Конспект урока 5 класс речь монологическая и диалогическая речь

Обновлено: 03.07.2024


Ф.И.О. Акмаева Татьяна Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель освоения учебного содержания: дать понятие о диалоге, познакомить с понятием монолог.

- личностные - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому

- предметные - знать особенности монологической и диалогической речи, пунк­туационное оформление диалога на письме, научиться рисовать схемы предложений с прямой речью.

- метапредметные - способность извлекать инфор­мацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; сво­бодно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

- регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

- познавательные - извлекать актуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

- коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Основные понятия темы: диалог, монолог.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, экран.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная,

комментированное чтение, задания на установления соответствия, устный опрос,

рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом, тест, презентация к уроку.

Деятельность учащихся: различать образцы диалогической и монологической речи,

иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап мотивации к деятельности

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Включает учащихся в деловой ритм, приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих мест (слайд 1,2).

Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на продуктивную работу на уроке.

2.Этап актуализации

знакомство с новой темой.

Ребята, как вы думаете, зачем нужна человеку речь?

Слайд 3: - для общения друг с другом,

- для передачи различной информации,

- для сохранения информации.

Слайд 4: - Подскажите, пожалуйста, что изображено

в 1 группе картинок?

- Подскажите, пожалуйста, что изображено

во 2 группе картинок?

- По какому признаку картинки группируются?

Слайд 5: - Что изображено на 1 и 2 картинках?

- Чем они существенно отличаются?

Слайд 6: Диалог – смена говорящих, монолог – не происходит смена говорящих.

Мы посмотрели и прослушали небольшие фрагменты разговоров.

Вам нужно ответить на вопрос: сколько человек участвует в разговоре?

Мы с вами это выясняли не просто так. Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока. Разговор между двумя лицами называют диалог, одного лица – монолог, а слова каждого – реплики (слайд 8, 9).

Каждая реплика нового лица в диалоге пишется с новой строки и с большой буквы.

Перед репликой ставится тире.

Реплики могут сопровождаться словами автора.

Если сначала стоит реплика, а потом слова автора, то после реплики ставится запятая (если реплика- повествовательное предложение), восклицательный знак (если реплика -восклицательное предложение), вопросительный знак (если реплика- вопросительное предложение) и тире. Слова автора пишутся тогда с маленькой буквы.

Если сначала стоят слова автора, а потом реплика, то после слов автора ставится двоеточие, реплика пишется с новой строки с большой буквы, перед ней ставится тире. Слова автора тоже пишутся с большой буквы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Устная форма речи (говорим, слушаем), письменная (пишем, читаем).

Монолог – речь одного человека, диалог – разговор двух или более человек. А реплика – это слова каждого участника диалога.

Учащиеся в группах просматривают свои отрывки, затем от каждой группы один учащийся отвечает на вопрос.

Познавательные: воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; чтобы ответить на вопрос, анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно - следственные связи.

3.Этап локализации индивидуальных затруднений

- Предлагаю вам небольшой тест (слайд 10, 11):

Вставь пропущенные слова и узнай, какие правила общения во время диалога необходимо соблюдать:

1.В разговоре старайся затронуть такую тему, которая


и тебе, и собеседнику.
2. Учись внимательно


собеседника. Не перебивай, даже если очень хочется рассказать.
3. Не старайся говорить


, чем собеседник.

Прочитай монолог. К какому виду он относится?

Новый Год - пора чудес и волшебства.

Вокруг счастливые люди, которые дарят друг другу подарки, желают счастья и хорошего настроения, звучат фейерверки,

пахнет мандаринами. Я хочу пожелать вам чудес, здоровья,

больше уделять времени родным, больше путешествовать

и заниматься своими любимыми делами!

Монолог – рассуждение Монолог – оправдание

Монолог – описание Монолог – повествование

Монолог может быть в виде высказывания, обращённого не к слушателям, а к самому себе. Найди соответствующий фрагмент:

И отчего так быстротечна наша жизнь? Вот только аттестат,

казалось, на днях получил, попрощался с одноклассниками,

сдал первую сессию…зима, весна и вновь выпускной.

Куда же она мчится? Лишь в дни рождения успевает на ходу

махнуть своей лёгкой, еле уловимой во времени рукой.

Жители планеты! Природа – это самое ценное на нашей Земле,

это наши ресурсы, это наше богатство, это храм уединения и

преображения души. Как жаль, что в погоне за техническим

прогрессом, человек уничтожает этот храм, не думая о будущих

поколениях. Давайте будем заботиться о лесе, воздухе, животных!

Давайте будем внимательны и бережливы по отношению

Найди верное утверждение:

высказывается три человека

высказывается только один человек

высказывается сначала один человек, затем другой

Как называются слова в диалоге, обращённые к собеседнику? Р… П… И….А

6.Сколько реплик в данном отрывке Н.Носова?

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- Сейчас не могу: разучился.

7.Монолог – это речь одного человека.

В переводе с греческого, это слово состоит из двух частей.

На добрый привет – добрый ответ.

Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.

В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.

Без беды друга не узнаешь.

Приложение №1

Учащиеся решают тест в составе тех же групп, отвечает на вопросы другой представитель команды.

Познавательная: отвечают на вопросы учителя, выполняют учебно-познавательные действия; анализируют синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативная: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивная - адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане; осуществляют самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

4.Реализация построенного проекта:

а) сформулировать тему и цель урока;

б) обозначить логическую необходимость изучения этой темы

в) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

г) создать алгоритм отличия монолога от диалога

Слайд 12: Вы встретились с этим в тесте. Существуют различные виды монологов: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, монолог-оправдание, монолог-поздравление.

- Давайте теперь прослушаем аудиозапись (диалог и монолог), попробуем определить, где у нас встретился монолог, а где диалог (слайд 13).

Упражнение 3.1 (приведены отрывки, нужно догадаться о количестве участников разговоров).

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Определяют учащиеся тип речи, к которому относятся слова и составляют с ними предложения.

Динамическая пауза.

Физкультминутка (под видео) слайд 14.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим.

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют элементарные физические упражнения

5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

А) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

Б) проверить свое умение применять изученный способ;

В) развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

- Теперь поиграем в эстафету (работа в группах): с последней парты передаем листок, на котором каждый пишет небольшое предложение, содержащее монолог или диалог, соблюдая знаки препинания.

Ребята активно принимают участие в выполнении упражнения, а также в эстафете.

После завершения эстафеты, двоим учащимся предлагается стать помощниками учителя. Затем они зачитывают полученные монологи и диалоги.

6. Включение в систему знаний и повторение

обобщение полученных на уроке сведений.

Ребята делают заметки в своих листах индивидуальных достижений (приложение №2).

7. Рефлексия учебной деятельности

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных: оформление листа индивидуальных достижений (приложение № 2).

Спасибо всем за работу.

8. Домашнее задание.

Слайд 18: Параграф 1, упражнение 6.1: составьте монолог, который мог бы произнести один из участников общения;

упражнение 8 (проектная деятельность): подготовьте интервью с членами вашей семьи о Вов.

Учащиеся записывают домашнее задание. А также задают вопросы, если что-то осталось непонятным.

Тест для групповой работы:

Вставь пропущенные слова и узнай, какие правила общения во время диалога необходимо соблюдать:

1.В разговоре старайся затронуть такую тему, которая


и тебе, и собеседнику.
2. Учись внимательно


собеседника. Не перебивай, даже если очень хочется рассказать.
3. Не старайся говорить


, чем собеседник.

Прочитай монолог. К какому виду он относится?

Новый Год - пора чудес и волшебства.

Вокруг счастливые люди, которые дарят друг другу подарки, желают счастья и хорошего настроения, звучат

фейерверки, пахнет мандаринами. Я хочу пожелать вам чудес, здоровья,

больше уделять времени родным, больше путешествовать

и заниматься своими любимыми делами!

Монолог – рассуждение Монолог – оправдание

Монолог – описание Монолог – повествование

Монолог может быть в виде высказывания, обращённого не к слушателям, а к самому себе. Найди соответствующий фрагмент:

И отчего так быстротечна наша жизнь? Вот только аттестат,

казалось, на днях получил, попрощался с одноклассниками,

сдал первую сессию…зима, весна и вновь выпускной.

Куда же она мчится? Лишь в дни рождения успевает на ходу

махнуть своей лёгкой, еле уловимой во времени рукой.

Жители планеты! Природа – это самое ценное на нашей Земле,

это наши ресурсы, это наше богатство, это храм уединения и

преображения души. Как жаль, что в погоне за техническим

прогрессом, человек уничтожает этот храм, не думая о будущих

поколениях. Давайте будем заботиться о лесе, воздухе, животных!

Давайте будем внимательны и бережливы по отношению

Найди верное утверждение:

смена говорящих высказывается три человека

высказывается сначала один человек, затем другой

высказывается только один человек

5.Как называются слова в диалоге, обращённые к собеседнику?

6.Сколько реплик в данном отрывке Н.Носова?

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- Сейчас не могу: разучился.

7.Монолог – это речь одного человека.

В переводе с греческого, это слово состоит из двух частей.

монос (один) ди (два) логос (речь) биос (жизнь)

На добрый привет – добрый ответ.

Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.

В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.

Без беды друга не узнаешь.

Лист индивидуальных достижений: ___________________________________________________ 5 класс

- хотелось бы узнать больше

1. Умею определять тему и цель урока

2. Умею самостоятельно работать с текстом

3. Умею составлять схему, алгоритм

4. Умею применять правило при выполнении заданий

5. Умею работать в паре

6. Умею работать в группе

7. Умею конструировать текст

8. Умею осуществлять самооценку

9. Самооценка за урок.

Всё понял, смогу объяснить другому. (5 баллов)

Сам понял, но объяснить другому не смогу.(4 балла)

Необходимо повторить тему.

Список источников информации:

Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

Мультимедийные пособия: уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс, презентации к урокам.

Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук . Институт русского языка им. В. В. Виноградова . - 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

Урок развития речи. Учащиеся учатся оформлять диалог на письме.

ВложениеРазмер
monologicheskaya_i_dialogicheskaya_rech.docx 21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку по ФГОС

Учебник: УМК. (Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А.Ладыженской.)

Тема: Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.

Учитель русского языка и литературы: Панькова З.В.

Тип урока. Урок развития речи

Образовательные : 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).

2.Формировать язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами обучения воспитывать интерес и любовь русскому языку, к окружающему миру.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: компьютер, проектор, принтер, тесты для инд. работы.

Цель как деятельность учеников.

М/к: договариваться о совместной деятельности, оказывать друг другу необходимую помощь, составлять план и работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме.

3ЛР: характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать устные речевые высказывания в учебно­научном стиле.

5/4ЛР: различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме.

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

Учитель собирает листочки с предложениями для языковой разминки, чтобы в дальнейшем использовать их на уроках.

Один из учеников предлагает свой вариант языковой разминки (предложение с прямой речью) и задания к этому предложению всему классу.

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Задавать вопросы, формулировать задания.

III. Словарный диктант.

– Записать слова в столбики:

– Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает?

– Подчеркните орфограммы­непроверяемые буквы гласных.

– Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)

Проводится словарная работа с этими словами.

Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.

IV. Формулирование темы и целей урока.

– Сегодня на уроке слова диалог и монолог являются ключевыми. Дополните группу ключевых слов словами: речь, знаки препинания . Сформулируйте тему и цели урока.

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.

V. Обобщение и углубление изученного.

1. Упр. 252 и монологический текст (на выбор) у каждого на столе – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.

Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, затем представляют связный ответ по плану.

– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?

– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?

– Каковы особенности оформления диалога на письме?

Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?

3. Чтение определения диалога в рамке .

– Что такое реплика?

– Сколько реплик в тексте упр. 253 ?

– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)

4. Упр. 254 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.

– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).

– Сравните их с правилом в рамке

– Изобразите диалог в виде схемы.

5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.

– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)

– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)

– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?

б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5­го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания .

1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.

4. Слушать и слышать друг друга.

– Задайте вопросы по теме урока.

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

1. § 49 (правила и определения в рамках).

2. У пр. 255 . Составить рассказ с диалогом по иллюстрации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.


Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур.


повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п.


Конспект урока по русскому языку в 5 класс. "Обращения. Знаки препинания при обращении"

Знакомство с обращением в игровой форме.


Презентация у уроку письма и развития речи "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Презентация составлена для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС для лиц с нарушениями интеллекта.


Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка (5 класс)

Разновидности речевого общения: устная и письменная, монологическая и диалогическая речь

Цель: дать учащимся понятие о монологическая и диалогическая речь, познакомить с основными правилами общения, формировать умение составлять и разыгрывать диалоги в соответствии с предложенных ситуаций с соблюдением правил общения, умение поддерживать диалог на определенную тему, правильно интонировать реплики диалога; воспитывать вежливость, толерантисть, уважительное отношение к собеседникам; развивать мышление и речь, в частности диалогическое; уточнять и обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй их речи.

И. Организационный момент

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Виды речевого общения вы помните ?

- Что называется диалогом ?

-Что называется монологом ?

IV. Изучение нового материала

* Работа с учебником ст. 28

Упражнение 29 (устно )

Речь бывает устная и письменная. Когда мы слушаем или говорим, то прибегаем к устной форме речи, когда пишем или читаем – к письменной.

Необходимо объяснить пятиклассникам, что речь существует в форме диалога или монолога.

Диалог-разговор двух или нескольких человек. Монолог-высказывание одного лица.

Диалог осуществляется при условии непосредственного контакта лиц, которые общаются, каждый из собеседников то говорит, то слушает. Поэтому диалогическая речь состоит из чередования высказываний обоих (или нескольких) собеседников. Высказывания участников диалога называются репликами. Диалогическая речь существует в устной форме. В письменной форме диалог используется большей частью в художественных произведениях .

Следует объяснить учащимся, что реплику, которая начинает общение, называют репликой-стимулом, она побуждает собеседника к ответу или действию. Реплику, звучащую в ответ, называют репликой-реакцией.

Нужно объяснить, что, вступая в общение, собеседник имеет конкретную цель – что-то сообщить, получить информацию, побудить, убедить.

Достижению цели общения способствует установление между собеседниками взаимопонимания и дружелюбного отношения друг к другу. Именно для установления контакта используются формулы речевого этикета (слова вежливости).

V. выполнение упражнений на закрепление.

* Упражнение 30 устно, 31 письменно ( ст. 31 ОПР. )

* Упражнение 32 устно, 34 письменно, или

* Разбившись на пары, составить и разыграть диалоги, возможные по очерченным ниже ситуациям. Особое внимание обратить на употребление этикетных формул (слов вежливости).

* Делог между пятиклассником и его первой учительницей. Цель ученика-говорящего – поздравить учительницу с праздником Первого сентября, поблагодарить за науку, выразить готовность оказать в случае необходимости любую помощь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе

Тип урока: комбинированный (повторение, получение новых знаний, развитие речи)

развитие речи и мышления, коммуникативных навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в различных сферах и речевых ситуациях;

совершенствование знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях, стилистических ресурсах и основных нормах русского языка и речевого этикета; обогащение лексикона и расширение круга используемых языковых средств;

формирование анализаторских способностей, умения разделять языковые факты по различным признакам, оценивать их с точки зрения соответствия языковой и литературной норме, сфере и ситуации общения;

совершенствование навыка осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

использование полученных знаний и умений в ежедневной речевой практике.

Образовательные:

1. Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме;

2. Формировать речеведческие умения.

Развивающие:

1. Развивать устную и письменную речь учащихся.

2. Развивать дикцию, расширять словарный запас, кругозор учащихся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные:

1. Формировать интерес и любовь к русскому языку, к общению, к окружающему миру.

2. Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Методы: словарная работа, фронтальный опрос, слово учителя, анализ текстов, заполнение таблицы

Проверка домашнего задания (пересказ статьи учебника)

Словарная работа

Запишите слова вместе со мной в 2 столбика (точно также, как и на доске):

Дирижер Маршрутный

Инженер Очевидный

Аллея Независимый

Легенда Огуречный

Облако Лагерный

Галерея Образный

Эти слова вы должны выучить к следующему уроку на словарный диктант (записываем домашнее задание)

Определение темы урока

Что объединяет слова первого и второго столбиков? (они все словарные)

А что их различает? ( в первом столбике существительные, во втором – прилагательные).

Вспоминаем понятия существительного и прилагательного

Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)

Что такое монолог? ( Вид речи, в котором говорит лишь один человек)

А что такое диалог? (Вид речи, в котором говорят два человека попеременно).

Запишите тему в тетради.

Актуализация знаний, объяснение нового материала

На прошлом уроке мы выяснили, что для того, чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим свою речь.

Давайте-ка вспомним, какие условия необходимы для того, чтобы совокупность речевых средств стала речью? ( для того, чтобы возникла речь необходимо наличие говорящего и слушающего, потребность в речи, владение одним и тем же языком).

Итак, речь бывает монологической и диалогической (еще раз повторяем понятия монолога и диалога, записываем определения в тетерадь).

Закрепление нового материала, слово учителя

Взгляните на упражнение №14 в учебнике. Прочитайте внимательно текст и определите, где находится монологическая речь, а где – диалогическая.

Какие особенности диалогической речи вы заметили?

( в оформлении, в содержании – содержание речи второго говорящего соответствует содержанию речи первого говорящего, имеет единую структуру)

Заполнение таблицы по теме урока

«Монолог и диалог: основные черты и различия

один говорит, остальные слушают;

представляет собой последовательный рассказ на определенную тему;

требует предварительного обдумывания и подготовки;

не предполагает непосредственного отклика слушающих;

жанры – научная статья, газетная заметка, репортаж, школьное сочинение, письмо, рецензия, отзыв и др.

число общающихся – два и более;

состоит как минимум из двух реплик;

представляет собой активный обмен фразами или мнениями;

Нажмите, чтобы узнать подробности

зависимости от ситуации, пользуясь таблицей; формировать культуру речи, учитывая место и цели общения.

проверить умение учащихся составлять диалоги на различные темы, учитывая ситуации общения; формировать навыки разыгрывания диалога , развивать навыки оформления диалога на письме; воспитывать толерантность учащихся по отношению друг к другу.

Разработка урока по русскому языку , 5 класс

Тема: Урок развития речи. Ситуация общения: тема, адресат, место, цель Речь монологическая и диалогическая. Составление и разыгрывание диалогов этикетного характера по данной ситуации общения.

о составляющих элементах общения и речи; обучать грамотному общению в

зависимости от ситуации, пользуясь таблицей; формировать культуру речи, учитывая место и цели общения.

проверить умение учащихся составлять диалоги на различные темы, учитывая ситуации общения; формировать навыки разыгрывания диалога, развивать навыки оформления диалога на письме; воспитывать толерантность учащихся по отношению друг к другу.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: записи на доске, учебник по русскому языку для 5 класса под ред.

Т.А. Ладыженской , раздаточный материал ( таблица одна на парту).

Тип урока: вводный,урок-беседа

Ход урока

Хорошую речь хорошо и слушать.

Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть.

I.Организационный момент

2) Запись в тетради даты, темы урока и эпиграфа.

II.Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности учащихся

Проверка домашнего задания

- Что такое язык- Какая его основная функция?

- Какие средства общения вы знаете, кроме языка-

- Сколько в мире существует языков?

- Какая главная особенность русского языка?

- Объясните.чем отличаются язык и речь?

- Какое бывает общение? Объясните.

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
(В. Шефнер)

Как вы можете объяснить эти слова?

Какие из пословиц о языке, о речи вы запомнили из предыдущих уроков?

-Какова же цель урока?( Дети с помощью учителя ставят цели и задачи урока)

III. Объяснение нового материала

Чем является язык с точки зрения общения? (Средством)

Какими способами при помощи языка мы можем донести ин-формацию? (Письменно и устно)

Представим себе различные ситуации (темы).

2. Таблица (одна на парту)

Во всех ли ситуациях вы будете рассказывать одинаково?

Чем эти ситуации отличаются?

Внимательно слушайте выступающих, не перебивая их.

Обращайтесь к ним вежливо.

Говорите ясно, точно излагая свою мысль.

Обязательно здоровайтесь и прощайтесь.

Работа с учебником: Пар. 49, стр.116

Диалог – это разговор двух лиц. ( запись в тетраде)

ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ ДИАЛОГА

2) Собственно диалог.

1. Темы для составления диалогов (на выбор учащихся)

Написаны на доске:

• Посещение музея, театра. (Обсуждают друзья)

• Зачем нужно хорошо учиться? (Мама и учащийся)

• Что такое коллектив? (Обсуждают друзья)

• Труд и лень. Что я о них думаю? (Муравей и стрекоза)

2. Правила составления диалога

• Время для составления диалога — 10 минут.

• От каждого лица — 4-5 реплик.

• В диалоге высказывать свое мнение, приводить доказательства, делиться знаниями.

• Использовать формулы речевого этикета.

• Соблюдать нормы литературного языка.

• Грамотно оформить диалог в тетради и разыграть перед классом.

IV.Закрепление материала

- От чего зависит наше общение?

- Что такое диалог?

-Какие правила составления диалога?

V. Домашнее задание

Выучить конспект в тетради для правил.

Выполнить Упр.254 стр.118 ( письменно)

V I Рефлексия ( подведение итогов)

сегодня я узнал.

было интересно узнать, что…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).


-75%

Читайте также: