть необходимость убеждать в том, что в наш равнодушный, прагматичный век в общении мы нуждаемся ничуть не меньше, хотя и утратили способность слушать и понимать (или не умели?!), радоваться .


Борьба за любовь в "прекрасном и яростном мире" (М.Пришвин, "Кладовая солнца")

литература 6 класс М. Пришвин "Кладовая солнца".


Урок-кроссворд по Платонову "В прекрасном и яростном мире"

Урок-кроссворд по Платонову "В прекрасном и яростном мире" предназначен для проверки учащихся 7 классов на внимательность чтения.


Уроки внеклассного чтения по рассказу А. П. Платонова " В прекрасном и яростном мире"

Конспект уроков литературы предназначен для знакомства учащихся с личностью А. П. Платонова, его произведениями. Анализируя рассказ, необходимо помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой.


Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я хотела на данном уроке показать один из способов идейно-художественного анализа произведения, а именно: как стил.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление образования, молодежи и спорта Красногвардейской РГА

Красногвардейского районного совета

Республики Крым

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

http://g2.s3.forblabla.com/u34/photo0E2B/20982352452-0/large.jpg

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

учитель русского языка и литературы

Танашевич Александра Александровна

пгт Октябрьское – 2014

Цель: учить объяснять мотивы поступков героев, умению делать выводы, вести диспут, комментировать прочитанное; развивать умение отстаивать свою точку зрения, давать оценку поступкам героев, наблюдательность во время чтения отрывков романа, развивать аналитическое мышление; воспитывать доброту, милосердие, чувство ответственности за свои поступки.

Тип урока: урок–проблемный вопрос, урок–исследование.

Истинная наука не знает

ни симпатий, ни антипатий:

единственная цель ее — истина.

Природа — это лучшая

и объективнейшая учительница

при решении самых трудных

вопросов науки.

В. В. Докучаев

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Что мы знаем об Александре Романовиче Беляеве?

Смоленская областная юношеская библиотека. Мероприятия

Ответ: Александр Беляев – известный писатель-фантаст, ставший одним из основоположников советской научно-фантастической литературы.

Смоленская областная юношеская библиотека. Мероприятия

Интересный факт: рассказы Беляева выпускались не только под своим именем, но и под псевдонимами Немо, А. Ром, А. Романович.

За несколько месяцев до начала войны писатель перенес очередную операцию, поэтому отказался эвакуироваться. В военные годы он проживал в городе Пушкин, в пригороде Ленинграда, который был оккупирован. В 1942 году писатель умер от голода.

Однако обстоятельства смерти до сих пор остаются загадкой для историков. Мнения относительно смерти писателя разделились. Бытовало мнение, что Беляев не выдержал ужасов оккупации, а некоторые считали, что причина гибели скрыта в его последнем романе.

На Казанском кладбище Царского села установлен памятник фантасту. Однако установлен он не на могиле писателя, а в месте его предполагаемого захоронения. В 1990 году Союз писателей СССР утвердил литературную премию имени Александра Беляева, которой награждаются за научно-художественные и научно-популярные произведения.

Источники сюжета

Чем отличается популярный сейчас жанр фэнтези от научно-популярной фантастики?

Словарная работа:

Фэнтези — это сказка, которая в своих фантастических допущениях не требует никаких логических научных обоснований в отличие от фантастики.

Научная фантастика — жанр в литературе , кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики . Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом , возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческие общество и личность.

Прежде подготовимся к дальнейшей работе!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте вспомним основные моменты содержания романа:

http://torfilm.ru/i/s2/11/8/20/55f0e5c8dcc64fd26125bdc61bfd644e.jpg

Аргентинский хирург Сальватор занимается биологическими исследованиями, одна из их основных тем — пересадка органов, в том числе межвидовая. Попутно он оказывает медицинскую помощь индейцам, приходящим к нему со всей Южной Америки. Индейцы почитают Сальватора как бога — он лечит болезни и травмы, которые считаются безнадёжными. Однажды Сальватору приносят на лечение ребёнка, который неизбежно должен умереть — его лёгкие слишком слабы. Борясь за жизнь ребёнка, хирург пересаживает ему жабры молодой акулы, благодаря чему ребёнок остаётся жив и получает возможность жить под водой. Но чтобы выжить, он должен постоянно соблюдать режим — часть времени проводить в воде, часть — на воздухе, иначе его состояние резко ухудшится. Понимая, что среди бедных индейцев спасённому не выжить, Сальватор говорит родителям ребёнка, что тот умер, оставляет мальчика у себя и воспитывает его сам. Так на свет появляется Ихтиандр — человек-рыба.

Ихтиандр спасает тонущую в море девушку — Гуттиэре, приёмную дочь Бальтазара, одного из подручных Зуриты. Оказавшийся поблизости на берегу Зурита находит Гуттиэре и уверяет девушку, что это он её спас. Поражённый красотой Гуттиэре, Ихтиандр хочет увидеть её снова, но он совершенно не знает жизни на берегу. С помощью Кристо он совершает несколько выходов в город, находит девушку, встречается с ней. У Гуттиэре есть возлюбленный по имени Ольсен, но она испытывает симпатию к странному юноше. Но в конце концов Зурита, более богатый и могущественный, берёт Гуттиэре в жёны и увозит в своё поместье. Ихтиандр, узнав о случившемся от Ольсена, отправляется за девушкой, но в результате сам попадает к Зурите. Его сначала принуждают добывать жемчуг, приковав на длинную цепь, а потом отправляют, якобы по просьбе Гуттиэре, собрать ценности с недавно затонувшего корабля. Гуттиэре удаётся крикнуть Ихтиандру, что Зурита лжёт и что ему надо спасаться. Ихтиандр бежит.

Кристо сообщает Бальтазару о своём предположении, что Ихтиандр — сын Бальтазара, которого много лет назад отнесли на лечение к Сальватору. Этого мнения он приходит из-за увиденного на Ихтиандре родимого пятна - точно такое же было у ребенка Бальтазара, когда он его относил к Сальватору. Бальтазар хочет добиться, чтобы ему вернули сына, и подаёт жалобу прокурору. Одновременно к прокурору обращается и Зурита. Местный епископ также выступает против Сальватора, обвиняя его в богохульных опытах. Полиция берёт Сальватора и Ихтиандра под стражу.

К этому моменту из-за слишком частого пребывания на суше состояние Ихтиандра ухудшается. Легкие у него атрофируются. Отныне он должен почти всё время проводить в воде.

В суде Сальватор рассказывает историю Ихтиандра. Его приговаривают к тюремному заключению, а на Ихтиандра, признанного, из-за незнакомства с реалиями жизни, недееспособным, получает права опекунства Зурита. По настоянию епископа Ихтиандра решают убить, отравив цианистым калием . Сальватор — светило науки, очень богатый человек, поэтому несправедливого правосудия он не боится. Он знает, что срок его заключения будет недолгим, и он скоро окажется на свободе. Благодаря помощи смотрителя тюрьмы, жене которого Сальватор незадолго до этого спас жизнь, и Ольсена Ихтиандру организуют побег. Сальватор направляет его к своему другу-ученому на далекий остров. Ихтиандр берет Лидинга, они уплывают.

Гуттиэре, на которую Зурита посмел поднять руку, разводится с ним и выходит замуж за Ольсена. Они уезжают в Нью-Йорк . Профессор, отбыв тюремное заключение, возвращается к научной работе. Кристо продолжает служить у него. Бальтазар сходит с ума и становится нищим из-за пропажи сына.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель: Наравне с другими произведениями Беляева в книге анализируется возможность физического выживания в экстремальных условиях, а также моральная сторона научных экспериментов. Наша задача сегодня будет состоять в следующем – выйти за рамки общепринятого понимания и провести небольшое исследование: содержит ли роман Беляева скрытые символы и что эти символы могут обозначать.

Словарная работа:

СИМВОЛ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Учитель: Итак, для того, чтобы выявить скрытые символы в романе, нам необходимо вспомнить, что произведение насыщено персонажами главных и второстепенных ролей.

Проблемный вопрос : какова же значимость каждого из персонажей романа Беляева? Что символизируют персонажи?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вспомним всех персонажей романа.

Ихтиандр — человек-амфибия

Бальтазар — индеец, в молодости — ловец жемчуга; возможно, отец Ихтиандра

Сальватор — доктор, хирург и великий ученый

Джим — негр, слуга Сальватора

Кристо — брат Бальтазара, старше его на 10 лет

Гуттиэре — приёмная дочь Бальтазара

Ольсен — рабочий на фабрике

Долорес — мать Педро Зурита

Дон Флорес де Ларра — ходатай по судебным делам

Аугусто де — прокурор

Хуан де Гарсилассо — епископ

Шейн — профессор, эксперт суда

Арман Вильбуа — океанограф, друг Сальватора

Лиддинг — дельфин, подводный друг Ихтиандра

Давайте попробуем с помощью цитатного анализа характерных качеств основных героев и их поступков определить, что же в их лице автор пытается нам показать.

Работа с текстом

Учитель: Исходя из информации, данной об Ихтиандре, какой вывод мы можем сделать – что или кого символизирует человек-амфибия?

Ответ: Ихтиандр чист душой, его помыслы и действия искренни. Юноша впитывает то, чему учит его окружающий мир, воспринимает те знания, которые ему дают. Он умен и любознателен, как любой ребенок, но в то же время лишен умения ориентироваться в обществе, человеческие чувства – первые, искренние – его поглощают, он не умеет с ними справляться. Ихтиандр представляет собой подобие ребенка, дитя создание, которое находится под влиянием окружающих и может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него. Юноша – результат деятельности и замыслов тех, кто извлекает выгоду из его детского, неиспорченного характера и особых способностей.

Учитель: Какой же вывод можно сделать о Бальтазаре? Что собой представляет этот человек?

Таким образом, можно сделать вывод, что Бальтазар – обобщенный образ человека, приспосабливающегося к условиям ради того, чтобы выжить, но в то же время – это человек, который не лишен искренних чувств.

Учитель: Какое впечатление на вас произвел Зурита?

Учитель: Итак, кто же такой Сальватор – спаситель или злодей, гений или безумец?

Гуттиэре : «Девушка была известна красотой далеко за пределами Нового порта. Но она была застенчива и своенравна. Чаще всего она говорила певучим, но твердым голосом: "Нет!"

Учитель : Многое ли мы можем узнать о Гуттиэре из текста? Что собой представляет девушка?

Учитель : Что мы можем сказать о представителе церкви, веры?

http://www.prehistoric-capital.com/wp-content/uploads/2012/12/100-years-war.jpg

Давайте попробуем прийти к единому выводу – что является главным фактором, заставляющим человека оставаться на том же уровне?

Ответ: Страх.

Подведем итоги наших размышлений.

Составление таблицы (письменно)

Персонаж

Что он символизирует

создание, которое находится под влиянием окружающих и может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него.

обобщенный образ человека, приспосабливающегося к условиям ради того, чтобы выжить, но в то же время – это человек, который не лишен искренних чувств

ученый, который желает усовершенствовать природу живых созданий, наделить способностями и возможностями, которые помогут покорять стихии, откроют новые горизонты для жизни общества (развитие науки)

сильное чувство, обладающее разрушающей силой

Хуан де Гарсилассо (епископ)

может развивать свои способности и качества в зависимости от степени и характера влияния на него

развитие науки

Педро Зурита –

отрицает воздействие человека на развитие мироздания

Гуттиэре –

разрушительная сила любви

Бальтазар –

человек, приспосабливающийся к условиям ради того, чтобы выжить

Чтобы более ясно увидеть взаимосвязь персонажей, давайте попробуем составить вспомогательную схему:

Обратим внимание на круговое взаимодействие символичных значений персонажей:

1. – пороки влияют на людей, заставляя их подчиняться условиям выживания;

2. – идет взаимодействие человеческих качеств: иногда принципиальный человек может развить в себе негативные черты, которые пагубно скажутся на судьбах других;

3. – наука имеет свои строгие понятия, поэтому ее целью не является воспитание и развитие эмоций, ее цель – физиологическая и физическая сторона;

4. – наука и религия – две противоборствующие силы, имеющие одинаковое влияние на общество, но с различными последствиями, взаимоотрицание и неприятие;

Ихтиандр – связующее звено, так как именно он находится под влиянием всех этих факторов.

Устали? Правильно, пора провести разминку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Б) Для учащихся низкого уровня компетентности: рассказать о том, как сложилась судьба героев после описанных событий.

Методическая разработка урока литературы

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 651 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

Познавательная

Ознакомить с биографией писателя-фантаста Александра Романовича Беляева;

Развивающая

Развитие интеллекта и расширение эрудиции, развитие познавательных процессов, творческих способностей и критического мышления, навыков устной речи

Воспитательная

Поддерживать у учащихся устойчивый интерес к предмету, чтению, к культурному наследию человечества;

умение работать в группе

воспитание интереса к жанру фантастики.

Тип урока: обобщающий

Планируемые результаты:

-Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация, помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

-Личностные УУД: способность к осмыслению и оценке с позиции гуманизма глобальных проблем человечества, являющихся предметом изображения искусства самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками и нежелание им подражать

-Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

-Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Технологии обучения: технология проблемного диалога, игровая , информационно-коммуникативная , развития критического мышления, проектная .

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах .

Предварительная подготовка для учащихся (задания даются заранее ):

Задания для всех:

Индивидуально – творческие задания , проекты :

1.Нарисовать иллюстрации к роману для оформления доски

4.Создать буктрейлер , лепбук

5.Выучить и проинсценировать стихотворение

1. Приветствие .

3 .Мотивация . Сегодня у нас не простой урок внеклассного чтения, а особенный, потому что посвящен юбилею книги! Вот уже 90 лет для читателей всего мира она является любимой и драгоценной. Значит, тема нашего урока…

4.Актуализация.

-Какие эмоции испытали вы при чтении? что было особенно интересно?

- Что скрывается за вопросительными знаками ? (жанр-роман,т.к…).(дописать)

- Какие произведения называют фантастическими ? (где есть вымысел, это любой жанр, в котором нарушаются известные нам законы мироздания.)

-В литературоведении этот вымысел называют фант. допущением, т.е. автор допускает всякие новые технологии, другие планеты, возможность существования магии, нарушение физических законов и др. " Фантастическое допущение "- такая вещь, событие или условие, которое невозможно или пока недостижимо в нашем мире. Фантастических жанров много, но очень популярны научная фантастика и фентэзи.

5.Целеполагание .

Значит, цель урока….Узнать об особенностях жанров, выяснить, к какому жанру относится роман

6.Объяснение нового материала . Любители фантастики благодарны её писателю – Беляеву А.Р.Познакомит с его биографией … (презентация ученика).

Что удивило в биографии? Чему мы можем научиться?

7.Организация групп .А как отмечают юбилей? (Весело, интересно, с подарками)

Поэтому сегодня мы будем играть и дарить подарки. Организуйте работу команды ( по рядам. Назовите свою команду, выберите руководителя, хранителя времени, секретаря). Представляю жюри: библиотекарь школы и ….

1.Где жил морской дьявол?

2.Кто такой Кристо?

3.Какую морскую пищу очень любил Ихтиандр?

4.Чем поражала Гуттиэре всех окружающих?

5.Как Зурита решил поймать морского дьявола?

6.Как Кристо догадался, что Ихтиандр – сын Бальтазара?

7.Что сделал Ихтиандр, чтобы избавиться от полицейского?

8.Чем интересны обезьяны в доме Сальваторе?

9.Какую особенность портрета Сальватора можно отметить?

10. Как индейца Бальтазара в детстве учили долго находиться под водой?

11. Почему Ихтиандр не совсем счастлив в морской стихии?

12.Сколько дней лечил Сальватор девочку с опухолью в голове?

13. Почему Ихтиандр и Кристо подружились?

1.Кого Ихтиандр называл морской лошадью

3.Почему Ихтиандр сражался со спрутами?

4.Почему Ихтиандр подружился с дельфином?

5.Почему Ихтиандру стало страшно на затонувшем корабле?

6.Что хотели сделать судьи с Ихтиандром?

7.Почему Гуттиэре вдруг согласилась выйти замуж за Зуриту?

8.Чем занимался Бальтазар на берегу?

9. В чём священник обвинил Сальватора?

10. Куда переехала Гуттиэре, сбежав от жестокого мужа?

11. Чем славился в Америке доктор Сальватор?

12.Почему Ихтиандру иногда в море было очень трудно дышать?

13.Где проводили время Ихтиандр и Гуттиэре, когда встречались?

1.Как называется шхуна Зуриты?

2.Назовите лучшего друга морского дьявола.

3.Почему никто не мог проникнуть в дом Сальватора?

4.Во что трубил морской дьявол?

5.Кого лечил доктор Сальватор?

6.Какой главный приказ дал Сальватор Ихтиандру?

7. Что предложил Ольсен Гуттиэре, чтобы избавиться от ненавистного брака с Зуритой?

8.Что за необычное молоко пил однажды Ихтиандр?

9. Почему Сальватор сделал операцию именно Ихтиандру

10. Почему начальник тюрьмы был в долгу перед Сальватором?

11. Какую цену имела самая большая жемчужина, доставленная Ихтиандром для Зуриты?

12.Куда отправляет Сальватор Ихтиандра после всего случившегося?

13. В чём заключается преимущество Ихтиандра перед другими людьми?

В романе мы прочитали, что у доктора Сальватора в чудесном саду жили удивительные животные.

-А в чем их необычность? Как можно объяснить их появление? (в результате научных опытов и экспериментов, уникальных операций ученого), т.е. в основе фантастического допущения лежит наука.

Также фантастические допущения - различных невиданных живых существ -мы видим, например, и в романах о Гарри Поттере , хоббитах.

-А как можно объяснить их существование? Как это стало возможным? (При помощи магии или были всегда, и в основном они мифические, волшебные, благодаря сверхъестественным силам)

-К одному жанру фантастики относятся эти фант произведения? ( нет , жанры разные: фентэзи и научная фантастика, т.к. фантастические допущения в первом случае объяснимо с точки зрения науки, а в произведениях жанра фентэзи- нет, там действуют сверхъестественные силы)

Ознакомьтесь со списком неведомых живых существ в чудесном саду доктора (подготовить для каждой команды список). За одну минуту найдите лишнее, о котором не сказано в романе. За правильный ответ 1 балл.

3.змея с двумя головами

4.поросенок с одним глазом посередине

5.две белые крысы, сросшиеся боками

6.голая розовая собака с обезьянкой на спине

7.воробей с головой попугая

8.серебристые рыбки с двумя хвостами

9.лошадь с коровьей головой

10.ламы с лошадиными хвостами

11.собаки с кошачьими головами

12.гуси с петушиными головами

14.страус с клювом орла

15.бараны с телом пумы

16.говорящие голые бесхвостые обезьяны

17.шестилапая кошка

3.змея с двумя головами

4.поросенок с одним глазом посередине

5.две белые крысы, сросшиеся боками

6.голая розовая собака с обезьянкой на спине

7.воробей с головой попугая

8. лебеди с гусиными клювами

9.лошадь с коровьей головой

10.ламы с лошадиными хвостами

11.собаки с кошачьими головами

12.гуси с петушиными головами

14.страус с клювом орла

15.бараны с телом пумы

16.говорящие голые бесхвостые обезьяны

17.корова с головой лошади

3.змея с двумя головами

4.поросенок с одним глазом посередине

5.две белые крысы, сросшиеся боками

6.голая розовая собака с обезьянкой на спине

7.воробей с головой попугая

8.птица альбатрос с головой лебедя

9.лошадь с коровьей головой

10.ламы с лошадиными хвостами

11.собаки с кошачьими головами

12.гуси с петушиными головами

14.страус с клювом орла

15.бараны с телом пумы

16.говорящие голые бесхвостые обезьяны

17.лебеди с крыльями страуса

В 1961г. роман был экранизирован, красивые актеры, подводные пейзажи, музыка сделали фильм очень популярным, он оказался единственным фантастическим фильмом среди девяти главных развлекательных лент десятилетия. Один литературовед сказал, что популярность роману принес именно фильм .

- А как считаете вы? Такими ли вы представляли героев романа?

Задание 3 раунда.

Выступления групп

А как считаете вы? Прав ли литературный критик?

Специфическая особенность научной фантастики в том, что она не беспочвенна, не построена на чистой выдумке, а всегда опирается на научную основу . Беляев обладал энциклопедическими знаниями. При этом Беляев обладал редким даром предвидения . Внимательно следя за развитием молодой советской науки и техники, он умел схватить то, что только смутно угадывалось. Силой своей фантазии рисовал будущее, предвидел возможность новых открытий, новых достижений..

Встретились ли вам на страницах романа гениальные предсказания, которые сбылись?

М ногие мечты писателя стали реальностью. Можно лишь удивляться тому, что еще в 20–30-е годы, на заре зарождения советской науки, Беляев писал об освоении огромных просторов океанских глубин. Вы сможете узнать об освоении человеком космоса, о сверхскоростных самолетах и о пересадке живых органов человека, прочитав другие романы писателя.

Задание 4 раунда.

Какого героя назвали великим ученым и безумным гением?

Вспомните, как он ответил на вопросы суда и перескажите близко к тексту. На подготовку-3 минуты. Максимальный балл-2

В качестве дополнительного бонуса:

Подведение итогов игры.

Жюри может подводить итоги конкурсной программы, а мы послушаем стихотворение Елены Котелевской в исполнении… - поэтический подарок к юбилею любимой книги

Слово предоставляется жюри

И в конце нашей еще один подарок в честь юбилея –буктрейлер подготовила…

9.Выводы по уроку:

-Какая важная мысль писателя пронизывает произведение? (научные достижения не должны быть употреблены во вред человеку. Беляев показывает, как любые достижения науки в мире лживых, злых людей, предателей, попав в руки хищников, используются в корыстных целях. Писатель призывает не допустить, чтобы открытия науки использовались в качестве разрушительной силы).

- Ихтиандр - необычный, оказывающийся чаще всего в необычной ситуации; и развитие сюжета служит раскрытию внутренних черт этого героя. Каких?

10.Рефлексия

Что понравилось на уроке? Чем заинтересовались? Что не понравилось? Что узнали нового? Появилось ли желание прочитать и другие романы А.Беляева?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несет ли ученый моральную ответственность за результаты своей научной деятельности?

Краткое описание (аннотация) модуля

Затем формируются четыре группы, которые последовательно проходят четыре этапа:

1. на семинарском занятии (литературном этапе) в составе мини-группы обучающиеся с помощью цитатного анализа характерных качеств основных героев и их поступков пытаются определить, что же в их лице автор пытается нам показать и какова значимость каждого из персонажей романа Беляева, что символизируют персонажи;

2. на занятии по обществознанию рассматривают примеры экспериментов в области социальной инженерии, что породило множество дискуссий среди философов, политиков, этиков, естествоиспытателей и юристов по поводу тех ограничений, которые должны существовать в области использования новых возможностей, открывающихся перед человечеством;

Модуль завершается общим итоговым занятием, на котором озвучиваются ответы на проблемный вопрос, идет презентация созданного продукта, производится окончательное заполнение оценочных листов.

Дидактические единицы (единицы содержания)

Литература: жизнь и творчество А.Беляева, осо­бенности диалога и монолога в романе, символический подтекст персонажей, жанр научной фантастики;

ИЗО: акварель, рисунок, иллюстрация;

Физика: условия плавания тел, сила тяжести, архимедова сила

Продукты сетевого образовательного модуля

созданные обучающимися обложки к роману (в группах)

Эффекты сетевого образовательного модуля

Повышение мотивации к изучению творчества А.Беляева и к чтению его произведений;

способность познать мир и расширить кругозор;

овладение навыками взаимодействия в группе

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

грамотность письменной речи.

не оценивается – менее 59 % задания

2. Проверка индивидуальных рабочих листов обучающихся по теории литературы

не оценивается – менее 3 соответствий

3. Проверка творческих работ обучающихся (создание обложки к роману)

творческий подход к работе;

оригинальность, яркость, эмоциональность созданного на обложке образа;

чувство меры и аккуратность в оформлении всей работы

Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Алексеева Елена Николаевна

Определение тематики сетевого образовательного модуля;

разработка блока общего образования в сетевом образовательном модуле;

консультирование педагогических работников лагерей при проведении сетевого образовательного модуля;

заполнение и защита разделов 1, 2, 3 (3.1, 3.2, 3.3) технологической карты;

отбор дидактического и методического материала;

разработка раздаточных материалов для обучающихся;

составление заданий для СТД и проверка их выполнения обучающимися;

проведение блока общего образования сетевого образовательного модуля;

осуществление коррекции, контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся;

заполнение журналов и выставление отметок;

заполнение идентификационных карт по итогам проведённых модулей;

проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь)

Педагогические работники лагерей

Сопровождение обучающихся в течение всего времени реализации сетевого образовательного модуля;

3.2. Модель реализации блока общего образования в рамках сетевого образовательного модуля

Элементы СОМ

Хронометраж

Кол-во ак. часов

Реализаторы

Проблемный вопрос

Форма реализации

Предметное содержание элемента

Место проведения

I смена

II смена

Алексеева Елена Николаевна

Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит учащихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, а также распределяет их по группам

Школа, кабинет №121

Алексеева Елена Николаевна

На семинарском занятии в составе мини-группы обучающиеся с помощью цитатного анализа характерных качеств основных героев и их поступков пытаются определить, что же в их лице автор хочет нам показать и какова значимость каждого из персонажей романа Беляева, что символизируют персонажи (заполняют оценочные листы №2)

(кабинет с мультимедиа)

Под руководством преподавателя обучающиеся рассматривают примеры экспериментов в области социальной инженерии, которые породили множество дискуссий среди философов, политиков, естествоиспытателей и юристов по поводу тех ограничений, которые должны существовать в области использования новых возможностей, открывающихся перед человечеством

История создания произведения

Дополнительную популярность книге принесла экранизация в 1962 г. Главные роли в советском фильме сыграли Анастасия Вертинская и Владимир Коренев.

Основные персонажи

Действие романа развивается в начале XX века в аргентинской столице — Буэнос-Айресе. В нем фигурируют положительные и отрицательные персонажи. В сюжетной линии затронуты следующие действующие лица:

Сальватор- ученый, спасший и воспитавший Ихтиандра

Гуттиэрэ. Приемная дочь Бальтазара

Сюжет и развитие событий

Активная ловля дьявола Бальтазаром

Активная ловля дьявола Бальтазаром и другими помощниками долго ни к чему не приводила. Однажды юноша едва не попался в ловко расставленные сети, но ускользнул. Тогда Зурита понял, что морской дьявол — разумное существо с уникальными возможностями. Обследовав побережье, он наткнулся на уединенную гасиенду, принадлежащую Сальватору. Опытный доктор и талантливый ученый много раз спасал жизни богачей и помогал тем, кто не мог оплатить лечение.

Попасть в дом врача удалось не сразу. Педро отправил туда Кристо — родного брата Бальтазара. Став слугой в доме, индеец увидел много чудес. Но самое главное — познакомился с Ихтиандром и узнал его историю. Морским дьяволом оказался молодой юноша. В детстве он был на грани жизни и смерти, а доктор спас его, пересадив жабры. С тех пор он мог жить на суше и в воде. Важно было часть дня находиться на воздухе, а другую проводить в морской пучине.

Ихтиандр случайно спас из воды Гуттиэре и был покорен прелестью девушки. Он стал искать встреч с нею и чаще выходить в люди. С помощью Кристо однажды он посетил лавку Бальтазара, где увидел Гуттиэре. Молодые люди начали общаться. Однако девушка была просватана за Педро, которому старый индеец был должен большую сумму денег.

Женившись на Гуттиэре, Зурита отвез молодую супругу в поместье. Ихтиандр последовал за ней и попал в ловушку, устроенную богачом. По указке Педро он собрал много жемчуга, но так и не получил свободу. Однако бунт на корабле позволил ему уплыть в открытое море. Кристо узнал по родимому пятну в Ихтиандре родного сына Бальтазара. Старый индеец подал на Сальвадоре в суд, а процесс получил огласку.

Во время разбирательства Ихтиандру пришлось жить в бочке с водой, которую никто не менял. Он уже не мог долго находиться на суше. Сальваторе смог организовать побег воспитанника, который отправился к далеким островам. Там ему готовился дать приют друг доктора.

Вскоре о морском дьяволе забыли. Лишь Бальтазар часто вспоминал юношу, но его считали безумным стариком.

Краткий разбор

Фантастический роман написан в ярком и живом стиле. Автор красочно изображает подводный мир, его обитателей, ландшафты уникальной южноамериканской природы. Научные факты в тексте органично сочетаются с авторскими размышлениями об отдаленном будущем. Писатель дает понять, что человечество стоит на пороге множества удивительных открытий, которые смогут сделать жизнь комфортнее и проще.

Любовь Ихтиандра и Гуттиэрэ

От других людей Ихтиандра отличала не только способность жить под водой. Он обладал особым мировоззрением человека, вынужденного жить вдали от общества. Жестокий мир, где правят деньги и связи, разочаровал героя. Покидая людей и погружаясь в пучину моря он нисколько не жалел. Существование среди алчных и недобрых персон было для него невыносимым. Кратко проанализировать произведение для читательского дневника в 6 классе можно по такому плану:

Отзывы читателей

Прошлым летом прочел книгу про человека-амфибию, до этого несколько раз смотрел фильм с родителями. Мне очень понравились описание подводного мира и Ихтиандр. Жаль, что финал у книги печальный. Я бы хотел, чтобы он остался вместе с Гуттиэре.

Книга про человека-амфибию — одна из моих любимых с подросткового возраста. Так уж сложилось, что я стал доктором. Всегда, когда перечитываю, задумываюсь — а смог бы я поступить так, как Сальваторе? Наверное, нет. Этот ученый гениален и смел. Его опыт имел успех. Но в жизни все иначе.

Мама очень любила одноименный фильм, поэтому сложилось так, что я сначала вместе с ней много раз смотрела его. Лишь в 14 лет впервые осилила книгу. Произведение гораздо глубже. Я долго ходила под впечатлением от прочитанного, осуждала многих персонажей. Позже обратилась к другим книгам писателя и изучила биографию автора. Его трагичная судьба потрясла не меньше литературных трудов. Долгое время он был парализован и умер от голода в блокадном Ленинграде.

Читайте также: