Приложение 8 класс конспект урока презентация

Обновлено: 06.07.2024

Методические приёмы: повторение, работа в парах, объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: таблицы, доска, компьютер

2 .Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.

3. Повторение сведений о приложении. Презентация

- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?

- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

4. Закрепление (Запись на доске)

  1. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).
  2. Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.
  3. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.
  4. Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.
  5. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.
  6. Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили
  7. Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.

Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?

5. Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

  1. Мальчик пастух заиграл на жалейке.
  2. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.
  3. Течёт Волга река почти через всю страну.
  4. Сумерки, но мы дети ещё на улице.
  5. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

  1. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  2. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.
  3. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.
  4. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.
  5. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

6. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?

  1. Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.
  2. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
  3. Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру.
  4. С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь.
  5. Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.
  6. Он работал как простой каменщик.

9. Проверка творческого задания (чтение сочинения- миниатюры на тему) (1 человек)

10. Индивидуальные задания

1. Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.

Берёзка – любимое дерево русского народа.

В.И.Даль – ровесник и друг А.С.Пушкина.

Звёзды – живые цветы неба. Москва – столица России.

2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.

Лев Николаевич Толстой много лет прожил в Ясной Поляне.

В Спасском-Лутовинове И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.

Норка разводится в питомниках.

3. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Бугорков любил Травкина, своего земляка–волжанина.
  2. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.
  4. Все знают Александра Блока, как гениального поэта

4. Прочитайте предложения и объясните расстановку знаков препинания

Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать.

5. Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире.

От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина.

Подводим итоги урока.

Озвучим составленный вами кластер.

1и 2 группы : упр.318

Данный конспект урока поможет доступно и понятно объяснить ученикам такую трудную тему как "Приложение".

ВложениеРазмер
Конспект урока по теме "Приложение" 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

( по учебнику для 8 кл .татар. сред. общеобразоват. шк ./ Л.Д.Умарова, Н.Н.Фаттахова,

Г.К.Хамзина, Н.А.Андромонова; Под ред. Л.З.Шакировой. – Казань: Магариф, 2007)

Цели: расширить представления учеников об определении; дать понятие о приложении;

развивать навыки монологической речи, навыки правописания приложений с определяемым словом, активизировать самостоятельную работу учеников;

воспитать любовь к русскому языку.

Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа по карточкам.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.

II. Актуализация знаний

- какие члены предложения называются главными?

- какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- расскажите о дополнении.

- что вы знаете об определениях?

2) лингвистическая разминка

Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга.

(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов очковая змея – название биологического вида; медвежья услуга – фразеологизм.)

Откройте учебники (стр.97). В тетрадях запишите сегодняшнюю дату, тему.

Особым видом определения является приложение, выраженное существительным.

Например, Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. У нас есть утёс основное существительное, и мы прикладываем к нему дополнительную информацию – великан. Как бы несогласованное у нас в данном случае определение, но оно согласуется с данным словом в падеже. Какого утёса? Великана.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Это согласованные приложения. Приложение отвечает на вопрос какой? Никогда не отвечает на вопрос чей?

Во время паводка река Амур широко разлилась.

Особый вид приложений – это несогласованные приложения. Ими являются имена собственные, обозначающие названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений. Они пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

Заметим, что сказуемые согласуются с именами нарицательными, значит, эти слова – главные, а приложения при них – имена собственные.

Врач Иванова начала приём с раннего утра.

( Врач приложение, потому что говориться о профессии.)

Инженер Петрова была отличным специалистом в области электроники.

Программист Жданова получила срочное задание.

Заметим, что сказуемые согласуются с именами собственными, значит, они и есть главные, а приложения при них – имена нарицательные.

Работа с таблицей

Пишется с дефисом

Пишется без дефиса

1. Нарицательные существительные +

+ нарицательные существительные: утёс-великан

2. Собственное существительное + нарицательное существительное: Москва-река

Нарицательное существительное + собственные существительные:

IV. Закрепление изученного материала

1.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение 180 (устно).

Прочитайте предложения и укажите предложения. Определите, что они обозначают (качество предмета, возраст, профессию, национальность и т.д.)

Волга-матушка, Ока-кормилица, Цна-голубка – качество предмета;

строитель-бетонщик, солдат-сапёр – профессия;

берёза-свечка – качество предмета;

озеро Кабан – географическое название;

река Конго - географическое название.

3. Работа по карточкам.

Запишите предложения, подчеркните приложение.

Как мы подчёркиваем приложения?

(двумя волнистыми чертами)

4. Словарный диктант с комментированием

Запишите словосочетания. Объясните употребление или отсутствие дефиса.

V. Подведение итогов урока

- Что такое приложение?

- Какие признаки оно может обозначать? (Качества предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.п.)

- Какие бывают приложения? (Согласованные и несогласованные.)

- Когда между приложением и определяемым существительным ставится дефис?

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Стр. 99, упр.182, стр. 101, контрольные вопросы, выучить правило

1. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 336с.

3. Сборник диктантов: 5-9 классы/ сост. В.Н.Горшкова. – М.: ВАКО, 2012. – 320с.

Презентация на тему: " ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс. Приложения – это определения, выраженные существительными, согласованными с определяемым словом в падеже." — Транскрипт:

1 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс

2 Приложения – это определения, выраженные существительными, согласованными с определяемым словом в падеже.

3 Что можот обозначать приложение?

4 Разлаичные качества предмота Указание на возраст Указание на национальность Указание на профессию Указание на родство Указание звания

5 Географические названия Названия газот, журналов, предприятий, художественных произведений и т.д.

7 Беседа по вопросам: - От какой части речи зависит приложение? - Что обозначаот? - На какой вопрос отвечаот? - Какой частью речи выражено?

10 Картина Февральская лазурь - одно из лучших полотен известного художника- пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещаот рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажотся, что подростки-деревца тоненькими вотками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.

11 Выделенные слова и есть приложения. Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений. - Как изменилось содержание текста? - Так какую же роль играют приложения в тексте?

12 Дефис ставится Дефис не ставится 1) Названия научных терминов. Бабочка-капустница, Рак-отшельник 1) одно - родовое, другое – видовое. Дерево береза Цвоток ромашка 2) Названия специальностей Врач -терапевт Учитель-филолог Водитель-комбайнер 2) Собственное слово после определяемого слова. Река Москва Гостиница Монгулек 3) Возраст, национальность, родство Девочка-подросток. 4) Собственное слово перед определяемым словом. Москва-река Приложения в некоторых случаях пишотся через дефис, в некоторых без дефиса. Рассмотрим правило.

13 Составляем опорную схему

15 Написать приложения к данным определяемым словам. Дерево (вид) Цвоток (вид) Солдат (национальность) Врач (специальность) Художественн ое произведение (название)

16 Спишите, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните приложения. Кто силач возьмот в охапку Холм Кремля богатыря? Кто саб…от зла…тую шапку У Ивана звонаря? Кто Царь колокол подым…т? Кто Царь пушку повернот? Шляпы кто гордец (не)с ним…т У св…тых Кремля ворот?

18 2. Отмотьте, что приложения не могут обозначать. А) имя (название) Б) образ действия В) звание Г) прозвище

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет создать условия для ознакомления со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласовия имен собственных, выступающих в роли приложения с определемым словом, использованию приложений в речи.

Приложение

Цели урока: Дать понятие о приложении. Расширить представления об определении. Развивать внимание к слову.

Задание: образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных

Проверь: чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, бой в двенадцать раундов, стол для компьютера.

Не имеют синонимов:

Очковая змея – название биологического вида;

Медвежья услуга – фразеологизм .

Осмыслим само понятие

Что мы можем назвать приложением?

Работа с теоретическим материалом. Среди определений особую группу составляют приложения- определения , выраженные именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Например: Ночевала тучка золотая на груди утёса- великана (М. Лермонтов)

Работа с теоретическим материалом.

1.Какой частью речи выражено приложение? 2.На какие вопросы отвечает? 3. Каким членом предложения является приложение?

А в сочетаниях инженер Петрова, врач Иванова, продавец Ильи на - наоборот, приложениями являются нарицательные существительные .

Для доказательства составь предложения , в которых одно из слов было бы подлежащим, а сказуемое выражалась бы глаголом в прошедшем времени.

Какие признаки могут обозначать приложения? возраст Качества предмета Националь ность признаки профессия Собственные наименования улиц, газет и т.д.

Какие признаки могут обозначать приложения?

Какие бываю приложения ?

Согласованные

На груди утеса- великана

Несогласованные

Оба сущ.:муж.р.,в род.п., ед.ч.

В каких приложениях форма падежа не изменяется при изменении главного слова?

Что общего у приложения и несогласованного определения?

Кольцо из золота

Проверь себя Утес- великан кольцо из золота Сущ . Приложение и несогласованное определения являются существительными

Утес- великан кольцо из золота

Приложение и несогласованное определения являются существительными

Чем отличается приложение от несогласованного определения? Утес- великан Кольцо из золота

Чем отличается приложение от несогласованного определения?

Кольцо из золота

Проверь себя. Утес- великан кольцо из золота один падеж разные падежи И.П. И.П Р.П .

Утес- великан кольцо из золота

один падеж разные падежи

Дефис между главным словом и приложением

1.Если приложение стоит впереди главного и его можно заменить согласованным определением:

Умница дочка ( умная дочка)

2.Если приложение является названием книги, улицы, профессии или занятия:

1.В сочетаниях имен нарицательных:

2.В сочетании имени собственного и нарицательного, если они сливаются по смыслу:

НО : река Москва

 К выделенным существительным подберите приложения с теми значениями, которые даны в скобках. 1. Сейчас я читаю повесть А. Пушкина (название). 2. Девушка (профессия) принесла телеграмму. 3. Здание гостиницы построили строители (национальность). 4. Сегодня в Большом театре состоится премьера оперы(название). 5. Отец читает газету (название). 6. На уроках литературы мы читали повесть (название), рассказ(название). 7. Всем классом мы ходили на футбольные матчи любимой команды (название ).

К выделенным существительным подберите приложения с теми значениями, которые даны в скобках.

1. Сейчас я читаю повесть А. Пушкина (название). 2. Девушка (профессия) принесла телеграмму. 3. Здание гостиницы построили строители (национальность). 4. Сегодня в Большом театре состоится премьера оперы(название). 5. Отец читает газету (название). 6. На уроках литературы мы читали повесть (название), рассказ(название). 7. Всем классом мы ходили на футбольные матчи любимой команды (название ).

Читайте также: