Картина мира и природы в лирике ф и тютчева конспект
Обновлено: 05.07.2024
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 - 1873)
Уроки литературы в 10 классе[1]
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.
УРОК 53
Ф. И. ТЮТЧЕВ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
ЕДИНСТВО МИРА И ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
В ЛИРИКЕ ПОЭТА
Цель:
ознакомить учащихся с фактами биографии поэта и особенностями лирических стихотворений Ф. И. Тютчева; показать единство мира и философии природы в лирике Ф. И. Тютчева; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; приобщать к ценностям духовной культуры; прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет Ф. И. Тютчева, тексты стихотворений Ф. И. Тютчева; иллюстративный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Анализ зачётной работы за I полугодие
2. Вводно-ориентировочная беседа
• Вспомните и расскажите, что вам известно о Фёдоре Ивановиче Тютчеве.
• Какие произведения поэта вы знаете? Прочитайте наизусть ваши любимые стихотворения.
— Имя Фёдора Ивановича Тютчева оставалось неизвестным русскому читателю долгое время даже после того, как художественное дарование этого замечательного поэта достигло зрелости, и он не только создал, но и опубликовал многие свои стихотворения, ставшие впоследствии хрестоматийными и вошедшие в число лучших образцов русской лирики. Обратим внимание на портрет поэта.
Что же это были за речи, которые и сейчас, много лет спустя после смерти их творца, не перестают пленять нас своей неувядающей прелестью?
IV. Работа над темой урока
2. Объяснение учителя
Если в первый период творчества Ф. И. Тютчев выступал как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогатилась у него сложностью чувств и настроений. Для выражения сложного мира человеческой души поэт использовал ассоциации и образы природы.
…перед ней мы смутно сознаём
Себя самих — лишь грёзою природы.
Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) — один из ключевых мотивов тютчевской лирики.
Пройдут годы, и он напишет:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах!
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах!
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой![2]
Тютчев был поэтом не по профессии, а по своему предназначению. Может быть, поэтому его поэзия наполнена ощущением гармонии мирозданья. Он ничего не выдумывал, а просто записывал то, что видел и чувствовал. И, наверное, потому ему удалось создать свою художественную модель Вселенной. Его пейзажные образы рождаются из мгновенных впечатлений от жизни природы, о которых он рассказывает своим неповторимым языком.
3. Ознакомление со статьёй учебника по теме урока
(с последующей записью в тетрадях)
Особенности поэзии Ф. И. Тютчева
• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлечённых, абстрактных категорий.
• Тютчев — открыватель новых образных миров в поэзии.
• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен.
Основные темы и мотивы лирики
• Поэт и поэзия; духовный кризис современного поколения; свобода и счастье.
• Россия; природа; любовь.
1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся
3) Аналитическая беседа
• Какие два мира поэт изображает в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека?
(Чувства, мечты, мысли, душевные движения)
• Каковы приметы внешнего мира? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира?
(Звёзды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи)
• Какой характер придаёт тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
4) Обобщение учителя
— Слово silentium переводится с латыни на русский язык как молчание.
В этом слове и заключена основная мысль стихотворения — одиночество поэта, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Произведение состоит всего из трёх строф, но они наполнены очень глубоким смыслом, и каждую строфу можно считать отдельной частью стихотворения. Очевидно, что внутренний мир человека для Тютчева аналогичен Космосу, включая весь мир, но в странном, трансформированном виде, непривычном и непонятном человеку. Именно поэтому автор предписывает сохранять молчание.
1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся
3) Аналитическая беседа
• К кому обращены первые строки стихотворения?
• В чём родство природы и человека?
4) Обобщение учителя
— Ни для кого из русских поэтов, кроме А. А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Ф. И. Тютчева.
1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся
3) Аналитическая беседа
• Что общего видит поэт между природой и мифическим сфинксом?
• Можно ли утверждать, что в этом стихотворении человек и природа изначально враждебны?
• Есть ли у природы загадка, которую не может разгадать человек, или это иллюзия, обман?
4) Обобщение учителя
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
• Согласитесь или опровергните одно из высказываний о лирике Ф. И. Тютчева.
У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее — а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом… это сама плоть мысли (И. С. Аксаков).
2. Заключительное слово учителя
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живёт,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдёт.
VI. Домашнее задание
Silentium!
Ф. И. Тютчев[3]
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи.
1830 (вернуться к уроку)
Природа — сфинкс. И тем она верней…
Ф. И. Тютчев[4]
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
1869
(вернуться к уроку)
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)
Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.
Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.
Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.
Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.
Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.
Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева
В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону. Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи. Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.
В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.
Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям. Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой. Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.
В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек. Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира. Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.
Вариант 3
Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.
Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.
Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.
С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.
Также читают:
Картинка к сочинению Природа в творчестве Тютчева
Популярные сегодня темы
Данный персонаж выведен в романе в качестве одной из противоположностей главному герою. Судьбинский является тем, кем Обломов мог бы стать, не предпочти он ничегонеделание на диване.
Главным героем трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" является юноша по имени Ромео из семьи Монтекки. Семья Монтекки - очень знатный и величественный клан
В произведении Э.Т.В Гофмана Песочный человек, как и в других его произведениях, большую роль играет мистическая обстановка и фольклорные мотивы.
Урок обучения анализу лирического произведения по теме "Русская лирика о природе и человеке" .
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_prirody_v_lirike_f._tyutcheva.docx | 46.93 КБ |
samoanaliz_uroka_literatury_v_6_klasse.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык природы в лирике Ф. И.Тютчева
Конспект урока литературы в 6 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой
г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.
Тип урока: обучение анализу лирического произведения
Вид урока: урок-исследование
На предыдущих уроках учащиеся узнали об особенностях лирики как рода литературы, закрепили знания о лирическом герое, художественных средствах, стихотворных размерах, получили представление о литературном образе. Выработали практические умения по определению размера стихотворения, получили навыки находить эпитеты, олицетворения, метафоры и выявлять их роль в стихотворении.
Главная идея урока: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Проблемы урока: выработать механизм анализа стихотворения: настроение (ключевые слова) – образы и картины – средства создания образов (тропы) - звукопись - стихотворный размер – основная мысль.
- Учащиеся должны знать особенности лирического произведения; формулировать следующие понятия: образ, настроение, стихотворный размер, звукопись, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.
- Учащиеся должны уметь определять стихотворный размер; понимать, как ритмический рисунок стихотворения отражает его общее настроение; знать, в чем отличие развернутого сравнения и с какой целью оно использовано в стихотворении; уметь находить ключевые слова; развивать навыки работы с литературными терминами, практические умения по распознаванию художественных средств и определению их роли в выявлении главной идеи стихотворения. Учащиеся развивают монологическую речь и образное мышление, учатся сопоставлять.
- Развитие навыков самоорганизации, самоанализа, взаимопомощи: учащиеся осуществляют сотрудничество в ходе практической работы в группах по анализу лирического произведения. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу, учатся видеть красоту русской природы и понимать удивительную силу поэтического слова. Учащиеся приходят к мысли о том, что в самом обычном и привычном поэт умеет видеть удивительное и необычное, убеждаются в универсальности поэтического слова.
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративные: эвристическая беседа, работа с текстом, демонстрация компьютерной программы, выразительное чтение стихотворения.
- Исследовательские: анализ языка стихотворения, сопоставление стихотворений.
- Проблемные: решение проблемной задачи.
Ребята, сегодня у нас урок поэзии. Мы будем изучать стихи удивительного русского поэта Ф. И. Тютчева.
2. Этап актуализации знаний: 3-4 мин.
Вот что он писал о природе:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
- Как вы понимаете его слова?
- Что такое природа, по мнению Тютчева?
Ответ : природа живая, одухотворенная, чувствующая, разговаривает.
Раз природа одухотворенная, живая, свободная, значит, у нее есть свой язык.
Ответ: любые проявления природы дают человеку сигналы, так она говорит с нами своим языком.
Поэты и писатели учат нас понимать душу природы, ее язык силой своего поэтического слова. Сегодня поможет нам научиться понимать язык природы мудрый человек, тонкий лирик – Ф. И. Тютчев.
3. Этап мотивации: 5-7 мин.
Учитель: Понимать поэта – значит, войти в его мир, научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.
Посмотрите, что может услышать и почувствовать в строчках стихотворения опытный исследователь. Ваша задача - внимательно следить, запомнить и записать, что делает исследователь.
Мы увидели, как опытный исследователь пытается понять загадки природы, о непонятном говорить на понятном сердцу языке.
- Каким образом исследователь помогает нам увидеть картину, нарисованную поэтом, понять его мысли и чувства?
Приемы: выделяет ключевые слова;
вдумывается в значение слов.
- Как может нам пригодиться этот опыт?
- Какую задачу мы поставим себе?
Задача урока: научиться видеть и понимать поэзию так, как подсказывает нам опытный исследователь.
Сегодня мы анализируем стихотворение.
И в нашей дальнейшей работе мы будем опираться на этот образец.
4. Исполнительный этап:15 мин. – исследование текста (работа в группах).
В своей работе мы будем опираться на следующие понятия:
образы и худ. средства
основная мысль автора
Учитель: Стихотворение читает…
Для проведения исследования мы организовали несколько групп, каждая из которых поводит свое наблюдение.
а) работа в группах: 5 мин.
Цель: исследовать текст (выделяют ключевые слова, объясняют свое понимание авторской мысли)
1 группа: исследует настроение;
2 группа: образы и картины; худ. средства;
3 группа: звукопись;
4 группа: стихотворный размер,
5 группа: развернутое сравнение.
б) обсуждение результатов наблюдения: 10 мин.
- Какое настроение передает поэт, описывая первый весенний дождь?
- Какие образы и картины возникают в вашем воображении?
Стихотворение раскрашено красками весны, наполнено звуками, движением.
Учитель: Мы увидели картину природы, в которой все живет, изменяется, она раскрашена красками, наполнена звуками. Мы можем представить ее себе. Автор рисует эту картину словом. Но есть у поэта и другие способы, благодаря которым мы как будто слышим громовые раскаты. Какие же?
Ответ: Помогают передать шумную картину грозы и раскаты грома – звуки. Автор использует звукопись. Если внимательно вслушаться, то в словах :
повторяются звуки / г /, / р/.
В словах : голубом
повторяется звук / л /, который создает впечатление мягкости, плавности, мелодичности. Поэтому гроза не вызывает страха, она принесла майский веселый дождь, которому все рады. Этот прием называется аллитерация.
Учитель : Эту особую музыку мы слышим и благодаря ритму, который создается стихотворным размером. Мы знаем, что использование стихотворного размера - не формальный признак. Каждый размер несет свою энергию.
Ответ: Стихотворение написано четырехстопным ямбом . Это сильный, энергичный размер. Он делает картину ритмичной, выразительной, передает радость, энергию.
В) Проблемная ситуация.
Учитель : Мы увидели яркую картину весны. Но один вопрос остается открытым: зачем автору понадобилось использовать мифологические образы? Поможет ответить на этот вопрос обращение к мифу.
Ответ: Древние греки верили, что на горе Олимп, высоко-высоко над облаками, живут боги. Главный из них – Зевс. Он восседает на троне. Это очень мудрый и строгий бог. Если его не слушали, он наказывал, посылая на землю гром и молнию. Рядом с троном Зевса – орел (символ власти). Дочь Зевса – хохотушка Геба – во время пира богов разливает из кубка божественный напиток, дающий бессмертие.
- А какой еще смысл несет этот сюжет, ведь согласно мифу Геба пролила напиток, дающий бессмертие?
Ответ: Пролитый ей кубок несет еще и обновление природе и душе человека, делая их бессмертными.
- Какое сравнение использовано автором в последней строфе?
Ответ : Развернутое сравнение , так как автор сравнивает картины на небе и на земле.
( На экране появляется определение сравнения , дети записывают в тетрадь определение развернутого сравнения.)
5. Применение полученных знаний, умений, навыков – 5 мин.
а) Сопоставление стихотворений:
Ученик читает стихотворение.
( Обращаем внимание на образы, картины и настроение).
Ответ: Оба стихотворения рисуют образ грозы, обновляющей землю.
Природа одухотворенная, живая, чувствующая.
Земля рада явлению грозы.
За картинами природы мы чувствуем человека и его переживания.
Задание: Рассмотрите репродукцию и скажите, как соотносится ее содержание и настроение с рассмотренными стихотворениями.
- Что можно сказать о том впечатлении, которое вызывает картина?
Учитель: Для каждого художника характерно свое, оригинальное видение мира. Когда мы читаем стихотворение, слушаем музыку или рассматриваем картину, мы понимаем, что каждый из них своими средствами создает художественный образ.
- Какими средствами создает ее художник? (цвет, оттенки, линии, тона и полутона и др.)
- А какими - поэт? (слово, с помощью слова можно передать краски, звуки игру света, движение). Оружие поэта – слово.
Вывод: Универсальность поэтического слова состоит в том, что словом можно и нарисовать картину, и передать музыку природы, ее движения, ее настроение.
6. Итоги урока: 2 мин.
Тютчев мастерски его использует.
Ребята, сегодня мы учились понимать язык природы и язык поэзии.
- Что можно сказать о самом поэте, способном так понимать язык природы?
(Тютчев мастерски использует слово. Он умеет видеть необычное в самом простом и неприметном).
- Что сегодня вам показалось особенно интересным?
7. Домашнее задание: 1-2 мин .
- А какое задание вам будет интересно выполнить дома?
- Поисковое задание : подобрать из этого же стихотворения строчку, которой можно озаглавить картину М Воробьева.
8. Взаимооценка работы в группах: 1 мин.
9. Рефлексия: 2 мин.
Закончите предложение: « Сегодня на уроке я узнал…
«Сегодня на уроке я узнал …
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
- О чем это стихотворение?
- Выпишите ключевые слова, которые помогают почувствовать настроение стихотворения, его эмоциональную окраску?
- Проявляется ли в этом стихотворении человек? Как?
- Какие картины и образы предстают перед вами?
- Какие художественные средства помогают их увидеть? (по строфам)
- Выделите слова, в которых звуки, сочетания звуков помогают услышать поток шумящей воды?
- Вызывают ли эти звуки страх у человека? Какие чувства они вызывают?
- Определите стихотворный размер.
- Попытайтесь объяснить, почему поэт избрал именно этот размер.
- Выпишите из стихотворения глаголы. Какое общее значение имеет большинство глаголов? Почему?
- Какую роль играют восклицательные предложения?
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег.
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Предварительный просмотр:
«Язык природы в лирике Ф. И. Тютчева.
МБОУ лицей № 87 им. Л.И. Новиковой
Задачи урока : выработать механизм анализа стихотворения; развивать навыки работы с литературными терминами, практические умения по распознаванию худ. средств и определению их роли в выявлении главной идеи стихотворения; развивать устную монологическую речь, образное мышление, умение сопоставлять, навыки взаимодействия в группах.
Оборудование урока: компьютер, экран, карточки-задания, тексты стихотворений, схема анализа стихотворения, репродукция картины
На классной доске (экран) написана тема урока, эпиграф, висит схема анализа стихотворения. Через компьютер на экран проецируются необходимые понятия, иллюстрации.
Методы и приемы: 1. Объяснительно-иллюстративные (эвристическая беседа, работа с текстом, демонстрация компьютерных программ, выразительное чтение стихотворения).
2. Исследовательские (анализ языковых средств, сопоставление).
3. Проблемные (решение проблемной задачи).
Содержание урока соответствует программе, задачам урока.
Тип урока: обучение анализу лирического произведения.
Вид и структура урока: урок-исследование. В процессе работы учащиеся знакомятся с образцом анализа текста, выполненным опытным исследователем (на слух и зрительно), наблюдают за его действиями, делают выводы, затем выполняют аналогичную работу. При этом они опираются на заранее отработанную схему анализа, пользуются словарем, определяют стихотворный размер с помощью компьютерного тренажера. В процессе исследования учащиеся решают проблемный вопрос, учатся сопоставлять. Воспитательная направленность урока заключается в том, что дети учатся видеть красоту и величие родной природы, понимать тайные смыслы поэтического слова, убеждаются в его универсальности.
Основные этапы урока:
- Организационный момент.
- Этап актуализации.
- Этап мотивации.
- Исполнительный этап.
- Применение полученных знаний, умений, навыков.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
- Взаимооценка работы в группах
- Рефлексия.
На уроке сочетались разные формы учебной работы (индивидуальная, групповая, фронтальная), осуществлялось их чередование. Контроль за деятельностью учащихся осуществлялся на каждом этапе.
Своеобразие тютчевских пейзажей отчетливо видно в стихотворении, созданном в родовом имении Овстуг в 1846 г.:
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной.
И в то же время вечная изменчивость природы подчиняется другому закону – вечной повторяемости этих изменений.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Нередко в той картине мира, которую рисует Тютчев, за настоящим отчетливо проступает древний облик мира, первозданные картины природы. Вечное в настоящем, вечную повторяемость природных явлений – вот что пытается увидеть, показать поэт:
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой.
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальней слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся еженощный гул.
Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Представляя природу единым, дышащим, чувствующим живым существом, Тютчев оказывается близким античным мыслителям, например, Платону, который называл мир в его целостности одним видимым животным.
Резко выступая против своих оппонентов, не признающих в природе живое существо, Тютчев создает образ дышащего, живого, мыслящего, говорящего живого существа:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Хоть я и свил гнездо в долине,
Но чувствую порой и я,
Как животворно на вершине
Бежит воздушная струя
На недоступные громады
Смотрю по целым я часам, –
Какие росы и прохлады
Оттуда с шумом льются к нам.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство –
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего.
Какая жизнь, какое обаянье,
Какой для чувств роскошный, светлый пир!
То же слово передает всю красоту ночной Невы:
Нет искр в небесной синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Властью некой обаянны,
До восшествия Зари,
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари.
Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец –
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Люблю грозу в начале мая,
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом.
Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами, –
И задымилася гора
С своими черными лесами.
И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил, –
Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей,
Играют выси ледяные
С лазурью небе огневой.
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
Не случайно в этом стихотворении нет и образов играющей природы и играющих богов. Гроза уподобляется своей антитезе – сну, вялому, безотрадному. Столь же не случайно природа утрачивает и свой голос: гроза – это беседа глухонемых демонов – огненные знаки и зловещая тишина.
Смотри, как запад разгорелся
Вечерним заревом лучей,
Восток померкнувший оделся
Холодной, сизой чешуей!
В вражде ль они между собою?
Иль солнце не одно для них
И, неподвижною средою
Деля, не съединяет их?
Вражда не отменяет ощущения единства бытия, его слитности: Солнце объединяет мир, красота мира источником имеет – Любовь:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен
Весь день, как летом, солнце греет,
Деревья блещут пестротой,
И воздух ласковой волной,
Их пышность ветхую лелеет.
А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.
Отчетливо ощущая природу как некую извечную, живую силу, Тютчев стремится заглянуть за скрывающую ее завесу. Каждое природное явление обнаруживает это полное жизни существо:
Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала.
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало.
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою.
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник.
Словно строгий чин природы
Уступил права свои
Духу жизни и свободы,
Вдохновениям любви.
Словно, ввек ненарушимый,
Был нарушен вечный строй
И любившей и любимой
Человеческой душой.
В этом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз.
Столь же значима для Тютчева и способность природы плакать. Слезы – такой же знак подлинной жизни для Тютчева, как и улыбка:
И святое умиленье
С благодатью чистых слез
К нам сошло как откровенье
И во всем отозвалось.
Читайте также: