Картина мира и природы в лирике ф и тютчева конспект

Обновлено: 05.07.2024

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 - 1873)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 53
Ф. И. ТЮТЧЕВ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
ЕДИНСТВО МИРА И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
В ЛИРИКЕ ПОЭТА

Цель:
ознакомить учащихся с фактами биографии поэта и особенностями лирических стихотворений Ф. И. Тютчева; показать единство мира и философии природы в лирике Ф. И. Тютчева; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; приобщать к ценностям духовной культуры; прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет Ф. И. Тютчева, тексты стихотворений Ф. И. Тютчева; иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ зачётной работы за I полугодие

2. Вводно-ориентировочная беседа

• Вспомните и расскажите, что вам известно о Фёдоре Ивановиче Тютчеве.

• Какие произведения поэта вы знаете? Прочитайте наизусть ваши любимые стихотворения.

— Имя Фёдора Ивановича Тютчева оставалось неизвестным русскому читателю долгое время даже после того, как художественное дарование этого замечательного поэта достигло зрелости, и он не только создал, но и опубликовал многие свои стихотворения, ставшие впоследствии хрестоматийными и вошедшие в число лучших образцов русской лирики. Обратим внимание на портрет поэта.

Что же это были за речи, которые и сейчас, много лет спустя после смерти их творца, не перестают пленять нас своей неувядающей прелестью?

IV. Работа над темой урока

2. Объяснение учителя

Если в первый период творчества Ф. И. Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы.

…перед ней мы смутно сознаём
Себя самих — лишь грёзою природы.

Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) — один из ключевых мотивов тютчевской лирики.

Пройдут годы, и он напишет:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах!
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах!

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой![2]

Тютчев был поэтом не по профессии, а по своему предназначению. Может быть, поэтому его поэзия наполнена ощущением гармонии мирозданья. Он ничего не выдумывал, а просто записывал то, что видел и чувствовал. И, наверное, потому ему удалось создать свою художественную модель Вселенной. Его пейзажные образы рождаются из мгновенных впечатлений от жизни природы, о которых он рассказывает своим неповторимым языком.

3. Ознакомление со статьёй учебника по теме урока
(с последующей записью в тетрадях)

Особенности поэзии Ф. И. Тютчева

• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлечённых, абстрактных категорий.

• Тютчев — открыватель новых образных миров в поэзии.

• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен.

Основные темы и мотивы лирики

• Поэт и поэзия; духовный кризис современного поколения; свобода и счастье.

• Россия; природа; любовь.

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

3) Аналитическая беседа

• Какие два мира поэт изображает в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?
(Чувства, мечты, мысли, душевные движения)

• Каковы приметы внешнего мира? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?
(Звёзды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи)

• Какой характер придаёт тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

4) Обобщение учителя

— Слово silentium переводится с латыни на русский язык как молчание.

В этом слове и заключена основная мысль стихотворения — одиночество поэта, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Произведение состоит всего из трёх строф, но они наполнены очень глубоким смыслом, и каждую строфу можно считать отдельной частью стихотворения. Очевидно, что внутренний мир человека для Тютчева аналогичен Космосу, включая весь мир, но в странном, трансформированном виде, непривычном и непонятном человеку. Именно поэтому автор предписывает сохранять молчание.

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

3) Аналитическая беседа

• К кому обращены первые строки стихотворения?

• В чём родство природы и человека?

4) Обобщение учителя

— Ни для кого из русских поэтов, кроме А. А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Ф. И. Тютчева.

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

3) Аналитическая беседа

• Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?

• Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?

• Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?

4) Обобщение учителя

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Согласитесь или опровергните одно из высказываний о лирике Ф. И. Тютчева.

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее — а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли (И. С. Аксаков).

2. Заключительное слово учителя

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живёт,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдёт.

VI. Домашнее задание

Silentium!
Ф. И. Тютчев[3]

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи.
1830 (вернуться к уроку)
Природа — сфинкс. И тем она верней…
Ф. И. Тютчев[4]

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
1869
(вернуться к уроку)
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.

Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.

Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.

Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.

Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.

Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева

В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону. Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи. Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.

В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.

Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям. Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой. Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.

В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек. Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира. Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.

Вариант 3

Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.

Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.

Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.

С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в творчестве Тютчева

Популярные сегодня темы

Данный персонаж выведен в романе в качестве одной из противоположностей главному герою. Судьбинский является тем, кем Обломов мог бы стать, не предпочти он ничегонеделание на диване.

Главным героем трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" является юноша по имени Ромео из семьи Монтекки. Семья Монтекки - очень знатный и величественный клан

В произведении Э.Т.В Гофмана Песочный человек, как и в других его произведениях, большую роль играет мистическая обстановка и фольклорные мотивы.

Урок обучения анализу лирического произведения по теме "Русская лирика о природе и человеке" .

ВложениеРазмер
yazyk_prirody_v_lirike_f._tyutcheva.docx 46.93 КБ
samoanaliz_uroka_literatury_v_6_klasse.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

Язык природы в лирике Ф. И.Тютчева

Конспект урока литературы в 6 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой

г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.

Тип урока: обучение анализу лирического произведения

Вид урока: урок-исследование

На предыдущих уроках учащиеся узнали об особенностях лирики как рода литературы, закрепили знания о лирическом герое, художественных средствах, стихотворных размерах, получили представление о литературном образе. Выработали практические умения по определению размера стихотворения, получили навыки находить эпитеты, олицетворения, метафоры и выявлять их роль в стихотворении.

Главная идея урока: Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Проблемы урока: выработать механизм анализа стихотворения: настроение (ключевые слова) – образы и картины – средства создания образов (тропы) - звукопись - стихотворный размер – основная мысль.

  1. Учащиеся должны знать особенности лирического произведения; формулировать следующие понятия: образ, настроение, стихотворный размер, звукопись, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.
  2. Учащиеся должны уметь определять стихотворный размер; понимать, как ритмический рисунок стихотворения отражает его общее настроение; знать, в чем отличие развернутого сравнения и с какой целью оно использовано в стихотворении; уметь находить ключевые слова; развивать навыки работы с литературными терминами, практические умения по распознаванию художественных средств и определению их роли в выявлении главной идеи стихотворения. Учащиеся развивают монологическую речь и образное мышление, учатся сопоставлять.
  3. Развитие навыков самоорганизации, самоанализа, взаимопомощи: учащиеся осуществляют сотрудничество в ходе практической работы в группах по анализу лирического произведения. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу, учатся видеть красоту русской природы и понимать удивительную силу поэтического слова. Учащиеся приходят к мысли о том, что в самом обычном и привычном поэт умеет видеть удивительное и необычное, убеждаются в универсальности поэтического слова.

Методы и приемы:

  1. Объяснительно-иллюстративные: эвристическая беседа, работа с текстом, демонстрация компьютерной программы, выразительное чтение стихотворения.
  2. Исследовательские: анализ языка стихотворения, сопоставление стихотворений.
  3. Проблемные: решение проблемной задачи.

Ребята, сегодня у нас урок поэзии. Мы будем изучать стихи удивительного русского поэта Ф. И. Тютчева.

2. Этап актуализации знаний: 3-4 мин.

Вот что он писал о природе:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

  • Как вы понимаете его слова?
  • Что такое природа, по мнению Тютчева?

Ответ : природа живая, одухотворенная, чувствующая, разговаривает.

Раз природа одухотворенная, живая, свободная, значит, у нее есть свой язык.

Ответ: любые проявления природы дают человеку сигналы, так она говорит с нами своим языком.

Поэты и писатели учат нас понимать душу природы, ее язык силой своего поэтического слова. Сегодня поможет нам научиться понимать язык природы мудрый человек, тонкий лирик – Ф. И. Тютчев.

3. Этап мотивации: 5-7 мин.

Учитель: Понимать поэта – значит, войти в его мир, научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.

Посмотрите, что может услышать и почувствовать в строчках стихотворения опытный исследователь. Ваша задача - внимательно следить, запомнить и записать, что делает исследователь.

Мы увидели, как опытный исследователь пытается понять загадки природы, о непонятном говорить на понятном сердцу языке.

  • Каким образом исследователь помогает нам увидеть картину, нарисованную поэтом, понять его мысли и чувства?

Приемы: выделяет ключевые слова;

вдумывается в значение слов.

  • Как может нам пригодиться этот опыт?
  • Какую задачу мы поставим себе?

Задача урока: научиться видеть и понимать поэзию так, как подсказывает нам опытный исследователь.

Сегодня мы анализируем стихотворение.

И в нашей дальнейшей работе мы будем опираться на этот образец.

4. Исполнительный этап:15 мин. – исследование текста (работа в группах).

В своей работе мы будем опираться на следующие понятия:

образы и худ. средства

основная мысль автора

Учитель: Стихотворение читает…

Для проведения исследования мы организовали несколько групп, каждая из которых поводит свое наблюдение.

а) работа в группах: 5 мин.

Цель: исследовать текст (выделяют ключевые слова, объясняют свое понимание авторской мысли)

1 группа: исследует настроение;

2 группа: образы и картины; худ. средства;

3 группа: звукопись;

4 группа: стихотворный размер,

5 группа: развернутое сравнение.

б) обсуждение результатов наблюдения: 10 мин.

  • Какое настроение передает поэт, описывая первый весенний дождь?
  • Какие образы и картины возникают в вашем воображении?

Стихотворение раскрашено красками весны, наполнено звуками, движением.

Учитель: Мы увидели картину природы, в которой все живет, изменяется, она раскрашена красками, наполнена звуками. Мы можем представить ее себе. Автор рисует эту картину словом. Но есть у поэта и другие способы, благодаря которым мы как будто слышим громовые раскаты. Какие же?

Ответ: Помогают передать шумную картину грозы и раскаты грома – звуки. Автор использует звукопись. Если внимательно вслушаться, то в словах :

повторяются звуки / г /, / р/.

В словах : голубом

повторяется звук / л /, который создает впечатление мягкости, плавности, мелодичности. Поэтому гроза не вызывает страха, она принесла майский веселый дождь, которому все рады. Этот прием называется аллитерация.

Учитель : Эту особую музыку мы слышим и благодаря ритму, который создается стихотворным размером. Мы знаем, что использование стихотворного размера - не формальный признак. Каждый размер несет свою энергию.

Ответ: Стихотворение написано четырехстопным ямбом . Это сильный, энергичный размер. Он делает картину ритмичной, выразительной, передает радость, энергию.

В) Проблемная ситуация.

Учитель : Мы увидели яркую картину весны. Но один вопрос остается открытым: зачем автору понадобилось использовать мифологические образы? Поможет ответить на этот вопрос обращение к мифу.

Ответ: Древние греки верили, что на горе Олимп, высоко-высоко над облаками, живут боги. Главный из них – Зевс. Он восседает на троне. Это очень мудрый и строгий бог. Если его не слушали, он наказывал, посылая на землю гром и молнию. Рядом с троном Зевса – орел (символ власти). Дочь Зевса – хохотушка Геба – во время пира богов разливает из кубка божественный напиток, дающий бессмертие.

  • А какой еще смысл несет этот сюжет, ведь согласно мифу Геба пролила напиток, дающий бессмертие?

Ответ: Пролитый ей кубок несет еще и обновление природе и душе человека, делая их бессмертными.

  • Какое сравнение использовано автором в последней строфе?

Ответ : Развернутое сравнение , так как автор сравнивает картины на небе и на земле.

( На экране появляется определение сравнения , дети записывают в тетрадь определение развернутого сравнения.)

5. Применение полученных знаний, умений, навыков – 5 мин.

а) Сопоставление стихотворений:

Ученик читает стихотворение.

( Обращаем внимание на образы, картины и настроение).

Ответ: Оба стихотворения рисуют образ грозы, обновляющей землю.

Природа одухотворенная, живая, чувствующая.

Земля рада явлению грозы.

За картинами природы мы чувствуем человека и его переживания.

Задание: Рассмотрите репродукцию и скажите, как соотносится ее содержание и настроение с рассмотренными стихотворениями.

  • Что можно сказать о том впечатлении, которое вызывает картина?

Учитель: Для каждого художника характерно свое, оригинальное видение мира. Когда мы читаем стихотворение, слушаем музыку или рассматриваем картину, мы понимаем, что каждый из них своими средствами создает художественный образ.

  • Какими средствами создает ее художник? (цвет, оттенки, линии, тона и полутона и др.)
  • А какими - поэт? (слово, с помощью слова можно передать краски, звуки игру света, движение). Оружие поэта – слово.

Вывод: Универсальность поэтического слова состоит в том, что словом можно и нарисовать картину, и передать музыку природы, ее движения, ее настроение.

6. Итоги урока: 2 мин.

Тютчев мастерски его использует.

Ребята, сегодня мы учились понимать язык природы и язык поэзии.

  • Что можно сказать о самом поэте, способном так понимать язык природы?

(Тютчев мастерски использует слово. Он умеет видеть необычное в самом простом и неприметном).

  • Что сегодня вам показалось особенно интересным?

7. Домашнее задание: 1-2 мин .

  • А какое задание вам будет интересно выполнить дома?
  1. Поисковое задание : подобрать из этого же стихотворения строчку, которой можно озаглавить картину М Воробьева.

8. Взаимооценка работы в группах: 1 мин.

9. Рефлексия: 2 мин.

Закончите предложение: « Сегодня на уроке я узнал…

«Сегодня на уроке я узнал …

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

  1. О чем это стихотворение?
  2. Выпишите ключевые слова, которые помогают почувствовать настроение стихотворения, его эмоциональную окраску?
  3. Проявляется ли в этом стихотворении человек? Как?
  1. Какие картины и образы предстают перед вами?
  2. Какие художественные средства помогают их увидеть? (по строфам)
  1. Выделите слова, в которых звуки, сочетания звуков помогают услышать поток шумящей воды?
  2. Вызывают ли эти звуки страх у человека? Какие чувства они вызывают?
  1. Определите стихотворный размер.
  2. Попытайтесь объяснить, почему поэт избрал именно этот размер.
  1. Выпишите из стихотворения глаголы. Какое общее значение имеет большинство глаголов? Почему?
  2. Какую роль играют восклицательные предложения?

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег.

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Предварительный просмотр:

«Язык природы в лирике Ф. И. Тютчева.

МБОУ лицей № 87 им. Л.И. Новиковой

Задачи урока : выработать механизм анализа стихотворения; развивать навыки работы с литературными терминами, практические умения по распознаванию худ. средств и определению их роли в выявлении главной идеи стихотворения; развивать устную монологическую речь, образное мышление, умение сопоставлять, навыки взаимодействия в группах.

Оборудование урока: компьютер, экран, карточки-задания, тексты стихотворений, схема анализа стихотворения, репродукция картины

На классной доске (экран) написана тема урока, эпиграф, висит схема анализа стихотворения. Через компьютер на экран проецируются необходимые понятия, иллюстрации.

Методы и приемы: 1. Объяснительно-иллюстративные (эвристическая беседа, работа с текстом, демонстрация компьютерных программ, выразительное чтение стихотворения).

2. Исследовательские (анализ языковых средств, сопоставление).

3. Проблемные (решение проблемной задачи).

Содержание урока соответствует программе, задачам урока.

Тип урока: обучение анализу лирического произведения.

Вид и структура урока: урок-исследование. В процессе работы учащиеся знакомятся с образцом анализа текста, выполненным опытным исследователем (на слух и зрительно), наблюдают за его действиями, делают выводы, затем выполняют аналогичную работу. При этом они опираются на заранее отработанную схему анализа, пользуются словарем, определяют стихотворный размер с помощью компьютерного тренажера. В процессе исследования учащиеся решают проблемный вопрос, учатся сопоставлять. Воспитательная направленность урока заключается в том, что дети учатся видеть красоту и величие родной природы, понимать тайные смыслы поэтического слова, убеждаются в его универсальности.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап актуализации.
  3. Этап мотивации.
  4. Исполнительный этап.
  5. Применение полученных знаний, умений, навыков.
  6. Итоги урока.
  7. Домашнее задание.
  8. Взаимооценка работы в группах
  9. Рефлексия.

На уроке сочетались разные формы учебной работы (индивидуальная, групповая, фронтальная), осуществлялось их чередование. Контроль за деятельностью учащихся осуществлялся на каждом этапе.

Своеобразие тютчевских пейзажей отчетливо видно в стихотворении, созданном в родовом имении Овстуг в 1846 г.:

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной.

И в то же время вечная изменчивость природы подчиняется другому закону – вечной повторяемости этих изменений.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Нередко в той картине мира, которую рисует Тютчев, за настоящим отчетливо проступает древний облик мира, первозданные картины природы. Вечное в настоящем, вечную повторяемость природных явлений – вот что пытается увидеть, показать поэт:

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой.

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальней слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся еженощный гул.

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Представляя природу единым, дышащим, чувствующим живым существом, Тютчев оказывается близким античным мыслителям, например, Платону, который называл мир в его целостности одним видимым животным.

Резко выступая против своих оппонентов, не признающих в природе живое существо, Тютчев создает образ дышащего, живого, мыслящего, говорящего живого существа:

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.

Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Хоть я и свил гнездо в долине,
Но чувствую порой и я,
Как животворно на вершине
Бежит воздушная струя
На недоступные громады
Смотрю по целым я часам, –
Какие росы и прохлады
Оттуда с шумом льются к нам.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство –
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего.

Какая жизнь, какое обаянье,
Какой для чувств роскошный, светлый пир!

То же слово передает всю красоту ночной Невы:

Нет искр в небесной синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.

Властью некой обаянны,
До восшествия Зари,
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари.

Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец –
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Люблю грозу в начале мая,
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом.

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами, –
И задымилася гора
С своими черными лесами.

И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил, –

Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей,
Играют выси ледяные
С лазурью небе огневой.

Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.

Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.

Не случайно в этом стихотворении нет и образов играющей природы и играющих богов. Гроза уподобляется своей антитезе – сну, вялому, безотрадному. Столь же не случайно природа утрачивает и свой голос: гроза – это беседа глухонемых демонов – огненные знаки и зловещая тишина.

Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?

Вражда не отменяет ощущения единства бытия, его слитности: Солнце объединяет мир, красота мира источником имеет – Любовь:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен

Весь день, как летом, солнце греет,
Деревья блещут пестротой,
И воздух ласковой волной,
Их пышность ветхую лелеет.

А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.

Отчетливо ощущая природу как некую извечную, живую силу, Тютчев стремится заглянуть за скрывающую ее завесу. Каждое природное явление обнаруживает это полное жизни существо:

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала.
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало.

Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою.

Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе

Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник.

Словно строгий чин природы
Уступил права свои
Духу жизни и свободы,
Вдохновениям любви.

Словно, ввек ненарушимый,
Был нарушен вечный строй
И любившей и любимой
Человеческой душой.

В этом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.

Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!

Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз.

Столь же значима для Тютчева и способность природы плакать. Слезы – такой же знак подлинной жизни для Тютчева, как и улыбка:

И святое умиленье
С благодатью чистых слез
К нам сошло как откровенье
И во всем отозвалось.

Читайте также: